Утро вечера мудренее что это эпитет повтор присказка
Контрольный тест по литературе 5 класс
Контрольная работа по литературе
Класс____________ Фамилия_________________________ Имя________________________
а) устное народное творчество
б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.
в) сказки, придуманные народом
2. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
а) Басня б) Загадка в) Прибаутка
3. Кто создает фольклорные произведения?
а) народ б) ученики в) автор г) композитор
4. Какие сказки обычно начинаются с присказки?
а) бытовые б) волшебные в) о животных
5. К какому виду вы отнесете сказку, имеющую такое начало: «Как-то раз удалось Лисичке—сестричке рыбы добыть. Сидит она и ест эту рыбу.
-Здравствуй, кумушка, хлеб да соль.
-Я ем свой, а ты подальше стой…»?
а) волшебные б) бытовые в) о животных
6. Как называется такой художественный прием: в сказке одно и то же событие описывается несколько раз?
а) присказка б) повтор в) эпитет
7. Как называется художественное, образное определение, например: «добрый молодец», «золотые волосы»?
а) зачин б) повтор в) эпитет
8. Как называется прием изображения неживой природы и животных, как людей?
а) олицетворение б) эпитет в)аллегория.
9. Часть сказки, не связанная с повествованием
а) концовка б) зачин в) присказка.
10. Завершение сказки—это…
а) повтор б) концовка в) присказка.
11. Как одним словом называем произведения устного народного творчества?
а) сказки б) рассказы в) фольклор.
12. «Утро вечера мудренее», «что ни в сказке сказать, ни пером описать». Что это?
а) эпитет б) повтор в) присказка.
13. Представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов—это…
а) сказка б) миф в) баллад г) басня.
14. Что не относится к устному народному творчеству?
а) сказки б) романы в) считалки г) загадки
15. Когда возникла Древнерусская литература?
а) 12 век б) 10 век в) 15 век.
16. Кто записывал первые летописи?
а) монахи б) народ в) князья
17. Выбрать определение, которое наиболее точно характеризует басню.
а) Краткий иносказательный нравоучительный рассказ или стихотворение
б) Небольшой рассказ, объясняющий важные жизненные вопросы на основе простых отвлеченных примеров.
В) Песнь героического содержания о подвигах русских богатырей.
18. Как называется та часть басни, в которой заключено нравоучение, назидание.
а) Аллегория б) Мораль в) Исход
19. Отметить определение аллегории.
а) Один из видов комического, скрытая насмешка.
б) Иносказание, изображение отвлеченного понятия в конкретном виде.
в) Уподобление живого существа неживому предмету.
20. Отметить признак, который не относится к басне.
а) Бывают написаны только в прозе.
б) Содержит нравоучение.
в) Героями часто являются животные, реже люди и неодушевленные предметы.
21. Отметить отрывок, который соответствует жанру басни.
а) Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
б) Свинья под дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала,
Наевшись выспалась под ним,
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у дуба корни стала.
в) Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную мокрую ветку и узнала: это был клён. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.
22. Найти слова, в которых выражена идея басни.
а) Навозну кучу разрывая,
Петух нашел Жемчужное Зерно
И говорит: «Куда оно?
б) Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну ячменному: оно не столь хоть видно,
в) Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то всё у них пустяк.
23. Выбрать утверждение, которое точнее соответствует сюжету басни.
Охотничья Собака поймала зайца и то его кусала, то лизала в губы. Измучился Заяц и сказал: «Любезная, ты уж или не кусайся, или не целуйся, чтобы я знал, враг ты мне или друг».
Басня относится к человеку:
а) Который очень любит всех вокруг, но у него часто меняется настроение.
б) Который скрывает от окружающих свои истинные намерения.
в) Который любит издеваться над окружающими.
24. Подобрать к тексту подходящие «крылатые слова», взятые из басен.
Задиристый малыш повздорил с гораздо более сильным и рослым противником Окружающие смеются и говорят:
а) «Хвалилась синица море сжечь»
б) «Да только воз и ныне там»
в) «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!»
25. Найти ряд, где перечислены только писатели –баснописцы.
а) Г-Х. Андерсен, И. Крылов, Д. Дефо
б) Эзоп, П. Лафонтен, И. Крылов
в) И. Крылов, А. Пушкин, Ф. Тютчев
26. Кого называют «отцом басни»
а) И. Крылов б) П. Лафонтен в) Эзоп
27. Какому историческому событию посвящена басня И.А. Крылова «Волк на псарне».
а) Отмена крепостного права в России.
б) Отечественная война 1812 года.
в) Восстанию Емельяна Пугачева.
28. Как называется термин, обозначающий созвучие окончаний стихотворных строк?
а) строфа; б) рифма; в) ритм; г) размер.
29. Укажите способ рифмовки приведённых строк:
В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой…
а) парная б) смежная в) перекрёстная г) опоясывающая.
30. Как называется термин, обозначающий «придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения»?
а) автор б) фамилия в) псевдоним г) прозаик.
31. Как зовут автора сказочной повести «Чёрная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского?
а) Антоний Погорелов
б) Алексей Антонович Погорельский
в) Антон Алексеевич Погорельский
г) Алексей Алексеевич Перовский.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контрольный тест по литературе по темам:
2. Древнерусская литература
4. Стихотворные размеры
5. Литература 19 века.
В тесте 31 вопрос, охватывающий указанные 5 тем.
Можно использовать в качестве контроля знаний за четверть/полугодие или разделить вопросы на отдельные небольшие работы и провести по отдельности для закрепления каждой темы.
Номер материала: ДБ-418149
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Царевна-лягушка (5 класс. Коровина, 1 часть, стр. 25-26)
Волшебная сказка и её герои.
1. Понравилась ли вам сказка? К какому жанру сказок она относится (волшебным, бытовым, сказкам о животных)? Какие особенности народной сказки вы в ней обнаружили (присказка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Приведите примеры из текста.
Сказка «Царевна-лягушка» очень интересная. В ней много превращений и чудес, поэтому она относится к жанру волшебной сказки. В этой сказке мы видим признаки народной сказки, такие как:
Присказка – утро вечера мудренее, ни в сказке сказать, ни пером описать, долго ли шёл, коротко ли, близко ли, далёко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Зачин – «В некотором царстве, в некотором государстве»
Концовка – «И стали они жить дружно, в любви и согласии».
Повторы – жил-был, лягушка-квакушка, подумал-подумал, спать-почивать, костями-огрызками, шел-шел, избушка-избушка.
Постоянные эпитеты – тугие луки, широкий двор, красное крыльцо, буйна голова, птицы летучие, звери рыскучие, высокие горы, темные леса, синее море, добрый молодец.
2. Кто главные герои? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?
Главными героями сказки являются Иван-царевич и Василиса Премудрая. Главное волшебство сказки – превращение лягушки в Василису Премудрую, именно поэтому, я думаю, сказка так и называется «Царевна-лягушка».
3. Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жёны старших царевичей? Расскажите об этом. Как царь оценивает их работу? Постарайтесь рассказать близко к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир. Каким был пир?
Царь дает женам сыновей три задания: испечь хлеб, соткать ковер и показать себя в танце. Жены старшего и среднего сыновей каждый раз звали на помощь мамушек и нянюшек – видимо, сами ничего не умели делать, оттого и не понравились царю их хлеба и ковры, может, это все было и неплохо сделано, но не было главного – души. А Василиса Премудрая все задания выполняла сама и от всего сердца, поэтому царь и оценил ее хлеб и ковер самой высокой похвалой. А танец Царевны-лягушки на пиру заворожил всех гостей, может, и не было ни озера, ни лебедей, но все гости видели это, потому что Василиса Премудрая и в движения вкладывала свою любовь.
4. Известно, что у этой сказки более 20 вариантов, значит, она совершенствовалась и недаром считается одной из лучших народных сказок. Постарайтесь найти примеры особого склада сказки. Вот один из них: описание работы царевны-лягушки – ритмичное, складное, как стихотворение:
Где кольнёт иглой раз – цветок зацветёт, где кольнёт другой раз – хитрые узоры идут, где кольнёт третий – птицы летят.
Какие варианты этой сказки вам известны? Какие отличия вы в них заметили?
Один из вариантов сказки о Царевне-лягушке называется «Сказка о лягушке и богатыре». В ней главные герои – Иван-богатырь и Василиса Премудрая. Отличий по сюжету много: это и король вместо царя, жены сыновей рубашки шьют вместо ковров, три Бабы Яги вместо Кощея, Иван-богатырь сразу знал, что его жена не лягушка и т.д. Но главная суть сказки осталась неизменна: превращение лягушки в Василису Премудрую и все, что делает Василиса, получается у нее лучше других.
Особенность этой сказки в том, что Василиса, выполняя задания короля, обращается к ветрам: «Буйные ветры! Разнесите лоскуточки и сшейте свекору рубашку». Отличаются зачин и концовка: «В некотором царстве, в некотором было государстве жил король», «Иван-богатырь остался с своею супругою и правил королевством после отца своего благополучно». К особому складу относится одинаковый разговор Ивана-богатыря и каждой Бабы Яги: «Доселева русского духу слыхом не слыхивано и видом не видывано, а нынче русский дух в очах проявляется». Потом спрашивала его: «Что ты, Иван-богатырь, волею или неволею?» Иван-богатырь отвечал: «Сколько волею, а вдвое неволею».
5. Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Какие необыкновенные события и приключения связаны с героями сказки «Царевна-лягушка»? Кто помогал Ивану-царевичу? Почему? За что разгневался Кощей Бессмертный на Василису Премудрую и приказал ей три года квакушкой быть?
Необыкновенные события в сказке «Царевна-лягушка» – это волшебство. Василиса Премудрая была превращена отцом в лягушку, но и сама умеет превращаться, например, от Ивана-царевича она улетела белой лебедью. Звери умеют разговаривать.
Приключения ждали Ивана-царевича, когда он пошел на поиски жены. Герой встречает на своем долгом пути старичка и получает от него волшебный путеводный клубок. Далее –медведя, селезня, зайца и щуку, которые за то, что Иван-царевич пожалел их, помогают ему, и Баба Яга в этой сказке в благодарность за доброе слово царевича тоже оказывается союзницей человека.
Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку на три года, потому что она оказалась умнее и хитрее своего отца.
6. Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к царевне-лягушке? Что этим хотел сказать сказитель-автор? Кто помогал Ивану-царевичу? Расскажите о чудесных помощниках.
Иван-царевич сжег кожу лягушки, не думая о последствиях, он хотел, чтобы Василиса Премудрая всегда была женщиной и над ним больше никто не смеялся, что женат на лягушке. Сказитель-автор говорит нам, что сделать ошибку можно быстро, а вот на исправление может понадобиться много времени.
Иван-царевич со смирением принял долгий путь и больше не совершал поспешных поступков, он научился думать о других, поэтому на просьбы медведя, селезня, зайца и щуки о пощаде, он выбрал их жизнь, а не свой голод. За доброе отношение получил Иван-царевич помощь от животных: медведь дуб выворотил, заяц зайца догнал, селезень утку поймал, а щука со дна моря яйцо достала.
Литература и изобразительное искусство
Сравните иллюстрации разных художников к сказке «Царевна-лягушка», например, иллюстрацию И. Я. Билибина и картину В. М. Васнецова «Пир» (см. иллюстрацию Билибина в книге сказок или в Интернете). Какие из них вам кажутся наиболее близкими к тексту прочитанной сказки? Сделайте собственные рисунки к сказке (портреты героев, путь главного героя в поисках Василисы Премудрой, пир и т. д.).
Подготовьте сказывание сказки с использованием зачина, концовки, повторов, постоянных эпитетов.
Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова, на которых изображен момент танца Василисы Премудрой, близки сюжету сказки, но художники по-разному расставили акценты. У Билибина на переднем плане мы видим зрителей, их удивление и восхищение от танца, а у Васнецова в центре картины – танцующая Василиса и музыканты, здесь мы видим динамику танца и настроение людей.
Фонохрестоматия («Слушаем актёрское чтение»)
Сказка «Царевна-лягушка»
1. Как вы думаете, почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным? Обоснуйте свой ответ пересказом нескольких эпизодов сказки.
Сказка относится к волшебным, потому что в ней много волшебства и превращений, а также есть сказочные герои такие, как Баба Яга и Кощей Бессмертный, и волшебный клубок, который указывал путь Ивану-царевичу.
Выполняя задания царя, квакушка сбрасывала с себя лягушачью кожу и превращалась в Василису Премудрую. Например, ковер она ткала так: где кольнет иглой раз, там цветок распускается, кольнет два – хитрые узоры идут, третий раз кольнет – птицы летят.
2. Как вы думаете, почему героиня сказки названа Василисой Премудрой? Послушайте внимательно, как читает актриса слова Василисы Премудрой. Какие качества её характера передаёт она в чтении?
Василиса названа Премудрой (очень мудрой), потому что она очень умная, умнее и хитрее своего отца Кощея Бессмертного, за что он ее и превратил в лягушку на три года. Актриса при чтении слов Василисы понижает голос, интонации становятся уверенными, темп неторопливым и в голосе звучит нежность и смирение. Видимо, не из злости, а для науки превратил ее отец в лягушку, чтобы спокойнее стала, глупостей не делала и ценила человеческий облик. И Василиса Премудрая в сказке предстает рассудительной, спокойной, рукодельницей, умеет все делать лучше других, но не хвастается этим.
3. Подготовьте пересказ сказки от лица Ивана-царевича, попробуйте при этом передать чувства, настроение главного героя в различных эпизодах сказки.
В некотором царстве, в некотором государстве жил царь, было у него три сына, младшим из которых был я, Иван-царевич. Захотел батюшка, чтобы мы невест себе нашли, велел натянуть тугие луки и пустить стрелы в разные стороны.
Стрела старшего брата угодила в боярский двор, среднего – в купеческий, а я три дня искал стрелу, нашел в болоте у лягушки. Она заговорила со мной, велела с сбой взять и жениться на ней и успокоила, что жалеть об этом я никогда не буду. Испугался я насмешек! Где тут не жалеть?! Но судьба распорядилась так, и я не стал перечить, понес лягушку к отцу, в надежде, что он рассудит, как делу быть.
А батюшка велел жениться на лягушке. Слово родительское для меня закон – женился. А на следующий день отец позвал к себе, смотрю, и братья мои тоже здесь. Дает царь задание, чтоб жены наши караваи испекли к завтрашнему дню. Пришел домой невеселый, а квакушка успокоила меня, велела спать ложиться, а на утро я своим глазам не поверил, никогда такого хлеба я не видывал. Батюшка очень доволен остался работой моей квакушки. Но тут же новое задание дал: соткать ковер.
Опять я домой печальный пришел. А на утро ждало меня очередное удивление. Царь обрадовался ковру моей квакушки, но следующим заданием опять вверг меня в уныние: как же я с лягушкой на пир приеду? Ведь на смех поднимут все, будут перешептываться да переглядываться.
Велела мне квакушка одному ехать. Уж столько раз удивляла меня она, но на этот раз радости моей не было предела, так как увидел я перед собой не лягушку, а красавицу Василису Премудрую. Влюбился в нее без памяти и поспешил домой, чтобы сжечь лягушачью кожу – не будет жена моя никогда больше квакушкой, а я – посмешищем.
Только поспешил я, и за спешность был наказан. Вернулась Василиса с пира, обернулась белой лебедью и улетела, сказав на прощание, что не так-то просто будет её отыскать.
Отправился я за любимой своей в долгий путь. Три пары железных сапог износил, три хлеба изгрыз, пока не встретил старичка, который рассказал мне, почему Василиса Премудрая лягушкой была и дал клубок волшебный, который должен был привести меня в Кощеево царство.
А дальше все как в сказке было: и дуб медведь выворотил, и заяц помог, и селезень пособил, и щука утешила. Разбил я то яйцо треклятое, сломал иглу и нашел свою Василисушку. Вернулись мы домой вместе и стали жить счастливо, а поступать по справедливости.
Утро вечера мудренее», «что ни в сказке сказать, ни пером описать» что это? 1)эпитет 2)повтор 3)присказка.
Утро вечера мудренее», «что ни в сказке сказать, ни пером описать» что это? 1)эпитет 2)повтор 3)присказка
Ответы
кто нибудь из вас бывал в степи? думаю да,а вот наслаждались ли вы этими минутами? бескрайние степи у них нет начала и
войдя в степь вы вдыхаете тишину и умиротворение. вокруг вы слышите лишь голос природы. никакой городской суеты. а посмотрите вогруг как красива степь! колосья травы еле колышет тёплые ветерок,где-то в далеке звонко заливается жаворонок,вот где-то под тобой кто-то закопошился это мышка ищет вкусные зернышки! может быть где-то журчит ручеек он, весело блистя на солнце, бежит, огибая одинокое деревце. вдали ты видишь редкие заросли кустарников рассыпанных по всей степи. а вечером в степи тихо, так тихо что ты можешь услышать стук собственно сердца. только где-то в далеке вспархнула птица или ветер прогулялся по колосьям. мышка, запищав, скрылась в норке. а какое небо над степью она все усыпано и ничего не мешает его рассмотреть. как приятно леч на колосья и просто забыть о
берегите люди природу! нужно сохранить и степи,и леса,и поля,чтобы в будущем людям было чем гордиться! и почаще выбирайтесь на природу с семьёй,с друзьями, да с кем и не забывайте о том что все это мы можем потерять даже не заметив.
Контрольный тест по литературе 5 класс
Контрольная работа по литературе
Класс____________ Фамилия_________________________ Имя________________________
а) устное народное творчество
б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.
в) сказки, придуманные народом
2. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
а) Басня б) Загадка в) Прибаутка
3. Кто создает фольклорные произведения?
а) народ б) ученики в) автор г) композитор
4. Какие сказки обычно начинаются с присказки?
а) бытовые б) волшебные в) о животных
5. К какому виду вы отнесете сказку, имеющую такое начало: «Как-то раз удалось Лисичке-сестричке рыбы добыть. Сидит она и ест эту рыбу.
-Здравствуй, кумушка, хлеб да соль.
-Я ем свой, а ты подальше стой…»?
а) волшебные б) бытовые в) о животных
6. Как называется такой художественный прием: в сказке одно и то же событие описывается несколько раз?
а) присказка б) повтор в) эпитет
7. Как называется художественное, образное определение, например: «добрый молодец», «золотые волосы»?
а) зачин б) повтор в) эпитет
8. Как называется прием изображения неживой природы и животных, как людей?
а) олицетворение б) эпитет в)аллегория.
9. Часть сказки, не связанная с повествованием
а) концовка б) зачин в) присказка.
10. Завершение сказки-это…
а) повтор б) концовка в) присказка.
11. Как одним словом называем произведения устного народного творчества?
а) сказки б) рассказы в) фольклор.
12. «Утро вечера мудренее», «что ни в сказке сказать, ни пером описать». Что это?