Что говорили гладиаторы перед выходом на арену
Гладиаторы и гладиаторши: Бой ради смерти
«Люди меча»
Мы знаем, что гладиаторы, «люди меча» (так их называли в Риме), сражались в Риме на потеху публики. И гладиаторами часто становились военнопленные. На арену иногда попадали преступники, а также добровольцы-бедняки, надеявшиеся заработать в этом кровавом спорте много денег.
Но были и такие, кто преуспевал в этом жестоком деле, накапливал деньги, выкупался на свободу и даже становился тренером гладиаторов, а то и владельцем гладиаторской школы! И все-таки их жизнь была весьма незавидной (хотя для кого-то и совсем наоборот!), поскольку, подписав контракт, они должны были беспрекословно подчиняться суровой дисциплине своей новой профессии.
Ну, а потерю свободы, пусть нередко и временную, они должны были подтвердить клятвой, что теперь их можно «жечь, вязать, сечь и казнить мечом». Впрочем, они имели полное право в любое время расторгнуть этот контракт, если только… они могли заплатить выкуп, ведь их содержание и обучение требовало денег и немалых.
В ночь перед состязанием содержатель школы обычно устраивал пир для бойцов. В древние времена содержатель или тренер, как правило, был и владельцем гладиаторов, но впоследствии правительство запретило такую практику на том основании, что слишком опасно, когда в подчинении у одного человека находится до 5000 обученных вооруженных людей.
Арены кровавый песок…
Порядок сражений определялся жребием. Противники могли иметь одинаковое вооружение, но порой толпе хотелось увидеть неравный поединок. Например, ретиарий был вооружен шлемом, кинжалом и трезубцем, а также большой сетью. Против него могли выставить секутора с мечом, щитом, гладким шлемом без выступающих деталей, чтобы затруднить броски сетью, но ограничивающим обзор, металлическими наголенниками и доспехом для той руки, в которой он держал меч.
«Фракийцы» и «самниты» изображали древних врагов Рима, с которыми ему прошлось долго воевать. Поэтому поединки гладиаторов в этом снаряжении у римлян долгое время были особенно популярны.
Бойцы кружили друг вокруг друга, выжидая, когда соперник сделает ошибку. Ретиарий старался опутать секутора сетью. Если он делал неудачный бросок, то мог подтащить к себе сеть за веревку, которую держал в руке. В то же время ему приходилось отражать удары меча трезубцем, при этом пытаясь поразить противника кинжалом. Проводились также бои гладиаторов-всадников и гладиаторов на колесницах, в том числе и с применением лассо.
Победитель получал золотую или серебряную награду, венок или просто деньги. Если проигравший был еще жив, но слишком изранен или изнурен для того, чтобы продолжать бой, он мог воззвать к императору, который обычно позволял толпе решать, достоин ли он пощады или нет.
Хороший боец мог рассчитывать на медицинскую помощь, но гладиатора, не понравившегося толпе, обычно убивали на месте и оттаскивали его труп с арены. Пятна крови засыпали свежим песком, и начинался следующий поединок.
Лозунг черни, лозунг дня: «Хлеба и зрелищ!»
Подобные развлечения все чаще затягивались на несколько дней, чтобы все желающие могли полюбоваться на кровопролитие. В какой-то момент чуть ли не половина всех дней в году превратилась в «праздник» для толп безработных бедняков. Для того чтобы ублажить их и удержать от бунтов, в жертву приносились десятки тысяч людей. Лозунг «Хлеба и зрелищ!» стал едва ли не девизом правительства, готового предоставить простонародью бесплатное угощение и развлечение, лишь бы на улицах было спокойно.
Однако распространение христианства со временем лишило такие развлечения популярности, и в правление Гонория гладиаторские бои были запрещены. Впрочем, ловля и истребление диких животных продолжались. Вполне возможно, что именно от этих забав ведут свое начала бои быков, и поныне популярные в юго-западной Европе.
Гладиаторы-женщины
Интересно, что гладиаторами были не только мужчины, но и женщины, причем последние куда чаще шли на это по своему собственному желанию в поисках сильных ощущений, а никак не из-за бедности, как многие мужчины! Своей ловкостью и отвагой они нередко превосходили многих мужчин. До нас дошли и барельефы с изображением «амазонок», их описания, сделанные современниками, в том числе и в поэтической форме, и даже римские законы, которыми сами римляне стремились ограничить подобные женские «чудачества».
Существуют также свидетельства, что одна такая «дама» сражалась, стоя на колеснице. Обычно женщины сражались против женщин, но бывали и такие игры, в которых женщины бились с мужчинами.
Судя по дошедшим изображениям и описаниям, снаряжение женщин-гладиаторов не отличалось от того, что носили гладиаторы-секуторы, то есть было достаточно тяжелым! Так, гладиаторши на барельефе из Галикарнаса имеют наруч из пластинок на правой руке от запястья до плеча, наголенник на левой ноге, широкий кожаный пояс и прямоугольный щит. Шлемов на головах у них нет и обе дерутся с обнаженной грудью.
Однако, судя по сохранившимся текстам, шлемы, причем тяжелые, без скидок на пол, гладиаторши также носили, что как раз и соответствует вооружению секуторов либо гапломахов.
Нельзя сказать, чтобы своей популярностью женщины-гладиаторы превзошли мужчин, отнюдь нет. Более того, многие римляне при всей их развращенности были настолько шокированы тем, что дочери преторов и даже консулов выходят на арену, что активно протестовали против таких зрелищ, которые они считали непристойными.
Но простолюдины, а таких в Риме, как и везде, всегда было большинство, напротив, находили выступления полуобнаженных женщин очень привлекательными. Любил их и император Домициан (81 — 96 гг. н. э.), который считал, что нет ничего более волнующего, чем бой женщин-гладиаторов ночью, при мерцающем свете факелов.
Конец участию женщин в гладиаторских боях положил император Септимий Север. Он хотя и был грубым солдатом, но считал, что женщинам не следует заниматься столь непристойным делом. Тем более, что именно во время его правления, они получили очень широкое распространение. Но… воля императора оказалась сильнее воли толпы и дорога женщинам на арену была закрыта навсегда!
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
bubligum9000
bubligum9000
Гладиа́тор (от лат. gladius — «меч», «гладиус») — наименование бойцов в Древнем Риме, которые сражались между собой или с животными на забаву публике на специальных аренах.
Римляне впервые увидели это жестокое зрелище в 264 г. до н. э. на Бычьем рынке, где на поминках по Бруту Пере, устроенных его сыновьями, сражались три пары гладиаторов. Зрелище показалось столь необычным и примечательным для римлян, что это событие было внесено в летопись Рима.
Гладиаторы.
Связь между гладиаторскими играми и поминками никогда не забывалась, их называли «погребальными играми». Их официальное наименование — mumus («обязанность»), долг живого по отношению к умершему.
В 105 г. до н. э. гладиаторские игры вводятся в число публичных зрелищ. Отныне государство возлагает на своих магистратов заботу об их устроении. Гладиаторские игры становятся и в Риме, и по всей Италии любимейшим зрелищем, и это быстро берут в расчёт те, кто хочет выдвинуться. Цезарь в 65 г до н. э. дал игры, в которых приняли участие 320 пар гладиаторов
Гладиаторы перед выходом на арену.Бакалович С.
Практически каждый гладиатор – это был раб, но они проходили тщательную подготовку, получали высококалорийный рацион и своевременную медицинскую помощь. На них тратили крупные суммы, и поэтому старались обращаться бережно, не травмируя и не убивая зря.
«Пальцы вниз» (Pollice Verso), Жан-Леон Жером, 1872
В случае, если раненый гладиатор оставался в живых, его участь решалась публикой. В зависимости от мнения толпы, победитель должен был добить лежащего или оставить его в живых, если тот заслужил жизнь доблестным сопротивлением. В играх, проводившихся в самом Риме, решающим было мнение императора. Толпа «голосовала» при помощи жестов, которые со временем менялись.
Хотя распространено мнение, что «поднятый палец» означал «Жизнь», а опущенный — «Смерть» (в таком виде жесты используются сейчас для одобрения и осуждения), на большинстве античных игр вне зависимости от направления оттопыренный палец означал «смерть», символизируя движением добивающий меч, а «Жизнь» обозначал просто спрятанный большой палец в кулак. Не последнюю роль играли и крики с пожеланиями.
Гладиаторские бои были запрещены в 400 году нашей эры, когда в Римской империи возобладало христианство.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
На самом деле это заблуждение.
В случае, когда гладиатор был ранен и не мог сражаться, он поднимал указательный и средний палец вверх, таким образом прося публику решить его участь. В зависимости от мнения толпы, победитель должен был добить лежащего или оставить его в живых, если тот заслужил жизнь доблестным сопротивлением. В играх, проводившихся в самом Риме, Толпа «голосовала» при помощи жестов, которые со временем менялись. Если гладиатор смог впечатлить публику своей воинской удалью, его могли помиловать. Знатные римляне, что устраивали бои, могли помиловать гладиатора, но сохранять жизнь каждого гладиатора для них было позорно, так как их могли посчитать скупыми.
Решать вопрос жизни гладиатора мог только император или устроитель игр и свое решение он показывал жестом: большой палец параллельный земле и направленный на сердце, что означало «добей его», жизнь гладиатору даровал сжатый кулак, что означало «убери меч в ножны и оставь его».
А появилось это заблуждение благодаря картине художника Жан-Леона Жерома, написавшего в 1872 году это полотно. Картина называется «Pollice verso», что, по мнению художника, означало «палец отогнутый вниз». Согласно историческим документам подобной фразой как раз и определялась судьба побежденного гладиатора. Однако, как выяснилось, художник неверно истолковал значение этой фразы из латинского языка, поскольку она имеет прямо противоположное значение.
Историки отмечают тот факт, что Жером не только разделял все заблуждения тогдашней науки, но и следовал в русле современных открытий. Помещая на первых зрительских местах весталок, художник погрешил против утверждения Светония: «Женщинам он (Август ) даже на гладиаторские бои не дозволял смотреть иначе, как с самых верхних мест, хотя по старому обычаю на этих зрелищах они садились вместе с мужчинами. Только девственным весталкам он предоставил в театре отдельное место напротив преторского кресла». Кроме того, подать знак о даровании жизни или заклании гладиатора имел право только император — и никто другой!
Уже в наши дни полотно Жана-Леона Жерома вдохновило кинорежиссера Ридли Скотта снять блокбастер «Гладиатор», в котором император Коммод показывает этот жест, наполненный неверным содержанием.
А вот такой знаток античности, как французский историк и археолог Жером Каркопино (Jérôme Carcopino) в книге «Повседневная жизнь Древнего Рима. Апогей империи» (La Vie quotidienne à Rome à l’apogée de l’Empire), впервые изданной в 1939 году, указывал, когда толпе «казалось, что побежденный защищался что было сил, зрители махали своими платками, поднимали в воздух палец и кричали: mitte! (отпусти его!). Если император был согласен с их пожеланием и, как и они, поднимал большой палец вверх, побежденный был прощен и отпущен с арены живым: missus.
Если же зрители, напротив, считали, что побежденный заслужил поражение своей робостью, они отпускали палец вниз и кричали: iugula (режь!). И император преспокойно, опустив большой палец вниз, pollice verso, распоряжался о заклании поверженного гладиатора, и тому не оставалось ничего другого, как подставить горло для coup de grâce («удара милосердия» ) победителя».
«Эти-то вот трубачи, завсегдатаи бывшие разных мелких арен, в городах известные всем как горланы, — зрелища сами дают и по знаку условному черни, ей угождая, любого убьют, а с игр возвратившись, уличный нужник на откуп берут; скупили бы все уж!» (Ювенал. «Сатиры», III, 36).
Привычный миф о жесте «палец вниз» не решился развеять и Ридли Скотт (Ridley Scott), вдохновлённый картиной Жан-Леона Жерома на съёмки «Гладиатора». Хотя ему объяснили, что это заблуждение, знаменитый английский режиссёр решил не сбивать с толку зрителя и не менять сцену, где император Коммод показывал «палец вверх», даря жизнь гладиатору Максимусу.
И еще один отличный фильм. Жаль, актер не смог сняться до конца 🙁
9 фактов о гладиаторах, которых ты мог не знать
1. Гладиаторы не всегда были рабами
Да, именно так. Не все гладиаторы доставлялись на арену в цепях и кандалах. В то время как большинство бойцов были солдатами завоеванных армий, впоследствии превращенными в рабов, или преступниками, которых ждала похожая участь, к 1 веку нашей эры ситуация начала меняться. Вдохновленные криками толпы и жаждущие острых ощущений десятки (а то и сотни) свободных людей добровольно заключали договоры с гладиаторскими школами в надежде получить славу, а заодно и щедрые призовые с этих турниров. Причем этими внештатными гладиаторами были не только отчаянные простолюдины или бывшие солдаты, умевшие сражаться, но иногда и патриции, а порой даже сенаторы.
2. Гладиаторские бои изначально являлись частью похоронных церемоний
Несмотря на то, что многие летописцы древности писали о гладиаторских боях как о культурном насаждении этрусков, большинство современных историков связывают это явление с похоронными традициями. Изначально сражения гладиаторов сопровождали церемонии погребения богатых дворян. Это было своего рода посмертным признанием добродетелей умершего, которые он проявлял при жизни. Согласно древнеримским писателям Тертуллиану и Фесту, римляне считали, что человеческая кровь помогала очистить душу покойного. То есть гладиаторские бои в этом смысле представляли собой нечто вроде человеческих жертвоприношений. Традиция похоронных игр приобрела еще больший масштаб во время правления Юлия Цезаря, который организовал поединки с участием сотен гладиаторов в честь своих умерших отца и дочери.
3. Гладиаторы не всегда сражались до смерти
В кино и сериалах гладиаторские бои часто изображают как бескомпромиссную схватку с реками крови, отрубленными конечностями и горой трупов. Такое, разумеется, тоже было. Но многие бои велись по правилам: соперники подбирались равными по силе, а иногда даже присутствовал судья, который мог прекратить драку, если один из участников был сильно ранен. А порой оба воина и вовсе покидали арену живыми и с честью, если им удавалось показать толпе зрелищный и захватывающий бой.
4. Знаменитый жест «большим пальцем» не означал пощаду
5. Гладиаторы имели свою классификацию
Наиболее популярными являлись гопломахи и мурмиллоны. У первых в вооружении было копье, кинжал и щит, вторые имели гладиус (меч длиной 40–50 см) и большой прямоугольный щит римских легионеров. Были еще эквиты, которые выходили на арену верхом на лошадях, а также эсседарии — воины на колесницах. Димахеры сражались двумя мечами одновременно, держа по одному в каждой руке. Но самым необычным среди популярных видов гладиаторов были ретиарии, которых вооружали только сетью и трезубцем. С одной стороны этот боец мог запутать соперника своей сетью и заколоть его на расстоянии с помощью трезубца, но стоило ему лишиться данного преимущества и оказаться в ближнем бою, ретиарий сталкивался с трудностями.
6. Среди гладиаторов были и женщины
Историки не уверены, когда именно женщина впервые вышла на арену в качестве гладиатора, но к 1 веку н. э. это стало обычным явлением в Риме. Хоть зачастую женщины-воины и не воспринимались всерьёз аудиторией игр, императору Домициану, например, сражения с их участием нравились, и он нередко поощрял бои женщин против карликов. Женщины также участвовали в сражениях против животных, но в целом их появление на арене прекратилось к концу 200 года н. э.
7. У гладиаторов были свои профсоюзы
8. Иногда римские императоры участвовали в гладиаторских боях
Организация гладиаторских игр считалась простым способом для императоров завоевать любовь толпы. Но некоторые шли еще дальше и сами участвовали в сражениях. Некоторые римские правители, включая Калигулу, Тита и Адриана, выступали на арене. Хотя делалось это, конечно же, с обеспечением максимальной безопасности для императора: клинки соперников, например, могли иметь тупые лезвия.
Император Коммод, чтобы утолить жажду крови толпы, убивал копьем медведей или пантер, которых держали на цепи. Он также участвовал в нескольких поединках против гладиаторов. Но, как правило, против него выставляли очень неопытного бойца или слабо вооруженного человека из толпы. Естественно, такие бои он всегда выигрывал, в отличие от финального сражения в известном фильме «Гладиатор», где Коммод погибает от рук Максимуса на арене Колизея. Но этот бой является не более, чем художественной выдумкой, которые часто встречаются в исторических фильмах.
Несмотря на то, что некоторые древние историки описывали гладиаторов как грубых и неотесанных рабов, многие из них пользовались огромной известностью среди низших классов. Их портретами украшали стены многих общественных мест; дети играли в военные игры, представляя себя гладиаторами; а самые успешные бойцы имели славу сродни популярности современных спортсменов.
Гладиаторы. Кровавый спорт в Колизее
Гладиаторами были рабы, военнопленные, либо преступники, а иногда и простые граждане.
Гладиаторы жили гораздо лучше обыкновенных рабов, однако это преимущество были ничем иным, как обычными инвестициями. Чем лучше жил гладиатор, тем лучше сражался, побеждал, следовательно, приносил большую прибыль.
Некоторые гладиаторы могли добиться освобождения от рабства, однако таких было мало.
Эти бойцы получали рудис — деревянный меч, знак освобождения от рабства. Часто они становились платными тренерами в своих же людусах (школах гладиаторов).
Гладиаторские бои обычно заканчивались смертью одного из противников или поражением группы гладиаторов, если это был групповой поединок. Если же кто-то из проигравших оставался жив, то их участь решали зрители.
Интересные факты:
Жизнь гладиатора ценилась очень высоко. На то, чтобы воспитать отличного бойца, уходило много времени, сил и денег, и такой боец приносил огромный доход его владельцу.
Гладиаторы считались самой низшей «кастой» даже в среде рабов, и стать гладиатором — огромный позор для римского гражданина. Но не редки были случаи, когда простой гражданин Рима шел в гладиаторы — иногда от полной безысходности, иногда от собственной блажи.
Во всех фильмах гладиатор выглядит как культурист, но это было не так. За два-три месяца до боев, гладиаторов кормили обильно и жирной пищей, поскольку толстый слой жира защищал внутренние органы.
Гладиаторские бои изначально являлись частью похоронных церемоний
Несмотря на то, что многие летописцы древности писали о гладиаторских боях как о культурном насаждении этрусков, большинство современных историков связывают это явление с похоронными традициями. Изначально сражения гладиаторов сопровождали церемонии погребения богатых дворян. Это было своего рода посмертным признанием добродетелей умершего, которые он проявлял при жизни.
Согласно древнеримским писателям Тертуллиану и Фесту, римляне считали, что человеческая кровь помогала очистить душу покойного. То есть гладиаторские бои в этом смысле представляли собой нечто вроде человеческих жертвоприношений. Традиция похоронных игр приобрела еще больший масштаб во время правления Юлия Цезаря, который организовал поединки с участием сотен гладиаторов в честь своих умерших отца и дочери.
Гладиаторы не всегда сражались до смерти.
В кино и сериалах гладиаторские бои часто изображают как бескомпромиссную схватку с реками крови, отрубленными конечностями и горой трупов. Такое, разумеется, тоже было.
Но многие бои велись по правилам: соперники подбирались равными по силе, а иногда даже присутствовал судья, который мог прекратить драку, если один из участников был сильно ранен. А порой оба воина и вовсе покидали арену живыми и с честью, если им удавалось показать толпе зрелищный и захватывающий бой. К тому же гладиаторы недешево обходились своим хозяевам, чтобы от них можно было с такой легкостью избавляться.
Знаменитый жест «большим пальцем» не означал пощаду.
Если гладиатор оказывался ранен или обезоружен в бою, его судьба оставалась в руках зрителей. На турнирах, проводимых в Колизее, например, последнее слово в вопросе сохранения жизни бойца было за императором. Но организаторы игр, а иногда и сами правители нередко позволяли толпе принимать решение о судьбе гладиатора.
Хотя иногда толпа обходилась и без жестов и определяла участь гладиатора обычными криками: «Пощады!» или «Убей его!».
У первых в вооружении было копье, кинжал и щит, вторые имели гладиус (меч длиной 40–50 см) и большой прямоугольный щит римских легионеров. Были еще эквиты, которые выходили на арену верхом на лошадях, а также эсседарии — воины на колесницах.
Димахеры сражались двумя мечами одновременно, держа по одному в каждой руке. Но самым необычным среди популярных видов гладиаторов были ретиарии, которых вооружали только сетью и трезубцем. С одной стороны этот боец мог запутать соперника своей сетью и заколоть его на расстоянии с помощью трезубца, но стоило ему лишиться данного преимущества и оказаться в ближнем бою, ретиарий сталкивался с трудностями.
Иногда римские императоры участвовали в гладиаторских боях Организация гладиаторских игр считалась простым способом для императоров завоевать любовь толпы. Но некоторые шли еще дальше и сами участвовали в сражениях. Некоторые римские правители, включая Калигулу, Тита и Адриана, выступали на арене.
Хотя делалось это, конечно же, с обеспечением максимальной безопасности для императора: клинки соперников, например, могли иметь тупые лезвия. Император Коммод, чтобы утолить жажду крови толпы, убивал копьем медведей или пантер, которых держали на цепи.
Он также участвовал в нескольких поединках против гладиаторов.
Но, как правило, против него выставляли очень неопытного бойца или слабо вооруженного человека из толпы. Естественно, такие бои он всегда выигрывал, в отличие от финального сражения в известном фильме «Гладиатор», где Коммод погибает от рук Максимуса на арене Колизея. Но этот бой является не более, чем художественной выдумкой, которые часто встречаются в исторических фильмах.
Одна из фресок Помпеи изображает бойца, который ловит в свои сети группу девушек, а на другой — они приходят в восторг от одного его вида. Многие женщины Древнего Рима носили украшения, окунутые в кровь гладиатора, а некоторые даже смешивали их пот со своими косметическими средствами, полагая, что он может подействовать как афродизиак.
Около гладиаторских арен в Древнем Риме в специальных киосках можно было купить жир животных и пот гладиаторов. Женщины использовали эти вещества в качестве косметических средств.
Среди римских аристократов стало модным иметь личных гладиаторов, которые могли быть неплохими охранниками. Юлий Цезарь, например, содержал 2 тысячи гладиаторов-телохранителей.
На бои приглашались музыканты, которые обеспечивали музыкальное сопровождение боя в зависимости от его развития.
Нередко происходившее на арене кровопролитие бывало столь велико, что поединки приходилось останавливать, чтобы посыпать скользкую от крови площадку свежим песком.
Практически все гладиаторы были рабами. Тем не менее, они проходили тщательную подготовку, получали высококалорийный рацион и своевременную медицинскую помощь. С ними старались обращаться бережно, не травмируя и не травмируя зря.
Гладиаторы получали приличное вознаграждение за участие в боях. Самой большой платой за выступление можно считать целый дворец, который император Нерон подарил гладиатору Спикулу.
Гладиаторы были объектом весьма солидных инвестиций. Если гладиатор погибал, потери спонсора были огромны. Поэтому билеты на шоу, где бой велся до смерти, были очень дорогими: спонсоры пытались хоть как-то оправдать свои расходы.
Самыми дорогостоящими считались морские сражения гладиаторов, которые назывались навмахиями. Крупнейшее было организовано по приказу императора Клавдия. На озеро Фучино близ Рима было спущено 50 боевых кораблей, число гладиаторов составило 20 тыс. чел. Число зрителей составило около полумиллиона человек.
Часто арена использовалась для наказания или казни приговоренных. Однажды одного ювелира, который продавал фальшивые драгоценности, приговорили к арене.
Когда его подвели к клетке, из которой должен был выйти лев, и несчастный уже приготовился к смерти, из клетки вышел ЦЫПЛЕНОК!
От напряжения ювелир рухнул в обморок.
Зрителей на боях рассаживали строго по статусу. Нижний ряд, или подий (лат. podium), был назначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок.
Мало кто знает, что даже свободные гладиаторы не имели никаких гражданских прав. После того, как свободный человек хоть раз попробовал себя в бое гладиаторов, к нему относились пренебрежительно.
В 63 году нашей эры император Нерон издал указ, разрешающий участвовать свободным женщинам в гладиаторских турнирах.
В 66 году Нерон устраивает в городе Путеолы дорогостоящее представление в честь армянского царя Тиридата в котором участвовали эфиопы, в том числе женщины.
Гладиаторские бои в Западной Римской империи были запрещены в 404 году нашей эры, когда в Римской империи возобладало христианство.
После запрета боёв между гладиаторами они сражались только с животными, до наших дней их искусство дошло в виде корриды.
Когда дело доходит до жестокого и кровавого мира гладиаторов, мы думаем, что знаем почти все. Двое мужчин сражаются до смерти с мечами и минимальным количеством брони. Или команда гладиаторов сражается с дикими животными. Каким бы ни был сценарий, гладиаторы-мужчины были звездами шоу.
Но знаете ли вы, что были и женщины-гладиаторы, которые тоже сражались?
В некоторых случаях битва гладиаторов была похоже на современные телешоу или фильмы. Организаторы всегда думали о новых способах предоставить аудитории что-то дополнительное и выделиться из толпы. Одним из результатов этого стало введение женщин. Первоначально они были представлены в качестве необычного подхода к основному мужскому действию и чтобы дать нетерпеливым толпам новые острые ощущения.
Большая часть их первоначальной функции заключалась в том, чтобы разрядить обстановку комичным боем перед интенсивными мужскими сражениями. Многие женщины-бойцы начали сражаться с карликами, чтобы заставить толпу смеяться или с мелкими животными.
В древние времена женщины не всегда имели те же свободы, что и мужчины в некоторых аспектах жизни. В римские времена это сводилось к тому, что им не разрешалось посещать официальные лагеря гладиаторов, чтобы научиться драться. Вместо этого считается, что многие женщины-гладиатрисы вместо этого использовали свои собственные деньги, чтобы нанять личных учителей, чтобы подготовиться к своей новой карьере.
Одна интересная заметка о женщинах гладиаторах заключается в том, как они воспринимались римским обществом. Мужские гладиаторы были классифицированы как герои, если они выжили, чтобы получить свободу. Они не только получили статус граждан, но и могли затем жениться или вернуться в свои семьи.
Но не женщины-бойцы.
Как видно из вышеизложенного, стать женщиной гладиатором было на самом деле очень мятежным и смелым делом. Женщины, которые решили по собственной воле сражаться, сделали это ради славы, богатства и знаменитости.
Одна из самых известных записей о гладиаторах женщин была найдена в Турции. Это была ключевая часть Римской империи, и там были амфитеатры для проведения боев. Мемориальная доска, найденная в одном из них, показала двух женщин-бойцов по имени Амазонка и Ахилла. Она была воздвигнут в честь жестокой борьбы, которую они закончили вничью, и обе выиграли призовые деньги. Многие считают, что ничья была фактически поставлена, чтобы завязать альтернативу, более счастливую кончину исторической истории Ахилла, убивающего королеву-воительницу Амазонку, которую он любил.
Соревнования древних гладиаторов были дико популярны во всей Римской империи и были похожи на посещение современного футбольного матча (но с большим количеством убийств). Многие обычные граждане любили ходить в Колизей или их местный амфитеатр, чтобы увидеть своих любимых бойцов в действии.
Не упуская выгоды, скоро были созданы магазины подарков для толпы, которые могли купить товары с гладиаторами, которые им больше всего нравились. Это также включало женщин бойцов, у которого также были игрушки-куклы и статуи в их честь в этих сувенирных магазинах.
В 2000 году археологи обнаружили могилу молодой женщины рядом с местом старого амфитеатра в Лондоне. Когда они заглянули в могилу, они обнаружили, что она наполнена ценными безделушками и гладиаторскими предметами. Они также нашли остатки дорогой пищи, которая, по их мнению, была съедена на похоронах в ее честь. Объединив все это, они уверены, что могила была одной из знаменитых женщин-гладиаторов, которая, должно быть, была хорошо известна и любима.
Как только женщинам было дано разрешение на состязание, его тут же отняли.
В 200 году н.э. император Септимий Северус посетил Олимпийские игры в Греции, и после этого он запретил всем женщинам сражаться как гладиаторам.
Но что случилось в Греции, что заставило его сделать это? Многие считают, что на него повлияло решение греков запретить женщинам вступать на Олимпийских играх.
Считается также, что они были обеспокоены влиянием женщин, решивших строить карьеру, и как это повлияло на взгляды на брак в римском обществе.
Истории о гладиаторских боях приводили людей в восторг на протяжении многих тысячелетий. Эти воины с мечами и щитами были вынуждены бороться за свою жизнь; их образы неустанно вдохновляют создателей книг, картин, фильмов и телевизионных шоу. Тем не менее, когда бои стали более популярными, толпа жаждала больше зрелищ.
Отныне меча и щита было недостаточно.
Типы гладиаторов
Бестиарии
В отличие от других гладиаторов, бестиарии боролись за свою жизнь с животными, а не себе подобными. Специально для этих боёв римские императоры и сенаторы привозили из Африки и Азии экзотических и сильных животных (например, львов, тигров, слонов и медведей). Они служили символом богатства, а также были участниками зрелищ, которые устраивали для толпы в Колизее и амфитеатрах.
Некоторые виды животных (к примеру, слоны) были призваны шокировать и развлекать зрителей, которые прежде никогда их не видели. Другие животные должны были охотиться на людей, а также сами выступали в роли добычи.
Некоторые императоры также демонстрировали своё мастерство в убийстве животных, однако вместо признания, они получали лишь презрение толпы. Нерон сражался с животными на арене, в то время как Коммод «героически» убивал травмированных и малоподвижных животных, находясь в безопасности на возвышенной платформе. Последнее вызвало крайнее неодобрение сената.
Ноксии
Ноксии были представителями самого низшего класса в римском обществе. Их даже не считали за людей. К ним относились христиане, евреи, дезертиры, убийцы и предатели. Ноксий не брали в школу гладиаторов, а их появление на аренах, где они умирали самыми ужасными способами, было, своего рода, наказанием за совершённые преступления.
Ретиарии
Ретиарии тренировались отдельно от гладиаторов, у которых были мечи и щиты. Их считали женоподобными и часто высмеивали. Сатирик и поэт Децим Юний Ювенал поведал историю о мелком аристократе Гракхе, который не только вызвал всеобщую немилость, став гладиатором, но и опозорил общество, сражаясь в качестве ретиария. Однако через несколько столетий ретиарии приобрели милость и стали одними из главных на арене.
Секуторы
Гладиаторы, которые относились к типу секуторов, должны были преследовать и побеждать ретиариев. Секутор имел мощные доспехи: огромный щит, меч и круглый шлем, который закрывал всё его лицо и имел два крошечных отверстия для глаз.
Типичный бой между секутором и ретиарием начинался с того, что последний отходил на безопасное расстояние или – в некоторых случаях – взбирался на возвышенную платформу над водой, где лежал заранее подготовленный запас камней. Секутор (лат. secutor – преследователь) преследовал ретиария и пытался не попасть в его сеть или под град камней. Также он боялся трезубца ретиария, который использовался для того, чтобы не подпустить секутора слишком близко. Секутор был хорошо вооружён, однако он быстро уставал под тяжестью своей брони.
Эквиты
Эквиты были похожи на римских кавалеристов, однако их не стоит путать. Римские кавалеристы были в основном представлены мелкими аристократами, которые занимали хорошие должности в сенате и могли даже стать императорами.
В свою очередь, эквиты были прославленными организаторами публичных зрелищ. Представления в Колизее, как правило, начинались с боёв эквитов, чтобы оживить толпу при помощи ловкости и скорости, которые демонстрировали эти гладиаторы. Сидя верхом на лошадях, они атаковали друг друга при помощи копий, а затем соскакивали на землю и боролись на мечах. Они носили лёгкие доспехи, что способствовало большей ловкости и атлетичности.
Провокаторы
Как мы теперь знаем, в Древнем Риме сражаться друг с другом на арене могли различные типы гладиаторов. Провокаторы, тем не менее, вступали в бой только с провокаторами.
Причина заключалась в том, что соперника для них не выбирали – они сами вызывали его на бой. Они сражались, чтобы уладить распри между гладиаторскими школами, которые соперничали друг с другом, или повысить свой статус, победив известного соперника. Каждый провокатор был вооружён как римский легионер: он имел прямоугольный щит, нагрудник и шлем.
Женщины-гладиаторы
Женщины-гладиаторы, как правило, носили очень мало брони, и у них почти всегда был оголён торс. В большинстве случаев они даже не надевали шлем, чтобы все знали, что на арене сражается женщина.
Бои между женщинами-гладиаторами, которые, кстати сказать, были вооружены коротким мечом и щитом, были редкостью и воспринимались как новшество. Женщины могли сражаться не только между собой, но и с карликами, чтобы вызвать негодование и шок у толпы. В некоторых случаях в гладиаторских боях могли принимать участие женщины, имевшие высокий статус в обществе. Их появление на арене сопровождалось громкими скандалами.
В конечном счёте, бои женщин-гладиаторов были запрещены в 200 году нашей эры.
Галл / Мурмиллон
Галлы были одними из первых гладиаторов, которые произошли от галльского племени, проживавшего в Центральной и Западной Европе. Большинство из них были пленными, которые были вынуждены выйти на арену, чтобы сражаться.
Галлы были хорошо вооружены и выглядели как типичные гладиаторы: они имели длинный меч, щит и шлем, однако носили традиционную галльскую одежду. Галлы были менее проворными, нежели другие гладиаторы, поэтому полагались на свою силу, атакуя противников. Они часто сражались с пленными из вражеских племён.
После того как галлы заключили мир и вошли в состав Римской империи, их стали относить к другому типу гладиаторов, которых называли мурмиллонами. Мурмиллоны по-прежнему использовали тяжёлый меч и щит, однако одевались как римские солдаты и сражались с другими мурмиллонами, гладиаторами из вражеских регионов и ретиариями.
Одного из самых знаменитых мурмиллонов звали Маркусом Аттилиусом, который во время своего первого боя победил гладиатора из личного войска Нерона, Хиларуса, и Луция Феликса. У обоих на счету было более десятка побед.
Самниты
Самниты также являются одними из первых гладиаторов, и они имеют много чего общего с галлами. Они также были военнопленными, однако их родиной считался регион Самний (юг Италии).
После того как римляне одержали победу над самнитами, они заставили их участвовать в насмешливых церемониальных боях, которые впоследствии превратились в гладиаторские соревнования. Самниты носили традиционную военную одежду и сражались при помощи меча и прямоугольного щита. Их противниками, как правило, были попавшие в плен солдаты из враждующих с Римом племён.
Фракийцы
Самым популярным и хорошо известным гладиатором является Спартак.
Он был военнопленным из фракийского племени, проживавшего на территории Юго-Восточной Европы. Он восстал против своих поработителей, которые вынуждали его сражаться на гладиаторской арене. В конечном счёте, Спартак был побеждён, однако легенда о нём живёт по сей день.
Фракийцы, которые имели круглый щит, изогнутый клинок и широкий шлем с эмблемой грифона, были, пожалуй, самыми популярными из первых гладиаторов. Они часто сражались с галлами и самнитами.