Ученые благодаря археологическим находкам смогли доказать что родиной человечества является
Кения – родина человечества
Ученые – археологи нашли древнейшее человеческое захоронение в Кении, датируемое около 78 тысяч лет назад. Но давайте все по порядку.
Кения – Родина человечества.
Туркана – начало.
Да, я давно знал, что в окрестностях озера Туркана археологи, нашли древнейшие стоянки предка человека.
Но примитивные орудия труда с возрастом в 3.3 миллиона лет рядом с озером Туркана в Кении говорят о том, что наши предки научились изготавливать их до появления рода Homo, и сдвигают на тысячи лет глубину нашего знания о предках – так говорится в статье, опубликованной двумя известными антропологами – это Соня Арман (Sonia Harmand) и Джейсон Льюис (Jason Lewis).
Побережье Кении.
Когда-то очень очень давно, там, где сейчас находятся знаменитые Кенийские пляжи, вовсю бушевал океан.
Строго говоря, все побережье Кении – это коралловый риф. Даже кирпичи для постройки домов кенийцы делают из коралла. Как? Они просто пилят его пилой. Кстати, это отличный строительный материал.
Так вот, в 15 километрах от сегодняшней линии прибоя существует цепь древних пещер длиной почти в километр – Панга-я-Саиди.
Еще в 2010 году кенийцы обнаружили, что с этими пещерами что-то не так. Ну и, собственно, с того года в этих местах начались раскопки.
И что же они находили, вы спросите.
Вот только маленькая, описанная часть множество находок.
По данным ученых, поселившиеся здесь почти 80 тысяч лет назад первобытные люди занимались не ловлей рыбы, а охотой и собирательством.
Кажется, это всё, все нашли, но, как это и бывает, совершенно случайно нашли захоронение древнего человека, и эта находка стала совершенно уникальной.
Почему же, спросите вы.
“Ведь от всех других животных наших предков отличала именно традиция отдавать дань уважения погибшим близким, которую Николь Буавен называет “одним из самых определяющих человеческих качеств”.
“Только человек обращается с мертвыми сородичами так же уважительно, как с живыми, – объясняет она. – И вот это уважение, эта забота – я бы даже сказала, нежность, с которой ребенок как будто уложен в кроватку, с подушкой – все это свидетельствует о том, что уложивший его человек жил не только в окружающем его физическом мире, но и в мире символов”.
Таким образом, археологи пришли к выводу, что Мтото (так назвали ребенка)— самый древний известный захороненный человек в Африке, а также высказали предположение, что погребение на жилых стоянках, таких как Панга-я-Саиди, отражает траурное поведение людей и намерение держать мертвых поблизости.
Данная находка позволила по новому взглянуть на наших предков и их жизнь. Кения хранит свои секреты, но иногда она их очень щедро приоткрывает.
Вы можете приехать к нам на Сафари в Кении, и мы вам покажем все, что мы сами знаем и любим и, конечно же, приоткроем некоторые тайны.
Первые люди на Земле, или Где настоящая родина человечества?
Фото из открытых источников
В школе нас учили: питекантроп произошёл от обезьяны, от него — неандерталец, от неандертальца — кроманьонец, а уже от него — Homo sapiens. Официальная наука очень долго придерживалась этой теории, несмотря на многочисленные нестыковки и необъяснимые факты. Религиозная версия появления людей звучит короче и ещё туманнее: от некого божества произошёл первочеловек, а от него — все остальные народы и расы. Как же оно было на самом деле?
Питекантропы против неандертальцев
Несмотря на некоторое внешнее сходство, ни питекантропы, ни их потомки неандертальцы не были нашими предками. Согласно данным генетики, прямые прародители современных людей — кроманьонцы — выходцы из Африки. Ведущие антропологи Европы и Америки пришли к мнению, что, если общий предок и существовал, генетическое расхождение между кроманьонцами и неандертальцами произошло около 500 тысяч лет назад. И значит, велика вероятность того, что это два разных вида древних людей, которые сосуществовали бок о бок многие тысячи лет. Не сказать чтобы мирно: профессор университета Бордо Жан-Жак Юблен уверен, что они враждовали между собой. Очень часто на стоянках неандертальцев находят обглоданные кости кроманьонцев, а на стоянках кроманьонцев — съеденных неандертальцев. Но генетики нашли также доказательства смешения между неандертальцами и кроманьонцами. Подобный факт тоже свидетельствует о том, что эти разные народы жили на Земле в один и тот же отрезок времени. И стало быть, не являются последовательными звеньями эволюции от обезьяны к человеку.
Не обезьяны мы — и точка!
Вообще, эволюционная цепочка не может похвастать своей целостностью. Так, до сих пор не найдено переходное эволюционное звено от самого развитого примата к самому примитивному человеку. Похоже, его в природе просто не существует. У нас с обезьянами нет ничего общего. Человеку, например, нельзя пересадить органы и ткани обезьяны. А ведь, происходи мы от них, совместимость была бы почти 100%. Между тем по тканевой совместимости к Homo sapiens ближе всего… свинья! Это не доказывает, что мы произошли от свиньи, но уж не от обезьяны — точно.
Сила тяжести
Дальше — больше! Почти все земные млекопитающие, сопоставимые с людьми по размеру и весу, особенно приматы, бегают гораздо быстрее нас. Они легко запрыгивают на высоту, недостижимую для человека, и легко спрыгивают с высоты, травмоопасной для него. О чём это говорит? О том, что земные животные лучше приспособлены к силе тяжести Земли, чем Homo sapiens. А если к вышесказанному добавить, что человек — единственное существо на планете, которое страдает остеохондрозом, то вывод напрашивается сам собой: людские скелет и мышцы рассчитаны на более слабую силу тяжести, чем на Земле. Например, на марсианскую, что в 2,63 раза меньше земной. На более слабую гравитацию рассчитаны и наши кровеносная и выделительная системы.
Когда тело долго находится в вертикальном положении, эти системы начинают сбоить, что выражается в застое крови, лимфы и жидкости в нижних отделах организма. Кстати говоря, неандертальцы были немного ниже Homo sapiens, зато обладали крепким костяком и хорошо развитой мускулатурой, что делало их более приспособленными к земной гравитации. При этом по объёму мозга они даже превосходили современных людей, у них была развита речь и абстрактное мышление. И уж раз речь зашла о здоровье, стоит отметить: неандертальцам были незнакомы многие наследственные заболевания Homo sapiens: аутизм, болезнь Альцгеймера, синдром Дауна, шизофрения. На Земле эти патологии встречаются только у человека. Похоже, мы их откуда-то завезли.
Родовая травма
У большинства новорождённых детей в первые месяцы жизни наблюдается такой неврологический симптом, как гипертонус. Появляется он вследствие сдавливания, травмирования структур головного мозга младенца в момент прохождения головки ребёнка по родовым путям. Причина этого — несоответствие диаметра головы новорождённого диаметру родовых путей. Современная медицина считает гипертонус, а значит, и сдавление мозга вариантом нормы. Однако у детей, рождённых посредством кесарева сечения, такой травмы мозга нет и, как следствие, нет и гипертонуса.
Многолетние наблюдения свидетельствуют: «кесарята» лучше развиваются, легче обучаются, гораздо меньше страдают от головных болей и других мозговых патологий в зрелом возрасте. Кроме того, несоответствие диаметра головки ребёнка диаметру родовых путей приводит к тому, что роды у женщин протекают крайне болезненно и травмоопасно — как для матери, так и для ребёнка. Однако у других млекопитающих на нашей планете роды являются обычным физиологическим процессом, не связанным с болью или вредом для здоровья самки или детёныша.
Те же неандертальские женщины были кряжистыми и широкотазыми. Скорее всего, и у них роды протекали легко, а новорождённые не знали гипертонуса.
Причина этого в том, что практически у всех земных живородящих диаметр головки новорождённого детёныша идеально соответствует диаметру родовых путей самки, что явилось результатом, по всей видимости, длительного и постепенного эволюционного процесса.
Но исключения, конечно, есть — это те виды животных, которые появились в результате селекционной работы человека. Например, практически у всех собак декоративных пород роды протекают тяжело, с осложнениями, и часть щенков погибает, несмотря на ветеринарную помощь. Но исключения только подтверждают общие правила.
Настоящая родина человечества
Если суммировать вышеизложенные факты, то можно сделать вывод, что Земля — не родной дом Homo sapiens. Складывается впечатление, что наши предки появились и развивались на другой планете, с меньшей силой тяжести. И имели меньший объём мозга, которого им, видимо, вполне хватало. Но по какой-то причине их переселили на Землю, где, однако, уже господствовали коренные жители — неандертальцы. Очевидно, для повышения конкурентоспособности нашим предкам был искусственно увеличен мозг и даны определённые технологические знания. И неизвестные благодетели добились желаемого результата: неандертальцы вымерли, Homo sapiens прижились на этой планете и уверовали в теорию о том, что они и есть коренные жители Земли. Но теперь все больше учёных умов называют Марс настоящей родиной человечества. Разумеется, подтвердить или опровергнуть эту гипотезу мы сможем лишь тогда, когда нога человека ступит на эту загадочную планету.
Если мы не потомки питекантропов и неандертальцев, то кто же наши предки? От кого произошли кроманьонцы и как они попали в древности на Африканский континент? Пока прямых и достоверных ответов на эти вопросы нет. Зато есть достаточное количество на первый взгляд разрозненных фактов, позволяющих взглянуть на происхождение Homo sapiens с необычной точки зрения.
Всемирная история
НАЧАЛО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
Увлекательный мир истории
1. Что такое история. Слово история имеет несколько значений. С каждым случалась какая-нибудь история (происшествие, ряд связанных между собой событий). У всего на свете есть своя история (прошлое). Говорят, например, об истории Солнечной системы, истории нашей планеты Земля, истории растительного и животного мира, истории науки и техники, истории человечества, народов и отдельных людей. Наконец, историей называется наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом.
История помогает понять, как развивалось человеческое общество, как изменялась жизнь людей и стала такой, как сейчас. Историю важно знать всем людям, чем бы они ни занимались в жизни. История — это память человечества. Что бы произошло с миром, если бы у людей отняли эту память? Мы бы не знали, кто мы такие, откуда всё произошло, и не понимали бы, что происходит вокруг нас. Без знания прошлого, без интереса к истории нельзя быть подлинным гражданином своей страны.
Придумайте предложения с различными значениями слова «история».
2. Всеобщая, или всемирная, история. Для каждого человека особенно важна история своего Отечества. Мы живём в самой большой на планете стране, расположенной сразу в двух частях света — Европе и Азии. Но как бы ни была велика Россия, весь мир намного больше. На земле шесть частей света, а стран — более двухсот. Их населяет множество народов. Все они говорят на разных языках, выглядят по-разному, ведут разный образ жизни. Прошлое народов всего мира с древнейших времён до наших дней называется всеобщей, или всемирной, историей. В 5 классе вы будете изучать её первую часть — историю Древнего мира. Каждый воспитанный, образованный и любознательный человек обязательно должен как можно больше знать не только о своей Родине, но и о жизни других народов, чтобы лучше понимать их, жить с ними в мире и согласии, помогать в беде.
Почему и зачем нужно знать всеобщую историю?
3. О чём рассказывает история Древнего мира. История Древнего мира — самая ранняя часть истории человечества. Её первый раздел — от появления на земле людей до возникновения первых государств — называется первобытностью.
Первобытность была самым долгим периодом в истории, потому что развитие человека и человеческого общества вначале шло очень медленно и трудно. Человек выделился из царства животных, расселился по земле, сделал множество важных открытий. Всё это заняло несколько миллионов лет.
Второй раздел истории Древнего мира называется историей Древнего Востока. Около 5 тысяч лет назад началась история самых древних на земле государств, первые из которых образовались в долинах больших рек. На современной карте мира это большой район, протянувшийся широкой полосой от Египта (в Африке) до Китая (в Азии). Тысячи лет назад на этой территории существовали государства. Некоторых из них сейчас уже нет. Их история заняла несколько тысяч лет.
Археологические раскопки древнего города
Вещественные и письменные исторические источники
Определите, где на иллюстрации изображены вещественные, а где — письменные источники.
Третий и четвёртый разделы истории Древнего мира носят названия история Древней Греции и история Древнего Рима. Это история первых государств Европы. Её можно назвать историей Запада, потому что историческое развитие древних греков и римлян отличалось от развития народов Древнего Востока. Первые греческие государства возникли около 3,5 тысячи лет назад, а закончилась история Древнего мира падением Римской империи в 476 году.
1. Рассмотрите карту на с. 4—5. Найдите на ней названия частей света, на которых обитали древнейшие люди.
2. Откройте оглавление учебника и выясните, историю каких древних государств вы будете изучать.
Геродот
Ещё важнее письменные источники — надписи на камне, глине, металле, дереве и, конечно, древние книги. Правда, письменные источники рассказывают не обо всей истории человечества, потому что люди изобрели письменность не сразу, а примерно 5 тысяч лет назад.
Две с половиной тысячи лет назад древнегреческий учёный Геродот написал книгу, в которой рассказал о жизни своего и многих других народов. Эту книгу назвали историей, что в переводе с древнегреческого значит «описание». Так появилось название науки о прошлом. Недаром Геродота называют отцом истории.
Итак, историки узнают прошлое человечества, исследуя письменные и вещественные источники, стараясь отделить правду от вымысла, установить точные исторические события, понять, почему именно так, а не иначе развивалась история разных народов и стран.
Какие исторические источники вы можете обнаружить в своём доме? О чём они могут рассказать?
5. Путешествие в прошлое. Как древние, так и современные народы имеют между собой много различий. Они живут в разных странах, говорят на разных языках, имеют свои обычаи, исповедуют различную веру. Поэтому для изучения прошлого очень важна ещё одна наука — этнография, или наука о народах (по-гречески — этносах).
Оказывается, и в наше время можно увидеть своими глазами, как жили люди в глубокой древности. В отдалённых, труднодоступных уголках земли всё ещё обитают небольшие народы, жизнь которых почти не изменилась за многие тысячи лет. У них нет письменности, они не знают металлов. Учёные-этнографы отправляются в далёкие экспедиции, изучают их быт, хозяйство, обычаи. Благодаря этому можно больше узнать о первобытности.
Кроме археологии и этнографии, существуют и другие научные дисциплины, помогающие работе историков. Например, нумизматика изучает монеты, хронология — историю счёта времени.
1. Найдите дополнительный материал и подготовьте рассказ о работе археологов или этнографов.
2. Лучше представить мир, окружавший людей в далёком прошлом, помогают исторические карты. На них указаны границы древних государств, территории расселения народов, торговые пути, отмечены города, памятники культуры, места сражений. Найдите на страницах учебника исторические карты. На примере одной из карт определите, какую информацию можно из неё получить.
1. Объясните, чем занимаются историки, что они изучают.
2. Почему археологию называют «наукой лопаты»? Расскажите, что вам известно о работе археологов.
РАЗДЕЛ I
ЖИЗНЬ И ОТКРЫТИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Глава 1
СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ КАМЕННОГО ВЕКА
В Библии рассказывается, что весь мир был создан Богом за пять дней, а в шестой день Бог сотворил первых людей — Адама и Еву. Так объясняет происхождение человека религия, то есть вера в существование сверхъестественных сил, богов или Бога. Наука же считает, что человечество формировалось постепенно, в результате длительного развития.
В основе этого представления лежат взгляды английского учёного Чарлза Дарвина (1809—1882). Он много лет изучал остатки ископаемых растений и животных и установил их родство с современной флорой и фауной. О том, как начиналась история человечества, вы узнаете из первой главы.
Какие версии происхождения человека вы знаете?
Почему вопрос о происхождении человека был и остаётся важным?
§ 1. ПЕРВЫЕ ЛЮДИ НА ЗЕМЛЕ
1. Происхождение человека. Изучая археологические находки и сравнивая строение организма человека и человекообразных обезьян, учёные доказали, что у людей и человекообразных обезьян был общий предок, а родиной человечества является Африка.
Древнейший, или первобытный, человек Как доказать, что это человек, а не животное?
Останки ближайших предков человека были обнаружены в Южной Африке в 1924 году, а позже — в Восточной и Центральной Африке. Это были существа ростом около метра, передвигавшиеся на двух ногах. Их мозг был невелик по объёму, говорить они не умели. Их назвали австралопитеками — «южными обезьянами». Австралопитеки жили 3—4 миллиона лет назад.
В 1960 году в ущелье Олдовай на востоке Африки были обнаружены останки древнейшего человека, который умел делать простейшие орудия труда, заостряя края камней. Первый человек получил название «человек умелый». Он появился около 2—2,5 миллиона лет тому назад.
Из поколения в поколение предки человека накапливали и передавали опыт, их мозг развивался. Более миллиона лет тому назад возник следующий после «человека умелого» вид древнейших людей — «человек прямоходящий». Он был выше ростом, имел больший мозг. Но самое главное — он умел изготовлять и совершенствовать различные орудия труда. Это выделило его из мира животных.
Стремление создавать новое, творить — важнейшее отличие человека от животных.
1. Что появилось раньше — прямохождение или трудовая деятельность и почему?
2. Опишите внешний вид древнейших людей (ил. на с. 12—13). В чём их главное отличие от животных?
2. Как жили древнейшие люди. Древнейшие люди ещё очень напоминали обезьян — грубые лица с приплюснутыми носами, низкие и покатые лбы, выступавшие вперёд челюсти. При ходьбе человек сильно наклонялся вперёд. Пальцы у него были неловкие, а тело покрывала шерсть. Люди ещё не могли говорить, а лишь издавали отрывистые звуки, предупреждая друг друга об опасности, призывая на помощь, выражая радость и гнев.
1. Первобытные люди. Современный рисунок. 2. Палка-копалка и дубина Опишите жизнь и занятия людей по примерному плану: в каких природных условиях они обитали; чем они были заняты, какие орудия труда использовали.
Почему древнейшие люди не могли жить поодиночке?
Древнейшие люди жили небольшими группами. Питались тем, что давала природа. Люди не умели выращивать злаки, овощи и фрукты, а собирали съедобные коренья, плоды, другие дары природы. Это занятие называется собирательством. Другим их важнейшим занятием стала охота.
Тем не менее это были люди, а не животные. Подобрав подходящий камень, они заостряли его край — ударяли по нему другим камнем и скалывали кусочки. Заострённый камень стал первым орудием человека. Это рубило. Его острым краем строгали или рубили, а тупым — ударяли. С помощью рубила изготавливались другие орудия труда — палка-копалка для собирательства, а позднее — копьё для охоты.
1. Древнейшие орудия из гальки. 2. Ручные рубила
1. Предположите, что давала древнейшим людям охота.
2. Какое из орудий древнейших людей было наиболее полезным для них?
3. Овладение огнём. В природе случаются пожары — от удара молнии, извержения вулкана. Долгое время древнейшие люди боялись огня. Но они заметили, что огонь может приносить пользу. Он даёт тепло и свет, отпугивает хищников. Приготовленная на костре пища мягче и вкуснее сырой. В костре обжигали и заостряли наконечники копий.
Овладение огнём не только сплачивало людей, но и развивало их мышление. Людям необходимо было знать, что годится как топливо, сколько дров положить в костёр. Использовать огонь люди стали более миллиона лет назад.
Вначале люди только использовали огонь, но сами зажигать его не умели. Приходилось поддерживать костёр и днём и ночью. Уходя на новое место, люди забирали с собой огонь. Вначале человек научился использовать огонь, потом — добывать его.
1. Как древнейшие люди использовали огонь?
2. Предположите, как изменялся человек и условия его жизни в результате овладения огнём.
Добывание огня. Современные рисунки Какой способ появился раньше?
4. Появление «человека разумного». Люди постепенно создавали всё более сложные орудия труда. Их пальцы вытянулись и стали ловкими. Мозг человека развился и увеличился. Все эти перемены заняли много времени.
На определённых этапах истории человечества разные типы древнейших людей могли сосуществовать. Со временем одни из них вымирали, а другие совершенствовались.
Около 200—150 тысяч лет тому назад появились люди современного вида. Они ходили прямо, у них был высокий лоб, развитые руки. Они уже владели речью. Человека современного вида учёные называют «человек разумный».
К «людям разумным» относятся неандерталец и кроманьонец. Неандерталец получил название по месту первой находки его останков в долине Неандерталь в Германии. Неандертальцы обитали за пределами Африки: в Европе, на Алтае, на территории Средней Азии, в других местах. Неандертальцы были искусными охотниками, умели строить жилища и шить одежду из звериных шкур.
Около 40 тысяч лет тому назад в Африке появился ещё более совершенный вид людей. Их называют кроманьонцами (по месту находки их скелетов — пещеры Кро-Маньон во Франции). Строение тела и внешний вид кроманьонца и современного человека совпадали. Расселившись в Европе, кроманьонцы постепенно вытеснили неандертальцев. Кроманьонцы были нашими прямыми предками.
Как постепенно изменялся внешний облик человека? С чем это было связано?
Первобытный человек: 1 — живший более 1 миллиона лет назад; 2 — живший около 100 тысяч лет назад; 3 — появившийся 40 тысяч лет назад. Восстановлены по найденным черепам
1. Чем древнейшие люди отличались от животных? Чем они отличались от современных людей? Назовите главные занятия древнейших людей. Какие орудия труда они использовали?
2. Как вы думаете, лёгкой или тяжёлой была жизнь древнейших людей и почему?