Унификация программного обеспечения что это

Унификация прикладного программного обеспечения автоматизированного проектирования

В рассмотренной на рис. 4.2 структуре программного обеспечения типовой проектной процедуры большинство программных модулей имеют вспомогательный, управляющий и обеспечивающий процесс автоматизированного проектирования характер. Именно они составляют системную часть программное обеспечение САПР. Расчетные модули предназначены для выполнения на ЭВМ всех формализованных проектных операций и процедур. Они разрабатываются непосредственно проектировщиками и составляют основу специального, или прикладного программного обеспечения (ППО) САПР.

Создание ППО – наиболее трудоемкая и ответственная задача. От качества ее выполнения зависит будущее разрабатываемого объекта. Проектируемые БЛА даже одного класса отличаются большим разнообразием внешних форм, внутренней структуры, принципов управления. Это приводит к разнообразию математических моделей, описывающих как сами объекты, так и процессы их проектирования. К тому же, отметим, что потребности в модернизации, как самих БЛА, так и разрабатываемых математических моделей требует их построения в виде легко заменяемых составных частей.

Модульность структуры – вот отличительный признак любых компонентов САПР, включая математическое, методическое и построенное на их основе программное обеспечение. Обобщенная структура проектируемого объекта дает возможность унифицировать программно-методические средства, группируя их по назначению [3,18,19].

Такая структура соответствует блочно-модульному принципу построения ППО, в соответствии с которым совокупность модулей одного и того же назначения объединяется в блок. Под программным блоком понимается множество расчетных модулей, предназначенных для определения одних и тех же характеристик различных вариантов проектируемого объекта (БЛА, его подсистем, агрегатов, узлов, деталей). Например, блок расчета рабочих характеристик двигательной установки (ДУ) может включать программные модули расчета соответствующих характеристик различных вариантов ДУ: РДТТ, ЖРД, ТРД, ПВРД и др.

С точки зрения организации процесса проектирования, входящие в блок отдельные модули могут отличаться принципами построения, глубиной и точностью проработки моделей расчета одних и тех же характеристик. Так, например, блок расчета аэродинамических характеристик БЛА может включать программные модули, отличающиеся теоретическими подходами, точностью модели, использованием различных методов аппроксимации или интерполяции графических зависимостей и т.д. Блочно-модульный принцип является основой построения пакетов прикладных программ (ППП), структура каждого из которых, формируется в соответствии с видом формализуемой проектной процедуры.

Структуризация и унификация программно-методического обеспечения автоматизированногопроектирования БЛА дает возможность организовать сборку (синтез) сложных комплексных проектных программ из унифицированных компонент. Конечно, это предъявляет повышенные требования к унификации не только программных модулей, но и (как это было отмечено в разделе 3) информационной составляющей процесса проектирования. В частности, это касается обозначений и наименований входных и выходных переменных модулей каждого блока, межмодульных связей, проектной документации и др. Как результат – реализация синтеза проектных программ для БЛА различных классов, с различными возможными вариантами входящих в него компонент, что позволяет говорить о переменности структуры проектируемого объекта и создаваемой проектной программы. Однако следует отметить, что при разработке математической модели и программы каждого модуля, входящего в тот или иной блок, проектировщик должен иметь четкое представление о структуре всей проектной задачи, в которой эти модули должны быть использованы.

Итак, обобщая выше сказанное, отметим, что для реализации синтеза проектных программ переменной структуры необходима разработка унифицированной элементной базы программно-информационного обеспечения, построенного по блочно-модульному типу [3,13].

Основу элементной базы прикладного программного обеспечения составляют программные модули, представляющие собой специальные подпрограммы (СпП), оформленные по единым правилам и записанные на машинных носителях в виде загрузочных модулей. Каждый программный модуль представляет собой реализованный на языке программирования завершенный компонент математической модели БЛА (аэродинамические характеристики, рабочие характеристики ДУ, баллистические, массовые, геометрические характеристики и т.д.).

Программные модули, сгруппированные по назначению в базе специальных подпрограмм (БСпП), – важнейшая часть элементной базы прикладного программного обеспечения САПР. Однако, циклический, итерационный характер проектных расчетов требует формализации помимо процедуры вызова СпП из соответствующей базы программных модулей, организации циклов, переходов, проверки различных условий, ввода и вывода информации и других вспомогательных операций. Оформление их в виде подпрограмм не всегда целесообразно, т.к. не соответствует принципам формирования СпП. К тому же их вид во многом определяется заложенными в системе принципами генерации (сборки) программ. Наиболее простой способ, предложенный в [3,13], – оформление их по единым правилам языка программирования в виде унифицированных типовых фрагментов (ТФ), также являющихся компонентами элементной базы ППО, но более низкого уровня иерархии.

Каждый ТФ имеет свое имя и развернутое словесное наименование, определяющее его место в математической модели решаемой проектной задачи, а также связь с входными и выходными переменными других ТФ. Входные и выходные переменные ТФ описываются в головной части каждого фрагмента с помощью специальных символов, позволяющих автоматизировать в дальнейшем сборку проектной программы и формирование информационной модели решаемой задачи. Пример вида и содержания ТФ с именем В502, в котором осуществляется проверка: работает ли двигатель БЛА,показан на рис. 4.3.

Унификация программного обеспечения что это. Смотреть фото Унификация программного обеспечения что это. Смотреть картинку Унификация программного обеспечения что это. Картинка про Унификация программного обеспечения что это. Фото Унификация программного обеспечения что это

Рис. 4.3. Пример типового фрагмента с именем В502

Расположение типовых программных фрагментов в последовательности, соответствующей блок-схеме решаемой проектной задачи, является необходимым условием правильности ее последующей сборки.

Структура элементной базы программно-информационного обеспечения системы приведена на рис. 4.4

Унификация программного обеспечения что это. Смотреть фото Унификация программного обеспечения что это. Смотреть картинку Унификация программного обеспечения что это. Картинка про Унификация программного обеспечения что это. Фото Унификация программного обеспечения что это

Рис.4.4. Структура элементной базы программно-информационного обеспечения системы

Источник

Унификация программного обеспечения что это

33 Стандартизация в области программного обеспечения. Стандарты документирования программных средств.

Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик, как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, а также право на безопасность и комфортность труда. Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократною использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях. Стандартизация осуществляется на разных уровнях и также делятся в зависимости от масштаба:

Унификация программного обеспечения что это. Смотреть фото Унификация программного обеспечения что это. Смотреть картинку Унификация программного обеспечения что это. Картинка про Унификация программного обеспечения что это. Фото Унификация программного обеспечения что это

Стандарты имеют большое значение – они обеспечивают возможность разработчикам программного обеспечения использовать данные и программы других разработчиков, осуществлять экспорт/импорт данных. Такие стандарты регламентируют взаимодействие между различными программами. Для этого предназначены стандарты межпрограммного интерфейса, например OLE (Object Linking and Embedding – связывание и встраивание объектов). Без таких стандартов программные продукты были бы “закрытыми” друг для друга.

Все компании-разработчики должны обеспечить приемлемый уровень качества выпускаемого программного обеспечения (ПО). Для этих целей предназначены стандарты качества программного обеспечения или отдельные разделы в стандартах разработки программного обеспечения, посвященные требованиям к качеству программного обеспечения.

В зависимости от возникновения: “де-юре” и “де-факто”. Стандарт “де-факто”– термин, обозначающий продукт какого-либо поставщика, который захватил большую долю рынка и который другие поставщики стремятся эмулировать, копировать или использовать для того, чтобы захватить свою часть рынка. Стандарт “де-юре” создается формально признанной стандартизующей организацией. Он разрабатывается при соблюдении правил консенсуса в процессе открытой дискуссии, в которой каждый имеет шанс принять участие. Ни одна группа не может действовать независимо, создавая стандарты для промышленности. Если какая-либо группа поставщиков создаст стандарт, не учитывающий требования пользователей, она потерпит неудачу.

