Что гарантирует должное качество обучения в педагогике

Понятие «качество обучения» как педагогическая проблема

Понятие «качество обучения» как педагогическая проблема

Г.И. Босенкова, ст. преподаватель
факультет СПО
ФГБОУ ВО ОГАУ

Чем можно измерить качество образования, в частности, каче ство учебного процесса? Е.С. Полат указывает на четыре основные группы показателей:

показатели уровня обучения и интеллектуального развития;

показатели затрат учебного времени обучающихся;

показатели работоспособности обучающихся;

показатели мотивационной устойчивости учебной деятельно сти обучающихся.

Следует иметь в виду, что увеличение критериев, показателей и параметров качества автоматически приводит к усложнению измерений и экспертизы, их удорожанию. Поэтому важной задачей является выбор разумной достаточности критериев и показателей. Обычно число критериев и показателей, принимаемых в расчет на каждом этапе оценивания, не должно превышать 5-10.

Различными авторами предлагались и предлагаются различные критерии и способы количественного и качественного оценивания учебного процесса: уровни усвоения знаний; коэффициент усвоения знаний; скорость усвоения; объем и сложность учебного задания. Предлагалось также измерять время усвоения учебного материала и время, необходимое для выполнения учебного задания.

Показатели затрат учебного времени обучающихся могут вычисляться различными способами, но все они характеризуют быстроту усвоения информации, принятия решений, выполнения само стоятельных работ.

одна и та же концепция обучения, адекватно понимаемая все ми участниками исследования;

одно и то же содержание обучения;

одни и те же методы, организационные формы, средства обучения, но с учетом спецификации исследуемой формы обучения;

— одинаковая квалификация преподавателей, принимающих участие в учебном процессе.

В этом случае можно с определенной долей уверенности гово рить о сопоставимости результатов исследований.

Чтобы управлять качеством обучения, нужно хорошо представ лять, какие факторы оказывают на него существенное влияние. Прежде всего, это организация и структурирование содержания образования, а также организация информационно-образовательной среды. Важную роль играет то, какие методы, организационные формы и средства обучения использованы в учебном процессе. Они должны способствовать организации эффективной познавательной деятельности учащихся с учетом спецификации предметной области, психологических особенностей восприятия и усвоения информа ции. На качество обучения могут влиять дидактические свойства и функции информационных и телекоммуникационных технологий, используемых в учебном процессе. И, конечно же, не последнюю роль играет профессиональная компетентность преподавателей, заключающаяся не только в знании своей предметной области, но и в обладании педагогическими и психологическими знаниями, знаниями информационных и телекоммуникационных технологий.

Литература

Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учебн. Пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: «Русская Редакция», 2003.

А. Л. Зимин, Е. К. Хеннер. Повышение квалификации работников образования в области информационно-коммуникационных технологий // Информатика и образование, №12, 2004. – стр.1-4.

Е. К. Хеннер, А. П. Шестаков. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения // Информатика и образование, №12, 2004. – стр.5-9.

Источник

Можно ли гарантировать образовательный результат? (Закономерности педагогики)

Можно ли гарантировать образовательный результат?

Термин «т ехнология» привнесен в педагогику для того, чтобы упорядочить наши традиционные расплывчатые рекомендации, чтобы оформить успешный опыт для переноса и чтобы фиксировать главные составляющие педагогического процесса, гарантированно обеспечивающие обра зовательный результат. Первые две задачи успешно освоены методистами, основания последней – можно ли гарантировать достижение результата в принципе – обсуждаются.

Педагогическая технология – сравнительно новая категория педагогики, встречающаяся в литературе в настоящее время в различных значениях 1 :

Во-первых, как технология использования технических средств обучения, в частности компьютерной техники, технология обучения с использованием этих средств. Однако, мы должны понимать, что само по себе использование компьютера и средств мультимедиа не может гарантировать желаемый образовательный результат.

Во-вторых, как обозначение конкретных техник учительской работы: «технология организации самостоятельной работы с учебником», «технология учебных демонстраций» и т.п. Отметим узость данной трактовки термина «технология». Именно такое понимание ПТх вызвало, и справедливо, критику самого технологического подхода к педагогике.

В-третьих, как последовательность шагов рекомендуемой учебной деятельности, выделенных на основе научных представлений (психологических, социальных, педагогических). Впервые такая точка зрения была высказана Робертом Дейвом в 1973 г. и явилась претензией на то, что науки о человеке накопили материал, позволяющий рекомендовать алгоритм деятельности педагога и ученика, приводящий к требуемому образовательному результату.

В соответствии с данными оценками будем понимать под педагогической технологией перечень объективно необходимых шагов субъектов педагогического процесса (в первую очередь – ученика), гарантирующих формирование требуемого образовательного результата.

Вернемся к вопросу «Можно ли гарантировать образовательный результат?». Наш ответ будет положительным, если учитель использует технологии, построенные на основе закономерностей педагогики («законосообразны» по В. В. Серикову и В. А. Сластенину).

Первая закономерность касается результата образования (Р), который по природе своей является совокупностью освоенных способов деятельности (Де). Содержание образования (СО), с которым мы идем к ученику, представляет собой социальный опыт. Это можно проиллюстрировать следующей записью:

СО = Социальный опыт = способов Де = [Р]

Рассмотрим составляющую формулы [ P ] – «Результат» с разных сторон. С одной стороны – это ЗУНы, компетенции и качества личности в целом, вытекающие в результат образовательного процесса. С другой стороны «результат» – важнейший элемент технологии и составляющая модели педагогического процесса. В этом случае необходимо учитывать социальный заказ и требования к выпускнику в сфере образования. Ориентирами в этом случае являются – формирование творческого мышления, развитие коммуникабельности, толерантности, готовности к постоянному повышению профессиональной квалификации, а также способности к сознательному и ответственному выбору. Речь идет не просто о новых актуальных качествах личности, а о качественно новой личности, личности другого уровня, успешной в современном обществе. Поясним, что результат получается в результате активной деятельности ученика. Учитель же планирует и организует эту деятельность.

Рис. 1. Составляющие образования как результата

Образованность – качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя. Критериями образованности человека являются системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается» (древний афоризм). Таким образом педагог должен заботиться не о том, чтоб ученик заучил материал, а научился понимать логику и устанавливать причинно-следственные связи в изучаемой теме.

Вторая закономерность представлена на рисунке 2 и демонстрирует, что деятельность ученика жестко связана с результатом и то, что деятельность педагога влияет на процесс учения. Педагог призван создать условия для полноценной учебной деятельности обучающегося, в ходе которой и сформируется образовательный результат. Отметим, что достигнутый учеником результат многогранен и зависит от типа педагогического процесса, в рамках которого действует учитель. Если ПП репродуктивный, то результатом являются знания, если же продуктивный, то опыт, который ученик сможет применить в изменчивых жизненных обстоятельствах.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТ

Рис. 2. «Формула» педагогической технологии

Данная формула может рассматриваться как модель педагогического процесса в целом. Но чтобы выявить педагогические технологии и применить их на практике, необходимо определить содержание и уровень, которые послужили бы основой для гарантируемого результата.

В аудитории, где педагог прекрасно изложил материал с использованием одних и тех же методов (для всех одинаково), мы всегда имеем разброс в знаниях, навыках, так как каждый работал по-своему, и сам «включал» активность своей познавательной деятельности, в итоге получился личный результат обучения.

Результатом образовательной деятельности является опыт человека, представляющий собой элементы содержания образования (ЭСО), строго соответствующие друг другу по уровням (см. табл. 1).

Характеристика ЭСО и их уровней

Знания о мире, способах деятельности

Опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности (мотивы)

Несформированная деятельность, неуверенные действия

Ассоциации (ассоциативное мышление)

Действия по образцу

Получение одобрения, послушность

Сущностные знания (умения)

Личная убежденность в целесообразности деятельности

Деятельность по собственной программе

Личностные смыслы содержания

Деятельность по собственной программе с авторским почерком

Когитальное мышление, рефлексия

Потребность в самореализации

Отметим, что уровень, на котором педагог должен вести обучение, определяется прежде всего запросами учащихся и социума. Если ученик мечтает стать юристом, и у него есть к этому все задатки, то обучение должно проходить на субъектном уровне для того, чтобы сформировать грамотного и успешного профессионала, имеющего личностные смыслы деятельности, обеспечивающие высокую мотивацию. Если же ученик видит себя работником конвейерного производства, то обучение может строиться на формальном уровне.

Что гарантирует должное качество обучения в педагогике. Смотреть фото Что гарантирует должное качество обучения в педагогике. Смотреть картинку Что гарантирует должное качество обучения в педагогике. Картинка про Что гарантирует должное качество обучения в педагогике. Фото Что гарантирует должное качество обучения в педагогике

Рис. 3. Связь метода обучения и уровня результатов

Связь ЭСО по уровням их сформированности проявляется на практике. Так, исследователи свидетельствуют, что как правило студентам с творческим мышлением присущи глубокие и обширные знания, «склонность к исследовательской работе по мотивам ее необходимости обществу», «развитая социальная направленность», «стремление к самосовершенствованию».

Переход от объяснительно-иллюстративного метода к репродуктивному и далее – к проблемным предполагает рост активности учащихся. Мощнейшим средством активизации познавательной деятельности являются методы и приемы обучения. Но реализация нового уровня активности возможна лишь в том случае, если учащийся усвоил все элементы содержания образования (результаты обучения) предыдущего и в первую очередь мыслительные умения.

Решать задачу активизации познавательной деятельности ученика необходимо на всех этапах урока: постановка цели, организация восприятия и осмысливание его, закрепление и применение его на практике, проверка и оценка усвоения (здесь имеется в виду информативно-сообщающее построение урока). Структура проблемного урока (актуализация необходимых для данного урока старых знаний, формирование нового понятия, способа действия, применение изучаемого), сама по себе требует высокого уровня АПД на каждом этапе.

Основными средствами активизации ПД среди методов обучения являются методы организации самостоятельной работы и проблемное обучение, под которым понимается группа проблемных методов обучения от проблемного изложения до исследовательского метода, описание ряда методов, направленных на активизацию познавательной активности приведено в приложениях.

Таким образом, в ходе образовательной деятельности (в частности, одной из ее форм – учебной) происходит формирование целостного образовательного результата (компетентностей, или опыта определенной деятельности). Необходимый результат можно достичь только через деятельность учащегося, которая может быть организована учителем на разных уровнях.

1 Юдин В. В. Технологическое проектирование педагогического процесса: монография / В. В. Юдин. Москва: Университетская книга, 2008. 302 с.

2 Политехнический словарь / гл. ред. И. И. Артоболевский. М. : Советская энциклопедия, 1977.

3 Сериков В. В. Личностно ориентированное образование // Педагогики. 1994. №5. С. 16-20.

4 Составляющими этого знания являются:

– возвести во вторую степень – значит, повторить сомножителем 2 раза;

– (a+b)×(a+b) = aa+ab+ba+bb = а 2 +2 ав + в 2

5 Существует правомерная, но альтернативная точка зрения, что в формировании человека параллельно протекают обучение, воспитание, развитие и образование как самостоятельный, независимый процесс, заканчивающийся оформлением уникального «образа» человека, переходящего в образовательный результат.

6 Педагогика : учебное пособ. Для студентов пед. вузов / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. С. 197.

7 Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. М. : Педагогика, 1984. 95 с.

8 Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М. : Педагогика, 1982.

Источник

Качество образования: как его измерять?

Кулик Наталья

11 сентября 2020 • 16:43

Опасности, подстерегающие нацпроект «Образование»

Одна из главных целей национального проекта «Образование», намеченного на 2019–2024 гг. — вхождение Российской Федерации в ТОП-10 стран по качеству общего образования. Сегодня признанными лидерами по результатам международных исследований считаются Финляндия, Канада, Германия, Сингапур — их опыт ставится в пример, их методики претендуют на звание эталонных.

Однако почему Россия вообще должна ориентироваться на зарубежные стандарты и сравнивать свой опыт с чужими методиками? Ответ на данный вопрос начнём с интересного факта. Лидирующая финская система, основы которой были заложены в 60–70-х годах прошлого века, по многим признакам перекочевала из традиционной российской системы образования. А сегодня уже мы подсматриваем у финнов.

Что пошло не так? Нужно обратить внимание на гонку за инновациями. Та же цифровизация бесспорно является вызовом времени, однако любые нововведения должны быть тщательно продуманы. Для примера возьмём намерение обеспечить каждого учащегося личным ноутбуком. Кажется очевидным, что в этом случае будет одна только польза и что цифровизация пойдёт гораздо эффективнее. Но учёные не согласны: на деле величина эффекта оказывается весьма скромной. В своём исследовании «Ручка сильнее клавиатуры» психологи Пэм А. Миллер и Дэниел Оппенхаймер и вовсе продемонстрировали, что учащиеся лучше запоминают услышанное, фиксируя это карандашом на бумаге, а не печатая на компьютере. Аналогичные исследования были проведены в Высшей школе экономики, и они тоже опровергли одну из главных идей цифровизации.

Что нужно для эффективного реформирования

Использовать критерии качества образования, подкреплённые фундаментальными исследованиями.

Придерживаться единой философии.

Разберём второй пункт. Нацпроект «Образование», как известно, включает 10 федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Все они имеют, несомненно, очень позитивный посыл, на них выделяются огромные бюджеты. Но есть риск, что федеральные проекты будут реализовываться бессистемно (грубо говоря «в разные стороны»), что ответственные люди приступят к воплощению идей без видения общей картины, что стандарты качества получатся современными, а методы их оценки — устаревшими. В результате отдельные образовательные организации и учителя окажутся под воздействием разнородных требований и не будут понимать, что же именно реформировать.

Выдающийся канадский исследователь образовательных систем и реформ в сфере образования Майкл Фуллан отмечает, что один из мощнейших факторов, блокирующих любое развитие — постоянная атака школ различными инновациями. Не успевает ещё прижиться одно новшество, как уже «спускается» другое. Это общемировая проблема, этим грешат многие страны в погоне за высокими показателями. В преуспевающих системах образования все действия согласованы и подчинены единому курсу, который понятен каждому участнику процесса от чиновника до ученика.

Что вообще такое «Качество образования»

Качественное образование — это образование, которое гарантирует успешность.

Звучит привлекательно, однако насколько это достижимо на практике? «Школа ничего не даёт», — заявляли наблюдатели на протяжении всего XX века. Действительно, эмпирические исследования показывали, что ученики приходят в школу с разными способностями и уходят из школы с соответствующими результатами, что итог обучения складывается в первую очередь из задатков ребёнка, а также из социального и культурного капитала родителей. Однако всё же находились исключения: отдельные образовательные организации и отдельные педагоги, которым удавалось получить высокие результаты в неблагополучных классах. Они доказывали на практике, что возможно подобрать методы, подходы, обеспечивающие ту самую успешность для каждого. Подобные методики мониторятся годами. На основе результатов трудоёмкой аналитической работы разрабатывается дидактика, система обучения. Отсюда появляются и критерии того самого «качественного образования». То есть, критерии должны не просто проектироваться, а браться из практики, из доказательной педагогики.

Что мы сейчас наблюдаем в России. Есть специальные программы для работы с одарёнными детьми. Также активно развивается инклюзия (впрочем, критерии оценки её качества пока весьма размыты). И именно эти подходы чаще всего обсуждаются общественностью. Но для создания среды с качественным образованием необходимо уделять внимание и основной массе учеников, и «сложным» детям. Важность этого уже подчеркнул министр просвещения Сергей Кравцов:

«Мы видим, что нужно делать акцент не только на работу с талантливыми детьми, что, безусловно, будет являться и является одним из приоритетов в работе Министерства просвещения, но и с детьми, которые испытывают трудности с обучением».

Сегодня в российской практике «талантливых» учеников помещают в отдельный класс, под попечительство проявившего себя учителя. «Неуспевающих» детей тоже сажают вместе, а с учителем — как повезёт. В результате первый класс имеет наилучшие показатели, их преподаватель получает поощрения, а другой класс так и остаётся неуспешным. Согласно современным международным стандартам — того же мониторинга PISA, например — так делать нельзя. Проблемы в обучении должны целенаправленно устраняться на всех этапах, а учителей следует поощрять, в первую очередь за достижения детей с не самыми примечательными «входными данными». В противном случае позитивного результата не будет, а последствия могут повлиять на несколько поколений вперёд. Например, в США порядка 30 % жителей испытывают страх перед математикой, в том числе и учителя. Многие американские преподаватели всячески обходят математические курсы из-за страха, сформированного ещё в детстве, такими же напуганными математикой учителями.

Особенности мониторинга PISA

Эксперты международной образовательной политики рекомендуют ориентироваться на мониторинг PISA. Что это такое? Это международная программа по оценке образовательных достижений учащихся в возрасте 15 лет. Тест проходит раз в 3 года и позволяет оценить те изменения, которые происходят в системах образования — а в тесте участвует более 70 стран. Мониторинг проверяет читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность, при этом основной упор делается на умение применять знания в реальной жизни. Проект реализуется Организацией экономического сотрудничества и развития при участии Нидерландского национального института педагогических измерений, Австралийского совета педагогических исследований, Службы педагогического тестирования США и других авторитетных организаций. В России центром проведения теста является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».

Критерии оценивания PISA задают стандарты определения качества образования. Если не считать нового явления — цифровизации — в остальном тест основывается просто на здравом смысле. Если требования к образовательным достижениям отзеркалить на систему обучения, на дидактику, то получается следующая схема взаимосвязей, основанных на концепции «управления по результату».

Что гарантирует должное качество обучения в педагогике. Смотреть фото Что гарантирует должное качество обучения в педагогике. Смотреть картинку Что гарантирует должное качество обучения в педагогике. Картинка про Что гарантирует должное качество обучения в педагогике. Фото Что гарантирует должное качество обучения в педагогике

Вроде бы, в этой схеме нет ничего нового. Особенность состоит в том, что все взаимосвязи должны действительно реализовываться, а образовательные науки должны анализировать и корректировать систему обучения в зависимости от данных, полученных на практике.

В 2018 году от России в тестировании приняли участие 10153 подростков из 43 регионов, и мы заняли в рейтингах PISA 30–33 места. Надо признать, что система PISA и её дидактика у нас пока мало изучены, хотя уже сейчас мы нацеливаемся на самые высокие места.

Фейки и реалии «Скандинавской системы»

На данный момент в тестах PISA лидируют азиатские страны. Почему же тогда в пример обычно ставят Финляндию, которая пусть и находится в ТОП-10, но всё же не в первой тройке?

Обратимся к данным, опубликованным Андреасом Шляйхером, экспертом «Федерального института оценки качества образования», автором книги «Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века?».

Финляндия лидирует по соотношению учебного времени в школе, учебного времени вне школы и баллов по исследованию естественнонаучных знаний на час общего учебного времени. То есть, Финляндия достигает своих высоких результатов, сохраняя психоэмоциональное здоровье учеников (и, к тому же, внушительные бюджетные средства). Соотношения у азиатских стран гораздо скромнее. Такие подходы как раз и призвана выявить и рекомендовать доказательная педагогика. Исследования также говорят о том, что в Финляндии школьные результаты в наименьшей степени зависят от внешних факторов — в отличие, например, от Германии или США, где социальное положение по-прежнему определяет многое.

Что гарантирует должное качество обучения в педагогике. Смотреть фото Что гарантирует должное качество обучения в педагогике. Смотреть картинку Что гарантирует должное качество обучения в педагогике. Картинка про Что гарантирует должное качество обучения в педагогике. Фото Что гарантирует должное качество обучения в педагогике

Сегодня модно говорить о скандинавской модели образования, однако этот термин не совсем точный, поскольку страны Скандинавии развиваются разными путями, причём не всегда удачными. Например, Швеция сейчас активно внедряет новые методы, переходит к конструктивистской парадигме и, хотя остаётся в ТОП-е, после проведения реформ начала показывать ухудшение результатов.

Финляндия придерживается простоты, и в этом её ключевое преимущество. Каждый финский ученик с первого класса понимает национальные цели образования. Все стандарты в стране вполне предметные: слухи о том, что в Финляндии отменяются учебные предметы — это фейк. В выпускном аттестате ученика первого класса финской школы чётко прописаны следующие требования к социальному поведению:

соблюдает правила поведения,

высказывает желание помочь,

поддерживает порядок в классе,

соблюдает школьные правила.

Что касается учебных дисциплин, то от выпускника первого класса требуется читать целыми словами, писать под диктовку, писать сочинения, считать от 0 до 100 и решать устные примеры. Всё вполне прозрачно и даже знакомо. В «Экспертизе Климе» (одной из авторитетнейших экспертиз по стандартам образования) говорится, что стандарты будут способствовать улучшению школьной системы только в том случае, если они установят более ясные, более понятные ориентиры, чем большинство традиционных учебных планов и программ. Даже форма стандартов должна быть такой, чтобы её могли понять и принимали учителя и общественность.

В идеале высокое качество обучения нужно обеспечивать чуть ли не с рождения, начиная с семейного и ясельного образования. Но даже если организовать это не удаётся, задача школы: действительно постараться обеспечить достойное будущее каждому ученику. Как это сделать — продолжают выяснять мировые исследователи, в том числе и в России. Возможно, в скором времени ЕГЭ и другие наши системы оценивания перестроятся под формат PISA, чтобы добиваться высоких результатов не только за счёт увеличения нагрузки на ученика, но и благодаря применению зарекомендовавших себя международных методик.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *