Что где когда страна происхождения
История телевизионной игры «Что? Где? Когда?»
4 сентября исполняется 35 лет со «дня рождения» популярной интеллектуальной телеигры «Что? Где? Когда?»
Датой рождения телевизионной передачи «Что? Где? Когда?» официально считается 4 сентября 1975 г., когда в эфир вышел первый выпуск игры, основателем которой был телеведущий Владимир Ворошилов.
Вначале игра называлась «Семейная викторина «Что? Где? Когда?». В первой игре приняли участие две команды – семья Ивановых и семья Кузнецовых из Москвы.
Игра состояла из двух раундов, снимавшихся дома у каждой из семей. Командам задавалось по 11 вопросов. Два сюжета соединялись в один при помощи фотографий из семейных альбомов Ивановых и Кузнецовых.
С течением времени правила игры, призы и само название клуба менялись. В 1976 г. семейная викторина «Что? Где? Когда?» превратилась в телевизионный молодежный клуб «Что? Где? Когда?». Первыми игроками были студенты МГУ.
В игре появился волчок, с действием которого выбирался не вопрос, а отвечающий игрок. Минуты обсуждения еще не было, участники игры отвечали на вопросы сразу, без подготовки. Каждый участник играл сам за себя.
Самые первые вопросы были выдуманы самим Ворошиловым, а после, когда игра стала известной, начали принимать вопросы от зрителей. Ответивший на вопрос получал приз – книгу, ответивший на семь вопросов получал главный приз ‑ комплект книг.
Ответы игроков оценивали члены почетного жюри – академик АМН СССР Оганес Бароян, член-корреспондент АН СССР Виталий Гольданский, писатель Даниил Данин.
Владимиру Ворошилову в то время было запрещено появляться в кадре, поэтому первым ведущим игры был Александр Масляков. Он провел всего одну игру.
В 1976 г. передача вышла в эфир один раз – 24 апреля.
В 1977 г. ведущего в кадре сменили четыре голоса за кадром, среди которых были Владимир Ворошилов и сотрудники молодежной редакции ЦТ журналисты Андрей Меньшиков и Светлана Бердникова, а также геолог Зоя Арапова. Их имена для телезрителей долго оставались загадкой. Владимир Ворошилов был основным ведущим игры, остальные голоса выполняли вспомогательную роль – озвучивали письма телезрителей (в адрес программы каждый день присылались мешки писем, на каждое из которых необходимо было ответить, найти лучшие вопросы, проверить достоверность вопроса, отредактировать, подготовить).
В 1977 г. впервые волчок стал указывать на письма телезрителей, а не на отвечающего игрока и в игре появилась минута обсуждения. Каждый правильный ответ приносил приз-книгу в общий фонд участников игры. Если члены клуба проигрывали вопрос, вся шестерка игроков менялась. В этом же году в клубе появилась традиция вручать приз телезрителю за лучший вопрос, а в зале появился живой символ передачи – филин Фомка.
С 1978 г. Владимир Ворошилов стал единственным закадровым ведущим игры, а игры в телевизионном клубе «Что? Где? Когда?» стали традиционными и постоянными.
С 1979 г. все игроки, бывшие членами клуба «Что? Где? Когда?» или просто участниками передачи, впервые стали называться знатоками. В этот же год 24 января в игре прозвучала первая музыкальная пауза. Первое время музыкальные паузы всегда шли в записи. Номера с участием приглашенных на игру артистов появились только в 1982 г., а с 1983 г. музыкальные паузы в зале стали традиционными.
С 1979 по 1983 год призы-книги представляла член президиума Всесоюзного общества книголюбов, директор Московского дома книги Тамара Владимировна Вишнякова.
В 1980 г. впервые было упомянуто имя ведущего игры Владимира Ворошилова, а в 1981 г. появилась первая почетная награда клуба – «Знак совы» – подвеска в виде деревянной совы. Приз вручался лучшему знатоку игры; первым его обладателем стал Александр Бялко.
В 1982 г. окончательно определилась форма игры. Было введено новое правило: игра продолжается до шести очков. До этого момента счет игры все время был разным – задавалось столько вопросов, сколько позволял хронометраж.
6 декабря 1983 г. на игре впервые появился «черный ящик» (в настоящее время используются четыре разных по размеру черных ящика. Все они сделаны из дерева, внутри обиты бархатом).
В 1984 г. был учрежден приз «Хрустальная сова», первым обладателем которого стал Нурали Латыпов. С 1984 по 1990 год приз «Хрустальная сова» вручался один раз в год – лучшему игроку года в команде телезрителей и в команде знатоков. С 1991 по 2000 год приз вручался два раза в год – в финале летней и зимней серии. Исключением стали юбилейные игры 2000 г., когда «Хрустальная сова» вручалась лучшему знатоку каждой игры серии.
С 2001 г. «Хрустальная сова» вручается четыре раза в год в финальной игре весенней, летней, осенней и зимней серии. Приз получает лучший игрок победившей команды – знаток или телезритель.
Первые «Хрустальные совы» были изготовлены на стекольном заводе в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области, с 1985 года их делают на Львовской экспериментальной керамико-скульптурной фабрике (гутное стекло, ручная работа).
С 24 октября 1986 г. передача «Что? Где? Когда?» выходит только в прямом эфире.
С 1987 г. стала проходить серия международных игр «Что? Где? Когда?», состоялись три прямых эфира из Болгарии.
В 1991 г. на игровом столе в качестве приза впервые появились деньги, превратив интеллектуальный клуб в интеллектуальное казино, а ведущий стал называться крупье.
Был введен титул Бессмертного члена элитарного клуба, который получал право остаться в клубе, несмотря на проигрыш команды. Атрибутом Бессмертных стал красный пиджак.
В 1992 г. в игре появляется сектор «Зеро».
Зимой 1993 г. знатоки в первый раз появились на игре в смокингах.
30 декабря 2000 г. Владимир Ворошилов провел свою последнюю игру, 10 марта 2001 г. он скончался. С мая 2001 г. автором, ведущим, режиссером и продюсером игры «Что? Где? Когда?» стал Борис Крюк. С этого года был введен «13 сектор», в который пользователи сети Интернет могут присылать вопросы на игру прямо во время прямого эфира.
В 2002 г. в клубе учрежден новый почетный приз ‑ «Бриллиантовая сова», который является главным призом года и вручается в финальной игре лучшему игроку победившей команды. Приз «Бриллиантовая сова» выполнен из серебра и хрусталя по технологии «Алмазная грань» (ручная работа). В украшении совы использовано 70 рубинов. Вес «Бриллиантовой совы» более 8 кг.
С 1976 по 1982 год игры «Что? Где? Когда?» проходили в баре Останкинского телецентра; с 1983 по 1986 год – в старинном особняке на улице Герцена (теперь Большая Никитская) в доме № 47, где размещался учебно‑методический центр МГК ВЛКСМ по организации свободного времени молодежи; в 1988 и в 1989 гг. игры «Что? Где? Когда?» проходили в Центре Международной торговли на Красной Пресне.
С 1990 г. все игры телевизионного элитарного клуба «Что? Где? Когда?» проходят в Охотничьем домике в Нескучном саду.
Программа «Что? Где? Когда?» не раз награждалась телевизионной премией «ТЭФИ»: в 1997 г. в номинации «Развлекательная программа»; в 2001 г. в номинации «Телевизионная игра», а ее основатель и первый ведущий Владимир Ворошилов посмертно был награжден призом «За личный вклад в развитие отечественного телевидения»; в 2002 г. программа «Что? Где? Когда?» вышла в финал номинации «Телевизионная игра»; в 2004 и 2005 гг. стала победителем в номинации «Телевизионная игра».
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Как появилась игра «Что? Где? Когда?»
Ровно 45 лет назад 4 сентября 1975 года на советских телеэкранах появился первый выпуск нового интеллектуального шоу «Что? Где? Когда?». Это было первое телевизионное шоу в СССР. Об этом рассказывает общественный и политический деятель, известный адвокат Михаил Барщевский.
Полное название игры, основанной телеведущим Владимиром Ворошиловым называлось «Семейная викторина «Что? Где? Когда?». Принцип заключался в соревновании двух команд за круглым столом, ответом на вопросы за очень короткое время, именуемые по-боксерски раунды проводились до победы одной из команд. Тогда в период социалистического соревнования, комсомольских строек, перенос принципа соревнования стахановской идеи в формат интеллектуальной телеигры, в которой команда из шести знатоков в течение шестидесяти секунд ищет ответы на вопросы телезрителей, казался немыслимым для «брежневского застоя». И несомненно, что популярность игрового шоу началась сразу с первого показа игры на телеэкранах.
Вначале, телевизионные съёмки «Семейной викторины Что? Где? Когда?» проходили в квартирах каждой из участвующих в игре семей. Название игры, её правила, а также призы, неоднократно менялись, и в 1976 году программа перетрансформировалась в телевизионный молодежный клуб «Что? Где? Когда?» и с этого момента она обрела свое постоянное название, которое мы видим до сих пор. Команды игроков на участие в интеллектуальном соревновании, стали формировать из числа желающих, кто подал предварительную заявку и тогда же участников игры за игровым столом, стали называть «знатоками».
Кстати в записи первых выпусков передачи снимались в основном студенты МГУ, игровой стол оборудовали в баре телецентра «Останкино» и съемки программы осуществлялись почти 7 лет с 1975 по 1982 год. На этом месте программа не осталась, стала перемещаться меняя локацию, формат программы, перейдя на трансляцию игры в прямом эфире и в 1983 году из Останкинского бара игра переехала в центр Москвы на улицу Герцена, дом 47. В 1987 году, были три успешные игры из Болгарии, которые транслировались в прямом эфире. С 1988 по 1989 год программа имела локацию в Центре Международной Торговли на Красной Пресне и провела десять игр с международными участниками команд и экспертов из США, Франции, Польши и Болгарии и после этого, в 1990 году, переместилась в Нескучный сад в знаменитый Охотничий домик, из которого и ведутся трансляции игры по настоящее время.
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
Игра «Что? Где? Когда?». История появления на экране
Четвертого сентября 1975 года в эфир вышла первая передача телережиссера и бывшего художника Владимира Ворошилова «Что? Где? Когда?».
Создатель игры родился в Симферополе в 1930 году, а в 1943 году из эвакуации его семья переехала в Москву. Три образования: Академия художеств Эстонской ССР (факультет живописи), школа-студия МХАТ (постановочный факультет), Высшие режиссерские курсы. Был художником-постановщиком МХАТа, Малого театра, Театра оперетты. Работал режиссером в театре «Современник» и в Театре на Таганке. А в 1968 году Владимира Яковлевича пригласили на телевидение. По крайней мере, так утверждает официальный сайт телекомпании «Игра». В любом случае, на ТВ Ворошилов пошел не от хорошей жизни – просто подработать. И, как это часто бывает, нашел там свое призвание.
Первым крупным телевизионным проектом Ворошилова стала передача «Аукцион». По сути – первая рекламная передача в прямом эфире, уже первый ее выпуск встретили, что называется, «на ура». Участники этой игры отвечали на вопросы, связанные с какими-либо товарами: чаем, телевизорами, пушниной… По системе аукциона. Товары, о которых шла речь в передаче, сразу начинали пользоваться спросом. Так, к примеру, Ворошилов смог «раскрутить» непопулярные в СССР кальмары. И все бы хорошо, но Ворошилову пришла идея «пустить с молотка» авторскую песню, очень модную в ту пору, но запрещенную для широкой публики. Программа была снята с эфира советской цензурой, а Ворошилов надолго стал персоной нон-грата на советском ТВ.
Лишь через год после скандального закрытия «Аукциона» на телеэкране появилась новая, придуманная им игра – «А ну-ка, парни!». Кстати, первые в истории отечественного телевидения телемосты с Ташкентом и другими городами – тоже заслуга Ворошилова.
Большой ребенок
Как вспоминают знатоки и сотрудники телегруппы, с Ворошиловым было очень тяжело, но без него вообще невозможно. Он был «старым ребенком», по-китайски – Лао-цзы.
Владимир Яковлевич жил с мамой, которая оставалась для него самым большим авторитетом. Самые глобальные решения в своей жизни он принимал под ее влиянием. Однажды после эфира «Что? Где? Когда?» Ворошилов на полном серьезе пожаловался коллегам: «Ну вот, Друзь проиграл – Вера Борисовна меня сегодня выгонит из дома».
Говорят, что в среде КВН у Маслякова есть прозвище Барин. Может быть, и так, это достаточно точно отражает отношение к Александру Васильевичу и его положение в мире КВН. Ворошилова же все за глаза звали Дед. Его любили и боялись одновременно, он был родным для знатоков – и отстраненным от них. За всю жизнь у него был единственный друг – Александр Друзь. Все остальные – коллеги, и коллеги эти были профессионалами высшего класса. Александр Фукс – великий оператор, к сожалению, нелепо погибший; Наталья Плуталова – бессменный звукорежиссер. Эти люди отмечены премией ТЭФИ, как и сам Ворошилов, ставший еще и академиком Российской академии телевидения.
30 лет назад
Четвертого сентября 1975 года официально считается днем рождения игры «Что? Где? Когда?». В этот день впервые вышла в эфир «Семейная викторина «Что? Где? Когда?».
В передаче приняли участие две команды – семья Ивановых и семья Кузнецовых из Москвы. Передача снималась частями – сначала в гостях у одной семьи, а потом – у другой. Каждой команде задавалось по 11 вопросов. Два сюжета соединялись в один при помощи фотографий из семейных альбомов Ивановых и Кузнецовых. В эфир вышла одна программа. Волчка в передаче еще не было.
Он появился в следующем, когда «Семейная викторина» превратилась в телевизионный молодежный клуб «Что? Где? Когда?». Владимир Ворошилов рассказывал, что идея с волчком пришла к нему в голову после посещения магазина игрушек.
Первая игра состоялась в баре телецентра «Останкино», а поскольку появление опального режиссера на экране было исключено, телеигру вел… Александр Масляков! Так забавно пересеклись два главных телевизионных ноу-хау СССР.
Год за годом
Регулярной передача стала лишь в 1978 году. Все по той же причине – запрет на появление Ворошилова на экране – ведение игры ушло «за кадр». Гениальный телевизионный ход, одна из главных изюминок игры оказалась вынужденной мерой. Мистика!
Постепенно игра обретала себя. Голос за кадром по-прежнему интриговал телезрителей, Ворошилова даже прозвали «Инкогнито из Останкино»… В 1979 году впервые появляется счет игры и музыкальная пауза, а с 1980-го имя Ворошилова стали писать в титрах передачи.
В 1983 году передача переехала в знаменитый особняк на улице Герцена. С тех пор началась история «классического «Что? Где? Когда?».
А еще год спустя появился и главный приз телеигры – «Хрустальная Сова». Первым его обладателем стал Нурали Латыпов. С тех пор птицу мудрости сумели поймать не так уж много знатоков. Больше всего «птичек» у Александра Друзя – у него четыре «совы», а если учесть награды его дочерей – Инны и Марины, то всего в семье Друзей аж шесть хрустальных птиц.
Магистры
В конце 80-х состоялась серия международных игр, менялась и жизнь в стране… Ворошилов почувствовал необходимость смены идеологии передачи. В один год с исчезновением СССР изменилась и «Что? Где? Когда?». Передача превратилась в интеллектуальное казино. Рассказывают, что эта мысль пришла в голову одновременно почти всем сотрудникам Ворошилова в средиземноморском круизе. Очевидно, это как раз тот случай, когда идея витала в воздухе.
Так Ворошилов вошел в кадр. Между прочим, к этому шагу Владимира Яковлевича подтолкнул Эльдар Рязанов. Как-то раз они стояли вместе в очереди в останкинской столовой. Эльдар Александрович в то время был не только всеми любимым режиссером, но и популярнейшим ведущим «Кинопанорамы». И вот Рязанову дали суп с зеленью, а Ворошилову – без. Рязанов развел руками и полушутя сказал: «Я тебе сколько раз говорил: работай в кадре! Хоть петрушку будешь получать».
В 1995 году в клубе появился первый Магистр игры – Александр Друзь, в 2000-м – второй, Максим Поташев (а совсем скоро мы узнаем третьего – в последней игре 2005 года).
Последняя гастроль
После двадцатилетия передачи Ворошилов твердо решил уйти, оставив игру своему приемному сыну Борису Крюку, который тогда вел «Любовь с первого взгляда». Владимира Яковлевича отговаривали, он остался. Копилась усталость…
10 марта 2001 года Владимира Ворошилова не стало. Инфаркт. «Последняя гастроль» на играх 25-летия стала по-настоящему последней.
После смерти отца вести игру стал Борис Крюк – сначала голосом, измененным компьютером, потом – своим собственным. Между прочим, знатокам легче не стало – ведущий Крюк оказался не мягче ведущего Ворошилова. Сейчас многие поругивают новое «Что? Где? Когда?» – слишком уж оно непохоже на старое, с книжками-призами и «домашней» обстановкой… Звезды за игровыми столами, своеволие спонсоров нравится не всем, но в рейтинге программа пока не сильно падает, телегруппа снова в поиске. Кто знает, что придумает она в следующий раз.
Вне телеэкрана
Где они сейчас?
Сегодня многие мастера игры – вполне себе состоявшиеся люди. К примеру, Никита Шангин – известный архитектор (сейчас занимается реконструкцией Большого театра); Александр Бялко – заместитель директора по науке опытного химико-металлургического завода ГИРЕДМЕТА в Подольске; Виктор Сиднев стал мэром Троицка и добился присвоения городу статуса наукограда; Борис Бурда стал известным телеведущим и кулинаром, его портреты можно увидеть на билбордах по всей Украине; Владимир Молчанов – главный редактор передачи «Своя игра», вот уже десять лет идущей в России и обладающей ТЭФИ…
Список можно продолжать достаточно долго, и это говорит о том, что фраза о соотнесении ума и успешности в России постепенно теряет свою актуальность.
Что? Где? Когда?
Викторина
Краткая история
Первый эфир телеигры был 4 сентября 1975 года. Тогда программа имела название “Семейная викторина “Что? Где? Когда?” и состояла из двух раундов. В ней принимали участие две семьи, которые соревновались между собой. В 1976 году в игре появился детский волчок, который был модернизирован специально для игры. При этом волчок указывал на одного игрока, который должен был без раздумий ответить на прозвучавший вопрос. Если игроку, на которого указала стрелка, это не удалось, то ответить нужно было игроку, на которого указывала вторая стрелка. Затем программа получила определение “телевизионного молодежного клуба”, в котором участвовали студенты МГУ. В 1977 году в игре появилась “Минута обсуждения”, волчок с одной стрелкой и символ игры – живой филин по кличке Фомка.
Первые вопросы были созданы Владимиром Ворошиловым, создателем игры, так как тогда команды телезрителей тогда не существовало. А когда игра приобрела популярность, от телезрителей приходили письма мешками, каждое из которых нужно было проверить, отредактировать и в случае выбора, подготовить все озвучивания его в эфире. До 1979 года всех участников называли игроками, затем появился специальный термин для них “знаток”, который до сих пор используется. В 70-80 года призами были книги, а зимой 1991 года, игра превратилась из “интеллектуального клуба” в “интеллектуальное казино”. Тогда же в игре было такое явление как “смерть” команды, суть которого заключалась в следующем: команда, которая единожды проиграла “навсегда” лишалась права выступления в клубе. Но в 90-х было введено нововведение – “красные пиджаки”, которые позволяли игрокам, получившим хрустальную сову, остаться в клубе даже в случае поражения команды. Команды Алексея Блинова и Михаила Смирнова добились красных пиджаков для целой команды. В 1994 году было отменено правило “смерть” команды. С 1994 по 1998 год в игре позволялось делать ставки — ставить фишки на сумму, равную стоимости сектора. При этом, если стрелка волчка указывала на сектор со ставкой, разыгрываемая сумма увеличивалась как правило в 10 раз. В случае победы знатоков в рамках вопроса, сделанные ими ставки возвращались им, они могли далее ставить те же фишки в следующих раундах. Однако в 1994—1995 годах, когда ставки делала команда, проигравшие ставки все уходили в доход казино, независимо от результата раунда и количества сделанных ставок, а также от того сыграла ли хоть одна ставка команды.
В 1999 году вследствие кризиса летняя серия игр была отменена и знатоки впервые сели за игровой стол лишь 28 декабря 1999 года в так называемой Рождественской серии игр, которая продлилась до 12 января. Стоимости секторов увеличились, однако ставки были отменены, знатоки разыгрывали лишь номинальную стоимость вопроса, которую иногда в несколько раз увеличивал спонсор. Хрустальную сову и золотую фишку дома Корона получил игрок, принесший команде победное очко, им стал Борис Бурда. В ноябре-декабре 2000 года состоялись Юбилейные игры, в которых приняли участие команды различных поколений — 70-х, 80-х, 90-х и 2000-х годов, а также команда Интернета и команда детей знатоков. Всего в XX веке состоялось 248 игр по официальным источникам.
С 2001 года ведущим стал Борис крюк. В тоже время знатоки перестали играть на деньги, в игре появился “тринадцатый сектор” и защитники интересов телезрителей, также были отменены Хрустальная или Бриллиантовая Сова. С 2002 по 2014 годы игра выходила 17 раз в год. С 2002 года была возобновлена практика вручения хрустальных сов телезрителям.
С 2008 года авторы вопросов получают выигрыш в соответствии с тем, какое по счёту очко они принесли своей команде — команде телезрителей. За первое очко телезритель получал 10 тысяч рублей, за второе — 20 тысяч и так далее, а за шестое, победное очко — 60 тысяч рублей.
Описание
Используя метод мозгового штурма, команда из шести игроков – “знатоков” – ищет в течение одной минуты правильный ответ на любой заданный телезрителями вопрос. За правильный ответ очко получает команда знатоков, за неправильный же очко получают их противники – команда телезрителей. Побеждает команда, первой набравшая шесть очков.
И Владимир Ворошилов, и Борис Крюк неоднократно подчёркивали, что, в отличие от многих других телевизионных интеллектуальных игр “Что? Где? Когда?” является игрой не на знания и эрудицию, а на интеллект и умение рассуждать. Большая часть вопросов в игре составлена таким образом, что знать изначально правильный ответ не удается даже самым эрудированным знатокам, однако почти во всех вопросах до правильного ответа можно додуматься в рамках минуты обсуждения. Даже среди знатоков, которые дают досрочные ответы, как правило сами знатоки приводят цепочку рассуждений, которую они быстро провели и сумели дать верный ответ.
Правила
Права играющей команды
Каждая команда знатоков имеет определённые права, действующие во время игры. Запрос к ведущему на признание каждого права подлежит капитану команды.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
10 любопытных фактов о телепередаче «Что?Где?Когда?» в день ее рождения
Одна из самых любимых программ советского телевидения «Что? Где? Когда?» отмечает 4 сентября свой день рождения. В 2017 году передаче исполнилось 42 года. Сегодня это самая долгоживущая программа на российском телевидении. Она включает в себя все: азарт, конфликт, интригу и самое главное – борьбу интеллектов. Примечательно, что первыми призами для победителей передачи были не деньги, а хорошие книги, которые в то время по-настоящему ценились «на вес золота». В честь дня рождения знаменитой передачи портал Amic.ru подготовил подборку самых интересных фактов о «Что?Где?Когда?».
В самом первом выпуске передачи «Что? Где? Когда?», который вышел в эфир 4 сентября 1975 года, знатоков еще не было. В передаче приняли участие две семьи из Москвы: семья Ивановых и семья Кузнецовых. Съемки проходили в квартирах обеих семей. Каждой было задано 11 вопросов. Потом два сюжета соединили в одну передачу. Шоу, каким мы привыкли его видеть, появилось 24 декабря 1977 года. Спустя два года игроков за столом впервые назвали знатоками. Первые вопросы для «Что? Где? Когда?» сочиняли редакторы и 12-летний школьник — Боря Крюк.
Имя ведущего телепередачи долгое время оставалось загадкой для зрителей. А за Владимиром Ворошиловым надолго закрепилось прозвище «Инкогнито из Останкино». Кто скрывается за грозным голосом, зрители узнали лишь 23 апреля 1980 года, когда эфир закончился словами: «Вел передачу Владимир Ворошилов». После его смерти в 2001 году кресло ведущего занял Борис Крюк. Его имя также долго скрывалось, а голос обрабатывался на компьютере. Но даже теперь, когда эта информация перестала быть тайной, знатоки обращаются к ведущему только так: «Господин ведущий!»
Начиная с 1990 года, все игры «Что? Где? Когда?» проходят в Охотничьем домике в Нескучном саду. Построенное в период между 1739 и 1753 годами, здание является памятником архитектуры XVIII века, частью увеселительной усадьбы князя Никиты Юрьевича Трубецкого. Именно там умнейший Нурали Латыпов дал правильный ответ на вопрос, который поставил в тупик всех знатоков.
Символом игры является филин по имени Фомка. В 1977 году он даже появился в зале во время игры. А в качестве награды лучшие игроки получают «Хрустальную сову». Впервые приз был введен в 1984 году. В 2002 году к хрустальной сове добавилась бриллиантовая. Ее получает лучший игрок по результатам года. Были моменты в игре, когда Александр Друзь ликовал после неправильного. ответа знатоков.
Организаторы игры очень ответственно относятся к музыкальной паузе. В разные годы на телешоу выступали: Людмила Гурченко, Вячеслав Малежик, Анне Вески, Игорь Николаев, Эдита Пьеха и многие другие. На юбилейных играх 2000 года Константину Райкину была вручена «Хрустальная сова» за лучшую музыкальную паузу за 25 лет существования игры «Что? Где? Когда?» (номер с участием К. Райкина был показан 29 декабря 1984 года).
Одним из самых загадочных атрибутов игры «Что? Где? Когда?» является знаменитый черный ящик. За время существования передачи в нем побывали сотни разных предметов: мыло, дирижерская палочка, череп, туалетная бумага, свадебное платье, пух от перины, шпоры, кирпич, головка сыра, кочан капусты, купальник-бикини, баночка с мочой, будильник, живая бабочка. Однажды среди них был даже настоящий авиационный «черный ящик». А несколько раз за всю историю игры черный ящик был пуст.
Каждый, кто хоть раз смотрел игру, наверняка обратил внимание на стоящий на столе волчок с всадником внутри, который распорядитель зала запускает перед каждым раундом. Сложно поверить, но этот волчок – слегка усовершенствованная детская игрушка, которую выпускает московский завод «Красный пролетарий». «Как-то зашел в Дом игрушки, чтобы купить что-нибудь в подарок моему приятелю трех лет от роду. Увидел волчок с прыгающей лошадкой и купил сразу два, второй – себе. Играл, не выходя из дома, дней десять», – вспоминал Ворошилов.
До осени 1991 года знатоки не играли на деньги. В качестве призов в игре использовались книги. Потом интеллектуальный клуб стал называться интеллектуальным казино, а ведущего переименовали в крупье. Девизом передачи стала фраза: «Интеллектуальное казино – единственное место, где можно заработать деньги своим собственным умом».
30 декабря 2000 г. Владимир Ворошилов провел свою последнюю игру, 10 марта 2001 г. он скончался. С мая 2001 г. автором, ведущим, режиссером и продюсером игры «Что? Где? Когда?» стал Борис Крюк. С этого года был введен «13 сектор», в который пользователи сети Интернет могут присылать вопросы на игру прямо во время прямого эфира. Создатель игры родился в Симферополе в 1930 году, а в 1943 году из эвакуации его семья переехала в Москву. Три образования: Академия художеств Эстонской ССР (факультет живописи), школа-студия МХАТ (постановочный факультет), Высшие режиссерские курсы. Был художником-постановщиком МХАТа, Малого театра, Театра оперетты. Работал режиссером в театре «Современник» и в Театре на Таганке. А в 1968 году Владимира Яковлевича пригласили на телевидение. По крайней мере, так утверждает официальный сайт телекомпании «Игра». В любом случае на ТВ Ворошилов пошел не от хорошей жизни – просто подработать. И, как это часто бывает, нашел там свое призвание.
За время своего существования телевикторина «Что? Где? Когда?» получила семь премий ТЭФИ, включая победу в номинации «Звукорежиссер». Каждое действие игры сопровождается определенной музыкальной композицией. Пока крутится волчок, звучит композиция Геннадия Бондарева «Дикая лошадь», черный ящик выносят под «Ra-Ta-Ta» Криса Ювенса и Кристиана Хайльбурга, а хрустальную сову вручают под аккомпанемент Homage To The Mountain группы Yello.
Ну и самый последний факт, так сказать, «на закуску». Клуб знатоков «Что? Где? Когда?» — наиболее грандиозная задумка, пожалуй, за все время существования телевидения. Это самая долгоживущая программа на TV, которая до сих пор не теряет свою аудиторию.