Что говорил пушкин про армян

А. С. Пушкин Тазит. Поема

РВБ: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. Версия 3.1 от 18 ноября 2013 г.

Азербайджанцы армянам в упрёк зло бросают: «. даже великий Пушкин о вас писал – «ты трус, ты раб, ты армянин. ». Армяне возмущаются, но не все удосуживаются раскрыть томик Александра Сергеевича, чтобы посмотреть, на что же ссылаются кавказские тюрки. Уверен, многие и не знают, с какого произведения вырвана строчка, так ограниченно используемая, в удобном для азербайджанцев толковании.

Согласно исследованию академика Сурена Айвазяна, поэма «Тазит» (1829-30 гг.), к сожалению, осталась неоконченной, но 1837 году была напечатана в «Современнике» (т.7) под изменённым и искажённым названием «Галуб», не смотря на то, что имя главного героя Гасуб. Есть версия, что помимо изменения заголовка были внесены правки и в сам текст. Там, где у Пушкина было написано «христианин», возникло «армянин». Так строка «Ты трус, ты раб, ты христианин» превратилась в «Ты трус, ты раб, ты армянин». Зная об особой любви Пушкина к Армении, строка вызывает недоумение.

И даже если Пушкин всё-таки написал именно «ты трус, ты раб, ты АРМЯНИН», согласно поэме такая характеристика говорит о смирении, робости, кроткости и некровожадности армянского народа. Рассмотрим возмутительную строку в контексте.

240
Колчан и лук, кинжал грузинский
И шашки крестовую сталь,
Чтобы крепка была могила,
Где храбрый ляжет почивать,
Чтоб мог на зов он Азраила
Исправным воином восстать.

В дорогу шествие готово,
И тронулась арба. За ней
Адехи следуют сурово,
Смиряя молча пыл коней.
Уж потухал закат огнистый,
Златя нагорные скалы,
Когда долины каменистой
Достигли тихие волы.
В долине той враждою жадной
Сражен наездник молодой,
Там ныне тень могилы хладной
Воспримет труп его немой.

Уж труп землею взят. Могила
Завалена. Толпа вокруг
Мольбы последние творила.
Из-за горы явились вдруг
Старик седой и отрок стройный.
Дают дорогу пришлецу —
И скорбному старик отцу
Так молвил, важный и спокойный:
«Прошло тому тринадцать лет,
Как ты, в аул чужой пришед,
Вручил мне слабого младенца,
Чтоб воспитаньем из него
Я сделал храброго чеченца.
Сегодня сына одного
Ты преждевременно хоронишь.
Гасуб, покорен будь судьбе.
Другого я привел тебе.
Вот он. Ты голову преклонишь
К его могучему плечу.
Твою потерю им заменишь —

241
«Тазит». Рисунок Пушкина. 1829.
Труды мои ты сам оценишь,
Хвалиться ими не хочу».

Умолкнул. Смотрит торопливо
Гасуб на отрока. Тазит,
Главу потупя молчаливо,
Ему недвижим предстоит.
И в горе им Гасуб любуясь,
Влеченью сердца повинуясь,
Объемлет ласково его.
Потом наставника ласкает,
Благодарит и приглашает
Под кровлю дома своего.
Три дня, три ночи с кунаками
Его он хочет угощать
И после честно провожать
С благословеньем и дарами.
Ему ж, отец печальный мнит,
Обязан благом я бесценным:
Слугой и другом неизменным,
Могучим мстителем обид.

Проходят дни. Печаль заснула
В душе Гасуба. Но Тазит
Всё дикость прежнюю хранит.
Среди родимого аула
Он как чужой; он целый день
В горах один; молчит и бродит.
Так в сакле кормленный олень
Всё в лес глядит; всё в глушь уходит.
Он любит — по крутым скалам
Скользить, ползти тропой кремнистой,
Внимая буре голосистой
И в бездне воющим волнам.
Он иногда до поздней ночи
Сидит, печален, над горой,
Недвижно в даль уставя очи,
Опершись на руку главой.

242
Какие мысли в нем проходят?
Чего желает он тогда?
Из мира дольнего куда
Младые сны его уводят.
Как знать? Незрима глубь сердец.
В мечтаньях отрок своеволен,
Как ветер в небе.
Но отец
Уже Тазитом недоволен.
«Где ж, — мыслит он, — в нем плод наук,
Отважность, хитрость и проворство,
Лукавый ум и сила рук?
В нем только лень и непокорство.
Иль сына взор мой не проник,
Иль обманул меня старик».

Тазит из табуна выводит
Коня, любимца своего.
Два дни в ауле нет его,
На третий он домой приходит.

Где был ты, сын?
Сын

В ущелье скал,
Где прорван каменистый берег,
И путь открыт на Дариял.
Отец

Я слушал Терек.
Отец

А не видал ли ты грузин
Иль русских?
Сын

Видел я, с товаром
Тифлисский ехал армянин.
Отец

Он был со стражей?
Сын

Зачем нечаянным ударом
Не вздумал ты сразить его
И не прыгнул к нему с утеса? —
Потупил очи сын черкеса,
Не отвечая ничего.

Тазит опять коня седлает,
Два дня, две ночи пропадает,
Потом является домой.

За белою горой.
Отец

Кого ты встретил?
Сын

На кургане
От нас бежавшего раба.
Отец

О милосердая судьба!
Где ж он? Ужели на аркане
Ты беглеца не притащил? —
Тазит опять главу склонил.
Гасуб нахмурился в молчанье,
Но скрыл свое негодованье.
«Нет, — мыслит он, — не заменит
Он никогда другого брата.
Не научился мой Тазит,
Как шашкой добывают злато.
Ни стад моих, ни табунов
Не наделят его разъезды.
Он только знает без трудов
Внимать волнам, глядеть на звезды,
А не в набегах отбивать
Коней с ногайскими быками
И с боя взятыми рабами
Суда в Анапе нагружать».

Тазит опять коня седлает.
Два дня, две ночи пропадает.
На третий, бледен, как мертвец,
Приходит он домой. Отец,

245
Его увидя, вопрошает:
«Где был ты?»

Около станиц
Кубани, близ лесных границ
— — — — — — —
Отец

Убийцу сына моего.
Приди. где голова его?
Тазит. Мне череп этот нужен.
Дай нагляжусь!
Сын

Убийца был
Один, изранен, безоружен.
Отец

Ты долга крови не забыл.
Врага ты навзничь опрокинул,
Не правда ли? ты шашку вынул,
Ты в горло сталь ему воткнул
И трижды тихо повернул,
Упился ты его стенаньем,
Его змеиным издыханьем.
Где ж голова. подай. нет сил.
246
Но сын молчит, потупя очи.
И стал Гасуб чернее ночи
И сыну грозно возопил:
«Поди ты прочь — ты мне не сын,
Ты не чеченец — ты старуха,
Ты трус, ты раб, ты армянин!
Будь проклят мной! поди — чтоб слуха
Никто о робком не имел,
Чтоб вечно ждал ты грозной встречи,
Чтоб мертвый брат тебе на плечи
Окровавленной кошкой сел
И к бездне гнал тебя нещадно,
Чтоб ты, как раненый олень,
Бежал, тоскуя безотрадно,
Чтоб дети русских деревень
Тебя веревкою поймали
И как волчонка затерзали,
Чтоб ты. Беги. беги скорей,
Не оскверняй моих очей!»

Сказал и на земь лег — и очи
Закрыл. И так лежал до ночи.
Когда же приподнялся он,
Уже на синий небосклон
Луна, блистая, восходила
И скал вершины серебрила.
Тазита трижды он позвал,
Никто ему не отвечал.
*

Ущелий горных поселенцы
В долине шумно собрались —
Привычны игры начались.
Верьхами юные чеченцы,
В пыли несясь во весь опор,
Стрелою шапку пробивают,
Иль трижды сложенный ковер
Булатом сразу рассекают.

247
То скользкой тешатся борьбой,
То пляской быстрой. Жены, девы
Меж тем поют — и гул лесной
Далече вторит их напевы.
Но между юношей один
Забав наездничьих не делит,
Верхом не мчится вдоль стремнин,
Из лука звонкого не целит.
И между девами одна
Молчит уныла и бледна.
Они в толпе четою странной
Стоят, не видя ничего.
И горе им: он сын изгнанный,
Она любовница его.

О, было время. с ней украдкой
Видался юноша в горах.
Он пил огонь отравы сладкой
В ее смятенье, в речи краткой,
В ее потупленных очах,
Когда с домашнего порогу
Она смотрела на дорогу,
С подружкой резвой говоря —
И вдруг садилась и бледнела
И, отвечая, не глядела
И разгоралась, как заря —
Или у вод когда стояла,
Текущих с каменных вершин,
И долго кованый кувшин
Волною звонкой наполняла.
И он, не властный превозмочь
Волнений сердца, раз приходит
К ее отцу, его отводит
И говорит: «Твоя мне дочь
Давно мила. По ней тоскуя,
Один и сир, давно живу я.
Благослови любовь мою.
Я беден — но могуч и молод.
Мне труд легок. Я удалю
От нашей сакли тощий голод.

248
Тебе я буду сын и друг
Послушный, преданный и нежный,
Твоим сынам кунак надежный,
А ей — приверженный супруг».

«Тазит». Рисунок Пушкина. 1829.

Воспроизводится по изданию: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 3, М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960.
© Электронная публикация — РВБ, 2000—2014.

Источник

Что говорил пушкин про армян

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Я с ними (армянами) никогда не мог договориться. Их хитрость довольно брезглива, низость довольно невыносима, а подлость достойна сожаления.

Французский путешественник граф Де-Шолье.

Поди ты прочь — ты мне не сын,

Ты не чеченец — ты старуха,

Будь проклят мной! поди — чтоб слуха

Строки из поэмы А.С. Пушкина «Тазит»

Ваше превосходительство, не разрешайте поселение армян на центральных русских землях. Они из такого племени, что прожив несколько десятков лет, начнут кричать на весь мир, что это земля наших отцов и прадедов.

А.С.Грибоедов. Из письма русскому императору.

(Русский исследователь В. Л. Величко. «Кавказ»)

«…Корыстолюбие, интриги, клятвопреступления, продажность, низкопоклонство кажутся главными национальными особенностями этого племени …, ибо у горожанина – армянина нет родины, которой он гордился бы, а только горькое сознание, что его народ уже 1300 лет – раб и всеми ненавидимый паразит…».

Из справки прокурора Эчмиадзинского Синода армяно-григорианской церкви А. Френкеля, представленной им в 1907 году императору Российской Империи, в качестве прокурора он работал с 1892 года.

Книга «Организм женщины», Санкт-Петербург 1830 — 1870 гг. в главе «Гостеприимная проституция» отмечается, что:
«у древних армян, как и у некоторых северных, индийских и африканских народов, существовал такой обычай, когда гость должен был переспать с женой, дочерью или хотя бы со служанкой, отказ воспринимался как оскорбление хозяина».

«. армянки являются первыми проститутками мира».

«Происхождение семьи, частной собственности и государства», 1979 г., Политиздат, Москва, Избран. произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, том 3, стр. 366.

Великий Тамерлан сказал:

‘История не простит мне 2 вещи:

1) То, что я хотел уничтожить армян как этнос, а второе- за то, что я не сделал этого. Правда есть и хорошие среди армян, но в целом народ гадкий. Никогда не выскажет своих мыслей в лицо, поэтому и кажется культурным, а в удобный случай зарежет’.

Источник

Пушкин и армяне: по следам «скандальных» стихов

Что говорил пушкин про армян. Смотреть фото Что говорил пушкин про армян. Смотреть картинку Что говорил пушкин про армян. Картинка про Что говорил пушкин про армян. Фото Что говорил пушкин про армян

Что говорил пушкин про армян. Смотреть фото Что говорил пушкин про армян. Смотреть картинку Что говорил пушкин про армян. Картинка про Что говорил пушкин про армян. Фото Что говорил пушкин про армян

Александр Сергеевич Пушкин – автор нескольких сот гениальных произведений, однако в интернет-пространстве последние 10-15 лет недоброжелатели армян предпочитают вспоминать лишь об одной работе – неоконченной поэме «Тазит». Нет, даже не о поэме, а об одной-единственной строчке из этой поэмы, вырванной из контекста: «Ты трус, ты раб, ты армянин!» Sputnik Армения попытался разобраться, в чем подвох. Но обо всем по порядку.

Что говорил пушкин про армян. Смотреть фото Что говорил пушкин про армян. Смотреть картинку Что говорил пушкин про армян. Картинка про Что говорил пушкин про армян. Фото Что говорил пушкин про армян

Нежная дружба и частые упоминания

Пушкин обращался к армянской теме в целом ряде произведений. Не мудрствуя лукаво, приведем несколько примеров.

Отрывок из «Гавриилиады»:

Творец любил восточный,
пестрый слог.
Потом, призвав любимца
Гавриила,
Свою любовь он прозой объяснял.
Беседы их нам церковь утаила,
Евангелист немного оплошал!
Но говорит армянское преданье,
Что царь небес, не пожалев похвал,
В Меркурии архангела избрал,
Заметя в нем и ум, и дарованье, –
И вечерком к Марии подослал.

Армянский персонаж мы встречаем и в «Отрывках из путешествия Онегина», когда поэт описывает Одессу.

Я жил тогда в Одессе пыльной
………………………………………………………..
Там все Европой дышит, веет,
Все блещет югом и пестреет
Разнообразностью живой.
Язык Италии златой
Звучит по улице веселой,
Где ходит гордый славянин,
Француз, испанец, армянин…

Круг общения русского поэта включал немало армян. Среди них – известная семья Абамелек, члены которой были представителями армянского княжеского рода. Александр Сергеевич познакомился с Абамелеками еще в годы учебы в Царскосельском лицее. Давид Семенович Абамелек, участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии, был полковником лейб-гвардии гусарского полка, расквартированного в Царском Селе.

Что говорил пушкин про армян. Смотреть фото Что говорил пушкин про армян. Смотреть картинку Что говорил пушкин про армян. Картинка про Что говорил пушкин про армян. Фото Что говорил пушкин про армян

Он был женат на Марии Иоакимовне, происходившей из другого знатного армянского рода — Лазаревых. В 1814 году у них родилась дочь Анна, которой в 1832 году Пушкин посвятил прекрасное стихотворение.

Когда-то (помню с умиленьем)
Я смел вас няньчить с восхищеньем,
Вы были дивное дитя.
Вы расцвели — с благоговеньем
Вам ныне поклоняюсь я.
За вами сердцем и глазами
С невольным трепетом ношусь
И вашей славою и вами,
Как нянька старая, горжусь.

Красавица Анна и сама была талантливой поэтессой и переводчицей. Именно эта юная армянка познакомила французов со многими произведениями друга их семьи – Александра Сергеевича.

Весьма тесно Пушкин общался с армянами в период южной ссылки. В Кишиневе поэт дружил с видным чиновником Артемием Худабашевым, архиепископом Григорием Захаряном…

Однако о непосредственной встрече с Арменией гений написал в «Путешествии в Арзрум», в основе которого – дневник поэта, который он вел во время поездки по Кавказу в 1829 году.

Что говорил пушкин про армян. Смотреть фото Что говорил пушкин про армян. Смотреть картинку Что говорил пушкин про армян. Картинка про Что говорил пушкин про армян. Фото Что говорил пушкин про армян

В этой же работе Пушкин описывает сцену гостеприимства армянской семьи, в которой ему довелось побывать:

«Дождь ливмя лил на меня. Наконец из ближнего дома вышел молодой армянин и, переговоря с моим турком, позвал меня к себе, изъясняясь на довольно чистом русском языке. Он повел меня по узкой лестнице во второе жилье своего дома. В комнате, убранной низкими диванами и ветхими коврами, сидела старуха, его мать. Она подошла ко мне и поцеловала мне руку. Сын велел ей разложить огонь и приготовить мне ужин. Я разделся и сел перед огнем. Вошел меньший брат хозяина, мальчик лет семнадцати. Оба брата бывали в Тифлисе и живали в нем по нескольку месяцев. Они сказали мне, что войска наши выступили накануне и что лагерь наш находится в 25 верстах от Карса. Я успокоился совершенно. Скоро старуха приготовила мне баранину с луком, которая показалась мне верхом поваренного искусства. Мы все легли спать в одной комнате; я разлегся противу угасающего камина и заснул в приятной надежде увидеть на другой день лагерь графа Паскевича. «

Александр Сергеевич был знаком также с великим маринистом Иваном (Ованесом) Айвазовским. Во время их встречи поэту было 36 лет, а живописцу всего 19. Именно тогда гениальный писатель предсказал большое творческое будущее Айвазовскому, а через год Пушкина уже не стало.

Что же, говорить об отношениях великого поэта с Арменией и армянами можно очень долго. Но на все это старательно закрывают глаза наши недруги.

«Вечная тема»

«Ты трус, ты раб, ты армянин!» Кажется, это стало вечной темой на многочисленных форумах и других онлайн-площадках, где армян пытаются выставлять в дурном свете. И хотя сам Пушкин завещал нам не оспаривать глупца, мы все же попытаемся сделать это.

Прежде чем перейти непосредственно к поэме, всем противникам армянского народа хотелось бы задать вполне логичный вопрос: мог ли Пушкин, имевший столько связей с Арменией и армянами, испытывать желание оскорбить армянский народ и своих друзей?

Оставим вопрос открытым и перейдем уже к «Тазиту».

Сюжет поэмы таков: у старого горца Гасуба убили старшего сына. На похороны из другого аула приезжает его друг, которому он в свое время по горской традиции отдал своего младшего сына Тазита на воспитание. Однако юноша вырос совсем не таким, как представлял себе отец, живущий по жестоким нормам и обычаям.

Что говорил пушкин про армян. Смотреть фото Что говорил пушкин про армян. Смотреть картинку Что говорил пушкин про армян. Картинка про Что говорил пушкин про армян. Фото Что говорил пушкин про армян

Тазит некоторое время бродит по окрестным горам, а по возвращении домой у них с отцом происходит следующий диалог:

В ущелье скал,
Где прорван каменистый берег,
И путь открыт на Дариял.

А не видал ли ты грузин
Иль русских?

Видел я, с товаром
Тифлисский ехал армянин.

Зачем нечаянным ударом
Не вздумал ты сразить его
И не прыгнул к нему с утеса?

Потупил очи сын черкеса,
Не отвечая ничего.

Еще один диалог происходит после второй отлучки сына:

На кургане
От нас бежавшего раба.

О милосердная судьба!
Где ж он? Ужели на аркане
Ты беглеца не притащил?

Тазит опять главу склонил.
Гасуб нахмурился в молчанье,
Но скрыл свое негодованье…

Приведем также финальный диалог:

Около станиц Кубани,
близ лесных границ.

Убийцу сына моего.
Приди. Где голова его?
Тазит. Мне череп этот нужен.
Дай нагляжусь!

Убийца был
Один, изранен, безоружен.

Ты долга крови не забыл.
Врага ты навзничь опрокинул,
Не правда ли? Ты шашку вынул,
Ты в горло сталь ему воткнул
И трижды тихо повернул,
Упился ты его стенаньем,
Его змеиным издыханьем.
Где ж голова. подай. нет сил.

Но сын молчит, потупя очи.
И стал Гасуб чернее ночи
И сыну грозно возопил:
«Поди ты прочь, ты мне не сын,
Ты не чеченец, ты старуха,
Ты трус, ты раб, ты армянин!»

Затем изгнанный отцом Тазит влюбляется в девушку и идет свататься. Отец девушки ему отказывает, и на этом кончается основной текст поэмы.

Что говорил пушкин про армян. Смотреть фото Что говорил пушкин про армян. Смотреть картинку Что говорил пушкин про армян. Картинка про Что говорил пушкин про армян. Фото Что говорил пушкин про армян

В произведении жестоким нормам адата поэт противопоставляет милосердие и сострадание, присущее армянам-христианам. А для того, чтобы понять замысел Александра Сергеевича, необходимо, во-первых, заглянуть в его черновики, где сохранился план поэмы: похороны; черкес-христианин (Тазит. – ред.); купец; раб; убийца; изгнание; любовь; сватовство; отказ; миссионер; война; сражение; смерть; эпилог.

Таким образом, данная поэма выражает взгляды Александра Сергеевича на то, как обстоят дела на Кавказе. А, кроме того, автор предлагает свое решение проблемы.

В этом контексте примечательно также то, что в переводе с турецкого «Гасуб» означает «мясник», «палач», в то время как «Тазит» происходит от турецкого «taze» – «новый, свежий». Можно смело сказать, что в этой работе Пушкин противопоставлял жестокость и кровожадность старого Гасуба его сыну Тазиту, который представлен как христианин и носитель христианских ценностей.

В заключение добавим лишь, что намеренное искажение текста русского поэта не по душе и его соотечественникам, которые сами очень часто пытаются внести ясность в этом нелегком деле на различных интернет-площадках.

Источник

Да зачем же Пушкину смеяться над армянами!

P.S. Учитывая сложность рассматриваемых вопросов (а это напрямую связано с гениальностью Великого мистификатора), я решил далее вставить главу о технологии пушкинского обмана, а заодно и об его истории.

Примечания.
1. Цявловский М.А. «Книга воспоминаний о Пушкине», М., 1981, с.68.
2. Рубине Дмитриевна Сафарян «Армения Глазами Русских Литераторов», 2013, ООО Центр «Златоуст», глава вторая.
3. ПА 473.
4. ПА 473 или П-3, 403.
5. С2 257.5,7.
6. Пс 777.27.
7. ПА 463.13.
8. См. XVII, 219.
9. А.Тыркова-Вильямс «Жизнь Пушкина», М., 2004, т.1, с.296-7.
10. Там же, с.338.
11. Там же, с.339.
12. Там же, с.296-7, с.340.
13. Там же, с.342.
14. Там же, с.361.
15. П-3, 405.
16. П-3, 404.
17. ЕО II 10.14.
18. Лотман Ю.М. ЕО, комментарий, Л., 1980, с.19-22 и ЕО VI, X, 7-9.
19. ИП 72.30.
20. Т 184.
21. ПА 458.33 или П-3,388.
22. ПА 473.31 или П-3,403.
23. Вот, например, слова Грибоедова: «Армянский архиепископ Нерсес, прибывший из Эчмиадзина, говорил мне много насчёт переселения 8000 семейств армян, которые пришли из-за р.Аракс, чтобы поселиться в наших провинциях» (Письмо управляющему российским министерством иностранных дел К. В. Нессельроде от 26 июля 1828-го года). А вот и статистика из официального документа, изданного в один год с пушкинским «Путешествием в Арзрум»: «народонаселение города Нахчыван состоит из 1330 семейств, в числе коих: 905 мусульман, 156 старожилых армян и 269 армян переселенцев» («ОБОЗРЕНИЕ РОССИЙСКИХ ВЛАДЕНИЙ ЗА КАВКАЗОМ», часть IV, СПб, 1836., с.332). Ну, а знакомый Пушкина С. Н. Глинка в своем «Описании переселения армян аддербиджанских в пределы России» отмечал: «руководить организацией переселения было поручено полковнику Л. Е. Лазареву. … в три с половиной месяца более восьми тысяч семейств (около сорока тысяч человек) перешло за Аракс». И даже в 1918-м году, Ричард Ованесян относительно армян-переселенцев писал, что «из 7300 семей из Эрзерума, большинство поселились в Ахалцыхе» («Of the 7,300 families from Erzerum, most settled in Akhaltsikh» Richard Hovannisian. Armenia on the Road to Independence, 1918. стр 260). И даже в наше время исследователь Джордж Бурнутян указывает про «279 армянских семей», которые «решили иммигрировать в Карабах» (Society for Armenian Studies, 1999.,Vol. 9., P. 99—103), а Дилара Исмаилзаде отмечает, что: «Лишь незначительное количество армянских семей поселилось на пограничной территории соседней Каспийской области» (Исмаил-заде, Деляра Ибрагим-кызы, «Население городов Закавказского края в XIX — первой половине ХХ века», М., «Наука», 1991).
24. Путеводитель по Кавказу Владыкина, с. 300.
25. М. Полиевктов и Г. Натадзе. Старый Тифлис. — Госкомиздат, 1929.
26. И.К. Ениколопов «Пушкин в Грузии», Тбилиси, 1950, с.90.
27. «Статистическое изображение городов и посадов Российской империи по 1825 год», составленное из официальных сведений под руководством директора Департамента полиции Штера., Спб., 1829.
28. П-3, 377.
29. ПА 473.23.
30. КД 382.40.
31. Ро 751.
32. П-3, 406 или ПА 477.12.
33. ПА 457.32 или П-3, 397.
34. П-3,407.
35. Д 202.12.
36. АП 21.36.
37. Пс 175.85.
38. АП 22.21.
39. Ж1 14.7.
40. АП 19.19.
41. АП 19.11.
42. АП 25.18.
43. ИП 63.5.
44. ПА 474.23.
45. П-3,407.
46. П-3,404.
47. П-3,246.
48. П-3.248.
49. ИП 375.15.
50. П-3,331.
51. М.В.Нечкина, «Декабристы», М., 1976, «Наука», АН СССР, стр.110. Выделено мной. С.Ш.
52. В.И.Басков «Суд коронованного палача», М., «Советская Россия», 1980, стр.70.

Источник

«Ты трус, ты раб, ты армянин!»? Читаем поэму Пушкина «Тазит» от начала до конца

Что говорил пушкин про армян. Смотреть фото Что говорил пушкин про армян. Смотреть картинку Что говорил пушкин про армян. Картинка про Что говорил пушкин про армян. Фото Что говорил пушкин про армян

«Ты трус, ты раб, ты армянин!» Как же часто к этим словам обращаются недоброжелатели армян. Дескать, смотрите, сам Александр Сергеевич был невысокого мнения о вас. Так ли? Невероятно, если взглянуть на круг общения русского поэта, который включал немало армян. Вспомнить хотя бы семью Абамелек, представителей армянского княжеского рода.

Что говорил пушкин про армян. Смотреть фото Что говорил пушкин про армян. Смотреть картинку Что говорил пушкин про армян. Картинка про Что говорил пушкин про армян. Фото Что говорил пушкин про армян

Василий Тропинин. Портрет Александра Сергеевича Пушкина, 1827

Александр Сергеевич познакомился с Абамелеками, еще учась в Царскосельском лицее. Этот период его жизни приходится на 1811–1817 годы.

Тогда Давид Семенович Абамелек был полковником лейб-гвардии гусарского полка, расквартированного в Царском Селе. Давид Семенович — участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии. А ранее он отличился в сражении при Аустерлице.

Был женат Давид Абамелек на Марии Иоакимовне, происходившей из другой знатной армянской семьи — из рода Лазаревых. В 1814 году у них родилась дочь Анна, которой в 1832 году Пушкин посвятит стихотворение. Постоянно бывал Александр Сергеевич в среде офицеров, где служили и старшие братья Анны.

Вернемся же к строчке, взятой — скорее вырванной — из контекста поэмы Александра Пушкина «Тазит». Но прежде — всем известная и простая истина. Во многих произведениях авторы создают образы положительных персонажей и их антиподов. К кому автор благоволит, чьи слова — отражение его мыслей и позиции? Чтобы в этом разобраться, важно помнить: автор — он во всем произведении.

Итак, кто из героев поэмы «Тазит» произносит слова «Ты трус, ты раб, ты армянин!», кому они обращены, какие события им предшествовали? В общем, каков их контекст?

Что говорил пушкин про армян. Смотреть фото Что говорил пушкин про армян. Смотреть картинку Что говорил пушкин про армян. Картинка про Что говорил пушкин про армян. Фото Что говорил пушкин про армян

Давид Семёнович Абамелек

В 1820–1821 годах Александр Пушкин пишет поэму «Кавказский пленник», ставшую одной из его самых известных. Позже он приступит ко второй кавказской поэме, названной «Тазит». Правда, останется она незавершенной.

Над «Тазитом» Пушкин начал работать вскоре после возвращения из Закавказья, в конце 1829 – начале 1830 года. Поэма непосредственно связана с его впечатлениями, вынесенными во время путешествия через Кавказ. Так, открывающая ее сцена похорон подсказана Пушкину осетинскими похоронами, на которых он присутствовал и которые описал в «Путешествии в Арзрум во время похода 1829 года».

Образная система поэмы «Тазит» раскрывается в статье литературоведа, пушкиниста Дмитрия Дмитриевича Благого «Творческий путь Пушкина (1826–1830)». Исследователь указывает, что замысел новой поэмы Пушкина проникнут стремлением перенести свои историко-политические и этико-философские мысли и раздумья, связанные с кавказским вопросом, на язык художественных образов. Важная особенность «Тазита» состоит в том, что Пушкин стремится уйти от собственного «я», он больше выступает в роли сказителя. «„Тазит“ — единственная пушкинская поэма, в которой, как и в произведениях повествовательного устного народного творчества, авторского голоса, авторских суждений, высказываний, оценок нет, в которой автор, в сущности, выступает почти в роли сказителя».

Основа фабулы «Тазита» — трагический конфликт между сыном и отцом, выходящий за рамки узкосемейного характера. Сущность конфликта заключена уже в именах героев поэмы. Гасуб, видимо, образован от арабского «гасыб», что значит — хищник, разбойник, грабитель, а Тазит — от персидского «тазе» — новый, свежий, молодой.

Что говорил пушкин про армян. Смотреть фото Что говорил пушкин про армян. Смотреть картинку Что говорил пушкин про армян. Картинка про Что говорил пушкин про армян. Фото Что говорил пушкин про армян

«Тазит». Рисунок Пушкина, 1829

Отец и сын выросли в атмосфере старых обычаев, издавна и крепко укоренившихся в горской среде. Но Тазит вобрал в себя из них то доброе и человечное, что в них имелось. Он не может принять в нравах и обычаях своих соплеменников того, что в них было жестокого. Это раскрывается в истории трех бесед Тазита с Гасубом. Встретив тифлисского купца-армянина, ехавшего в одиночку и без стражи, Тазит не смеет напасть на него, чтобы отобрать товар. В другой раз, повстречав бежавшего из их дома раба, Тазит не «притащил» его на аркане назад. Наконец, Тазит оказался не в силах отомстить встреченному им убийце брата, ведь тот был «один, изранен, безоружен».

Услышав ответ Тазита, Гасуб пришел в ярость, обрушив на него проклятия. Он изгоняет сына, забывшего «долг крови».

Поди ты прочь — ты мне не сын,

Ты не чеченец — ты старуха,

Ты трус, ты раб, ты армянин!

Что говорил пушкин про армян. Смотреть фото Что говорил пушкин про армян. Смотреть картинку Что говорил пушкин про армян. Картинка про Что говорил пушкин про армян. Фото Что говорил пушкин про армян

«Тазит». Рисунок Пушкина, 1829

«Армянин» становится бранным словом именно в устах Гасуба, носителя старых, часто жестоких обычаев, поборника «буйной вольности». А в Тазите вырисованы гуманистические начала. «Пушкину, безусловно, ближе, симпатичнее обаятельный облик мечтателя и гуманиста Тазита, художественно олицетворяющего идею о возможности в среде горцев иной, более человечной морали», — пишет Дмитрий Благой в своей статье.

Слово «армянин» в контексте всей поэмы Пушкина следует рассматривать в значении «иноверец», в данном случае — «христианин». Здесь важно также обратиться к рукописям поэта, о которых можно прочитать во многих комментариях и примечаниях к поэме.

В рукописях Пушкина сохранились наброски планов поэмы «Тазит». В наиболее подробном из них, кроме первых восьми пунктов, соответствующих написанной части поэмы, вслед за пунктом «Сватовство» следуют еще шесть: «Отказ», «Миссионер», «Война», «Сраженье», «Смерть» и «Эпилог». Это бросает некоторый свет на дальнейшее развитие пушкинского замысла: поэт начал было начерно набрасывать стихи, относящиеся к пункту «Отказ», но на этом работа оборвалась. В дальнейшем Тазит, уже подготовленный к этому его воспитателем (он назван в плане «черкесом христианином»), очевидно, принял христианство, ушел к русским, участвовал на их стороне в войне с черкесами и погиб в бою.

Рассказывать о поэме «Тазит» можно много и долго. Но лучше, конечно, ее прочитать.

1. Айзенштадт М., Айзенштадт В. «Я смел вас нянчить с восхищеньем…» ǁ magazines.russ.ru.

2. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826–1830) ǁ feb-web.ru.

3. Пушкин А.С. Избранные сочинения: в 2 т. / А.С. Пушкин ; примечания А. Карпова. — Москва : Издательство «Художественная литература», 1978.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *