Учимся думать что это такое
Как увеличить силу своего мозга и научиться нестандартно мыслить
«Неграмотными людьми 21-го века будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не может учиться и переучиваться».
Элвин Тоффлер
Это означает, что сосредоточившись лишь на своих сильных сторонах, ты рискуешь переоценить собственные силы и потерпеть неудачу. К тому же в этот момент есть риск забыть о своих слабостях, над которыми также необходимо работать. Сегодня мы поговорим о том, как беспрестанно и эффективно можно развивать свой мозг.
1. Необходимо мыслить по-разному, чтобы мозг оставался активен
Твой мозг мыслит по-разному в зависимости от задачи, которую ему необходимо решить. Ведь в зависимости от конкретного случая, один тип мышления может оказаться гораздо эффективнее, чем другой. Используя лишь один тип мышления, ты рискуешь начать смотреть на мир очень узко и однобоко.
Эдвард де Боно создал метод «Шесть мыслящих шляп». Психолог считает, что мы должны бросать вызов нашему мозгу, чтобы найти самое эффективное решение. Ты должен учиться думать, используя каждый тип мышления, чтобы развить свой мозг: например, полагаясь не только на дедукцию, но и на инстинкты, критическое суждение, интуицию, анализ. Выбрав правильный тип мышления, активность мозга резко возрастает.
Теория о том, что для мыслительной деятельности мы пользуемся лишь одним полушарием, абсурдна, ведь для этого нам необходим весь мозг целиком.
«Мозг по своей сути является цельным».
Эд Херрманн
Нейроны по всему мозгу взаимосвязаны, и во время мыслительной деятельности он полностью активен.
В своей книге «Целостная работа мозга» Эд Херрманн и его дочь Энн описывают четыре основных стиля мышления, которыми руководствуется человек: администратор, болтун, решающий проблемы проблем, мечтатель. И все они соответствуют четырем квадрантам мозга. Большинство людей думает, что доминирует только одна.
Некоторые из нас склонны сосредоточиться на общей картине, чтобы найти нужные ответы; другие ищут подсказки в деталях: мышление каждого из нас индивидуально. Художник мыслит по-своему, детектив — иначе; поэты и философы также выработали индивидуальный тип мышления. Но что, если бы ты смог взять на вооружение тип мышления каждого из этих людей?
2. Детективы используют логику и дедукцию
«Я считаю, что мозг человека изначально похож на маленький пустой чердак, и вы должны заставить его такой мебелью, какую сами выберете».
Шерлок Холмс
Детективы в своей работе полагаются на внимательность, наблюдение и логику. Их разум должен всегда оставаться открытым для чистоты суждений, и эти люди учатся не судить, а наблюдать.
Мария Конникова — автор книги «Мастер разума: думать, как Шерлок Холмс» — объясняет, как осознанность помогла известному детективу фокусировал внимание на действительно важных деталях. Холмс наблюдал факты без каких-либо предубеждений. Детектив концентрировался на поиске связей и анализе всего, что он видел. Он применял принципы дедуктивного рассуждения.
Д-р Джеймс сказал: «Что такое детективная история? Это не убийство, а восстановление порядка». Порой тебе придется делать шаг назад, для того чтобы понять природу определенных явлений, закономерность поведения людей, причину их поступков. Чтобы мыслить как детектив, научись делать следующее:
1) Наблюдай, не судя.
2) Запиши свою гипотезу.
3) Вернись назад и позволь своему разуму создавать связь между событиями и фактами.
4) Помни о своих собственных предубеждениях.
5) Подтверди свою гипотезу строгостью, фактами и объективностью.
3. Философы — мастера вопросов
«Если вы не можете просто объяснить что-то, вы не понимаете это достаточно хорошо».
Альберт Эйнштейн
Философы, в отличие от детективов, пытаются не раскрыть преступление, а хотят понять, зачем оно было совершено. Они ищут ответы на такие абстрактные вопросы, как: «Что такое свобода?» или «Что значит жить?». Философы не боятся бросать вызов своему мозгу, начав мыслить в иной плоскости, нежели большинство людей. Каждый из нас может стать жертвой собственных стереотипов, ведь наш мозг поддерживает ту идею, с которой знаком.
В мире философии не столь важно уметь находить ответы, но необходимо правильно задавать вопросы, чтобы в итоге добраться до истины, до первоначального замысла.
Чтобы развить свой мозг в этом направлении, делай следующее:
1) Не принимай ничего как обыденное
2) Используй свой ежедневный опыт как стимул, чтобы бросить вызов своим убеждениям
3) Определи слабость в аргументе и используй ее
4) Попытайся изменить проблему перед ее решением
5) Постоянно изучай новые взгляды и гипотезы
4. Скульптор избавляется от ненужного, чтобы явить миру саму суть
«Я увидел ангела в мраморе и вырезал, пока не освободил его»
Микеланджело
Скульпторы наблюдают, но не объект, а то, во что его можно превратить. Эти люди видят не просто кусок мрамора или брус дерева, а ангела, прекрасную деву или мифическое животное. Их задача — избавляться от ненужных деталей для того, чтобы создать нечто прекрасное, извлечь суть предмета.
Микеланджело сказал: «У каждого камня есть статуя внутри него, и задача скульптора — открыть ее».
Скульптор смотрит под разными углами на камень, чтобы превратить его в шедевр. Он смотрит вглубь, умеет видеть целую картину в чем-то, на первый взгляд, уродливом. Так и ты должен научиться смотреть в глубь вещей, искать истинную суть, а не полагаться на то, что видишь глазами.
Чтобы уметь видеть суть, ты должен делать следующее:
1)Посмотри на возможности, а не на реальность
2)Сосредоточься на устранении ненужного
3)Не работай над деталям, прежде чем поймешь «сущность»
4)Извлекай необычное из общего
5. Журналисты скептичны и любознательны
«Если ваша мама говорит, что любит вас, получите подтверждение от по крайней мере двух независимых источников, прежде чем поверить ей».
Аноним
Журналисты ищут источники для проверки любых фактов. Ленивый будет довольствоваться двумя — профессионал опросит десяток человек, чтобы сделать какой-либо вывод. Журналистов обучают задавать вопросы, быть более любознательными, чем любой человек.
«Постепенно я понял, что люди будут легче глотать ложь, чем истину, как если бы вкус лжи был домашним, аппетитным».
Марта Геллхорн
Работа журналиста крайне сложна, и эти люди сталкиваются с постоянной конкуренцией. Поэтому, сообщая миру очередные новости, профессионалы хотят полагаться на факты, чтобы их сенсация не стала очередной желтухой. Поиск истины требует скептицизма и любознательности.
Чтобы мыслить как журналист:
1)Не опирайся на первые результаты поисков
2)Ищи различные источники, особенно противоположные
3)Никогда не доверяй своим источникам, сомневайся в них снова и снова
4)Факты — это не история. Есть много фактов, но только одна основная история
5)Твоя репутация — это все. Не рискуй ей для кратковременной славы
6. Писатели описывают то, что делают другие
«Когда уму недостаточно картин, он изобретает свои собственные».
Гэри Снайдер
Поэты думают образами, а не словами. Творчество писателя — это разговор со своим разумом, поиск решения на многие вопросы. Ты придумываешь ситуацию, а затем пытаешься найти из нее разумный выход. Работа писателя редко начинается с конечной идеи — обычно это процесс творчества, в котором мысли приходят в момент работы, есть лишь некий скелет одной великой идеи, на который автор нанизывает мысли.
Автор заставляет слова не просто передавать мысль, а создает в голове читателя образы, картины, заставляет думать и мыслить. Любопытство, воображение и желание придумать что-то новое могут дать твоему мозгу небывалые возможности и перспективы.
Чтобы мыслить как поэт:
1) Мысли образами, а не словами
2) Играй со звуками, рифмами и сумасшедшими образами
3) Экспериментируй со словами
4) Освободи себя; посещай необычные места, в которых раньше не был
5) Потрать время, чтобы сделать паузу и наблюдать
«Предшкольная пора»: год до школы. Учимся думать, рассуждать, фантазировать
УМК «Предшкольная пора» создан под руководством Натальи Федоровны Виноградовой, и преемственным является комплект «Начальная школа XXI века». Но «Предшкольная пора» универсальна, и ребенок может спокойно переходить к другому комплекту в начальной школе.
Автор первой и второй тетрадей серии «Учимся думать» — Нина Гавриловна Салмина, ученица знаменитого психолога и автора оригинального направления в детской и педагогической психологии Даниила Эльконина. Ее научные труды были посвящены развитию предпосылок логического мышления.
На этапе подготовки ребенка к школе должны быть развиты логические операции, которые будет очень трудно развивать в другом возрасте:
В каждой тетради есть методические рекомендации для педагогов, вырезной материал, задания и набор стикеров.
Тетрадь 1. «Учимся думать. Что это такое?»
Выделяем знаки, определяем признаки предметов
Пособие начинается с раздела «Выделение признаков». В заданиях нужно определить принадлежность предметов и классифицировать их, а педагог может дополнительно предложить перечислить устно еще несколько явлений, вещей или предметов, которые можно отнести к каждой категории.
Следующий вид заданий — определить, из какого материала состоят вещи. В тетради каждый материал соотносится с определенным цветом. Если ребенок понимает, что, например, лезвия ножниц сделаны из металла, а их ручки — из пластика, то он может раскрасить трилистник двумя цветами: серым, который обозначает металл, и розовым — пластик.
Пропедевтика геометрии, математики. Выложи дорожку — задание, в котором ребенок будет подбирать по размеру вырезанные из бумаги блоки. Второй вариант задания более сложен. И тут есть два варианта выполнения:
Посчитать, какое количество длинных, средних и коротких блоков понадобится для всей дорожки.
В ходе выполнения работы ребенок может заметить, что две маленьких дорожки — это одна средняя, а две средних — одна большая. Еще одна длинная может состоять из одной средней и двух коротких дорожек, или из четырех коротких дорожек.
Работаем в системе фигуро-фоновых отношений
Первый тип задания: определяем, сколько раз в рисунке встретились желтые треугольники и закрашиваем желтым карандашом такое же количество треугольников. Так же поступаем и с другими фигурами.
Второй тип задания: цвет не имеет значения, ориентируемся только на геометрическую фигуру. Здесь клеток, конечно же, будет закрашено больше.
Оба задания выполнять подряд детям будет неинтересно — слишком монотонно. Лучше разбить этот блок на два занятия или разделить ребят на группы: мальчики закрашивают один тип фигур, девочки — другой.
В следующем упражнении попробуем определить, сколько всего фигур определенной формы спряталось на картинке. Снова не обращаем внимания на цвет, нам важна только конфигурация.
Совет: поинтересуйтесь у ребенка, когда он выполнит задание, сколько всего красных кругов на картинке? на сколько красных кругов меньше, чем желтых?
Задания таких типов есть и в первой тетради «Что это такое?» и во второй — «Что за чем следует?». Фигуро-фоновые отношения — тема, которая сопровождает детей на протяжении всех лет обучения в школе, причем не только на математических предметах. Поэтому разделу стоит уделить большое внимание.
В начальной школе многим ученикам сложно ориентироваться на листе клетчатой бумаги. Найти правый верхний угол, левый нижний угол и т.д. порой бывает непросто. Для того чтобы ребенок мог до школы научиться ориентироваться в пространстве, мы предлагаем выполнить увлекательные задания с наклейками.
– Где находится матрешка?
– В верхнем правом углу.
Затем задание усложняется, каждый сектор делится пополам.
Поиск фрагмента и определение целой фигуры — очень хорошая дидактическая игра. Таких заданий в тетради много. Как и в других типах, есть более сложные и более простые примеры. Важно сделать эту игру наглядной, прикладной. Педагог может вырезать фигуры из цветного картона, а ребенок будет подбирать их. Простые манипуляции с подбором «живых» фигур помогут ему ориентироваться в построении, в подборе части к целому.
Сравниваем предметы
В таких типах заданий ребенок оказывается в ситуации выбора: можно сказать, например, что на обеих картинках нарисованы часы, которые сделаны из одного материала, а есть еще вариант — сравнить их размеры, указать, что одни часы настенные, а другие — наручные.
Усложняем предыдущие задания. Для сравнения предлагается уже не два, а три предмета. Снова ориентируемся на условные обозначения, но теперь их больше: температура, фигуры, цвет, размер.
Определяем предмет по совокупности признаков. Задание непростое. Все предметы разделены по цветам — это некий отвлекающий фактор, в дополнение к этому, ребенку для начала предстоит разобраться, какие условные обозначения здесь присутствуют.
Изучаем взаимно-однозначные соответствия множеств
Учимся выделять признаки
Продолжаем работать с условными обозначениями. С помощью забавных подсказок в игровой форме объясняем ребенку, какую фигуру нужно нарисовать. Фокусник положил фигуры в волшебный мешочек, изменил форму и цвет фигур. Сначала определяем с помощью условных обозначений, какая фигура получилась, когда фокусник достал ее из мешка, а потом придумываем условные обозначения сами, ориентируясь на получившиеся фигуры.
Когда дети научатся менять цвет, форму и размер, им предлагается задание более сложного уровня. Паровозик везет вагончики с разноцветными фигурами разной формы. Затем меняет направление. Здесь важно усвоить, что алгоритм выстраивается от самого паровоза. Так удобнее запоминать расположение вагончиков и сразу становится понятно, какому вагону соответствует определенная геометрическая форма.
Воспроизводим серию по заданному порядку
Как известно, работа со схемами и моделями — основа развития наглядно-образного и логического мышления. Разбираем серию: курочка и цыплята. Угадываем схему: длинная полоска — курочка, короткие — цыплята.
Задание носит не только наглядно-образный характер — педагогу будет легко переключиться и на математический лад: сколько всего куриц? сколько цыплят? кто стоит четвертым по счету? кого больше: цыплят или куриц? на сколько цыплят больше, чем куриц? сколько семей идет?
По такому же принципу выполним задание с семейством зайчиков.
Совет: стикеры лучше не приклеивать сразу. Сначала просто вырежьте и приложите их к клеткам. Так можно перемещать картинки до тех пор, пока не найдется правильное решение.
Повторяем серию предметов в соответствии с заданным порядком
На примере сказки «Репка» разбираемся с понятием серии.
Находим предмет при повороте
Мишка и качели, Феи — все эти задания показывают ребенку, что если объекты расположены в определенном порядке, то даже при повороте они будут выстроены таким же образом.
Выстраиваем ряд из выделенных групп
Какие навыки отрабатываем?
Для того чтобы определить цвет каждой прозрачной рыбки, смотрим и сравниваем, в каком порядке они плыли изначально.
Рыбок можно вырезать из цветного картона и переворачивать на серый фон, а ребенок будет определять, какого цвета должна быть рыбка. Можно менять цвета, усложнять, предлагать определить цвет у большего количества рыбок.
Ребенок проходит путь, показанный в схеме. Сначала дается базовое задание, затем оно усложняется и ему предлагается нарисовать более сложную схему с бОльшим количеством элементов.
Загляните на платформу LECTA — здесь можно приобрести методическое пособие по программе «Предшкольная пора», соответствующее бумажному варианту, в электронном виде. Это удобно и стоит дешевле!
Курсы по дошкольному и начальному образованию — необходимая база в портфолио педагога, деятельность которого связана с дошкольниками и младшеклассниками. Выберите подходящую тему и занимайтесь в удобное время онлайн.
«Как научиться думать»: три базовых момента
Очевидно, что учат этому далеко не везде. Как минимум, делают акцент не на этом навыке, а на отдельных методах и дисциплинах. Хотя, для занятий последними, да и для принятия решений на работе и в быту, базовая «ментальная гигиена» точно не повредит. Поговорим о ней в нашем материале и обсудим «матчасть», гибкую «оптику» и вспомогательные инструменты.
Фотография: Roman Bilik. Источник: Unsplash.com
Знайте «матчасть»
Для того, чтобы эффективно размышлять, недостаточно простого желания, упорства и стремления к совершенству. Все эти качества пригодятся, но для основательной прокачки мыслительных способностей, как и в случае с другими навыками, нужен системный подход.
Первое, с чем мы предложили бы познакомиться, это — когнитивные искажения. Они представляют собой «продукт» эволюционно формирующегося поведения и в некоторых случаях даже помогают адаптироваться к различным условиям существования. Но так бывает далеко не всегда — результат по большей части зависит от того, какие искажения мы замечаем, как с ними работаем и осознаем ли сам факт их присутствия в ходе мыслительного процесса.
Как говорит Билл Гейтс: «чем больше изучаешь тему, тем крепче становится фундамент для новых знаний, плюс — повышается связность уже имеющейся информации».
Знать и разбираться в когнитивных искажениях [КИ] стоит еще и потому, что в запущенных ситуациях они могут приводить и к неприятным эффектам — например, незаметно перестраивать наши воспоминания в угоду той или иной проблеме эмоционального или иного характера и дестабилизировать психику [подобными кейсами занимаются когнитивные психотерапевты].
В общем случае очень важно помнить о том, что за один присест все искажения охватить не получится. Их изучение стоит дозировать, сделать регулярным и по мере знакомства с отдельными типами КИ — вспоминать и анализировать собственный жизненный опыт.
Наиболее известными КИ являются эффект Даннинга — Крюгера, иллюстрирующий неспособность низкоквалифицированных специалистов осознавать свои ошибки; «проклятие знания» — близкое КИ, объясняющее, почему более информированные люди скорее всего не смогут точно прогнозировать действия менее информированных; и «нога в двери», которым часто, но весьма неумело пользуются телефонные спамеры.
Противоположную сторону занимают ментальные модели. Они помогают разбираться в устройстве мира, приоритизировать задачи, взвешивать аргументы в ходе размышлений и противостоять когнитивным искажениям. Изучение существующих и разработка собственных ментальных моделей — процесс, фактически продолжающийся на протяжении всей жизни, поэтому важно понимать степень их сбалансированности и уметь подбирать их по ситуации.
Матрица НАСА для оценки рисков в зависимости от возможных последствий и вероятности наступления событий; фреймворки GOFER и DECIDE, описывающие базовые алгоритмы для принятия решений; и реверс-инжиниринг вероятных проблем в формате pre-mortem — одни из наиболее заметных примеров ментальных моделей.
Различайте «грабли»
По мере того, как вы знакомитесь с большим числом когнитивных искажений, у вас остается все меньше предлогов, чтобы не замечать их в повседневной жизни, рабочих и учебных делах. Количество изученных ментальных моделей, в свою очередь, постепенно переходит в качество, а именно — гибкость мышления. Аналогичным образом и эмоциональная реакция на происходящее вокруг становится более контролируемой и не отвлекает в ходе раздумий.
В итоге вы различаете возможные упущения, уходите от односторонних суждений и можете позволить себе думать о том, как вы думаете, а главное — делаете это легче. Такое состояние называют метакогнитивной осведомленностью и связывают ее с использованием вспомогательных инструментов, позволяющих осуществлять «сборку самолета на лету», «мыть автомобиль, не выходя из него» и практиковать так называемое «second level thinking».
Не усложняйте
Сложные инструменты для ведения дел и заметок часто ведут в сторону бесконечной настройки, установки обновлений и организации календарей, бордов и to-do-листов. В определенных случаях и в рамках конкретных проектов — во всех этих действительно есть смысл, но если от усложнения инструментов можно отказаться без потерь с точки зрения результатов, стоит так и поступить. Иначе они просто перетянут внимание на себя. Есть даже похожее когнитивное искажение, связанное с поиском информации ради самого поиска, который обычно не дает видимого результата и не влияет на мыслительный процесс и принятие решений.
Если не учитывать условный молескин и приложения для ведения заметок, вам могут пригодиться карточки для запоминания или соответствующий софт, позволяющий постепенно изучать матчасть и поддерживать знания о множестве когнитивных искажений и ментальных моделей без заучивания их наизусть. Это возможно за счет интервальных повторений — системы Лейтнера, учитывающей «кривую Эббингауза», а именно то, как мы забываем информацию.
Фотография: strichpunkt. Источник: Pixabay
Помимо тренажеров для изучения нового и укрепления памяти — есть похожие «карточные» системы для развития творческого аспекта мышления и использования максимально простых ментальных моделей, способствующих креативу. Одна из таких систем называется «Oblique Strategies». Ее разработали в начале 70-х художник Питер Шмидт и музыкант Брайан Ино.
Вышло более шести редакций карточек, некоторые — в виде небольших партий со специальным оформлением. Но сегодня есть и веб-версии с генераторами случайных карт из этой серии и даже версия для голосового ассистента Alexa, плюс — всевозможные аналоги вроде идей для стартапов и рекомендаций для предпринимателей. Что интересно, «Oblique Strategies» неоднократно упоминали в поп-культуре — отсылки к ним есть в творчестве R.E.M., независимых фильмах и комиксах.
Еще один инструмент, на который мы хотели бы обратить ваше внимание, это — профессиональные онлайн-сообщества и их интерактивная часть, где пользователи могут делиться мнениями и ходом своих мыслей. С точки зрения прокачки когнитивных навыков, референсы — в виде комментариев других участников дискуссии — помогут научиться быстрее отслеживать как чужие, так и свои когнитивные искажения, задумываться о том, что вызывает у вас ту или иную реакцию и анализировать свою аргументацию в ответ на замечания.
Среда условного Хабра, где вы можете наблюдать (1) мгновенную реакцию на ваши комментарии, (2) следить за успехами любимых авторов и делать это (3) на регулярной основе, является достаточной для развития не только мышления, но и прокачки интуиции — понимания того, что в действительности волнует и беспокоит ваших коллег по профессии, да и по рунету в целом. Именно эти три условия описал Даниел Канеман, известный писатель, психолог и лауреат крупнейших премий по экономике, когда его попросили объяснить природу интуитивного мышления. Надеемся, что наш сегодняшний рассказ вдохновит вас на развитие, друзья!
Англоязычные материалы в нашем блоге на Хабре: