Упражняться в благочестии что значит

Упражняйся в благочестии

«Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей»

Дух Святой дает нам сегодня возможность переживать это Слово, открывая некоторые моменты жизни перед Богом каждого члена Тела и жизни всей Церкви.

Апостол Павел пишет Тимофею данное послание, обращая его внимание на то, что хорошо делать пред Богом и чего необходимо держаться, а так же и о том, что можно оставить, а что обязательно надо удалить из своей жизни. Павел пишет это послание не просто своему брату или другу, хотя и то и другое верно. Он пишет свое послание служителю Церкви Божьей.

Апостол Петр пишет в своем послании следующие слова: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» 1 Пет. 2:9. Эти слова относятся ко всем членам Тела Христова. Все мы сегодня являемся служителями нашему Господу. Поэтому Дух Святой через это Слово обращается не только к Тимофею, не только к пасторам, дьяконам, тружениками или ответственным за какое-либо служение в церкви. Сегодня Дух Святой говорит это каждому сердцу, каждому члену Церкви Божьей: «Негодных же и бабьих басен отвращайся. ».

Господь открывает нам, чтобы мы, как пасторы, как служители, как члены Тела Христова были очень внимательны к тому, что Дух Святой подает нам и открывает. Чтобы были внимательны к Его дарам, данным Телу. Мы ответственны за то, что мы передаем от имени Бога для Его народа и для заблудших овец сего мира. Мы несем ответственность за каждое слово, когда ежедневно от алтаря передаем послание из Вечности, когда даем наставление или совет при ассистенции народу после служения. Бог не желает, чтобы мы занимались убеждениями человеческими, Он желает, чтобы мы позволили Духу Святому открывать людям Божьи тайны, освобождать народ, через Откровение и Силу Божью: «Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» Мф. 13:11.

Мы не должны проповедовать в Церкви то, что нам кажется правильным, но только то, что Дух Святой открыл для данного, конкретного момента. Это очень тонкая грань, которую нам нельзя преступить, чтобы не наговорить массу различных умных слов в проповеди или же в наставлении брату или сестре. Наша задача, как слуг Божьих, передавать только то, что желает сказать Господь, только то, что Дух Святой открывает ради Спасения Своего народа. Мы призваны передавать Доктрину, Открытое Слово, Откровение, Божью мудрость.

Несомненно, Господь знает, что в этой жизни нам приходится заниматься многими вещами. У каждого есть работа, обязательства перед своей семьей, служение в Церкви. Все это круговорот нескончаемых физических дел, которые необходимо исполнять. Господь знал, что мы будем уязвимы, что нам будет недоставать времени, поэтому предупреждает нас, наставляет, чтобы мы научились отделять нашу жизнь от пустых басен, бесполезных разговоров, воображений, не приносящих пользы для нашей духовной жизни. Он призывает нас найти и держаться в нашей жизни нечто важного, что Господь нам определил.

Поэтому Павел пишет далее: «а упражняй себя в благочестии». Мы призваны жить благочестием. Дух Святой показал нам, что же значит упражняться в благочестии на примере Марии: «Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть , которая не отнимется у нее. » Лук. 10:40-42.

Что Дух Святой желает донести до нас через это послание? Не смотря на все сложности нашей жизни, ежедневные служения в доме Божьем, суету от множественных, пусть даже и самых нужных дел, чтобы мы никогда не забывали и не оставляли Господа. Чтобы всегда находили время посидеть у Его ног, искали Его присутствия, обращались к Нему для того, чтобы послушать Его Слово, рассуждать над Словом вместе с Ним, научиться от Него.

Господь не желает, чтобы мы уклонились в это последнее время от пути спасения, от Истины. Он не желает, чтобы мы жили, как Марфа, «негодными и бабьими баснями», заботами и суетой о множестве различных дел: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть».

Чтобы избежать этого, нам и необходимо поступать так, как пишет Апостол Павел: «а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей». Он сравнивает это с занятием спортом, с физическими упражнениями, говоря, что подобные упражнения приносят пользу только тогда, пока ты их выполняешь, пока тренируешься. Как только ты оставляешь тренировать свое тело, то все мышцы со временем возвращаются в свое первоначальное состояние в лучшем случае, а то и появляются еще различные недуги. Поэтому мало пользы от потраченного таким образом времени. И, напротив, когда мы упражняемся в благочестии, это приносит нам пользу, как в настоящей нашей жизни, так и помогает в будущем, чтобы довести нас до Вечности.

В заключении, еще раз обратим свое внимание на то, что нам, как Божьим детям, как слугам нашего Господа Иисуса Христа следует постоянно останавливаться среди земной суеты и стремиться к тому, чтобы отделяться, прилагать старание и искать Божье присутствие для того, чтобы услышать СЛОВО Господне. Это необходимо, как каждому члену Тела Христова в отдельности, так и во время служения в Церкви, всему собранию народа Божьего. Слово, вышедшее из уст Божьих – животворит! Оно дает нам силу, укрепляет нас, дает жизнь внутри нас. Доктрина, имеющая помазание Духа Святого, Его дары, Открытое Слово, все это обновляет нас, изменяет нашу внутренность.

Поэтому, каждый день необходимо упражняться в благочестии и с постоянством пребывать в действии Духа Святого, как если бы ты тренировался со всей отдачей, будучи посвященным спорту.

Источник

Глава IV.

Появление в будущее время лжеучителей (1–5). Тимофей в своей личной жизни должен служить примером для общества верующих (6–16).

« Через лицемерие – точнее »: »в ( έν ) лицемерии». Эти лжеучители будут действовать лицемерно, не по убеждению. Эта же мысль содержится и в следующем выражении: « сожженных в совести своей ». У таких людей совесть будет как бы вся выжжена тем клеймом, какое на нее наложит грех. Печать греха – огненная – сожигает совесть, до которой она касается. Люди с такою сожженною совестью – люди умершие для всего святого и высокого.

Характеризуя этих лжеучителей, апостол указывает на то, что они будут запрещать брак как состояние, с их точки зрения, нечистое, и станут повелевать воздерживаться (по-русски глагол άπέχεσύαι не передан) от яств – очевидно, от некоторых яств, может быть, от мяса. Верующие не должны следовать таким учениям, потому что всякое создание, т. е. все, созданное Богом, хорошо, полезно для человека, разумеется, если он в употреблении этого соблюдает умеренность. В особенности нечего бояться осквернить себя пищею, когда принимаешь ее с молитвою и благодарением Богу, подавшему ее (« Слово Божие » – слово молитвы). По-видимому, апостол имеет здесь в виду лжеучителей преимущественно гностического направления, которые действительно иногда отрицали брак и проводили мысль о нечистоте некоторых яств.

Уча других – христиан (братий), в чем заключается истинное благочестие, Тимофей явится добрым, вполне подходящим служителем Иисуса Христа. Но для этого и он сам должен постоянно питаться теми учениями евангельскими, которые он принял от своего учителя – Апостола Павла (ср. 2Тим 1:13 ). Вместе с этим апостол внушает Тимофею необходимость отвращаться, удаляться от пустых, бесполезных бабьих басней (см. 1Тим.4:1, 3, 4 ), занимаясь только тем, что действительно утверждает в душе человека благочестивую настроенность – именно, делами христианской любви и подвигами воздержания. Чтобы показать полезность благочестия деятельного, апостол сравнивает это благочестие с обыкновенным упражнением тела. И это последнее занятие, несомненно, приносит пользу, укрепляя тело, делая его более способным к перенесению разных трудов, давая человеку возможность приложить к делу свои силы. Но все это – лишь немногое; здесь – польза для тела и внешней жизни, это не то, к чему главным образом должен стремиться христианин. Благочестие же, напротив, полезно во всем, во всех отношениях:даже и в отношении здоровья, потому что благочестивый человек не станет разрушать здоровье свое грехами и пороками (жизнь «настоящая» ). Главным же образом благочестие ведет человека к получению вечной блаженной жизни ( «будущей» ).