СТАНДАРТЫ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ. Создание программной документации – важный этап, так как пользователь начинает свое знакомство с программным продуктом именно с документации. Программная документация должна отвечать на вопросы: для чего предназначен программный продукт, как установить программный продукт, как начать с ним работать. Основу отечественной нормативной базы в области документирования ПС составляет комплекс стандартов Единой системы программной документации (ЕСПД). Сейчас это система межгосударственных стандартов стран СНГ (ГОСТ), действующих на территории Российской Федерации на основе межгосударственного соглашения по стандартизации.
Единая система программной документации – это комплекс государственных стандартов, устанавливающих взаимоувязанные правила разработки, оформления и обращения программ и программной документации. Стандарты ЕСПД в основном охватывают ту часть документации, которая создается в процессе разработки ПС, и связаны, по большей части, с документированием функциональных характеристик ПС. В состав ЕСПД входят:

В Российской Федерации действует ряд стандартов в части документирования программных средств, разработанных на основе прямого применения международных стандартов ИСО:

ГОСТ Р ИСО/МЭК 9294-93. Информационная технология. Руководство по управлению документированием программного обеспечения. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО/МЭК 9294:1990 и устанавливает рекомендации по эффективному управлению документированием ПС для руководителей, отвечающих за их создание. Целью стандарта является оказание помощи в определении стратегии документирования ПС; выборе стандартов по документированию; выборе процедур документирования; определении необходимых ресурсов; составлении планов документирования.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93. Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО/МЭК 9126:1991. В его контексте под характеристикой качества понимается “набор свойств (атрибутов) программной продукции, по которым ее качество описывается и оценивается”. Стандарт определяет шесть комплексных характеристик, которые с минимальным дублированием описывают качество ПС (ПО, программной продукции):

Эти характеристики образуют основу для дальнейшего уточнения и описания качества ПС.
ГОСТ Р ИСО 9127-94. Системы обработки информации. Документация пользователя и информация на упаковке для потребительских программных пакетов. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО 9127:1989. В контексте настоящего стандарта под потребительским программным пакетом (ПП) понимается “программная продукция, спроектированная и продаваемая для выполнения определенных функций; программа и соответствующая ей документация, упакованные для продажи как единое целое”. Под документацией пользователя понимается документация, которая обеспечивает конечного пользователя информацией по установке и эксплуатации ПП. Под информацией на упаковке понимают информацию, воспроизводимую на внешней упаковке ПП. Ее целью является предоставление потенциальным покупателям первичных сведений о ПП.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 8631-94. Информационная технология. Программные конструктивы и условные обозначения для их представления. Описывает представление процедурных алгоритмов.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119:1994. Информационная технология. Пакеты программных средств. Требования к качеству и испытания. В этом стандарте установлены требования к качеству пакетов программ и инструкции по их испытаниям на соответствие заданным требованиям. Понятие “пакет программных средств” фактически отождествляется с более общим понятием “программный продукт”, рассматриваемым как совокупность программ, процедур и правил, поставляемых нескольким пользователям для общего применения или функционирования. Каждый пакет программ должен иметь описание продукта и пользовательскую документацию.

Источник

Унификация программных средств информационного обеспечения

Работа сделанна в 2006 году

Унификация программных средств информационного обеспечения. Надежность функционирования и качество работы информационной системы управления инвестиционно-строительной компанией зависят от его программно-аппаратного обеспечения.

Это связано с тем, что рынок программных продуктов предлагает огромное количество дорогостоящих пакетов прикладных программ, которые разрабатываются без учета конкретных особенностей деятельности предприятий и организаций, применяемых эти пакеты в информационном обеспечении систем управления.

Многие имеющиеся программные продукты сходны друг с другом по функциональному назначению.

Так, например, на практике находят применение сходные по функциональному назначению текстовые редакторы, графические редакторы, математические пакеты, программы систем автоматизированного проектирования, программы распознавания текстов, программы машинного перевода.

Поэтому все множество средств прикладного программного обеспечения можно рассматривать как совокупность классов, разделенных по признаку функциональное назначение. К основным потребительским свойствам программно-аппаратного обеспечения информационной системы управления инвестиционно-строительной компанией относятся гибкость, корректность, надежность, сопровождаемость, удобство применения и эффективность.

Однако эти качества, присущие самому продукту, не будут давать ожидаемого эффекта при перенесении его в конкретные условия деятельности инвестиционно-строительной компании, если не учитывать особенности инвестиционно-строительной деятельности в рыночных условиях хозяйствования.

Для учета внутренних особенностей деятельности инвестиционно-строительной компании применяется комплекс прикладных программных средств для определения потребности, планирования и контроля использования материальных, технических и трудовых ресурсов. Положительная сторона программного обеспечения состоит в том, что участники инвестиционного процесса получают более эффективный механизм для оценки уровня использования ресурсов в сопоставлении с установленными нормами и рыночными ценами.

Относительная самостоятельность каждого из структурных подразделений инвестиционно-строительной компании вызывает необходимость унификации применяемых программных продуктов. В этой связи аппаратное обеспечение информационной системы управления инвестиционно-строительной компанией требует жесткой унификации и использования протоколов обмена данными.

В этом случае комплексно анализируются все виды используемых ресурсов, в том числе автотранспорт, несмотря на отсутствие данной статьи затрат в стандартной сметной документации на строительство объекта.

Таким образом, эта деятельности инвестиционно-строительной компании требует от программного обеспечения информационной системы управления необходимость накапливать и предоставлять перечень основных технико-экономических показателей по социально-экономическим факторам, а также прогноз их влияния на развитие структуры инвестиционно-строительной компании. Для этого целесообразно осуществлять разработку программного продукта, учитывающего специфику социально-экономических факторов деятельности в рыночных условиях хозяйствования.

Теоретические достижения и практические разработки в области современных технологий получения и обработки информации, методы спутниковых наблюдений, возможности компьютерных экспертных систем обработки данных составляют перспективу формирования новых информационных технологий инженерного мониторинга в инвестиционно-строительном комплексе.

В ее состав включаются также различная графическая информация, классификаторы и справочники.

В современных информационных системах управления инвестиционно-строительной компанией часто используется модель проблемно-ориентированного программного обеспечения инженерного мониторинга, которая является открытой системой, состоящей из четырех подсистем наблюдения, вычислений, экспертной и управляющей. Большое количество вероятностных организационно-технологических факторов деятельности инвестиционно-строительной компании в современных условиях хозяйствования требует при формировании программного обеспечения использовать программы, осуществляющие резервное копирование данных.

Это предусматривает наличие в офисе инвестиционно-строительной компании аппаратных устройств резервного копирования данных. Таким образом, адаптация программно-аппаратного комплекса информационной системы управления инвестиционно-строительной компании состоит в организации масштабируемых хранилищ данных, которые позволяют быстро восстанавливать информационные потоки после сбоя. В настоящее время в инвестиционно-строительных компаниях появились реальные условия перехода к качественно новой технологии проектирования основных графических документов и решения пространственных задач организации строительного производства.

Широкое внедрение в практику проектирования современных технических средств и информационных технологий позволяет обеспечить эффективный доступ к хранимой информации, дает возможность использовать компьютеры непосредственно на стройплощадках, способствует получению качественных графических документов и выработке коллективных решений.

С применением нормативно-справочной базы, входящей в информационное обеспечение системы управления инвестиционно-строительной компанией, появилась возможность автоматизировано решать следующие задачи расчет проекта договорной цены расчет архитектурно-конструктивных решений выполнение проектных графических работ экономические расчеты формирование организационно-технологических моделей строящихся объектов составление спецификаций на материалы, конструкции и изделия расчет физических объемов работ по объекту выпуск пояснительных записок по основным разделам проекта.

