Что говорил геббельс о пропаганде
Шесть главных принципов пропаганды по Ёсе Геббельсу
Ложь, сказанная сто раз, становится правдой. Мы добиваемся не правды, а эффекта. Вот в чем секрет пропаганды: она всегда должна быть простой и без конца повторяющейся
Основы пропаганды Третьего Рейха были изложены в программном документе его «фюрера», который в свою очередь опирался на «широко замалчиваемый мировой опыт»:
«. Эти господа исходили из того правильного расчета, что чем чудовищнее солжешь, тем скорей тебе поверят. Рядовые люди скорее верят большой лжи, нежели маленькой. Это соответствует их примитивной душе.
Они знают, что в малом они и сами способны солгать, ну а уж очень сильно солгать они, пожалуй, постесняются. Большая ложь даже просто не придет им в голову.
И даже когда им разъяснят, что дело идет о лжи чудовищных размеров, они все еще будут продолжать сомневаться и склонны будут считать, что вероятно все-таки здесь есть доля истины.
Вот почему виртуозы лжи и целые партии, построенные исключительно на лжи, всегда прибегают именно к этому методу. Лжецы эти прекрасно знают это свойство массы. Солги только посильней — что-нибудь от твоей лжи да останется.
Ну, а известно, что виртуозами из виртуозов по части лжи во все времена были евреи. Ведь уже само существование евреев построено на той большой лжи, будто евреи представляют собою не расу, а только религиозную общину» (А.Гитлер, «Моя борьба»).
Далее идею подхватили и творчески развили в не безызвестном Министерстве пропаганды Третьего Рейха:
«Ложь, сказанная сто раз, становится правдой. Мы добиваемся не правды, а эффекта. Вот в чем секрет пропаганды: те, кого предполагается ею убедить, должны быть полностью погружены в идеи этой самой пропаганды, не замечая при этом, что они ими поглощены.
Обыкновенные люди обычно гораздо более примитивны, чем мы воображаем. Поэтому пропаганда, по существу, всегда должна быть простой и без конца повторяющейся” (д-р. Пауль Йозеф Геббельс, рейхсминистр народного просвещения и пропаганды Германии, 1933-1945)
Пропаганды должно быть много, очень много.
Ее нужно вываливать в массы непрерывно, днем и ночью, во всех территориальных точках одновременно.
Избытка пропаганды не бывает, так как народ способен усвоить лишь ту информацию, которую ему повторят тысячи раз.
Предельная простота любых посланий.
Это нужно затем, чтобы даже самый отсталый индивид сумел осознать услышанное или прочитанное: если боец ассенизаторской команды справится с информацией, то школьный учитель переварит ее и подавно.
А ведь чем больше людей примут что-либо, тем проще будет справиться с остальными: даже самое продвинутое меньшинство вынужденно последует за большинством.
Максимальное однообразие ясных, кратких, хлестких посланий. «Пропагандировать наш лозунг мы можем и должны с самых различных сторон, но итог должен быть один и тот же, и лозунг неизменно должен повторяться в конце каждой речи, каждой статьи”.
Никаких дифференциаций: пропаганда не должна позволять сомневаться, колебаться, рассматривать различные варианты и возможности.
У людей не должно быть выбора, ведь он уже сделан за них, а им следует лишь понять и затем принять информацию, чтобы потом уже воспринимать навязанные идеи как свои собственные.
Воздействовать в основном на чувства и лишь в самой малой степени апеллировать к мозгу. Помните? Пропаганда — не наука. Зато она помогает вывести на эмоции многотысячную толпу — и вить из этой толпы веревки. А разум здесь ни к чему.
Шок и ложь — вот два кита, на которых стоит совершенная пропаганда. Если людей подводить к той или иной мысли постепенно, не торопясь, должного результата не будет. Если солгать по мелочи — тоже. Поэтому информация должна огорошивать, ведь только шокирующие послания маниакально передаются из уст в уста. Адекватные сведения проходят незамеченными.
Будьте осторожны: дело Геббельса, как показывает история, не умирает.
Никогда не забывайте о главном принципе противодействия манипуляциям:
фильтруйте все, что видите и слышите, и будет вам свобода. Как минимум — от опасных предрассудков.
— Чтобы в ложь поверили, она должна быть ужасающей.
— Мы добиваемся не правды, а эффекта.
— Человек был и остаётся животным. С низкими или высокими инстинктами. С любовью и ненавистью. Но животным он остаётся всегда.
— Собственность обязывает и крепко привязывает.
В дневниковой записи от 16 марта 1945 г. д-р Й.Геббельс писал:
«Приходишь к горькому выводу, что военное руководство Советского Союза состоит из людей классом выше, чем наше собственное».
Про текущую верхушку оккупационного режима, в полной мере пользующееся приемами нацистского пропагандиста, такого не скажешь.
Высказывания Йозефа Геббельса-отца пропаганды.
О пропаганде и управлении массами.
1.Дайте мне средства массовой информации и я из любого народа сделаю стадо свиней.
2.Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой.
3.Если вы произнесёте достаточно большую ложь и будете её повторять, то люди в итоге в неё поверят.
4.Худший враг любой пропаганды — интеллектуализм.
5.Чем чудовищнее ложь, тем охотнее толпа верит в неё.
6.Мы добиваемся не правды, а эффекта.
7.Всё гениальное просто, и всё простое гениально. Маленькому человечку нравится скрывать свою ничтожность за сложными вещами.
8.Любой значительный человек чего-нибудь хочет и, более того, готов использовать любые средства для достижения своей цели.
9.Человек был и остаётся животным. С низкими или высокими инстинктами. С любовью и ненавистью. Но животным он остаётся всегда.
10.Диктатору не нужно следовать за волей большинства. Однако он должен быть в состоянии использовать волю народа.
11.Пропаганда должна быть популярной, а не приятной интеллектуально. Поиск интеллектуальной правды не входит в задачи пропаганды.
12.Отними у народа историю — и через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно управлять, как стадом.
13.Целью национальной революции должно быть тоталитарное государство, проникающее во все сферы общественной жизни.
14.Собственность обязывает и крепко привязывает.
15.Пропаганда утрачивает силу, как только становится явной.
16.Пропаганда должна воздействовать больше на чувство, чем на разум.
1.Складывается впечатление, что через каждые четверть века Америка обязательно участвует в какой-нибудь войне в Европе, чтобы иметь возможность беспрепятственно и по дешёвке поживиться здесь всем, чем придётся, например, достижениями культуры.
2.Англичане во всём мире известны отсутствием совести в политике. Они знатоки искусства прятать свои преступления за фасадом приличия. Так они поступали веками, и это настолько стало частью их натуры, что они сами больше не замечают этой черты. Они действуют с таким благонравным выражением и такой абсолютной серьёзностью, что убеждают даже самих себя, что они служат примером политической невинности. Они не признаются себе в своём лицемерии. Никогда один англичанин не подмигнёт другому и не скажет: «Но мы понимаем, что имеем в виду». Они не только ведут себя как образец чистоты и непорочности — они себе верят. Это и смешно, и опасно.
1.Храбрость — это мужество, вдохновленное духовностью. Упорство же, с которым большевики защищались в своих дотах в Севастополе, сродни некоему животному инстинкту, и было бы глубокой ошибкой считать его результатом большевистских убеждений или воспитания. Русские были такими всегда и, скорее всего, всегда такими останутся.
2.Большевизм — это диктатура худших.
3.Достоевский на несколько дерзких шагов оказался впереди своего времени. Следуешь за ним со страхом, недоверчивостью, потрясением — но всё равно следуешь. Он не отпускает, ты обязан идти за ним… Его следует просто назвать уникумом. Он пришёл из ниоткуда и ни к какому месту не принадлежит. И всё же он всегда остаётся русским.
4.Приходишь к горькому выводу, что военное руководство Советского Союза состоит из людей классом выше, чем наше собственное.
Десять правил Геббельса, которые работают и сейчас
«Худший враг пропаганды – интеллектуализм»
Назначенный вскоре рейхсляйтером пропаганды, Геббельс сформулировал фундаментальные профессиональные постулаты, вот основные:
— «пушки и штыки – ничто, если вы не обладаете сердцами нации»;
— для достижения этой цели хороши любые средства, главное, чтобы пропаганда была эффективной;
— причем «чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее верят» и тем быстрее она распространяется;
— а чтобы у толпы не возникало сомнений, «послания» должны быть примитивными, без подробностей, на уровне односложного лозунга: «худший враг пропаганды – интеллектуализм»;
— другими словами, «пропаганда должна воздействовать больше на чувства, чем на разум», а поэтому быть яркой, броской;
— для наилучшего усвоения месседжа «мы обязаны говорить на языке, понятном народу», и даже на разных языках – один для столицы, другой – для провинции, один – для рабочих, другой – для служащих;
— превозносить вождей и народ, постоянно поддерживая высокий градус идеологического пафоса и истерии;
— бесконечно повторять пропагандистскую трескотню: ведь трудно не поддаться ее магии, если в нее верит все большее число окружающих.
Исследователи деятельности Геббельса рассказывают, насколько умело использовал он «инцидент в Неммерсдорфе», когда во время наступления в Восточной Пруссии в октябре 1944 года красноармейцы расстреляли 11 мирных немцев. Геббельсовская пропагандистская машина развернула эпическую панораму зверств советских солдат, якобы изнасиловавших, а потом изуродовавших и убивших более 60 немецких женщин. Сфальсифицированные «снимки с места трагедии» вдалбливали гражданам рейха: не сдаваться!
«Один народ, один рейх, один фюрер»
Геббельс одним из первых понял, что идея будет усваиваться населением гораздо лучше, если она персонифицирована в образах героев и врагов, которые не грех и придумать. Так появился «мученик, национал-социалистический Христос Хорст Вессель». Ну а богом-отцом, благодаря стараниям «доктора Геббельса», стал, естественно, фюрер: «Не имеет большого значения, во что мы верим, главное – чтобы веровали. Народ без религии – как человек без дыхания». Сам «боготворец» Геббельс признавался: «Моя партия – моя церковь».
Эти задачи решали (и решают) уже следующие поколения пропагандистов, вслед за своим «учителем» осознающие, что телевидение является непревзойденным поставщиком готовых, цельных, контролируемых образов, с которыми не поспоришь. А Геббельс успел использовать ТВ для освещения берлинской Олимпиады 1936 года. Надо ли разъяснять, что его мастерство превратило Олимпиаду в грандиозную «выставку достижений» гитлеровской Германии.
Уроки большевиков
В полную мощь пропагандистские и организационные таланты Геббельса проявились с приходом нацистов к власти в январе 1933-го. Став министром, Геббельс задействовал еще один могучий ресурс – репрессивный. Роль внутренних и внешних «врагов народа», повинных во всех проблемах государства и общества и подлежащих беспощадному истреблению, была уготована либералам, евреям и большевикам (к слову, до встречи с Гитлером Геббельс не был антисемитом, с почтением относился к русским, превознося Достоевского и Толстого, а большевиков признавал своими наставниками; и действительно, продукты большевистской и нацистской пропаганды имеют поразительное сходство).
Уже в марте 1933-го по всей Германии запылали костры из списка запрещенных книг, в том числе тех же Толстого и Достоевского. Чтобы расправиться с инакомыслием навсегда, была введена цензура, независимые издания закрыли, журналистов объявили госслужащими, «враги» изгонялись из редакций, из кинематографа, литературы, живописи, науки. Те, кому повезло, спаслись в эмиграции, остальные «дегенераты» угодили в тюрьмы и концлагеря, как, например, Теодор Вольф, главный редактор либеральной газеты «Berliner Tageblatt», в свое время неосмотрительно отклонивший полсотни статей тогда еще никому не известного Геббельса.
«Он стал первой жертвой своей пропаганды»
Говорят, что на пятачке у рейхсканцелярии, где советские воины обнаружили сожженные трупы Гитлера и Геббельса, впоследствии разбили детскую площадку.
live_imho
Удивителен каждый день!
Вы знаете, как оболванить целую нацию? Как заставить клерка стать убийцей? Как превратить тысячи добродушных и толстых бюргеров в орды фанатичных палачей?
Нет?. Доктор Геббельс отлично знал.
Основными принципами пропаганды Геббельса были размах, простота, концентрация и полное отсутствие правды. Именно лживая информация позволяла видоизменять сознание толпы: ”Ложь, сказанная сто раз, становится правдой. Мы добиваемся не правды, а эффекта. Вот в чем секрет пропаганды: те, кого предполагается ею убедить, должны быть полностью погружены в идеи этой самой пропаганды, не замечая при этом, что они ими поглощены. Обыкновенные люди обычно гораздо более примитивны, чем мы воображаем. Поэтому пропаганда, по существу, всегда должна быть простой и без конца повторяющейся”, — писал Геббельс.
Геббельс с успехом использовал эффективные методы американцев, которые традиционно ловко манипулировали массовым сознанием: будничный рассказ (когда по радио и на ТВ спокойным голосом сообщалось об убийствах, насилии и расстрелах), эмоциональный резонанс (способ, снимающий психологическую защиту толпы и выбивающий эмоции даже из достаточно флегматичных людей) и многое другое. Кроме того, Геббельс непрерывно тиражировал лозунги собственного сочинения, писал и переписывал тексты для агитационных плакатов и листовок, проводил бесконечные митинги и собрания, превращая их в феерические шествия, карнавалы и парады в честь ”нового мессии” — Гитлера. Большая часть подобных мероприятий проводилась исключительно в вечернее время, когда физические и психические возможности человека ослаблены.
Под строжайшим контролем Геббельса оказались абсолютно все журналы и газеты. От СМИ министр требовал лояльности к нацистскому режиму и строгого соответствия национал-социалистическим идеям. И вся пресса послушно запела о превосходстве одной расы над другими, о существовании биологического неравенства, о ”высшей цивилизации”. Чтобы держать прессу под контролем, Геббельс ежедневно курировал огромное количество (некоторые историки называют цифру 3600) германских газет и журналов, требуя от редакторов отчетности и лично раздавая указания. По особой статье шли иностранные корреспонденты: стремясь создать в мировой прессе положительный образ нацизма, рейхсминистр акцентировал внимание на том, что гитлеровцы ликвидировали безработицу, улучшили условия труда, повсеместно распространяли здоровый образ жизни. Но чаще всего Геббельс попросту подкупал приезжих журналистов.
До прихода нацистов к власти немецкое кино считалось перспективным и самобытным благодаря режиссерам Фрицу Лангу, Петеру Лорре, актрисам Марлен Дитрих и Элизабет Бергнер, актрисе и режиссеру Лени Рифеншталь и еще десятку талантливых людей. Высокий статус германского кино оказался на руку фашистским идеологам, и Геббельс тщательно контролировал кинопроизводство на всех этапах. Одновременно проводилась ”расовая чистка”, вынуждавшая многих кинематографистов покидать Германию, и в темпе создавались антиеврейские фильмы типа ”Вечный жид” и ”Еврей Зюсс”. В последние годы войны Геббельс изменил тактику — он настаивал на производстве кино, которое поддержало бы дух вою-ющей Германии и было бы таким же грандиозным, как признанные пропагандистские шедевры Лени Рифеншталь — ”Триумф воли” и ”Олимпия”. В итоге с 1933 по 1945 гг. (то есть за все время существования Третьего рейха) были выпущены 1363 полнометражные киноленты плюс огромное количество короткометражек и документальных фильмов, и ни один из них не миновал личного контроля Геббельса.
К первому дню войны по приказу Геббельса для народов СССР было отпечатано более 30 миллионов брошюр и листовок, каждая из которых содержала толковую и доступную информацию на 30 языках Страны Советов. Листовки призывали воспротивиться сталинскому режиму и обещали гражданам, согласившимся на покровительство Германии, теплые дома, еду и хорошо оплачиваемую работу. Геббельс технично обрабатывал целевую аудиторию: крестьянам обещал землю, татарам, чеченцам, казакам и другим нацменьшинствам — свободу ”от москалей”, а русским, напротив, освобождение от меньшинств.
Дело Геббельса, как показывает история, не умирает. Никогда не забывайте о главном принципе противодействия манипуляциям: фильтруйте все, что видите и слышите, и будет вам свобода. Как минимум — от опасных предрассудков.
6 принципов гитлеровской пропаганды
Сын Марии Шикльгрубер признался, что искусству пропаганды научился у социалистов. То есть безумного фюрера вдохновили идеи, которые родились от странного союза Маркса с Энгельсом, а еще раньше взбрели в светлые головы Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.
Первый принцип
Пропаганды должно быть много, очень много. Ее нужно вываливать в массы непрерывно, днем и ночью, во всех территориальных точках одновременно. Избытка пропаганды не бывает, так как народ способен усвоить лишь ту информацию, которую ему повторят тысячи раз.
Второй принцип
Предельная простота любых посланий. Это нужно затем, чтобы даже самый отсталый индивид сумел осознать услышанное или прочитанное: если боец ассенизаторской команды справится с информацией, то школьный учитель переварит ее и подавно. А ведь чем больше людей примут что-либо, тем проще будет справиться с остальными: даже самое продвинутое меньшинство вынужденно последует за большинством.
Третий принцип
Максимальное однообразие ясных, кратких, хлестких посланий. ”Пропагандировать наш лозунг мы можем и должны с самых различных сторон, но итог должен быть один и тот же, и лозунг неизменно должен повторяться в конце каждой речи, каждой статьи”.
Четвертый принцип
Никаких дифференциаций: пропаганда не должна позволять сомневаться, колебаться, рассматривать различные варианты и возможности. У людей не должно быть выбора, ведь он уже сделан за них, а им следует лишь понять и затем принять информацию, чтобы потом уже воспринимать навязанные идеи как свои собственные. ”Все искусство тут должно заключаться в том, чтобы заставить массу поверить: такой-то факт действительно существует, такая-то необходимость действительно неизбежна”.
Пятый принцип
Воздействовать в основном на чувства и лишь в самой малой степени апеллировать к мозгу. Помните? Пропаганда — не наука. Зато она помогает вывести на эмоции многотысячную толпу — и вить из этой толпы веревки. А разум здесь ни к чему.
Новое в блогах
Шесть принципов фашистской пропаганды по Геббельсу
Вы знаете, как оболванить целую нацию? Как заставить клерка стать убийцей? Как превратить тысячи добродушных и толстых бюргеров в орды фанатичных палачей?
Мы тоже не знаем. Зато доктор Геббельс отлично знал.
Основными принципами пропаганды Геббельса были размах, простота, концентрация и полное отсутствие правды. Именно лживая информация позволяла видоизменять сознание толпы: ”Ложь, сказанная сто раз, становится правдой. Мы добиваемся не правды, а эффекта. Вот в чем секрет пропаганды: те, кого предполагается ею убедить, должны быть полностью погружены в идеи этой самой пропаганды, не замечая при этом, что они ими поглощены. Обыкновенные люди обычно гораздо более примитивны, чем мы воображаем. Поэтому пропаганда, по существу, всегда должна быть простой и без конца повторяющейся”, — писал Геббельс.
Геббельс с успехом использовал эффективные методы американцев, которые традиционно ловко манипулировали массовым сознанием: будничный рассказ (когда по радио и на ТВ спокойным голосом сообщалось об убийствах, насилии и расстрелах), эмоциональный резонанс (способ, снимающий психологическую защиту толпы и выбивающий эмоции даже из достаточно флегматичных людей) и многое другое. Кроме того, Геббельс непрерывно тиражировал лозунги собственного сочинения, писал и переписывал тексты для агитационных плакатов и листовок, проводил бесконечные митинги и собрания, превращая их в феерические шествия, карнавалы и парады в честь ”нового мессии” — Гитлера. Большая часть подобных мероприятий проводилась исключительно в вечернее время, когда физические и психические возможности человека ослаблены.
Итак, 6 принципов гитлеровской пропаганды по Геббельсу:
Пропаганды должно быть много, очень много. Ее нужно вываливать в массы непрерывно, днем и ночью, во всех территориальных точках одновременно. Избытка пропаганды не бывает, так как народ способен усвоить лишь ту информацию, которую ему повторят тысячи раз.
Предельная простота любых посланий. Это нужно затем, чтобы даже самый отсталый индивид сумел осознать услышанное или прочитанное: если боец ассенизаторской команды справится с информацией, то школьный учитель переварит ее и подавно. А ведь чем больше людей примут что-либо, тем проще будет справиться с остальными: даже самое продвинутое меньшинство вынужденно последует за большинством.
Максимальное однообразие ясных, кратких, хлестких посланий. ”Пропагандировать наш лозунг мы можем и должны с самых различных сторон, но итог должен быть один и тот же, и лозунг неизменно должен повторяться в конце каждой речи, каждой статьи”.
Никаких дифференциаций: пропаганда не должна позволять сомневаться, колебаться, рассматривать различные варианты и возможности. У людей не должно быть выбора, ведь он уже сделан за них, а им следует лишь понять и затем принять информацию, чтобы потом уже воспринимать навязанные идеи как свои собственные.
Воздействовать в основном на чувства и лишь в самой малой степени апеллировать к мозгу. Помните? Пропаганда — не наука. Зато она помогает вывести на эмоции многотысячную толпу — и вить из этой толпы веревки. А разум здесь ни к чему.
Шок и ложь — вот два кита, на которых стоит совершенная пропаганда. Если людей подводить к той или иной мысли постепенно, не торопясь, должного результата не будет. Если солгать по мелочи — тоже. Поэтому информация должна огорошивать, ведь только шокирующие послания маниакально передаются из уст в уста. Адекватные сведения проходят незамеченными.
Будьте осторожны: дело Геббельса, как показывает история, не умирает. Никогда не забывайте о главном принципе противодействия манипуляциям: фильтруйте все, что видите и слышите, и будет вам свобода. Как минимум — от опасных предрассудков.
— Худший враг любой пропаганды – интеллектуализм.
— Чтобы в ложь поверили, она должна быть ужасающей.
— Мы добиваемся не правды, а эффекта.
— Человек был и остаётся животным. С низкими или высокими инстинктами. С любовью и ненавистью. Но животным он остаётся всегда.
— Собственность обязывает и крепко привязывает.
— Приходишь к горькому выводу, что военное руководство Советского Союза состоит из людей классом выше, чем наше собственное. (Запись от 16 марта 1945 г. из дневника Геббельса)