Что главное в бухгалтерском балансе
Как читать бухгалтерский баланс (практический пример)
Кому и зачем нужно читать баланс
Баланс — это основной бухгалтерский отчет объемом всего в несколько страниц. В нём нет иллюстраций и мало текста, он заполнен множеством цифр. Тем не менее умеющим его читать скрытая в цифрах информация приносит немало пользы.
Этот документ внимательно изучает огромное количество людей (руководители и собственники компаний, инвесторы, банкиры, налоговики и другие заинтересованные лица). Баланс не является коммерческой тайной, может публиковаться в печати для всеобщего обозрения и доступен любому человеку.
Построчный порядок заполнения бухгалтерского баланса с примерами вы найдете в Путеводителе от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.
Зачем читать баланс? Ответ очевиден: чтобы принимать верные финансовые решения. И при этом не важно, составлен он по традиционной форме или по упрощенной — полезность добытой из него информации от этого не уменьшается.
О том, у кого есть возможность составлять упрощенную отчетность, читайте в этой статье.
Чтение баланса не требует высшего финансового образования, но без определенных знаний и приемов не обойтись.
Как прочитать бухгалтерский баланс
Уметь читать — значит знать основы азбуки. Для финансовых отчетов такой основой служит понимание терминов, отраженных в балансовых строках. Часть их многим понятна (например, «основные средства», «запасы» и т.д.), но отдельные термины требуют дополнительных пояснений.
Например, отложенные налоговые активы (ОНА). Термин ОНА обозначает часть налога на прибыль, который отложен во времени: на эту сумму будет уменьшен налог на прибыль в последующих отчетных периодах (п. 14 ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). Отражение ОНА в первом разделе баланса обусловлено тем, что для компании он является активом, и срок его использования составляет более года.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Информацию об ОНА и ОНО (отложенное налоговое обязательство) в балансе могут не показывать компании, которые относятся к малым (п. 2 ПБУ 18/02).
Подробнее о том, как применять ПБУ 18/02 с 2020 года после внесения в него изменений, вы можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.
Или, к примеру, что означает словосочетание «денежные эквиваленты»? Это понятие появилось в балансе сравнительно недавно и означает высоколиквидные финансовые вложения (депозиты до востребования, краткосрочные векселя и др.), которые быстро и легко можно обратить в деньги.
Таким образом, перед тем как приступить к чтению баланса, стоит разобраться, что собой представляют показатели, его составляющие.
Бухучет для начинающих от проводок до баланса: чтение бухгалтерского баланса на примере
Как прочитать бухгалтерский баланс на примере? Рассмотрим это на данных отчета ООО «Престиж».
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Денежные средства и денежные эквиваленты
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Мимолетный взгляд на баланс — и первые выводы: компания не применяет ПБУ 18/02 — ОНА и ОНО в балансе отсутствуют (возможно, юрлицо имеет отношение к малому бизнесу). Валюта баланса за последние 3 года резко не изменялась (колебание 1–3%), заемные средства не привлекались, прибыль устойчиво росла, что свидетельствует о финансовой устойчивости организации.
Внимание — на актив баланса
Основной принцип актива: чем ниже строка, тем быстрее отраженные в ней активы могут быть обращены в деньги (принцип ликвидности).
В активе основные средства оказались самыми «тяжеловесными» — 77% от валюты баланса. Можно предположить, что у компании немалые накладные расходы, и при падении объемов реализации ей будет сложно сохранять свою финансовую устойчивость без привлечения заемных средств.
Плавное снижение показателей строки «Основные средства» (ежегодно на 3–4%) может свидетельствовать о том, что руководство не вкладывает средства в модернизацию производства. Вследствие чего может упасть спрос на продукцию — ее будут вытеснять более прогрессивные аналоги конкурентов. В результате выручка и прибыль могут снизиться.
Стабильные показатели по строке «Запасы» могут подтвердить хорошую работу снабженцев, поддерживающих необходимый запас для производства, или, наоборот, свидетельствовать о том, что на складах компании длительно «пролеживает» неиспользуемое сырье и материалы.
Пустая строка «Денежные средства и денежные эквиваленты» должна насторожить, хотя пустота не всегда означает полный дефицит денег. Возможно, финансисты выгодно вложили их (появилась строка «Финансовые вложения»), и в скором времени можно ожидать неплохой доход (например, в виде процентов).
О том, к каким выводам может привести анализ движения материально-производственных запасов, читайте в статье «Анализ эффективности управления производственными запасами».
Секреты пассива бухгалтерского баланса
В пассиве строки расположены особым образом: чем ниже строка, тем быстрее указанное обязательство нужно вернуть (контрагентам, банкирам, собственникам или иным кредиторам).
Из строки «Нераспределенная прибыль» видна тенденция ежегодного роста, однако темп его заметно снизился (с 52 до 7%). Возможно, эффективность деятельности управленцев упала, а потому есть повод задуматься о причинах. Позитивно оцениваются наличие и рост резервного капитала (собственный капитал компании укрепляется).
Настораживает значительная сумма краткосрочных долгов (46% от валюты баланса). Если это задолженность по зарплате и налогам, есть повод для беспокойства: это признак неплатежеспособности компании, и возможны материальные потери (санкции за несвоевременную выплату).
О том, как рассчитываются такие санкции, читайте в этом материале.
Итоги
Существует много способов чтения баланса. Кто-то доверяет только цифрам: рассчитывает специальные коэффициенты, проводит горизонтальный и вертикальный анализ. А кому-то важнее исследовать и сопоставить разные показатели и посмотреть, как активы соотносятся с обязательствами и где таятся резервы и потери. А для этого нужно читать баланс с привязкой к другим отчетам и пояснениям.
Каждый пользователь для себя выстраивает подходящую методику и делает выводы. Главное — видеть общую картину имущественного и финансового положения компании и, используя все доступные методы анализа, правильно оценивать возможные перспективы и угрозы.
Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс – это форма №1 бухгалтерской отчетности, которая содержит сводную информацию о стоимости имущества и обязательствах организации в табличной форме. Может иметь полную и сокращенную форму. Включает два раздела – Актив и Пассив.
Виды бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс классифицируют по различным признакам – сроку его составления, характеру данных, назначению, способу отражения информации.
По способу отражения различают:
Различают балансы и по отношению к моменту составления:
Выделяют балансы по объему данных:
Баланс по своему назначению делится на 4 категории:
По характеру исходных данных баланс бывает инвентарным – составленным, согласно результатам инвентаризации, а также книжным – только по учетным данным. Есть еще одна разновидность по этому признаку – генеральный бухгалтерский баланс. В его основе учетные данные, которые учитывают результаты инвентаризации.
Баланс по способу отражения информации бывает:
Может иметь различия форма отчетности №1 и в зависимости от организационно-правовой формы организации – государственная, совместная, частная, а также вида деятельности (основная или вспомогательная). Делятся балансы и по периодичности – на квартальные, месячные и годовые.
Различают несколько видов бухгалтерского баланса:
Организация может самостоятельно выбрать периодичность и способы составления баланса, если он предназначен для внутренних целей. Отчетность для фискальной службы должна иметь определенную форму, утвержденную действующим законодательством.
Что отражается в активе и пассиве бухгалтерского баланса
В активе указывается:
Включает актив две части – внеоборотные и оборотные активы.
Ко внеоборотным относятся активы, предназначенные для получения прибыли в течение срока более одного года. Оборотные активы погашаются до одного года.
В пассиве отражаются источники формирования средств организации – суммы собственного каптала и ее кредиторской задолженности (задолженности по займам, перед контрагентами). Пассив содержит три части – капитал и резервы, долгосрочные, краткосрочные обязательства.
Капитал и резервы – это прибыль и уставной капитал организации, другими словами ее средства. К долгосрочным обязательствам относятся долги организации, которые должны быть возвращены в срок более одного года. Краткосрочные возвращаются в срок не более одного года.
Пример составления бухгалтерского баланса
Рассмотрим на примере общества с ограниченной ответственностью. В разделе Активы представлено несколько подразделов. В графе «Основные средства» указывается их полная стоимость, если имущество новое. Если оно использовалось, из суммы вычитается амортизационная сумма.
В «Нематериальных активах» прописываются затраты на покупку нематериальных ценностей, увеличение/снижение их стоимости. Как и в предыдущем подразделе, при необходимости, вычитается сумма амортизации. К «Капитальным вложениям» относятся средства, израсходованные на строительство объектов недвижимости.
«Оборудование» содержит информацию о цене технических средств за вычетом амортизации. В «Финансовых вложениях» представлены сведения о внесенных депозитах/вложениях в инвестиционные проекты. В «Материальных ценностях» указывается стоимость израсходованных материалов, сырья, запчастей, ГСМ и так далее.
В «Незавершенное производство» входят сведения о расходах, понесенных фирмой на приобретение оборотных активов. «Издержки обращения» – используются при составлении баланса обществами с ограниченной ответственностью, которые работают в сфере общепита. Здесь указывается стоимость нереализованной продукции. «Расходы будущих периодов» заполняются, если закупка была изначально запланирована, например, на 2020 год, а фактически приобрели материалы в 2019 году. В строку «Готовая продукция» вносятся сведения обо всей продукции, изготовленной компанией в течение года. «Товары» содержат информацию о закупленных для собственных нужд компании товарах.
Если деятельность компании связана с торговлей, подрядными работами, в форме «Оказанные услуги» указывается доход от реализации. Сумма задолженности от контрагентов отражается в ячейке «Дебиторская задолженность».
Сведения, которые вносятся в Пассив, будут следующими. Размер уставного капитала, установленный Уставом или приложениями к нему, если в нем происходили изменения (выходили или вступали учредители) вносится в графу «Уставный капитал». В «Резервном капитале» приводится остаточная стоимость средств после базового капитала.
Если денежные средства организации не были потрачены в соответствии с планом расходов, они переносятся в резерв на будущий отчетный период. Сумма фиксируется в графе «Резервы на покрытие платежей и расходов». Строка «Доходы будущих периодов» заполняется, если компания, например, обязалась выполнить поставку деловому партнеру в январе, а договор составлен в сентябре. Т.е. оплата производится после фактической отгрузки, но аванс был выплачен сейчас. Эта сумма и относится к доходу будущих периодов. Ячейка «Прибыль» содержит данные о полученных доходах за 12 месяцев. В «Кредиторской задолженности» указывается размер оформленного кредита в банке.
При заполнении баланса могут быть допущены ошибки, их делят на существенные и несущественные. Критерии оценки закреплены в учетной политике компании. Способы исправления зафиксированы в Положении о бухгалтерском учете №22/2010. К типичным нарушениям можно отнести неверное использование способов расчета, неточности в отчете – как технические, так и вычислительные, внесение ошибочного кода, указание сведений не в ту графу. При исправлении баланса в фискальную службу подается справка в произвольной форме или на бланке №2. Поправки должны быть внесены в том году, когда была выявлена ошибка.
1С:Бухгалтерия 8
«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!
Как составить бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс – итоговый документ, обобщающий данные бухгалтерского учета за период, чаще всего загод. В статье рассказывается, как правильно составить бухгалтерский баланс: на что обратить внимание при подготовке данных, как заполнить бланк построчно. Приводятся рекомендации для представителей малого бизнеса, составляющих баланс по упрощенной форме.
Что нужно знать на начальном этапе
Бухгалтерская отчетность должна составляться с использованием актуальных форм документов. Приказ Минфина № 66н от 02/07/10 г. в ред. от 19/04/19 г. содержит такой бланк баланса. Обратим внимание, что с 2020 года приказ начинает действовать полностью, тогда как ранее организация была вправе не применять его.
Стандартная полная форма баланса содержит статьи, которые могут потребоваться бухгалтеру для заполнения формы. Баланс составляется с учетом специфики деятельности фирмы, наличия или отсутствия конкретного вида данных. Соответственно, не все строки могут быть заполнены. Кроме того, строки при необходимости можно детализировать, добавлять. Об этом сказано в ПБУ 4/99 (п. 11), приказе № 66н п. 3.
В новой форме есть графа «Пояснения», давать комментарии можно постатейно, рядом с соответствующими цифрами. Графа может использоваться при внесении нехарактерных для деятельности компании данных, добавлении строк и других отклонениях от стандарта. Дополнительные пояснения могут быть важны и при внесении сведений, имеющих существенный «вес» в общей сумме актива или пассива, в целях расшифровки стратегически значимых балансовых статей.
Внимание! Баланс сдается в ФНС, копия пояснительной записки к нему – в ФСС (кроме представителей малого бизнеса). В Росстат бухотчетность организации не сдают.
Общие правила составления баланса прописаны в ПБУ 4/99. Отметим наиболее важные:
Кроме того, перед составлением баланса необходимо провести инвентаризацию (ПБУ по ведению бухучета и отчетности в РФ, утв. пр. Минфина № 34н от 29/07/98 г., п. 27).Инвентаризируются активы: складские остатки, основные средства, готовая продукция и пр. Также инвентаризируются и обязательства, начиная с расчетов, «кредиторки», и далее кредиты, резервы.
Для составления баланса в основном используется регистр БУ оборотно-сальдовая ведомость по счетам. Данные ведомости должны быть предварительно тщательно проверены и сведены с использованием метода двойной записи. Балансовые показатели формируются по конечным остаткам.Дополнительно могут учитываться аналитические данные, данные листков-расшифровок.
Как заполнить строки
Рассмотрим, какие счета и каким образом используются при формировании баланса, в соответствии с Планом счетов БУ (приказ Минфина № 94н).
Актив
Так заполняется 1-й раздел актива баланса «Внеоборотные активы»:
Порядок заполнения 2-й раздела актива баланса «Оборотные активы»:
Пассив
Так заполняется 3-й раздел пассива баланса «Капитал и резервы»:
Порядок заполнения 4-го раздела пассива баланса «Долгосрочные обязательства»:
Приведен порядок заполнения 5-го раздела пассива баланса «Краткосрочные обязательства»:
Коды строк баланса проставляются согласно приказу Минфина № 66н от 02/07/10 г. в ред. от 19/04/19 г. (п. 5). Они перечислены в приложении № 4.
В приведенной схеме задействованы типовые счета, как правило, используемые для заполнения тех или иных строк баланса. Учетной политикой фирмы, рабочим планом счетов в стандартную схему могут вноситься изменения.
Что нужно знать представителям малого бизнеса
Согласно ФЗ-402 от 06/12/11 г. «О бухучете» (ст. 6-4 пп. 1) представители малого бизнеса могут формировать баланс упрощенно, используя специальную форму.Признаки таких предприятий содержит в ФЗ-209 от 24/07/07 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства».
В настоящее время это предельный уровень дохода за прошлый год — 800 млн руб. и численности – 100 человек. Разрешенная доля участия в УК малого предприятия: 49% — для иностранных компаний и не имеющих отношения к малому, среднему бизнесу; 25% — для РФ, ее субъектов, муниципальных формирований, фондов, общественных и религиозных организаций.
Важно! Лишены права сдавать бухотчетность упрощенно организации госсектора, адвокаты, нотариусы, СРО и иные организации, поименованные в ст. 6 (ч. 5) ФЗ-402.
Специальный бланк баланса для малого бизнеса можно найти в приложении 5 к приказу № 66н от 02/07/10 г. Минфина. Балансовые статьи разрешается группировать, не детализируя.
При формировании упрощенного баланса необходимо обратить внимание на ряд важных моментов:
Структура бухгалтерского баланса
Из нашей статьи вы узнаете:
Бухгалтерский баланс содержит исчерпывающую информацию о финансовом состоянии организации в конкретный период времени. В этом документе отражен весь комплекс информации об имуществе, активах и долгах компании, которая выражена в денежном эквиваленте.
Составляется по форме бухгалтерской отчетности №1 в виде таблицы и включает полный комплекс информации о стоимости имущества и обязательствах организации. По способу отражения данных может быть сальдовым (формируется на определенную дату) или оборотным (составляется по результатам оборота средств за конкретный период времени). Составляется с использованием кодов и требует расшифровки.
В статье рассмотрим структуру этого документа и приведем его подробную расшифровку.
Структура бухгалтерского баланса
С точки зрения структуры документ включает две основные части, представляющие активы и пассивы организации.
Активы — стоимость имущественных и неимущественных активов и сумма дебиторской задолженности, то есть средств, которые должны прийти к компании от контрагентов или клиентов. Это первые два раздела бухгалтерского документа:
Пассивы — это размеры собственного капитала компании и кредиторская задолженность перед контрагентами, поставщиками, по займам и кредитам (в виде краткосрочных и долгосрочных обязательств). Следующие три раздела формы:
Итоги по двум составным частям — активу и пассиву — должны в итоге быть равны друг другу.
Все строки бухгалтерского документа в подробной расшифровке и унификации приведены в приказе Министерства финансов №66н. В 2019 году в него были внесены изменения приказом №61н.
Составление бухгалтерского баланса — это запись остатков по счетам в нужные строки. Поэтому для корректного составления документа необходимо знать об отражении в конкретных графах таблицы данных определенных счетов.
Рассмотрим основные составляющие бухгалтерского отчета и приведем расшифровку всех его строк с детализаций по счетам.
Коды баланса и их расшифровка
Важная часть бухгалтерского документа — графа «Код». Наличие кода позволяет статистическим ведомствам быстро систематизировать данные из бухгалтерских балансов различных организаций. В связи с этим указание кодов обязательно, если документация сдается в органы статистики или другие государственные структуры.
С 2014 года коды строк должны быть в соотношении с кодами, которые указаны в приложении №4 к приказу Минфина №66н. Более ранние коды из приказа №67н после этой даты не применяются.
Отличие устаревших бухгалтерских кодов от современных — в количестве цифр. В старых кодах их было 3, а новые коды являются 4-значными.
Четырехзначный код заключает в себе определенную информацию. Расшифровка следует таким образом:
В случае с пассивом третья цифра кода показывает порядок возрастания срочности при погашении задолженности.
Также бухгалтерский отчет включает суммарные коды для подсчета общей суммы каждого раздела. Это коды 1100 для раздела «Нематериальные активы», 1200 для раздела «Оборотные активы», 1300 для раздела «Капитал и резервы», 1400 для раздела «Долгосрочные вложения» и 1500 для раздела «Краткосрочные вложения».
Помимо этого, в структуру входят коды 1600 и 1700 для расшифровки баланса по активам и пассивам соответственно.
Перечислим коды строк, которые относятся к активам и пассивам нового и прежнего бухгалтерского баланса с их расшифровкой.
Активы нового баланса
Здесь отражают имущество компании материального и нематериального характера. Расположение статей данной части баланса подчиняется правилу возрастающей ликвидности, то есть в верхних строках находятся данные об имуществе, которое на протяжении своего существования находится в первоначальном виде.
Код по приказу №66н | Актив (расшифровка) |
---|---|
1100 | Нематериальные активы |
1150 | Долгосрочные финансовые вложения |
1160 | Отложенные налоговые активы |
1170 | Иные внеоборотные активы |
1180 | Отложенные налоговые активы |
1190 | Иные внеоборотные активы |
1200 | Оборотные активы |
1210 | Запасы |
1220 | НДС по приобретенным ценностям |
1230 | Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в срок 1 года после отчетной даты |
1240 | Краткосрочные финансовые вложения |
1250 | Денежные средства |
1260 | Иные оборотные активы |
1600 | БАЛАНС |
Пассивы нового баланса
В данной части бухгалтерского баланса отражаются источники, из которых в компанию поступает финансирование. Данный раздел формирует картину собственного и заемного капитала, показывает объемы привлеченных заемных средств с уточнением их долгосрочности или краткосрочности. То есть здесь сконцентрирована информация о поступлении средств и объемах задолженности компании.
Код по приказу №66н | Пассив (расшифровка) |
---|---|
1300 | Капитал и резервы |
1360 | Резервный капитал |
1370 | Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
1410 | Кредиты, займы (долгосрочные обязательства) |
1420 | Отложенные налоговые обязательства |
1500 | Краткосрочные обязательства |
1510 | Кредиты, займы (краткосрочные обязательства) |
1520 | Кредиторская задолженность |
1530 | Доходы будущих периодов |
1540 | Оценочные обязательства |
1550 | Иные краткосрочные обязательства |
1700 | БАЛАНС |
Активы и пассивы старого баланса
Строки актива и пассива в бухгалтерском балансе, составленном по приказу №67н, не имеют существенных отличий от соответствующих строк нового документа. Разница заключается в новом кодировании и степени детализации данных внутри каждой.
Приведем расшифровку кодов строк активов и пассивов старого бухгалтерского баланса:
Последние изменения в правилах составления бухгалтерского баланса
При расчете не учитывают расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Также вносится остаток со счета 08 относительно трат, которые принимаются в виде нематериальных активов (при отражении вложений в них в строке 1110).
Учитывают часть расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на которые зарегистрированы исключительные права и которые подлежат охране авторского права.
Выводы
Бухгалтерский баланс представляет собой собрание финансовой информации о компании, представленной в цифровом выражении. Для его полноценной расшифровки можно использовать справочные материалы, а кодирование применяется для автоматизированной обработки сведений из документа в органах статистики.
Бухгалтерский баланс имеет четкую структуру, утвержденную приказом Министерства финансов. В 2021 году следует использовать бланк, утвержденный приказом №61н от 19 апреля 2019 года.