Что где когда визбор
«Вместе с Юрой Визбором кончилась эпоха…»
Сегодня ему могло бы исполниться 85 лет.
Но Юрий Иосифович Визбор лишь на три месяца пережил свое 50-летие.
Он притягивал к себе людей, как костер в ночи манит запоздалого путника.
Среди той, великой, «звездной» бардовской плеяды шестидесятых он был узнаваем с первого аккорда, с первой строчки.
Помните:
Вставайте, граф — рассвет уже полощется…
Вот это для мужчин — рюкзак и ледоруб,
И нет таких причин, чтоб не вступать в игру…
Ты у меня одна,
Словно в ночи — луна…
Ты как хочешь — пиши, не пиши,
Только вслед мне рукой помаши…
Мы затопим в доме печь, в доме печь
Мы гитару позовем со стены
А помнишь, друг, команду с нашего двора,
Послевоенный над веревкой волейбол…
Где ходики стучат старательно на кухне,
Где милая моя, и чайник со свистком…
Наверно, Окуджава был мудрее, Галич — глубже, Высоцкий — яростнее.
Но именно в песнях Визбора, как в фокусе (я снова цитирую Юлия Кима) «все сошлось, все отразилось и выразилось».
Именно голос Визбора стал голосом поколения, он задал тот верный тон, по которому долгие годы настраивались его друзья и соратники.
Песни Визбора звучали повсюду — пожалуй, лишь Высоцкий в зените славы был более популярен и любим.
Может быть, невероятный успех этих песен объяснялся и тем, что герой Визбора был таким же притягательным, как он сам — бродягой и проказником, скупым на слова и щедрым на улыбку, мужественным и надежным в трудную минуту. Короче, герой Юрия Визбора был НАСТОЯЩИМ МУЖЧИНОЙ.
Никто в большей степени, чем Визбор, не вложил в авторскую песню дух истинной мужской дружбы, товарищества, ощущения «связки», «спина к спине» — там, где трудно, там, «где суждено не каждому пройти».
Лев Аннинский скажет о Визборе: «Он — певец мужской доблести. Его герой — человек с рюкзаком и ледорубом. Человек на крутом склоне. На накренившейся палубе. За рулем мчащейся машины. За штурвалом взлетающего самолета. Его символы — тропа, уходящая в туман, тропа, по круче взбирающаяся к солнцу»
«Вместе с Юрой Визбором кончилась эпоха» — скажет в посвящении ему Александр Городницкий.
Наверно, тогда действительно кончилась эпоха — когда песня, звучащая у костра была одной из немногих отдушин в мире кривых зеркал и фальшивых нот.
Визбор никогда не был в опале или под запретом — но при жизни так и не вышло ни одной его книги или пластинки.
Его повсеместно узнавали на улицах после «Мгновений» — но за последние 10 лет жизни он сыграл лишь в трех второстепенных фильмах.
И все же, он — с нами. Пока живут на свете люди «одной с ним крови», для которых его песни — камертон, по которому выверяется голос звучащей в душе струны.
Я снимаю гитару со стены — и любимая с юности мелодия всплывает из глубины:
Мы помним, Юрий Иосифович. И не гасим костер.
Визбор. Юрий Визбор (15 фото)
Ю́рий Ио́сифович (Юзефович) Ви́збор (20 июня 1934 — 17 сентября 1984) — советский автор-исполнитель песен, киноактёр, журналист, прозаик, киносценарист и документалист, драматург, поэт, художник; один из основоположников жанра авторской, студенческой, туристской песни; создатель жанра «песни-репортажа», автор более 300 песен.
Юрий Визбор снялся в фильмах «Июльский дождь» и «Семнадцать мгновений весны», написал композицию «Александра» к картине «Москва слезам не верит», а также стал одним из основателей жанра авторской песни.
Он вспоминал: «Песня, ее музыкальный строй, стихи — все это вместе и является живым и волнующим сколом человеческой души».
Гитара, волейбол и первые стихи: детство Юрия Визбора.
Юрий Визбор родился в Москве в 1934 году. К этому времени его отец, Юозас Визборас, уехал в длительную командировку в Среднюю Азию. Мать, Мария Шевченко, вскоре после родов уехала вместе с сыном в Краснодар, где жили ее родственники, и оформила развод. Через год Визборас забрал их снова в Москву, но второй раз брак они оформлять не стали — в 1938 году это спасло Марию Шевченко и Юрия Визбора от репрессий. Тогда отца обвинили в принадлежности к «контрреволюционной латышской организации и подготовке террористических актов» и расстреляли.
Когда Визбору исполнилось шесть лет, началась Великая Отечественная война. Мария Шевченко перевезла сына снова в Краснодар. Но когда туда приблизился фронт, Юрия Визбора забрали в Москву. В московской школе Визбор учился в третьей смене, поскольку учителей не хватало.
В 13 лет Визбор научился играть на гитаре, один из соседей познакомил его с основными аккордами. Поэт вспоминал: «Гитара тогда считалась символом мещанства. Один великий написал: гитара — инструмент парикмахеров, оскорбив сразу и великий инструмент, и замечательных тружеников». В 1948 году Юрий Визбор написал первое стихотворение, которое посвятил девочке из пионерского лагеря. Оно начиналось со строчки «Сегодня я тоскую по любимой». Бард вспоминал: «Тетрадка со стихами была обнаружена матушкой во время генеральной уборки. Состоялось расследование. На следующий день я нашел на своем столе случайно забытую матушкой брошюру «Что нужно знать о сифилисе». Все-таки она была прежде всего врачом».
В старших классах Юрий Визбор играл в школьной волейбольной команде «Динамо», а в свободное время собирал авиамодели.
1941. Юрий Визбор с матерью Марией Шевченко.
1951. Выпускник школы. (Второй справа).
Университет и служба в армии.
В 1951 году Юрий Визбор окончил школу и хотел подать документы в Московский государственный университет геодезии и картографии, Институт международных отношений (сейчас — МГИМО) и МГУ. Но ни в одном вузе у выпускника даже не приняли документы: в них было указано, что Визбор — сын врага народа. Тогда бывший одноклассник Владимир Красновский посоветовал ему поступить в Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина на факультет филологии. Бард вспоминал: «Я неожиданно удачно поступил в институт, и только много позже, лет через десять, я узнал, что мне тогда удалось это сделать только благодаря естественной отеческой доброте совершенно незнакомых мне людей». Красновский тоже прошел по конкурсу, и друзья стали учиться в одной группе.
С первого курса Юрий Визбор стал участником литературного кружка — студенты писали стихотворения и печатали их в студенческой газете «Ленинец». Однако большую часть свободного времени он проводил на спортивных соревнованиях: Визбор играл в университетских командах по волейболу, футболу, участвовал в лыжных гонках. Позже бард писал в своих мемуарах: «Из 30 человек на первом курсе было лишь двое мужчин. Один из них — я. За факультет я выступал по одиннадцати видам спорта, за институт — по шести». В студенчестве Юрий Визбор также увлекся альпинизмом. Лето 1952 года он провел в лагере «Баксан» на Кавказе. Там он написал первую песню — «Теберда», названную в честь горной реки. В те годы он использовал известные мелодии или их вариации. В следующем году Визбор вновь отправился в поход в горы, но на этот раз в Карелию. Он написал стихотворение «Карельский вальс», а вскоре одногруппница Светлана Багдасарова сочинила к нему музыку.
Юрий Визбор писал песни и к студенческим капустникам, часто в перерывах между лекциями. Так появились шуточные композиции «Мадагаскар» и «Парень из Кентукки». На старших курсах вместе с другом-поэтом Юрием Ряшенцевым бард сочинил гимн Московского государственный педагогического института — композицию «Мирно засыпает родная страна».
В 1955 году Визбор окончил университет. Его распределили учителем русского языка и литературы в сельскую школу на станции Кизема Архангельской области. Однако Юрий Визбор проработал там всего несколько месяцев: в сентябре этого же года поэта призвали в армию и отправили в город Кандалакша недалеко от Мурманска. В части он выучился на радиста. Бард вспоминал: «Радист никогда не бывает одинок. Даже ночью в нашей северной пустыне. Сидишь — холодно, костерок еле-еле горит, в лесу какие-то черти поскрипывают. А включишь рацию — перед тобой весь мир!» Во время службы Визбор написал песни «Маленький радист» и «Не грусти, сержант», мелодию для последней он позаимствовал из фильма Александра Разумного «Случай с ефрейтором Кочетковым». Композицию на собственную музыку бард сочинил в 1956 году, это была песня «Синие горы».
1950. На занятиях в аэроклубе.
1957. Радист первого класса, сержант Советской Армии. Кандалакша, Мурманская область.
1963. В походе.
«Отчет о встреченных местах»: знаменитые песни барда.
В октябре 1957 года Юрий Визбор демобилизовался и вернулся в Москву. А спустя несколько месяцев женился на Аде Якушевой. Она руководила женским музыкальным ансамблем, часто ездила на гастроли и тоже сочиняла свои песни. Вскоре после свадьбы Визбор устроился корреспондентом в Главную редакцию вещания для молодежи и готовил радиорепортажи. Тогда же он основал при редакции звуковую газету «Говорит Комсомолия», в эфире которой ставили армейские песни поэта. В 1958 году бард сочинил композиции «Разлука», «Парень по кличке Нос», «Вечерняя песня», «Бегут, бегут колеса» и исполнял их на квартирниках, куда приходили знакомые, поэты-песенники: Михаил Анчаров, Юлий Ким, Дмитрий Сахаров. Из Ленинграда в гости к Визбору иногда приезжали и исполнители Александр Городецкий и Борис Полоскин.
В начале 1960-х годов Юрий Визбор начал выступать в молодежных кафе «Аэлита», «Молодежное» и «Романтики», где проходили вечера джаза и авторской песни. В 1960 году у него появились композиции «Охотный ряд», «Подмосковная», «Астрономы», чуть позже — «Дембельский вальс», «В твоей душе» и «Зимняя песня».
В 1962 году поэт помогал продумывать сетку передач для новой радиостанции «Юность», а год спустя открыл звуковой журнал «Кругозор», или, как называл его сам Визбор, «журнал с дыркой»: к каждому бумажному номеру прилагалось шесть гибких пластинок. Специально для журнала поэт придумал новый жанр — песня-репортаж. Уже в первом выпуске 1964 года прозвучала композиция «На плато Расвумчорр» об экспедиции в Хибины.
Визбор часто ездил в командировки и из каждой привозил по несколько песен. Писал в основном в самолете. Он вспоминал: «Я имел восемьдесят поездок в год, причем поездок дальних: на Дальний Восток, в Сибирь многократно, на Север — ну бог знает куда! Привозил с песни из Сибири, с великих строек коммунизма. В известном смысле эти песни документальны, поскольку за каждой из них стоит тот или иной человек, тот или иной рассказ, встреча. Это был своеобразный отчет о встреченных местах, пейзажах». В этот период Визбор сочинил «Командировку», «Ночной полет», «Три минуты тишины», «Окраина земная» и многие другие.
В 1964 году он написал композицию «Рассказ технолога Петухова», в сюжете которой советский гражданин беседовал с африканцем об СССР. На замечание иностранца о селах «здесь неприглядный вид» Петухов отвечал: «Зато, говорю, мы делаем ракеты и перекрыли Енисей». Сатирическую песню Визбор исполнил на капустнике на радиостанции. Кто-то из коллег записал песню, пластинка стала передаваться из рук в руки и вскоре дошла до партийных чиновников. Чтобы избавить автора от возможного преследования, редакция направила его в длительную командировку в Казахстан. Там он написал композицию о воображаемой стране «Хала-бала» и о летчике «Серега Санин».
Юрий Визбор писал в поездках и небольшие рассказы. В начале 1966 года вышел его первый сборник «Ноль эмоций»
«О великое искусство киносъемки»: актерские работы Визбора.
В 1966 году Юрий Визбор впервые снялся в кино. Известный режиссер Марлен Хуциев побывал на концерте у барда и вскоре предложил ему роль в фильме «Июльский дождь». Поэт вспоминал: «Собственно говоря, я ничего не умел делать в кино… Марлен в начале нашей работы сказал: « Дело в том, что ты должен сыграть кого-то из нас, из своих. Сыграй меня, сыграй себя, кого-то из своего круга». Фильм «Июльский дождь» рассказывал о жизни инженера Лены и молодого ученого Володи с июля до поздней осени. Режиссер говорил, что снимал не о том, как рождаются чувства, а о том, как они угасают. Юрий Визбор сыграл Алика — друга главных героев: ловеласа и барда, который воевал в Великой Отечественной войне. В картине Визбор исполнил свою песню «Спокойно, товарищ, спокойно» и композицию Булата Окуджавы «Не верьте пехоте».
По сюжету в конце фильма Алик встречался с ветеранами войны у Большого театра. Эту сцену пришлось снимать дважды. Первый раз актера Визбора загримировали, надели фальшивые ордена и отправили на встречу настоящих фронтовиков. Он вспоминал: «Это было для меня совершенно невыносимо, и никакой съемки в результате не получилось. То есть нас снимали, но мысль о том, что я играю, а они — нет, что они заработали свои награды… Ведь я по отношению к себе испытывал те же самые знаки дружественного участия!» Во второй раз эпизод пересняли со статистами. Он и вошел в итоговую версию фильма.
Во время съемок Юрий Визбор написал песни «Я гляжу сквозь тебя», «На киностудии свирепствует зима», «О великое искусство киносъемки» и многие другие. Бард вспоминал: «Картина оставила глубокий след в моей жизни… именно на съемках был такой творческий подъем». На площадке Визбор познакомился с исполнительницей главной роли Евгенией Ураловой. В 1967 году поэт развелся с Якушевой, а актриса стала его второй женой. Ураловой Визбор посвятил песню «Милая моя»
После премьеры «Июльского дождя» Юрия Визбора стали звать на съемки и в другие фильмы. В 1967 году он сыграл бригадного комиссара в картине Александра Столпера «Возмездие», а через два года — физика в ленте Михаила Калатозова «Красная палатка» о спасении итальянских летчиков в Арктике. В 1971 году режиссер Лариса Шепитько одобрила Визбора на роль нейрохирурга Саши. Конкуренция была большой: до барда пробы прошли актеры Владимир Высоцкий, Юрий Соломин, Георгий Тараторкин и Леонид Дьячков. Работа над картиной длилась год. Визбор вспоминал: «Я взял всевозможные отпуска и фактически не работал …мы очень любили это кино и жили им. Жили бесконечно, и оно варилось и сварило в конце концов нас в одну кучу — в кучу задушевных друзей». Ради съемок картины Юрий Визбор научился ездить на лошади: каждый день в течение двух месяцев он ходил на занятия в цирк на Цветном бульваре. В 1971 году, вскоре после премьеры, картина получила «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале.
В 1973 году Юрий Визбор снялся в ленте Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Его партнерами по площадке были именитые актеры: Леонид Броневой, Валентин Гафт, Леонид Куравлев, Василий Лановой и другие. Бард сыграл личного секретаря фюрера Мартина Бормана. Визбор вспоминал: «Мне хотелось сыграть человека, с одной стороны наделенного безграничной властью и от этого очень усталого, и, с другой стороны, человека, который уже смотрит на весь род людской как на какой-то низший слой. Как ни странно, самые отвратительные властолюбцы — из полусреднего и среднего звеньев». Однако голос Визбора не звучал в кадре — его переозвучил артист Анатолий Соловьев
Сюжеты вместо репортажей: Юрий Визбор — сценарист.
Роли в кино принесли Юрию Визбору славу: его стали узнавать на улицах, а на концерты поэта в кафе выстраивались очереди. В начале 1970-х годов он поехал в первый гастрольный тур и выступил в 30 городах Советского Союза. С тех пор Юрий Визбор давал по 60–70 концертов в год, где исполнял песни «Сретенский двор», «Телефон», «Велосипед» и другие. Популярной стала композиция «Осенние дожди», которую слушатели вскоре стали называть «Перевал». Поэтесса Ада Якушева вспоминала: «Почти в каждой песне Юрия Визбора есть такая строка, которая запоминается мгновенно, а потом тревожит до тех пор, пока не разузнаются все остальные слова. Это умение находить предельно точную точку — свойство далеко не каждого автора-песенника».
На съемках Юрий Визбор увидел работу кинематографистов изнутри и настолько увлекся кино, что устроился в сценарный отдел творческого объединения «Экран». В 1974 году поэт придумал сюжеты сразу для двух документальных фильмов: «Доктор» и «Челюскинская эпопея». Бард вспоминал: «Сорок лет прошло с челюскинского похода, и возникла мысль проехать по всем этим местам, посмотреть, что там происходит, как изменились города, страны, где они были». Во время экспедиции он написал песни «Я иду на ледоколе», «Бухта Певек» и «Мы стояли с пилотом». В 1980 году по сценарию Визбора сняли картину «Мурманск-198» о Северном морском пути, а в следующем — «Год дракона» о восстании уйгурского народа против китайских поработителей в XVIII веке.
В 1980 году Визбор вместе с композитором Дмитрием Сахаровым написал песню «Александра» к кинофильму «Москва слезам не верит». Изначально сочинить слова композиции должен был поэт Дмитрий Сухарев. Однако он не закончил работу и уехал в командировку. Доделать песню режиссер фильма Владимир Меньшов попросил Юрия Визбора. Именно бард сочинил знаменитый припев: «Александра, Александра, этот город — наш с тобою. »
В 1982 году Визбор вновь снялся в кино. Он сыграл журналиста Одинцова в фильме Владимира Попкова «Нежность к ревущему зверю». Картина показывала будни летчиков-испытателей. Специально для картины бард написал песню «Работа».
В этом же году поэт перенес инфаркт, однако смог восстановиться и даже вернулся к походам в горы. Он вспоминал: «Горами можно любоваться бесконечно, смотреть на них, как на огонь или бегущую воду». В 1984 году Юрий Визбор на Кавказе написал песню «Цейская». Она стала последней в творчестве поэта.
17 сентября этого же года Юрия Визбора не стало. Барда похоронили на Кунцевском кладбище.
Юрий Иосифович Визбор
Фото Все
Видео Все
Юрий Визбор и Ада Якушева. Больше, чем любовь
«Песня о Мурманске». Поет Юрий Визбор (1979)
Юрий Визбор — биография
Юрий Визбор – бард, актер, поэт, журналист, художник, сценарист. В его творческом наследии свыше трех сотен песен. Член Союза композиторов и Союза журналистов Советского Союза.
Все, за что он брался, получалось ярко и талантливо. Он мог запросто написать песню и исполнить ее, сочинить сценарий к фильму и сам сыграть в нем, мог с легкостью одолеть высокую гору – в этом был весь Юрий Визбор. Песни, написанные им, поет уже несколько поколений, и они звучат как раньше, тепло и романтично. Именно он стал создателем нового жанра – песня-репортаж. В честь Визбора собираются фестивали и концерты, значит, прожил он не напрасно, сумел оставить после себя яркий след на земле.
Детство
Родился Юрий Визбор 20 июня 1934 в Москве. В его жилах текла украинско-литовская кровь, но на вопрос о национальности, он всегда отвечал: «Русский». Отца звали Иозас Визборас, но домашние привыкли называть его Юзеком. Он был командиром Красной Армии. В Гражданскую воевал на Южном фронте, в 30-е годы его перевели на руководящую должность в милицию Таджикистана. В 1934-м получил ранение в спину. В январе 1938 года арестован, в марте того же года приговорен к расстрелу. Его обвинили в том, что он поддерживал контрреволюционную латышскую организацию. Реабилитирован посмертно в 1958-м.
Юрий Визбор в детстве
Мама Юрия – Мария Шевченко, родом с Украины, училась на курсах акушерок, в Великую Отечественную войну трудилась в санэпидстанции и продолжала учебу в 1-м Медицинском институте. Свыше тридцати лет была сотрудником Министерства здравоохранения СССР.
Родители будущего барда познакомились в Сочи, куда Мария попала по распределению, а Иозас как раз проходил реабилитацию после ранения. На тот момент он служил в органах, и забрал девушку с собой в Москву.
В 1941 году мама с сыном переехали на Сретенку, где и прошло его детство и юность. Мама вышла замуж за Ивана Ачеткова, рабфаковца, получившего должность в Государственном комитете по строительству. Отношения отчима и пасынка не сложились, возможно, это и стало причиной развода в 1951-м.
В четырнадцать лет мальчик попал в пионерский лагерь, где его назначили помощником вожатого. Там он первый раз влюбился, и написал свои первые стихи, естественно, посвященные предмету своей страсти.
В них что-то было о тоске, страсти, прежних днях. После того, как мама во время уборки наткнулась на тетрадь с такими откровенными излияниями, она очень заинтересовалась этими «прежними днями». На следующий день Юрий увидел на своем столе «случайно» оставленную мамой брошюрку под названием «Что нужно знать о сифилисе». Что поделаешь, медик есть медик.
В детские годы Визбору сильно нравился футбол, потом он загорелся профессией летчика. В старшей школе парень стал членом аэроклуба, и за 2 года уже мог летать на Як-18. Школьный аттестат Юрий получил в 1951-м, и, несмотря на любовь к небу, стал студентом не авиационного, а педагогического института. Он и сам не ожидал, что будет туда поступать, но поддался уговорам лучшего друга Владимира Красновского.
Юрий всегда говорил, что Владимир сыграл в его жизни большую роль. Это благодаря ему, Визбор взял в руки гитару и освоил первые аккорды, научился видеть красоту в музыке и поэзии.
В пединститут Визбор попал тоже благодаря Красновскому. Володя собирался туда поступать, и позвал Юрия составить ему компанию. Он сразу посмеялся над предложением, но когда увидел величественное здание вуза, понял, что поступать будет именно сюда.
Юрий Визбор в молодости
Творческая биография будущего барда началась именно в этих стенах. В те годы в институте много времени уделялось развитию песенных традиций, самодеятельность была на высоком уровне, процветал туризм. Студенты часто посещали живописные уголки Карелии, Подмосковья, и именно там приходило вдохновение к написанию стихов и музыки. Визбор учился вместе с Адой Якушевой, Светланой Богдасаровой, Юлием Кимом, Юрием Ряшенцевым.
Музыка
Свои первые две композиции Юрий написал еще будучи студентом первого курса. Это были песни «Мадагаскар» и «Парень из Кентукки», которые быстро подхватила студенческая братия. В те годы в пединституте зарождалась авторская песня, и Визбор стал самым ярким представителем этого жанра.
После выпуска из вуза неразлучные друзья Визбор и Красновский получают распределение в одну из сельских школ близ Архангельска. Но их педагогическая деятельность закончилась спустя два месяца. Молодые люди получили повестки в армию, и служили в Мурманской области.
Юрий Визбор в армии
В годы службы Юрий продолжал писать, его стихи печатала армейская газета. После демобилизации он получил звание радиста первого класса, и вполне сформировался как гражданин. Его песни были о подвигах, воинской славе и доблести. За это время он всем сердцем прикипел к Северу, и потом возвращался туда не раз, получив очередное журналистское задание. Именно в Мурманске вышла его первая песня под названием «Синие горы».
Уже после армии Визбор сел за написание повести, о которой положительно отозвался Константин Симонов. В 1963-м Юрий попытался напечатать свое произведение «На срок службы не влияет», но редакция журнала «Юность» отказала ему в публикации. Ее выпустили только после смерти Визбора, в одном из двух томов его сочинений.
В 1957 году Визбор устроился на радио, куда его взяли на должность внештатного журналиста. Он перебивался случайными заработками, страдал от неустроенности своего быта, но все равно продолжал творить. В это время выходят лучшие из его песен, которые быстро ушли в народ – «Охотный ряд», «Синий перекресток», «Спокойно, дружище».
Слушайте Охотный ряд — Юрий Визбор на Яндекс.Музыке
В 1960 году вышла единственная композиция барда, в которой он был лишь автором музыки – «Если я заболею». Автором стихов стал поэт Ярослав Смеляков. В 1961 году ее напечатали в журнале «Музыкальная жизнь». Композиции Визбора можно было достать исключительно в записи на магнитофоне.
В 1961-м Визбор и писатель Сергей Смирнов стали авторами сценария к фильму «Выше неба», в котором звучат шесть его произведений. Самым знаменитым получился «Домбайский вальс».
Юрий Визбор в редакции радиостанции «Юность»
В 60-е годы Визбор начал выступать с концертами. Он стоял у истоков создания радио «Юность» и музыкального журнала «Кругозор», сотрудником которого оставался вплоть до 1970-го. Он ездил по стране и в это же время придумал новый жанр – песня-репортаж. В первом номере «Кругозора» появилась и первая песня в этом жанре – «На плато Расвумчорр».
В 1966 году Юрий выпустил свой первый прозаический сборник под названием «Ноль эмоций». Спустя год Визбор стал членом КПСС, и автором сценария к документальному фильму «Тува – перекресток времен».
В 1971-м бард объездил множество городов Союза, и дал тридцать концертов. Спустя пять лет, в 1976 году он дал 70 концертов. Он продолжал активно писать, его композиции звучали музыкальным сопровождением во многих картинах. Среди них стоит отметить «Александру» из «Москва слезам не верит», «Ты у меня одна», «Серега Санин» для картины «Нежность к ревущему зверю».
Слушайте Александра — Юрий Визбор на Яндекс.Музыке
Песня «Милая моя» быстро стала хитом, и звучала во всех концертных программах Визбора.
Юрий не только писал стихи и музыку, он еще очень любил горы, поэтому альпинизм стал его постоянным занятием. Он участвовал в экспедициях на Памир, Тянь-Шань, Кавказ, потом стал инструктором в горнолыжном спорте. Его часто командируют на самые значимые стройки Союза – КамАЗ, Братскую ГЭС, Якутию, где разрабатывали месторождения полезных ископаемых.
В 1970 году Визбора приняли на должность сценариста в творческое объединение «Экран». В 1976-м он стал победителем фестиваля Красный Крест, проходившего в Варне, и удостоился Гран-при как автор сценария к документальному проекту «Доктор». Спустя некоторое время Визбор был принят в Союз кинематографистов.
Спустя три года новая награда – Гран-при Международного фестиваля в Сан-Винценте (Италия).
Кинематографическая биография Визбора началась в 60-х годах. Он сыграл в лентах «Июльский дождь», «Красная палатка», «Возмездие», «Рудольфио», «Ты и я». Но самая яркая роль ему досталась в картине «Семнадцать мгновений весны», снятой режиссером Татьяной Лиозновой. Юрий перевоплотился в Мартина Бормана.
В 1984-м бард порадовал своих поклонников последней композицией «Цейская», созданной во время посещения осетинского горнолыжного курорта «Цей».
Личная жизнь
Именно окрыленный любовью Юрий Визбор создавал свои самые лучшие произведения. Первый раз он женился на Аде Якушевой, с которой вместе учился в институте. Она тоже писала и исполняла песни, и представляла собой воплощение женственности тех лет. Они поженились в 1958 году, и вскоре стали родителями дочери Татьяны. Она стала журналисткой и родила Визбору двух внуков – Варвару и Юрия. Они продолжили дело своего звездного деда.
Сейчас Варвара Визбор известная певица и актриса, имеет диплом училища им.Щукина. Она поет и песни своего прославленного деда, в том числе и «Ночную дорогу», которая так нравится слушателям. Внук Юрий тоже музыкант, учился в Школе-студии МХАТ, автор оперы «Охота на Снарка» и множества саундтреков.
Любовной лирике бард посвятил очень много своих песен. Вся его жизнь состояла из романов, и песен, которые создавались под впечатлением от новых отношений. «Милая моя» посвящалась первой жене Аде, а «Перевал» получился, когда Визбор снова влюбился и закрыл предыдущие страницы своей жизни.
Юрий Визбор и Евгения Уралова
Второй женой барда стала актриса Евгения Уралова, которую встретил на съемках картины «Июльский дождь». В этом браке родилась еще одна дочь – Анна. Семья распалась через семь лет, когда в личной жизни Юрия появилась художница Татьяна Лаврушина. Однако эти отношения длились всего шесть месяцев.
Четвертая жена Юрия Визбора – журналистка Нина Тихонова, прожила с ним десять лет, до самой его смерти.
Смерть
Юрий никогда не жаловался на здоровье, но в 1982-м слег с инфарктом. Правда, ему удалось быстро поправиться, пройти курс реабилитации и он снова отправился в горы с очередной экспедицией.
Могила Юрия Визбор
Через 2 года, весной 1984-го, Визбор почувствовал недомогание. Он как раз вернулся в Москву после похода в альпинистский лагерь «Цей», и решил обратиться за помощью к медикам. Доктора вынесли вердикт, равносильный смертному приговору – онкология. Спустя полгода после этого Юрия Визбора не стало. Он умер 17 сентября 1984 года из-за рака печени. Барду было всего 50. Местом упокоения Юрия Визбора стало Кунцевское кладбище Москвы.