Что где когда instagram
Тайны шоу «Что? Где? Когда?»
В СССР не было человека, который хоть раз не смотрел выпуск программы «Что? Где? Когда?». А каждый четвертый зритель старался не пропускать ни единой передачи. Интеллектуальное шоу, придуманное театральным художником по костюмам Владимиром Ворошиловым, и сейчас очень популярно: 4 сентября «ЧГК» исполняется 45 лет. Только вот, к сожалению, в последние годы название программы все чаще упоминают в связи не с «играми разума», а с громкими скандалами.
Мастер интеллектуальных игр Анатолий Вассерман, который сам когда-то начинал в «Что? Где? Когда?», в разговоре с нами выступил адвокатом легендарного шоу. По его словам, только через телевизионную тусовку прошла минимум тысяча игроков. А уж в спортивном формате… «Неудивительно, что при таком потоке люди встречаются разные», — объясняет мэтр. Только вот в скандальной хронике фигурируют и звезды первой величины.
Победить за взятку
Инженер-системотехник Илья Бер, занимавший должность главного редактора игры «Кто хочет стать миллионером», обвинил Друзя в попытке подкупа. Он опубликовал запись их разговора, в котором Александр Абрамович предлагал за ответы на вопросы викторины 3 млн руб. В свою очередь, Друзь обвинил Бера, что тот его провоцировал на взятку.
«Поручиться не могу, но мне кажется, тут ужасное недоразумение, — защищает коллег Вассерман. — Бер и Друзь решили поиграть в частных сыщиков и разоблачить друг друга».
Вышло скверно. Бера уволили, Друзя, эту живую легенду, отстранили от игр. Комиссию по этике, которую тот возглавлял, ликвидировали. Но это были еще не все неприятности на его умную голову.
Охотничий домик в Нескучном саду, где проходят съемки. Фото Михаила Брацило/tushinets.livejournal.com
«Трогал, звал к себе»
«Друзь обнял меня за талию, но в какой-то момент его рука поднялась выше и оказалась в районе груди. И он отпустил что-то пошлое — не могу даже вспомнить, что именно, но осадок остался мерзкий. Я больше никогда с таким не сталкивалась — ни до, ни после. Это было неприятное открытие», — откровенничала с прессой бывшая участница детской команды «Что? Где? Когда?». Якобы она стала жертвой домогательства, когда ей было 16 лет.
Но эти обвинения — цветочки по сравнению с ушатом помоев на голову Михаила Скипского, педагога из Петербурга. Совсем недавно ему рукоплескали все фанаты игры. Команда, в которой Михаил временно замещал капитана, проигрывала зрителям 0:5. Но после невероятной мобилизации знатоки под лидерством Скипского сумели взять шесть очков подряд!
И тут началось. Первой написала в Twitter журналистка издания The Bell Екатерина Аренина.
Екатерина Аренина обвинила Михаила Скипского в домогательствах. Фото: Facebook.com и Instagram.com
«Когда мне было 15 лет, ко мне приставал, пытался поцеловать, трогал, звал к себе домой мой тогда учитель географии и до сих пор звезда ЧГК Миша Скипский. Я ходила к нему на тренировки по «Что? Где? Когда?», с какого-то момента он стал звать меня пить кофе после уроков…»
А дальше потянулся целый ворох обвинений со стороны учениц — мол, пошло шутил, хватал за все места и прочее. «Знаю из первых уст несколько историй про Скипского вплоть до половых контактов с моими знакомыми несовершеннолетними. Это просто ***. Спасибо, Катя, что написала», — одобряли автора в Сети. На сегодняшний день Михаил Скипский приостановил свою деятельность в Комиссии по работе с детьми и молодежью на базе ЧГК.
Но и в этом случае Анатолий Вассерман на стороне товарищей: «Мода на массовую истерику под лозунгом «Меня тоже» достигла такого размаха, что я не очень верю таким заявлениям женщин о прошлом без малейшего желания подать в суд», — говорит он.
После скандала с Айратом Мухарлямовым в Сети появился демотиватор с его фото
Ласки за сигареты
Все это, разумеется, требует доказательств. Но свидетелей (не только девушек), подтверждающих мерзкие факты о неженатом тренере, живущем с мамой, так много, что все это требует серьезного разбирательства. Мухарлямов отстранен от работы в школьной лиге.
Странный знаток Георгий Жарков
Сбежал через окно
Ну и самый шокирующий случай за всю историю игры. В 2004 году обладатель «Хрустальной совы» Георгий Жарков на Владимирском железнодорожном вокзале познакомился с 19-летним жителем Нижнего Новгорода — умственно отсталым Александром Погодиным. Далее на квартире, которую Жарков снимал для тренировок местного интеллектуального клуба, он, согласно материалам дела, «принудил Погодина к оральному сексу». Только на третий день Жарков покинул квартиру, заперев пленника на ключ.
Тот попытался выбраться с десятого этажа по веревкам, сделанным из простыней, но в районе пятого этажа сорвался и упал на автомобиль «Ауди». Парню повезло — он отделался синяками, а вот машина пострадала сильно. Ее владелец и обратился в полицию, после чего всплыла эта неприглядная история.
Жаркова приговорили к 4,5 года условно. После этого его изгнали из клуба, хотя кое-где в регионах он еще выступал. «Знаю, что Жаркова исключали из клуба и ранее, за незаконный доступ к ответам игры, — не скрывает Анатолий Вассерман. — А в 2016 году он умер от диабета. Как мы видим по истории с Навальным, с ним шутки плохи».
Хочется надеяться, что к своему следующему юбилею легендарная программа избавится от такого дурно пахнущего флера.
«Изобретатель» программы «Что? Где? Когда?» Владимир Ворошилов никогда не жил со своими дамами сердца на одной жилплощади. Для него, как для любого хорошо воспитанного еврея, на первом месте всегда оставалась мама — Вера Борисовна.
Настоящая фамилия Владимира Яковлевича — Калманович, а для паспорта он взял фамилию первой жены — балерины. Женщин имел много, четырежды женился. Но, по словам его последней супруги Натальи Стеценко, романтиком никогда не был. Они познакомились по работе на телевидении. В первую их встречу Ворошилов воскликнул: «Ах вот вы какая, такая же толстая, как и я!»
В последние годы, не разведясь со Стеценко, Ворошилов жил гражданским браком со студенткой МГИМО Натальей Климовой, которая родила ему единственную дочь Наталью. Владимиру Яковлевичу тогда было уже 67 лет. Он умер через четыре года…
Борис Крюк, нынешний ведущий ЧГК, его мама Наталья Стеценко и «великий и ужасный» Владимир Ворошилов. Фото: Personastars.com
«Противно находиться с ним в одном помещении!»: почему знатоки бегут из «Что? Где? Когда?»
После скандала с Михаилом Скипским игроки уходят из клуба стройными рядами.
Фото: кадр из тв-шоу «Что? Где? Когда?».
После громкого разбирательства с Александром Друзем, использовавшим подсказки в эфире шоу «Кто хочет стать миллионером?», скандал со знатоком и двукратным обладателем «Хрустальной совы» Михаил Скипским стал самым крупным в истории элитарного клуба. Ведь он привел к череде «самоотводов», которые начали брать игроки.
Знаток Скипский (второй справа) в ЧГК по-прежнему на хорошем счету. Фото: Instagram.com
После обвинений Скипского в харассменте из ЧГК уходят чуть ли не командами. Что он такого натворил? Работал учителем в школе: не менее десяти девушек рассказали, что он лез целоваться, совал руки под нижнее белье, хватал за ягодицы, склонял к интиму и с некоторыми переспал. Ученицам было по 14 — 16, история прогремела в прессе, девушки выросли, но психологические травмы никуда не делись.
Да, заявлений в полицию так и не последовало, но некоторые знатоки продолжают настаивать хотя бы на внутреннем расследовании и проверке показаний девушек, которых якобы домогался Михаил. «Телепрограмма» объясняет, кто ушел из клуба за последнее время, и предоставляет слово как молодым игрокам, так и звездам «Что? Где? Когда?».
«Не произошло ничего неожиданного»
Проблема с обвинениями Михаила Скипского в сексуальных домогательствах к несовершеннолетним девушкам привела к международному скандалу: Лондонский, Нью-Йоркский, Бернский и Вильнюсский клубы, а также Владивостокский и еще 50 игроков и команд спортивного «Что? Где? Когда?» попросили руководство провести «прозрачное расследование обвинений» и отстранить Скипского от мероприятий под эгидой Международной ассоциации клубов (МАК), в которых принимают участие дети и подростки. Этого не последовало. Тогда игроки начали выходить из клуба (Михаил Малкин, Лев Кертман, Кирилл Чернышев и другие).
Процесс начался в 2020 году и продолжается и по сей день. Весной этого года стало известно, что из игры вышли Антон Иоков, Ольга Быкова и Георгий Арабули. Все трое были в команде Бориса Белозерова, которого ведущий Борис Крюк бодро поприветствовал в эфире и представил «обновленный состав» игроков.
«В целом не произошло же ничего неожиданного, — написала в Фейсбуке Анастасия Рекшинская, тоже покинувшая игру в знак протеста. — Пора, пожалуй, уже успокоить себя однозначной верностью решения: не иметь ничего общего с людьми, плюющими на все, пока чувствуют за собой силу, и в третьем десятилетии XXI века мыслящими в категориях «схватки рукопашной», в которой своих отстаивают любой ценой. Вместо этого — порадоваться тем немногим, кто нашел в себе мужество высказать наконец свои переживания в публичном поле».
«Мне кажется, что в этом деле все кристально ясно, — объяснил после ухода в YouTube-интервью Георгий Арабули, бывший тренер команды Белозерова. — Была представлена масса доказательств, были расследования СМИ. Я не нахожу возможным находиться в одном помещении с этой игрой и этим человеком. При этом он продолжает тренировать детей. В Петербурге есть школьная команда, с которой он работает. Они это скрывали какое-то время, но можно посмотреть по турнирам».
Экс-игрок команды Ивана Жаркевича Лев Кертман согласился ответить на вопросы «Телепрограммы».
Лев Кертман — один из тех, кто хлопнул дверью. Фото: Instagram.com
— Когда скандал набирал обороты и появилась первая публичная реакция руководства, в клубе началось активное внутреннее обсуждение — около 25 — 30 знатоков с близкими позициями пытались донести до руководства, что текущая публичная реакция некорректна. Услышаны они не были, было сказано, что руководство будет решать само, без знатоков, а кому не нравится, как руководство себя ведет, волен уходить.
— Вы верите, что Скипский мог совершать такие действия в отношении школьниц?
— Я не готов комментировать обвинения в его адрес по существу. Скажу лишь, что мне кажется позорным, что он сам до сих пор, насколько я знаю, ни единым словом их не прокомментировал — ни публично, ни в рамках телеклуба. Практика автоматического обвинения возможных жертв омерзительна, это и есть самое чудовищное в этой истории.
Есть много исследований, почему обвинение жертв или даже возможных жертв напрямую ведет к росту случаев насилия и к тому, чтоследующие жертвы еще больше боятся говорить. Огульно распространять такие стереотипы про «пиарщиц» совершенно недопустимо. Ни Аскеров, ни Козлов (осудившие девушек, которые высказались против Скипского. — Авт.) ничего про этих девушек не знали в момент, когда с ходу высказывали в их адрес гадости, это просто их восприятие мира, которое, к сожалению, долго было единственной публичной реакцией клуба на ситуацию.
А что магистры?
В спорной ситуации, когда юридического разрешения у проблемы нет, общественность ждала, что на авансцену выйдут аксакалы — магистры игры и скажут веское слово. И оно прозвучало.
— Это было десять с лишним лет назад? Почему она решила сейчас вспомнить? — искренне изумился Андрей Козлов, в команде которого и играет Михаил Скипский. — Она хайпануть решила? Я не могу это комментировать.
Теперь Анастасия Рекшинская не хочет иметь ничего общего с теми, кто поддерживает Скипского. Фото: Instagram.com
Эксцентричный Ровшан Аскеров тоже не остался в стороне.
— Просто очень многие хотят сейчас пропиариться за счет Миши, — уверен игрок. — Он же сейчас популярный игрок, знаменитый, двукратный обладатель «Хрустальной совы», медийный. Что не попиариться-то?
Единственный, кто поддержал девушек, которые публично вспомнили о контакте с Михаилом Скипским, был Максим Поташев. Он же, как говорят, в письме с другими коллегами требовал от руководства ЧГК объяснить, что происходит. После чего подписантов назвали «предателями» и «пятой колонной».
— Фразы «девушки, заявляющие о домогательствах, пытаются хайпануть» и «желание прикоснуться к известному человеку и получить свою минуту славы» я считаю категорически неправильными, — подчеркнул он. — Понятно, что в этой жизни бывает что угодно, но такого рода обобщения недопустимы. И я не хотел бы, чтобы кто-либо считал, что я подписываюсь под чем-то подобным.
«Все это досужие разговоры»
Официальной реакции на массовый исход игроков от руководства ЧГК «Телепрограмме» получить не удалось. Генеральный директор клуба Наталия Стеценко и глава пресс-службы Виктория Селиванова проигнорировали письма, сообщения и звонки. «Виновник торжества» Михаил Скипский сослался на обязательства перед клубом вести связь с прессой только с разрешения руководства и удивился, как он может комментировать слова и поступки людей, «с которыми почти не знаком».
Борис Крюк сор из избы не выносит. Фото: Instagram.com
Смотрите также
Приз за подписку: как устроены и чем оборачиваются розыгрыши в Instagram
«Не могу больше держать это в себе. Никто и никогда еще не делал этого», — именно с таких слов начинаются посты в инстаграме, в которых разыгрываются телефоны, сумки, автомобили, квартиры и дома. Чтобы включиться в борьбу за дорогостоящие призы, пользователю часто нужно выполнить всего одно условие — подписаться на знаменитость, которая проводит розыгрыш самостоятельно или при помощи специального агентства, а также на аккаунты блогеров, которые указаны в ее подписках. Через пару дней в прямом эфире посредством генератора случайных чисел выбирается один или несколько победителей. Казалось бы, все в плюсе: организаторы получают деньги от блогеров, на которых просят подписаться, блогеры — быстрый приток аудитории, а аудитория — призы. Однако на деле все не так радужно и просто.
#луиритон
Летом 2020 года розыгрыши, которые на тот момент проводились уже несколько лет и превратились в такое же привычное явление инстаграма, как и блогерские завтраки с авокадо, круглосуточные аффирмации и саркастичные гороскопы, стали интересны не только непосредственным организаторам и участникам. Миллионы людей следили за развитием конфликта между певицей Ритой Дакотой, которая проводила розыгрыш вместе с другими звездами (среди них были, к примеру, певица Ольга Бузова, актриса Анна Хилькевич и телеведущая Регина Тодоренко), и продюсером Яной Рудковской, которая выступила его идеологом, и модным домом Louis Vuitton, чья продукция числилась в качестве призов. По условиям мероприятия, блогеры должны были сфотографироваться с призовыми сумками и выложить пост с одинаковым текстом, однако Рита Дакота и ее подруга, веб-маркетолог Мария Солодар, сделать этого не успели, поскольку сумки отправились к другим блогерам в Казахстан.
Иван Бакуров, основатель агентства Ivans Media, которое занималось проведением розыгрыша, прислал девушкам чек от купленных сумок и попросил их съездить в бутик Louis Vuitton, чтобы сфотографироваться с аналогичными экземплярами. В пространстве бренда их проводили в специальные апартаменты, однако после фотосессии, по словам Дакоты, Бакуров попросил ее удалить пост.
«Еще через пять минут мне звонит Яна Рудковская и ледяным металлическим голосом объявляет, что организатор розыгрыша на самом деле она, а меня там вообще не должно быть и она недоумевает, как я туда попала. Что она вип-клиент и друг бренда и у нее из-за меня проблемы, ей «звонит Париж», а меня там никто не знает вообще, и далее потоком высокомерного хамства несколько минут кряду доходчиво объясняет, почему я, «раздавая подписчикам сумочки Луи», снижаю градус компании и выгляжу «дешмански»», — написала Рита Дакота.
Пост певица подытожила вопросами, обращенными к Евгении Лешковой, управляющей Louis Vuitton на территории России и стран Восточной Европы: почему из всех блогеров фотографии заставили удалить только ее и почему бренд намекнул на ее «недостойность». В ответ на это представители Louis Vuitton Восток заявили, что «компания не имеет никакого отношения к акции, запущенной в социальных сетях». «Мы не инициировали, не поддерживали данную инициативу», — гласило официальное письмо, направленное в редакцию «РБК Стиль».
О своей непричастности к розыгрышам заявили и представители бренда Dior, продукция которого разыгрывалась спустя два месяца после скандала с Ритой Дакотой все тем же агентством Ivans Media и Яной Рудковской.
«Обычно с брендами все хорошо. Мы разыгрываем подарки, либо купленные за свои деньги, либо согласованные по бартеру. Никто не запрещает нам делать этого», — прокомментировал Иван Бакуров.
Его слова в одном из интервью подтвердила Яна Рудковская: «Организатор Иван позвонил мне и говорит: «Слушай, я хочу какой-то розыгрыш сделать необычный. Ты — мозг, придумай». Я говорю: «Давай сделаем с Louis Vuitton». Я люблю Louis Vuitton, мне нравится идея того, что мы будем разыгрывать не только деньги, но и вещи, о которых мечтает девчонка, женщина, парни. […] Соответственно, я еду в [бутик] Louis Vuitton, покупаю там на 1 млн руб. подарки. Но тогда мое условие, что десять человек разыгрывает, только мои друзья. […] Я придумала, как нужно сниматься, прислала Ивану референс. Все снялись, все хорошо, запускаем круг».
За два часа до старта розыгрыша Рудковская попросила организатора показать список участников. В ответ на это он объяснил, что из-за большого количества расходов пришлось увеличить число соорганизаторов, в том числе добавить Риту Дакоту. Продюсер была не против. «Вдруг мне пишут из Louis Vuitton: «Яна, извините, пожалуйста, мы ничего против не имеем. Это ваши личные вещи, вы можете делать с ними, что хотите. Но дело в том, что в вашей истории есть блогер, у которого не ваши вещи, а вещи бутика, снятые в апартаментах. Не могли бы вы попросить не убрать, а просто заменить фотографию. И еще там очень некрасиво написано: «Раздаем халяву от Louis Vuitton». Это не бьется с брендом, просто не очень правильно», — рассказала Рудковская. — Если бы это были мои вещи, то никто бы не позвонил. [В ином случае создается впечатление, что] любой человек, который проходил мимо ГУМа, мог зайти и сказать: «Тут Рита Дакота раздает сумки от Louis Vuitton, давайте, я хочу взять. Халява от Louis Vuitton»».
По словам продюсера, певица отказалась менять фотографию. Однако спустя некоторое время все же сделала это, опубликовав вместо снимка с сумками Louis Vuitton свой портрет в окружении клетчатых баулов и с хештегом #луиритон.
«Никто не прогнозировал, что ситуация с Louis Vuitton развернется таким образом. В какой-то момент она вышла из-под контроля. Больше такого не повторится», — подытожил Иван Бакуров.
Призы с последствиями
Подобные ситуации — не единственные, за которые вынуждены оправдываться те, кто проводит инстаграм-розыгрыши. Рэперу Моргенштерну, который, по подсчетам СМИ, заработал на розыгрыше своего автомобиля порядка 45 млн руб., в интервью Юрию Дудю пришлось отвечать на вопрос о том, почему в числе спонсоров его гива были члены семьи главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова. Рэперу Тимати, который также разыгрывал несколько автомобилей, — бороться с мошенниками, проводившими раздачу призов от его имени. А телеведущей Насте Ивлеевой, которая признавалась, что любит проводить конкурсы, — доказывать, что они могут быть законными и честными.
Последнее вызывает, пожалуй, больше всего вопросов. В российском законодательстве такого понятия, как инстаграм-розыгрыш, нет, а значит, и нет четких правил для его проведения. В этом контексте розыгрыш становится русской рулеткой для участника. Он может подписаться на сотню аккаунтов, как того требует организатор, в течение нескольких дней терпеть их повышенную активность и, вероятно, неинтересный ему контент, затем волею генератора случайных чисел выиграть заветную сумочку или дом на сваях, но в итоге не получить их. Или получить, но заплатить налог, о котором, как правило, никто не предупреждает.
Дмитрий Гриц — адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Гриц и партнеры», автор книги «Адвокат бизнеса» — объясняет, что розыгрыши, проводимые в социальных сетях, приравниваются к рекламной акции или стимулирующей лотерее со ставкой НДФЛ 35%, если сумма выигрыша или приза превышает 4 тыс. руб. То есть с автомобиля стоимостью 4 млн руб. (именно столько стоил мерседес, разыгранный Моргенштерном) нужно будет заплатить налог 1,4 млн руб.
«Налог с выигрыша удерживается и уплачивается организатором, потому что он считается налоговым агентом, — подчеркивает Гриц. — Важно понимать, что он должен сам составить положение о проведении розыгрыша. Ведь если нет четких правил, возникает риск претензий, во-первых, со стороны государства, если проверяющий орган посчитает, что это лотерея или лицензируемая деятельность, и во-вторых, со стороны участников, которые становятся все более юридически грамотными и, как следствие, более напористыми в защите своих прав».
Плата за участие
Иван Бакуров рассказывает, что налог — это отдельная статья расходов в розыгрышах, проводимых Ivans Media. Остальные средства идут на оплату гонораров знаменитостей (формируемых из взносов блогеров), логистику, зарплату и сам приз, стоимость которого, как правило, составляет всего 20% от бюджета конкурса.
Прозрачность розыгрышей важна главным образом не аудитории (кто задумывается о налоге, когда есть возможность бесплатно получить автомобиль?), а блогерам, которые выступают спонсорами. Это подтверждает Кирилл Диденок, основатель селебрити-агентства Didenok Team, которое представляет интересы Николая Баскова, Паши Техника, Сюзанны Варниной, Кати Адушкиной и Влада Бумаги. «Рынок розыгрышей в инстаграме переполнен, поэтому блогерам приходит много предложений [по участию в розыгрышах звезд и более крупных блогеров]. При выборе гива мы следим за тем, чтобы действия организаторов не противоречили законам РФ, а заявленные призы были разыграны в указанный срок. Нам нужны гарантии, что все пройдет хорошо, а их может дать далеко не каждый организатор. Поэтому в аккаунтах блогеров Didenok Team розыгрыши — редкое явление», — рассказывает Диденок.
По словам продюсера, чтобы попасть в подписки к знаменитости, которая проводит розыгрыш, блогеру нужно заплатить от 3 тыс. до 350 тыс. руб. и больше. «Сумма зависит от того, кто запускает гив, стоимости подарков и гарантий подписки. Чем выше ожидаемый приток подписчиков в аккаунты спонсоров, тем выше стоимость».
Дуся Бубель, CEO агентства талантов Bubel MGT, в котором состоят, к примеру, Яна Рудковская, Евгений Плющенко, Наталья Якимчик и многие звезды телеканала «ТНТ», говорит, что в случае, если предметами розыгрыша становятся ювелирные украшения или брендовые вещи, то плата за участие может доходить до 1 млн руб. Однако сумма не всегда оправдана: даже если организатор конкурса хорошо зарекомендовал себя на рынке, иногда он не может обеспечить блогеру заявленное количество подписчиков (в профессиональной среде это называется «гарант»).
«Если их придет больше заявленного, то спонсор просто поблагодарит организатора и оставит хороший отзыв, а если придет меньше, то попросит вернуть деньги, — объясняет Бакуров. — Однажды охват знаменитости не смог обеспечить гарант и мне пришлось вложить 5 млн руб. из собственных средств, чтобы докупить рекламу».
«Гарант рассчитывается на основе прошлых кейсов и активности аккаунта, но если раньше аудитория охотно участвовала в каждом конкурсе и подписывалась на спонсоров с личных аккаунтов, то сейчас она создает для этого левые странички. Поэтому организаторам сложно гарантировать конкретное количество реальных подписчиков. Но точно знаю, что уже нет такого бума, как в 2018 году», — комментирует Бубель.
Диденок, в свою очередь, считает, что гарант не оправдывается потому, что блогеры становятся спонсорами знаменитостей, чья аудитория им попросту не подходит. «Самая низкая цена за подписчика в гивах блогеров-подростков. Но если вы предприниматель, врач или юрист, их аудитория для вас нерелевантна. Подростки придут, подпишутся, потерпят вас три дня, пока идет розыгрыш, и отпишутся, когда призы будут разыграны. Всегда нужно думать о том, будет ли ваш контент интересен потенциальным подписчикам», — объясняет он.
Отписки и теневой бан
Рассказывая о том, какой процент новой аудитории отписывается от блогера по завершении конкурса, Бубель и Диденок называют одинаковую цифру — 40–50%. Часто это может обернуться не только неоправданными ожиданиями от розыгрыша, но и попаданием в теневой бан инстаграма. «По нашим наблюдениям, руководство соцсети распознает массовые отписки как неинтересный контент и перестает показывать контент большинству подписчиков. Аккаунт может пропасть из ленты на долгие месяцы. Охваты постов и сторис падают на 50–60%», — рассказывает СЕО Bubel MGT.
Чтобы массовых отписок не происходило, блогеры подключают всю свою креативность и эпатаж. Например, устраивают собственные конкурсы («найди отличия между двумя фото и получи 5 тыс. руб.») или публикуют посты с заметками о себе («угадай, какой из этих десяти пунктов обо мне неправда»). Если удержать аудиторию все же не удалось, звезды обращаются за помощью к специалистам. Для возвращения охватов Кирилл Диденок рекомендует, например, удалить хештеги и геометки с последних 20–30 публикаций, переключить бизнес-аккаунт на личный и закрыть его, добавить обновленную информацию в шапку профиля и удалить ссылки, сменить пароль и подключить двухфакторную аутентификацию или вовсе остановить активность аккаунта на неделю.
По словам специалистов, также могут помочь покупка рекламы у целевых блогеров, таргетированная реклама и «перегон» аудитории с других платформ, например с TikTok. Дуся Бубель объясняет, что это способ не только возродить аккаунт, но и привлечь более качественную и верную аудиторию. «Да, таргетированная реклама не умеет за сутки привлекать 100 тыс. пользователей, как это делают розыгрыши, но зато пришедшие с нее подписчики будут заинтересованы в потреблении вашего контента», — подчеркивает она.
Реакция рекламодателей
Теневой бан страшен не только потому, что аудитория не увидит новые фото блогера с Мальдив, но и потому, что ему станет сложнее продавать рекламу. Эксперты отмечают, что бренды уже давно не смотрят на количество подписчиков — им важны охваты. Но главное сегодня — это даже не статистика, а креативный подход к подаче продукта и его релевантность блогерскому контенту. «Популярные звезды не будут трепетно относиться к креативу. Они могут записать рекламные сторис в гримерке перед другими съемками или, что еще хуже, в собственной спальне. Когда бренду нужен вычурно яркий контент, стилизованный под рекламу, рациональнее обратиться к блогеру менее известному, но с лучшими охватами, более активной аудиторией и менее высокой стоимостью постов и сторис», — рассказывает Диденок.
Снижение охватов после инстаграм-розыгрышей иногда смущает рекламодателей гораздо меньше, чем сам факт участия в них. По словам Бубель, злоупотребление конкурсами портит имидж аккаунта так же, как мат, агрессия и эротический контент, а бренды не хотят ассоциировать себя с этим: «Поэтому я всегда призываю несколько раз подумать перед тем, как соглашаться на спонсорство конкурса. А нужны ли эти новые подписчики, если есть большая вероятность попасть в бан?»
Хотите, как в Белоруссии?
Все негативные последствия для аккаунтов не сокращают количества розыгрышей — кажется, что с каждым месяцем их становится только больше. Оксана Самойлова разыгрывает косметику, Лариса Гузеева — перевозной дом, а Ксения Собчак — сертификат на получение образования. Причем чем хуже положение в стране, тем больше желающих участвовать в этом круговороте подарков, сметающем весь оригинальный контент в социальной сети.
Решением проблемы могут стать официально установленные правила проведения подобных конкурсов, которые уже существуют в Белоруссии. Обязательная регистрация гивов способствовала бы уменьшению их количества, не говоря уже о соблюдении прав организаторов и участников и сокращении числа мошенников.
Интересно, что сами организаторы считают, что этот процесс необходим, однако он не сильно изменит рынок. «В России инстаграм стал развиваться медленнее, нужно в целом придумывать новые форматы продвижения аккаунтов и расширять аудиторию. К примеру, за счет ее привлечения из-за рубежа», — говорит Иван Бакуров.
Придется ли в борьбе за домик от Гузеевой российской аудитории конкурировать с зарубежной, пока неизвестно. Тем интереснее наблюдать за тем, грядет ли закат эпохи инстаграма и заменит ли его тикток, до которого розыгрыши и прочие неорганические способы продвижения аккаунта пока не добрались.