Установлено что обтирание лица водой комнатной температуры повышает остроту зрения свойства ощущений

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

План
1. Общее понятие об ощущениях. Рефлекторная природа ощущений. Основные свойства ощущений. Значение сенсорной организации для развития человека.
2. Классификация ощущений. Адаптация. Сенсибилизация. Синестезия.
3. Сходство и различия ощущений и восприятия. Основные свойства восприятия. Виды восприятия и их характеристика. Иллюзии при восприятии.

1. Общее понятие об ощущениях. Рефлекторная природа ощущений. Основные свойства ощущений.

2. Классификация ощущений. Адаптация. Сенсибилизация. Синестезия

3. Сходство и различия ощущений и восприятия. Основные свойства восприятия. Виды восприятия и их характеристика. Иллюзии при восприятии

Задание 1. Какая закономерность ощущений как психического
процесса проявляется в каждом примере?
1. Длительно воздействующий неприятный запах перестаёт ощущаться.
2. После погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 30 градусов, воспринимается как тёплый, хотя его температура ниже нормальной кожной температуры руки.
3. Под влиянием некоторых запахов (гераниола, бергамотового масла) наблюдается повышение слуховой чувствительности.
4. Ориентировка слепоглухих в окружающем мире опирается преимущественно на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения.

Задание 2. Какая закономерность ощущений проявляется
в каждом примере?
1. Человек не увидел яркой вспышки света, а лишь ощутил боль в глазах.
2. Человек не слышит, как муха ползёт по столу.
3. При усилении осушения в зале, звуки, несущиеся со сцены, стали казаться зрителям громче.
4. Ориентировка слепых опирается на обонятельные, осязательные, двигательные и вибрационные ощущения.
5. Слепые люди могут отличить шелест листьев берёзы от шелеста листьев клёна.

Задание 7. Проанализируйте приведенный отрывок. Как вы считаете, можно ли «обмануть» свои ощущения? Где такие «обманы» могут быть полезными?
Пластмассовые чемоданы и сумки опрыскиваются химическими веществами, которые сообщают изделиям запах настоящей кожи. В продажу выпускаются пластмассовые ящики для белья, пахнущие сосной, канаты и сети, сделанные из синтетических волокон, пропитанных составом, который дает запах просмоленной пеньки.
Оказывается, можно смоделировать даже запах свежевыпеченного хлеба. Свежий, только что вынутый из печи хлеб обязан своим ароматом 1, 4, 5, 6-тетрагидро-2-ацетапиридину.

Задание 8. Чему равна прибавка, необходимая для получения едва заметной разницы в ощущении давления при 800 г, при 250 г; в ощущении звука при 15 дцб, при 40 дцб; в зрительном ощущении при освещении в 30 люксов, 200 люксов? На основании какой закономерности это можно установить?

Задание 9. На основании исследований установлено, что температура помещений, стены которых окрашены в «холодные» тона (синие, зеленые, серые), воспринимается человеком на три-пять градусов ниже, чем она есть на самом деле. Учитывая это, для стен некоторых служебных помещений (в горячих цехах, машинных отделениях и т.п.) были специально подобраны краски.
Какая закономерность ощущений установлена в этих исследованиях?

Задание 10. Какая закономерность лежит в основе описанного факта?
Люди, не различающие цвета, и люди с пониженным цветоощущением часто долгое время не замечают своего дефекта. Дальтон, например, не знал о своем дефекте до 26 лет.

Задание 11. Укажите, от каких условий зависит повышение чувствительности в каждом из примеров.
1. Текстильщики, специализировавшиеся на выработке черных тканей, различают до 40 оттенков черного цвета там, где глаз человека-неспециалиста различает 2-3 оттенка.
2. У людей, занимающихся музыкой, наблюдается заметное повышение чувствительности к различению тона.
3. У дегустаторов вырабатывается исключительная тонкость вкусовых ощущений.
4. На осязательной деятельности руки основано все обучение слепых и слепоглухих. Восприятие пальцами выпуклого шрифта служит одним из основных средств умственного и общего культурного развития таких людей.

Задание 12. Определите, какие свойства восприятия (целостность, константность, категориальность, апперцепция, предметность, структурность) проявляются в следующих ситуациях:
1. Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.
2. Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.
3. Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.
4. Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.
5. Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.
6. В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.
7. Темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину.
8. Когда мы хотим разглядеть человека, мы осматриваем его с головы до ног.
9. Заяц достаточно успешно отличает волков от других животных независимо от их роста или масти. Какое свойство может быть присуще восприятию зайца?
10. Шагая по аллее, студент взглянул на часы. Через минуту к нему подбежал ребенок и спросил, который час. Студенту опять пришлось взглянуть на часы.
11. Учитель выделяет красным цветом ошибки в письменных работах школьников.
12. Пятилетняя девочка понимает тексты, напечатанные на компьютере. Однако она не может понять записку, написанную от руки.

Задание 14. Еще в начале XX в. А. Бине предлагал разным испытуемым описать показанную им папиросу в объективных терминах и обнаружил, что одна группа описывала папиросу так: «Это длинная бумажная трубка, с одной ее стороны сквозь тонкую бумажку просвечивает шероховатая коричневая масса. », а другая так: «Это душистая папироса, ею приятно затянуться, когда устанешь, приятно вдохнуть ее аромат. » Чем, на ваш взгляд, обусловлена такая разница в восприятии, ведь объективно обе группы наблюдали одну и ту же папиросу?

Задание 18. Ученики третьего класса должны описать картину К. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку». Название картины ученикам не сообщалось.
Ученик А. Здесь отец и сын ушли на рыбалку. Из-за двери выглянула девочка. А тут мальчик держит ведро. Курица ходит.
После того, как сообщили название картины, ответы стали иными: «Отец со старшим мальчиком пошел ловить рыбу. А младшего не взяли, он маленький. Младший брат, наверное, детской лопаточкой накопал червей и хотел, чтобы его взяли. А когда не взяли, опечалился. А девочка над ним смеется. И курица начала клевать его червяков.
Чем отличается первое описание от второго?
Какой психологической закономерностью объясняется это отличие?
Какие педагогические выводы отсюда вытекают?

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Цели занятия:
1. Раскрыть сущность ощущений и восприятия, представить их сравнительную характеристику, описать их физиологическую основу.
2. Описать виды, свойства ощущений и восприятия.
3. Охарактеризовать психофизиологические законы ощущений и законы перцепции.
4. Дать краткую характеристику видам нарушений ощущений.
5. Описать иллюзии восприятия.

Учебные вопросы:
1. Понятие ощущения и его физиологическая основа.
2. Виды ощущений.
3. Свойства ощущений.
4. Психофизиологические законы ощущений.
5. Нарушения ощущений.
6. Понятие восприятия. Отличие восприятия от ощущения и его физиологическая основа.
7. Виды восприятия.
8. Свойства восприятия.
9. Законы перцепции.
10. Иллюзии восприятия.

Учебно-материальное обеспечение:
— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.

Порядок работы:
Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы семинара, разъясняется порядок проведения занятия, регламент выступлений и процедуры их обсуждения. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной работы и обсуждение учебных вопросов. Педагогический работник обращает внимание на ошибочность отдельных суждений обучающихся, уточняет содержание наиболее сложных для понимания учебных вопросов и показывает взаимосвязь изучаемой темы с практической деятельностью органов внутренних дел.
Этап 2. Практический. Заслушивание сообщений обучающихся. К своему выступлению каждый докладчик готовит демонстрационные материалы и мультимедиапрезентации. Активное участие каждого обучающегося обеспечивается обязательным конспектированием и групповой дискуссией по материалам выступления.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации выступлений обучающихся, в дополнении и уточнении излагаемого материала, оценке их работы, в обобщении результатов.
Этап 3. Заключительный. Подведение итогов занятия: выставление оценок обучающимся с их обоснованием; формулировка выводов по теме занятия; постановка задач по самостоятельному дополнительному изучению отдельных вопросов темы.

Методические рекомендации обучающимся для самостоятельной подготовки:

Научные публикации, предполагающие их конспектирование всеми обучающимися и рекомендуемые для подготовки в виде сообщений:
1. Леонтьев А. Н. Чувственная ткань сознания.
2. Петухов В. В. Основные определения собственно познавательных и универсальных психических процессов.
3. Олпорт Ф. Феномены восприятия.
4. Сийпола Е. Установка в восприятии.
5. Уоллах X. Насыщение при восприятии движения. Творчество восприятия.

Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите познавательные психические процессы.
2. Дайте определение понятию «ощущение».
3. Опишите физиологическую основу ощущений.
4. Приведите классификации видов ощущений.
5. Перечислите свойства ощущений и дайте им краткую характеристику.
6. Назовите психофизические законы, описывающие ощущения.
7. Опишите закономерность, представленную в психофизическом законе Бугера — Вебера.
8. Опишите закономерность, представленную в психофизическом законе Вебера — Фехнера.
9. Опишите закономерность, представленную в психофизическом законе Стивенса.
10. Перечислите патологические изменения порогов чувствительности и дайте им краткую характеристику.
11. Назовите отличительные признаки восприятия и ощущений.
12. Раскройте физиологическую основу восприятия.
13. Приведите классификации видов восприятия.
14. Перечислите свойства восприятия и дайте им краткую характеристику.
15. Опишите законы перцепции.
16. Охарактеризуйте иллюзии восприятия.

Практическое занятие

Цели занятия:
1. Расширить знания обучающихся в области научного исследования ощущений и восприятия у человека.
2. Научить обучающихся анализировать практические ситуации, связанные с проявлением свойств ощущений и восприятия.
3. Способствовать развитию мышления и творческой активности обучающихся.
4. Сформировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, ведения дискуссии и публичного выступления.
5. Осуществить контроль процесса изучения и усвоения учебного материала.

Учебные вопросы:
1. Понятие ощущения и его физиологическая основа.
2. Виды ощущений.
3. Свойства ощущений.
4. Психофизиологические законы ощущений.
5. Нарушения ощущений.
6. Понятие восприятия. Отличие восприятия от ощущения и его физиологическая основа.
7. Виды восприятия.
8. Свойства восприятия.
9. Законы перцепции.
10. Иллюзии восприятия.

Учебно-материальное обеспечение:
— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.

Порядок работы:
Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы, разъясняется порядок проведения практического занятия. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной подготовки. В целях актуализации теоретических знаний педагогический работник проводит опрос обучающихся по вопросам практического занятия, обращая особое внимание на корректность и содержательность используемых научных понятий по изучаемой теме.
Этап 2. Практический. Обучающиеся под руководством педагогического работника самостоятельно выполняют практические задания. Выполнение заданий может быть организовано в подгруппах, состоящих из 2, 3 или 4 человек, с последующим групповым обсуждением полученных результатов. В целях повышения познавательного интереса у обучающихся в процессе выполнения практических заданий может использоваться соревновательный метод обучения.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации самостоятельной индивидуальной работы обучающихся или работы в составе подгрупп, в определении порядка обсуждения полученных результатов в группе, в дополнении и уточнении подготовленных обучающимися ответов.
Этап 3. Заключительный. На данном этапе педагогическим работником осуществляется подведение итогов занятия: дается общая оценка результативности занятия, указывается на достижение или частичное достижение поставленных целей, формулируются выводы по теме занятия, выставляются оценки обучающимся с их обоснованием, даются рекомендации по дополнительному самостоятельному выполнению отдельных практических заданий.

Практический материал для занятия:
Задание 5.1. Составьте таблицу свойств ощущений и свойств восприятия.
Задание 5.2. Приведите по два примера проявления каждого из свойств ощущений.
Задание 5.3. Приведите по два примера проявления каждого из свойств восприятия.
Задание 5.4. Напишите по пять примеров результатов собственных ощущений и результатов восприятия.
Задание 5.5. Опишите примеры проявления психофизиологических законов ощущений в социальной практике.
Задание 5.6. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере:
а) длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться;
б) после погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 30 °С, воспринимается как теплый, хотя его температура ниже нормальной кожной температуры руки;
в) после слабого (близкого к пороговому) раздражения глаза одним цветом его чувствительность к другому, дополнительному, цвету оказывалась в течение долгого времени повышенной;
г) под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чувствительность к оранжево-красным лучам;
д) под воздействием предшествующего раздражения глаза красным светом чувствительность зрения в темноте возрастает;
е) под влиянием некоторых запахов (гераниола, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности;
ж) из обыденной жизни и данных экспериментов следует, что место слышимого звука для нас обычно смещается по направлению к объекту, который мы видим и который способен издавать звук (например, при восприятии озвученных кинокартин).
Задание 5.7. При исследовании остроты зрения воздушного наблюдателя, стоявшего на посту в летнее время, оказалось, что обтирание лица водой комнатной температуры значительно изменяет остроту зрения.
Уменьшается или увеличивается острота зрения в описанном факте? Какая закономерность ощущений здесь проявляется? Каков физиологический механизм такого изменения?
Задание 5.8. Решите ситуационные задачи:
1. Свидетель Поляков в ходе опроса рассказал оперуполномоченному, что из примет преступника может описать только признаки его одежды, так как по роду деятельности связан с показом моды. На другие приметы Поляков внимания не обратил.
Какое свойство восприятия проявляет себя в описанной ситуации?
2. В ходе повторного допроса потерпевший Устинов пояснил, что на первом допросе он указал массу деревянного ящика, учитывая его форму и материал из которого он сделан, но ящик в руках не держал, поэтому его показания оказались неточными.
Какое свойство восприятия проявляет себя в описанной ситуации?
3. Участники следственно-оперативной группы осуществляли осмотр места происшествия в условиях слабого освещения, в связи с чем некоторые изменения обстановки были ими замечены только после 20 минут осмотра.
Какое свойство ощущений проявляет себя в описанной ситуации?
4. Во время проведения следственного эксперимента потерпевшему показали три крыла от автомобиля «Лада», цвет которых отличался по оттенкам. Потерпевший указал, что различий не видит.
Слабое развитие какого свойства ощущения не позволило потерпевшему различить оттенки цвета?
5. Потерпевшая заявляет об ограблении в декабрьскую ночь на пустыре на окраине города и при этом подробно описывает цвет глаз, одежду и прочие данные преступника.
П. заявил, что он видел на расстоянии 14 метров, как некий гражданин передал другому сверток с деньгами, завернутый в газету «Вечерний город».
Граждане, у которых похитили из кармана кошелёк, срезали с рук часы, заявляют следователям, что они не чувствовали, когда подвергались указанным «процедурам».
Потерпевшие, получившие ножевые ранения на месте групповой драки, не могут объяснить, в какой момент они были ранены.
В чем заключается противоречивость показаний потерпевших и очевидцев? Какие закономерности лежат в основе их заявлений?
Источник: Душкин А. С., Рожков А. А. Общая психология: учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. — 132 с.

Источник

Информация для населения

4 декабря 2020

Влияние влажности воздуха на здоровье человека

Погодно-климатические условия интенсивно влияют на самочувствие людей, способны улучшать или ухудшать состояние нашего здоровья. Немаловажным параметром с этой точки зрения является влажность воздуха.

Повышенная влажность (более 85%) затрудняет теплообмен между организмом человека и внешней средой из-за уменьшения испарения пота с поверхности кожи. Чем больше влажность, тем меньше испаряется пота в единицу времени и тем быстрее наступает перегрев тела, который как минимум влечёт за собой вялость и тошноту, а как максимум, потерю сознания, сердечные приступы, кислородное голодание мозга. Особенно неблагоприятное воздействие на тепловое самочувствие человека оказывает высокая влажность при температуре окружающей среды выше 30°С, так как при этом почти вся выделяемая теплота отдается в окружающую среду при испарении пота. При повышении влажности пот не испаряется, а стекает каплями с поверхности кожного покрова; возникает так называемое «проливное» течение пота, изнуряющее организм и не обеспечивающее необходимую теплоотдачу. Повышенная влажность опасна и в сочетании с низкой температурой, так как возникает риск сильного переохлаждения. Вместе с тем, умеренно влажный воздух может быть весьма полезен для здоровья, он благоприятно влияет на слизистые оболочки дыхательных путей, способствует очищению от мокроты, защищает от болезнетворных бактерий.

Недостаточная влажность воздуха (менее 20%) также оказывает негативное влияние на здоровье человека из-за интенсивного испарения влаги с поверхности слизистых оболочек дыхательных путей, что может привести к их пересыханию и растрескиванию, а затем и загрязнению болезнетворными микроорганизмами. При таком уровне влажности даже здоровые люди испытывают ощущение сухости в носоглотке, «резь» в глазах, может начаться носовое кровотечение. Особенно опасен слишком сухой воздух для больных бронхиальной астмой, у них наблюдается общее ухудшение самочувствия, возможны приступы. С другой стороны, умеренно сухой воздух позволяет легче переносить низкие и высокие температуры. Так, например, при малой относительной влажности летняя жара переносится легче, чем та же температура, но в районах с высокой влажностью. То же самое и с отрицательными температурами. Сильные морозы при низкой влажности приносят гораздо меньший дискомфорт, чем небольшой «минус» в условиях влажного воздуха.

Большую часть своей жизни мы проводим в различных помещениях и от того, насколько комфортен микроклимат в нашей квартире, офисе, учебной аудитории, зависит наше самочувствие и работоспособность. В Российской Федерации основные гигиенические требования к параметрам микроклимата в жилых и общественных помещениях установлены в следующих документах:

Для специализированных помещений (ЛПУ, спортивные залы, бассейны, др.), оптимальные и допустимые нормы относительной влажности воздуха устанавливаются в отдельных нормативных документах.

Сейчас производители предлагают довольно широкий ассортимент всевозможных приборов для измерения влажности в помещениях (гигрометры, термогигрометры, психрометры, гиростаты, др.), самые разные по цене, конструктивным особенностям и дизайну, так что контролировать уровни влажности в своих жилищах и офисах совсем несложно, сложнее поддерживать оптимальные значения влажности.

Уюта и тепла Вашему дому! Будьте здоровы!

Источник

Задачи по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 09:06, задача

Краткое описание

Задача 1
Учитель математики настолько глубоко овладел вниманием учащихся при объяснении новой теоремы, что никто из них не услышал звонка по окончании урока.
Каким физиологическим механизмом можно объяснить состояние учеников?

Вложенные файлы: 1 файл

практикум.doc

Учитель математики настолько глубоко овладел вниманием учащихся при объяснении новой теоремы, что никто из них не услышал звонка по окончании урока.

Каким физиологическим механизмом можно объяснить состояние учен иков?

Решение: Это можно объяснить исходя из основных положений теории А.А.Ухтомского о физиологических основах внимания, в частности принципа доминанты, о том, что в мозге всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению человека определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты происходит суммирование и накапливание импульсов, поступающих в нервную систему, с одновременным подавлением активности других центров, за счет чего возбуждение еще больше усиливается. Благодаря этим свойствам доминанта является устойчивым очагом возбуждения, что, в свою очередь, позволяет объяснить нервный механизм поддержания интенсивности внимания.

Генерал Проценко неожиданно вызывает капитана Сабурова к телефону.

— Капитан Сабуров слушает.

— Проценко говорит. Спишь?

— А что, товарищ генерал?

— Ничего, потом мне позвонишь. Доложишь, слышал или нет. И своих там разбуди, пусть слушают.

Сабуров посмотрел на часы: было шесть утра. Он торопливо натянул сапоги и, не надевая гимнастерки, в одной рубашке выскочил на улицу…

Когда Сабуров выбежал из блиндажа, шел крупный снег, в нескольких шагах все заволакивалось пеленой. Он подумал о том, что нужно усилить охранение. После звонка Проценко он ожидал чего-нибудь особенного. Между тем ничего не было слышно. Было холодно, снег падал на расстегнутый ворот рубашки. Он постоял так минуту или две, прежде чем уловил далекий непрерывный гул. Гул слышался справа, с севера. Стреляли далеко, за тридцать – сорок километров отсюда. Но, судя потому, что звук все-таки доносился и, несмотря на всю отдаленность, сотрясал землю, чувствовалось, что там, где он рождается, сейчас происходит нечто чудовищное, небывалое по силе, что там такой артиллерийский ад, какого еще никто не видел и не слышал. Сабуров уже не замечал холода и, смахивая с лица хлопья снега, продолжал прислушиваться. (К. Симонов. Дн и ночи. Собр. Соч. в 6-ти т., т. 2. М., «Художественная литература», 1967, стр. 239-240.)

В тексте найдите места, где описывается проявление непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания у капитана Сабурова.

Описание произвольного внимания содержится в строках «…После звонка Проценко он ожидал чего-нибудь особенного. Между тем ничего не было слышно…», т.к. особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью, Сабуровым было получено, была поставлена цель что-либо услышать.

Знакомя детей с перелетными птицами, я повесила на доску картину с изображением множества птиц.

Объясняя про ласточку, я услышала голоса Ларисы и Тани; показывая на картинку, они говорили довольно громко:

— Посмотри, какой хвостик красивый!

— А вот та птичка: какой у нее длиннющий клювик и грудка какая зеленая!

— А эта, какая малюсенькая! Смотри-ка, Таня!

— Да вот та, на ветке.

— Вижу, это, наверное, пеночка. А вот журавль!

Пока девочки рассматривали пеночку и журавля, я рассказывала о скворце, о жаворонках… Но Лариса и Таня так ничего и не узнали об этих птицах, потому что, не слушая моего рассказа, продолжали разглядывать всех птиц, нарисованных на картинке. (По Э.Ш. Натанзон, 1965.)

Решение:У девочек более развито зрительное восприятие, именное наглядное представление ( картинки с изображением) птиц вызвало у них повышенный интерес, это видно из того как они обсуждают птиц ( размеры птиц, их цвет).Поэтому, чтобы привлечь внимание к рассказу о других птицах учителю было бы целесообразно сопровождать свой рассказ показом картинок.

Ученик музыкальной школы однажды утром слушал интересную радиопередачу для школьников. Вдруг он вспомнил, что к сегодняшнему уроку музыки он должен разобрать заданную пьесу. Продолжая слушать радио, он сел за пианино и стал негромко разбирать пьесу. Когда радиопередача была окончена, мальчик закрыл пианино, выключил радио и отправился в музыкальную школу. Там его похвалили за хорошую разработанную пьесу, а по дороге домой он подробно рассказывал товарищам содержание прослушанной радиопередачи.

Решение: В данном случае проявляется такое свойство внимания как распределение, т.е. умение выполнять два или более вида деятельности, удерживая их в своем сознании : слушать передачу и играть на фортепьяно, при этом один из видов деятельности проходить автоматически.

В течении одной минуты ребенок должен увидеть вокруг себя возможно больше предметов установленного цвета. Проходит минута, раздается сигнал, и поиски прекращаются. Ведущий узнает, кто насчитал больше предметов, предлагает ему вслух перечислить увиденное. То, что он не заметил, дополняют остальные участники игры. Победителем считается тот, кто успел увидеть больше других. (Из материалов А.И. Гебоса.)

Решение: В данном случае речь идет о таком свойстве внимания как объем. Под объемом внимания понимается количество объектов, которые человек можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5±2. Чем больше объем внимания ребенка, тем больше предметов он найдет за отведенное время.

На открытом уроке по зоологии молодая учительница, объясняя новый материал, демонстрировала многочисленные иллюстрации перелетных птиц. Это вызвало оживление в классе. Однако при закреплении нового материала оказалось, что некоторая часть учащихся поверхностно усвоила новый материал: они легко могли рассказать об образе жизни той или иной птицы и были совершенно беспомощны при объяснении других фактов. Как будто их не было в классе. Для поддержания внимания учащихся на уроке были предложены следующие приемы:

Какие приемы организации внимания учащихся на уроке являются педагогически наиболее целесообразными?

Решение: После каждого объяснения следовало закрывать наглядное пособие, чтобы учении не отвлекались на него и могли воспринимать новую информацию, а также делать паузы, во время которых ученики могли немного успокоиться и настроиться на работу.

Из приведенных примеров выберите те, в которых описываются проявлен ия ощущений, и дайте обоснование своего ответа.

А. Девочка четырех лет нашла табель-календарь. Показывая на число “З”, говорит: “Зина” здесь написано”. Потом в числах 113, 23 снова находит цифру “З” и повторяет: “И здесь. Зина. |’И здесь”. (По М. Я. Басову.)

Б. В детском саду детям предъявляют несколько пробирок одинаковой формы с растворами разных цветов. Затем показывают раствор синего цвета и просят найти такой же.

В. В детском саду проводится игра в лото. На карточках изображено десять предметов. Дети должны отыскать у себя на (карточке показанное изображение какого-либо предмета.

Д. Учитель предлагает учащимся I класса сравнить две величины: 5 и 3. Ученик отвечает: “5 не равно 3. 5 больше 3 на 2; 3 меньше 5 на 2”.

Е. Учащиеся сосредоточенно выполняют контрольную работу. Неожиданно за окном раздались очень громкие и резкие сигналы автомобиля. Многие перестали писать.

Из приведенных примеров выберите те, в которых описываются проявлен ия ощущений, и дайте обоснование своего ответа.

Примеры А, В и Д больше подходят к изучению свойств мышления, а пример Е- внимания.

У испытуемых, которым было дано задание смотреть на белый экран, установленный в темной комнате, измерялся порог ночного зрения. Во время опыта экспериментатор давал инструкцию: “Внимание! Смотрите с максимальным напряжением!” Оказалось, что после такой инструкции чувствительность ночного зрения повышалась.

1. Каков физиологический механизм описанного ниже явления?

2. Как это явление называется?

Решение:Полученная инструкция создает определенный настрой у испытуемых, а повышение чувствительности ночного зрения может достигаться эмоционально-волевым усилием и убеждением ( или самоубеждением),что и происходить в результате полученного настроя.

При исследовании остроты зрения воздушного наблюдателя, стоявшего на посту в летнее время, оказалось, что обтирание лица водой комнатной температуры значительно изменяет остроту зрения.

1. Уменьшается или увеличивается острота зрения в описанном факте?

2. Какая закономерность ощущений здесь проявляется?

3. Каков физиологический механизм такого изменения?

Решение: При обтирании лица водой происходить увеличение остроты зрения. Объясняет данный факт установленная закономерность функционирования симпатической нервной системы человека, проявляющееся в том, что возбуждение одной из систем влечет а собой возбуждение других систем, т.е. воздействие «физиологических стимуляторов» позволяет за короткий срок значительно повысит световую чувствительность глаз. В данном случае таким «физиологическим стимулятором» является термический раздражитель- прохладная вода.

А. Побыв в помещении, человек вскоре перестал ощущать запах гари, хотя вновь вошедший человек отчетливо ощутил его.

Б. А. Н. Скрябин и Н. А. Римский-Корсаков обладали цветным слухом, т. е. слышали звуки, окрашенные в разные цвета.

В. Ориентировка слепоглухих в окружающем мире опирается преимущественно на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения.

Г. При обтирании лица холодной водой острота зрения летчика-наблюдателя повысилась. Д. При усилении освещения в зале звуки, несущиеся со сцены, стали казаться зрителям громче.

Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?

Решение: А. Сенсорная адаптация- изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Как правило, адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при отсутствии раздражителя чувствительность увеличивается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *