Что говорит библия о браке и семье

Что говорит библия о браке и семье

Что говорит библия о браке и семье. Смотреть фото Что говорит библия о браке и семье. Смотреть картинку Что говорит библия о браке и семье. Картинка про Что говорит библия о браке и семье. Фото Что говорит библия о браке и семье

Божественное происхождение брака указано в книге Бытие. «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Бытие 2:23-24). Бог создал мужчину, а потом женщину из его кости. Как записано, Бог «взял одно из ребер его» (Бытие 2:21-22). Использованное здесь еврейское слово буквально означает «бок человека».

Таким образом, Ева была взята из «бока» Адама и она должна быть рядом с ним. «И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Бытие 2:20). В оригинале слова «помощника, подобного ему» – это одно слово. Это слово «эзер», которое происходит от первичного корневого слова, означающего окружать, защищать, помогать или помощник. То есть, оно подразумевает помощь, содействие или поддержку. Ева была создана находиться рядом с Адамом как его «половинка» и быть ему в помощь. Мужчина и женщина в браке становятся одной плотью. Новый Завет добавляет предупреждение к этому «единству»: «Так что они одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матфея 19:6).

Есть несколько посланий апостола Павла, говорящих об основных принципах библейской позиции относительно брака и о том, как возрожденные верующие должны действовать в рамках своих брачных отношениях. Один такой текст мы находим в 1 Коринфянам, глава 7, а другой – в Ефесянам 5:22-33. Вместе эти тексты дают верующему библейские принципы, которые могут быть использованы для формирования основы брачных отношений, угодных Богу.

Текст в Послании к Ефесянам является особенно сильным в своем отношении к успешному библейскому браку. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Ефесянам 5:22-23). «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (5:25). «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (5:28-29). «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (5:31).

Когда эти принципы избраны мужем и женой в гармонии с их отношениями как возрожденных верующих, в этом и заключается библейский брак. Это отношения не односторонние, но такие, которые соответствуют идее Христа как главы мужа и жены вместе. Таким образом, библейская идея брака заключается в единстве двух индивидуумов, которое отражает единство Христа с Его Церковью.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Источник

Православная Жизнь

Именно брак, по мнению Адама, стал причиной разлучения человека с Богом: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12). И Евино прельщение «будете, как боги» (Быт. 3:5) – не есть ли попытка создания автономной от Бога семьи? О браке в Свете Евангельского учения – наша беседа с протоиереем Георгием Климовым.

Что говорит библия о браке и семье. Смотреть фото Что говорит библия о браке и семье. Смотреть картинку Что говорит библия о браке и семье. Картинка про Что говорит библия о браке и семье. Фото Что говорит библия о браке и семье

– Отец Георгий, чем Новозаветное учение о браке исполняет Ветхозаветное?

– В Евангелии Господь возводит учение о браке на новую максимально доступную для человека высоту. Когда фарисеи подходят к Господу и, искушая Его, спрашивают: «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» (Мф. 19:3), – Он отвечает: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими» (Мф. 19:8). Брак был дан как школа любви, а жестокосердие свидетельствует о том, что брак извращен: супруги стали совершенствоваться не в любви, а во зле. Однако Спаситель указывает, что есть только одна причина, по которой допустим развод, – это вина прелюбодеяния. Толкователи поясняют, что в данном случае развод является лишь констатацией того, что брак уже разрушен. В ином случае: «кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот, – говорит Господь, – прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:8). Потому что «Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их» (Мф. 19:4) – для брачного союза одного мужчины с одной женщиной, абсолютного и постоянного единения, чтобы не впасть ей в искушение, как это случилось с Евой в Раю (Быт. 3:1–6).

– Выслушав Господа, даже апостолы сказали: «Если такая обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф. 19:10).

– «Не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф. 19:11), – отвечает Господь и далее развивает учение о девстве: «…есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12). Но и истинный брак невозможен без Божественной благодати. Это выше сил падшего человеческого естества – хранить верность и любовь даже по отношению к самому близкому человеку. Ибо «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Быт. 2:24; Мф. 19:5). У одного подвижника благочестия спросили: «Чем отличается брак от любодеяния?» (для современности это очень актуальный вопрос). И он ответил: «На первый взгляд немногим: в любодеянии нет третьего, Благословляющего».

– Однако есть подстрекающий ко греху.

– Да, и апостол Павел говорил: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7:5). Рассуждая о том, зачем вообще человек вступает в брак, он отмечал: «если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7:9). И там же: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор 7:2). Таким образом, в Новом Завете брак рассматривается в качестве подспорья для жизни в воздержании. Господь в Нагорной проповеди говорит: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:27–28). Новозаветный брак призван венчать человека на царство – владычество над своими страстями, похотью. Церковный учитель II в. Климент Александрийский в «Строматах» говорит о том, что идеал христианского брака требует, чтобы муж избавился от похоти даже к своей собственной жене. Это та высота брачных отношений, которая задана в Евангелие. «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27). Благодатный освященный Церковью брак способен подготовить человека к жизни в Царствии Небесном. Поэтому на вопрос саддукеев о семи мужьях одной жены (Мф. 22:23–28) Господь отвечает: «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22:30). Верующий человек, готовясь к пакибытию, должен очиститься от всякой скверны плоти и духа. В частности, преодолеть свою похоть, которая гнездиться в глубинах нашего падшего естества.

– Апостол Павел пишет: «Не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1Тим. 2:14). Адам же по сути предал Бога из-за супружницы, что неоднократно повторяется в Ветхом Завете даже среди самых праведных Богопочитателей: царь Давид ходил пред Богом, а из-за Вирсавии сделал «зло в очах Господа» (2 Цар. 11:27), царь Соломон – сама премудрость, и тот из-за женщин помрачился в разуме. Чему учит Евангелие?

– «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26). В Новом Завете в центре жизни человека – Христос, и абсолютно все должно быть направлено ко Христу, совершаться ради Христа. В том числе – брак. И это залог крепости и спасительности брачных отношений. Человек в новозаветном браке призван к спасению собственной души и душ всех своих домочадцев.

– У апостола Павла сказано: «жене глава – муж», но это при том, что «всякому мужу глава Христос» (1 Кор. 11:3). Жена идет за мужем, если в нем сияет Христос, а если не сияет, за кем идти-то?

– Трагедия современных христиан состоит в том, что многие приходят ко Христу уже будучи в браке. Если верующая, выйдет замуж за неверующего – ответственность исключительно на ней. Другое дело, если замужняя женщина воцерковляется. Здесь всегда необходимо искать компромисс – не с совестью, а по ситуации. Для женщины главное не отпугнуть домочадцев от христианства своим фанатизмом, а наоборот явить всю красоту Православия. Сказано же у апостола: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3:1–2). Когда муж почувствует, что по отношению к нему и к детям чувства его супруги изменились, стали светлее, теплее, то он и без вероучительных наставлений рано или поздно все поймет, и сердце его откликнется на истину. Но все-таки в каждом конкретном случае все должно решаться индивидуально при совете опытного духовника.

Что говорит библия о браке и семье. Смотреть фото Что говорит библия о браке и семье. Смотреть картинку Что говорит библия о браке и семье. Картинка про Что говорит библия о браке и семье. Фото Что говорит библия о браке и семье

Евангелие от Матфея

– Ветхий Завет знал безусловное подчинение женщины мужчине. А в Новом Завете сказано: «несть ни мужеский пол, ни женский: вcи бо вы едино есте о Христе Иисусе» (Гал. 3:28) – то есть подчинение имеет смысл, пока единения со Христом не состоялось?

– «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5:25,33). Святитель Феофан, толкуя последние слова, объясняет: страх жены перед мужем – сродни здесь страху Божию, это боязнь обидеть, оскорбить его любовь к ней. Когда муж и жена любят друг друга, никаких вопросов о субординации уже не возникает. Каждый полагает душу свою (в смысле: жизнь) за другого. А там, где есть самопожертвование, всегда – мир, согласие и полное взаимопонимание. Заповедь на то и дана, чтобы отношения возвести к идеалу.

– Какие в Евангелии даются образы брачных союзов?

– Евангелие мало говорит о брачном союзе, но о браке говорит. Первое чудо Господь совершает на Браке в Кане Галилейской. Самим Своим присутствием на свадьбе Христос уже утверждает святость брачных уз. Апостол Павел говорил, что в последние времена брак будут считать скверной. Но Церковь всегда будет держаться Евангельского учения о том, что брак есть установление Божие. Начинаясь с естественного влечения брачующихся друг к другу, брак должен «воду» человеческих отношений преобразить в «вино» богообщения. Вода прозрачна – это символ чистоты. А может быть, слез и пота – терпения и труда. Вино имеет цвет крови. Предполагает самопожертвование супругов. Так в христианском браке человек, учась жить для другого, приобщается подлинной жизни во Христе, и брачная любовь претворяется в духовную. Помните, как домоправитель сказал жениху: «Лучшее вино сберег доселе» (Ин. 2:10).

– Почему в Ветхом Завете доминируют образы брачной любви между мужчиной и женщиной, а в Новом Завете, как Вы сказали, образов брака мало, и брачная символика обращена уже в сферу духа?

– Иудеи потому так тщательно блюли заповедь: «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 9:1), что ждали Воплощения Мессии. И каждый надеялся, что он так или иначе послужит орудием Промысла Божия в исполнении обетований. Девство считалось отклонением от нормальной жизни, отсутствие детей – проклятием. Обет девства мог даваться только на время, а после срока его истечения назареи возвращались к обычной, в том числе брачной жизни. Новый Завет открывает перед человеком недосягаемую ранее высоту святости, указывает ту небошественную стезю, по которой осуществляется возвращение в Царствие Небесное. А образом Царствия Небесного в самом Евангелии и для святых отцов как раз является символика брачного пира.

– Мы привыкли к тому, что материальный мир со всеми его отношениями – есть прообраз духовного. Родители даны детям во образ отношений с Самим Богом: слушаясь и чтя отца и мать свою ребенок с детства навыкает послушанию Отцу Небесному. А что из сферы духа прообразует собой брачный союз мужа и жены?

– «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:32), – пишет апостол Павел. Брачный союз прообразует брак Агнца Христа с Невестой Церковью. В Евангелии Господа часто именуют Женихом. Иоанн Креститель свидетельствует своим ученикам, что он есть друг Жениха (Ин. 3:29). Сам Христос на вопрос фарисеев и учеников Иоанна Предтечи: «почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» (Мф. 9:14), – отвечает: «могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» (Мф. 9:15) Точно так же Господь в притче о десяти девах, называет Себя Женихом, Который замедлил (Мф. 25:1–13). Это уподобление Христа Жениху свидетельствует только об одном – истинные отношения со Христом могут быть только у того, кто Христа любит, уневещивает свою душу Христу.

– Как уневестить душу Христу?

– Очищением через покаяние и жертвенным исполнением заповедей Христовых. Сначала заповеди показывают нам, насколько мы немощны и в плане своего внутреннего, а может быть, и внешнего опыта нечистоплотны, затем помогают возжелать чистоты, которая в свою очередь уже ходатайствует за человека о получении им дара Божественной Благодати как возвращении брачных одежд.

– Можно ли говорить о том, что существует определенная взаимосвязь между тем, что в Четвероевангелии Церковь уподобляется Невесте, а в Апокалипсисе, например, о ней говорится уже как о жене, находящейся в муках рождения (Откр. 12:1–2)?

– Этот образ появляется уже в конце Евангелия от Иоанна, когда на Тайной вечери Господь перед Своими Страстями, предрекая и апостолам гонения, ободряет их: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 15:20–21). Апостол Павел пишет в Послании к Галатам: «Дети мои, я снова в муках рождения, покуда не изобразится в вас Христос» (Гал. 4:19). В православной богословской традиции наряду с образом Церкви – Невесты Христовой – важен образ Матери-Церкви. Также и человек, когда он соединился с Господом, уже не может не рождать в благодатную жизнь других: «которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1:13). «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя», – говорил преподобный Серафим Саровский.

– Каждый христианин переживает в своей жизни осуществление Евангелия, когда поначалу Господь близь есть, а потом как бы отступает, оставляя человека одного – будто, возносясь на Крест, привлекает к Себе…

– Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: твоя вера не будет истинной до тех пор, пока ты не восчувствуешь того, что вдовствуешь душой ко Христу. Если мы всмотримся в жития святых, то увидим, что их подвиг и святость определялись тем, как они чувствовали и осознавали, что в их жизни должен быть Христос, но Его не было. Почему преподобный Серафим Саровский 1000 дней и ночей молится на камне?

– Потому что впустил в душу помысел, что достоин настоятельства. И Господь от него отступил, Он смиренный.

– Преподобный Серафим каялся. Он не какой-то благочестивый обряд совершал, чтобы удостоиться за свое стояние чего-то взамен, а воздевал свои руки, как на распятии. «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 19–20). Только так мы можем соединиться со Христом. И в этом печаловании подвижника – глубочайшая потребность его души слиться с Тем, Кого душа ищет. Ничего не надо – только быть со Христом! И сораспятие желанно, потому что избавляет от этой муки разлучения с Любимым. Образ такой любви мы найдем в человеческих отношениях. Например, девушка любит молодого человека, и он ее любит. Вдруг этот самый желанный для нее человек из ее жизни исчезает. И ей тогда уже ничего не хочется: ни есть, ни спать, вообще ничего, а только встречи с тем, кого она утеряла. «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15)

– То есть Господь отступает необязательно вследствие какой-то измены Ему, духовного прелюбодеяния?

– Да, иногда Господь отступает, чтобы мы пришли в достоверное познание этой величайшей трагедии человечества. У нас в жизни много развлекающих моментов: от плоти, от мира, от бесов. А подвижник, когда ему открывается смысл, он только «на единого взирает Бога, Бога единого желает, Богу единому прилежит, Богу единому угодить старается» (преподобный Феодор Студит). Когда преподобному Силуану открылась любовь, явленная человечеству во Христе, тогда все, чем может дорожить человек в этом мире, превратилось в ничто. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что отступление Господа от христианина, оставление его – всегда свидетельствует самому подвизающемуся о превысшей все и вся драгоценности отношений со Христом, и поскольку дар неоценим, то и приобретается он через такие пот и кровь, пролив которые, подвижник уже никогда не отступится от Приобретенного через такой подвиг. То, что легко приобретается, легко и теряется. Все подвижники шли по этой узкой стезе болезнования, самоотречения, стеснения и скорбей. «Христовою любовью уязвися преподобный», – мы часто слышим эти слова. А что такое язва? Это открытая кровоточищая рана. Любовь ко Христу – да так, чтобы душа в кровь! И по-другому возлюбивший Распятого не может. Каково сокровище, таков по сложности и путь к нему. «Но, – восклицает один подвижник благочестия, как много людей опьяненных собой, и как мало – раненных насмерть любовью к Богу!»

– Может быть, есть еще путь: обратиться и стать, как дети (ср.: Мф. 18:3), чтобы Господь сжалился и снизошел к нашему немощствующему младенчеству?

– Сегодня зачастую самый важный для верующего человека вопрос: как стать духовным? Если духовен, я как будто уже спасен. А ребенок он вовсе не мучается вопросом: духовен он или не духовен. Он просто живет. Такой, какой есть. Ему плохо – он плачет, хорошо – смеется, голоден – просит покушать, сыт – песни поет. Вот эти предельно простые без всякого надевания масок доверчивые и любвеобильные отношения дитя к родителям и есть то, к чему мы должны вернуться в общении с Богом. Поэтому, когда мы пересказываем жития святых или пытаемся кому-то описать старца, мы просто говорим: «Да он, как ребенок!» Никакой лжи, никакого лицемерия.

– Считается, что дети не исповедуются до семи лет, потому что у них просто нет разграничения на внешнюю и внутреннюю жизнь: каков он внутри, таков и снаружи. Зачем исповедоваться: все на виду. Однако почему Евангелие заповедует таится? Жизнь с Богом должна быть по-детски непосредственной, но при этом сокровенной, о ней вообще никто вокруг не должен догадываться.

– Одной из самых серьезных проблем человека является тщеславие. Тщетно славимся. В то время как человек должен быть прославлен от Бога: «и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 8:4). Воздаст таким обилием благодати, что человек будет переживать присутствие Бога и Его блага как реальность. Но когда человек не может этого достигнуть, он из-за уныния пытается заменить истинное благо на нечто компенсирующее. Это могут быть внешние похвалы: да ты святой, как ты выглядишь, Дух Святой в тебя вселился, да ты духоносец, – и для человека этого часто бывает достаточно. Но тогда на этих людях сбываются слова: «они уже получили свою награду» (Мф. 6:5). Христос принципиально и категорически призывает все свои возможности и способности в деле богообщения прятать, чтобы не увидел тебя другой. Помните, Христос говорит: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин. 5:44). То есть человек не может истинно, правильно верить во Христа, если ищет славы от людей.

– Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что когда бумага пропитана маслом, она уже не принимает в себя воды, – объясняя тем самым, почему у человека, когда Он с Богом, нет влечения к лицам противоположного пола. Точно также ребенок не знает проблемы пола – половинчатости, он целостен. Может быть, еще и в этом смысле можно воспринять призыв Господа: «станьте, как дети»?

– Ребенок любвеобилен ко всем, кто его окружает. Ему, чтобы начать общаться с человеком, не надо наводить о нем справок. Он доверчиво вступает в отношения и любит всех, не делая разграничения между людьми. Он бескорыстен, прост, ровен в отношении со всеми. Потому что он внутренне чист. К такой любви, безусловной и открытой, призывает и нас Господь. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Чего еще желать любящей Бога душе?

Источник

Новый Завет о браке

Вза­им­ные права и обя­зан­но­сти супру­гов

1‑е Посла­ние Апо­стола Петра ( 1Петр.3:1-2,7 ):
Также и вы, жены, пови­нуй­тесь своим мужьям, чтобы те из них, кото­рые не поко­ря­ются слову, житием жен своих без слова при­об­ре­та­емы были, когда увидят ваше чистое, бого­бо­яз­нен­ное житие.
Также и вы, мужья, обра­щай­тесь бла­го­ра­зумно с женами, как с немощ­ней­шим сосу­дом, ока­зы­вая им честь, как сона­след­ни­цам бла­го­дат­ной жизни, дабы не было вам пре­пят­ствия в молит­вах.

Апо­стола Павла 1‑е посла­ние к корин­фя­нам ( 1Кор.7:3 ):
Муж ока­зы­вай жене долж­ное бла­го­рас­по­ло­же­ние; подобно и жена мужу.

Апо­стола Павла посла­ние к колос­ся­нам ( Кол.3:18-19 ):
Жены, пови­нуй­тесь мужьям своим, как при­лично в Гос­поде. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.

Апо­стола Павла посла­ние к ефе­ся­нам ( Еф.5:22-33 ):
Жены, пови­нуй­тесь своим мужьям, как Гос­поду, потому что муж есть глава жены, как и Хри­стос глава Церкви, и Он же Спа­си­тель тела. Но как Цер­ковь пови­ну­ется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
Мужья, любите своих жен, как и Хри­стос воз­лю­бил Цер­ковь и предал Себя за нее, чтобы освя­тить ее, очи­стив банею водною посред­ством слова; чтобы пред­ста­вить ее Себе слав­ною Цер­ко­вью, не име­ю­щею пятна, или порока, или чего-либо подоб­ного, но дабы она была свята и непо­рочна.
Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любя­щий свою жену любит самого себя. Ибо никто нико­гда не имел нена­ви­сти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Гос­подь Цер­ковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
Посему оста­вит чело­век отца своего и мать и при­ле­пится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отно­ше­нию ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

Без­услов­ная вер­ность супру­гов

Еван­ге­лие по Матфею ( Мф.5:27-28 ):
Вы слы­шали, что ска­зано древним: не пре­лю­бо­дей­ствуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смот­рит на жен­щину с вожде­ле­нием, уже пре­лю­бо­дей­ство­вал с нею в сердце своем.

Супру­же­ские отно­ше­ния

Апо­стола Павла 1‑е посла­ние к корин­фя­нам (Кор.7:3–6):
Муж ока­зы­вай жене долж­ное бла­го­рас­по­ло­же­ние; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не вла­стен над своим телом, но жена. Не укло­няй­тесь друг от друга, разве по согла­сию, на время, для упраж­не­ния в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не иску­шал вас сатана невоз­дер­жа­нием вашим. Впро­чем это ска­зано мною как поз­во­ле­ние, а не как пове­ле­ние.

Нерас­тор­жи­мость брака. Развод.

Еван­ге­лие по Матфею ( Мф.5:31-32 ):
Ска­зано также, что если кто раз­ве­дется с женою своею, пусть даст ей раз­вод­ную (см. Втор.24:1-4 ). А Я говорю вам: кто раз­во­дится с женою своею, кроме вины любо­де­я­ния, тот подает ей повод пре­лю­бо­дей­ство­вать; и кто женится на раз­ве­ден­ной, тот пре­лю­бо­дей­ствует.

Еван­ге­лие по Матфею ( Мф.19:3-12 ):
И при­сту­пили к Нему фари­сеи и, иску­шая Его, гово­рили Ему: по всякой ли при­чине поз­во­ли­тельно чело­веку раз­во­диться с женою своею?
Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотво­рив­ший вна­чале муж­чину и жен­щину сотво­рил их? И сказал: посему оста­вит чело­век отца и мать и при­ле­пится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­чает.
Они гово­рят Ему: как же Моисей запо­ве­дал давать раз­вод­ное письмо и раз­во­диться с нею?
Он гово­рит им: Моисей по жесто­ко­сер­дию вашему поз­во­лил вам раз­во­диться с женами вашими, а сна­чала не было так; но Я говорю вам: кто раз­ве­дется с женою своею не за пре­лю­бо­де­я­ние и женится на другой, тот пре­лю­бо­дей­ствует; и женив­шийся на раз­ве­ден­ной пре­лю­бо­дей­ствует.
Гово­рят Ему уче­ники Его: если такова обя­зан­ность чело­века к жене, то лучше не жениться.
Он же сказал им: не все вме­щают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, кото­рые из чрева мате­рин­ского роди­лись так; и есть скопцы, кото­рые оскоп­лены от людей; и есть скопцы, кото­рые сде­лали сами себя скоп­цами для Цар­ства Небес­ного. Кто может вме­стить, да вме­стит.

Еван­ге­лие по Марку ( Мк.10:2-12 ):
Подо­шли фари­сеи и спро­сили, иску­шая Его: поз­во­ли­тельно ли раз­во­диться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что запо­ве­дал вам Моисей? Они ска­зали: Моисей поз­во­лил писать раз­вод­ное письмо и раз­во­диться. Иисус сказал им в ответ: по жесто­ко­сер­дию вашему он напи­сал вам сию запо­ведь. В начале же созда­ния. Бог муж­чину и жен­щину сотво­рил их. Посему оста­вит чело­век отца своего и мать и при­ле­пится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­чает.
В доме уче­ники Его опять спро­сили Его о том же. Он сказал им: кто раз­ве­дется с женою своею и женится на другой, тот пре­лю­бо­дей­ствует от нее; и если жена раз­ве­дется с мужем своим и выйдет за дру­гого, пре­лю­бо­дей­ствует.

Еван­ге­лие по Луке ( Лк.16:18 ):
Всякий, раз­во­дя­щийся с женою своею и женя­щийся на другой, пре­лю­бо­дей­ствует, и всякий, женя­щийся на раз­ве­ден­ной с мужем, пре­лю­бо­дей­ствует.

1‑е Посла­ние к Корин­фя­нам ( 1Кор.7:10-18 ):
А всту­пив­шим в брак не я пове­ле­ваю, а Гос­подь: жене не раз­во­диться с мужем, – если же раз­ве­дется, то должна оста­ваться без­брач­ною, или при­ми­риться с мужем своим, – и мужу не остав­лять жены своей.
Прочим же я говорю, а не Гос­подь: если какой брат имеет жену неве­ру­ю­щую, и она согласна жить с ним, то он не должен, остав­лять ее; и жена, кото­рая имеет мужа неве­ру­ю­щего, и он согла­сен жить с нею, не должна остав­лять его. Ибо неве­ру­ю­щий муж освя­ща­ется женою веру­ю­щею, и жена неве­ру­ю­щая освя­ща­ется мужем веру­ю­щим. Иначе дети ваши были бы нечи­сты, а теперь святы.
Если же неве­ру­ю­щий хочет раз­ве­стись, пусть раз­во­дится; брат или сестра в таких слу­чаях не свя­заны; к миру при­звал нас Гос­подь. Почему ты знаешь, жена, не спа­сешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спа­сешь ли жены?

Вто­ро­бра­чие вдов­ству­ю­щих

1‑е Посла­ние к Корин­фя­нам ( 1Кор.7:39-40 ):
Жена свя­зана зако­ном, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, сво­бодна выйти, за кого хочет, только в Гос­поде. Но она бла­жен­нее, если оста­нется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.

Вос­кре­се­ние изме­няет зна­че­ние брака

Еван­ге­лие по Луке ( Лк.20:27-40 ):
Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выхо­дят замуж; а спо­до­бив­ши­еся достиг­нуть того века и вос­кре­се­ния из мерт­вых ни женятся, ни замуж не выхо­дят, и уме­реть уже не могут, ибо они равны Анге­лам и суть сыны Божии, будучи сынами вос­кре­се­ния. А что мерт­вые вос­крес­нут, и Моисей пока­зал при купине, когда назвал Гос­пода Богом Авра­ама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мерт­вых, но живых, ибо у Него все живы.
На это неко­то­рые из книж­ни­ков ска­зали: Учи­тель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спра­ши­вать Его ни о чем.

Семья – свя­щен­ный союз

Семья — это первый, есте­ствен­ный и в то же время свя­щен­ный союз. Чело­век при­зван стро­ить этот союз на любви, вере и сво­боде. Семья — пер­во­на­чаль­ная, исход­ная ячейка духов­но­сти не только в том смысле, что именно здесь чело­век впер­вые науча­ется (или, увы, не науча­ется!) быть личным духом. Духов­ные силы и умения (а также сла­бо­сти и неуме­ния), полу­чен­ные в семье, чело­век пере­но­сит затем на обще­ствен­ную и госу­дар­ствен­ную жизнь.

Насто­я­щая семья воз­ни­кает из любви и дает чело­веку сча­стье. Если брак не осно­ван на любви, то семья имеет лишь внеш­нюю види­мость; если брак не дает чело­веку сча­стья, то он не выпол­няет своего пер­во­на­чаль­ного назна­че­ния. Научить детей любви роди­тели могут лишь в том случае, если они сами в браке умели любить. Дать детям сча­стье роди­тели могут лишь постольку, поскольку они сами нашли сча­стье в браке. Семья, внут­ренне спа­ян­ная любо­вью и сча­стьем, — это школа душев­ного здо­ро­вья, урав­но­ве­шен­ного харак­тера, твор­че­ской пред­при­им­чи­во­сти. В жизни обще­ства она подобна пре­красно рас­пу­стив­ше­муся цветку. Семья, лишен­ная этой здо­ро­вой цен­тро­стре­ми­тель­но­сти, рас­тра­чи­ва­ю­щая свои силы на судо­роги вза­им­ного отвра­ще­ния, нена­ви­сти, подо­зре­ния и “семей­ных сцен”, — это насто­я­щий рас­сад­ник боль­ных харак­те­ров, пси­хо­па­ти­че­ских тяго­те­ний, нев­ра­сте­ни­че­ской вяло­сти и жиз­нен­ного “неудач­ни­че­ства”.