Тимофей должен все, что сказано выше (с 1Тим.3:14 ), возвещать как заповедь (« проповедуй » – точнее: заповедуй – παράγγελε ), научать этому свою паству.

Тимофей был сравнительно молодой человек: во время написания послания ему было около 38-ми лет. Поэтому его указаниями некоторые из верующих могли пренебрегать, и Тимофей должен так их предлагать, чтобы никому и в голову не пришло, что их можно не исполнять. А этого достигнуть можно только тогда, когда Тимофей будет образцом для верующих во всей своей жизни, когда он будет проявлять любовь ко всем братьям, веру в Бога, чистоту сердца (выражения « в духе » многие кодексы не имеют).

Пока не придет апостол в Ефес, Тимофей должен сам постоянно совершать богослужение: чтение Священного Писания, наставление и учение – все это составные части христианского богослужения (на это указывают и стоящие здесь, определяющие точно понятие артикли).

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Драгоценные истины

Упражняться в благочестии что значит. Смотреть фото Упражняться в благочестии что значит. Смотреть картинку Упражняться в благочестии что значит. Картинка про Упражняться в благочестии что значит. Фото Упражняться в благочестии что значит

Упражняйтесь в благочестии

…Упражняй себя в благочестии.

В то время, когда я пишу эту книгу, наша московская квартира выглядит как спортивный клуб. Наши три сына и их друзья регулярно собираются в гостиной, чтобы отжиматься, приседать, поднимать штангу. Они хотят подкачать мускулатуру и обрести хорошую спортивную форму. Они подходят к этим занятиям серьёзно и ответственно, так что их мышцы растут, а фигуры становятся почти идеальными для молодых людей их возраста.

Каждое утро моя жена поднимается на рассвете, чтобы пройти семь лестничных пролётов как минимум шесть раз. Поднявшись вверх, она опускается на лифте на первый этаж и снова взбирается на седьмой этаж, это 210 ступенек. И так шесть раз. Получается, что каждое утро Дэнис проходит 1 260 ступенек. После такой зарядки она заходит в квартиру пыхтя и тяжело дыша, но с чувством выполненного долга и в прекраснейшем настроении. Нет необходимости говорить, что она в отличной форме!

В Москве у нас пока нет собственной машины, поэтому я часто хожу пешком. В результате частых прогулок по улицам этого гигантского города мои ноги стали более мускулистыми и сильными.

Прийти в хорошую физическую форму и поддерживать её стоит немалых трудов. Не меньших трудов стоит обрести хорошее духовное состояние и поддерживать его. Каждый, кто хочет быть в хорошей «духовной форме», должен усердно тренировать свой дух, поэтому апостол Павел написал Тимофею: «Упражняй себя в благочестии» (1 Тимофею 4:7).

Греческое слово gumnadzo — «упражняться», подразумевает раздеваться для гимнастических упражнений. Это слово произошло от слова gumnos — обнажённый. И от этого же слова произошло слово гимнастика.

Я понимаю, нам может показаться странным, что Павел выбрал именно это слово, но Тимофею всё было предельно ясно. Дело в том что слово gumnadzo употреблялось в то время только по отношению к профессиональным атлетам. Так что Павел обрисовал ситуацию, которую молодой человек понял абсолютно правильно.

Мы уже говорили о том, что Тимофей был пастором самой большой церкви в мире в первом веке, поэтому ему приходилось много и усердно трудиться (см. главу «4 ноября»). И тем не менее, Павел говорил Тимофею даже и не мечтать о том, что когда-то ему будет легче справляться со своими обязанностями, а выполнять свою работу всеми силами и с радостью. Может быть, Тимофей не это хотел услышать от Павла, но апостол не стал подавать молодому человеку ложные надежды, что придёт день, когда ему будет гораздо легче, чем сейчас, а настоятельно советует ему упражняться в благочестии. И увидев в письме слово «упражняйся», Тимофей точно понял, что Павел имел в виду. Ведь состязания профессиональных атлетов были в то время весьма популярны.

Слово gumnadzo относилось только к боевым видам искусств: боксу, борьбе и панкратиону (более подробно читайте об этих видах спорта в главе «9 июня»). Атлетам нужна была свобода движений, ничто не должно было сковывать их, поэтому они состязались без одежды. К тому же, противник мог ухватиться за одежду и повалить его. По этой причине они упражнялись и состязались нагими.

Вот такую картину передал Павел Тимофею, велев ему упражняться в благочестии. Другими словами, Павел сказал молодому служителю: «Не убегай от трудностей и не тешь себя надеждой, что найдёшь более лёгкий способ выполнить очень трудное задание. Так что отбрось все мысли, которые мешают тебе становиться сильнее, и относись к этим трудностям как к возможности духовно упражняться и развиваться». Павел знал, что произойдёт, если Тимофей подойдёт к этим трудностям с правильным отношением: эти испытания не только не причинят ему страданий — они его закалят.

Павел советовал Тимофею упражняться в благочестии. Греческое слово eusebeia — «благочестие», ещё означаетдобродетельный поступок, благоговение, фанатичная преданность. Слова Павла можно перефразировать так: «Не делай что-либо посредственно, как это делают другие и добиваются посредственных результатов. Вложи всё своё сердце и душу, упражняя себя до предела своих возможностей».

Наше желание духовно развиваться должно быть настолько сильным, чтобы оно побуждало нас упражняться, упражняться и упражняться, пока мы не выработаем в себе глубочайшую, можно сказать, фанатичную преданность Богу. Мы должны так серьёзно относиться к своему духовному развитию, как относились к своему физическому развитию те атлеты. Как в результате физических упражнений и постоянных тяжёлых тренировок развиваются и растут мышцы, так и духовно мы развиваемся, преодолевая различные трудности и оставаясь преданными Богу. Вот поэтому Павел побуждает Тимофея относиться к трудностям как к возможности упражняться, развиваться и укрепляться.

Вы слышите, что Святой Дух говорит вам сегодня? Не говорит ли Он вам о том, чтобы вы по-другому посмотрели на свои трудности? Жизненные тяготы не вгонят вас в депрессию, если вы измените своё отношение к ним. Взгляните на эти испытания как на возможность упражнять свою веру и становиться сильнее.

Упражняться в благочестии что значит. Смотреть фото Упражняться в благочестии что значит. Смотреть картинку Упражняться в благочестии что значит. Картинка про Упражняться в благочестии что значит. Фото Упражняться в благочестии что значит

Моя молитва на сегодня

Господь, пожалуйста, помоги мне изменить свой подход к трудностям. Я не рад им, это правда, но поскольку они у меня возникли, помоги мне использовать их как возможность укреплять свою веру и упражнять себя духовно. Я не хочу, чтобы эти трудности раздавили меня, но хочу выйти из них сильнее, чем был раньше. Святой Дух, помоги мне изменить свой взгляд на жизнь. Я твёрдо решил упражнять себя в благочестии, пока не стану настолько духовно сильным, что уже ничто не сможет остановить меня в осуществлении тех желаний, которые Бог вложил в моё сердце.

Во имя Иисуса. Аминь.

Упражняться в благочестии что значит. Смотреть фото Упражняться в благочестии что значит. Смотреть картинку Упражняться в благочестии что значит. Картинка про Упражняться в благочестии что значит. Фото Упражняться в благочестии что значит

Моё исповедание на этот день

Я становлюсь духовно сильнее. Я решил использовать всё, что происходит в моей жизни, как возможность упражнять свою веру и развиваться духовно. И это не сиюминутное решение, это станет образом моей жизни, и я намерен относиться к этому со всей серьёзностью. Я буду упражняться, тренироваться и делать всё, что нужно, чтобы становиться ещё сильнее и крепче.

С верой я исповедую это во имя Иисуса.

Источник

Толкование на 1 Тимофею 4:8

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на 1 Тимофею 4:8 / 1Тим 4:8

Феофан Затворник (1815−1894)

Телесное бо обучение вмале есть полезно: а благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго

О каком телесном обучении здесь говорится? Об укреплении тела гимнастическими упражнениями и приучении его к скорым и ловким движениям: ибо говорит: σωματικη γυμνασια — телесное упражнение. Зачем же приводится оно здесь на мысль? Затем, чтоб чрез это возбудить к большей ревности упражняться в делах и трудах благочестия. Апостол говорит как бы так: те, которые на играх желают получить венцы, усердно упражняются в телесной гимнастике, чтоб укрепить тело свое и приучить его к ловким движениям. Но если для тленных венцов столько употребляют трудов в гимнастике телесной, то как не употребить гораздо больше трудов в гимнастике духовной, то есть в обучении себя благочестию для венцов нетленных?! То телесное обучение или упражнение вмале полезно,— то есть полезно на малое нечто или на малое время, «то есть только для тела и только для настоящей жизни» (Экумений). Полезно на малое нечто, именно — на укрепление тела, приучение его к легким движениям и чрез то на получение венцов в состязаниях на играх народных, а то и другое малозначительно; полезно на малое время,—только на настоящую жизнь, и то не всю. А благочестие на все полезно, то есть и для благоденствия в настоящей жизни, и для вечного блаженства в будущей, — обетование имуще живота нынешняго и грядущаго. Обетование имуще указывает на то, что Сам Бог, по неизменной правде Своей и неистощимой благости, благоволил сочетать с благочестием, или жизнию в духе веры Христовой, и благоденствие временное, и блаженство вечное. Под животом разумеется не жизнь как жизнь, а качество жизни, жизнь желанная, счастливая и блаженная, без чего жизнь не жизнь. Если таково благочестие, то соответственно сему должно быть ведено и упражнение в нем, то есть со столь же большею ревностию, во сколько плод его выше плода, доставляемого телесным упражнением.

Под телесным обучением, вне контекста, иные, особенно Отцы-подвижники, разумеют телесные подвиги и в словах Апостола видят определение относительной их цены, сравнительно с подвигами духовными. Но в контексте, по течению речи, здесь разумеются гимнастические упражнения тела. Святой Златоуст говорит: «некоторые полагают, что это сказано о посте. Но с этим нельзя согласиться: пост составляет не телесное, а духовное упражнение. Ибо если бы он был телесным упражнением, то питал бы тело. Если же он истощает, утончает и иссушает тело, то и не составляет телесного упражнения. Следовательно, не об этом говорит он, а о телесных (гимнастических) упражнениях, которыми иные занимаются и не во время состязаний и, как ратоборцы, всё делают, от всего воздерживаются, тяжелый переносят труд. Но для чего, спросишь ты, упоминает он здесь о телесном (гимнастическом) упражнении? Для того, чтобы чрез сравнение показать превосходство духовных подвигов (в благочестии); потому что первое (телесная гимнастика), будучи соединено с большими трудами, не приносит большой пользы и ничего такого, о чем стоило бы говорить; а последние (подвиги благочестия) приносят неизменную и обильную пользу.—Первого рода упражнение не приносит выгоды, а только несколько пользы доставляет телу. А упражнение в благочестии приносит плод и на будущую жизнь: и здесь и там доставляет утешение». Объясняя это последнее, блаженный Феофилакт прибавляет: «и здесь, говорит, снабдевает человека благочестие. Ибо, не обличаемый совестию ни в чем худом, и здесь веселится духом, верные имея обетования будущих благ, там же и самым делом заживет истинною жизнию». Первую, впрочем, часть этого объяснения он взял у того же святого Златоуста, У которого она пространнее изложена: «и здесь мы пребываем в благом уповании. Ибо тот, кто не знает за собой никакого преступления и творит добрые дела, радуется и в настоящей жизни. Между тем как человек порочный не только там, но и здесь переносит наказание, постоянно живя в страхе, ни на кого не смея взглянуть с дерзновением, трепеща, бледнея, томясь. Разве не таковы корыстолюбцы, воры, которые не уверены в том, чем владеют? Разве прелюбодеи и человекоубийцы не ведут самой тягостной жизни, с недоверчивостию взирая на самое солнце? Неужели это есть жизнь? Это не жизнь, а скорее самая тяжелая смерть».