Использование в информационной системе управления инвестиционно-строительной компании сети Internet и электронной почты позволяет сократить расстояние между ее структурными подразделениями и дочерними предприятиями. Кроме того, в современных инвестиционно-строительных компаниях и холдингах применяются комплексы прикладных программных модулей по расчету календарных графиков, обеспечивающих повышение координации деятельности их дочерних предприятий, строительных участков и бригад за счет преемственности, повышения точности и оперативности подготовки плановой и фактической информации для эффективного планирования и регулирования хода инвестиционно-строительного процесса на любом уровне управления.

Адаптация программно-аппаратного комплекса информационной системы управления инвестиционно-строительной компанией состоит в организации так называемого туннеля зашифрованного канала через сеть Internet, который обеспечивает высокую скорость передачи данных.

Все программные средства готовы для перехода на старшие версии и имеют возможность обновления через сеть Internet подавляющее большинство программных модулей обладает принципами открытости, гибкости, адаптируемости к изменяющимся условиям функционирования инвестиционно- строительных компаний все программные продукты имеют схожий, наглядный интерфейс, упрощающий работу людей, не знакомых с какой-либо конкретной программой все программные средства содержат качественную, интерактивную помощь.

Унификация программных средств выполняет основную задачу информатизации инвестиционно-строительной компании обеспечение каждому специалисту и руководителю возможности получения в более короткие сроки нормативно-справочной, проектной, оперативной и статистической информации нормативно-справочной, проектной, оперативной и статистической информации на всех автоматизированных рабочих местах, включенных в общую вычислительную сеть. 3.2.

Источник

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Роль стандартизации в управлении качеством

Стандартизация является одним из основных принципов современного управления качеством. Несмотря на то что в настоящее время уже разработано и действует очень большое количество стандартов различной направленности, в условиях совершенствования хозяйственных связей и рыночных отношений стандартизация приобретает все большее значение. Не только экспорт продукции, но и ее внутренний сбыт во многом зависит от уровня стандартизацииизделий. Товаропроизводители, стремясь к обеспечению высокой конкурентоспособностипродукции, используют в своей деятельности стандарты(в том числе не только российские, но также межгосударственные и международных организаций), что в немалой степени способствует повышению качества продукции.Значение стандартизации трудно переоценить.

По определению Международной организации по стандартизации (InternationalOrganizationforStandardization, ISO)стандартизация«процесс установления и применения правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной экономииссоблюдением функциональных условий и требований безопасности».

Унификация программного обеспечения что это. Смотреть фото Унификация программного обеспечения что это. Смотреть картинку Унификация программного обеспечения что это. Картинка про Унификация программного обеспечения что это. Фото Унификация программного обеспечения что этоВ процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, характеристики, касающиеся объекта стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа (рис. 1).

Рис. 1. Компоненты процесса стандартизации

• повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

рациональное использование ресурсов;

техническая и информационная совместимость;

• сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

Стандартизация выполняет следующие задачи(рис. 2):

Унификация программного обеспечения что это. Смотреть фото Унификация программного обеспечения что это. Смотреть картинку Унификация программного обеспечения что это. Картинка про Унификация программного обеспечения что это. Фото Унификация программного обеспечения что это

Рис. 2. Задачи стандартизации

упорядочивание объектов (продукции, работ, услуг, процессов), создаваемых людьми в разных странах;

закрепление в нормативных документах оптимальных требований к упорядоченным объектам;

установление правил применения нормативных документов.

Поскольку сертификацияустанавливает соответствие действующему стандарту, без наличия стандартов невозможна и сертификация.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» определяет следующие цели стандартизации:

повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

Стандартизация имеет следующие функции:

• экономическая – выражается черезвкладстандартизациив научно-технический прогресс, поскольку она оказывает активное влияние на все составляющие производственного процесса, способствует совершенствованию предметов и средств труда, технологии и самого труда. Нормативные документы позволяют предупредитьне всегда оправданное разнообразие деталей, изделий, материалов, технологических процессов, установить их рациональную номенклатуру, определить оптимальные параметрические и размерные ряды, обеспечить высокий уровень взаимозаменяемости, установить оптимальные качественные характеристики;

информационная– проявляется черезсозданиенормативных документов, классификаторов и каталогов продукции, эталонных мери т.п. Следует отметить, что классификационная составляющая в существующем многообразии товаров и их компонентов имеет исключительно важную роль, Это объясняется возможностью эффективного различения близких по характеристикам элементов классифика­ции, что без подобных документов просто невозможно безошибочно осуществить;

• социальная– проявляется через включение в нормативные документы и достижение в производстве таких показателей качества продукции и услуг, которые содействовали бы здравоохранению, отвечали бы санитарно-гигиеническим нормам и возможности экологической утилизации отходов. Особенностью этой функции является возрастание именно этого аспекта стандартизации в связи с общей тенденциейповышениявниманияк качеству товаров и услуг, предлагаемых на рынке, причем доминирующую роль начинает занимать именно экологические проблемы, а также вопросы соответствия санитарным нормам и охраны здоровья;

• коммуникативная–выражается через достижение взаимопонимания в обществе путем обмена информацией. Этому служат стандартизованные термины, трактовки понятий, символы, единые правила оформления деловой, конструкторской и технологической документации. Такая своеобразная унификация понятийного аппарата позволяет устранить разночтение общепринятых и специальных терминов,выработатьодинаковые требования к оформлению различных материалов,обеспечитьвзаимное понимание специалистов, работающих в различных организациях, при обсуждении общих вопросов.

Унификация программного обеспечения что это. Смотреть фото Унификация программного обеспечения что это. Смотреть картинку Унификация программного обеспечения что это. Картинка про Унификация программного обеспечения что это. Фото Унификация программного обеспечения что этоМеждународная стандартизация, расширяя границы отдельных государств, создает предпосылки для развития и повышения уровня многих направлений сотрудничества (рис.3):

Рис. 3. Черты, присущие международной стандартизации

• обеспечивает взаимозаменяемость элементов сложной продукции– сегодня очень многие товары являются результатом взаимодействия производств, расположенных в различных странах;

• сближает уровень качества товаров, производимых в разных странах–стремление создавать конкурентоспособную продукцию заставляет компании-производители внимательно относиться к требованиям стандартов;

• содействуетвзаимообмену научно-технической информацией –стандартизацияразвивает такого рода обмен, что необходимо и для повышения качества производства продукции;

• содействуетмеждународной торговле– если продукция выпускается на основе согласованных требований, то ее экспорт осуществляется намного легче. Далеко не редки случаи запрета некоторых товаров к ввозу в разные страны ввиду несоответствия действующим стандартам;

Унификация программного обеспечения что это. Смотреть фото Унификация программного обеспечения что это. Смотреть картинку Унификация программного обеспечения что это. Картинка про Унификация программного обеспечения что это. Фото Унификация программного обеспечения что этоК основополагающим принципам международной стандартизации относятся (рис. 4):

Рис. 4. Основные принципы международной стандартизации

• комплексность стандартизации – заключается в систематизации и оптимальной увязке комплекса факторов, обеспечивающих требуемый уровень качества продукции, в процессе установления и применения нормативной документации;

• опережающее развитие стандартизации– совершенствование процесса стандартизации с учетом изменения во времени показателей качества объектов стандартизации. Опережение достигается благодаря установлению к объектам стандартизации норм и требований, повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню. При этом ожидаемые нормы и требованияформируются в соответствии с прогнозами, предсказывающими оптимальный уровень в последующее время. С момента утверждения опережающего стандарта у потребителей появляются юридические права на использование продукции при проектировании новых разработок, а производитель обязан начать выпускпродукции с параметрами, установленными в утвержденном опережающем стандарте;

• классификация– заключается в выделении у объекта стандартизации классификационных признаков и их ранжировании по значимости для определения объекта.

Существуют следующие разновидности стандартизации:

• фактическая стандартизация– отражает некоторые исторически сложившиеся особенности и правила жизни общества (календарь, письменность, счет и т. д.). При этом фактическая стандартизация лишь закрепляет установившиеся нормы, характеризуя их в нормативных документах;

• официальная стандартизация– является результатом целенаправленной деятельности и всегда завершается выпуском нормативной документации, составляемой по установленной форме, имеющей определенную сферу и конкретные сроки действия. Официальная стандартизация призвана отразить в нормативных документах новые (или уже действующие до определенного времени) уровни требований к качеству объектов стандартизации. В большинстве случаев стандарты разрабатываются специалистами определенной сферы деятельности, не только глубоко знающими предметную область, но и владеющими необходимыми знаниями ожидаемых перспектив и особенностей ее развития.

В области международной стандартизации работает большое число организаций, среди которых наиболее представительной является Международная организация по стандартизации (InternationalOrganizationforStandardization, или сокращенно –ISO, в русской транскрипции – ИСО). Она была создана решением Комитета по координации стандартов ООН в 1946 г., официальную деятельность начала с февраля 1947 г. после ратификации ее создания 33 странами. ИСО является неправительственной организацией и пользуется консультативным статусом ООН. Основной целью деятельности этой организации, декларируемой Уставом ИСО, определено «содействие стандартизации в мировом масштабе».

В Европе наиболее представительным органом международной стандартизации является Европейский комитет стандартизации широкого спектра товаров, услуг и технологий CEN (TheEuropeanCommitteeforStandardization). Кроме того, существуют европейские организации, занимающиеся вопросами стандартизации в различных предметных областях. К таким организациям относятся, например, CENELEC (TheEuropeanCommitteeforElectrotechnicalStandardization)– Европейский комитет стандартизации решений в электротех­нике и ETSI (EuropeanTelecommunicationsStandardsInstitute) – Европейский институт стандартизации в области телекоммуникаций.

В странах СНГ действует Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) СодружестваНезависисых Государств (EuroAsianInterstateCouncilforStandardization, MetrologyandCertification). МГС является межправительственным органом СНГ по формированию и проведению согласованной политики по стандартизации, метрологии и сертификации. Рабочим органом МГС является Бюро по стандартам в составе группы экспертов и региональ­ного Информационного центра. При Совете создано 270 межгосудар­ственных технических комитетов по стандартизации. МГС признан ISO– Региональной Организацией по стандартизации как Евразийский Совет по стандартизации, метрологии и сертификации (EASC).

2. Виды стандартов обеспечения качества

Рассматривая вопросы стандартизации, нельзя не вспомнить о нормативной документации, одной из категорий которой они являются.

Унификация программного обеспечения что это. Смотреть фото Унификация программного обеспечения что это. Смотреть картинку Унификация программного обеспечения что это. Картинка про Унификация программного обеспечения что это. Фото Унификация программного обеспечения что это

Рис. 5.Причины разработки стандартов

Нормативная документация– совокупность официальных документов, регламентирующих на определенном уровне обязательность применения нормативов, стандартов, правил и условий для создания какой-либо продукции или предоставления каких-либо услуг.

В связи с этим стандарты являются лишь одним видом из комплекса нормативных документов (рис. 6).

Унификация программного обеспечения что это. Смотреть фото Унификация программного обеспечения что это. Смотреть картинку Унификация программного обеспечения что это. Картинка про Унификация программного обеспечения что это. Фото Унификация программного обеспечения что это

Рис. 6. Разновидности нормативных документов

Стандарт – это нормативный документ, разработанный на основе соглашения, утвержденный признанным органом и направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Для всеобщего и многократного использования в стандарте устанавливаются общие принципы, правила, характеристики рекомендательного характера, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Стандарты разрабатываются по следующим причинам (рис. 3.6):

• аккумулируют лучшее из практической деятельности создания продукции (в том числе и разработки программных средств) и позволяют избежать повторения прошлых ошибок;

• предоставляют необходимую основу для процесса обеспечения качества – достаточно контролировать соблюдение стандартов при реализации проектов, чтобы обеспечить требуемый уровень характеристик создаваемого продукта;

• позволяют упорядочить процесс разработки, что делает разработку прозрачной и снижает затраты на обучение профессиональной деятельности в конкретной предметной области при ротации кадров.

Классификационная модель комплекса стандартов определяет деление стандартов на виды.

Вид стандарта–характеристика, которая определяется его содержанием в зависимости от объекта стандартизации.

Основные виды стандартов установлены действующим стандартом ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения». К ним относятся следующие виды стандартов (рис. 7):

Унификация программного обеспечения что это. Смотреть фото Унификация программного обеспечения что это. Смотреть картинку Унификация программного обеспечения что это. Картинка про Унификация программного обеспечения что это. Фото Унификация программного обеспечения что это

Рис. 7.Классификация видов стандартов

• стандарты на продукцию;

• стандарты на услуги;

• стандарты на процессы (работы);

• стандарты на методы контроля;

• стандарты на термины и определения.

2.1. Основополагающий стандарт

Основополагающий стандарт– стандарт, имеющий широкую область распространения и (или) содержащий общие положения для определенной области. Такой вид может применяться непосредственно в качестве стандарта или служить основой для разработки других стандартов и иных нормативных или технических документов.

Существует два подвида основополагающих стандартов – организационно-методические и общетехнические (рис. 8).

Унификация программного обеспечения что это. Смотреть фото Унификация программного обеспечения что это. Смотреть картинку Унификация программного обеспечения что это. Картинка про Унификация программного обеспечения что это. Фото Унификация программного обеспечения что это

Рис. 8. Характеристика основополагающих стандартов

При стандартизации организационно-методических и общетехнических объектов устанавливаются положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг. К таким процессам относятся, например, следующие:

• организация работ по стандартизации;

• разработка и постановка продукции на производство;

• правила оформления информационно-библиографической, технической, управленческой документации;

• общие правила обеспечения качества продукции.

Основополагающие организационно-методические стандартыустанавливают общие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области (например, ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены»).

Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают:

• научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве;

• условные обозначения различных объектов стандартизации коды, метки, символы (например, ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов»);

• требования по обеспечению единства измерений (ГОСТ Р 8.000-2000 «Государственная система обеспечения единства измерений») и проч.

2.2. Стандарт на продукцию

Стандарт на продукцию устанавливает требования, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции, с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению.

На продукцию разрабатываются следующие основные подвиды стандартов:

• стандарт общих технических условий, который должен содер­жать общие требования к группам однородной продукции;

• стандарт технических условий, определяющий требования к конкретной продукции.

Указанные стандарты в общем случае включают следующие разделы:

• классификация, основные параметры и (или) размеры;

• общие технические требования;

• маркировка, упаковка, транспортирование, хранение.

По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения:

• стандарты технических требований;

• стандарты правил приемки;

• стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Технические условия на создаваемую продукцию (ТУ) имеет двойное назначение – технического и нормативного документа. В соответствии с ГОСТ 2.114 технические условия разрабатываются на конкретное изделие, материал, вещество и другие виды продукции. Этот документ может также разрабатываться на несколько конкретных изделий, материалов, веществ – это характерно для групповых ТУ. Технические условия являются очень распространенным документом, они составляются на многие конкретные марки и модели товаров. Типичными объектами выпуска на основе ТУ являются изделия, выпускаемые мелкими сериями, изделия часто изменяющегося ассортимента, изделия на основе новых рецептур или технологий. В отличие от стандартов ТУ разрабатываются в короткие сроки, что позволяет оперативно организовать выпуск новой продукции.

Технические условия, как правило, содержат следующие разделы:

• технические требования (ТТ);

• требования охраны окружающей среды;

• транспортирование и хранение;

• указания по эксплуатации;

В соответствии со статусом документа ТТ не должны противоречить положениям государственных стандартов. Несмотря на то, что ТУ утверждает непосредственно разработчик продукции, вопросы соблюдения требований государственных стандартов и соответствия им возлагаются на самого составителя документа.

2.3. Стандарт на процесс

Стандарт на процесс устанавливает требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах ЖЦ продукции или услуги (разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация) для обеспечения их технического единства и оптимальности.

В частности, такие стандарты могут включать требования к методам автоматизированного проектирования продукции, модульного конструирования, принципиальным схемам технологического процесса изготовления продукта, технологическим режимам или нормам. Особое место занимают требования безопасности для жизни и здоровья людей при осуществлении технологических процессов, которые могут конкретизироваться по отношению к использованию определенного оборудования, инструмента, приспособлений и вспо­могательных материалов.

На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг) – управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и проч. Данные стандарты имеют особое значение при постановке систем менеджмента качества.

Сегодняшние компании, предоставляющие различного рода услуги, борются за получение сертификата ISO, подтверждающего наличие на предприятии поставленной системы менеджмента качества. Наличие данного сертификата означает высокий уровень проработки процессов при предоставлении услуг. Для клиентов и заказчиков таких компаний свидетельство о качестве процессов на предприятии исполнителя служит гарантией надежности в получении услуг тре­буемого качества.

2.4. Стандарт на методы контроля

Стандарт на методы контроля прежде всего должен обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений и других характеристик, предусмотренных комплексом стандартов, выполненных на основе международных стандартов ИСО. Точность измерений является той мерой,которая может гарантировать доверие к результатам испытаний, поэтому весьма высок уровень требований к средствам измерений.

Необходимо применять стандартизованные методы контроля, испытаний, измерений и анализа, поскольку они базируются на международном опыте и передовых достижениях. Каждый из методов имеет свою специфику, связанную с конкретным объектом контроля. Стандарт обычно рекомендуетнесколько методик контроля применительно к одному показателю качества продукта. Это нужно для того, чтобы одна из предлагаемых методик была выбрана в качестве арбитражной, если возникает необходимость в решении спорных вопросов. Правда, надо иметь в виду, что не всегда методики полностью взаимозаменяемы. Для таких случаев стандарт приводит либо четкую рекомендацию по условиям выбора того или иного метода, либо данные по их отличительным характеристикам.

Для каждого метода в зависимости от специфики его проведения устанавливаются:

средства испытаний и вспомогательные устройства;

порядок подготовки к проведению испытаний;

порядок проведения испытаний;

правила обработки результатов испытаний;

правила оформления результатов испытаний;

допустимую погрешность испытаний.

Основные требования, входящие в состав таких стандартов, указываются часто в программах испытаний, формируемых для проведения этапов сдачи созданных продуктов в эксплуатацию.

Практика обязательной сертификации продукции вызвала необходимость разработки стандартов смешанного вида– стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопасности к продукции (услуге) и методы контроля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 «Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля». Особенно актуальным стало использование таких стандартов в последние годы, когда некоторые производители в погоне за прибылью сочли для себя возможным снизить уровень требований при выпуске продукции до такой степени, что некоторые виды продукции стали угрожать здоровью потребителей.

2.5. Стандарт на услугу, терминологический стандарт

Стандарт на услугу устанавливает требования, которым должна удовлетворять группа однородных услуг (услуги туристские, услуги транспортные) или конкретные услуги (классификация гостиниц, грузовые перевозки) с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению.

Стандарт на термины и определения –стандарт, устанавливающий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия. Терминологические стандарты выполняют одну из главных задач стандартизации – обеспечение взаимопонимания между всеми сторонами, заинтересованными в объекте стандартизации.

3. Принципы стандартизации

1. Принцип добровольного применения стандартов. В контексте Закона «О техническом регулировании» добровольность стандартов рассматривается не только как главный принцип стандартизации, но и основной элемент, определяющий правовой статус стандартов в Российской Федерации как документов, не имеющих обязательного характера и применяемых исключительно на добровольной основе. Однако, говоря о добровольности стандартов, необходимо учитывать следующие положения:

• требования, предусмотренные в стандартах, приобретают обязательную силу, если изготовитель той или иной продукции добровольно решил следовать им, указав на это, например, при маркировании продукции;

• нельзя исключить возможность обязательного применения стандартов как в целом, так и отдельных положений, если это напрямую указано в договорах и контрактах. Если стороны договора выразили свое согласие придать требованиям того или иного стандарта обязательную силу, то исполнение этих требований будет обязательным для обеих сторон. Такое положение соответствует общим нормам Гражданского кодекса РФ о договорах и обязательствах (в том числе об их исполнении).

Таким образом, принцип добровольного применения стандартов указывает на право изготовителя (а также продавца и исполнителя) добровольно (т. е. по собственному желанию, без принуждения) возложить на себя ответственность за выполнение требований, предусмотренных в стандартах. Добровольность – это возможность выбора.

Разработка и применение межгосударственных стандартов осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.8-95 «Государственная система стандартизации РФ. Порядок разработки и при­менения межгосударственных стандартов». Постановление Госстандарта России от 27 июня 2003 г. № 63 признало национальными стандартами действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г. для применения в Российской Федерации. В соответствии с этим же постановлением до вступления в силу вновь разработанных соответствующих правил, норм и рекомендаций по стандартизации признано целесообразным сохранить для действующих государственных и межгосударственных стандартов и разрабатываемых национальных стандартов условные обозначения «ГОСТ» и «ГОСТ России».

К настоящему времени уже сложилось мнение, что принцип добровольного применения стандарта нужно было бы сформулировать по-другому. В стандартизующих документах стран Европы добровольность обозначена более корректно: рекомендуется к применению. По европейскому законодательству и на практике нет понятия «добровольность»: если осуществляется деятельность в той или иной сфере, то все, что рекомендуется для этой сферы, должно использоваться полностью. В США, где стандарты являются добровольными регла­ментирующими документами, в случае судебного разбирательства при нарушении контракта суды констатируют: данная компания пренебрегла национальным стандартом. И с этого момента, можно быть уверенным, с ней ни одна фирма не заключит ни одного контракта. Таким образом рынком регулируются партнерские отношения.

2. Принцип максимального учета законных интересов заинтересованных лиц при разработке стандартов. Объективный учет мнений при разработке стандартов обеспечивает возможность удовлетворения необходимых потребностей всех заинтересованных в этом сторон. Разработка национальных стандартов должна выполняться открыто с участием технических комитетов по стандартизации. Такие комитеты объединяют на добровольной основе наиболее компетентных юридических и физических лиц, заинтересованных в стан­дартизации того или иного объекта. Учет мнений заинтересованных сторон при разработке национальных стандартов достигается в результате процедуры публичного обсуждения проекта стандарта. При обсуждении принимаются во внимание все замечания, поскольку участвующие в обсуждении стороны абсолютно равноправны, и сближаются несовпадающие точки зрения. При разработке стандартов организации, кроме того, должны обеспечиваться условия для свободного участия в обсуждении проектов стандартов представителей заинтересованных структурных подразделений организации. При разработке стандартов организации на продукцию, поставляемую на внутренний или внешний рынок, на работы, выполняемые сторонней организацией, или на оказываемые ею на стороне услуги, следует учитывать мнение и представителей других организаций, заказчиков или приобретателей поставляемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.

3. Принцип применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта. Применение этого принципа ограничивается случаями, если такое применение признано невозможным ввиду несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим или технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения.

Международные стандарты отражают передовой опыт экономически развитых стран мира, результаты научных исследований, требования широкого круга потребителей и государственных органов и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран, поэтому применение международных стандартов при разработке национальных стандартов является одним из важных условий вывода отечественной продукции на мировой рынок. В связи с этим преимущественное использование международных стандартов как составной части (а иногда и основы) разработки национальных стандартов должно иметь место, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным.

Данный принцип в целом отражает положения абз. 1 п. 8 ст. 7 Закона «О техническом регулировании» с той разницей, что при разработке проектов технических регламентов международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве их основы. При этом долженствование подразумевает обязательность. В рассматриваемом принципе такая обязательность не предусматривается.

4. Принцип недопустимости создания препятствий производст­ву и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации. Этот принцип указывает на невозможность установления в стандартах требований к продукции, связанным с ней процессам, а также работам и услугам, которые могут создать дополнительные барьеры, ограничивающие свободу предпринимательской деятельности. Подобные случаи означают возможность появления препятствий к достижению целей стандартизации либо могут даже противоречить им. Это может происходить, например, при установлении необоснованных ограничений или завышенных требований.

5. Принцип недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам. Одной из целей стандартизации является содействие соблюдению требований технических регламентов. Соответственно этой цели стандарты могут дополнять, конкретизировать (но не дублировать) какие-либо требования технических регламентов, обеспечивая тем самым повышение минимально установленного в них уровня безопасности, но никак не противоречить им.

6. Принцип обеспечения условий для единообразного применения стандартов. Это положение следует воспринимать с учетом положений абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона «О техническом регулировании». В соответствии с этими положениями национальные стандарты подлежат применению равным образом и в равной мере независимо от страны или места происхождения объектов технического регулирования, а также выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продав­цами, приобретателями.

В стандартах организаций могут содержаться сведения, составляющие коммерческую тайну (секрет производства). Применение таких стандартов лицами, не являющимися работниками организации, разработавшей и утвердившей стандарт, может осуществляться только с согласия самой организации на договорной основе. Кроме того, порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно. В соответствии с этим не всегда просто обеспечить условия для единообразного применения стандартов организаций. Единообразие в применении может проявляться в том случае, если стандарты организаций разработаны, например, в рамках холдинга или акционерного обще­ства, имеющего несколько дочерних обществ. В таком случае входящие в их состав общества будут равным образом и в равной мере применять утвержденные головной организацией стандарты.

В Концепции развития национальной системы стандартизации в качестве принципов стандартизации вместе с уже указанными принципами выступают следующие:

• обеспечение преемственности работ по стандартизации в Российской Федерации;

• обоснованность разработки национальных стандартов;

• открытость процессов разработки национальных стандартов;

• обеспечение доступности национальных стандартов и информации о них для пользователей;

• однозначность понимания всеми заинтересованными сторонами требований, включаемых в национальные стандарты;

• прогрессивность и оптимальность требований национальных стандартов;

• применение требований национальных стандартов в контрактах, заключаемых между изготовителем и потребителем.

Следует обратить внимание на то, что в этой Концепции в качестве первостепенного указан принцип добровольного применения национальных стандартов и обязательности их соблюдения в случае принятия решения об их использовании. В ГОСТ Р 1.0-2004 также закреплено, что национальный стандарт применяют добровольно, однако после добровольного принятия стандарта все его требования становятся обязательными для соблюдения (п. 6.2).

В Законе «О техническом регулировании» (ни в одной из его статей, ни в одной из существующих редакций) нет положений о том, что если изготовитель, продавец или исполнитель добровольно принимает на себя обязательства по выполнению требований стандартов (например, производит продукцию в соответствии с требованиями определенного стандарта), то соблюдение этих требований становится для него обязательным. Такое дополнение очень важно, потому что позволяет связать нормы гражданского законодательства (в том числе в сфере защиты прав потребителей) и законодательства в области технического регулирования, и вполне заслуживает официального закрепления в Законе.

Не было бы лишним дополнить Закон и принципом обязательного соблюдения требований стандартов в случае указания на применение их в договорах, контрактах, заключаемых между изготовителем (продавцом, исполнителем) и приобретателем. Следует отметить, что подобное положение, касающееся стандартов предприятий, которые (так же как и ныне существующие национальные стандарты и стандарты организаций) имели статус добровольных, содержалось в Законе РФ «О стандартизации». Так, в частности, в абз. 2 п. 2 ст. 8 устанавливалось, что требования стандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг указана ссылка на эти стандарты.

4. Стандарты разработки информационных систем

Процесс стандартизации разработки информационных систем ведется практически с самого начала использования вычислительной техники. В современном движении к развитому обществу одним из необходимых условий является создание мощной инфраструктуры, в которой интегрированы вычислительные, информационные и коммуникационные ресурсы. Создание таких интегрированных систем, технологий и услуг может быть связано с возможной проблемойсопряжения технических и других средств, что приводит к непроизводительным затратам, связанным, например, с проблемойпереучивания персонала при освоении новых средств. Особенно это проявляется при совершенствовании систем, необходимости включения новых компонентов, появлении новых поколений технических средств и программного обеспечения, при их тиражировании и повторном использовании.

При созданииинформационных систем должны рационально использоваться типовые, унифицированные и стандартизованные элементы, проектные решения, пакеты прикладных программ, комплексы, компоненты. Информационные системы и их компоненты стараются разрабатывать таким образом, чтобы они подходили к возможно более широкому кругу задач. Игнорирование этого прин­ципа приводит к тому, что, несмотря на традиционный перечень задач и алгоритмов их решения, на каждом предприятии такие системы пытаются разрабатывать самостоятельно, что приводит к неоправданному расходу трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также времени.

Стандарты ISO являются наиболее известными и распространенными в мире. Они достаточно универсальны, их можно применять в качестве моделей независимо от отрасли, в которой функционирует организация. Вследствие этого у модели ISO есть свои неоспоримые преимущества и недостатки. Однако основным преимуществом модели ISO является известность, распространенность, признание на мировом уровне. Сейчас стандарты ISO являются обязательным минимумом, который должна иметь любая организация, существующая на рынке. При этом необходимо отметить, что вследствие своей универсальности модель на основе стандартов ISO серии 9000 получилась достаточно «высокоуровневой», т. е. обобщенной, недостаточно детализированной. Поэтому для построения полноценной системы качества, основанной на модели ISO, следует использовать большое количество вспомогательных отраслевых и ISO стандартов.

Несмотря на распространенность международных стандартов, все же необходимо руководствоваться прежде всего российскими нормативными документами, среди которых до сих пор действующими являются и те, которые были разработаны и приняты еще в советское время. К таким стандартам в сфере разработки информационных систем относятся стандарты ГОСТ серий 24 и 34.

В ГОСТ серии 24 изложены требования к содержанию ряда осно­вополагающих документов, разрабатываемых на начальных стадиях подготовки информационных систем к проектированию.

ГОСТ 24.204-80 разработан для определения требований к содержанию документа «Описание постановки задачи». Сам документ «Описание постановки задачи» предназначен для описания характеристик комплекса задач (задачи), условий, необходимых для его решения, входной и выходной информации и (совместно с «Техническим заданием» на создание системы) определяет требования к видам ее обеспечения. Это наиболее содержательный в смысловом отношении документ, который существенно помогает разработчикам понять особенности создаваемой информационной системы, поскольку среди всех вопросов данный стандарт предусматривает в постановке задачи изложение очень важных вопросов:

• цель, назначение, технико-экономическую (организационно-техническую) сущность комплекса задач и обоснование целесообразности его решения (в частности, для задач оптимизации – критерии управления и ограничения);

• перечень объектов (технологических, объектов управления, подразделений, предприятий и т. д.), при управлении которыми решают комплекс задач, при необходимости, – описание структуры объектов управления и перечень показателей, характеризующих их состояние.

ГОСТ 24.201-79 приводит требования к содержанию документа «Техническое задание», который, как известно, представляет собой обязательный и, пожалуй, основной документ, в котором излагаются характеристики и особенности будущей системы. Именно по Техническому заданию впоследствии осуществляется проверка соответствия созданной системы заявленным требованиям.

ГОСТ 24.202-80 содержит требования к документу «Технико-экономическое обоснование создания АСУ» и предназначен для обоснования производственно-хозяйственной необходимости и технико-экономической целесообразности создания или развития АСУ. Следует заметить, что 20 и более лет назад к вопросам экономики при создании систем относились «свысока» (главную роль играли вопросы обоснования необходимости построения систем). Зато в наше время, в рыночных условиях, стоимостные вопросы становятся едва ли не определяющими. Ведь при проведении тендеров оценочная стоимость создания системы – один из определяющих факторов выбора подрядчиков.

ГОСТ 24.207-80 устанавливает требования к содержанию документов по программному обеспечению. Определены необходимые разделы и их структура для изложения проектных решений, касающихся программного обеспечения информационных систем. Среди прочих характеристик в документе приводятся:

• структура программного обеспечения;

• основные функции частей программного обеспечения;

• методы и средства разработки программного обеспечения;

• средства, расширяющие возможности операционной системы;

• наименование, обозначение и краткая характеристика выбранной операционной системы и ее версии, в рамках которой будут выполнять разрабатываемые программы, с обоснованием выбора и указанием источников, где дано подробное описание выбранной версии;

• наименование, обозначение использованных программных средств, описание процедур, необходимых для их настройки;

• описание контрольного примера.

4.2. Стандарты ГОСТ серии 34

Стандарты ГОСТ серии 34 были выбраны в качестве методологи­ческой основы создания информационных систем благодаря ряду присущих им достоинств:

• приемлемый уровень разумности и исполнимости;

• самая широкая распространенность (по сравнению с другими стандартами);

• привычность терминологии и базовых понятий большинству существующих и потенциальных заказчиков;

• минимальный набор жестких требований;

• возможность адаптации требований стандартов под конкрет­ные условия тех или иных проектов.

Серия 34 достаточно обширна и включает в себя значительное количество стандартов, устанавливающих требования различным аспектам разработки информационных систем.

ГОСТ 34.601-90 приводит к единообразию стадии создания систем, определяя процесс создания информационных систем как «совокуп­ность упорядоченных во времени, взаимосвязанных, объединенных в стадии и этапы работ, выполнение которых необходимо и достаточно для создания автоматизированной системы, соответствующей задан­ным требованиям» (нормативный документ оперирует термином «ав­томатизированная система», который в настоящее время чаще заменя­ется понятием «информационная система»). Этот стандарт устанавли­вает не только терминологию, но и содержание этапов и стадий процес­са создания систем, что используется до сих пор для структуризации процесса разработки.

ГОСТ 34.602-89 определяет содержание «Технического задания на создание автоматизированной системы», причем данный документ ус­танавливает требования к Техническому заданию более детально, чем схожий по назначению ГОСТ серии 24. Следует отметить, что требова­ниями данного ГОСТ руководствуются и в настоящее время при подго­товке документации по проекту создания информационных систем.

Несмотря на ряд достоинств, стандарты ГОСТ серии 34 обладают и рядом существенных недостатков:

• эта серия стандартов не образует целостной системы, посколь­ку разработка данной серии ГОСТ была прервана в начале 1990-х гг. и с тех пор эти нормативные документы не актуализируются, хотя не отменены и используются до сих пор;

• автоматизированные системы не рассматриваются как инстру­мент автоматизации бизнес-процессов, и как следствие в стандартах серии 34 не прорабатываются вопросы изменения бизнес-процессов организации, вызванные внедрением автоматизированной системы;

• очень поверхностно рассматриваются аспекты обслуживания внедренной автоматизированной системы: обучение персонала, вы­полнение регламентных процедур и т. п.;

• целый ряд ключевых понятий современного управления проек­тами, таких как риски, программы проектов и портфели проектов, в ГОСТ серии 34 отсутствуют вовсе, а как следствие их проработка стандартом не предусмотрена.

5. Стандарты разработки программного обеспечения (Начать 26.10.2015)

Стандартизация разработки программного обеспечения регламентируется довольно обширной серией документов, относящихся к комплексу Единой системы программной документации, объединенной совокупностью ГОСТ серии 19.

Единая система программной документации (ЕСПД) – отечественный комплекс стандартов на программную документацию. В профессиональном просторечии его еще называют «девятнадцатым ГОСТом», что не совсем правильно, поскольку речь идет не об одном, а при­мерно о 30 разных нормативно-технических документах, объединен­ных единой серией стандартов.

В основном стандарты требования ЕСПД содержат к составу, со­держанию и оформлению документов, описывающих программное средство на разных стадиях его жизненного цикла. Кроме того, не­сколько документов посвящено порядку хранения и обновления до­кументации.

Стандарты ЕСПД практически лишены методической состав­ляющей. Они не объясняют разработчику, как надо писать докумен­тацию, чтобы она получилась полезной, понятной, информативной, удобной. Они предоставляют разработчику только перечень типов документов и список разделов первого уровня для каждого из них. Однако надо отметить, что для каждого раздела есть уточнения, ка­кие сведения должны быть в нем изложены.

Стандарты ЕСПД были приняты в конце 1970-х гг. и дошли до нас в виде, близком к первоначальному. В них отражена практика работы ведомственных вычислительных центров, где эксплуатировались большие ЭВМ. Взаимодействие человека с компьютерной системой тогда было построено совсем не так, как теперь, и осуществлялось че­рез громоздкие пульты, перфокарты и распечатки, а для «простых смертных», решающих прикладные задачи, еще и при непосредствен­ном участии квалифицированного персонала. Ведь только в середине 1980-х гг. появились диалоговые системы отладки и выполнения про­грамм вместе с появлением вычислительных машин серии ЕС. Надо ли объяснять, насколько эти стандарты к настоящему времени устарели? И все-таки ими продолжают активно пользоваться. Формально «де­вятнадцатой серии» есть современная альтернатива. Переведены на русский язык и приняты в России на правах национальных некоторые стандарты ИСО в области системной и программной инженерии. Од­нако крупные (в том числе и государственные) заказчики переходить на них не торопятся. Это можно объяснить их верностью традицион­ным методам формирования требований.

Каждый стандарт ЕСПД при достаточно небольшом объеме представляет собой набор довольно формальных и поэтому легко проверяемых требований к документу или к комплекту документа­ции. Строго говоря, это не мешает разработчику документации пи­сать нелепости, хотя и правильно оформленные, в полном соответст­вии со стандартом. Однако поскольку стандарт ЕСПД четко опреде­ляет, из чего должен состоять и как должен выглядеть результат, мы можем, проверив документацию, представленную исполнителем, ис­ключить документы, которые не соответствуют требованиям стан­дарта. Это существенно упрощает задачу сдачи-приемки документа­ции как для заказчика, так и для исполнителя.

Стандарты ИСО (в отличие от документов ЕСПД) содержат достаточное количество разумных правил именно содержательного характера, но совершенно не позволяют сформировать процесс приемки документации, поэтому сложно представить себе процедуру их формальной проверки. Впрочем, никто не мешает применять оба ряда стандартов одновременно, тем более что они касаются разных аспектов документирования и практически не противоречат друг другу.

ГОСТ 19.102-77 «Стадии разработки» устанавливает перечень и характеристику стадий разработки программ и программной доку­ментации для вычислительных машин, комплексов и систем независимо от их назначения и области применения. В этом нормативном документе более детально определены стадии и этапы работ по созда­нию программного обеспечения, а также указано содержание работ на каждом этапе.

ГОСТ 19.404-79 «Пояснительная записка. Требования к содержа­нию и оформлению» определяет требования к содержанию и оформ­лению программного документа «Пояснительная записка», опреде­ленного ГОСТ 19.101-77 и входящего в состав документации на ста­диях разработки эскизного и технического проекта программы. Определяется содержание разделов документации, описывающей созданный программный продукт. Например, устанавливается, что раздел «Технические характеристики» должен содержать следующие подразделы:

• постановка задачи на разработку программы, описание приме­няемых математических методов и, при необходимости, описание допущений и ограничений, связанных с выбранным математическим материалом;

• описание алгоритма и (или) функционирования программы с обоснованием выбора схемы алгоритма решения задачи, возможные взаимодействия программы с другими программами;

• описание и обоснование выбора метода организации входных и выходных данных;

• описание и обоснование выбора состава технических и про­граммных средств на основании проведенных расчетов и (или) ана­лизов, распределение носителей данных, которые использует про­грамма.

ГОСТ 19.002-80 устанавливает правила выполнения схем алго­ритмов и программ. Вполне понятно, что знание этого стандарта по­лезно разработчикам и в современных условиях, потому что данный нормативный документ распространяется на алгоритмы и программы программного обеспечения вычислительных машин, комплексов и систем независимо от их назначения и области применения и уста­навливает правила выполнения схем алгоритмов и программ, выпол­няемых автоматическим способом или от руки.

К основным недостаткам ЕСПД можно отнести следующие:

• ориентацию на единственную, «каскадную» модель ЖЦ про­граммы;

• отсутствие четких рекомендаций по документированию харак­теристик качества;

• отсутствие связей с другими действующими отечественными системами стандартов, например с Единой системой конструктор­ской документации (ЕСКД);

• плохо выраженный подход к документированию программы как товарной продукции (в современных условиях это было бы акту­ально, поскольку уже давно разрабатываемые программные продук­ты являются достаточно продаваемой и покупаемой продукцией);

• отсутствие рекомендаций по внутреннему документированию, как, например, экранные меню, справка по работе с программой и т. д.;

• отсутствие рекомендаций по составу, содержанию и оформле­нию документов на программу, согласованных с международными и региональными стандартами.

Из этого можно сделать вывод, что отказываться от ЕСПД нет оснований, но ЕСПД нуждается в существенном пересмотре (напри­мер, на основе стандарта ИСО/МЭК 12207-95). Специалисты в облас­ти стандартизации считают, что кроме ЕСПД в официальной норма­тивной базе РФ в области документирования программ и в смежных областях есть ряд перспективных стандартов, например международ­ный стандарт ISO/IEC 12207: 1995-08-01 на организацию жизненного цикла продуктов программного обеспечения.

В то же время, несмотря на свои недостатки, многие стандарты ЕСПД могут до сих пор с пользой применяться для документирова­ния программных средств по следующим основаниям:

• стандарты ЕСПД вносят порядок в организацию процесса до­кументирования программного обеспечения;

• предусмотренный стандартами ЕСПД состав программных документов можно несколько видоизменять, внося в комплект документации дополнительные виды документов. Это очень полезное качество, позволяющее разработчику дополнять документацию необходимыми сведениями с характеристикой особенностей создаваемого программного обеспечения;

• стандарты ЕСПД позволяют изменять структуру и содержание документации исходя из конкретных требований заказчика и пользователя.

При этом заказчик и исполнитель проекта вправе совместно принять для конкретного проекта такое подмножество стандартов и такой состав документации, чтобы исключить ненужные и дополнить необходимые разделы, согласовать создание этих документов с той схемой, которая используется в конкретном проекте.

6. Проблемы стандартизации в современных условиях

По мнению специалистов в области стандартизации, это направление деятельности в качестве одного из элементов технического регулирования в условиях рыночной экономики может обеспечить вклад в экономический рост, превышающий соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий. По данным экспертов, в Германии, например, треть ежегодного экономического прироста относилась к эффекту от применения стандартов.

О масштабах и эффективности работ по стандартизации свидетельствует следующий факт, оценивающий экономический эффект этого направления. Когда общая сумма вложений промышленности и правительственных организаций в различные виды деятельности, связанные с разработкой и применением стандартов, в США достигала 70 млрд. долл. в год, прибыль могла достичь отдачи в 1000 %.

Однако проблемы стандартизации в России не позволяют получить такие потрясающие результаты.

Современные проблемы стандартизации можно охарактеризовать следующими положениями:

• Низкий динамизм стандартизации. При общем объеме в 24 600 стандартов его ежегодное обновление должно составлять минимум 3,5^1 тыс. стандартов. В последнее время максимальное число пересмотренных и вновь утвержденных стандартов составило около 900 единиц в год. Фонд стандартов стремительно стареет, и при этом нет ясной перспективы ускорения темпов этой работы. Планирование стандартизации осуществляется в годовом разрезе, в то время как в Японии действует система планирования на двух горизонтах: 5-10-летнего и годового планирования. При разработке стандартов не учитываются прогнозы развития науки и техники, хотя Академия стандартизации, метрологии и сертификации имеет материалы прогнозирования с глубиной 30 лет. Другая сторона низкого динамизма – недостаточные темпы освоения международных, региональных и национальных стандартов: перевод, редактирование, утверждение, внедрение. Многие международные стандарты, которые были бы полезны в современных условиях, до сих пор не размещены в российских источниках для широкого ознакомления;

• Слабая работа в области технологической стандартизации. Работы по стандартизации и внедрению передовых технологий взаимно не увязаны. Особенно эффективно такая взаимосвязь действовала бы на предприятиях малого и среднего бизнеса. В современных условиях многие такие предприятия являются проводниками новых идей и перспективных технологий. Яркий пример такой деятельности показывает Национальный институт стандартов и технологии США,осуществляющий национальную технологическую программу пре­имущественно среди предприятий малого бизнеса;

• Недостаточно высокое качество работы технических комитетов. Имея глубокие познания в конкретных отраслях деятельности, члены комитетов слабо знакомы с теорией и практикой международной и отечественной стандартизации. Этот пробел может быть нивелирован с помощью дополнения составов технических комитетов специалистами в области стандартизации. Аналог возможности достижения положительного эффекта – использование знаний профессиональных патентоведов при оформлении заявок на изобретения, которым известны все нюансы этой достаточно непростой работы;

• Необходимость восстановления утерянных в последние десятилетия служб по стандартизации на предприятиях. Достаточно длительное время в организациях и на предприятиях было снижено внимание к разработке внутренних стандартов и регламентации деятельности. Тем не менее в последние годы интерес к такому виду деятельности вновь возрождается в том или ином виде. В компаниях появляются специалисты в области менеджмента качества, в числе руководящих работников можно уже увидеть директоров по качеству. А это означает, что процесс восстановления процессов стандартизации и управления качеством в компаниях понемногу прогрессирует.

Вопросы для самоконтроля

1. Как определить понятие сертификации?

2. Какие цели преследует сертификация продукции?

3. Что относится к объектам сертификации?

4. Какой правовой документ регламентирует процедуру сертификации?

5. Что включает в себя понятие правового регулирования?

6. Что является центральным органом по сертификации в России?

7. Кто относится к участникам сертификации?

8. Каков порядок проведения сертификации, установленный Росстандартом?

9. Какие действия осуществляются при проведении сертификации?

10.Каковы особенности сертификации программного обеспечения?

Дата добавления: 2015-11-10 ; просмотров: 18876 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *