Что гложет гилберта грейпа рецензия
США, 1993
Режиссёр: Лассе Халльстрём
Сценарий: Питер Хеджес
В главных ролях: Джонни Депп, Леонардо Ди Каприо
Жанр: драма
Помните роман Чингиза Айтматова «И дольше века длится день», где маленький буранный полустанок становится средоточием всего мира? «Поезда в этих краях шли с востока на запад и с запада на восток»… В фильме «Что гложет Гилберта Грэйпа» тонко подмечено это несовпадение географического и личного пространства, когда кажется, что центр мира где-то там, а в самом деле – он здесь. И вот через крохотный городок Эндора раз в год проезжает колонна трейлеров, напоминая о том, что за горизонтом, далеко отсюда, протекает настоящая жизнь, а здесь – всего лишь сонное захудалое захолустье. И тем не менее, именно в Эндоре происходит самое главное в жизни Гилберта Грэйпа – здесь кристаллизуется его прекрасная душа, но скажи ему об этом, он не поверит.
В двухэтажном деревянном домике на окраине Эндоры живёт семья Грэйпов: Бонни Грэйп (Дарлин Кейтс), страдающая ожирением мать семейства; Эми (Лора Хэррингтон ) и Эллен (Мэри Кейт Шеллхардт) – две её дочери; а также работяга Гилберт (Джонни Депп) и умственно отсталый Арни (Леонардо Ди Каприо), которому через неделю должно исполниться восемнадцать– её сыновья. Забота об этой непростой семье целиком и полностью лежит на плечах Гилберта, ещё почти совсем мальчика, а всё потому, что отец погиб, старший брат уехал, и если не он, то кто же?
У Гилберта много хлопот: он работает в разоряющейся бакалейной лавке мальчиком на побегушках, он должен следить за состоянием дома, и ещё нужен глаз да глаз за Арни, который то и дело пытается залезть на городскую водонапорную башню. Гилберт по доброте душевной старается угодить всем окружающим, поэтому кое-кто не прочь его попросту использовать, к примеру, немолодая замужняя Бэтти Карвер (Мэри Стинбёрген), которой очень хочется секса на стороне, а Гилберт красивый и надёжный. У Гилберта есть двое приятелей: Такер (Джон Рейли) и Бобби (Криспин Гловер). Посидеть с ними порой в кафе – единственное развлечение, которое юноша может себе позволить. И вдруг в его жизнь вторгается появившаяся в городке вместе со своей бабушкой девушка Бекки (Джульетт Льюис), с её появлением в молодом человеке просыпаются мысли о свободе. А эти мысли для Гилберта – слишком большая роскошь, ведь на нём семья…
Композиционно фильм выстроен идеально, форма и содержание дополняют друг друга, нет ни одной лишней детали, ни одного случайного жеста или взгляда, каждая мелочь служит общей идее. К примеру, основная функция такого персонажа как Кен Карвер (Кевин Тай), мужа Бэтти, сводится к тому, чтобы ненавязчиво сообщить зрителю о том, что у Гилберта нет никакой страховки, эта деталь важна для сюжета, её можно было преподнести иначе, но тогда вышло бы чересчур прямолинейно, и какой изящный ход делает сценарист! Или какая ёмкая двухсекундная сцена у гипермаркета, когда из него выходит Гилберт со злополучным тортом и встречается взглядом с хозяином разоряющегося магазинчика!
У Джонни Деппа в роли Гилберта столь выразительная мимика, что по его лицу видно всё, чем его герой живёт, о чём думает, к чему стремится. Ни слова не говорит он об отъезде, но с начала до конца картины ясно, что эта мысль не даёт ему покоя, а он не позволяет ей командовать собой, потому что любит свою семью, хотя и очень тяготится ею, и даже порой стыдится. Гилберт – человек простой и ясный, он делает своё дело, ему некогда любоваться закатами, ему некогда даже подумать о себе. Когда Бекки спросит его, о чём он мечтает, он пожелает всякого разного окружающим, но забудет о себе.
— Я хочу что-нибудь новое. Дом. Я хочу новый дом для своей семьи. Я хочу, чтобы мама стала ходить на занятия по аэробике. Я хочу, чтобы Элен повзрослела. Я хочу, чтобы у Арни появились новые мозги. Я хочу.
— Что ты хочешь для себя? Лично для себя.
— Я хочу стать хорошим человеком. Но я не могу, не могу.
По силе эмоционального воздействия, оказываемому на зрителя, по глубине мысли и чувства, по удивительному, надолго сохраняющемуся послевкусию, фильм «Что гложет Гилберта Грэйпа» сопоставим с такими драмами, как «Магнолия» или «Король-рыбак». Да что говорить? Это лучшая картина, которую мне довелось увидеть за последний год, и она полюбилась мне с первых кадров. Этот фильм заставляет пересмотреть свои собственные отношения с семьёй и близкими, а это, согласитесь, немаловажно. Как жаль, что в современном российском кинематографе нет такого героя, как Гилберт Грэйп, он нам просто необходим. Невероятный фильм, и, конечно, он стал небывалой удачей для актеров, сумевших так полно, так глубоко реализовать свои таланты.
Что гложет Гилберта Грейпа?
Питер Хеджес
Впервые на русском — дебютный роман культового американского писателя и сценариста Питера Хеджеса, основа одноименного фильма Лассе Хальстрёма («АББА», «Правила виноделов», «Шоколад», «Хатико») с Джонни Деппом и Леонардом ДиКаприо в главных ролях; за роль Арни Грейпа юный ДиКаприо получил первую свою номинацию на «Оскар», а оператором картины выступил легендарный Свен Нюквист, постоянный оператор Ингмара Бергмана.
Двадцатичетырехлетний Гилберт Грейп работает продавцом в продуктовой лавке и живет в городе Эндора, штат Айова (население — 1091 человек), где его гложет примерно все. Он бы и рад куда-нибудь уехать, но дома его держат…
Лучшая рецензия на книгу
22 октября 2021 г. 14:56
Переводчик: Елена Петрова
Язык: русский
Твёрдый переплёт
512 страниц
Формат: 140х120
Возрастные ограничения: 16+
Рецензии
22 октября 2021 г. 14:56
20 августа 2021 г. 21:01
5 Реквием по мечте.
«Не исключено, что жизнь, как считает мистер Лэмсон, готовит нам прекрасные сюрпризы. Но я считаю иначе. Жизнь готовит нам одну несправедливость за другой»
Что гложет Гилберта Грейпа?
Питер Хеджес
20 августа 2021 г. 21:01
5 Реквием по мечте.
«Не исключено, что жизнь, как считает мистер Лэмсон, готовит нам прекрасные сюрпризы. Но я считаю иначе. Жизнь готовит нам одну несправедливость за другой»
14 ноября 2021 г. 19:35
4 Работа, семья и другие неприятности
В очередной раз убеждаюсь, что лучше сначала читать, а потом смотреть экранизацию, чтобы не спойлерить сюжет. В случае с этой книгой получилось именно так — хотя фильм я смотрела давненько, но в процессе чтения всплывали знакомые линии, и финал тоже не оказался сюрпризом. Поэтому чтение моё затянулось, а ещё я не могла отвязаться от образов героев, увиденных в кино, а они далеко не на 100% совпадают с персонажами.
Хотя так произошло не только из-за знакомого сюжета, но и из-за формы романа — мало того, что повествование идёт от первого лица и в настоящем времени, так и добрую часть романа мы просто наблюдаем заурядную жизнь Гилберта, хмурого и недовольного жизнью парня 24 лет, живущего в крохотном городке и не по годам обременённого семейными проблемами.
Его можно понять — он застрял в…
26 августа 2021 г. 20:04
4 Мир глазами Грейпа: пищевое расстройство, отставание в развитии и самоубийство в подвале
Я прибыла в фермерский городок Эндора, затерянный среди кукурузных полей штата Айовы, отчаянно борющийся с вымиранием, но все-таки стремительно теряющий своих жителей. Население поредело. Единственная школа закрылась несколько лет назад из-за постоянного недобора. Зато открылся новый супермаркет и бургерная. Разрастающийся мир потребительства, заменяющего старый уклад на клиентоориентированность, Гилберту не по душе, но миру на это, конечно, плевать.
Мать Грейпов годами не…
Подумаешь, я еще и вышивать могу.
18 августа 2021 г. 21:24
4.5 Не могу пойтить супротив правды
Исконная, глубинная, настоящая америка. Это не то, то показывают в голливудской продукции, неистово тиражируемой по всему миру. На деле же, массовый американский образ жизни мало чем отличается от нашенской безнадеги в умирающих городах и деревнях. Правда у них там вполне себе случаются целые городские кварталы без электричества и водопровода. Даже в нынешнем веке. Ну, и с образованием у нас все же получше. Даже при нынешнем плачевном состоянии оного. Ну, и тут можно возразить, что вон какая америка крутецкая: диктует условия всему миру, покупает мозги по всему миру и так далее. А я и не возражаю. Только диктует, покупает и владеет благами и ништяками весьма маленькая прослойка богатеев, и временами достаются куски с барского стола их прислуге и наемным работникам. Все же остальные.
18 сентября 2021 г. 19:35
Гилберту Грейпу 24 года. Он живёт в маленьком городке Эндоре, где численность населения едва перевалила за тысячу человек. Молодежь здесь не задерживается. При первой же возможности уезжает в города покрупнее. За редким исключением. Гилберта держит в Эндоре семья. В первую очередь, мать, которая разъелась до невероятных размеров и уже несколько лет не выходит из дома, и младший брат-дебил Арни. Есть ещё 2 сестры, но, думаю, не будь на их попечении матери и Арни, они бы справились и без Гилберта. Впрочем, с помощью одного только Гилберта им бы все равно пришлось туго. Хорошо, что есть ещё Ларри и Дженис, которые в свое время как раз сбежали из Эндоры при первой же возможности, но чеки присылают исправно. То ли чувство вины заглушают таким образом, то ли родственные связи для них все же не…
8 сентября 2021 г. 09:50
4.5 Сожаление — это самое невыносимое слово.
Порой я ненавижу всех, кто знает мое имя.
Приезд в городок девушки Бекки что-то меняет в Гилберте. Как будто душа…
Это не мое, мне все подбросили!
28 сентября 2021 г. 19:18
— Я сейчас скажу такое, что говорить, конечно, не вправе. Но, глядя на тебя, я вижу себя богом. Или богиней. Богоподобной! А этот дом…
Влюблённая в книги
14 сентября 2021 г. 00:00
5 И звали его Гилберт.
«Сожаление» — это самое невыносимое слово.
В давнюю пору своей юности, когда я была по уши влюблена поклонницей Лео Дикаприо, я знала, что он блестяще сыграл мальчика с особенностями в фильме «Что гложет Гилберта Грейпа». Но посмотреть не нашла в себе сил. Потом, когда я подсела на оценила Джонни Деппа оный фильм снова всплыл в моём поле зрения. И снова посмотреть не получилось.
Теперь, после того, как книга прочитана, фильм, к сожалению, не зашёл из-за переиначенного сценария, хотя за первые полчаса, что я успела высмотреть, понятно одно: браво актёрской игре всех! И очень здорово, что у книги обложка с моими талантливыми любимцами, представляла именно их в роли Гилберта и Арни.
К слову, Гилберт много чего в себе отрицает, пытаясь быть более сухим, нечувствительным и безразличным, чем он есть на самом деле. Ему 24, но проскальзывает в его » голосе», в его натуре мальчишка-подросток. Он запутался в удушающих путах семьи, намертво залип в вязкой безысходности, но семья как раз то, что способно удержать его на плаву. Он видит себя, своих друзей, свою родню без прикрас и это подтачивает его душевные силы. Он пытается лепить каждый свой день из очень некачественных материалов и пол под ним оседает не хуже, чем под мамой. И вряд ли Такер способен это починить. А Бекки?
Вообще каждый персонаж здесь настолько ярок, что веришь в его земное существование) Гилберт мыслит очень честно, пусть и не всегда произносит вслух то, что думает на самом деле. Иногда ведь от правды нет спасения. Жанр истории обозначен как трагикомедия и это тоже в самую точку: жизнь любит смешивать в одном шейкере печаль и юмор, главное не перепутать пропорции.
Что гложет Гилберта Грейпа? (1993)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Вы хотите зарегистрироваться?
новое сообщение
отзывы
фильмы с такой же душой:
этот фильм заставил меня по-новому взглянуть на ДиКаприо, понять наконец-то Деппа;
однако, всё это деградирующее общество очень человечно, но не само по себе, а благодаря такому бессознательно ответственному парню как Гилберт
зд. интересный материал о съёмках, раритетные видео
Рецензия на фильм Что гложет Гилберта Грейпа? от Олег
Интересная история, одна из первых ролей Лео и искренность Джонни Деппа. Что может волновать Гилберта? Вопросительное название картины бросает вызов зрителю, чтобы дать ответ, открывая сложную жизнь симпатичного паренька. Гилберт – глава семьи, рассказом автора нас вводят в курс дела, что он единственный заботливый и ответственный мужчина в семье. Две сестры, мать, страдающая ожирением и потерявшая смысл в жизни, слабоумный брат, за которым нужен глаз да глаз – домашняя рутина, которая никого не волнует, но она заставляет оставаться на одном месте перспективного паренька. Джонни Депп радует на экране постоянно. Его герой сталкивается с проблемами не только дома, но и вне его стен. Работа в супермаркете показывает нам директора Гильберта, его реакцию на конкурирующий в городе новый торговый центр, а также то, как Гилберт ведёт себя. Постоянно младшенький братик находится под присмотром старшего, ограничивая все действия главного героя. Сковывая его, но, в тоже время, демонстрируя нам потрясающую любовь к семье, создавая ложное впечатление. Гилберт – мечта многих девушек. На него засматриваются даже дамы постарше. Он не обделён вниманием, вот только братик Лео постоянно чудит. Фильм разбавляет сложную жизнь мальчика постоянными выкрутасами младшего. Леонардо ДиКаприо перевоплотился потрясающе. Так передать состояние и поведение больного человека смогут далеко не все. Любопытство и энергия Лео словно противоборствующая сила равномерному, расчётливому и заботливому характеру Деппа. Контраст, который создают братья, проскальзывает на протяжении всего хронометража. Влюблённость главного героя требует уединения, но на этом и появляется брешь в скучной и тщетной жизни красавца. Мелодрама умело вписывается в эту историю, вот только у зрителя проявляется новая, иная жалость к Гилберту. Ты его понимаешь, знаешь, что ему хочется, но он не признаёт это даже сам себе. Жертва, которую приходится ему отдавать, распространяется на мать. Ему стыдно за нее, он не приглашает к себе в дом друзей, девушку. Скрывая в себе всю усталость, всю боль от такого положения, персонаж не выставляет это наружу, не бросает руки, не жалуется, а просто легко обходит неудобные вопросы и меняет тему. Эпизод, где ему предлагают лучшую жизнь, где он будет с любимой женщиной, где он наконец-таки покинет этот город, показывает сильного и ответственного героя – жертва, которая может возвысить этого человека в глазах зрителя. Сюжет не зацикливается на одной заботливой теме, свозь трудности и радости Грейп развивается, показывая, что жизнь вокруг него не останавливается, как внутри его дома, а идёт дальше: знакомые разъезжаются, любовь переходит на новый этап отношений, а руки у Гилберта связаны. Так интересно показывают внутренний, непреодолимый элемент, который полностью перечёркивает дальнейший путь парня и внешнюю, бурлящую жизнь, которая сама тянет на перемены. Постыдные кадры сталкивают мать с реалиями несправедливости общества, поэтому под не очень приятные замечания женщина находит в себе силы и осмысливает происходящее. Сёстры играют второстепенные роли, причём тебе на них всё равно, но они могут дополнить до нужной консистенции тот или иной эпизод. Стыдливость и скрытие членов своей семьи самому Гилберту противно, видно, как ему мешает любопытный и, порой, грубый братец (хоть мелкий сам этого не осознаёт), но это ещё сильнее укрепляет в нём стержень ответственности. Не стоит стыдиться своих родных, что так упорно доказывает нам сюжет. Кульминационный момент подводит нас к выбросу, всплеску эмоций Гилберта, когда ему надоедает такая жизнь, когда он очередной раз лишается элементарного человеческого счастья. В таких эпизодах можно получить удовольствие от экранного дуэта ДиКаприо-Депп, который заставит ваше сердце трепетать от волнения. Так что же гложет Гилберта Грейпа? Вам лучше погрузиться в эту истории самим и в итоге дать ответ на данный вопрос.