Удаление неотпечатанных позиций в айке что это значит
Способы воровства. Часть вторая
Друзья, а мы продолжаем.
С современным темпом жизни, многое может выйти из под контроля и сегодня, мы хотим перечислить вам остальные 9 способов воровства не для того, чтобы открыть что-то новое, а указать на то, что вы, может быть, упустили.
1. Договоры шефа и бухгалтера с поставщиками (откаты)
Как это происходит: бухгалтер и повар договариваются заказывать продукцию у более дорогого поставщика, когда тот им будет, к примеру, каждый месяц перечислять сам какую-либо сумму. Сумма делится между бухгалтером и поваром.
2. Депозиты (добивание товаром на остаток депозита)
Как это узнать: заходим в журнал событий, настраиваем в фильтре событий в разделе «Работа с позициями заказа» — «Перенос позиции из заказа», «Перенос позиций в заказ», «Перенос позиций в новый заказ после пречека». Если такие события есть, да ещё и в выходной день, то смотрим номер заказа, в который перенесли блюда, далее вводим в журнале событий этот номер и ставим галочку «все события». При этом отобразятся все действия, от открытия заказа до оплаты. И если в этом списке будет строка «внесение предоплаты 5000 р.», то это как раз то над чем стоит задуматься.
3. Убеждение бухгалтерии в неправильности обсчета системой при систематичных проблемах по определенному товару в больших количествах
Как это происходит: в ресторане каждый месяц не хватает 10 кг говяжьей вырезки. На вопрос: «Что происходит? Почему каждый месяц?» Все сваливают на неудобство системы, что это она неправильно все считает
Как это узнать: Самому отследить в системе такие моменты очень сложно. Мы предлагаем вам экспертизу от Open Service. Всего за 15 000 мы проверим все ваши документы, выявим ошибки в системе учета и скажем на что обратить внимание.
Как это происходит: происходит продажа дорогой водки, а бармен пробивает по системе дешевую. Получается, когда происходит инвентаризация – на остатке выходит дорогой больше, чем дешевой. Или вообще дешевой нет, а дорогой много.
Как это узнать: зайти в iiko, посмотреть акты пересорта.
5. Удаление отпечатанных позиций (сговор с отделом приготовления)
Как это происходит: гость заказал пасту, покушал и расплатился. Официант удаляет пасту в системе, на кухне выходит «Удалено», но кухня молчит про это. Деньги за пасту делят между собой.
Как это узнать: посмотреть журнал событий, удаление отпечатанных событий, также можно посмотреть недосдачи по инвентаризации.
Как это происходит: когда официант выносит гостю сдачу с 5 000, при этом 1 000 кладет сверху, а остальные 2 500 кладет за чек или в кармашек, или еще за что-нибудь, главное, чтобы ее не было видно. Как правило, гости не совсем дураки и сами замечают то, что их хотели обмануть. Это очень неприятный момент, но в некоторых заведениях он случается.
7. Удаление доставок, по причине отказа клиента (не может быть больше 1-2 в день)
Как это происходит: курьер доставляет заказчику скажем пиццу. Заказчик расплачивается, забирает пиццу – все ок. Но курьер, говорит, что заказчик отказался от заказываемого продукта по неизвестной (или известной, то есть выдуманной) причине. По правилам, ресторан эту пиццу не может перепродать, а значит спрашивать он о ней не будет. Курьер забирает себе деньги за пиццу.
Как это узнать: каждый раз в таких случаях связываться с заказчиком, узнавать причину отказа.
Универсальная позиция говорит сама за себя.
Как это происходит: официант из стола в стол переносит позицию, например, кофе или роллы «филадельфия». При гости оплатили, потом официант отменил пречек и перенесла эту «филадельфию» в другой стол. А деньги с первого стола разделили с поваром.
Как это узнать: отслеживать в журнале событий переносы.
9. Отрезание суммы скидки и суммы со скидкой во время подачи счета клиенту
Как это происходит: официант при расчитывании стола делает ему скидку 10%/20%/30% о которой гость за столом не догадывается. На чеке выходит сначала “сумма общая”, далее пишется “сумма со скидкой”. При аккуратном удалении части “сумма со скидкой”, гость ничего не подозревая, платит общую сумму, а скидка идет официанту.
Как это узнать: событийное видеонаблюдение.
Желаем чтоб в вашем ресторане, персонал честно зарабатывал от увеличения выручки, а не от хитрости и воровства!
Воровство в ресторане. Часть 1
8 способов воровать и 8 способов остановить воровство в ресторане.
Ни для кого не секрет, что в ресторанах воруют. Воруют часто и много, если за этим не следить.
Кто-то не считает нужным следить за тем, чем и так занимаются администраторы/бухгалтера-калькуляторы и т.д. У многих просто не доходят руки, кто-то не разбирается во всех этих числах, кто-то безоговорочно доверяет сотрудникам.
«Доверяй, но проверяй!». Все мы наем эту прекрасную, а самое главное актуальную для каждого времени пословицу.
Если ты, читатель, уверен на все 100%, что в этот момент никто не делает универсальный счет или не договаривается с барменом о том самом кофе в твоем ресторане, то скорее всего эта статья тебе будет скучна и неинтересна. Что до остальных, до тех, кто уверен, но может сегодня или завтра проверит отчет закрытых столов и забитых заказов, мы хотим вам рассказать первые 8 способов воровства (да-да, на этом мы не закончим) и, самое главное, 8 способов узнать и пресечь это воровство.
1. Отмена пречека, скидки
Для того, чтобы это провернуть, у сотрудника должен быть доступ отменять пречек и устанавливать скидку.
Как это происходит:
сотрудник делает отмену пречека, устанавливает скидку, вновь распечатывает пречек. Разницу сумм берет себе, а остальное идет в кассу. Данная схема сработает с ручными скидками (без прокатки карты). Но, если у сотрудника есть доступ устанавливать скидку, скидка в 10% может легко превратиться в 25%, а разница сумм так же пойти сотруднику.
1. Смотрим журнал событий, ставим галочку у события «Добавление скидки/надбавки».
2. Если есть подозрения, то открываем OLAP-отчёт по продажам, составляем отчёт.
3. Анализируем кол-во приходов гостя по одной карте. Может по факту он и не ходит к вам так часто, а в отчёте 3 раза в выходной день приходил. Также можно увидеть противоречие заказов. Настоящий Гость вроде всегда обедать приходит, не пьёт, а тут скидку сделали вечером на алкоголь. В конце концов гостю можно просто позвонить и спросить был ли он, скажем, вчера.
2. Универсальный счет
Название говорит само за себя. Универсальный счет – счет, в котором позиции от столика к столику не меняются. Такие универсальные пречеки можно подготовить в течение нескольких дней для таких позиций как кофе, пиво, чай, «филадельфия», бизнес ланч. Также можно использовать и наиболее повторяющиеся комбинации блюд.
Как это происходит:
Если официант не хочет делиться с барменом, то надо просто зайти в красный стол с распечатанным пречеком, отменить его и нажать печатать повторно (ситуация, если использует карту, либо пин- код администратора или на его карте есть право «Распечатывать блюда повторно» (см. « Права доступа»). Обращаю внимание, что на фишке у бармена будет крупными буквами написано ПОВТОРНАЯ ПЕЧАТЬ БЛЮДА. И если бармен все-таки наливал кофе и после этой фразы ничего не заподозрил, то это значит, что у него не хватает опыта понять, что что-то идет не так.
Есть постоянники, которые вообще заказывают всегда одно и то же, для них тоже будет приготовлен их, можно сказать, именной пречек. Останется только с поварами договориться.
Эта система работает только в режиме фаст-фуд.
Как это происходит:
При забити заказа (2 бургера, 1 кола и картошка фри), сотрудник озвучивает конечную сумму в 500 рублей, при этом тут же удаляя одну из позиций. Сотрудник должен быть в заговоре с поваром и при озвучить ему заказ правильно (как заказал гость), а не как провел по кассе (без 1 бургера, к примеру). Разница суммы от 1 бургера уходит сотрудникам заведения.
В программе iiko это можно отследить в журнале событий.
Как это происходит:
Бармен заносит в стоп-лист имеющиеся позиции в инвентаризации. При продаже количество позиций уменьшается и отражается в фронте. Таким образом бармен всегда видит расчетные остатки системы и, если фактическое количество превышает расчетное, может использовать это в своих целях.
Отслеживать стоп-лист, чтобы все меню не было занесено в него (стоп-лист).
Как это происходит:
Официант принимает заказ, вбивает его на телефоне, фишки появляются на кухне и в баре, все идет как обычно. Когда приходит время оплачивать счет, официант не подает гостю напечатанный пречек, а показывает сумму на экране телефона, что никак не отображается в системе. Далее сотрудник забирает наличные за счет себе и отменяет пречек на фронте.
Журнал событий, посмотреть потенциально опасные операции – отмена пречека и удаление позиций.
Как это происходит:
Если в заведении никто не контролирует закрытие столов в конце смены, то сотрудник может переносить стол изо дня в день. При этом, когда этот стол был открыт, счет с него пошел сотруднику в карман.
Запретить данную операцию (оставлять открытыми столы) и проверять это лично.
7. Бухгалтеры (изменение ТТК перед инвентаризацией)
Как это происходит:
При анализе инвентаризации бухгалтер-калькулятор видит расхождение. Чтобы уменьшить сумму расхождений, он может задним числом изменить технологическую карту. Соответственно кол-во продукта будет изменено и система пересчитает итог инвентаризации. Если они в заговоре с повором, они могут вынести продукты.
— если в течение месяца идет редактирование тех карты, то чаще всего проверяется корректность ее и в этом случае все хорошо;
— если после инвентаризации бухгалтер сел сразу что-то подгонять, то скорей всего он решил что-то быстро подогнать.
8. Акт списания (хозы, питание) перед инвентаризацией
Как этот происходит:
После проведения инвентаризации по ее итогам мы видим излишки товара. Чтобы их убрать, бухгалтер-калькулятор может их отнести к статьям порчи, питание сотрудников и т.д. Иногда, это нормально, если не идет в больших объемах. Но если остается в плюсе 3-5 тушек курицы, то бухгалтер-калькулятор может разделить добычу с поваром и унести домой.
Смотреть сумму расхода питания персонала, порчи и т.д.
Удаление неотпечатанных позиций в айке что это значит
Способов воровать из кассы, бара или кухни очень много, а бороться с фродом в ресторане помогут IT-инструменты, которые, скорее всего, уже есть в вашем заведении
1. Проверьте и донастройте права и зоны ответственности всех сотрудников в системе автоматизации: излишние права стоит запретить, а зоны ответственности ограничить в соответствии с кругом обязанностей. Тонкость в том, что в iiko есть очевидные права, которые самодостаточно разрешают или запрещают доступ к понятной функции, а есть целые комбинации прав, которые могут привести к злоупотреблениям. Поэтому лучше проконсультироваться со специалистами.
2. Научитесь работать с журналом событий системы и, самое главное, делайте это регулярно.
Также как и с правами, здесь есть ряд очевидных действий, которые могут привести к возвратам чека, оплатам заказов типами оплаты без выручки, так и неочевидные комбинации нескольких действий. Например, удаление не отпечатанных позиций в фастфуде, или отмена пречека с последующим удалением или переносом позиций заказа в ресторане.
Между тем нужно понимать: не все опасные операции приводят к махинациям и нельзя их просто взять и запретить. Иначе, придется круглосуточно находиться в заведении самому и постоянно бегать к кассе за подтверждением.
Важно не запрещать операции, а следить за динамикой их объема. Например, если три кассира работают одинаково, но у одного из них стало расти количество и сумма удалений неотпечатанных позиций — значит, он либо стал часто ошибаться или халтурить, и его надо обучить или уволить, либо он на этом ворует выручку, и по нему, опять же, требуется принять решение.
3. Установите инструменты оперативного контроля работы заведения: программы для онлайн слежения за показателями продаж и опасными операциями типа iikoMonitoring Mobile, Giftoman и видеонаблюдение, которое поможет задним числом определить, какие действия на кассе и, самое главное, кто совершал.
Замечаю ошибки и баги в уже внедренной системе автоматизации
Почему система может сбоить и «капризничать»? Потому что она не статичная и требует детальной и, это ключевой момент, профессиональной настройки и обслуживания.
Причина номер один — неполноценный учет из-за недостаточных знаний персонала о возможностях системы. Что делать? Пройти дополнительные курсы обучения по интересующим темам с практической частью на уже работающей платформе предприятия.
Вторая причина — ошибки учета из-за недостаточного опыта работы с системой. Здесь тоже поможет обучение с проведением аудита корректности работы с системой при помощи внешних компетентных специалистов.
Вызывать баги и сбои могут и реальные программные ошибки системы. В этом случае нужно обратиться к дилеру за локализацией и устранением ошибок как его силами, так и силами разработчика. Получить исправление ошибок можно в рамках внедрения или уже сопровождения.
Наконец, мешать нормальной работе может низкое качество внедрения. Тут рецепт такой: обратиться к своему или другому, если свой не устраивает, дилеру за доведением этапа внедрения до удовлетворительного состояния системы.
Не понимаю всех возможностей системы автоматизации
Система автоматизации ресторанного или гостиничного бизнеса — большое здание с десятками коридоров, секретных лестниц и тайных комнат. Чем больше вы знаете о ее архитектуре, тем эффективней можете применять.
Для получения информации о возможностях системы есть множество путей:
Подписаться и просматривать видео- и инфо-каналы с вебинарами, роликами и прочими статьями, как от самого разработчика, так и от вашего или иного дилера. Например, в блоге компании ARBUS.
Стать получателем рассылки, в которой мы регулярно рассказываем о новых и хорошо забытых старых возможностях системы.
Изучать возможности системы самостоятельно по общедоступным руководствам пользователя.
Пользоваться встроенной справкой. Для этого нужно нажать на значок вопроса (вставить иконку) в любом, даже доселе неведомом уголке iikoOffice.
Обратиться за удаленной или выездной консультацией/презентацией к вашему дилеру
Применять метод «тыка». За починкой последствий обратиться потом в техническую поддержку вашего дилера.
Штрафы от гос. структур
Чтобы не иметь неприятностей с государственными инстанциями, рекомендуем внимательно почитать полезные статьи экспертов ARBUS и сразу начать применять рекомендации:
Не включается кассовый терминал
Эта проблема довольно распространенная, и в половине случаев ее легко устранить самостоятельно. Для этого прежде всего узнайте, что у вас за терминал:
Уточните модель терминала и монитора. Она обычно написана на самом устройстве сбоку, сзади или снизу на специальной наклейке-шильдике. Это знание поможет техподдержке гораздо быстрее помочь вам, если сами не справитесь.
Вторым шагом проверьте лампочки-индикаторы питания: на мониторе, на блоке питания, на системном блоке. Если они где-то есть и не горят, значит, туда не поступает питание.
Убедитесь, что все провода вставлены:
Для моноблока: от блока питания к терминалу, от розетки к блоку питания, вилка в розетке.
Для модульного терминала: от розетки к системному блоку, от системного блока к монитору, от розетки к монитору. Бывают мониторы с отдельным блоком питания, как у моноблока.
Проверьте, используется ли источник бесперебойного питания (ИБП).
Если да, надо выяснить, подключены ли к нему провода от терминала или монитора, подключен ли он сам к розетке и включен ли он.
Если все проверки не помогли, придется звонить в техническую поддержку. Будьте готовы сообщить добытую ранее информацию по модели и конфигурации вашего терминала, а также физически помогать специалисту в локализации проблемы.
Не загружается операционная система на компьютере
Если кассовый терминал или офисный компьютер физически работает, а при запуске на мониторе не появляется ожидаемый рабочий стол или программа, у вас проблема. Можно попробовать решить ее самостоятельно:
Попробуйте выключить компьютер не из розетки, а однократным нажатием кнопки включения, а затем включить. Возможно, проблема пропадет сама. Если нет, идем дальше.
Присмотритесь к непонятным надписям на экране, если они есть. Возможно, там написано, что необходимо сделать:подключить клавиатуру и нажать Y, например. Если не понятно, фотографируем для техподдержки экран и действуем дальше.
Обратитесь к специалистам и будьте готовы физически помогать в локализации и устранении проблемы, если это будет возможно сделать удаленно по советам профессионалов.
Касса потеряла связь с сервером
Полезно знать, что касса может жить без связи 24 часа. Поэтому мы рекомендуем проверить все провода, особенно сетевые кабели. Если не заработало, то лучше дождаться окончания запары или бизнес-ланчей и потом написать сообщение в ARBUS.
Не работают сервисы, привязанные к кассе: Яндекс.Еда, Plazius и подобные
Не печатаются чеки
Если кассовый аппарат не желает выдавать чеки, в большинстве случаев проблему можно решить самостоятельно Это займет пару минут.
Проверьте, есть ли связь принтера и терминала. Может, интерфейсный кабель отпал.
Перезагрузите все что можно, даже сетевые коммутаторы, роутеры
Убедитесь, что фискальный регистратор исправен, посмотрите, не горят ли лампочки с ошибкой Error и т.п.
Замените рулон чековой ленты и проверьте правильность установки рулона. Бывает, сотрудники путают чековую ленту для термопечати и стандартную ленту, или ставят наоборот.
Попробуйте взять другой блок питания и кабель от точно такого же принтера.
Не выходят сервис-чеки в баре или на кухне
И не забудьте после восстановления работоспособности сверить кассу.
Чеки не уходят в ОФД, ФНС
Если вы увидели, что чеки не отправляются в регулирующие органы, следует выполнить несколько простых действий:
Проверить, есть ли оплата в личном кабинете ОФД. Возможно, истекла подписка.
Убедиться в наличии доступа к интернету вашей онлайн-кассы.
Если меняли ФН недавно, уточнить, что вы не забыли изменить номер в личном кабинете ОФД.
Проверить корректность введеных данных подключения к ОФД в настройках ККТ, адрес ОФД и тип подключения для отправки данных: канал EoU у «Атол» или RnDiS у «Штриха», например.
Узнать, не блокирует ли ваша сеть доступы в интернет онлайн кассы (например, порты 7777, 21101, 80).
Чекнуть состояние кассы в ФНС: вдруг она снята с учета или заблокирована по какой-то причине.
Позвонить в поддержку оператора ОФД и уточнить, видит ли их сервер вашу кассу.
Закончился срок службы ФН
Кончено, мы за то, чтобы озаботиться обновлением ФН заранее, но если вы упустили этот момент, сразу нужно:
Сделать заявку на замену ФН.
Уточнить модель ФН под вашу СНО.
Перевести кассу в нефискальный режим работы, если вы готовы потом делать чеки коррекции и ответить налоговой о причинах работы в этом режиме.
Заменить на резервный ФР.
Оперативно закрыть архив ФН, поставить новую ФН, провести перерегистрацию на кассе с помощью утилиты или драйвера производителя вашей кассы.
Обратиться в поддержку производителя вашей кассы.
Обратиться в поддержку ОФД вашей кассы за оперативной заменой ФН
Залили ККТ или POS-оборудование
Не выгружаются данные в ЕГАИС
Убедиться в работоспособности УТМ.
Проверить работу интернета, сети.
Чекнуть рутокен на предмет истечения сертификата.
Просмотреть сам документ, его логи на предмет ошибок.
Не закрывается кассовая смена
Бывает так: пора домой, а кассовая смена не желает закрываться и отпускать. Причин такого трудоголизма может быть несколько, при чем система автоматизации почти 100% укажет вам ее.
Причиной могут быть незакрытые заказы в зале. Закройте или удалите их согласно принятому порядку в вашей организации.
Трудности могут возникнуть с фискальным регистратором. Это самый разновариантный случай. Какие-то неполадки вы можете устранить самостоятельно, а по каким-то придется звонить в техподдержку. Вот они варианты устранения проблем с ФР:
Проверить включен ли ФР вообще. Если выключен, то выключить кассовый терминал, затем включить ФР, затем включить кассовый терминал.
Перезагрузить только сам ФР: выключить, затем включить.
Посмотреть, горит ли лампочка Error. Если да, нужно открыть крышку ФР, заменить рулон чековой ленты, удалить видимые застрявшие кусочки бумаги, закрыть крышку ФР.
Если ничего из не помогает, нужно обратиться в техническую поддержку.
Не работает система лояльности
Гости очень огорчаются, если им не начисляются скидки/бонусы или они не могут воспользоваться уже накопленными привилегиями. Ситуацию нужно решать быстро.
Для начала уточните на каком продукте настроена программа лояльности. Если это iikocard:
Проверьте правильность настройки программы и соответствие категорий гостей, которым должны быть предоставлены скидки или бонусы.
Убедитесь, принадлежит ли гость к нужной категории.
Проверьте настройку типов оплаты в бэк-офисе.
Обратитесь в техподдержку за помощью в настройках.
Если вы работаете с Prime-hill, алгоритм такой:
Если у вас включена динамическая нумерация карт, попробуйте обновить карту гостя. Для этого попросите гостя перевернуть карту на информационную сторону и потянуть вниз.
Проверьте наличие лицензии PaymentAPI. Для этого в бэк-офисе зайдите в раздел «Помощь», затем «О программе». В списке подключенных лицензий должна быть лицензия PaymentAPI. Если лицензии в списке нет, обратитесь к своему дилеру для подключения лицензии. Не забывайте своевременно оплачивать лицензию.
Проверьте настройку типов оплаты в бэк-офисе.
Тема: Как воровать на iiko? Оказывается легко!
Опции темы
Отображение
Как воровать на iiko? Оказывается легко!
В ресторане автоматизированном на iiko официанты за 2 года украли 5 000 000 рублей.
Похоже на желтый заголовок, правда?
Но нет. На сайте одного из дилеров айки висит рассказ о том как официанты воровали (банальным кстати способом) и никто из управленцев ресторана этого не замечал до тех пор пока не провели платный (нормально так, платный) аудит отчетов программы.
Возникают вопросы:
1. Пользователь сам не может корректно настроить права потому что это сильно сложно?
2. В айко на столько все плохо с отчетами что клиент за 2 года работы не увидел сам (без посторонней подсказки) ничего такого, что в нормальном софте просто бросается в глаза сразу и видно в элементарных отчетах?
3. Цифры в складском учете айки на столько не прозрачны или их настолько просто запутать что никто не обращал внимание на недостачи?
А поделитесь ссылкой на рассказ, пожалуйста.
А оказывается ни чем не лучше Ркипера. Да еще и права можно гибко настраивать. Ну это уж совсем бардак. Рай для воровства.
Но все равно ничто не сравнится, с выключением по питанию RK6 на DOS, с локальным кассовым сервером при пробитии чека)
1 пользователь сказал cпасибо banch за это полезное сообщение: :
На пиратской 6.49 этой настройки не было )
В ресторане автоматизированном на iiko официанты за 2 года украли 5 000 000 рублей.
Похоже на желтый заголовок, правда?
Но нет. На сайте одного из дилеров айки висит рассказ о том как официанты воровали (банальным кстати способом) и никто из управленцев ресторана этого не замечал до тех пор пока не провели платный (нормально так, платный) аудит отчетов программы.
Возникают вопросы:
1. Пользователь сам не может корректно настроить права потому что это сильно сложно?
2. В айко на столько все плохо с отчетами что клиент за 2 года работы не увидел сам (без посторонней подсказки) ничего такого, что в нормальном софте просто бросается в глаза сразу и видно в элементарных отчетах?
3. Цифры в складском учете айки на столько не прозрачны или их настолько просто запутать что никто не обращал внимание на недостачи?
1. Настройка прав доступа максимально проста и понятна даже тому, чьи интеллектуальные способности стремятся к нулю.
2. Кого мы называем в данном случае клиентом? Управляющего? Директора? Учредителя? Давайте разбираться.
3. Схема может быть гораздо глубже хотя и является крайне банальной. Коль пошла такая пьянка, то и кухню надо проверять. 100% были связки с поварами, су-шефами, а то и самим шеф-поваром.