Что главное подчеркивает толстой в жизни поместного дворянства
Поместное дворянство в романе «Война и мир» (Ростовы, Болконские)
Поместное дворянство представлено в романе простыми дворянскими семьями, живущими в тесном единении с природой, сохранившими родственные и дружеские связи, берегущими традиции предков. Такова семья Ростовых. Автор выражает свою симпатию по отношению к ним, потому что их быт очень приближен к народной жизни. Не случайно они отмечают праздники вместе с крепостными крестьянами. Писатель любуется их хлебосольством, гостеприимством, верностью традициям. Он ярко изображает святочные гадания, сцены охоты, катания на тройках, обеды, танцы, подчеркивает и любовь Ростовых к музыке. Для Толстого очень привлекателен глава семьи – граф Илья Андреевич Ростов. Это мягкий, добродушный, приветливый человек. И не беда, что граф лишен деловой хватки, расточителен, беспечен, имеет несколько ограниченное мировоззрение. Зато он добр, эмоционален, гостеприимен, патриотически настроен (это он устраивает обед в честь Багратиона и отдает подводы раненым), растит прекрасных детей. Среди них особенно выделяются Наташа, Петя и Николай, примечательный своей правдивостью, жизнелюбием, нравственной чистотой, скромностью, отсутствием барского высокомерия и карьеризма. Иногда он проявляет жестокость помещика, беспечно проматывает в карты большое количество денег (сын своего расточительного отца), но при это никогда не совершит аморального поступка, дорожит своей честью, становится верным мужем.
Столь же привлекательны для Толстого Болконские. Прежде всего, это старый князь, хранящий нравы екатерининского времени. Он деспотичный, резкий, мучащий свою дочь, строгий, но при этом самобытный мыслитель, поборник строгого порядка и труда, подлинный патриот своей Родины. Многое унаследовала от отца и его дочь Марья – сосредоточенная, склонная размышлять, твердая в своих решениях, но при этом чувствующая робость и произвол судьбы. Сердечность, благородство, глубина переживаний, стремление к земному счастью – это черты, которые сближают ее с Наташей Ростовой, хотя эти характеры во многом противоположны и неповторимы. Красоту внутреннего мира Марьи сумел оценить граф Ростов, соединивший с ней свою судьбу. Писатель одаривает героиню семейным счастьем, которое она заслужила благодаря своей нелегкой, самоотверженной жизни.
Урок литературы в 10-м классе по теме «Жизнь сердца» героев романа «Война и мир»»
Разделы: Литература
Цель: раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев.
Задачи:
Виды работы с учащимися:
Оснащение урока: экран, компьютер, проектор, презентации, фрагменты фильма, тексты романа, портрет писателя.
Ход урока
I. Оргмомент
(проверка готовности к уроку).
II. Слово учителя.
Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя…
Эти слова мы можем соотнести с героями романа «Война и мир», с лучшими из них. Чистота их нравственного облика проявляется во всём: и в семейной жизни, и в быту.
Вспомним тему предыдущего урока: «Быт поместного дворянства». Сейчас на этапе реализации домашнего задания мы послушаем выступление группы. А вы, ребята, выпишите в тетради наиболее характерные черты семьи Ростовых.
III. Реализация домашнего задания.
Беседа (выступление по группам).
А) Расскажите, какие стороны жизни Ростовых изображает Толстой в IV ч. II т? Что главное подчёркивает Толстой в жизни поместного дворянства?
— А что же означает это великое слово «любовь»?
Для этого внимательно посмотрите на экран.
Это толкование мы встречаем в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова.
А данное видим в «Толковом словаре» В.И. Даля.
Давайте же проследим за развитием великого чувства у наших героев.
Учащиеся перечисляют сцены охоты, святочных развлечений, поездку к дядюшке, сцены его пения и танца Наташи, домашний уклад жизни Ростовых. В их семье по-прежнему радушие, сердечность, чуткость, естественность, гостеприимство, чистота нравственного облика. Во всех сценах Толстой подчеркивает близость поместного дворянства к природе и простому народу. Именно это позволяет Толстому видеть в Ростовых положительных героев.
Сцена охоты отражает тему «человек и природа», интересно автор показывает сходство в поведении людей и животных («ловчий Данила скачет к засеке также, как Карай (собака) – наперерез зверю, выбрав единственное верное направление).
Б) Другая тема, разрешение которой включено во II т. – это изображение любви героев.
Не только главные герои: Андрей, Пьер, Наташа – переживают в это время чувство любви, но и второстепенные персонажи: Долохов, Денисов, Николай Ростов, Соня, Берг, Б.Друбецкой и др. Без любви нет жизни.
— Есть ли «сердце» (в понимании Толстого) у Элен?
— Берг и Вера Ростова. Любит ли Берг Веру?
— Расскажите, что руководило отношениями Б. Друбецкого к Жюли Курагиной.
Примыкает к такому повороту темы любви в романе и история женитьбы Б. Друбецкого, на примере которого автор еще раз подчеркивает фальшь и корысть в отношениях людей света. Толстой показывает, чем руководствуются люди высшего общества, заключая браки (нижегородские леса, пензенские имения, а не любовь).
— В чем заключается прелесть страниц, посвященных началу любви Наташи Ростовой и князя Андрея?
— Как Толстой описывает возникновение и развитие этой любви?
Сцена бала. Чувствуем тончайшие переживания Наташи. Когда князь Андрей пригласил Наташу, ее улыбка как будто сказала ему: «Давно я ждала тебя».
Полон поэзии приезд князя Андрея в дом Ростовых после бала, то, как он слушает поющую Наташу и отвечает на вопрос, нравится ли ему ее пение. «Ему и в голову не приходило, чтобы он был влюблен в Ростову», но «вся жизнь его представлялась ему в новом свете».
Бережно-нежное выражение лица князя Андрея и яркий свет внутреннего огня у Наташи на вечере у Бергов – новая ступенька этой любви. Их объяснение, разговоры, отъезд князя Андрея – все это запоминается. Автор следит за всеми оттенками мыслей и чувств своих героев.
Велика сила раскаяния самой Наташи, тяжелы нравственные последствия ее измены для нее и других, велико горе, которое она причинила князю Андрею, но увлечение Наташи Анатолем идет не от испорченности ее натуры, а от молодости, переполненности жизнью и неопытности. Для нее это не привычная линия поведения, как для Элен, а ошибка, которую она скоро поймет, но не скоро себе простит.
— Какое место в жизни героев занимает любовь?
Вывод по теме: любовь занимает в жизни героев одно из важных мест, помогая лучшим из них понять и полюбить жизнь, найти свое место в ней. Настоящее чувство лишь то, которое свободно от расчетов, глубоко и искренне.
— Почему рушится «мир»? (т.II)
— Почему не находят своего счастья Андрей, Пьер, Наташа?
Во-первых, мир разрушает война, она не дает возможности спокойно и светло жить. Во-вторых, автор приводит героев к внутреннему кризису потому, что ни у одного из них пока еще нет единства с народом, у каждого свои и для себя цели. Никто из них пока не нашел сопряженности с общей жизнью народа. В поисках своего подлинного места в жизни и подлинного счастья герои пройдут Отечественную войну, многое переживут, поймут.
Слово учителя:
В руках у меня газета «Первое сентября» №3 от 14 февраля 2009г. В разделе «Идеи. Судьбы. Времена» читаю статью Д. Шеварова «Мы не имеем права беречь себя…» В ней написано: «Д.С. Лихачев однажды заметил, что ни один из типов, созданных Толстым, не исчезает не только из русской литературы, но и из русской жизни. Они появляются в каждом поколении». Автор вспомнил об этом, когда читал переписку князя Александра Щербатова со своей невестой княжной Софьей Васильчиковой. Ему казалось, что он читает письма Андрея Болконского и Наташи Ростовой.
Любовь, горькие испытания, разлука – все как в «Войне и мире». (Только у Льва Николаевича Толстого война с французами, а тут – с японцами, 1904-1905 годы). И все те же героические и чистые натуры! Щербатов – Болконский во всем, особенно в образе своих мыслей. Соня Васильчикова – Наташа и душой, и характером, и даже обликом.
От нас юных князя и княжну отделяют сто лет. Столько же лет отделяло их от героев Толстого. И вот думается: пройдет еще сто лет, и вашим потомкам будет явлена из небытия переписка кого-то из тех, кто, может быть, живет сейчас где-то рядом с вами. И люди узнают в них вечных Андрея и Наташу.
III. Некоторые наши ученики заранее получили задание написать небольшое сочинение на тему:
«Какой я вижу свою идеальную семью и какое место в ней занимает любовь?» Послушайте их.
IV. Подведение итогов (выставление оценок).
V. Домашнее задание:
Написать небольшие творческие работы (сочинения) по следующим темам (на выбор):
Презентация «Быт поместного дворянства в романе «Война и мир»»
Быт поместного дворянства в романе-
эпопее Л.Н. Толстого
«Война и мир»
Подловилина Светлана Валерьевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 44 г.Сургута ХМАО-Югры
В романе «Война и мир», где изображаются громкие события истории и много философских рассуждений, присутствуют сцены, казалось бы, не связанные с основным замыслом автора, рисующие охоту, святочные развлечения, поездку к дядюшке, его пение и танец Наташи, домашний уклад жизни Ростовых. Почему Л.Н. Толстой уделяет такое большое внимание этим сценам?
Что подчёркивает в них?
Определяя главную мысль «Войны и мира», Л.Н. Толстой писал, что в этом романе он любил «мысль народную». Народ для писателя— мерило всех нравственных ценностей, носитель истинной человечности; близостью к народной нравственности и народной судьбе определяется отношение Л.Н. Толстого к различным кругам дворянства. Не приемля лицемерие и фальшь высшего света, писатель противопоставляет ему жизнь поместного дворянства, естественного в своих проявлениях, близкого к простому народу, и поэтому большое внимание уделяет сценам, рисующим охоту, святочные развлечения, поездку к дядюшке, его пение и танец Наташи.
Почему же время охоты – особое время? В чем его особенность?
Структура эпизода «Охота».
• Описание утра – ч. 4, гл. 3.
• Разговор Николая Ростова с Данилой.
• Наташа заявляет брату о своем решении ехать на охоту.
• Охота Ростовых в поле – ч. 4, гл.4.
• Старый граф на охоте.
• Встреча с дядюшкой.
• Николай в ожидании зверя– ч.4, гл.5.
• Встреча Николая с соседом Илагиным.
Почему Л.Н. Толстой описывает сцену охоты именно в имении Ростовых?
Способ выражения авторской позиции
• Пейзаж. (Человек и природа).
• Внутренний монолог (молитва Ростова).
• Характеристика героя с помощью художественной детали.
• Поведение героев во время охоты.
• Прямая авторская характеристика героя.
• Художественно-выразительные средства (олицетворение; сравнение; аллегория; ирония и т.д.),позволяющие проникнуть в идейный замысел романа.
• Речевая характеристика героев.
«…у Толстого каждое слово несет предельную смысловую нагрузку. У него простая, могучая, порой внутренняя музыка, расположение слов в фразе, пунктуация, звукопись – все поставлено на службу мысли.» В.П.Катаев
Система образов в эпизоде охоты
• Данило- ловчий, крестьянин Ростовых
• Помещик Илагин- сосед Ростовых
• Дядюшка Михаил Никанорыч
• Старый граф Илья Андреевич Ростов
• Николай Ростов- молодой барин
По Толстому, близость человека к природе очень часто оказывается положительным критерием личности.
Какова роль крепостного Данилы в сцене охоты?
«Несмотря на то, что Данило был невелик ростом, видеть его в комнате производило впечатление подобное тому, как когда видишь лошадь или медведя на полу между мебелью и условиями людской жизни. Данило сам это чувствовал и, как обычно, стоял у самой двери, стараясь говорить тише, не двигаться, чтобы не поломать как-нибудь господских покоев, и стараясь поскорее все высказать и выйти на простор, из-под потолка под небо»
Какие художественные средства использует автор, для того чтобы лучше понять характер Данилы?
Почему же время охоты – особое время? В чем его особенность?
Участников охоты объединяют чувства азарта, возбуждения, волнения, заинтересованности. Все эти эмоции выражает Наташа, восторженно визжащая, когда охотники загоняют зайца: «В то же время Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала всё то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором». В любое другое время такой визг показался бы странным, но во время охоты это было естественно.
Эпизод охоты показывает читателю естественную жизнь человека, без масок и фальши. После охоты молодые Ростовы поехали к дядюшке в его деревню Михайловку. Этот эпизод даёт новые черты к портрету Наташи. Какие?
Близость к народу, понимание русского духа и склада характера.
Как относится Наташа к простому народу, мы начинаем замечать уже тогда, когда на нее сбегается посмотреть вся дворня, при этом вслух высказывая свое мнение о ней. Мы не видим в Наташе недовольства этим или гнева на невоспитанную челядь. Далее, когда все трое Ростовых располагаются в кабинете дядюшки, следует еще одна, казалось бы, незначительная, сцена, очень ярко дополняющая образ Наташи. Какая это сцена?
Сцена, очень ярко дополняющая образ Наташи.
Дядюшка небогат, но в его доме очень уютно, и Наташе нравится все, что она здесь видит, всё, чем угощает её Анисья Федоровна. И звуки балалайки кажутся героине «верхом музыкальной прелести», а когда начинает играть на гитаре дядюшка, восторгу Наташи нет предела: «Прелесть, прелесть, дядюшка! Еще, еще!»
Кульминационным моментом
эпизода является танец Наташи. Как описывает его Л.Н. Толстой?
Пляска Наташи восхищает всех, кто ее видит, потому что героиня естественна и проста, как народ, понимает его дух и склад характера, чувствует свою близость с ним. А это, по мысли писателя, приносит огромное счастье, потому и думает Наташа, уезжая от дядюшки, что никогда уже не будет «так счастлива, спокойна, как теперь».
В один из вечеров в доме Ростовых появляются ряженые. Молодёжь тоже вовлекается во всеобщее веселье, в переодевание, в святочные проказы.
В этот миг мир волшебно преображается.
Преображаются и отношения между людьми: именно в это волшебное время Николай Ростов смотрит на Соню «совсем новыми глазами», признаётся ей в любви и решает жениться на ней, о чём и сообщает Наташе, а позже и матери. Когда Ростовы приехали к своим соседям Мелюковым, устроили русские пляски и хороводы, затем играли в народные игры – веселились так, что «через час все костюмы измялись и расстроились». Вернувшись к себе, Наташа и Соня гадали на зеркалах.
Почему симпатии Л.Н. Толстого лежат на стороне представителей поместного дворянства?
В созданной Толстым грандиозной картине русской жизни
первой четверти XIX века важное место занимают не только образы отдельных представителей дворянства — главных героев романа, по и образы многочисленных второстепенных и эпизодических персонажей, посредством которых автор дает собирательный портрет русского дворянства.
Симпатии автора, безусловно, на стороне поместного
дворянства. По мнению Толстого, только вдали от развращающего действия салопной жизни люди имеют возможность вести физически и нравственно здоровую жизнь, сохранять связь с народом, с природой, заниматься деятельностью, полезной для общества. Наиболее подробно описаны в «Войне и мире» семьи Болконских и Ростовых.
В основе отношения к жизни Ростовых лежит нравственное
чувство, они живут сердцем, а не рассудком. Николай, Наташа тонко чувствуют людей, умеют сопереживать им, для них неприемлема фальшь.
Домашнее задание
Проанализировать страницы романа, на которых рассказывается о традициях и обычаях семьи князя Николая Андреевича Болконского.
Составить сравнительную таблицу, сопоставив семьи Ростовых и Болконских (сравните: 1)старшее поколение, 2)отношения в семье между взрослыми и детьми, 3)отношения между детьми,
4)отношение к природе, 5)отношение к народу, 6)отношение к войне, 7)отношение автора к семьям).
Использованные ресурсы
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа
Цель: раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев.
Ход урока
I. Проверка знания содержания по тексту ч.IV—V.
Чтение отрывков наизусть.
II. Беседа (выступление по группам).
(Учащиеся перечисляют сцены охоты, святочных развлечений, поездку к дядюшке, сцены его пения и танца Наташи, домашний уклад жизни Ростовых. В их семье по-прежнему радушие, сердечность, чуткость, естественность, гостеприимство, чистота нравственного облика. Во всех сценах Толстой подчеркивает близость поместного дворянства к природе и простому народу. Именно это позволяет Толстому видеть в Ростовых положительных героев.
Просмотр содержимого документа
«Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа»
Быт поместного дворянства
и «жизнь сердца» героев романа
Цель: раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев.
Чтение отрывков наизусть.
II. Беседа (выступление по группам).
Рассказать, какие стороны жизни Ростовых изображает Толстой в IV ч. II т?
Что главное подчеркивает Толстой в жизни поместного дворянства?
(Учащиеся перечисляют сцены охоты, святочных развлечений, поездку к дядюшке, сцены его пения и танца Наташи, домашний уклад жизни Ростовых. В их семье по-прежнему радушие, сердечность, чуткость, естественность, гостеприимство, чистота нравственного облика. Во всех сценах Толстой подчеркивает близость поместного дворянства к природе и простому народу. Именно это позволяет Толстому видеть в Ростовых положительных героев.
Сцена охоты отражает тему «человек и природа», интересно автор показывает сходство в поведении людей и животных («ловчий Данила скачет к засеке так же, как Карай (собака) — наперерез зверю, выбран единственное верное направление», гл. 5) и др.
Другая тема, разрешение которой включено во II т. — это изображение любви героев.
Не только главные герои: Андрей, Пьер, Наташа — переживают в это время чувство любви, но и второстепенные персонажи: Долохов, Денисов, Николай Ростов, Соня, Берг, Б. Друбецкой и др. Без любви нет жизни.
Есть ли «сердце» (в понимании Толстого) у Элен? (ч. III, гл. 9)
(Элен Курагина никого никогда не любила, сердце у нее мертво. Она не просто увлекается и ошибается, переходя от поклонника к поклоннику, а это у нее сознательная линия поведения. Именно потому и появляются разврат и зло, что у нее нет сердца, а есть только низменные инстинкты. В романе Наполеон говорит о ней: «Это прекрасное животное». Низость ее поведения с Пьером, связь с Долоховым и Б. Друбецким, некрасивая ее роль в истории с Наташей и Анатолем, попытка выйти за двух мужей сразу при живом Пьере (т. III) — все создает облик развратной и расчетливой светской красавицы. «Где вы — там разврат, зло», — сказал о ней Пьер, и это исчерпывает ее характеристику. Вспомните слова Пьера, сказанные Анатолю: «О, подлая, бессердечная порода!»)
Берг и Вера Ростова. Любит ли Берг Веру?
(Дело не в материальном расчете (Берг мог найти невесту и богаче) и не только в стремлении породниться с графами. Берг по-своему любит Веру, потому что находит в ней родную душу. «И я люблю ее, — олицетворявшее вполне его мечты о счастье» (т. II, ч. III, гл. 11). Любовь этих героев не возвышает их, она тоже идет не от сердца, потому что сердца-то и нет у Берга, или оно у него такое же аккуратное и сухое, как и он сам.)
Рассказать, что руководило отношениями Б. Друбецкого к Жюли Карагиной.
(Примыкает к такому повороту темы любви в романе и история женитьбы Б. Друбецкого, на примере которого автор еще раз подчеркивает фальшь и корысть в отношениях людей света. Толстой показывает, чем руководствуются люди высшего общества, заключал браки (нижегородские леса, пензенские имения, а не любовь).)
В чем заключается прелесть страниц, посвященных началу любви Наташи Ростовой и князя Андрея?
(Обаяние этой любви создает ее нравственная чистота. Князя Андрея привлекла в Наташе ее поэтичность, ее полнота жизни, чистота, непосредственность. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Ее пение доставляет князю Андрею наслаждение, его поражает Наташина чуткость, умение угадывать чужое настроение, понимать все с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, почувствовав его внутреннюю силу, благородство. Слова князя Андрея: «Весь мир разделен для меня на две половины: одна — она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина — все, где ее нет, там все уныло и темнота. » и Наташины: «. но такого со мной никогда не бывало — убеждают в силе и серьезности их чувств.)
Как Толстой описывает возникновение и развитие этой любви?
(Сцена бала. Чувствуем тончайшие переживания Наташи (т. II ч. III, гл. 16). Когда князь Андрей пригласил Наташу, ее улыбка как будто сказала ему: Давно я ждала тебя».
Полон поэзии приезд князя Андрея в дом Ростовых после бала, то, как он слушает поющую Наташу и отвечает на вопрос, нравится ли ему ее пение. «Ему и в голову не приходило, чтобы он был влюблен в Ростову (ч. III, гл. 19), но «вся жизнь его представлялась ему в новом свете».
Бережно-нежное выражение лица князя Андрея и яркий свет внутреннего огня у Наташи на вечере у Бергов — новая ступенька этой любви. Их объяснение, разговоры, отъезд князя Андрея — все это запоминается. Автор следит за всеми оттенками мыслей и чувств своих героев. (ч. III, гл. 21).)
Измена Наташи. Как вы объясняете и расцениваете этот поступок?
(Велика сила раскаяния самой Наташи, тяжелы нравственные последствия ее измены для нее и других, велико горе, которое она причинила князю Андрею, но увлечение Наташи Анатолем идет не от испорченности ее натуры, а от молодости, переполненности жизнью и неопытности. Для нее это не привычная линия поведения, как для Элен, а ошибка, которую она скоро поймет, но не скоро себе простит.)
Вывод по теме: любовь занимает в жизни героев одно из важных мест, помогая лучшим из них понять и полюбить жизнь, найти свое место в ней. Настоящее чувство лишь то, которое свободно от расчетов, глубоко и искренне.
Почему рушится «мир» т. II?
Почему не находят своего счастья Андрей, Пьер, Наташа?
(Во-первых, мир разрушает война, она не дает возможности спокойно и светло жить. Во-вторых, автор приводит героев к внутреннему кризису потому, что ни у одного из них пока еще нет единства с народом, у каждого свои и для себя цели. Никто из них пока еще не нашел сопряженности с общей жизнью народа. В поисках своего по длинного места в жизни и подлинного счастья герои пройдут Отечественную войну, многое переживут, поймут.)
III. Проверочная работа. (см. приложение)
1. Подготовиться к классному сочинению по I-II тому:
Какое место в жизни героев романа «Война и мир», Л. Н. Толстого занимает любовь?
Почему так часто разочаровываются в жизни герои Толстого?
Почему на толстовских героев так сильно действует природа?
Как понимает Толстой «настоящую жизнь»?
Твои любимые страницы I-II тома.
Л. Н. Толстой — тонкий психолог.
Музыка в жизни героев (по I-II т.) романа «Война и мир».
2. Пересмотреть т. III, ч. I-III, выделить основные события; 3 ученика — составить тест (12 вопр.)
3. Задание по группам.
1 гр. Философия истории, по Толстому (причины, объяснение войны) (ч. I, гл. 1, ч. III, гл. 1).
2 гр. Единство настроения во французской армии. На чем оно основано. (ч. I, гл. 1, 2)
3, 4 гр. Единство настроений русских людей (Смоленск, Москва, Богучарово). На чем оно основано? (ч. II, гл. 4, 14; ч. III, гл. 5, 7).
5 гр. Бородинское сражение. Роль описания диспозиции. Почему сражение часто показано глазами Пьера? Мысли о войне ополченцев, солдат, офицеров. Значение пейзажа.
6 гр. Мужество участников боя: солдаты и офицеры батареи Раевского; Пьер на батарее; поведение князя Андрея; поведение французов; Наполеон и Кутузов в битве.
Первый был Наташи (ч. III, гл. 14-17). Рассмотрите иллюстрацию художника Л. О. Пастернака. Что при виде ее могло вызвать возглас Толстого: «Прекрасно, прекрасно!»?
Пляска Наташи у дядюшки (ч. IV, гл. 7). Какие свойства натуры Наташи вызывают восхищение автора?
Неудавшееся похищение Наташи Анатолем Курагиным (ч. V, гл. 15-18). Что лежит в основе дружбы А. Курагина и Долохова? Каково отношение автора к поступку Наташи?
2. Проверочная работа.
Вариант 1. Эпизод охоты (т. II, ч. IV, гл. 3-7)
Описывая в эпизоде охоты радостный и восторженный визг Наташи, Толстой замечает: «И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время». Почему же время охоты — особое время? В чем его особенность?
Какое чувство объединяет всех участников охоты перед выездом?
Как меняются взаимоотношения участников охоты?
Как изображены в этом эпизоде лошади, собаки и особенно волк? Объясните это изображение.
В чем состояния человека на охоте отличается от повседневного?
Вариант II. Эпизод святок (т. II, ч. IV, гл. 9-12)
В чем сходство ситуаций в эпизодах святок и охоты?
Почему эпизод святок, как и охоты, начинается с описания природы?
Что объединяет господ и слуг? Чем Захар напоминает ловчего Данилу?
Что происходит, в эту святочную ночь с Николаем и Соней? Согласны ли вы с тем, что «в святочную ночь встретились и очаровали друг друга не вот эти реальные Соня и Николай, а их промелькнувшие возможности» (В. Камянов)?