Что гарантировалось по конституции франции 1799 года

Тест по истории Консульство и образование наполеоновской империи 8 класс

Тест по истории Консульство и образование наполеоновской империи для учащихся 8 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 8 заданий.

1 вариант

1. Конституция Франции 1799 г. провозглашала

2. К полномочиям первого консула по Конституции 1799 г. не относилось право

1) создавать законы
2) объявлять войну и заключать мир
3) изменять конституцию
4) вводить новые налоги

3. Период французской истории, называемый Консульством, приходится на

1) 1789-1799 гг.
2) 1799-1804 гг.
3) 1804-1812 гг.
4) 1812-1815 гг.

4. Какая реформа из перечисленных характерна для периода Консульства?

1) дарование льготных избирательных прав крупным бизнесменам
2) создание Французского банка
3) введение В-часового рабочего дня
4) создание системы социального страхования

5. Отмена отделения церкви от государства и провозглашение католицизма официальной религией Франции произошло в

1) 1789 г.
2) 1799 г.
3) 1801 г.
4) 1809 г.

6. В итоге битвы при Маренго (1801 г.)

1) Дания подписала мир с Францией
2) Австрия вышла из войны и признала границы Франции по Рейну
3) Эльзас и Лотарингия перешли к Франции
4) Англия подписала мир с Францией

7. Декрет о континентальной блокаде Великобритании евро­пейскими странами был подписан в

1) 1801 г.
2) 1804 г.
3) 1806 г.
4) 1807 г.

8. Выберите лишнее сражение в списке сухопутных сражений наполеоновской армии.

Запишите цифру, под которой оно указано.

1) Битва у Маренго
2) битва у Трафальгара
3) битва у Аустерлица
4) битва у Тильзита

2 вариант

1. В соответствии с Конституцией 1799 г. во Франции испол­нительная власть принадлежала

1) монарху
2) трем консулам
3) Сенату
4) Учредительному собранию

2. К полномочиям первого консула по Конституции 1799 г. не относилось право

1) объявлять войну и заключать мир
2) назначать министров
3) изменять Конституцию
4) контролировать действия второго и третьего консулов

3. Конституция 1799 г.

1) восстановила всеобщее избирательное право
2) возродила монархию во Франции
3) провозгласила страну империей
4) вводила равноправие трех консулов

4. Какая реформа из перечисленных характерна для периода Консульства?

1) укрепление денежной единицы — франка
2) провозглашение всеобщего равенства
3) введение прогрессивного налогообложения
4) введение свободы вероисповедания

5. Для умиротворения нации Наполеон

1) ввел прогрессивное налогообложение
2) провозгласил амнистию эмигрантов
3) лишил аристократов политических прав
4) национализировал собственность

6. Битва у мыса Трафальгар между английским и французским флотами состоялась в

1) 1801 г.
2) 1804 г.
3) 1805 г.
4) 1807 г.

7. В битве при Аустерлице в 1805 г.

1) Франция разбила русское и австрийское войска
2) английский флот разбил французский флот
3) погиб английский адмирал Нельсон
4) был полностью уничтожен французский флот

8. Выберите два лишних сражения в списке наполеоновских битв.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) 1802 г. Амьен
2) 1800 г. Маренго
3) 1805 г. Трафаль­гар
4) 1805 г. Аустерлиц
5) 1807 г. Тильзит

Ответы на тест по истории Консульство и образование наполеоновской империи
1 вариант
1-2
2-3
3-2
4-2
5-3
6-2
7-3
8-2
2 вариант
1-2
2-3
3-1
4-1
5-2
6-3
7-1
8-15

Источник

Тест на тему «Консульство и образование наполеоновской империи»

1. Конституция Франции 1799 г. провозглашала

1) свободу, равенство, братство
2) успокоение, порядок, законность
3) права человека как главную ценность
4) свободу и независимость

2. К полномочиям первого консула по Конституции 1799 г. не относилось право

1) создавать законы
2) объявлять войну и заключать мир
3) изменять конституцию
4) вводить новые налоги

3. Период французской истории, называемый Консульством, приходится на

1) 1789-1799 гг.
2) 1799-1804 гг.
3) 1804-1812 гг.
4) 1812-1815 гг.

4. Какая реформа из перечисленных характерна для периода Консульства?

1) дарование льготных избирательных прав крупным бизнесменам
2) создание Французского банка
3) введение В-часового рабочего дня
4) создание системы социального страхования

5. Отмена отделения церкви от государства и провозглашение католицизма официальной религией Франции произошло в

1) 1789 г.
2) 1799 г.
3) 1801 г.
4) 1809 г.

6. В итоге битвы при Маренго (1801 г.)

1) Дания подписала мир с Францией
2) Австрия вышла из войны и признала границы Франции по Рейну
3) Эльзас и Лотарингия перешли к Франции
4) Англия подписала мир с Францией

7. Декрет о континентальной блокаде Великобритании европейскими странами был подписан в

1) 1801 г.
2) 1804 г.
3) 1806 г.
4) 1807 г.

8. Выберите лишнее сражение в списке сухопутных сражений наполеоновской армии.

Запишите цифру, под которой оно указано.

1) Битва у Маренго
2) битва у Трафальгара
3) битва у Аустерлица
4) битва у Тильзита

1. В соответствии с Конституцией 1799 г. во Франции исполнительная власть принадлежала

1) монарху
2) трем консулам
3) Сенату
4) Учредительному собранию

2. К полномочиям первого консула по Конституции 1799 г. не относилось право

1) объявлять войну и заключать мир
2) назначать министров
3) изменять Конституцию
4) контролировать действия второго и третьего консулов

3. Конституция 1799 г.

1) восстановила всеобщее избирательное право
2) возродила монархию во Франции
3) провозгласила страну империей
4) вводила равноправие трех консулов

4. Какая реформа из перечисленных характерна для периода Консульства?

1) укрепление денежной единицы — франка
2) провозглашение всеобщего равенства
3) введение прогрессивного налогообложения
4) введение свободы вероисповедания

5. Для умиротворения нации Наполеон

1) ввел прогрессивное налогообложение
2) провозгласил амнистию эмигрантов
3) лишил аристократов политических прав
4) национализировал собственность

6. Битва у мыса Трафальгар между английским и французским флотами состоялась в

1) 1801 г.
2) 1804 г.
3) 1805 г.
4) 1807 г.

7. В битве при Аустерлице в 1805 г.

1) Франция разбила русское и австрийское войска
2) английский флот разбил французский флот
3) погиб английский адмирал Нельсон
4) был полностью уничтожен французский флот

8. Выберите два лишних сражения в списке наполеоновских битв.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)1802 г. Амьен
2) 1800 г. Маренго
3) 1805 г. Трафальгар
4) 1805 г. Аустерлиц
5) 1807 г. Тильзит

Ответы на тест по истории Консульство и образование наполеоновской империи
1 вариант
1-2
2-3
3-2
4-2
5-3
6-2
7-3
8-2
2 вариант
1-2
2-3
3-1
4-1
5-2
6-3
7-1
8-15

Источник

Конституция VIII года

Конституция VIII года — основной закон Французской Республики с 25 декабря 1799 по 4 августа 1802. Период действия Конституции VIII года называется также десятилетним консульством. Фактически устанавливала диктатуру первого консула (Бонапарта), но прямо не провозглашала её.

Содержание

Подготовка Конституции VIII года

После того, как выяснилось, что переворот 18 брюмера прошёл для него безнаказанным, Наполеон Бонапарт принял решение упрочить свою власть с помощью новой конституции.

19 брюмера одновременно с учреждением временного консульства был издан декрет, в силу которого сессия Законодательного корпуса прерывалась и каждая из двух его палат (Совет старейшин и Совет пятисот) должна избрать комиссию из 25 своих членов для выработки изменений, которые будут внесены в Конституцию III года. В комиссию от Совета пятисот между прочими вошёл и брат Наполеона Люсьен Бонапарт. В основу проекта было принято решение положить идеи Сийеса.

Первый план Сийеса

Народ составляет списки «лучших людей» (notabilités), из числа которых так называемый «глашатай выборов» (proclamateur-électeur) выбирает должностных лиц государства. Исполнительная власть принадлежит Государственному совету из 50 членов. Законодательное собрание избирается всенародным голосованием. Кроме того, учреждаются трибунат, конституционное жюри и блюстительный сенат, которым принадлежит судебная власть. «Глашатай выборов» назначается именно этим блюстительным сенатом. Этот орган имеет также право смещать «глашатая» и трибунов, которые начинают завоёвывать слишком большую популярность.

Бонапарт не нашёл для себя место в этом проекте и высмеял его. Сийесу пришлось составить другой проект.

Второй план Сийеса

Вся полнота исполнительной власти принадлежит не Государственному совету, а двум советам — Военному и Мирному. Бонапарту отводилась роль главы этих советов, но его власть была ограничена различными способами, что честолюбивому полководцу также не могло понравиться. Несмотря на то, что комиссии склонялись ко второму плану, Бонапарт помешал его обсуждению и заставил Сийеса замолчать.

План комиссиий

Взяв за основу второй план Сийеса, комиссии ограничили свободу выборов имущественным цензом, оставив все остальное устройство государства таким, как оно было изложено у Сийеса. Этот план был опубликован в газетах и подвергся жестокой критике со стороны общественности.

План Дону

Дону взял за основу Конституцию III года, заменил старые названия государственных учреждений новыми (консульство, сенат, трибунат) и отменил имущественный ценз. Естественно, что Бонапарт отверг и этот проект.

План Бонапарта

В конце концов Бонапарт у себя дома продиктовал проект новой конституции, который даже не был представлен на обсуждение в комиссиях. Члены комиссиий подписали его поодиночке 22 фримера. По сути, тем самым свершился новый государственный переворот, ещё более важный для страны, чем 18 брюмера, поскольку произошла не просто смена правящей элиты, как 18 брюмера, а изменился самый государственный строй, республика фактически перестала существовать.

Конституция VIII года

Эта конституция представляла собой настоящую пародию на идеи Сийеса и Дону. Она состояла из 95 статей, расположенных без всякого систематического порядка.

Основные права и свободы

Декларация прав человека и гражданина в ней не упоминается, не сказано о свободе печати, гарантируется лишь личная безопасность (статьи 76—82).

Выборы

Признавая народ носителем верховной власти, она тем не менее лишает его права выбирать депутатов и путём принципа народного представительства посредством депутатов издавать законы, контролировать государственные финансы и т.д.

Гражданином признавался француз в возрасте от 21 года, не являющийся наёмным рабочим и живущий в одном месте не менее года. Страна была разделена на коммунальные округа, все граждане которого избирали комиссию в количестве одной десятой от всего числа граждан округа. Эта комиссия составляла окружной список, из которого выбирались члены окружной администрации. Окружные списки каждого департамента также сокращались до одной десятой, и так составлялся департаментский список, по которому избираются должностные лица администрации департамента. Но кто именно выбирает по этим спискам окружных и департаментских чиновников, в конституции ясно не говорилось. Только в статье 41 вскользь упоминалось о праве первого консула назначать «чинов местного управления». Действительно после вступления Конституции VIII года в силу Бонапарт самостоятельно назначил всех префектов, супрефектов, членов генеральных и муниципальных советов.

Департаментские списки должны были опять-таки сами, внесёнными в них лицами, сократиться до одной десятой. Это был национальный список тех, кто имел право быть избираемым на государственные должности, то есть в депутаты, трибуны и т.д. Вакансии, образовавшиеся в этих списках, замещались только раз в три года. Но составлять такой национальный список лица, внесённые в департаментский список, могли только в следующий раз, что полностью развязывало Бонапарту руки.

Судебная власть

Блюстительный сенат должен был назначать государственных чиновников и охранять государственный строй. Он состоял из 60 пожизненных членов в возрасте от 40 лет. Ежегодно в течение 10 лет он должен был принимать в свой состав по 2 новых члена, чтобы в конечном итоге число его членов возросло до 80. В соответствии со статьёй 24 Сийес и Роже Дюко, перестававшие быть консулами, становились членами блюстительного сената и вместе с новыми вторым и третьим консулом должны были избрать большинство сената. Новые члены взамен выбывших избирались из трёх кандидатов, предоставляемых Законодательным корпусом, трибунатом и первым консулом.

Блюстительный сенат назначал членов Законодательного корпуса, трибунов, консулов, кассационных судей и комиссаров государственного контроля; одобрял или кассировал акты, на которые трибунат или правительство указывали как на противоречащие конституции.

Законодательная власть

Право вносить законопроекты принадлежит исключительно правительству. Законопроект вырабатывается Государственным советом и вслед за тем представляется трибунату и Законодательному корпусу.

Трибунат состоит из 100 членов в возрасте от 25 лет, назначаемых сенатом на 5 лет. Они могут быть переизбраны. Ежегодно состав трибуната обновляется на одну пятую.

Законодательный корпус состоит из 300 членов в возрасте от 30. Правила его формирования те же, что у трибуната. В Законодательном корпусе обязательно должен находиться хотя бы один представитель от каждого департамента.

Трибунат обсуждает законопроекты, принимает или отвергает их и направляет их в Законодательный корпус вместе с тремя своими представителями для обоснования своего мнения. Законодательный корпус также выслушивает представителей правительства и Государственного совета, затем проводится тайное голосование без прений.

Сессия Законодательного корпуса длится всего четыре месяца в год. Трибунат на время перерыва своих сессий избирает постоянную комиссию.

Исполнительная власть

Принадлежит трём консулам, избираемым на 10 лет. Они могут быть переизбраны сколько угодно раз. Они назначаются сенатом. Но в первый раз их имена были указаны в самой конституции: первый консул — Бонапарт, второй — Камбасерес, третий — Лебрен. Фактически вся власть сосредоточена в руках первого консула: «он утверждает законы; назначает и сменяет членов Государственного совета, министров, послов и других иностранных агентов, офицеров армии и флота, чинов местного управления и правительственных комиссаров судебного ведомства. Он назначает уголовных и гражданских судей, исключая мировых и кассационных, но не может отрешать их от должности» (статья 41).

«Второй и третий консулы имеют совещательный голос. Они подписывают распоряжения первого консула и могут заносить в протокол собственное мнение, после чего решение первого консула вступает в силу» (статья 42).

Плебисцит и принятие конституции

Плебисцит проходил путём публичной письменной подачи голосов в течение нескольких дней. Проект конституции не был выставлен для всенародного обсуждения, поскольку власти опасались негативной реакции общественности.

Подача голосов проходила не одновременно по всей стране: Париж голосовал в конце фримера (середина декабря 1799), а департаменты — в течение всего нивоза (конец декабря 1799 — первая треть января 1800). Законом от 3 нивоза (24 декабря) конституция была введена в действие. Таким образом, большинство избирателей голосовало, когда конституция уже фактически начала действовать.

18 плювиоза VIII года газета Bulletin de lois сообщила, что конституция принята 3.011.007 голосами против 1.562.

О событиях, происходивших во время плебисцита см. в статье Временное консульство.

Источник

Конституция 1799 г.

Юридическим закреплением нового строя стала конституция 1799 г. Новая конституция («Конституция VIII года республики») была утверждена 13 декабря 1799 г. на плебисците (всенародном голосовании), который проводился под полицейским контролем. В конституции при внешнем сохранении республиканского строя закрепилась военная диктатура Наполеона Бонапарта. В отличие от предшествующих конституций в ней не было уже декларации прав человека и гражданина, ибо бонапартизм не считал уместным само напоминание о свободе и равенстве. Буржуазии и крестьянству гарантировалась собственность, полученная в годы революции в результате конфискаций и разделов дворянских имуществ. В конституции 1799 г. было заявлено, что «после завершения законной продажи национального имущества независимо от его происхождения» приобретатель такого имущества не может быть его лишен (ст. 94). Заигрывая с армией, которой отводилась важная роль в создаваемой политической системе, Наполеон в конституции специально предусматривал установление пенсий для раненых воинов, а также для вдов и детей военных, умерших на поле битвы и вследствие ранений (ст. 86). Формально поддерживая идеи суверенитета народа, конституция 1799 г. ввела запутанную и псевдодемократическую систему «участия» граждан в государственных делах. С чисто демагогическими целями Наполеон отменил крайне непопулярный, откровенно плутократический имущественный ценз. По конституции все граждане (мужчины), достигшие 21 года и проживавшие не менее года в определенном округе, могли участвовать в избрании так называемого коммунального списка (1/10 часть состава граждан в округе). Члены коммунальных списков в свою очередь в той же пропорции составляли департаментские списки. Наконец, третья ступень выборов проводилась на департаментском уровне, где избиралась 1/10 граждан «для осуществления национальных функций». Однако члены этого национального списка нс наделялись по конституции правом проводить выборы в высшие государственные органы, а рассматривались лишь как кандидаты на государственные должности. Само комплектование государственных органов происходило на основе сложной системы кооптаций, назначения и выборов. Таким образом, с помощью хитроумной процедуры Наполеон по существу ликвидировал характерную для республиканского строя выборность государственных органов.

Основным стержнем всей конституционной системы являлась правительственная власть, которая формально вручалась коллегии из трех консулов, но фактически была сконцентрирована в руках первого консула. Хотя конституция содержала туманную фразу о выборах консулов на 10 лет, она прямо назначала первым консулом «гражданина Бонапарта», наделяла его особыми функциями и полномочиями, которые он мог временно осуществлять «в случае необходимости, при помощи своих коллег», т.е. откровенно устанавливала режим личной власти.

В качестве «гарантии» от злоупотреблений всесильной администрации в конституции предусматривалось право Государственного совета издавать распоряжения, относящиеся к деятельности публичной администрации, «разрешать затруднения, возникающие в административной деятельности». Таким образом, было положено начало институту административной юстиции, характерному для государственного строя Франции.

Конституция 1799 г. отменила выборность судей при сохранении принципа несменяемости. Теперь судьи назначались правительством на неопределенный срок. В этом же 1799 г. была установлена новая система судебных органов, включавшая мировых судей, трибуналы малой инстанции, апелляционные суды, кассационный суд.

Источник

Что гарантировалось по конституции франции 1799 года

Конституции и законодательные акты
буржуазных государств в XVII-XIX вв.
(Англия, США, Франция, Италия, Германия) /
Сб. документов под ред. проф. П.Н.Галанзы.
М.: Гос.изд-во юрид. лит-ры. 1957. С.422-432.

1. Французская Республика — единая и нераздельная. Ее европейская территория разделена на департаменты и коммунальные округа.

2. Каждый человек, родившийся и проживающий во Франции, которому исполнился двадцать один год, записанный в гражданский реестр своего коммунального округа и проживающий на территории Французской Республики один год, является французским гражданином.

3. Иностранец становится французским гражданином после достижения двадцати одного года, если он заявит о своем желании обосноваться во Франции, если он проживает здесь в течение десяти лет подряд.

4. Французское гражданство теряется: в случае натурализации за границей, принятия на себя исполнения функций, порученных иностранным государством, или пенсий от него, вступления в какие-либо иностранные общества, признающие неравенство в зависимости от рождения; вынесения приговора, предусматривающего применение мучительного или позорящего наказания.

5. Действие прав французских граждан прекращается в случае несостоятельности должника-банкрота или неосновательного получения его прямым наследником-владельцем всего или части наследства;
состояния слуги на жаловании, обслуживающего лицо или семью;
опеки над расточителем или умалишенным;
обвинения или уклонения от суда.

6. Чтобы пользоваться правом гражданина в округе, необходимо иметь там местопребывание в течение года, и не потерять его в результате годичного отсутствия.

7. Граждане каждого коммунального округа отдают свои голоса за тех, кого они считают наиболее достойными руководить общественными делами. Результатом этого является доверительный список, содержащий имена лиц, в количестве, равном одной десятой числа граждан, имеющих право сотрудничать для этой цели.

8. Граждане, включенные в коммунальные списки департамента, выделяют одну десятую часть из своего состава. Результатом этого является составление вторичного списка, называемого департаментским списком, в который должны быть включены должностные лица департамента.

9. Граждане, включенные в департаментский список, также выделяют одну десятую часть из своего состава. Результатом этого является составление третьего списка, в который включаются граждане этого департамента, избираемые для осуществления национальных функций.

10. Граждане, имеющие право участия в составлении одного из списков, предусмотренных тремя предыдущими статьями, призываются в течение всех трех лет, в случае выбытия по смерти или по другой причине лиц, внесенных в эти списки, которые исполняли общественные функции.

11. Они могут, в то же время, исключить из списка лиц, которых они сочтут непригодными, и заменить их другими гражданами, к которым они питают доверие.

12. Никто не может быть исключен из списка без проведения голосования по абсолютному большинству голосов граждан, имеющих право принимать участие в создании списка.

Граждане, которые будут первыми выдвинуты для образования конституционных властей, составят необходимую часть первичных списков лиц, подлежащих избранию.

Глава II. Об охранительном сенате

15. Охранительный сенат состоит из двадцати пяти членов, назначаемых пожизненно в возрасте не менее сорока лет.

16. Назначение на место сенатора осуществляется сенатом, который выбирает из трех кандидатов, первый из которых выдвигается Законодательным Корпусом, второй Трибунатом, третий — первым консулом.

Из двух кандидатов назначается тот, который выдвинут двумя из трех существующих властей: если кандидат выдвинут тремя властями, то назначен должен быть он.

17. Первый консул, оставляя свое место или по истечении срока действия его функций, или в связи с выходом в отставку, с необходимостью и с полным правом становится сенатором.

Двое других консулов, в течение месяца, следующего за окончанием действия их функций, могут занять место в сенате, но не обязаны использовать это право.

Они совсем те пользуются этим правом, в случае прекращения их консульских функций в связи с отставкой.

18. Сенатор никогда не может быть избран для осуществления какой-либо другой публичной функции.

19. Все списки, составленные в департаментах в силу статьи 9, представляются в сенат: он составляет общенациональный список.

20. На основе этого списка сенатом выбираются законодатели, трибуны, консулы, судьи кассационного суда, комиссары счетоводства.

21. Сенат одобряет или отменяет все акты, которые направляются ему как неконституционные Трибунатом и правительством: списки лиц, подлежащих избранию, включаются в эти акты.

22. Затраты, производимые сенатом, покрываются за счет доходов от национального имущества. Годовое жалование каждого из членов сената выплачивается из этих доходов, и оно равно одной двадцатой части жалования первого консула.

23. Заседания сената не публичны.

24. Граждане Сийес и Роже-Дюко, бывшие консулы, назначаются членами охранительного сената: они собираются на совещание с назначенным этой конституцией вторым и третьим консулом. Эти четверо граждан назначают большинство сената, который пополняется и приступает к порученным ему выборам.

Глава III. О законодательной власти

25. Новые законы могут быть обнародованы только тогда, когда законопроект будет предложен правительством, сообщен Трибунатом и директирован Законодательным Корпусом.

26. Законопроекты, которые предлагает правительство, изложены в статьях. Во всякой стадии обсуждения законопроекта правительство может вернуть его обратно; оно может представить его вновь в измененном виде.

27. Трибунат состоит из ста членов, в возрасте не менее двадцати пяти лет; они переизбираются на одну пятую часть ежегодно и могут быть переизбраны всякий раз, когда они будут значиться в общенациональном списке лиц, подлежащих избранию.

28. Трибунат обсуждает проекты законов; он отвергает или принимает их путем голосования.

Он направляет из своей среды трех ораторов, которые отстаивают и защищают перед Законодательным Корпусом основания выдвинутых ими предложений, предусмотренных законопроектом.

29. Он выражает свои пожелания по поводу уже принятых и принимаемых законов, злоупотреблений, которые нужно устранить, улучшений, которые нужно предпринять во всех частях публичной администрации, но он никогда не вмешивается в гражданские или уголовные дела, которые разбираются трибуналами.

Пожелания, которые он высказывает на основании настоящей статьи, не имеют обязательной силы и их обсуждение конституционными властями является необязательным.

30. Когда Трибунат распускается на каникулы, он может назначить комиссию из десяти-пятнадцати своих членов, которой поручается созыв Трибуната, в случае надобности.

31. Законодательный Корпус состоит из трехсот членов в возрасте не менее тридцати лет; они возобновляются ежегодно на одну пятую часть.

Он должен включать по меньшей мере по одному гражданину от каждого департамента.

32. Выбывший член Законодательного Корпуса не может вновь войти в него ранее истечения года; но он может быть немедленно избран для исполнения любых других публичных функций, включая функции трибуна, если он может быть им избран.

33. Заседания Законодательного Корпуса начинаются 1 фримера и длятся только 4 месяца; он может быть созван на чрезвычайное заседание в течение остальных восьми месяцев правительством.

34. Законодательный Корпус принимает законы путем тайного голосования и без обсуждения законопроектов, которые были обсуждены перед этим ораторами Трибуната и правительства.

35. Заседания Трибуната и заседания Законодательного Корпуса происходят публично; число присутствующих при этом лиц, как на заседании Трибуната, так и на заседании Законодательного Корпуса, не может быть более двухсот.

36. Ежегодное жалование члена Трибуната — пятнадцать тысяч франков; жалование члена Законодательного Корпуса — десять тысяч франков.

37. Всякий декрет Законодательного Корпуса обнародуется на десятый день, после его принятия, первым консулом, кроме случаев, когда будет заявлено в сенат о его неконституционности. Это заявление не может иметь места в отношении опубликованных законов.

38. Первое обновление Законодательного Корпуса и Трибуната будет иметь место в течение десятого года.

Глава IV. О правительстве

39. Правительство состоит из трех консулов, выбираемых на десять лет и переизбираемых без перерыва.

Каждый из них выбирается индивидуально, в соответствии с различными правилами, в качестве первого, второго или третьего консула.

Конституция назначает первым консулом гражданина Бонапарта, временного экс-консула; вторым консулом гражданина Комбасереса, экс-министра юстиции; и третьим консулом гражданина Лебрена, экс-члена комиссии Совета старейшин.

На этот раз третий консул назначается только на пять лет.

40. Первый консул наделен особыми функциями и полномочиями, которые он может временно дополнять, в случае надобности, при помощи своих коллег.

41. Первый консул обнародует законы; он назначает и смещает по своей воле членов Государственного совета, министров, послов и других государственных представителей за границей, офицеров сухопутных и морских вооруженных сил, членов местных администраций и комиссаров правительства при трибуналах. Он назначает уголовных и гражданских судей, а также мировых и кассационных судей, без права их смещения.

42. В отношении остальных актов правительства второй и третий консулы пользуются правом сообщать свои мнения: они подписывают регистр этих актов для удостоверения их наличия, и, при желании, могут записать в регистр свое мнение; после этого окончательным является решение первого консула.

43. Жалование первого консула с VIII года устанавливается в размере пятисот тысяч франков в год. Жалование обоих других консулов равно трем десятым жалованья первого.

44. Правительство предлагает законы и регламентирует обеспечение их исполнения.

45. Правительство распоряжается доходами и расходами государства, в соответствии с ежегодным законом, который регулирует рост тех и других; оно следит за изготовлением денег, выпуск которых предусмотрен законом, устанавливает их наименование, вес и вид.

46. Если правительству становится известно о каких-либо заговорах против государства, оно может издать приказ о задержании, аресте лиц, рассматриваемых в качестве исполнителей и соучастников. Но если в течение десяти дней они не будут освобождены или преданы суду, то министр, издавший подобный приказ, будет виновен в незаконном задержании.

47. Правительство заботится о внутренней безопасности и внешней защите государства; оно распоряжается сухопутными и морскими вооруженными силами путем издания приказов.

48. Действующая национальная гвардия подчиняется распоряжениям публичной администрации; местная национальная гвардия подчиняется только закону.

49. Правительство поддерживает внешнеполитические отношения, ведет переговоры, заключает предварительные договоры, подписывает, предоставляет право подписывать все договоры и заключает все договоры о мире, союзе, перемирии, нейтралитете, торговые и другие соглашения.

50. Объявление войны, договоры о мире, союзе и торговле — предлагаются, обсуждаются, декретируются и обнародуются в качестве законов.

Для проведения дискуссий и обсуждений этих вопросов как в Трибунате, так и в Законодательном Корпусе образуется тайный совет только в случае, если этого потребует правительство.

51. Секретные статьи договора не могут противоречить другим соответствующим статьям договора.

52. Государственный совет, под руководством консулов, упра-вомочен представлять законопроекты, издавать распоряжения в отношении деятельности публичной администрации, разрешать затруднения, возникающие в административной деятельности.

53. Из состава Государственного совета выделяются сенаторы, которые выступают от имени правительства в Законодательном Корпусе.

Эти ораторы направляются в числе не более трех для защиты одного законопроекта.

54. Министры исполняют законы и обеспечивают выполнение постановлений публичной администрации.

55. Никакой акт правительства не имеет силы без подписи министра.

56. Одному из министров специально поручается заведывание государственной казной: он распоряжается поступлениями, руководит движением фондов и платежами, производимыми на основании закона. Он не может производить никаких выплат:

1) сверх сумм, определенных законом для данного вида расходов;

2) без постановления правительства;

3) без приказа, подписанного министром.

57. Подробные счета затрат, произведенных министром, подписанные и удостоверенные им, должны быть опубликованы.

58. Правительство может назначить членом Государственного совета или министром только лицо из числа граждан, записанных в национальном списке.

59. Местные администрации как коммунального округа, так и более крупных территориальных единиц подчинены министрам. Никто не может становиться или оставаться членом этих администраций, если он не внесен и не находится в одном из списков, упомянутых в ст.ст. 7 и 8.

Глава V. О трибуналах

60. В каждом коммунальном округе имеется один или несколько мировых судей, избираемых непосредственно гражданами на 3 года.

Их основная функция состоит в примирении сторон, обращающихся в суд в случае несогласия, для решения дела через посредничество суда.

61. Для решения гражданских дел существуют трибуналы первой инстанции и кассационные трибуналы.

Закон определяет организацию тех и других, их компетенцию, территорию их деятельности.

62. По делам о деликтах, влекущих мучительные или позорящие наказания, первое жюри утверждает пли отклоняет обвинение: если оно утверждено, второе жюри рассматривает событие; судьи, входящие в уголовный трибунал, решают вопрос о применении наказания. Их решение окончательно.

63. Функция публичного обвинения при трибуналах осуществляется комиссаром правительства.

66. Кассационный трибунал не рассматривает существо дела; но он кассирует (4) решения, вынесенные с нарушением процедурных форм или содержащие явное противоречие с законом; он направляет дело для рассмотрения по существу в трибунал, который должен рассмотреть его.

67. Судьи, составляющие трибунал первой инстанции, и комиссары правительства при трибуналах включены в коммунальный или департаментский список.

Судьи, составляющие апелляционные трибуналы, и комиссары при них назначаются из числа лиц, включенных в департаментский список.

Судьи, составляющие кассационный трибунал, и комиссары при них назначаются из числа лиц, включенных в национальный список.

68. Судьи, кроме мировых судей, исполняют свои функции пожизненно, за исключением случаев осуждения за должностное преступление или исключения из списка лиц, подлежащих избранию.

Глава VI. Об ответственности должностных лиц

69. Исполнение функций членов сената или Законодательного Корпуса, или Трибуната, функций консулов членов Государственного совета не освобождает от ответственности.

70. Дела о деликтах, влекущих применение мучительных или позорящих наказаний, совершенных членом Совета или Трибуната, или членом Законодательного Корпуса, рассматриваются обычными трибуналами, после того, как орган, к которому принадлежит обвиняемый, подтвердит обвинение.

71. Министры, обвиненные в совершении частного (5) деликта, влекущего применение мучительного или позорящего наказания, привлекаются к ответственности в том же порядке, что и члены Государственного совета.

72. Министры отвечают:

1) за каждый подписанный ими правительственный акт, объявленный сенатом неконституционным;

2) за неисполнение законов и распоряжений публичной администрации;

3) за отдельные приказы, отданные в нарушение конституции, законов и распоряжений.

Верховный суд состоит из судей и присяжных. Судьи выбираются из своей среды кассационным трибуналом; присяжные — из числа лиц, включенных в национальный список: каждый — по правилам, предписанным законом.

74. Гражданские и уголовные судьи, в случае совершения деликтов, связанных с их должностными функциями, направляются (8) в трибуналы после того, как кассационный трибунал аннулирует их действия.

75. Правительственные служащие, за исключением министров, не могут быть преследуемы за действия, связанные с их функциями, кроме, как по решению Государственного совета: в этом случае преследование имеет место в обычных трибуналах.

Глава VII. Общие положения

76. Жилище каждого человека, проживающего во Франции, является ненарушимым убежищем.

Никто не имеет права войти туда в течение ночи, кроме случаев пожара, наводнения или по требованию проживающих в нем.

В течение дня туда можно войти только с целые, предусмотренной законом, или по приказу, отданному публичными властями.

77. Для того чтобы приказ об аресте был выполнен, необходимо:

1) чтобы в нем точно указывались мотивы ареста и был приведен закон, на основе которого отдан приказ;

2) принадлежность должностного лица, который наделен законом этой властью (9) ;

78. Охранник или тюремщик не может ни принять, ни заключить никого без занесения в регистр акта, приказывающего производство ареста: этот акт должен являться приказом, выданным в форме, предусмотренной предыдущей статьей, или приказом о задержании, или обвинительным декретом, или судебным решением.

79. Каждый охранник или тюремщик обязан, независимо от отданного ему приказа, представить задержанного гражданскому офицеру, возглавляющему полицию места заключения каждый раз, когда он это потребует.

80. В представлении задержанного лица не может быть отказано его родственникам или друзьям, предъявившим приказ гражданского офицера, который должен быть согласован или с охранником, или тюремщиком, если они не представят судебный приказ о секретном содержании заключенного.

81. В случае, если те, кому законом не предоставлено право производить аресты, отдадут, подпишут приказ об аресте или произведут арест кого-либо; те, кто, даже обладая правом производить аресты, примут или заключат арестованного в место заключения, не предусмотренное законом; охранники и тюремщики, которые нарушат правила, предусмотренные тремя предыдущими статьями, — будут виновными в незаконном задержании.

82. Все строгости, проявленные при производстве арестов, заключении и исполнении приговоров, кроме предусмотренных законом, являются преступными.

83. Каждое лицо имеет право направлять индивидуальные петиции всем конституционным властям и специально в Трибунат.

84. Все публичные вооруженные силы соблюдают подчиненность: никакая воинская часть не может выходить из повиновения.

85. Деликты, совершенные военнослужащими, разбираются в военных трибуналах и на основе специального судопроизводства.

86. Французская нация объявляет, что она установит пенсии для всех воинов, раненных при защите родины, а также вдовам, детям военных, умерших на поле битвы и вследствие ранений.

87. Будут установлены национальные премии для воинов, ко торые отличаются, сражаясь за Республику.

88. Национальному институту поручено собирать открытия, совершенствовать науку и искусство.

89. Комиссия национального счетоводства устанавливает правила и контролирует счета доходов и расходов Республики. Эта комиссия состоит из семи членов, избранных Сенатом среди лиц, занесенных в национальный список.

90. Учрежденный орган может проводить заседания, если присутствуют две трети его членов.

91. Строй французских колоний определяется специальными законами.

92. В случае вооруженного восстания или волнений, угрожающих безопасности государства, законом может быть приостановлено, в определенном месте, на определенное время, действие конституции.

Это приостановление может быть временно введено, в этом случае, постановлением правительства, на основании одной из статей которого Законодательный Корпус, в случае его роспуска на каникулы, должен быть досрочно созван.

93. Французская нация заявляет, что она ни в коем случае не потерпит возвращения французов, которые покинули свою родину 14 июня (11) 1789 года, за исключением случаев, предусмотренных законом об эмигрантах; она запрещает вводить какие-либо новые исключения по этому поводу.

Имущество эмигрантов безвозвратно переходит в собственность Республики.

94. Французская нация заявляет, что после совершения законной продажи национального имущества, независимо от его происхождения, законный приобретатель не может быть лишен его, за исключением случаев, когда третьи лица предъявляют к национальной казне требования о возмещении понесенных убытков..

95. Настоящая конституция будет впоследствии предложена для принятия французскому народу.

1. Голосования. — Прим. перев.

2. По республиканскому календарю.

3. В апелляционном порядке. — Прим. перев.

4. Отменяет по формальным основаниям. — Прим. перев.

5. Общеуголовного, в отличие от должностного. — Прим. перев.

6. Обжалованию по существу. — Прим. перев.

7. Обжалованию по формальным основаниям. — Прим. перев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *