Что где когда в чем суть игры
Что? Где? Когда?
Викторина
Краткая история
Первый эфир телеигры был 4 сентября 1975 года. Тогда программа имела название “Семейная викторина “Что? Где? Когда?” и состояла из двух раундов. В ней принимали участие две семьи, которые соревновались между собой. В 1976 году в игре появился детский волчок, который был модернизирован специально для игры. При этом волчок указывал на одного игрока, который должен был без раздумий ответить на прозвучавший вопрос. Если игроку, на которого указала стрелка, это не удалось, то ответить нужно было игроку, на которого указывала вторая стрелка. Затем программа получила определение “телевизионного молодежного клуба”, в котором участвовали студенты МГУ. В 1977 году в игре появилась “Минута обсуждения”, волчок с одной стрелкой и символ игры – живой филин по кличке Фомка.
Первые вопросы были созданы Владимиром Ворошиловым, создателем игры, так как тогда команды телезрителей тогда не существовало. А когда игра приобрела популярность, от телезрителей приходили письма мешками, каждое из которых нужно было проверить, отредактировать и в случае выбора, подготовить все озвучивания его в эфире. До 1979 года всех участников называли игроками, затем появился специальный термин для них “знаток”, который до сих пор используется. В 70-80 года призами были книги, а зимой 1991 года, игра превратилась из “интеллектуального клуба” в “интеллектуальное казино”. Тогда же в игре было такое явление как “смерть” команды, суть которого заключалась в следующем: команда, которая единожды проиграла “навсегда” лишалась права выступления в клубе. Но в 90-х было введено нововведение – “красные пиджаки”, которые позволяли игрокам, получившим хрустальную сову, остаться в клубе даже в случае поражения команды. Команды Алексея Блинова и Михаила Смирнова добились красных пиджаков для целой команды. В 1994 году было отменено правило “смерть” команды. С 1994 по 1998 год в игре позволялось делать ставки — ставить фишки на сумму, равную стоимости сектора. При этом, если стрелка волчка указывала на сектор со ставкой, разыгрываемая сумма увеличивалась как правило в 10 раз. В случае победы знатоков в рамках вопроса, сделанные ими ставки возвращались им, они могли далее ставить те же фишки в следующих раундах. Однако в 1994—1995 годах, когда ставки делала команда, проигравшие ставки все уходили в доход казино, независимо от результата раунда и количества сделанных ставок, а также от того сыграла ли хоть одна ставка команды.
В 1999 году вследствие кризиса летняя серия игр была отменена и знатоки впервые сели за игровой стол лишь 28 декабря 1999 года в так называемой Рождественской серии игр, которая продлилась до 12 января. Стоимости секторов увеличились, однако ставки были отменены, знатоки разыгрывали лишь номинальную стоимость вопроса, которую иногда в несколько раз увеличивал спонсор. Хрустальную сову и золотую фишку дома Корона получил игрок, принесший команде победное очко, им стал Борис Бурда. В ноябре-декабре 2000 года состоялись Юбилейные игры, в которых приняли участие команды различных поколений — 70-х, 80-х, 90-х и 2000-х годов, а также команда Интернета и команда детей знатоков. Всего в XX веке состоялось 248 игр по официальным источникам.
С 2001 года ведущим стал Борис крюк. В тоже время знатоки перестали играть на деньги, в игре появился “тринадцатый сектор” и защитники интересов телезрителей, также были отменены Хрустальная или Бриллиантовая Сова. С 2002 по 2014 годы игра выходила 17 раз в год. С 2002 года была возобновлена практика вручения хрустальных сов телезрителям.
С 2008 года авторы вопросов получают выигрыш в соответствии с тем, какое по счёту очко они принесли своей команде — команде телезрителей. За первое очко телезритель получал 10 тысяч рублей, за второе — 20 тысяч и так далее, а за шестое, победное очко — 60 тысяч рублей.
Описание
Используя метод мозгового штурма, команда из шести игроков – “знатоков” – ищет в течение одной минуты правильный ответ на любой заданный телезрителями вопрос. За правильный ответ очко получает команда знатоков, за неправильный же очко получают их противники – команда телезрителей. Побеждает команда, первой набравшая шесть очков.
И Владимир Ворошилов, и Борис Крюк неоднократно подчёркивали, что, в отличие от многих других телевизионных интеллектуальных игр “Что? Где? Когда?” является игрой не на знания и эрудицию, а на интеллект и умение рассуждать. Большая часть вопросов в игре составлена таким образом, что знать изначально правильный ответ не удается даже самым эрудированным знатокам, однако почти во всех вопросах до правильного ответа можно додуматься в рамках минуты обсуждения. Даже среди знатоков, которые дают досрочные ответы, как правило сами знатоки приводят цепочку рассуждений, которую они быстро провели и сумели дать верный ответ.
Правила
Права играющей команды
Каждая команда знатоков имеет определённые права, действующие во время игры. Запрос к ведущему на признание каждого права подлежит капитану команды.
История телевизионной игры «Что? Где? Когда?»
4 сентября исполняется 35 лет со «дня рождения» популярной интеллектуальной телеигры «Что? Где? Когда?»
Датой рождения телевизионной передачи «Что? Где? Когда?» официально считается 4 сентября 1975 г., когда в эфир вышел первый выпуск игры, основателем которой был телеведущий Владимир Ворошилов.
Вначале игра называлась «Семейная викторина «Что? Где? Когда?». В первой игре приняли участие две команды – семья Ивановых и семья Кузнецовых из Москвы.
Игра состояла из двух раундов, снимавшихся дома у каждой из семей. Командам задавалось по 11 вопросов. Два сюжета соединялись в один при помощи фотографий из семейных альбомов Ивановых и Кузнецовых.
С течением времени правила игры, призы и само название клуба менялись. В 1976 г. семейная викторина «Что? Где? Когда?» превратилась в телевизионный молодежный клуб «Что? Где? Когда?». Первыми игроками были студенты МГУ.
В игре появился волчок, с действием которого выбирался не вопрос, а отвечающий игрок. Минуты обсуждения еще не было, участники игры отвечали на вопросы сразу, без подготовки. Каждый участник играл сам за себя.
Самые первые вопросы были выдуманы самим Ворошиловым, а после, когда игра стала известной, начали принимать вопросы от зрителей. Ответивший на вопрос получал приз – книгу, ответивший на семь вопросов получал главный приз ‑ комплект книг.
Ответы игроков оценивали члены почетного жюри – академик АМН СССР Оганес Бароян, член-корреспондент АН СССР Виталий Гольданский, писатель Даниил Данин.
Владимиру Ворошилову в то время было запрещено появляться в кадре, поэтому первым ведущим игры был Александр Масляков. Он провел всего одну игру.
В 1976 г. передача вышла в эфир один раз – 24 апреля.
В 1977 г. ведущего в кадре сменили четыре голоса за кадром, среди которых были Владимир Ворошилов и сотрудники молодежной редакции ЦТ журналисты Андрей Меньшиков и Светлана Бердникова, а также геолог Зоя Арапова. Их имена для телезрителей долго оставались загадкой. Владимир Ворошилов был основным ведущим игры, остальные голоса выполняли вспомогательную роль – озвучивали письма телезрителей (в адрес программы каждый день присылались мешки писем, на каждое из которых необходимо было ответить, найти лучшие вопросы, проверить достоверность вопроса, отредактировать, подготовить).
В 1977 г. впервые волчок стал указывать на письма телезрителей, а не на отвечающего игрока и в игре появилась минута обсуждения. Каждый правильный ответ приносил приз-книгу в общий фонд участников игры. Если члены клуба проигрывали вопрос, вся шестерка игроков менялась. В этом же году в клубе появилась традиция вручать приз телезрителю за лучший вопрос, а в зале появился живой символ передачи – филин Фомка.
С 1978 г. Владимир Ворошилов стал единственным закадровым ведущим игры, а игры в телевизионном клубе «Что? Где? Когда?» стали традиционными и постоянными.
С 1979 г. все игроки, бывшие членами клуба «Что? Где? Когда?» или просто участниками передачи, впервые стали называться знатоками. В этот же год 24 января в игре прозвучала первая музыкальная пауза. Первое время музыкальные паузы всегда шли в записи. Номера с участием приглашенных на игру артистов появились только в 1982 г., а с 1983 г. музыкальные паузы в зале стали традиционными.
С 1979 по 1983 год призы-книги представляла член президиума Всесоюзного общества книголюбов, директор Московского дома книги Тамара Владимировна Вишнякова.
В 1980 г. впервые было упомянуто имя ведущего игры Владимира Ворошилова, а в 1981 г. появилась первая почетная награда клуба – «Знак совы» – подвеска в виде деревянной совы. Приз вручался лучшему знатоку игры; первым его обладателем стал Александр Бялко.
В 1982 г. окончательно определилась форма игры. Было введено новое правило: игра продолжается до шести очков. До этого момента счет игры все время был разным – задавалось столько вопросов, сколько позволял хронометраж.
6 декабря 1983 г. на игре впервые появился «черный ящик» (в настоящее время используются четыре разных по размеру черных ящика. Все они сделаны из дерева, внутри обиты бархатом).
В 1984 г. был учрежден приз «Хрустальная сова», первым обладателем которого стал Нурали Латыпов. С 1984 по 1990 год приз «Хрустальная сова» вручался один раз в год – лучшему игроку года в команде телезрителей и в команде знатоков. С 1991 по 2000 год приз вручался два раза в год – в финале летней и зимней серии. Исключением стали юбилейные игры 2000 г., когда «Хрустальная сова» вручалась лучшему знатоку каждой игры серии.
С 2001 г. «Хрустальная сова» вручается четыре раза в год в финальной игре весенней, летней, осенней и зимней серии. Приз получает лучший игрок победившей команды – знаток или телезритель.
Первые «Хрустальные совы» были изготовлены на стекольном заводе в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области, с 1985 года их делают на Львовской экспериментальной керамико-скульптурной фабрике (гутное стекло, ручная работа).
С 24 октября 1986 г. передача «Что? Где? Когда?» выходит только в прямом эфире.
С 1987 г. стала проходить серия международных игр «Что? Где? Когда?», состоялись три прямых эфира из Болгарии.
В 1991 г. на игровом столе в качестве приза впервые появились деньги, превратив интеллектуальный клуб в интеллектуальное казино, а ведущий стал называться крупье.
Был введен титул Бессмертного члена элитарного клуба, который получал право остаться в клубе, несмотря на проигрыш команды. Атрибутом Бессмертных стал красный пиджак.
В 1992 г. в игре появляется сектор «Зеро».
Зимой 1993 г. знатоки в первый раз появились на игре в смокингах.
30 декабря 2000 г. Владимир Ворошилов провел свою последнюю игру, 10 марта 2001 г. он скончался. С мая 2001 г. автором, ведущим, режиссером и продюсером игры «Что? Где? Когда?» стал Борис Крюк. С этого года был введен «13 сектор», в который пользователи сети Интернет могут присылать вопросы на игру прямо во время прямого эфира.
В 2002 г. в клубе учрежден новый почетный приз ‑ «Бриллиантовая сова», который является главным призом года и вручается в финальной игре лучшему игроку победившей команды. Приз «Бриллиантовая сова» выполнен из серебра и хрусталя по технологии «Алмазная грань» (ручная работа). В украшении совы использовано 70 рубинов. Вес «Бриллиантовой совы» более 8 кг.
С 1976 по 1982 год игры «Что? Где? Когда?» проходили в баре Останкинского телецентра; с 1983 по 1986 год – в старинном особняке на улице Герцена (теперь Большая Никитская) в доме № 47, где размещался учебно‑методический центр МГК ВЛКСМ по организации свободного времени молодежи; в 1988 и в 1989 гг. игры «Что? Где? Когда?» проходили в Центре Международной торговли на Красной Пресне.
С 1990 г. все игры телевизионного элитарного клуба «Что? Где? Когда?» проходят в Охотничьем домике в Нескучном саду.
Программа «Что? Где? Когда?» не раз награждалась телевизионной премией «ТЭФИ»: в 1997 г. в номинации «Развлекательная программа»; в 2001 г. в номинации «Телевизионная игра», а ее основатель и первый ведущий Владимир Ворошилов посмертно был награжден призом «За личный вклад в развитие отечественного телевидения»; в 2002 г. программа «Что? Где? Когда?» вышла в финал номинации «Телевизионная игра»; в 2004 и 2005 гг. стала победителем в номинации «Телевизионная игра».
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Что где когда в чем суть игры
* В сезоне 2021 года можно также воспользоваться отделениями Банка ВТБ для отправки вопросов для программы «Что? Где? Когда?».
© 1998-2021. Телекомпания «ИГРА-ТВ» | ||||