Тувинка что за нация
Тувинцы
Народ тувинцы
Тувинцы — это тюркский народ, который заселяет земли Тывы (Россия). Себя же этот народ называет тываларами. Разговаривает на своем, тувинском родном языке. Вероисповедание — буддизм, а также традиционная вера (шаманизм).
Численность
В мире насчитывается чуть больше 300 тысяч тувинцев. В основном, они проживают на территории РФ (264 тыс), а также в Монголии (5 тыс) и КНР (4 тыс). Среди российских земель тувинцы встречаются в таких административных округах:
Описание народности
По характеру тувинцы жесткие люди, они прирожденные воины, вспыльчивые и не редко лезут в драку. Но помимо этого они берегут семейные ценности, любовь и уважение к людям. Придерживаются всех обычаев своих дедов-прадедов и до нашего времени практически ничего не изменилось в обрядах, что большая редкость в сравнении с другими народами. Это представители монголоидной расы. Поэтому, у них зауженные темные глаза, круглое или овальное лицо, темные волосы.
Языковые группы
Тувинский язык относят к саянской группе тюркского происхождения алтайской семьи.
Сам же народ разделяют на 2 группы:
Тувинцы, кроме родного языка могут разговаривать на монгольском или русском. Некоторые поселения говорят только на монгольском языке (преимущественно южные поселения). Среди диалектов различают:
Происхождение народа и речи
На формирование современных тувинцев повлияли кетоязычные, тюркоязычные и монголоязычные племена (уйгуры, теленгиты, киргизы). Некоторые исследователи упоминают и индоевропейские племена. Датируется все в начале первого тысячелетия, когда тюркоязычное племя (Средняя Азия) эмигрировало на земли Тувы.
Среди самоназваний популярны урянхайцы, сойоты, сойоны или танну-тувинцы. Родственными народами считаются якуты и хакасы.
Письменность — кириллица, за основу взят русский язык.
Религия
В большинстве случаев тувинцы — буддисты-ламаисты. Это верование принесли монголы, которое основано на постоянной борьбе со злыми духами, разными заклинаниями и другим. Часть населения сохранило доббудийский культ, занимаясь шаманством.
Образ жизни
В основном этот народ вел полукочевой образ жизни, выращивая коров (вернее яков), верблюдов и лошадей. Лишь на западных землях растили разную растительность, но зачастую зерно.
Кухня
Предки тувинцев были кочевым народом и занимался скотоводством, то в кулинарии традиционно используют мясо и молоко. Сахажа, череме и ужа — национальные мясные блюда. Из теста готовят бууза, быжырган далган и хуужуур. Любят специи: кулча (измельченное соцветие лука) и койнут (дикий укроп) — это народные приправы. Тарак и ааржы — традиционные молочные продукты. Среди напитков популярна молочная водка — арага.
Традиции и обряды
У тувинцев очень много обычаев, которыми они пользуются и верят в их силу с древних времен. Дерево, которому могут поклоняться и считается особым, называется лиственница. Считалось, что если деревья имеют неправильную форму или как-то не так срослись, то это духи хотят что-то передать людям.
Тувинцы очень гостеприимные. Для них большое счастье, если кого-то встретят у дома. Они обязательно незнакомца пригласят в дом, напоят, накормят, расскажут обо всем и обменяются новостями. Угощения всегда самые лучшие.
По особым дням устраивали праздники, когда приносили в жертву животное и просили для людей мирного неба и благополучия. После проведенного ритуала все танцевали, пели, веселились.
Если с одной семьи в другую передавали подарки, то вторая никогда не отпускала от себя с пустыми руками. Подарки и гостинцы символизируют любовь и уважение.
Тувинцы: кто они, земляки Сергея Шойгу?
ИСТОРИЯ ТУВИНЦЕВ КРАТКО
Китайские летописи зафиксировали существование некоего тюркского племени Дубо в Восточных Саянах уже в начале нашей эры. Это имя считается связанным с тувинским народом и является самым ранним письменным свидетельством о нем.
Долгие века праотцы тувинцев были подданными Уйгурского ханства. Уйгуры построили несколько крепостей в пределах современной Тувы. Память об уйгурской оккупации сохранялась в народном тувинском эпосе вплоть до конца XIX века. На смену уйгурам в в господстве над Тувой пришли в 840 году нашей эры воинственные енисейские киргизы. А в 1207 году предки тувинцев стали поддаными монгольской империи, от которой перешли прямиком к Китайскому государству Цин.
14 августа 1921 года была официально провозглашена независимая от Китая Народная Республика Танну-Тува. С 1926 года эта страна стала называться Тувинской Народной Республикой.
Тувинская Народная Республика вступила в Великую Отечественную на стороне Советского Союза уже 22 июня 1941 года. Храбрые тувинские добровольцы поначалу воевали в частях Красной армии.
Но 14 октября 1944 года Тувинская Народная Республика официально вошла в состав Советского Союза, став Тувинской автономной областью РСФСР. С этого момента тувинцы участвовали в боевых действиях вплоть до конца войны в качестве полноправных граждан СССР.
В 1961 году была преобразована в Тувинскую АССР, которая с 1991 года, сразу после распада СССР, стала именоваться Республика Тува. И с 1993 года слегка поменяла название в сторону тувинского языка и стала называться Республика Тыва.
По словам специалиста Ильи Захарова из московского Института общей генетики имени Вавилова, генетические данные свидетельствуют о том, что современные тувинцы являются самыми близкими генетическими родственниками коренных народов Америки. Недавнее исследование показывает, что тувинцы могут быть тесно связаны по генам с эскимосами.
СКОЛЬКО ТУВИНЦЕВ В РОССИИ?
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в общей сложности в Туве проживало 250 тысяч тувинцев. Это составляло 82% от общей численности населения республики. Тувинцы имеют гораздо более высокий коэффициент рождаемости, чем русские, в то время как средний возраст тувинского населения значительно ниже, чем славян. Это гарантирует тувинскому народу численный рост в своей республике в обозримом будущем.
В Туве есть две основные этнографические группы тувинцев: западные тувинцы и тувинцы-тоджинцы. Последние проживают в Тоджинском районе Республики Тыва и составляют всего около 5% от числа всех тувинцев.
В Окинском районе соседней с Тувой Бурятии живет тюркский народ, близкий по языку к тувинцам, иногда именуемый сойотами или окинскими тувинцами. Заметная доля тувинцев проживает в Монголии. Есть тувинцы и в Китае, где они считаются частью местной монгольской общины.
КАКОЙ ЯЗЫК ИСПОЛЬЗУЮТ ТУВИНЦЫ?
КАКОЙ ВЕРЫ ТУВИНЦЫ?
Тувинцы
В Центре тувинской культуры села Верхнеусинского обучают тувинскому языку и планируют открыть секцию по национальной борьбе.
Сойоты (тувинцы) у палатки А. Тугаринова на Рыбном озере. Урянхайский край. 1915 г. Автор: А. Я. Тугаринов. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея. Источник: www.humus.livejournal.com Сойоты (тувинцы) у палатки А. Тугаринова на Рыбном озере. Урянхайский край. 1915 г. Автор: А. Я. Тугаринов. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея. Источник: www.humus.livejournal.com
Выделяют группу (1858 чел., по данным переписи 2010 г.), населяющих территорию на востоке Тувы. Западные тувинцы называют их «тожу кижилар» (тоджинские люди). Благодаря своеобразию культуры, языка, ведения хозяйства (оленеводство), отличавшим тоджинцев, они были отнесены к категории коренных малочисленных народов России.
В Красноярском крае численность тувинцев в последние четыре десятилетия сохранялась на уровне 1,5 тыс. человек. Исключение составили 1980-е гг., к концу которых в регионе проживали 2,6 тыс. тувинцев. На 2010 г. в крае насчитывалось 2939 тувинцев. Большинство из них проживают в Красноярске и в сопредельном с Тувой Ермаковском районе. В поселке Верхнеусинском работает средняя школа с тувинским этнокомпонентом.
Говорят на тувинском языке тюркской группы алтайской языковой семьи. Существует четыре диалекта: центральный, западный, и (тоджинский). В древности была известна руническая древнетюркская письменность. До 1930 г. в Туве использовали старомонгольскую и тибетскую письменности, с 1930 г. вводится тувинская национальная письменность на основе латинской графики. В 1940 г. был разработан алфавит с использованием кириллицы, приспособленный к особенностям тувинского языка.
Древнейшие предки тувинцев — тюркоязычные племена Центральной Азии, проникшие на территорию современной Тувы в середине 1-го тыс. и смешавшиеся здесь с кето- и самодийскоязычными племенами. С VI в. племена Тувы входили в Тюркский каганат, а с середины VIII в. — в Уйгурский каганат. Часть уйгурских племен, постепенно смешавшись с местным населением, оказали решающее влияние на формирование его языка.
Пришедшие в IX в. из Минусинской котловины енисейские кыргызы подчинили уйгуров. В Тува входила в состав монгольского государства алтын-ханов, затем вплоть до начала XX в. находилась под властью маньчжурской династии Китая. Именно в этот период завершилось сложение тувинского этноса, а этноним «туба» (тыва), от названия одного из тюркских племен, становится общим самоназванием всех тувинцев.
Основная часть тувинцев вплоть до середины XX в. занималась кочевым скотоводством (лошади, крупный и мелкий рогатый скот, верблюды). Подсобное значение имело пашенное земледелие (просо, ячмень). Оно было почти исключительно ирригационным с самотечным способом орошения. Часть мужского населения занималась также охотничьим промыслом.
Повсеместно было развито собирательство (луковицы сараны, кедровые орехи). Были развиты ремесла (кузнечное, столярное, шорное, выделка бересты). К началу XX в. в Туве насчитывалось свыше 500 кузнецов-ювелиров, работавших главным образом на заказ. Почти в каждой семье изготовляли из войлока покрытие для юрты, коврики и матрацы.
Основным жилищем для тувинцев служила круглая юрта: разборная, с решетчатым остовом, крытая войлоком. Обязательная деталь интерьера — парные деревянные сундуки, передние стенки которых были обычно декорированы расписным орнаментом. Пол покрывали узорные стеганые войлочные коврики.
(тоджинцы) жили в чумах, которые имели остов из наклонно поставленных шестов. Чум крыли берестой (летом) или лосиными шкурами (зимой). В период перехода к оседлости у тоджинцев получили распространение типовые дома многоугольной каркасной постройки.
В рационе тувинцев основное место принадлежало молочнокислым и мясным продуктам. Мясо большей частью употребляли в вареном виде, предпочитая баранину и конину. Приготовляли также мясные и кровяные колбасы. Одно из любимых блюд — согажа (поджаренная на углях нежная часть печени). Из кобыльего молока делали кумыс, из коровьего — различные кисломолочные продукты, заготовляли впрок масло и сухой сыр (курут), а также молочную водку (арака). Зимой варили мясную похлебку, добавляя в отвар просо или сушеные клубни сараны.
Вместо хлеба использовали поджаренное просо и далган — муку, изготовленную из поджаренных зерен ячменя или пшеницы. Из муки готовили лепешки, лапшу, пельмени. Важную роль в питании играл чай, который пили подсоленным и с молоком. Широко было распространено курение табака в трубках.
Гостю всегда предлагалась курительная трубка как символ гостеприимства.
Вся традиционная одежда тувинцев (мужчин и женщин) была ориентирована на верховую езду. Летом это длиннополый халат монгольского типа с правым запахом и длинными рукавами, шитый из одноцветной (чаще синей или вишневой) ткани. Зимой носили овчинные длиннополые шубы с застежкой на правом боку и стоячим воротником. Праздничные шубы крылись сверху цветной, нередко шелковой, тканью.
Традиционный головной убор мужчин и женщин — овчинная шапка с широким куполообразным верхом с наушниками, которые завязывались на затылке, и назатыльником, прикрывавшим шею. Носили также шапки из овчины, шкуры рыси или ягненка, имевшие высокую тулью, обшитую цветной тканью. К верхней части шапки пришивали шишечку, от нее вниз опускалось несколько красных лент. Характерны женские свадебные головные уборы — тумалай (накидка).
На ноги надевали кожаные сапоги с характерным загнутым и заостренным носком и многослойной подошвой. Праздничная обувь украшалась цветными аппликациями. зимой использовали камусовые унты мехом наружу.
Обязательные дополнения к костюму тувинца — подвески из меди, серебра или железа, крепившиеся к поясу для ношения огнива, кисета с трубкой, ножа в ножнах; у женщин — для ношения подвесных бляшек, игольниц и ключей.
Женскими украшениями служили перстни, кольца, серьги, а также орнаментированные чеканкой серебряные браслеты. Очень ценились накосные серебряные украшения в виде пластинки, декорированной гравировкой, чеканкой, драгоценными камнями. К ним подвешивали бус и черные пучки нитей. Женщины заплетали волосы в две косы, мужчины до XX в. — в одну (по китайскому типу).
Тувинцы: горловое пение, сумо и соленый чай
Затерянные среди кольца Саянских гор тувинцы всегда ощущали обособленность и изолированность от мира. В древности в формировании народности участвовали монголы, тюрки, саксы, скифы. Результатом смешения культур оказалась самобытная тувинская народность, в жизни которой тесно переплелись буддизм, шаманизм, уникальное горловое пение и национальная борьба хуреш.
Название
Самоназвание народа «тыва» известно с ранних пор: первые упоминания встречаются в китайских летописях VI-VII веков, как «тупо», «дубо», «тубо». Название восходит к имени древнего тюркского племени туба, занявшего территорию современной Тувы в конце первого тысячелетия новой эры.
Соседние народы ошибочно именовали тувинцев сойотами и урянхайцами. Второй вариант распространен среди монголов. Сойотами, по аналогии с общим названием Саянских племен, тувинцев определяли хакасы и алтайцы, использующие экзоним по отношению к народности до сих пор.
Где живут и численность
Специалисты оценивают численность нации в 300 000 человек. Российская перепись 2010 года показала, что на территории страны проживает 263 934 тувинца. Большая часть — около 250 000 человек, находится на территории Республики Тыва, в исторической зоне обитания. Живут тувинцы и в других регионах России:
В других государствах число тувинцев меньше из-за процессов длительной ассимиляции, однако существует ряд национальных диаспор, где сохраняются культурные и языковые традиции народа. Среди них:
Подавляющее большинство представителей народности, 283 000 человек, знают родной язык, относящийся к тюркской ветви, саянской группе. На формирование языка значительное влияние оказали вторгнувшиеся в регион современного расположения Тувы уйгурские и кыргызские племена, смешавшиеся с тюркским населением.
В древние времена при переписке тувинцы пользовались монгольским языком, собственной письменности не существовало. Первый алфавит разработали в 1926 г. на основе русской графики, в 1930 г. его сменил латинский вариант. 1943 г. ознаменован появлением нового кириллического варианта алфавита, применяемого сегодня. В Республике Тыва национальный язык используется повсеместно в быту, культуре, СМИ. Распространены русский, монгольский.
История
Схожие генотипы тувинцев и американских индейцев указывают на наличие общих предков. Согласно исследованиям, древние племена, мигрировавшие из Восточной Сибири 15 000 лет назад, частично осели на территории Саянских гор. Часть пересекла ледовый перешеек в Северную Америку, положив начало развитию индейских племен.
Начало формирования тувинской народности приходится на конец первого тысячелетия нашей эры. Тогда на территории современной Тувы обитали разрозненные индоевропейские, самодийские, кетоязычные племена. Археологические находки доказывают связи со скифами, племенами Казахстана и Монголии, сакскими племенами.
К VIII веку регион находился под влиянием могущественного Тюркского каганата, который в конце столетия разбили тюркоязычные племена уйгурского происхождения, вторгнувшиеся на территорию Тувы, оказавшие влияние на этногенез и формирование национального языка. Столетие спустя тувинцев захватили енисейские кыргызы, быстро ассимилировавшиеся с местным населением.
Первичное формирование национальных особенностей завершилось в XIII—XIV веках, когда в регионе обосновался ряд монгольских племен, оказавших значительное влияние на внешность тувинцев. В этот же период тувинские племена находились под властью монгольских ханов: существует версия, что мать Чингисхана происходила из этой народности. Упадок Монгольской империи привел к появлению нескольких ханств: тувинские земли входили в состав Ойратского, а затем Джунгарского ханства. В 1755-1766 гг. регионом овладевают войска Цинской империи: тувинцы попадают под власть Маньчжурии. В этот период введена воинская повинность, укреплена феодальная организация общества, произведен раздел на административные территории.
С 1860 г. российским и китайским купцам разрешена беспрепятственная торговля на территории Тувы. Начинается активное освоение земель русскими переселенцами. Это положило конец изоляции Тувы, привело к появлению современных предметов быта, жилищ, одежды. Торговля с несведущими в деле тувинцами велась по завышенным ценам, что привело к резкому сокращению скота у населения.
В начале XX века между Россией, Монголией и Китаем начались политические споры относительно стратегически привлекательного Урянхайского края. В результате в 1912 г. тувинцы предпочли Россию, попросив у государства защиту и покровительство: в 1914 г. российский император включил край в состав страны.
1922 г. — образовано независимое государство Народная Республика Танну-Тува, или Тувинская Народная Республика. В годы Великой Отечественной войны тувинцы добровольцами уходили на фронт, где стали настоящей грозой вермахта. Привычные к ограничениям в быту, они отличались храбростью и отчаянно сражались. Народ отдал на нужды войны всех лошадей, отличавшихся особой выносливостью. А для комплектации союзных войск лыжами были вырублены уникальные, встречающиеся лишь в республике березы, отлично подходящие для этих целей.
Дальнейшая история народа неразрывно связана с Россией:
Внешность
В процессе формирования внешности народности участвовали тюркские, индоевропейские, монгольские, кетские племена, саксы и скифы. Жителей Тывы относят к североазиатской расе, точнее — монголоидному центрально-азиатскому типу.
Отличительные особенности внешности:
Кочевой образ жизни сделал тувинцев сильными, выносливыми, проворными. Народ отличался храбростью, вспыльчивым характером, чувством собственного достоинства. И по сей день ментальность отличается склонностью к обособлению народа, чья страна затеряна среди отрогов Саян, скрытая от других регионов и наций.
Одежда
Национальный костюм тувинцев разнообразен, богат яркими красками и декором. Одежду шили из покупных тканей, войлока собственного производства, выделанных шкур домашних и диких животных. Традиционная летняя одежда — халат монгольского кроя, длинный, запахивающийся направо, дополненный поясом. Одежда была однотонной — фиолетовой, зеленой, синей, красной, желтой. Верх наряда украшал стоячий воротник, собранный из разноцветных полос ткани.
В межсезонье носили короткие овечьи шубы мехом наружу, зимой заменяли длиннополыми, застегивающимися с правого бока. Обувь — сапоги из сыромятной кожи с вытянутыми и загнутыми вверх носками. Праздничные пары украшались аппликациями с геометрическими, растительными, анималистическими орнаментами. Зимой дополнительно надевали войлочные чулки.
Женщины ценили украшения, имея их вдоволь: тувинцы считались искусными ювелирами. Предпочитали кольца, перстни, браслеты с гравировками, массивные серьги. Металлические пластины, декорированные драгоценными камнями, вплетали в две косы. Мужчины переднюю часть головы обривали, из оставшихся волос собирали одну косу.
Непокрытая голова женщин не приветствовалась, обязательно носили платки, шляпы. Популярны были шестиклинные шапки, шляпы с высоким остроконечным верхом, отороченные по полям мехом. Замужние украшали их меховыми кистями, красными лентами. Узоры и вставки того же цвета крепились поверх костюма на грудь: считалось, что красные оттенки прогоняют злых духов.
Семейный уклад
До XX столетия тувинцы сохраняли пережитки родоплеменных отношений. Преобладали малые семьи из двух поколений, проживавшие в отдельных юртах в составе аала. Аальная община состояла из двух-трех родственных поколений, обычно рядом с юртой родителей свои жилища ставили выросшие сыновья. Таким составом кочевали, а летом объединялись с другими общинами по соседскому принципу.
Преобладающий тип семьи — моногамный, несколько жен имели богатые тувинцы, владеющие большими стадами. Брачный возраст девушек наступал в 15 лет, известны случаи замужества в 11-13 лет. Согласно традиции, свадьбу играть могли лишь на нечетном году жизни: 15, 17, 19 лет. Возраст жениха роли не играл, порой женили 10-12-летних мальчиков, искали невест и овдовевшие старики.
Практиковались свадьбы по сговору, заключавшемуся после исполнения ребенку 8-9 лет, случались «люлечные» свадьбы. По достижении невестой возраста деторождения, прибывали назначенные сваты с гостинцами: тканями, алкоголем, сладостями, мехами. Родные девушки принимали калым, в ответ закатывая пир длиной в сутки: итогом застолья считалось назначение даты свадьбы.
Второй визит сватов проходил вместе с женихом, остававшимся с невестой наедине: проверялась его «мужская сила». Это приводило к добрачным беременностям и родам, что у тувинцев не считалось позором. В день свадьбы невеста переезжала в аал жениха, где устраивали пир, длившийся сутки, вне зависимости от богатства и социального положения семьи.
Перед отъездом девушки из дома родители невесты готовили новую юрту, одежду, постельные принадлежности, кухонную утварь, выделяли скот. «Приданое» не переходило к семье жениха, а оставалось в собственности невесты до конца жизни: в новую юрту молодые переселялись сразу после свадьбы.
Отношения до брака не с нареченным карались лишь гневом отца: получившихся в результате таких союзов детей оставляли в семьях, воспитывали наряду с законнорожденными. Тувинцы стремились к многодетности: считалось, что родившая пятерых детей женщина автоматически получает место в лучшем мире. У народа не было чужих детей: сирот брали на попечение родственники, соседи.
Жизнь
По роду занятий и территориальному распределению тувинцы делились на восточных и западных.
Большую роль играло собирательство кореньев, орехов, трав: запасы сараны доходили в аале до нескольких сот килограммов. Традиционный народный промысел — создание войлочных изделий: одежды, обуви, ковров, циновок, укрытий для юрт. Мужчины занимались кузнечным, столярным делом, женщины выделывали кожи, создавали берестяные изделия.
Жилище
Культура
Достояние тувинского народа — уникальное горловое пение хоомей. Мастерство исполнителей позволяет добиваться звуков разных тонов не движениями голосовых связок, а сокращениями диафрагмы: из-за постоянного давления на внутренние органы профессиональные певцы чаще других болеют, имеют меньшую продолжительность жизни.
Горловое пение зародилось благодаря окружающей обстановке: расположенные в пустынных полях юрты пронизывались звуками ветра и дождя, криками птиц, животных. Человеческий слух не способен различить диапазон звуков горлового пения полностью, однако доказано его влияние на подсознание, животных. Самым знаменитым хоомейжи называют монгольского война, известного как Соловей Разбойник, убивавшего громогласным свистом.
Религия
Традиционные верования тувинцев связаны с наделением окружающего мира духами: хранителями, помощниками, защитниками, карателями. Религия тесно связана с шаманизмом: шаманы были семейные и профессиональные, мужчины и женщины. В XIII—XIV столетии в регион проник буддизм из Тибета, он гармонично переплелся с национальными верованиями.
И сегодня в жизни общества важную роль играют шаманы и ламы. К шаманам ходят посоветоваться, узнать будущее, попросить исцеления или хорошей погоды в определенную дату. С момента прихода в регион ламы вполне терпимо относятся к проявлениям традиционных верований, включив ряд духов в пантеон, часть праздников в религиозный календарь.
В Тувинский Новый год Шагаа в буддийских храмах ночь напролет проходят богослужения с участием духовного лидера народа Кабы-ламы. Утром шаманы вместе с ламами проводят обряд Сан-сарылы, посвященный солнцу и огню. Ламы читают священные писания, а шаманы «кормят» огонь подношениями из сластей и мяса.
Традиции
Погребальные традиции также тесно связаны с культами солнца и огня: в прошлом покойников сжигали, а дома усопших окуривали ветками лиственницы. Позже умерших начали выносить далеко в тайгу: оставляли на земле, вокруг сооружая надгробие.
В последний путь тувинцев провожали аплодисментами: считалось, что громкие звуки отгоняют злых духов. Хлопанье в ладоши настолько ассоциировалось с похоронами, что детям запрещали хлопать во время игр, а если такое случалось, рисовали на ладошках защитные крестики.
Ежегодно в конце лета отмечается национальный тувинский праздник Наадым, ранее проводившихся для объединения родоплеменных связей, почитания духов предков. Сегодня на празднике возрождают национальные традиции народа. Среди обязательных элементов гуляний:
Повседневный рацион тувинцев состоял из отварного мяса барана и молочных продуктов. После забоя от барана оставляли лишь шкуру, «рожки, да ножки». Мясо, внутренние органы и даже кровь использовали в пищу. Главным напитком, хорошо утоляющим жажду, считали соленый чай хан. Для приготовления в большой котел заливали молоко, кидали пару щепоток черного или зеленого чая, давали закипеть, солили, подливали растопленное масло.
Национальное тувинское блюдо — кровяная колбаса. В тщательно промытые бараньи внутренности заливали сцеженную кровь, из специй использовали соль и лук. Верх завязывали узлом и протыкали палкой, затем опускали заготовку в кипящую воду на несколько часов. По готовности нижнюю часть колбасы скармливали духу огня, верхнюю, с палочкой, относили главе рода. По традиции кусок колбасы или часть туши (для приготовления одного обеда) обязательно раздавали каждому члену аала.
Известные тувинцы
Самый известный тувинец — министр обороны России Сергей Шойгу. Интересно, что его настоящее имя Шойгу, а фамилия — родовое имя Кужугет. То есть при рождении будущий министр был Шойгу Кужугет: Сергеем он стал лишь в зрелом возрасте при получении документов.