Чело­век при­зван к тому, чтобы видеть и любить в люби­мой жен­щине (или соот­вет­ственно в люби­мом муж­чине) не только плот­ское начало, не только телес­ное явле­ние, но и “душу” — свое­об­ра­зие лич­но­сти, осо­бен­но­сти харак­тера, сер­деч­ную глу­бину, для кото­рых внеш­ний облик чело­века служит лишь телес­ным выра­же­нием или живым орга­ном.

То, что должно воз­ник­нуть из брака, есть прежде всего новое духов­ное еди­не­ние и един­ство — един­ство мужа и жены: они должны пони­мать друг друга и делить радость и горе жизни; для этого они должны одно­родно вос­при­ни­мать и жизнь, и мир, и людей. Здесь важно не душев­ное подо­бие, не сход­ство харак­те­ров и тем­пе­ра­мен­тов, а одно­род­ность духов­ных оценок, кото­рая только и может создать един­ство и общ­ность жиз­нен­ной цели у обоих. Важно, чему ты покло­ня­ешься, что любишь, чего жела­ешь себе в жизни и в смерти, чем и во имя чего ты спо­со­бен жерт­во­вать. Жених и неве­ста должны найти друг в друге это еди­но­чув­ствие и еди­но­лю­бие, объ­еди­ниться в том, что есть важ­ней­шего в жизни и ради чего стоит жить. Ибо только тогда они сумеют, как муж и жена, всю жизнь верно вос­при­ни­мать друг друга, верить друг другу и верить друг в друга. Это и есть самое дра­го­цен­ное в браке: полное вза­им­ное дове­рие перед Лицом Божиим. С этим свя­зано и вза­им­ное ува­же­ние, и спо­соб­ность обра­зо­вать новую, жиз­ненно силь­ную духов­ную ячейку. Только такая ячейка может решить одну из глав­ных задач брака и семьи — осу­ще­ствить духов­ное вос­пи­та­ние детей.

Итак, нет более верной основы для достой­ной и счаст­ли­вой семей­ной жизни, чем вза­им­ная духов­ная любовь мужа и жены: любовь, в кото­рой начала стра­сти и дружбы сли­ва­ются воедино, пере­рож­да­ясь в нечто высшее — в огонь все­сто­рон­него еди­не­ния. Такая любовь примет не только насла­жде­ние и радость — и не выро­дится, не вывет­рится, не огру­беет от них, но примет и всякое стра­да­ние, и всякое несча­стье, чтобы осмыс­лить их, освя­тить их и очи­ститься через них. И только такая любовь может дать чело­веку тот запас вза­им­ного пони­ма­ния, вза­им­ного снис­хож­де­ния к сла­бо­стям и вза­им­ного про­ще­ния, тер­пе­ния, тер­пи­мо­сти, пре­дан­но­сти и вер­но­сти, кото­рый необ­хо­дим для счаст­ли­вого брака.

Бла­го­сло­вен­ная труд­ность семьи

Всту­пая в брак, надо быть гото­вым на повсе­днев­ный, еже­час­ный подвиг любви. Созда­ние пло­до­твор­ных, напол­нен­ных любо­вью и забо­той супру­же­ских отно­ше­ний тре­бует вре­мени и труда, вернее, всей жизни. Необ­хо­димо при­ло­жить огром­ные усилия, чтобы эго­и­сти­че­ские формы пове­де­ния, при­об­ре­тен­ные во время уха­жи­ва­ния, транс­фор­ми­ро­ва­лись в бес­ко­рыст­ную любовь, кото­рая явля­ется осно­вой счаст­ли­вого брака.

При вступ­ле­нии в семей­ный союз чело­век стал­ки­ва­ется с опре­де­лен­ным пара­док­сом, с двумя несов­ме­сти­мыми усло­ви­ями, кото­рые влияют на выбор. С одной сто­роны, необ­хо­димо как можно лучше узнать буду­щего супруга до брака, а с другой, хорошо узнать буду­щего супруга до брака невоз­можно.

Оба супруга при­но­сят с собой в брак личное про­шлое, куль­туру, манеру обще­ния. Два раз­лич­ных стиля жизни, два жиз­нен­ных опыта и две судьбы сли­ва­ются в единое целое. Но если каждый из супру­гов не обла­дает навы­ками обще­ния и уме­нием пони­мать дру­гого и не желает учиться этому, то бли­зо­сти, при­но­ся­щей удо­вле­тво­ре­ние, не полу­чится.

Брак — это когда схо­дятся два несо­вер­шен­ных чело­века, и каждый из них помо­гает дру­гому допол­нить и усо­вер­шен­ство­вать себя. Вы не поте­ря­ете свою инди­ви­ду­аль­ность, если научи­тесь ста­вить нужды своего супруга выше своих соб­ствен­ных. Брак — не просто нечто, что вы добав­ля­ете к своим еже­днев­ным заня­тиям холо­стого чело­века. Брак должен занять цен­траль­ное место в вашей жизни, а все осталь­ные заня­тия отойти на второй план.

Бла­го­сло­вен­ная труд­ность семьи в том, что здесь каждый из нас неслы­ханно близко под­хо­дит к самому важ­ному пер­со­нажу нашей жизни — к дру­гому чело­веку. Спе­ци­ально для брака свой­ство Дру­гого быть именно Другим резко под­чер­ки­вает два запрета: биб­лей­ский запрет на одно­по­лую любовь и запрет на кро­во­сме­ше­ние. Муж­чина должен соеди­ниться с жен­щи­ной и при­нять ее жен­ский взгляд на вещи, ее жен­скую душу — до глу­бины своей соб­ствен­ной муж­ской души; и жен­щина имеет столь же труд­ную задачу по отно­ше­нию к муж­чине. Кроме того, муж­чина и жен­щина, созда­ю­щие новую семью, должны прийти непре­менно из двух разных семей, с неиз­беж­ным раз­ли­чием в навы­ках и при­выч­ках, в том, что само собой разу­ме­ется, — и заново при­вы­кать к пере­па­дам, к чуть-чуть иному зна­че­нию эле­мен­тар­ней­ших жестов, слов, инто­на­ций.

Что каса­ется отно­ше­ний между роди­те­лями и детьми, тут, напро­тив, един­ство плоти и крови — в начале пути; но путь — снова и снова пере­ре­за­ние пупо­вины. Тому, что вышло из роди­мого чрева, пред­стоит стать лич­но­стью. Это — испы­та­ние и для роди­те­лей, и для детей: заново при­нять как Дру­гого — того, с кем когда-то состав­лял одно нераз­ли­чи­мое целое в теплом лоне родо­вого бытия. А пси­хо­ло­ги­че­ский барьер между поко­ле­ни­ями до того труден, что поспо­рит и с про­па­стью, отде­ля­ю­щей муж­ской мир от жен­ского, и со рвом, про­ры­тым между раз­лич­ными семей­ными тра­ди­ци­ями.

Этот Другой — он же, по словам Еван­ге­лия, Ближ­ний! Все дело в том, что мы его не выду­мали — он неумо­лимо, взыс­ка­тельно предъ­яв­ляет нам жест­кую реаль­ность своего соб­ствен­ного бытия, абсо­лютно не зави­ся­щую от наших фан­та­зий, чтобы вконец нас изму­чить и пред­ло­жить нам наш един­ствен­ный шанс на спа­се­ние. Вне Дру­гого нет спа­се­ния; хри­сти­ан­ский путь к Богу — через Ближ­него.

Ново­за­вет­ное учение о браке

В Новом Завете пони­ма­ние брака пре­тер­пело корен­ные изме­не­ния. Раз­ли­чия тем более явственны, что в новом Завете исполь­зо­ваны кате­го­рии вет­хо­за­вет­ного мыш­ле­ния для того, чтобы напол­нить их новым содер­жа­нием. Так, напри­мер, в про­ти­во­вес иудей­скому пред­став­ле­нию, нигде в Еван­ге­лии не упо­ми­на­ется о том, что дето­рож­де­ние явля­ется оправ­да­нием брака. Само по себе дето­рож­де­ние явля­ется сред­ством спа­се­ния лишь тогда, когда оно сопро­вож­да­ется «верой, любо­вью и свя­то­стью» ( 1Тим.2:15 ). Осо­бенно ясно изме­не­ние вет­хо­за­вет­ных норм жизни видно на трех при­ме­рах:

1. Рас­сказ об отно­ше­нии Иисуса Христа к леви­рату1 при­ве­ден во всех синоп­ти­че­ских Еван­ге­лиях ( Мф.22:23-32 ; Мк.12:16-27 ; Лк.20:27-37 ). Важно под­черк­нуть, что этот рас­сказ имеет непо­сред­ствен­ное отно­ше­ние к учению Христа о вос­кре­се­нии и бес­смер­тии – учению, кото­рое не нуж­да­ется в идее вечной жизни в потом­стве. Когда сад­ду­кеи («кото­рые гово­рили, что нет вос­кре­се­ния») спро­сили, кто из семи бра­тьев, после­до­ва­тельно женив­шихся на одной и той же жен­щине, будет иметь ее женой «в вос­кре­се­нии», Иисус отве­чал, что «в вос­кре­се­нии не женятся, не выхо­дят замуж, но пре­бы­вают, как Ангелы Божии на небе­сах».

Эти слова часто тол­ку­ются в том смысле, что брак есть чисто земное уста­нов­ле­ние, дей­стви­тель­ность кото­рого уни­что­жа­ется смер­тью. Такое пони­ма­ние пре­об­ла­дало в Запад­ной Церкви, кото­рая раз­ре­шает вдов­цам всту­пать в новый брак и нико­гда не огра­ни­чи­вает число этих браков. Но если счи­тать пра­виль­ным такое пони­ма­ние слов Иисуса, то мы ока­жемся в прямом про­ти­во­ре­чии с уче­нием о браке апо­стола Павла и с кано­ни­че­ской прак­ти­кой Пра­во­слав­ной Церкви. Ответ Иисуса Христа сад­ду­кеям строго огра­ни­чен зна­че­нием их вопроса. Они отвер­гали вос­кре­се­ние, потому что были про­пи­таны иуда­ист­ским пони­ма­нием брака как воз­об­нов­ле­ния зем­ного чело­ве­че­ского бытия путем вос­про­из­ве­де­ния потом­ства. Об этом Гос­подь и гово­рит им: «Заблуж­да­е­тесь», потому что жизнь в Цар­ствии будет подобна жизни анге­лов… Поэтому ответ Христа – только отри­ца­ние наив­ного и мате­ри­а­ли­сти­че­ского пони­ма­ния вос­кре­се­ния, отри­ца­ние мате­ри­а­ли­сти­че­ского пони­ма­ния брака.

2. Сущ­ность хри­сти­ан­ского брака глу­боко освя­щена в запре­ще­нии Хри­стом раз­вода. Такой запрет прямо про­ти­во­ре­чит Вто­ро­за­ко­нию ( Мф.5:32; 19:9 ; Мк.10:11 ; Лк.16:18 ). Хри­сти­ан­ский брак нерас­тор­жим, и это исклю­чает всякие мате­ри­а­ли­сти­че­ские, ути­ли­тар­ные его истол­ко­ва­ния. Союз мужа и жены явля­ется само­це­лью; это вечный союз между двумя лич­но­стями, союз, кото­рый не может быть рас­торг­нут ради «про­дол­же­ния рода» (оправ­да­ние кон­ку­би­ната2) или защиты родо­вых инте­ре­сов (оправ­да­ние леви­рата).

«Будьте совер­шенны, как Отец ваш совер­ше­нен есть». Тре­бо­ва­ние абсо­лют­ной моно­га­мии пока­зало все несо­вер­шен­ство слу­ша­те­лей Христа (см.: Мф.19:10 ). Фак­ти­че­ски любовь стоит вне кате­го­рий «воз­мож­ного» и «невоз­мож­ного». Она есть тот «совер­шен­ный дар», кото­рый позна­ется лишь в реаль­ном опыте. Любовь, оче­видно, несов­ме­стима с супру­жест­кой изме­ной, потому что в этом случае ее дар отвер­га­ется и брака более не суще­ствует. Тогда мы имеем дело не с юри­ди­че­ским только «раз­во­дом», но и с тра­ге­дией зло­упо­треб­ле­ния сво­бо­дой, то есть, с грехом.

3. Апо­стол Павел, говоря о вдов­стве, исхо­дит из того, что брак не пре­ры­ва­ется смер­тью и любовь нико­гда не пере­стает ( 1Кор.13:8 ). Вообще, отно­ше­ние апо­стола Павла к браку рази­тельно отли­ча­ется от иуда­ист­ско-рав­ви­ни­сти­че­ского взгляда на брак, что осо­бенно заметно в 1‑м Посла­нии к Корин­фя­нам, где апо­стол отдает пред­по­чте­ние без­бра­чию над браком. Только в Посла­нии к Ефе­ся­нам этот отри­ца­тель­ный взгляд исправ­лен уче­нием о браке как образе союза Христа и Церкви; уче­нием, кото­рое стало осно­вой бого­сло­вия брака, создан­ного пра­во­слав­ной тра­ди­цией.

В спор­ном вопросе о без­бра­чии вдов взгляд апо­стола Павла точно соот­вет­ствует кано­ни­че­ской и освя­щен­ной тра­ди­ции Церкви: «Если не могут воз­дер­жаться, пусть всту­пают в брак, ибо лучше всту­пать в брак, нежели раз­жи­гаться» ( 1Кор.7:9 ). Второй брак вдовца или раз­ве­ден­ного терпим только как лекар­ство от «раз­жже­ния», не более того. Совре­мен­ный чин бла­го­сло­ве­ния вто­ро­брач­ных ясно пока­зы­вает, что он допус­ка­ется только из снис­хож­де­ния к чело­ве­че­ской сла­бо­сти. Свя­щен­ное Писа­ние и Пре­да­ние всегда исхо­дили из того, что вер­ность вдовца или вдовы покой­ной или покой­ному – это нечто боль­шее, чем «идеал», это – норма хри­сти­ан­ской жизни, потому что хри­сти­ан­ский брак – не только земной, плот­ский союз, но вечные узы, кото­рые не рас­па­да­ются и тогда, когда тела наши «станут духов­ными» и когда Хри­стос будет «вся­че­ская во всех».

Эти три при­мера ясно пока­зы­вают, что Новый Завет напол­нил древ­нее биб­лей­ское учение о браке новым содер­жа­нием и что осно­вы­ва­ется это новое пред­став­ле­ние на Благой вести о Вос­кре­се­нии, про­по­ве­дан­ной Спа­си­те­лем. Хри­сти­а­нин при­зы­ва­ется уже в этом мире вос­при­нять новую жизнь, стать граж­да­ни­ном Цар­ства, а идти по этому пути он может в браке. В таком случае, брак пере­стает быть про­стым удо­вле­тво­ре­нием вре­мен­ных при­род­ных потреб­но­стей и гаран­тией иллю­зор­ного выжи­ва­ния через потом­ство. Это – един­ствен­ный в своем роде союз двух существ в любви; двух существ, кото­рые под­ни­ма­ются над своей чело­ве­че­ской при­ро­дой и ста­но­вятся еди­ными не только «друг с другом», но и «во Христе».

При­ме­ча­ния:

1 Леви­рат – древ­ний брач­ный обычай, по кото­рому жена умер­шего должна выйти замуж за его брата – своего деверя (левиря).

2 Кон­ку­би­нат – уза­ко­нен­ное Рим­ским правом фак­ти­че­ское сожи­тель­ство муж­чины и жен­щины без юри­ди­че­ского оформ­ле­ния брака.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *