Что главнее указ или кодекс
Статья 12. Соотношение юридической силы правовых актов области
Статья 12. Соотношение юридической силы правовых актов области
1. Устав области имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем нормативным правовым актам области и применяется на всей территории области. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в области, не должны противоречить Уставу области. В случае противоречия между ними действует Устав области.
2. Законы области имеют более высокую юридическую силу по отношению к постановлениям Законодательного Собрания области, указам Губернатора области, постановлениям Правительства области, нормативным правовым актам иных органов (должностных лиц) исполнительной власти области, иных органов государственной власти (должностных лиц) области. В случае противоречия между ними действует закон области.
3. Указы Губернатора области имеют более высокую юридическую силу по отношению к постановлениям Правительства области, нормативным правовым актам иных органов (должностных лиц) исполнительной власти области, иных органов государственной власти (должностных лиц) области. В случае противоречия между ними действуют указы Губернатора области.
4. Постановления Правительства области имеют более высокую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств и иных органов (должностных лиц) исполнительной власти области. В случае противоречия между ними действуют постановления Правительства области.
5. Нормативные правовые акты Правительства области, министерств и иных органов (должностных лиц) исполнительной власти области могут быть отменены или действие их может быть приостановлено полностью или частично Губернатором области.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Что выше — указ президента или федеральный закон?
Начнем с главного — Конституция выше всех. В нашей иерархии нормативно-правовых актов ей не может противоречить ни один закон, в том числе и указ самого президента.
Считаются ли указы федеральными законами? Зачем они нужны? Какое место решения президента занимают в законодательстве РФ? Эти вопросы мы разберем в данном материале. Несмотря на то, что нормативно-правовые акты обладают разной юридической силой, их объединяет общая цель — обеспечение достойных условий для жизни и труда каждому жителю страны. Если вы знаете, что ваши права ограничивают, но не знаете, как грамотно отстоять свою позицию, пора обратиться за консультацией к юристу.
Зачем нужны указы президента?
Указ президента РФ — подзаконный правовой акт, издаваемый президентом в пределах его полномочий. Что означает «подзаконный»? Уточняющий. Указы президента вносят поправки, ликвидируют пробелы и дополняют другие акты, в том числе и федеральные. Приведем несколько примеров Указов президента:
Из примеров очевидно, что еще одно, ненормативное, предназначение указов — назначение на государственные должности, например, губернаторов и судей, награждение за выдающиеся заслуги или анонсирование изменений в составе органов власти. Все указы и другие действующие в РФ нормативно-правовые акты можно посмотреть на различных официальных правовых порталах.
Может ли указ противоречить федеральным законам или отменять их?
Нет. В иерархии законодательства нашей страны высшим авторитетом обладает Конституция. За ней следуют федеральные законы и только потом — указы главы государства. Федеральный уровень законодательства находится выше полномочий президента — значит, указы могут дополнять его, но не отменять.
Возможности президента ограничены — в первую очередь, Государственной Думой и Советом Федерации. Кажется, что указ, подписанный президентом, обладает наибольшим весом. Но, если вдуматься, президент подписывает нормативно-правовые акты и более высоких уровней. Юридическая сила акта определяется степенью участия в нем органов власти. Если в их создании участвовал Парламент, президент не может отменить их одним росчерком пера. В таких случаях глава государства либо использует свое право законодательной инициативы, либо обращается в Конституционный суд.
Источники:
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Что такое нормативный правовой акт
Что такое нормативный правовой акт
Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.
Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.
В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:
Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.
2. Международные договоры
Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)
По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.
Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.
ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.
Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.
Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.
4. Федеральные подзаконные правовые акты:
5. Конституции (уставы) субъектов Федерации
Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.
6. Законы субъектов Федерации
Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.
7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации
Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.
На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.
Указ Президента или Трудовой Кодекс РФ? Выходные за счет работодателя.
Указами Президента РФ №206 от 25.03.2020 и №239 от 02.04.2020 период времени с 28.03.2020 по 30.04.2020 включительно был объявлен нерабочими днями с сохранением за работниками заработной платы.
Вместо того, чтобы срочно искать деньги на выплаты зарплаты, давайте сначала задумаемся о законности данных Указов и соответствии их нормам трудового законодательства, в частности Трудовому Кодексу РФ и Конституции РФ.
Согласно ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; указами Президента РФ; постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и прочими нормативными актами. В той же статье 5 ТК РФ говорится, что
Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
Между тем, все виды нерабочих дней в году и выходных дней перечислены в статьях 111, 112 ТК РФ. Нормы ст. 112 ТК РФ позволяют переносить нерабочие дни на другие даты исключительно федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. Иных видов нерабочих дней не предусмотрено.
Не стоит забывать, что право на труд гарантировано статьей 37 Конституции РФ, а значит, данное право может быть ограничено лишь федеральным законом (ч. 3. ст. 55 Конституции РФ). Согласно части 3 статьи 90 Конституции РФ
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Пока режим чрезвычайного положения в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 «О чрезвычайном положении» N 3-ФКЗ не введен, ограничение конституционных прав граждан указами неправомерно. В равной мере незаконно также установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
При таких вводных данных много ли шансов будет у работников на получение оплаты за так называемые «нерабочие дни» в случае спора в суде? Суды при рассмотрении спора руководствуются ч. 2 ст. 11 ГПК РФ, согласно которой:
суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
При ведении деятельности в сложившихся условиях предпринимателям целесообразно воспользоваться имеющейся правовой неопределенностью для оспаривания постановлений о привлечении к административной ответственности за работу в период незаконно установленных «нерабочих дней» и прочие нарушения незаконных правил повышенной готовности. Не стоит торопиться признавать и оплачивать штрафы, денежные средства вам еще пригодятся в будущем для выживания в новых экономических условиях.
Разница между законом и указом. Как устроены нормативные правовые документы в России, как они принимаются и вступают в силу?
Постановление, закон, федеральный закон, указ и многое другое. Большинство не понимают разницы в данных нормативных документах, не говоря уже о том, какой из документов главнее (например, указ или закон), или на какой документ нужно ориентироваться при наличии спорного мнения. Чтобы понять это, сперва стоит разобраться в определениях нормативных правовых документов. А еще обратить внимание на даты их принятия и вступления в силу.
Что такое нормативные правовые документы
Нормативные правовые документы являются одной из трех частей всей правовой информации. Вообще к правовой информации относятся законы, указы, постановления, нормативно-технические регламенты, разъясняющие письма и другие научные материалы, которые охватывают все сферы правовой деятельности.
К официальной правовой информации относятся все исходящие документы государственных органов, которые имеют юридическую силу и регулируют общественные отношения. Или, как по-другому называют официальную правовую информацию, это нормативные правовые акты. К ним относятся федеральные законы, законы, указы Президента и постановления.
Информацию индивидуально-правового характера составляют различные организации, которые не имеют государственных полномочий. Такие документы направлены на создание или прекращение конкретных правоотношений. К ним относятся договоры, допсоглашения, иски и другие документы, которые регулируют определенные правоотношения
Другие разъясняющие документы – это различная статистическая и другая информация, которая отображает эффективную реализацию правовых норм. К ним относятся образцы разных видов заявлений и деловых бумаг, комментарии законодательства, научные статьи, материалы по подготовке и обсуждении законопроектов и другие.
Что такое официальная правовая информация
Официальная правовая информация – это нормативные правовые акты, регулирующие отношения как внутри России, так и отношения с другими странами. НПА обладают полной юридической силой и обязательны для выполнения или применения в отношении всех граждан, юридических лиц и государственных органов. За нарушение правовых норм, указанных в НПА, последует ответственность, определяемая судебной системой.
НПА могут быть как постоянными, так и временными. Например, федеральный закон – это постоянная официальная информация, а указ Президента может иметь правовую силу только в определенный период.
Виды нормативных правовых документов
Условно все нормативные правовые акты можно разделить на 4 группы:
Международные правовые акты регулируют отношение России с другими странами. Для обычных людей это не очень интересно, поэтому раскрывать их подробно мы не будем.
Законы являются основными НПА, которые регулируют основные отношения внутри России. Они принимаются путем референдума или выносятся законодательным органом РФ (Федеральное собрание).
Все законы можно условно разделить на 3 вида (распределение по значимости):
Конституция обладает высшей юридической силой. Все законы, подзаконные акты и региональное законодательство должны соответствовать основному закону России.
Федеральных конституционных законов в России всего около 150. Они более точно описывают основные принципы российского законодательства, указанные в Конституции. Например, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении». Этот закон был принят в исполнение статьи 87 Конституции РФ, в которой указано, что в случае агрессии или непосредственной угрозе в отношении России, Президент РФ вводит режим военного положения. А вот правила введения данного режима, как он ограничивает и защищает права и жизни местных жителей, прописывает Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ.
Третий вид законов – это федеральные законы и кодексы. Нормы, которые они регулируют, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам. Примерами могут служить Налоговый и Семейный кодексы РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей». Каждый федеральный закон или кодекс регулирует определенную сферу деятельности в полной мере.
Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов, то есть они необходимы для реализации законодательных норм и их уточнения. Все подзаконные акты можно условно разделить на 3 вида (по значимости):
Акты Президента РФ – это указы и распоряжения, которые издает президент. Они обязаны соответствовать всем нормам, указанным в законах и Конституции. Например, Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239, который вводит меры безопасности для людей из-за коронавируса. Он является обязательным к исполнению, так как уточняет правила действия в условиях ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Или же Распоряжение Президента РФ от 06.09.1993 № 613-рп (в редакции от 24.10.2018), которое регулирует основные правила в отношении назначения и выплат стипендий Президента России.
Третий вид подзаконных актов – это разного рода ведомственные акты. К ним могут относиться, например, распоряжение председателя Совета Федерации РФ или постановление Государственной думы РФ. Ведомственные акты должны полностью соответствовать нормам Конституции, законов и подзаконным актам по подчиненности (актам Президента РФ и Правительства РФ).
Региональное законодательство – это разного нормативные правовые документы местных органов власти. Например, Постановление Правительства г. Москвы или другого субъекта РФ. Их юридическая сила распространяется только в отношении определенной территории. Чаще всего региональные НПА издаются на основании распоряжений Президента РФ, Правительства РФ и других ведомств и министерств.
Порядок принятия и вступления в силу НПА
У каждого нормативного правового акта свой порядок принятия и вступления в силу. Всего их 4 вида:
Для принятия и вступления в силу закону необходимо пройти 3 этапа. На первом этапе проект закона поступает в Государственную думу на рассмотрение. Причем, перед рассмотрением законопроект должен пройти регистрацию в системе автоматизированного делопроизводства и документооборота и предварительное рассмотрение в Госдуме РФ. После этого профильный комитет и Совет Федерации должны одобрить данный проект на дальнейшее рассмотрение.
Каждый законопроект проходит три чтения, которые могут затянуться на несколько месяцев или лет. Принятие решения формируется большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы.
Если Государственная дума одобряет проект, то он в течение 5 дней передается на рассмотрение в Совет Федерации, по решению которого будущий НПА или принимается, или отклоняется. При положительном решении законопроект в течение 5 дней направляется на подпись Президенту РФ. Окончательное решение принимается именно на стадии подписания документа главой государства в течение 14 дней. Президент имеет право отклонить законопроект на свое усмотрение. Если же проект будет подписан, то на его опубликование дается 7 дней. После этого законопроект считается принятым.
Вступление в силу закона может быть назначено на определенную дату или период. Например, изменения по налоговому законодательству вступают в силу только со следующего расчетного периода, а нововведения в КоАП РФ – с нового месяца.
Другие нормативные правовые документы, кроме законов, вступают в силу без регистрации и рассмотрения в Государственной думе.
Все нормативные правовые акты перед вступлением в силу должны быть обязательно официально опубликованы или в печатных изданиях «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации», «Парламентская газета», или на интернет-портале правовой информации.
Чаще всего после официального опубликования до вступления в законную силу должно пройти от 7 до 10 дней в зависимости от вида НПА. Но бывают и исключения. Например, Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239 вступил в силу со дня его официального опубликования. Такую информацию можно прочесть в тексте самого НПА или в справочно-правовых системах в справке к документу.
Скриншот документа с интернет-портала правовой информации
Скриншот экрана СПС КонсультантПлюс
Скриншот экрана СПС Гарант
Если нормативные правовые акты затрагивают права, свободы и обязанности людей, устанавливают правовые статусы организаций или содержат сведения, составляющие государственную тайну, то они должны быть дополнительно зарегистрированы в Минюсте. Например, Приказ Минздрава России от 05.03.2021 № 170н, который утвердил методики мониторинга и оценки эффективности программ, направленных на уменьшение воздействия табачного дыма на окружающую среду. Такой документ обязан проходить регистрацию в Минюсте РФ.
НПА международного характера вступают в силу после ратификации, то есть дата утверждается отдельным документом.
На что стоит обратить внимание при изучении актов и законов
При изучении любого нормативного правового акта надо обращать внимание на его стадию принятия или вступления в силу. На сайтах правовой информации всегда есть раздел, в котором показаны стадии рассмотрения законопроекта.
Если же закон уже действует, то следует рассматривать дату начала и окончания (при наличии) действия НПА. Но данную информацию проще всего уточнять через справочно-правовые системы.
Главное, что нельзя делать – это верить всему, что говорят на телевидении или просто знакомые. Все же некоторые люди могут не знать, как принимаются законы, а телеведущие, например, часто путаются в своих же словах.
Очень часто можно услышать от друзей или родственников, что закон уже принят. Хотя при изучении более точной информации становится понятно, что это всего лишь законопроект, который только прошел первое чтение, или даже не был внесен в парламент.
Поэтому в отношении любого нормативного правового акта, если он значим для вас, лучше всего самостоятельно проверить его актуальность, а не верить тому, что говорят.