Что главное в буддизме
Буддизм: кратко и понятно
С татья о буддизме — философском учении, которое часто принимают за религию. Вероятно, это не случайно. Прочитав небольшую статью о буддизме, вы сами решите, насколько буддизм можно отнести к религиозному учению, или, скорее, он является философской концепцией.
Буддизм: кратко о религии
Прежде всего, давайте с самого начала обозначим, что, хотя для большинства людей буддизм — это религия, в том числе и для его последователей, однако, на самом деле буддизм никогда не был религией и быть ей не должен. Почему? Потому что один из первых просветлённых, Будда Шакьямуни, несмотря на то, что сам Брахма вменил ему в обязанности передавать учение другим (о чём буддисты предпочитают умалчивать по очевидным причинам), никогда не хотел делать из факта своего просветления культ и тем более культ поклонения, который всё-таки впоследствии привёл к тому, что буддизм всё больше и больше стали понимать как одну из религий, и тем не менее буддизм таковой не является.
Буддизм — это в первую очередь философское учение, цель которого — направить человека на поиск истины, выхода из сансары, осознание и видение вещей такими, какими они являются (это один из ключевых аспектов буддизма). Также в буддизме нет понятия бога, т. е. это атеизм, но в смысле «не-теизма», поэтому если и относить буддизм к религиям, то это нетеистическая религия, так же, как и джайнизм.
Ещё одно понятие, которое свидетельствует в пользу буддизма как философской школы, — это отсутствие каких-либо попыток «связать» человека и Абсолют, в то время как само понятие религии (‘связывание’) и есть попытка «связать» человека с Богом.
В качестве контраргументов защитники концепции буддизма как религии представляют то, что в современных обществах исповедующие буддизм люди поклоняются Будде и делают подношения, а также читают молитвы и т. д. На это можно сказать, что тенденции, которым следует большинство, никоим образом не отражают сути буддизма, но лишь показывают, насколько современный буддизм и его понимание отклонились от изначальной концепции буддизма.
Таким образом, уяснив для себя, что буддизм не является религией, мы можем наконец приступить к описанию главных идей и концепций, на которых базируется эта школа философской мысли.
Коротко о буддизме
Если говорить о буддизме кратко и понятно, то его можно было бы охарактеризовать двумя словами — «оглушительная тишина», потому что понятие шуньяты, или пустоты, является основополагающим для всех школ и ответвлений буддизма.
Нам известно то, что, во-первых, за всё время существования буддизма как философской школы сформировалось множество его ветвей, самыми крупными из которых считаются буддизм «большой колесницы» (Махаяна) и «малой колесницы» (Хинаяна), а также буддизм «алмазного пути» (Ваджраяна). Также большое значение приобрёл дзен-буддизм и учение адвайты. Тибетский буддизм гораздо больше отличается от основных ветвей, чем другие школы, и некоторые считают именно его единственно верным путём.
Однако в наше время довольно сложно сказать, какая из множества школ действительно наиболее приближена к изначальному учению Будды о дхарме, потому что, к примеру, в современной Корее появились ещё более новые подходы к трактовке буддизма, и, разумеется, каждый из них претендует на право истинности.
Школы Махаяны и Хинаяны опираются главным образом на Палийский канон, а в Махаяне к ним добавляют ещё и Махаянские сутры. Но мы должны всегда помнить о том, что сам Будда Шакьямуни ничего не записывал и передавал свои знания исключительно устным путём, а иногда и просто через «благородное молчание». Лишь гораздо позже ученики Будды стали записывать эти знания, таким образом они дошли до нас в виде канона на языке пали и махаянских сутр.
Во-вторых, из-за патологической тяги человека к поклонению были возведены храмы, школы, центры по изучению буддизма и т. д., что естественным образом лишает буддизм его первозданной чистоты, и с каждым разом нововведения и новообразования снова и снова отдаляют нас от основополагающих концепций. Людям, очевидно, гораздо больше по душе концепция не отсечения ненужного с целью видения «того, что есть», а, наоборот, наделения того, что уже есть, новыми качествами, приукрашиванием, что лишь уводит от изначальной истинности к новым трактовкам, неоправданным увлечениям ритуальностью и, как следствие, к забвению истоков под грузом внешнего декора.
Эта участь не только одного буддизма, а, скорее, общая тенденция, которая свойственна людям: вместо того, чтобы понять простоту, мы отягощаем её всё новыми и новыми умозаключениями, в то время как нужно было делать обратное и избавляться от них. Об этом и говорил Будда, об этом и его учение, и конечная цель буддизма как раз в том и состоит, чтобы человек осознал себя, своё Я, пустоту и недуальность сущего, чтобы в конце концов понять, что даже «Я» в действительности не существует, а оно есть не что иное, как конструкция разума.
В этом и состоит суть понятия шуньяты (пустоты). Для того чтобы человеку было проще осознать «оглушительную простоту» буддистского учения, Будда Шакьямуни учил о том, как правильно выполнять медитацию. Обычный ум получает доступ к знаниям через процесс логического дискурса, точнее, он рассуждает и делает выводы, таким образом приходя к новым знаниям. Но насколько они новы, можно понять из самих предпосылок их появления. Такое знание никогда не может быть действительно новым, если человек пришёл к нему логическим путём из пункта А в пункт Б. Видно, что он использовал отправные и проходящие точки для того, чтобы прийти к «новому» выводу.
Обычное мышление не видит в этом препятствий, в целом, это общепринятый метод получения знаний. Однако не единственный, не самый верный и далеко не самый эффективный. Откровения, посредством которых были получены знания Вед, — это другой и принципиально отличный способ доступа к знаниям, когда сами знания открывают себя человеку.
Особенности буддизма кратко: медитация и 4 вида пустоты
Мы провели параллель между двумя противоположными способами доступа к знаниям не случайно, т. к. медитация — это и есть тот метод, который позволяет со временем получать знания непосредственным образом в виде откровений, прямого видения и знания, что принципиально не возможно сделать, пользуясь так называемыми научными методами.
Конечно, Будда не дал бы медитацию для того, чтобы человек научился расслабляться. Расслабление — это одно из условий для входа в состояние медитации, поэтому говорить о том, что сама медитация содействует расслаблению, было бы ошибочно, но именно так часто представляют медитационный процесс людям несведущим, новичкам, отчего складывается неверное первое впечатление, с которым люди и продолжают жить.
Медитация — это тот ключ, который раскрывает перед человеком величие пустоты, той самой шуньяты, о которой мы говорили выше. Медитация — это центральная составляющая учения буддизма, потому что только через неё мы можем познать пустоту. Опять же, речь идёт о философских концепциях, а не о физико-пространственных характеристиках.
Медитация в широком смысле слова, в том числе медитация-размышление, также приносит свои плоды, потому что человек уже в процессе медитационного размышления понимает, что жизнь и всё сущее обусловлено, — это и есть первая пустота, санскрита шуньята — пустота обусловленного, что означает, что в обусловленном отсутствуют качества необусловленного: счастье, постоянство (вне зависимости от продолжительности) и истинность.
Вторая пустота, асанскрита шуньята, или пустота необусловленного, также может стать понятной благодаря медитации-размышлению. Пустота необусловленного свободна от всего обусловленного. Благодаря асанскрите шуньяте, нам становится доступно видение — видение вещей такими, какие они есть на самом деле. Они перестают быть вещами, и мы наблюдаем лишь их дхармы (в этом значении дхарма понимается как некий поток, не в общепринятом смысле слова «дхарма»). Однако и здесь путь не заканчивается, потому что Махаяна считает, что и сами дхармы есть некая вещественность, поэтому и в них нужно найти пустоту.
Отсюда мы приходим к третьему виду пустоты — Махашуньяте. В ней, а также в следующем виде пустоты шуньяте шуньяты, кроется отличие буддизма традиции Махаяны от Хинаяны. В двух предыдущих видах пустоты мы всё ещё признаем двойственность всего сущего, дуальность (это то, на чём основана наша цивилизация, противоборство двух начал — плохого и хорошего, злого и доброго, малого и великого и т. д.). Но в этом и коренится заблуждение, т. к. нужно освободиться и от принятия различий между обусловленностью и необусловленностью бытия, и даже больше — нужно прийти к тому, чтобы понять, что пустота и непустота — лишь ещё одно порождение ума.
Это умозрительные концепции. Конечно, они помогают нам лучше разобраться в концепции буддизма, но, чем дольше мы цепляемся за дуальную природу сущего, тем дальше мы находимся от истины. В этом случае под истиной, опять же, понимается не некая идея, потому что и она была бы вещественной и принадлежала бы, как и любая другая идея, миру обусловленного, а следовательно, не могла бы быть истинной. Под истиной следует понимать ту самую пустоту махашуньяты, которая приближает нас к истинному видению. Видение не судит, не разделяет, поэтому его и называют видением, в этом его принципиальное отличие и преимущество перед мышлением, потому что видение даёт возможность увидеть то, что есть.
Но и сама махашуньята — это ещё одна концепция, а следовательно, не может быть полнейшей пустотой, поэтому четвёртой пустотой, или шуньятой, называется свобода от каких бы то ни было концепций. Свобода от размышлений, но чистое видение. Свобода от самих теорий. Только свободный от теорий ум способен увидеть истину, пустоту пустоты, великую тишину.
В этом величие буддизма как философии и его недосягаемость по сравнению с другими концепциями. Буддизм велик тем, что он ничего не пытается доказать или в чём-то убедить. В нём нет авторитетов. Если же вам скажут, что есть, — не верьте. Бодхисаттвы приходят не для того, чтобы вам что-то навязать. Всегда помните изречение Будды о том, что если вы встретите Будду, убейте Будду. Нужно открыться пустоте, услышать тишину — в этом правда буддизма. Его апелляция — исключительно к личному опыту, открытию для себя видения сути вещей, а впоследствии и их пустоты: в этом заключена кратко концепция буддизма.
Мудрость буддизма и учение о «Четырех благородных истинах»
Здесь мы сознательно не стали упоминать о «Четырёх благородных истинах», которые повествуют о дуккхе, страдании, — одном из краеугольных камней учения Будды. Если вы научитесь наблюдать за собой и за миром, вы и сами придёте к этому выводу, а также к тому, каким образом можно избавиться от страдания, — тем же самым, каким вы его обнаружили: нужно продолжать наблюдать, видеть вещи без «соскальзывания» в суждение. Только тогда их можно увидеть такими, какие они есть. Невероятная по своей простоте философская концепция буддизма между тем доступна своей практической применимостью в жизни. Она не выдвигает условий и не раздаёт обещаний.
Учение о колесе сансары и реинкарнациях также не является сутью этой философии. Объяснение процесса перерождения — это, пожалуй, как раз то, что делает её применимой для использования в качестве религии. Этим она объясняет, почему человек появляется в нашем мире раз за разом, также это действует в качестве примирения человека с действительностью, с той жизнью и воплощением, которое он проживает в этот момент. Но это лишь объяснение, уже данное нам.
Жемчужина мудрости в философии буддизма заключена именно в способности и возможности человека увидеть то, что есть, и проникнуть за завесу тайны, в пустоту, без какого бы то ни было вмешательства со стороны, при отсутствии посредника. Это именно то, что делает буддизм гораздо более религиозным философским учением, чем все другие теистические религии, т. к. буддизм предоставляет человеку возможность найти то, что есть, а не то, что нужно или кто-то предписал искать. В нём нет цели, а следовательно, он даёт шанс для настоящего поиска или, правильнее сказать, для видения, открытия, потому что, как бы парадоксально это ни звучало, но нельзя найти того, к чему стремишься, что ищешь, чего ожидаешь, т. к. искомое становится всего лишь целью, а она запланирована. По-настоящему найти можно лишь то, чего не ждёшь и не ищешь, — только тогда это и становится настоящим открытием.
Буддизм: основные идеи и принципы
Основные идеи буддизма: Pixabay
Из трех мировых религий буддизм — самое древнее вероучение: ему более 2,5 тысяч лет. Его принципы и воззрения органично воспринимаются новыми поколениями. Идеи буддизма присутствуют во многих современных системах самосовершенствования, далеких от религии. Кратко рассмотрим, в чем притягательность ценностей этого учения.
Главное о буддизме
Несколько веков учение Будды существовало в устных преданиях. Только в I веке до н. э. его впервые записали на пальмовых листьях. С тех пор приверженцы этой религиозной системы создали множество трудов, которые стали основой этики буддизма.
Что такое буддизм?
Буддизм в целом рассматривается как религиозно–философское учение, его определяют как:
Будда утверждал, что каждый человек своими усилиями может стать просветленным и частью божественной сущности. Поэтому последователи не наделяли своего учителя сверхъестественными чертами, не обожествляли. В самом учении отрицается существование Бога-творца и вечной души. В этом существенное отличие буддизма от возникших позже христианства и ислама.
Известный ученый-религиовед, буддолог Евгений Торчинов объясняет, что буддизм стал мировой религией, потому что переступил границы и распространился среди сотен миллионов жителей планеты, его духом пронизана вся культура Востока.
Медитация — путь к просветлению разума: Pxhere
Суть и философия буддизма
Будда утверждал, что понимание жизни пришло к нему не как божественное откровение, а стало результатом размышлений. Его интересовало, почему жизнь людей так тяжела и есть ли возможность избавления от этого.
В чем заключается философия буддизма? Будда сформулировал 4 постулата учения:
Другое название пути — срединный, то есть равноудаленный как от аскетизма, так и от удовольствий.
Авторитетный учитель буддизма, знаток традиций Кьябгон Тралег в книге «Сущность буддизма» считает ошибочным утверждение о том, что учение стремится искоренить желания. Речь в буддизме идет о том, чтобы преодолевать избыточные, чрезмерные их формы.
Направления и школы буддизма, современные формы
Буддизм распространился в Юго-Восточной и Средней Азии, на Дальнем Востоке, в Японии и Тибете. Везде сохранялась основополагающая вера в «три драгоценности» — Будду, его учение и монашескую общину.
Основные идеи буддизма: Pixabay
В результате распространения вероучения еще в древности возникли его разновидности. Какие есть направления буддизма? Главные из них:
В современном буддизме направление тхеравада сохраняет «учение старейшин» раннего периода. В тибетской и дальневосточной школах преобладают идеи махаяны.
В США и Западной Европе в начале ХХ века учение распространилось в виде дзен-буддизма. Современный исследователь Н. Кузнецова отмечает, что его сторонники — это преимущественно интеллектуалы. Для них приоритетным стало достижение контроля разума над телом, медитация и йога. Наблюдается своеобразная американизация буддизма — создаются дзен-центры, коммуны молодежи и студентов.
Основные принципы и уроки буддизма
За века и тысячелетия существования религиозно-философского учения в его рамках сформировались основы морали и нравственности. Они составляют общечеловеческие ценности, не утратившие актуальности и для современного человека.
Правила буддизма
В основу этики буддизма положены 5 обетов (правил), общих для всех направлений учения:
Таким образом, этика буддизма основывается на принципах умеренности и благожелательности к миру (нельзя наносить вред никому и ничему). В ней приветствуется развитие чистых и благородных качеств, которые очищают разум и ведут к просветлению.
Направления буддизма: Pixabay
Чему учит буддизм?
Учение Будды основано не на вере, а на многогранном опыте. Оно совершенствовалось многими последователями, создавшими тысячи трудов. В результате сложилась этика буддизма, которой руководствуются миллионы людей на планете в повседневной жизни.
Есть некоторые правила, которые имеют практическое значение не только для приверженцев этого учения:
Человеку свойственно стремление к лучшему, он ищет пути развития и совершенствования. Философия буддизма дала многое современным системам саморазвития. Она предлагает понятные принципы и правила, которые изменяют жизнь человека и его взаимоотношение с миром в лучшую сторону.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Почему буддизм – самая мирная религия?
Буддизм наравне с исламом и христианством считается мировой религией. Это означает, что ее не определяют по этническому признаку ее последователей. Исповедовать ее можно любому человеку независимо от его расы, национальности и места проживания. В статье мы рассмотрим кратко основные идеи буддизма.
Краткое изложение идей и философии буддизма
Кратко об истории возникновения буддизма
Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис.
Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения. Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми. Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.
Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.
Краткая история возникновения буддизма
Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос.
После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.
Основные понятия и идеи буддизма
Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей. Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.
Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма
Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.
В буддизме выделяют три драгоценности
Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:
Кратко о философии буддизма
Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – это философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.
В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.
В буддизме есть основные истины, открытые Буддой
Восьмеричный путь спасения предполагает:
Первые две ступени называются праджня и предполагают этап достижения мудрости. Три последующие – регулирование нравственности и правильного поведения (шила). Оставшиеся три ступени олицетворяют дисциплину ума (самадха).
Направления буддизма
Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место.
Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения.
После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н.э.
Можно выделить три основные философские школы буддизма, сформировавшиеся в разные периоды существования учения:
Итак, философия буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.
Представление о Боге в буддизме
Что такое Джайнизм? Философия и краткое описание религии
О природе сострадания и его месте в Учении Будды
Принятие прибежища в Трёх Драгоценностях
Индуизм – разбираемся в истории, основных принципах и течениях религии
Топ 9 самых влиятельных религий на территории Индии
Комментарии 50
1. В статье: “Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь”.
Немного подкорректирую текст статьи, и да простит меня автор…
2. Далее по тексту: “Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни”.
Более верным было бы сказать: “Срединный путь” – это путь отказа, как от жизни в роскоши и мирских удовольствиях, так и от суровой аскезы, которую практиковали отшельники того времени. На самом деле жизнь в лесу, которую вёл Будда и его ученики, и есть “отказ от всяческих благ человечества” – простая и скромная жизнь, означающая полное отречение от мирских благ.
3.”Восьмеричный путь спасения предполагает:” …
(седьмая часть пути) “правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий”
4. “правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения”.
Восьмая составляющая восьмеричного благородного пути “правильная сосредоточенность” – это не всякая сосредоточенность, а именно концентрация на определённом предмете с тем, чтобы возникло состояние погружения – “самадхи”. Именно оно и будет “правильной состредоточенностью”.
5. “Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая”.
Это не совсем верно сказано, поскольку в суттах Палийского канона говорится о существовании многочисленных адов разных уровней, а также и многочисленных “раев” разных уровней, где обитают божества, некоторые из которых, кстати, достигли святости и помогают достойным людям. Пантеона святых в те времена действительно не было, поскольку собственную “святость” никто не афишировал.
Таня, большое спасибо за такой развернутый и познавательный комментарий к нашей несовершенной статье. Конечно мы не могли вместить в нее даже самые основные идеи буддизма, не говоря о том, что многие факты спорны и уже не подлежит проверке. А ваши слова раскрывают вас как человека, глубоко понимающего суть этой темы. Если вам интересно стать автором рубрики про будддизм, мы с удовольствием отведем вам колонку, естественно, с указанием вашего авторства.
Моё уважение и благодарность вам за то, что разместили статью о буддизме! Спасибо за то, что не удалили мой комментарий. Готова всячески помогать вам и без указания моего авторства.
Видите ли, всё это, как и Веды, создали русские люди, и читается правильно, всё только по русски….
“Достичь Просвещения”? А что есть Просвещение?- Вот в этом вопросе (по моему разумению) и есть слабость позиции Буддизма. Вполне возможно,что
понятие Просвещение Буддисты принимают ситуацию,когда с ново просвещённым начинают вести беседы им непонятные энергетические сущности. Это духи,ангелы,боги,сатаны,демоны и прочие. Но это ещё не есть Просвещение. Уровень реального просвещения наступает после больших усилий и труда по изучению знаний по многим направлениям наук.Это религиозные учения,философия, многие науки и опыт жизни. Вот тогда и наступает состояние просвещения.
Хочу особо отметить, что каждому человеку можно и нужно поклоняться и исповедовать все религиозные учения. Эти учения от Бога, гармонично добавляют и усиливают понимание и важность религии в жизни человека.
Александр, спасибо за Ваш комментарий, но в статье идёт речь о “Просветлении”, а не о “просвещении”, как Вы пишете. Хотя, насчет усилий для достижения чего-либо ценного, Вы абсолютно правы)
Статья и комментарии заслуживают всяческой похвалы.Автор статьи изложил доступным языком для людей, которые мало понимают или вообще первый раз задались вопросом о буддизме,а Таня все же явно погрузилась в детали. Спасибо всем за повествование.
Сергей, спасибо за лестный отзыв. А Татьяна, всё-же, очень хорошо разбирается в теме, чтобы не заметить мелких недочетов в статье.
какие цари смерти? какие ещё боги? разве есть кто то кроме Меня?
а не могли бы вы сказать, где почитать о правильной аскезе в буддизме? и что еще об этом говорил Будда (первый или другие)? спасибо!
Lun Brite, о самом аскетизме Будда говорил – как сказано в Палийском каноне – что аскетизм не ведёт к просветлению, а ведёт (если его выбрать как метод) в последующем воплощении к рождению в одном из уровней ада. Будда исследовал путь аскезы и нашёл его непригодным, бесполезным и не приносящим благо, приносящим вред, о чём прямо сказал своим ученикам. Так сказано в суттах Палийского канона, и это не моё личное мнение, я руководствовалась текстами. Например в МН 45 Куладхаммасамадана сутта («Короткое поучение о типах духовных практик») говорится о четырех типах духовных практик. в частности о практике аскезы: “Так, разными способами он привержен к практике аскетизма и умерщвления плоти. С разрушением тела, после смерти, он попадает в худший мир, в мир лишений, или в мир голодных духов, или в ад”. Есть и другие сутты в подтверждение моих слов. Будду умом не понять, как Вы сказали, но всё же есть его учение, которое понять можно. А Вам, друг, советую читать тексты Палийского канона, чтобы Ваше мнение не было излишне субъективным.
Таня, приятно читать, когда пишет человек с серьезным подходом. Балаболить могу все, а вот разобраться в сути, не многие. Некоторые даже не пытаются.
Я прочитал все это и у меня возникло много сомнений о правильности теорий буддизма.
Алекс, согласна с Вами, спасибо за комментарий. Я полагала, что одинока в своём видении мира и отношении к религиям. Даже уже стала думать, что заблуждаюсь, не веря в бога и решила узнать о буддизме, пытаясь найти в нём те же истины, которым доверяю я. Ошиблась, там тоже всё не то. Нужно верить не идолам, а в самого себя и тогда нет никаких зависимостей – сюда не ходи и это не делай. Моё мнение, что все религии – это глобальные секты, в которые вступили очень и очень многие люди. Даже провожу аналогию с сетевым маркетингом – уговори двух своих друзей покреститься и тебе там на небесах воздастся после смерти, будешь там почитаем и уважаем. Это не что иное, как алчность, люди пытаются купить себе комфорт в загробном мире. Люди настолько боятся смерти и самой жизни, совершают ошибки, что ищут во всём оправдание высших сил. И пусть меня закидают тухлыми помидорами все супер-верующие, пытаясь доказать, что есть бог, карма и прочее и лишний раз докажут, что они хотят подписать меня и привести в секту. Это лишь доказательство того, о чём написано выше. Никому ничего не доказываю и не склоняю других поверить в то, во что верю сама в отличие от окружающих, которые хотят подписать на христианство. Просто знайте, что есть люди, которые не верят в религии. Можно сказать, что это тоже религия – отказ от всяческих религий. Приятно осознавать, что есть люди с тобой схожие, таких меньшинство.
Если Бог умер, то это не Бог: Бог не может умереть, у Него не может быть могилы, и наше подсознание об этой истине знает. Умереть может только человек и у него есть могила. Бог есть Любовь и только любовь к Богу и единение с Ним наполняет наше сердце любовью. И аскетизм, и нравственные поступки – это все способствует росту любви в душе человека. Поэтому человек должен жить осознанно и знать, когда погружаться в мирские дела и удовольствия, а когда от них воздерживаться, соблюдать посты.
Елена, абсолютно с Вами согласна. Не выношу религиозных фанатиков, следующих определенному набору догм, слепо верящих в невидимого бога, зашоренных и костных в своих убеждениях. Особенно тех, кто безапелляционно навязывает свои убеждения окружающим и считающих всех, кто иного мнения, еретиками, которых не жаль и на костре сжечь. Религиозный фанатизм – это лишь прикрытие собственных комплексов, слабости, трусости, глупости в конце концов. В средние века религия была средством поддержания порядка, попыткой удержания под контролем необразованных и примитивных людей. Сейчас 21 век, а многие по-прежнему живут взятыми с потолка заповедями. Это ужасно, какая деградация общества! Почему наука не стоит на месте, а такое замшелое понятие, как религия, до сих пор не искоренено? Видимо, увы, потому, что большинство не хотят свободно мыслить и развиваться; им удобно жить в своем “религиозном мирке”, в который они прячутся от действительности; из-за нежелания признавать необходимость здравого смысла в восприятии жизни, боязни перемен.
Алекс! Походу твоя религия это – истина в последней инстанции.
По твоим четырём пунктам:
1. “Заявляет, что все, что создано-исчезает… Это и вовсе не так! ” Ты так сказал, будто у тебя есть неопровержимые доказательства обратного.
2. О карме – поступай с другими так, как ты хочешь чтоб другие поступали с тобой. И этим всё сказано.
3. Душа или дух – это энергия, информация, которая от перерождения к перерождению наделяет нас сознанием, разумом..
4. “все религии и верования созданы силами тьмы” Серьёзно. Докажи!
Если все религии – дубинка управления сущностями, которых с большим трудом можно называть людьми. И если к примеру твои родители верующие люди, то получается что и их ты затрудняешься назвать людьми, да?!
Я никого не хотел обидеть или в чём-то обвинить. Просто уважайте мнения других, чтоб и другие тоже вас стали уважать. И творите больше добрых дел.
Алекс! У Вас возникли сомнения потому, что вы не потрудились как следует изучить вопрос. Прочитав, не двести статей, а одну лишь статью, не составите верное мнение. Не разобравшись в теме, не зная предмета, сразу же делать поспешный вывод… Ну-ну! Вы пишете: “Заявляет, что все, что создано-исчезает… Это и вовсе не так! Ничто не создается и ничто не исчезает-а все трансформируется из одной материи в другую, это-истина в последней инстанции”.
Но истина именно такова: всё, что сотворено, всё, что состоит из частей – подвержено разрушению и распаду: будь то глиняный горшок или Ваше тело – это всё подвержено разрушению. Глиняный горшок перестанет быть таковым, перестанет быть “глиняным горшком”, распадётся на элементы и уже не будет тем, чем был. Поэтому и сказано о том, что всё, что сотворено, подвержено разрушению. Так же и тело конкретного человека разрушится, не будет больше того, что называется “это тело”. Оно распадётся на элементы. Будут атомы, электроны, но тела не будет. И атомы, на которые распадётся “это” тело станут принадлежностью другого тела, но это будет уже не “это тело”. В свою очередь, конкретные атомы, из которых состоит конкретное тело (на момент его распада) также однажды перестанут существовать. Более того, эта конкретная вселенная также однажды перестанет существовать. Появится новая, но именно ЭТА никогда уже не будет существовать. Вот о чём речь. Что тут ещё объяснять?
..Алекс! Согласна с вами полностью! Еще эти сущности, любят нагадить, и бегут сразу к батюшке челом бить и креститься до отпущения грехов!
Вы все правы. Всем вам хорошо.
Сам Будда заявлял что его учение – результат его личного практического опыта. Поэтому буддизм не дает глубоких знаний и не ведет к Освобождению – ЛИШЬ ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ СТРАДАНИЙ. Но познать и понять ВЕДУ ленивому обывателю весьма сложно! В основе буддистского мировоззрения мир, где все взаимосвязано и все меняется, так невозможно существовать ПОТОМУ ЧТО НЕТ ВЕЧНЫХ ЗАКОНОВ и наступил бы хаос. ПРАВИЛЬНЫЙ АСКЕТИЗМ основа освобождения – ибо это качество богов но он безполезен без истинного знания это лишь метод а не цель
НИРВАНА буквально – НИ ОДИН потеря личности АТМА и растворение в пустоте = ШУНЬЯТА потому буддизм ловушка души для глупцов
КТО НЕ НАЙДЕТ БОГА В СЕБЕ ТОТ НЕ НАЙДЕТ ЗА ПРЕДЕЛАМИ СЕБЯ
Большое спасибо за статью! В ней вполне доступно объясняется, что такое Буддизм. Для людей, которые просто интересуются религиями – этого достаточно! Спасибо огромное! Успехов!
Сколько людей, столько и мнений. И каждый прав – для себя. У каждого свои боги и своя вера. Зачем придумывать одну веру и одну религию? Только загонять человека в чужие рамки. Будда мог думать одно, а его могли понять по-другому. Никто уже не сможет подтвердить, так ли все было. Легенды перевираются с веками очень жестоко. Но вот что можно сказать о буддизме как о собрании мыслей последователей этого течения: своя мудрость в нём есть. И её даже больше, чем во многих других учениях. Стоит только отделить зерна от плевел, здравые мысли от некоторых перегибов вроде жесткого аскетизма. Намеренное причинение себе страданий не ведет к просветлению, а ведет к борьбе за жизнь и волю. Я считаю, что человеку полезно себя радовать, не важно чем – походом в кино или хорошей едой. Главное, не делать это постоянно и воспринимать как подарок самому себе, как праздник. Главные противники жизни – это пресыщенность, скука и нужда. Путь посередине – самый лучший. Когда ты не нуждаешься, но и не пресыщен, то есть время размышлять о высоком и духовном. И еще – пускай меня заплюют религиозные люди – но перестаньте обманываться. Нет бога. Вот нет и все. Есть невероятные стечения обстоятельств, совпадения, которые иногда да случаются. Может статься, что и человек получился случайно. Смиритесь с этим. Некому разгребать ваше д*ерьмо, некому решать ваши проблемы и “отпускать грехи”, как и некому наказывать. Ваш мир – это вы сами. Вы сами своя награда и свое наказание. Так что про карму – это правда. Ну а вот прибавление и убавление очков к карме – это уже дурость и влияние капитализма :/ Нельзя измерить вину и доброту в каких-то там очках… Уф, сложно и много, простите, просто писала, как мысль шла)))
Ирина, Ваше мнение тоже имеет право на жизнь. Спасибо за него.