Игнатий (Брянчанинов) (1807−1867)

ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей

Источник: Аскетические опыты. Том 2.

Ефрем Сирин (

ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей

Ибо телесное упражнение тех, кои занимаются им, на мало (есть) полезно, пока то есть живет тело их, оно оказывает им помощь, — дела же праведности, в коих упражняются души, всегда оказываются полезными: здесь — тем, что снискивают доброе имя, а в будущем веке — тем, что дают нам блаженство вечной жизни.

Исихий Иерусалимский (вт.п.IV—

ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей

Источник: Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.

Максим Исповедник (580−662)

ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей

Не все пекись о плоти, но определив ей подвиг по силе ее, весь ум свой обрати на внутреннее. Ибо телесное обучение вмале есть полезно, а благочестие на все полезно есть, и проч.

Источник: Главы о любви.

Нил Синайский

ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей

Источник: Письма на разные темы. Письмо 3.252.

Источник: Письма на разные темы. Епископу Вевиану.

Онуфрий (Гагалюк) (1889−1938)

Телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей

Теперь всюду в странах уделяют огромное значение физической культуре телесной. Конечно, с христианской точки зрения, эта культура приемлется, но как второстепенное начало: главное для христианина — культура духа. Что есть духовная культура? — Работа над своею грешной душой, чтобы при помощи Божией достичь нам возраста мужа совершенного во Христе (Еф. 4:13).

Культура физическая дает силу и красоту тела. Но если у человека нет христианских добродетелей, то эта культура легко может погибнуть… Разве не слышим теперь сплошь и рядом, как цветущие физически юноша или девушка, потеряв веру в нравственность, легко впадают в разврат, получают болезни, от коих гниет их тело и которые делают уже безсмысленными все физические упражнения. Ты заботишься о здравии своего тела. А если ты больной от природы: хилый, хромой, горбатый, слепой. Что же, физическая культура только для избранных. Значит, у них ничего уже нет.

А духовная культура доступна всем: и здоровым и больным… Культура тела только предохраняет несколько от болезней. Но она не может уберечь людей от болезней, тем более смерти… А культура духа христианская именно делает безвредными болезни и смерть… Христианин не боится смерти и болезней: он даже стремится скорее оставить этот мир и перейти к вечной жизни, в полном общении с Христом Богом (Фил. 1:20−23).

Источник: Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).

Феофилакт Болгарский (

Ибо телесное упражнение мало полезно

Некоторые полагают, что под постом разумеется телесное упражнение. Это неправда: пост есть духовное упражнение. Но под телесным упражнением он разумеет то, которое хотя требует больших трудов, однако мало приносит пользы и притом на время.

А благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей

Здесь, говорит, помогает человеку благочестие. Ибо не обличаемый совестью ни в чем худом и здесь веселится духом, имея верные обетования будущих благ, там же самым делом заживет истинной жизнью. Чрез сравнение апостолов показывает превосходство благочестия.

Источник

Беседа 12

Еретики, постоянно заблуждаясь, впадают в погибель. – Манихеи, энкратиты, маркиониты. – Когда идоложертвенное бывает нечисто. – Против корыстолюбцев.

Как, спросит кто-либо? Разве не видишь тех, которые имели успех, и без больших трудов стяжали великие блага? Какие блага? Деньги, дома, столько-то десятин земли, толпу рабов и кучи серебра и золота? Это ли называешь благами? И не совестишься, не стыдишься ты – человек, которому дана за­поведь любомудрствовать о небе, а между тем ты алчешь земных стяжаний и называешь благами то, о чем не стоит даже говорить ни одного слова? Если это – блага, то конечно и тех, которые стяжали их, следует называть благими. Да и каким образом не благ тот, кто имеет нечто благое? Итак, что же, скажи мне? Если стяжавшие их бывают жадны к приобретению, похищают, то ужели назовем их благими? Если богат­ство есть благо и между тем оно накопляется вследствие ко­рыстолюбия, то чем более оно будет возрастать, тем более послужит причиною того, что владеющего им будут считать благим. Ужели после этого и корыстолюбец благ? Если же богатство есть благо и умножается вследствие корыстолюбия, то тот будет лучше, кто больше, таким образом, приобретет. Замечаешь ли противоречие? Но если он не будет корыстолюбив, скажешь ты? А каким же образом это может слу­читься? Страсть эта пагубна, и невозможно разбогатеть тому, кто не делает несправедливости. На это и Христос указывает, говоря: «приобретайте себе друзей богатством неправедным» ( Лук.16:9 ). Но что, скажешь ты, если кто-нибудь от отца получил наслед­ство? Он получил собранное неправдою. Ведь без сомнения не от Адама предок его был богат, но, конечно, многие другие прежде него являлись на свет, и между многими мог най­тись такой, который незаконно похитил и воспользовался тем, что принадлежало другим. Итак, что же? Неужели Авраам, скажешь ты, имел неправедно приобретенное богатство? И что (сказать) об Иове, который был непорочен, праведен, истинен, богобоязлив, который удалялся от всякой злой вещи? Богатство их состояло не в золоте, не в серебре, не в зданиях, а в скоте; иначе говоря, – богатство это было от Бога. А что богатство его состояло из скота, это видно из того, что писатель книги, перечисляя то, что случилось с тем блаженным, и говоря, что у него умерли верблюды, и кобылы, и ослы, не сказал, что (враги), придя, расхитили у него золотые сокро­вища. Кроме того, и Авраам тоже был богат, но рабами. Что же? Неужели он не купил их? Нет; поэтому и замечает Писание, что у него было триста восемнадцать домочадцев. Сверх того, ему принадлежали и овцы, и волы. Откуда же он взял золото, посланное к Ревекке? Получил дары из Египта, – не вследствие насилия или какой-либо несправедли­вости.

4. Поэтому, скажи мне, откуда ты приобрел богатство? От кого ты получил его? А другой откуда взял? От деда, ска­жешь ты, от отца. Но можешь ли ты, восходя чрез длинный ряд поколений, доказать таким образом, что имущество это законно приобретено? Никак не можешь этого сделать. Напротив, начало и корень его непременно должны скрываться в какой-нибудь несправедливости. Почему так? Потому что сна­чала Бог не сделал одного богатым, а другого бедным, и, приведши (людей), не показал одному многих золотых сокровищ, а другого лишил этого приобретения, но всем предоставил для возделывания одну и ту же землю. Каким же по­этому образом, когда она составляет общее достояние, ты владеешь столькими-то и столькими участками, а ближний не имеет ни клочка земли? Скажешь: мне отец передал. А он от кого получил? Тоже от предков. Но, постоянно восходя выше, непременно нужно найти начало. Иаков стал богат, но полу­чая награду за труды. Впрочем, не стану заниматься подроб­ными исследованиями этого. Положим, что богатство законно, приобретено без малейшей примеси грабительства. Ты не виноват в том, что отец твой награбил; правда, ты владеешь тем, что приобретено посредством грабительства, однако сам ты не грабил. Согласимся, впрочем, даже и на то, что и он не грабил, но владел золотом откуда-либо из земли добытым. Что же из этого? Ужели богатство есть благо? Ни­сколько. Но оно и не зло, скажешь ты. Если оно не есть плод любостяжания, то не зло, и при том, если раздают его нуждаю­щимся; если же не раздают его, то становится злом и коварством. Но скажешь: до тех пор, пока человек не сделал зла, он не зол, хотя бы и не делал добра. Прекрасно. Но разве это не зло, что один владеет тем, что принадлежит Господу, и что один пользуется общим достоянием? Не Божия ли земля и исполнение ея? Поэтому, если наши блага при­надлежать общему Владыке, то они в равной степени соста­вляют достояние и наших сорабов: что принадлежит Владыке, то принадлежит вообще всем. Разве мы не видим такого устройства в больших домах? Именно, всем поровну вы­дается определенное количество хлеба, потому что он исходит из житниц домохозяина: дом господский открыт для всех. И все царское принадлежит всем: города, площади, улицы принадлежать всем; мы все в равной мере пользуемся ими. Посмотри на строительство Божие. Он сотворил некоторые пред­меты общими для всех, чтобы, хотя таким образом, присты­дить человеческий род, как-то: воздух, солнце, воду, землю, небо, море, свет, звезды, – разделил между всеми поровну, как будто между братьями. Для всех Он создал одинако­вые глаза, одинаковое тело, одинаковую душу; всем дал оди­наковое устройство, всех из земли (произвел), всех от одного мужа, всех поставил в одном и том же доме. Но все это нисколько не послужило к нашему обращению. И другое соделал Он общим, как-то: бани, города, площади, улицы. И заметь, что касательно того, что принадлежит всем, не бывает ни малейшей распри, но все совершается мирно. Если же кто-нибудь покушается отнять что-либо и обратить в свою соб­ственность, то происходит распря, как будто вследствие того, что сама природа негодует на то, что в то время, когда Бог отовсюду собирает нас, мы с особенным усердием стараемся разъединиться между собою, отделиться друг от друга, обра­зуя частное владение, и говорить эти холодные слова: «это твое, а это мое». Тогда возникают споры, тогда огорчения. А где нет ничего подобного, там ни споры, ни распри не возникают. Следовательно, для нас предназначено скорее общее, чем отдельное владение (вещами), и оно более согласно с самою природою. Отчего никто никогда не заводит тяжбы о владении площадью? Не потому ли, что она принадлежит всем? Между тем видим, что о домах, об имениях все заводят тяжбы. И несмотря на то, что необходимое находится в общем владении всех, мы не наблюдаем общения во владении даже ничтожнейшими предметами. Между тем для того-то Бог и дал нам первое в общее употребление, чтобы мы научились из этого, что и последние должны быть у нас общими со всеми. Но мы и таким образом не вразумляемся. Впрочем (возвращаюсь к тому) о чем я уже прежде говорил: каким образом владеющий богатством бывает благ? Конечно, он не благ, но он становится благим, когда раздает другим (свое богатство). Когда не имеет его, тогда он благ; и когда раздает другим, тогда тоже благ; а до тех пор, пока удерживает его при себе, он не бывает благим. Итак, добро ли то, с приобретением чего люди становятся злыми, а с лишением – благими? Поэтому не в том состоит добро, чтобы иметь деньги: напротив неимение денег служит признаком доброго человека. Следовательно, не в богатстве состоит добро. Если, имея случай получить его, не возьмешь, то опять ты сде­лаешься добрым. Поэтому, если, имея богатство, раздаем его другим, или предложенного нам не берем, мы бываем добры, напротив, если берем или приобретаем его, становимся не­добрыми, – то каким образом богатство может быть признано благом? Итак, не называй богатства благом. Ты потому не имеешь богатства, что считаешь его благом, что слишком удивляешься ему. Очисти твой помысл, приобрети здравое суждение о вещах, – и тогда будешь, благ. Узнай, что соста­вляет истинные блага. Какия же это блага? Добродетель, человеколюбие. Благо вот это, а не богатство. Если, следуя этому правилу, будешь милостив, то чем будешь милостивее, тем лучше будешь и сам по себе, и во мнении других. Между тем, будучи богат, не приобретешь этого. Поэтому соделаемся в такой мере благими, чтобы мы на самом деле были бла­гими и сподобились получить будущие блага о Христе Иисусе, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Беседы эти произнесены святителем, вероятно, в Антиохии около 397 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *