Что говорил аносов о любви

Цитаты Генерал Аносов

— Да нет. скажите. неужели в самом деле вы никогда не любили настоящей любовью? Знаете, такой любовью, которая. ну, которая. словом. святой, чистой, вечной любовью. неземной. Неужели не любили? — Право, не сумею вам ответить, — замялся старик, поднимаясь с кресла. — Должно быть, не любил. Сначала всё было некогда: молодость, кутежи, карты, война. Казалось, конца не будет жизни, юности и здоровью. А потом оглянулся — и вижу, что я уже развалина.

И вот среди разговора взгляды наши встретились, между нами пробежала искра, подобная электрической, и я почувствовал, что влюбился сразу — пламенно и бесповоротно.

. так же просто, как ярославская баба на огороде срезает капустные кончи.

И вот, только что паровозные огни поравнялись с компанией, она вдруг шепчет на ухо прапорщику: «Вы все говорите, что любите меня. А ведь, если я вам прикажу — вы, наверно, под поезд не броситесь». А он, ни слова не ответив, бегом — и под поезд. Он-то, говорят, верно рассчитал, как раз между передними и задними колесами: так бы его аккуратно пополам и перерезало.

Но вот в большинстве-то случаев почему люди женятся? Возьмем женщину. Стыдно оставаться в девушках, особенно когда подруги уже повыходили замуж. Тяжело быть лишним ртом в семье. Желание быть хозяйкой, главною в доме, дамой, самостоятельной. К тому же потребность, прямо физическая потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо. А у мужчины другие мотивы. Во-первых, усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах, от трактирных обедов, от грязи, окурков, разорванного и разрозненного белья, от долгов, от бесцеремонных товарищей, и прочее и прочее. Во-вторых, чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее. В-третьих, думаешь: вот пойдут детишки, — я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете. нечто вроде иллюзии бессмертия. В-четвёртых, соблазн невинности, как в моём случае. Кроме того, бывают иногда и мысли о приданом. А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой, Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться.

Источник

Генерал Аносов – цитаты персонажа

. почти каждая женщина в любви способна на героизм. Пойми, она целует, обнимает, отдается — и она уже мать. Для неё, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни — всю вселенную! Но вовсе не она виновата в том, что любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью.

Но вот в большинстве-то случаев почему люди женятся? Возьмем женщину. Стыдно оставаться в девушках, особенно когда подруги уже повыходили замуж. Тяжело быть лишним ртом в семье. Желание быть хозяйкой, главною в доме, дамой, самостоятельной. К тому же потребность, прямо физическая потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо. А у мужчины другие мотивы. Во-первых, усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах, от трактирных обедов, от грязи, окурков, разорванного и разрозненного белья, от долгов, от бесцеремонных товарищей, и прочее и прочее. Во-вторых, чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее. В-третьих, думаешь: вот пойдут детишки, — я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете. нечто вроде иллюзии бессмертия. В-четвёртых, соблазн невинности, как в моём случае. Кроме того, бывают иногда и мысли о приданом. А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой, Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться.

Источник

Монолог генерала аносова о любви

какие две истории о любви рассказал генерал Аносов?

Генерал Аносов

. почти каждая женщина в любви способна на героизм. Пойми, она целует, обнимает, отдается — и она уже мать. Для неё, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни — всю вселенную! Но вовсе не она виновата в том, что любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью.

Но вот в большинстве-то случаев почему люди женятся? Возьмем женщину. Стыдно оставаться в девушках, особенно когда подруги уже повыходили замуж. Тяжело быть лишним ртом в семье. Желание быть хозяйкой, главною в доме, дамой, самостоятельной. К тому же потребность, прямо физическая потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо. А у мужчины другие мотивы. Во-первых, усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах, от трактирных обедов, от грязи, окурков, разорванного и разрозненного белья, от долгов, от бесцеремонных товарищей, и прочее и прочее. Во-вторых, чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее. В-третьих, думаешь: вот пойдут детишки, — я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете. нечто вроде иллюзии бессмертия. В-четвёртых, соблазн невинности, как в моём случае. Кроме того, бывают иногда и мысли о приданом. А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой, Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться.

Цитаты Генерал Аносов

— Да нет. скажите. неужели в самом деле вы никогда не любили настоящей любовью? Знаете, такой любовью, которая. ну, которая. словом. святой, чистой, вечной любовью. неземной. Неужели не любили? — Право, не сумею вам ответить, — замялся старик, поднимаясь с кресла. — Должно быть, не любил. Сначала всё было некогда: молодость, кутежи, карты, война. Казалось, конца не будет жизни, юности и здоровью. А потом оглянулся — и вижу, что я уже развалина.

И вот среди разговора взгляды наши встретились, между нами пробежала искра, подобная электрической, и я почувствовал, что влюбился сразу — пламенно и бесповоротно.

. так же просто, как ярославская баба на огороде срезает капустные кончи.

И вот, только что паровозные огни поравнялись с компанией, она вдруг шепчет на ухо прапорщику: «Вы все говорите, что любите меня. А ведь, если я вам прикажу — вы, наверно, под поезд не броситесь». А он, ни слова не ответив, бегом — и под поезд. Он-то, говорят, верно рассчитал, как раз между передними и задними колесами: так бы его аккуратно пополам и перерезало.

Но вот в большинстве-то случаев почему люди женятся? Возьмем женщину. Стыдно оставаться в девушках, особенно когда подруги уже повыходили замуж. Тяжело быть лишним ртом в семье. Желание быть хозяйкой, главною в доме, дамой, самостоятельной. К тому же потребность, прямо физическая потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо. А у мужчины другие мотивы. Во-первых, усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах, от трактирных обедов, от грязи, окурков, разорванного и разрозненного белья, от долгов, от бесцеремонных товарищей, и прочее и прочее. Во-вторых, чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее. В-третьих, думаешь: вот пойдут детишки, — я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете. нечто вроде иллюзии бессмертия. В-четвёртых, соблазн невинности, как в моём случае. Кроме того, бывают иногда и мысли о приданом. А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой, Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться.

Гранатовый браслет. Разная любовь.

Примерно такую трактовку услышала я от своей ученицы и задумалась: ведь действительно, не совсем понятно, каким образом чувство Желткова к Вере может считаться примером настоящей любви? Не наваждение ли это? И почему до сих пор принято считать «Гранатовый браслет» одним из самых красивых рассказов о любви?

Всё дело в том, что «Гранатовый браслет» пропитан любовью, в нём каждое слово, каждая история – о любви.

Для меня многое стало понятным в творчестве Куприна после того, как я прочитала воспоминания о нём и узнала, что главной его страстью было познание жизни во всех её проявлениях. Он пил с грузчиками в порту, беседовал с актерами бродячих цирков и проститутками, художниками и ворами – все для того, чтобы по-настоящему почувствовать, как и чем они живут. Поэтому его рассказы так правдивы, а образы – естественны.

Это желание осветить жизнь с различных ее сторон есть и в «Гранатовом браслете». Только здесь темой становится не судьбы тех или иных людей, а любовь как таковая. «Гранатовый браслет» напоминает мне калейдоскоп: с каждым поворотом в нём меняются местами разноцветные стеклышки и складываются во всевозможные образы любви.

Вот главная героиня княгиня Вера и ее муж. Их любовь – спокойная, дружеская, основанная на доверии и взаимопонимании (один из самых любимых моих рассказов Куприна именно о такой любви – «Куст сирени»). Да, это не страстная и всепоглощающая любовь, но разве она не трогательна?

Вот сестра Веры, Анна, совсем другая: легкомысленная, живая, кокетливая. Она не любит своего мужа, но, несмотря на то, что она «предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы», мужу она никогда не изменяла. Разве это не драматическая история любви и верности? Ну, может, с другим наполнением этих понятий…

А есть ещё истории, рассказанные генералом Аносовым. Трагическая и бессмысленная гибель молодого лейтенанта, безнадежно влюбленного в развратную женщину и рабски-преданная любовь офицера к своей неверной, но любимой жене. Наконец, рассказ о легкой, почти незаметной любви молодого Аносова и девушки-болгарки. Здесь нет романа, нет любовного сюжета– только легкая неуловимая тень его.

О любви говорят и в шутливом тоне: Князь Василий Львович пишет иллюстрированные юмористические рассказы. Так мы узнаём забавные истории о первых днях замужества Анны, о несостоявшейся любви сестры мужа Веры и о похождениях её брата Николая Николаевича. Здесь же появляется и история Желткова и Веры, рассказанная также в юмористическом ключе. Она предвещает трагический финал, однако низводит его до комичного.

Но всё ли, происходящее между мужчиной и женщиной можно назвать любовью? История об отношениях генерала Аносова и его жены демонстрирует, как часто люди принимают за любовь совершенно другие чувства (кстати говоря, этот момент в повести Куприна всегда напоминает мне злую, но очень правдивую «Крейцерову сонату» Толстого). Люди забыли об истинном смысле слова «любовь», заменив его бытом, удобством, ежедневными обыденными отношениями.

Любовь должна быть сродни искусству, а оно – часть природы.

Гранатовый браслет. «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!»

Вы когда-нибудь слышали о такой любви, которая не требует ничего взамен? О любви бескорыстной, которой не касаются житейские трудности или выгоды, о любви, которая не раскроет своей необъяснимой тайны и которая должна быть трагедией. О такой любви, о святости чувства, с которым непросто жить и легко умирать, повествует Куприн в «Гранатовом браслете» — очень простой по сюжету, трогательной и таинственной истории о любви.

Княгиня Вера была замужем, когда получила старинный гранатовый браслет и записку в день именин. Г. С. Ж. — так подписывался отправитель, уже восемь лет любивший Веру Николаевну. Еще до замужества Веры он писал ей любовные письма, прекратив по ее просьбе поток признаний, и отсылая записки только по праздникам.

«Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя твое»», — так напишет в своем последнем письме Господин Желтков, ни разу не досадивший своим чувством и не ранивший им замужнюю Веру Николаевну. Его любовь была «безнадежной» и «вежливой», не требовавшей взаимности и не нуждавшейся в ней.

И муж, и брат Веры знали об анонимном поклоннике, который на протяжении восьми лет был влюблен в княгиню. Он был беден, поэтому подарком на именины был именно тот старинный семейный браслет из гранатов, в которых играли в свете кроваво-красные огни. Поскольку домашним княгини не понравился такой поступок несчастного влюбленного, они разыскали его, чтобы вернуть браслет и требовать оставить Веру Николаевну в покое, не писать впредь.

Искусство любить господина Желткова заключается не только в готовности умереть ради Веры, но и в счастье пойти на любые жертвы, принимая их, как награду, причем не на показ. В последнем телефонном разговоре, на который соглашаются муж и брат Веры, он спрашивает ее о желании, чтобы его редкие письма, (то есть по сути присутствие в ее жизни) прекратились. Вера Николаевна отвечает согласием, предчувствуя несчастливый конец этой любовной истории и испытывая жалость к Желткову.

Но как заметил в разговоре с Верой «дедушка» генерал Аносов, «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!», и господин Желтков пишет о своем отъезде, обещая впредь не беспокоить Веру, после чего совершает самоубийство, которое странно предвидит в беспокойстве Вера Николаевна, оставляя память о той любви, которая не должна была зажечься иначе, как искрой в сердце. О любви долгой и мимолетной одновременно, близкой, но незамеченной, необратимо угасшей, но которую невозможно забыть. И Вера Николаевна плачет, слушая вторую сонату Бетховина, которую Желтков просил слушать Веру в своем последнем письме, если она о нем вспомнит.

Источник

Любовь — главная тема повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна

Цитаты Генерал Аносов

— Да нет. скажите. неужели в самом деле вы никогда не любили настоящей любовью? Знаете, такой любовью, которая. ну, которая. словом. святой, чистой, вечной любовью. неземной. Неужели не любили? — Право, не сумею вам ответить, — замялся старик, поднимаясь с кресла. — Должно быть, не любил. Сначала всё было некогда: молодость, кутежи, карты, война. Казалось, конца не будет жизни, юности и здоровью. А потом оглянулся — и вижу, что я уже развалина.
И вот среди разговора взгляды наши встретились, между нами пробежала искра, подобная электрической, и я почувствовал, что влюбился сразу — пламенно и бесповоротно.

. так же просто, как ярославская баба на огороде срезает капустные кончи.

И вот, только что паровозные огни поравнялись с компанией, она вдруг шепчет на ухо прапорщику: «Вы все говорите, что любите меня. А ведь, если я вам прикажу — вы, наверно, под поезд не броситесь». А он, ни слова не ответив, бегом — и под поезд. Он-то, говорят, верно рассчитал, как раз между передними и задними колесами: так бы его аккуратно пополам и перерезало.

Но вот в большинстве-то случаев почему люди женятся? Возьмем женщину. Стыдно оставаться в девушках, особенно когда подруги уже повыходили замуж. Тяжело быть лишним ртом в семье. Желание быть хозяйкой, главною в доме, дамой, самостоятельной. К тому же потребность, прямо физическая потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо. А у мужчины другие мотивы. Во-первых, усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах, от трактирных обедов, от грязи, окурков, разорванного и разрозненного белья, от долгов, от бесцеремонных товарищей, и прочее и прочее. Во-вторых, чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее. В-третьих, думаешь: вот пойдут детишки, — я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете. нечто вроде иллюзии бессмертия. В-четвёртых, соблазн невинности, как в моём случае. Кроме того, бывают иногда и мысли о приданом. А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой, Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться.

Литература. Гранатовый Браслет, 2 истории Генерала Аносова

— Ну, вот. В одном полку нашей дивизии (только не в нашем) была жена полкового командира. Рожа, я тебе скажу, Верочка, преестественная. Костлявая, рыжая, длинная, худущая, ротастая… Штукатурка с нее так и сыпалась, как со старого московского дома. Но, понимаешь, этакая полковая Мессалина: темперамент, властность, презрение к людям, страсть к разнообразию. Вдобавок — морфинистка.

И вот однажды, осенью, присылают к ним в полк новоиспеченного прапорщика, совсем желторотого воробья, только что из военного училища. Через месяц эта старая лошадь совсем овладела им. Он паж, он слуга, он раб, он вечный кавалер ее в танцах, носит ее веер и платок, в одном мундирчике выскакивает на мороз звать ее лошадей. Ужасная это штука, когда свежий и чистый мальчишка положит свою первую любовь к ногам старой, опытной и властолюбивой развратницы. Если он сейчас выскочил невредим — все равно в будущем считай его погибшим. Это — штамп на всю жизнь.

К рождеству он ей уже надоел. Она вернулась к одной из своих прежних, испытанных пассий. А он не мог. Ходит за ней, как привидение. Измучился весь, исхудал, почернел. Говоря высоким штилем — «смерть уже лежала на его высоком челе». Ревновал он ее ужасно. Говорят, целые ночи простаивал под ее окнами.

И вот однажды весной устроили они в полку какую-то маевку или пикник. Я и ее и его знал лично, но при этом происшествии не был. Как и всегда в этих случаях, было много выпито. Обратно возвращались ночью пешком по полотну железной дороги. Вдруг навстречу им идет товарный поезд. Идет очень медленно вверх, по довольно крутому подъему. Дает свистки. И вот, только что паровозные огни поравнялись с компанией, она вдруг шепчет на ухо прапорщику: «Вы все говорите, что любите меня. А ведь, если я вам прикажу — вы, наверно, под поезд не броситесь». А он, ни слова не ответив, бегом — и под поезд. Он-то, говорят, верно рассчитал, как раз между передними и задними колесами: так бы его аккуратно пополам и перерезало. Но какой-то идиот вздумал его удерживать и отталкивать. Да не осилил. Прапорщик как уцепился руками за рельсы, так ему обе кисти и оттяпало.

— Ох, какой ужас! — воскликнула Вера.

— Пришлось прапорщику оставить службу. Товарищи собрали ему кое-какие деньжонки на выезд. Оставаться-то в городе ему было неудобно: живой укор перед глазами и ей, и всему полку. И пропал человек… самым подлым образом… Стал попрошайкой… замерз где-то на пристани в Петербурге.

А другой случай был совсем жалкий. И такая же женщина была, как и первая, только молодая и красивая. Очень и очень нехорошо себя вела. На что уж мы легко глядели на эти домашние романы, но даже и нас коробило. А муж — ничего. Все знал, все видел и молчал. Друзья намекали ему, а он только руками о Такой олух!

Ты, может быть, думаешь, что этот капитан был какая-нибудь тряпка? размазня? стрекозиная душа? Ничуть. Он был храбрым солдатом. Под Зелеными Горами он шесть раз водил свою роту на турецкий редут, и у него от двухсот человек осталось только четырнадцать. Дважды раненный — он отказался идти на перевязочный пункт. Вот он был какой.

Солдаты на него богу молились.

Но она велела… Его Леночка ему велела!

И он ухаживал за этим трусом и лодырем Вишняковым, за этим трутнем безмедовым, — как нянька, как мать. На ночлегах под дождем, в грязи, он укутывал его своей шинелью. Ходил вместо него на саперные работы, а тот отлеживался в землянке или играл в штос. По ночам проверял за него сторожевые посты. А это, заметь, Веруня, было в то время, когда башибузуки вырезывали наши пикеты так же просто, как ярославская баба на огороде срезает капустные кочни. Ей-богу, хотя и грех вспоминать, но все обрадовались, когда узнали, что Вишняков скончался в госпитале от тифа…

LiveInternetLiveInternet

Cкачать: Гранатовый браслет — повесть о бескорыстной и безответной любви. Гранатовый браслет» — повесть о бескорыстной и безответной любви

Что говорил аносов о любви. Смотреть фото Что говорил аносов о любви. Смотреть картинку Что говорил аносов о любви. Картинка про Что говорил аносов о любви. Фото Что говорил аносов о любви
Конспект урока по литературе (11 класс)

«Гранатовый браслет» — повесть о бескорыстной и безответной любви.

Уже несколько уроков в центре нашего внимания личность и творческая деятельность А. И. Куприна. Сегодня мы переходим к знакомству с повестью «Гранатовый браслет».

– Запишем эпиграф к уроку.

Оно живёт и правит на земле –

Из всех чудес единственное чудо.

Как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку? Что же это за «чудо», которое «живёт и правит на земле»?

А что такое любовь? Что значит любить?

(Доверие, взаимопонимание. Любить – чувствовать другого человека.)

Согласитесь, очень трудно сформулировать понятие любви. Каждый видит её по-своему.

– Своё понимание любви передаёт Куприн через повесть «Гранатовый браслет».

«Гранатовый браслет» – это произведение о самом главном, – о любви, о том, ради чего на свете и во имя чего на свете стоит жить. К.Г Паустовский назвал данный рассказ А.И.Куприна «одним из благоуханных и томительных рассказов о любви». А вы знаете, что в основе этого произведении положена реальная история?

Гранатовый браслет» имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato».( Соната Бетховена « Аппассионата ».) Её звуки пробудили Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем. 15 октября 1910года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: «Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жёлтый, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д. Н. – теперь губернатор в Вильно)».

В мемуарах сына Любимова (писателя) мы найдём записи о том, что в

период между первым и вторым его мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчёркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся ей в любви. Анонимный влюблённый, как потом выяснилось – Жёлтый (в рассказе Желтков) писал, что он служит на телеграфе…, в одном письме он сообщал, что под видом полотёра проник в квартиру матери, и описывал обстановку. Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его изъяснения… Вскоре она перестаёт читать письма.

Мы видим, что жена Любимова не реагирует на выражение чувств своего обожателя. А могут ли остаться равнодушными к этому её близкие муж и брат?

(Нет, эта ситуация должна их волновать.)

Верно, вскоре произошла развязка: анонимный корреспондент сам подтолкнул к действиям мужчин. «Он прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к Жёлтому. Всё это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Жёлтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже… ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьёзным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Жёлтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти.

Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо пообещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».

Дома вы познакомились с повестью Куприна. Многое ли он изменяет в данной истории?

(Изменяет место действия, фамилию главного героя, вводит в повесть тему смерти.)

Да, герой умирает. Но какую тему этим подчёркивает автор?

(Тему непонятой любви, любви неразделённой.)

Тема любви поднята и в произведениях, о которых мы говорили на прошлых уроках.

«Сколько разнообразного счастья и очаровательных мучений заключается в …безнадежной любви? Когда я был помоложе, во мне жила одна греза: влюбиться в недосягаемую, необыкновенную женщину, такую, знаете ли, с которой у меня никогда и ничего не может быть общего. Влюбиться и всю жизнь, все мысли посвятить ей»,

– высказывает писатель свою точку зрения устами Назанского, героя «Поединка».

Именно такими чувствами наделяет Куприн «маленького человека», бедного чиновника, гнущего спину за канцелярским столом, – Г.С. Желткова.

Но поговорим о той, которой он посвятил свою жизнь.

Появление Веры Николаевны предваряет пейзажная зарисовка. Осень. Сентябрь.

Почему Куприн включает пейзаж в первую и вторую главу и только затем обращается к образу Веры?

(Первая глава является вступлением, готовит читателя к восприятию дальнейших событий. Пейзаж вызывает ощущение увядающего мира, напоминает о быстротечности жизни. Жизнь Веры Николаевны сродни природе: холодная и спокойная.

Внешняя недоступность заявлена её титулом – она жена предводителя дворянства).

— Как автор выявляет душевное состояние Веры?

(Автор проводит параллель между внутренним состоянием Веры и описанием осеннего сада).

— Прочитайте описание осеннего сада. Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Счастлива ли она?

Зачитать 2 главу (со слов «Теперь она ходила по саду).

(Автор показывает, что её манеры отличаются холодной любезностью, царственным спокойствием. «Прежняя страстная любовь давно ушла», может быть, Вера не любит мужа, потому что не знает любви, поэтому относится к мужу с «чувством прочной, верной, истинной дружбы». Она тонко чувствующий, самоотверженный и деликатный человек: старается незаметно помогать мужу «сводить концы с концами»).

Чем же представляет собой это светское общество, к которому принадлежит Вера? Каков образ жизни ведут эти знатные и богатые люди? Чем занимаются, как развлекаются? Как Куприн описывает гостей?

(Жизнь знатных людей подчиняется своим правилам. Они должны одеваться по моде, держать лошадей, давать обеды и балы. На именины Вера ждёт гостей, которых приглашает её муж.)

Кто выделяется среди них?

(Автор не описывает детально портреты гостей, а лишь даёт их краткие характеристики. Здесь есть «толстый, безобразно огромный» Спешников, муж Анны «с гнилыми зубами на лице черепа», «преждевременно состарившийся, худой, желчный» Пономарёв. Они играют в азартные игры, рассматривают юмористический журнал, слушают пение, рассказывают истории.

Из всех гостей выделяется генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Это бравый служака, человек простой и мудрый. Героини ласково называют его «дедушкой». Он знает много рассказов. Человеческое отношение к каждому – вот что отличает его. Аносов – один из гостей, кто разбирается в музыке.)

Верно. Вечеринки, игра в покер; сплетни, флирт светский; прогулки – вот чем занимаются эти знатные люди; кто-то ещё числится в каких-то благотворительных заведениях.

Когда происходит завязка действия рассказа?

(В день именин Веры – 17 сентября

Что же ждёт от именин героиня и что происходит в этот день?

(Вера «всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Она получает подарок от мужа – серьги; подарок от сестры – записную книжку; и от человека с инициалами Г. С. Ж. – браслет.)

Наверное, действительно, подарок Г. С. Ж. выглядит безвкусной безделушкой рядом с дорогими изящными подарками. Но ведь ценность его совершенно в другом.

Что значит для Желткова это гранатовый браслет?

(Для него браслет – фамильная драгоценность. Об этом и пишет молодой человек в письме к Вере Шеиной: «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжёлые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти…»)

Почему Желтков подарил эту ценную вещь, а не оставил её себе?

(Ради спокойствия любимой женщины – браслет поможет её предвидеть что-то плохое и не допустить этого. Кроме того, браслет для него самая дорогая вещь – только так он мог выразить свою любовь к ней.)

Что почувствовала героиня, получив этот подарок?

(Почувствовала тревогу, ощущение приближения чего-то неприятного. В этом браслете она видит какое-то предзнаменование. Не случайно она сравнивает эти красные камни с кровью: браслет загорается «живыми огнями», «точно кровь!» – восклицает она. Спокойствие Веры было нарушено.)

Вера взволнована, а как ведут себя близкие ей люди, узнав о письмах, чувствах и подарке Желткова?

(Они смеются над письмами молодого чиновника, издеваются над его чувствами, пренебрежительно относятся к его подарку. Подарком Желткова муж и брат Веры оскорблены.)

Они смеются над чувствами другого человека, а способны ли на настоящую любовь эти богатые, влиятельные люди? Была ли в их жизни пылкая, страстная любовь? Например, у Веры Николаевны, у генерала Аносова, у Анны Николаевны?

(Анна лишь флиртует; генерал никогда не любил; Вера любила страстно мужа, князя Василия Шеина, но отчего-то угасла – Куприн ничего не говорит об этом.)

Верят ли они в то, что ещё существует страстная, бескорыстная любовь? Как генерал Аносов объясняет Вере отсутствие настоящей любви? Кто, по его мнению, в этом виноват?

(Гл. 8. Генерал Аносов, рассказал две истории о «любви». Первая история – о жене полкового командира и новоиспеченном прапорщике, а вторая – о Леночке, которая сошлась с поручиком Вишняковым, и её муже, для которого самым главным было «счастье Леночки». «Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью…». Генерал делает вывод: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире…», а всё, что он видел, – «так… какая-то кислятина…»)

А какова любовь самого генерала Аносова?

(гл. 7: «Приличный роман» с «прехорошенькой болгарочкой»; «обнял её, прижал к своему сердцу и несколько раз поцеловал…»; «когда появлялась луна на небе со звёздами, спешил» к ней и «все денные заботы на время забывал с ней». Конечно же, эту любовную историю гости назвали «приключением армейского офицера». Да и сам генерал понял, что в его жизни, к сожалению, не было настоящей любви: «святой, чистой, вечной…неземной…» Не было у генерала и особой любви к жене – просто привлекла «свежая девчонка», но эта «мотовка, актриса, неряха, жадная», так называет генерал свою бывшую жену, ещё и изменяла… Вот такая «любовь»…)

Давайте вспомним страницы рассказа, где герои рассказывают любовные истории, случившиеся с ними или услышанные.

Перескажите историю любви бедного телеграфиста, которую Шеин рассказал, желая развеселить гостей.

(гл. 6. Из рассказов Шеина мы узнаём впервые о любви Желткова. Муж Веры смеется над незнакомым ему Желтковым, показывая гостям юмористический альбом с письмом телеграфиста. При этом правда у князя переплетается с вымыслом. Для него это забавная история, «новость книжного рынка», «трогательная поэма», которую он назвал «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист». Образ Желткова в рассказах претерпевает изменения: телеграфист переодевается в трубочиста, становится судомойкой, превращается в монаха, герой трагически гибнет, оставляет после смерти завещание (две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами).

Но это история, сочинённая Шеиным, а что нового узнали об этом Г. С. Ж. из рассказа Веры генералу?

(Гл. 8. Г. С.Ж. начал преследовать её своею любовью ещё за два года до замужества. О себе он обмолвился, что служит где-то маленьким чиновников. Из его писем она поняла, что он за неё постоянно следит, так как знает, где она бывает, как одета и т. д. Но когда она попросила его не утруждать себя письмами, он практически перестал ей писать – его письма приходили лишь на пасху, на новый год и в день её именин. И вот сегодня прислал этот гранатовый браслет.)

Какое неожиданное предположение высказывает генерал, выслушав рассказ Веры? Какую характеристику даёт генерал Аносов Желткову?

( «Безумец; может быть, это просто ненормальный парень, маниак, почём знать? – может быть, твой путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».)

Почему именно Желтков, этот маленький чиновник, противопоставлен пресыщенным, обленившимся богачам, не способным на настоящую любовь?

(Этим противопоставлением он бросает вызов низменному миру, этому богатому, но эгоистическому, лицемерному обществу. Желтков как бы спорит с «сильными мира сего». Они доказывают, что настоящей любви нет, и приводят примеры убедительные. А он опровергает все их доводы тем, что просто любит по-настоящему, не требуя ничего взамен.)

Почему Желтков решил исчезнуть? Почему обрывает свою жизнь? Может, его испугал визит мужа и брата Веры?

(Вера просила «прекратить эту историю».)

Может, ему стоило уехать?

(От любви не скроешься никуда.)

— Сейчас мы увидим фрагмент фильма «Гранатовый браслет». Каким показался вам герой? Что мы узнаём о молодом человеке из письма?

Сопоставьте Желткова с другими знакомыми и друзьями Веры Николаевны.

(Гл 11. «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне. Как громадное счастье, любовь к Вам…меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я проверял себя – это не болезнь… – это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить… В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли…От души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением…Дай бог Вам счастья, и пусть ничто …житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки. Г. С. Ж.»)

Почему он не сообщил в письме о том, что решил покончить с собой?

(Не мог потревожить спокойствие любимой.)

Прочитайте финальную главу – В. Н. слушает бетховенскую сонату, прослушать которую завещал Желтков. Какое открытие делает она для себя, слушая Бетховена, что постигает? Какие слова, совпадающие с музыкой, слагаются в её уме? Почему героиня заплакала?

(гл. 13. «Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть…Я перед тобою – одна молитва: «Да святится имя Твое».

… Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки… Я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. «Да святится имя Твое».

(В. Н. постигает «жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть». Возможно, она поняла, что «мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет». А может, в её душе хоть на мгновение пробудилось ответное чувство.)

Почему Желтков «заставил» любимую женщину слушать именно это бессмертное произведение? (гл. ХIII)

(В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку её душа словно соединяется с душой Желткова.)

Герой умирает. Почему единственное их свидание – прощание В. Н. с прахом молодого человека – можно считать поворотным моментом в её внутреннем состоянии?

(Она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Она поняла, как отличается он от пустых, бесчувственных и безразличных её знакомых – на его лице она увидела «то самое умиротворённое выражение», которое видела «на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона».)

Так как же решает Куприн «вечную» проблему – неразделённая, страстная, но настоящая любовь?? Несчастной ли она оказалась, эта безответная любовь Желткова? Привела к страданиям? Счастливы ли герои? Или что-то другое хотел сказать автор?

(Высокая и безответная любовь Желткова стала «громадным счастьем» для него. Именно своей любовью поднимается он над другими героями, именно своей любовью разрушает царское спокойствие Веры Николаевны. Именно свое любовью заставляет Веру Николаевну в слезах, боли, раскаяния «постичь жизнь», которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения и смерть».)

Какая ещё тема, кроме высокой и безответной любви, звучит в рассказе? Почему В. Н. сразу, ещё до замужества, как-то несерьёзно отнеслась к неизвестному поклоннику?

(Тема неравенства. У героев разное социальное происхождение.)

Представьте, что этим страстным поклонником оказался бы богатый, влиятельный человек. Как общество расценило бы его поведение? Позволили б себе вмешиваться в эту историю?

(Нет. Богатым можно всё. Но маленький чиновник…)

Способен ли кто-то, кроме Веры, приблизившейся к душе Желткова уже после его смерти, понять чувства этого человека при жизни?

(Да, его чувства понятны Шеину. «Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо… (10 гл.); « я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и не могу здесь поясничать». (11 гл.) и обращение князя к жене: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим».)

Почему автор дал главному герою имя Георгий?

(Имя Георгий означает «победоносец». Желтков из победоносцев. Куприн в своём произведении нарисовал «маленького, но великого человека».)

В чём, на ваш взгляд, состоит сила любви?

(Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь дарит влюблённому громадное счастье. Искренняя, чистая любовь возвышает человека не только в собственных, но и чужих глазах. Именно такая любовь бессмертна!)

– Действительно, образ Желткова – одно из лучших достижений Куприна. Этот молодой человек единственный носитель светлого, самоотверженного чувства в низменном мире богатства, эгоизма, лицемерия. И потому этот рассказ звучит призывом писателя ценить и оберегать любовь как высшую ценность человеческой жизни.

Какие основные темы поднимает Куприн в рассказе?

В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн раскрывает «вечные» темы: высокая и безответная любовь, тема неравенства.

Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивают их красоту.

Завершить урок хотелось бы словами Куприна, мы уже упоминали их на прошлых уроках: «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте. не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви». (А. И.Куприн. Письмо Ф. Д.Батюшкову (1906 г.)

Что говорил аносов о любви. Смотреть фото Что говорил аносов о любви. Смотреть картинку Что говорил аносов о любви. Картинка про Что говорил аносов о любви. Фото Что говорил аносов о любви
Существует ли надежное средство от сердечной лени гранатовый браслет

какие две истории о любви рассказал генерал Аносов?

Совсем не о любви: скрытый смысл повести «Гранатовый браслет» А.Куприна

На моей книжной полке были две книги, которые меня восхищали и интриговали своим названием. Это «Шагреневая кожа» Оноре де Бальзака и «Гранатовый браслет» Куприна. И роман, и повесть я прочла еще в юности. Куприна даже в школе проходили.

Вот только я помню, что учительница рассказывала нам о том, что эта история написана о самом лучшем чувстве на земле. И все верили, прямо так и записывали в свой неокрепший мозг — «о любви».

И вот выдалась мне замечательная возможность это произведение Куприна перечитать в зрелом возрасте. И как таковой любви я в тексте не нашла.

И если в 16 лет история Веры, ее мужа и тайного поклонника Георгия мне показалась драматической, то теперь я нашла ее жуткой.

Я незримо с тобой

Во-первых, психологи дали определение болезненной зависимости от незнакомой женщины. Нет, речь идет даже не о безответных чувствах, и не о жизни в иллюзиях.

Это самый настоящий сталкинг (преследование), когда поклонник, помимо воли девушки, пишет ей записки и посылает подарки. Это романтично только в книгах. А в реальности — страшно. Не знаешь ведь, что на уме у мужчины.

Хотела бы я для себя такого ухажера? Выходить из подъезда и понимать, что на меня кто-то смотрит, что кто-то сейчас пойдет за мной во след. Да Боже избавь! Мороз по коже от таких мыслей!

90% криминальных историй случается по всему миру от того, что люди не могут совладать со своими чувствами. А у Георгия они цвели буйным цветом. И если бы не вмешательство во всю эту ситуацию мужа Веры — Василия и его друга генерала Аносова, неизвестно, чем бы она закончилась.

Переоценка ценностей

Хороший писатель всегда дает ответы на вопросы читателей, а гениальный — заставляет размышлять о том, что будет дальше.

Куприн поставил точку в истории, но теперь начинается самое интересное. Княгиня Вера Шеина словно пробуждается после длительного сна. Она понимает, что в жизни бывает огромная, всепоглощающая любовь. И если ее не испытать, то словно и не жил толком.

И как теперь сложится ее жизнь с мужем? Не отдалятся ли они друг от друга? Понятно одно: как прежде уже не будет.

Второстепенные герои

Сестра Веры, Анна Николаевна, была совершенно на нее не похожа. Она замужем за человеком, терпеть которого не может, но имеет от него двоих детей. Ее характер состоит из множества милых привычек и противоречий. Она пользовалась невероятным успехом у мужчин и любила флиртовать, но мужу никогда не изменяла. Любила яркие впечатления и азартные игры, но была набожна и добра. Почему важна ее характеристика?

Что говорил аносов о любви. Смотреть фото Что говорил аносов о любви. Смотреть картинку Что говорил аносов о любви. Картинка про Что говорил аносов о любви. Фото Что говорил аносов о любви

Герои «Гранатового браслета», сестры Анна и Веры, с одной стороны, в чем-то похожи, обе замужем за влиятельными людьми. Но Анна — полная противоположность Веры. Это проявляется внешне: «грациозная некрасивость» одной сестры и английская породистость другой. Уделив больше внимания описанию Анны, автор дает возможность понять и внутренне состояние героев. Анна не скрывает своей нелюбви к мужу, но терпит этот брак. Вера же не ведает о своей нелюбви, потому что не знала настоящей любови. Куприн как бы подчеркивает, что Вера «потеряна» в обычной жизни, поэтому и незаметна красота главной героини, и стерта ее исключительность.

Генерал Яков Михайлович Аносов в рассказе Александра Куприна «Гранатовый браслет» характеризует взрослое поколение, которое способно направить молодежь по верной дороге, по дороге любви, верности; которое покажет истину жизни и не даст утопить в лживости окружающего мира. Генерал Аносов не нашел своего места в счастливой семейной жизни: жена бросила его ради заезжего артиста. Яков Михайлович – военный товарищ отца главных героинь.

Главными героями произведения являются Вера Николаевна и Анна Николаевна. Вера замужем за помещиком. И семья их на первый взгляд счастлива, но за завесой этого спокойствия скрываются утраченные чувства. Вера давно не любит своего мужа Василия Львовича, все пылкие эмоции остыли, осталась только дружба и преданность.

Анна вышла замуж за очень обеспеченного, но также довольного глупого мужчину. Она изначально его не любила, но тем не менее родила ему двух детей. Больше рожать она не хотела и всячески презирала своего мужа, осуждая его за спиной и в лицо. Анна – крестная дочь генерала Амосова.

В один из вечеров в доме Веры Николаевны и ее мужа проходит званый вечер. Все присутствующие везут себя недостойно: одна кадрит военного, мужчины сидят за карточным столом. В этой обстановке стало известно о несостоявшейся свадьбе брата Веры Николаевны и Анны Николаевне, и что Вере несколько лет подряд какой-то ненормальный человек отправляет любовные послания, не требуя ответа. И становится понятно, что высший счет не понимает такого сильного и прекрасного чувства, как любовь.

И именно Аносов понимает, куда скатилась моральная составляющая этого общества. Он видит, что молодые люди уже не умеют любить. Для них это фривольное словечко, которым можно разбрасываться в разные стороны, не вдаваясь в истинное значение этого слова. Также он замечает, что институт брака разрушен: люди женятся из-за материального расчета или по сиюминутному хотению, не обдумав, как же они будут жить дальше. Генерал осуждает собравшихся; предупреждает, что они находятся на границе аморальности, и что еще немного и чувство любви уйдет от них навсегда.

Сам Яков Михайлович никогда не встречал в своей жизни чистой и светлой любви, но он продолжает верить в нее и считает, что такая любовь – редкость, но она достойна быть у честных открытых людей. В этом он уверяет Веру Николаевну, и заставляет ее задуматься о таинственном поклоннике и о том, что это возможно именно та любовь, о которой мечтают все женщины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *