Тусау кесу что это
Разрезание пут: как казахи готовят ребенка к жизни
Несмотря на пандемию, в Казахстане проводят обряд тусау кесер, в переводе – «разрезание пут». Для казахов это особенный праздник и отмечают его широко. Что это за ритуал и в чем его особенность, узнала корреспондент телеканала «МИР 24» Гульмира Жанзакова.
Айсару ведут за руки папа и мама. Под ногами ак жол – белая ткань, символизирующая жизненный путь. Обряд тусау кесер, или перерезание пут, родители мечтали провести роскошно: пригласить родственников из других регионов и стран. На семейных праздниках у казахов обычно по 200-300 гостей.
«В этом году это невозможно, чтобы не подвергать опасности своих родных людей, провели его в узком кругу дома. Этот обряд очень важно провести для того, чтобы ребенок не спотыкался по жизни», – уверена мама Айсары Самал Кенжегарина.
Обряд проводят со времен тенгрианства. Тысячелетия назад младенческая смертность была очень высокой. Поэтому, когда ребенок благополучно переживал свой первый год, родные радовались и устраивали грандиозный праздник. Уважаемого гостя просили сделать тусау кесер.
«Для разрезания пут выбирают человека энергичного, успешного, который достиг чего-то в жизни. Чтобы у ребенка была такая же счастливая судьба. Завязывают путы восьмеркой, что символизирует бесконечность. Веревку берут, как правило, двух цветов: черного и белого – это добро и зло, светлые и темные полосы жизни», – указала мама Айгерим Молдракова.
На конце дорожки перед ребенком раскладывают разные предметы. По поверью, что он выберет, то и получит в жизни. Баурсаки или выпечка – достаток. Клубок шерсти – долголетие.
«Если ребенок выберет домбру, он будет музыкантом. А если книгу – значит, будет или писателем или кем-то великим», – считает бабушка Рахиля Молдракова.
«Все хотят, чтобы более богато выглядело. Вот такой дизайн у нас жемчуг. Полностью каждая бусинка выкладывается вручную», – говорит дизайнер.
Раньше атрибуты для тусау кесер шили мамы и бабушки. Теперь их заказывают в магазинах. Дизайнеры выполняют заказы на любой вкус и цену. Одежда для мальчиков и девочек, ак жол, расшитый бисером и камнями, и готовые боксы с предметами для ребенка. Алина Иманжанова в этот бизнес пришла несколько лет назад.
«Мой муж казахской национальности, я сама украинка. Я, получается, приняла ислам ради своих детей, ради себя. То есть у меня три мальчика, нужно было все это знать, вливаться в среду. Мы решили изготовить сначала для себя», – рассказала предприниматель Алина Иманжанова.
Клиенты есть всегда, но самые щедрые – отцы. Для детей они покупают полные комплекты аксессуаров. Не упал спрос и в карантин, хотя национальные обряды казахи сейчас проводят несколько скромнее.
К слову, тем, кто проводит обряды в кафе и зовет много гостей, грозит штраф. Физическим лицам 200 долларов, а вот юридическим или владельцам общепита – до 1400.
Казахское разрезание пут: какой обряд помогает ребенку быть счастливым?
Рождение ребенка – большая радость в семье любого народа. Это событие сопровождается многочисленными традициями и обычаями. Поворотным считается год когда малыш встает на ноги и делает первые шаги. Чтобы его дальнейшая дорога по жизни была легкой, казахи проводят обряд, который называется «Тұсау кесу».
У казахов есть очень точная и хорошая пословица: «Балалы үй базар, балассыз үй мазар». Ее смысл заключается в том, что дом, где живет ребенок, наполнен весельем и радостью, а в доме, где детей нет – пустотой и безмолвством. Традиционно казахские семьи всегда были многодетными и дружными.
С момента появления малыша его родные соблюдали ряд ритуалов. К примеру, после рождения его укладывали в бесік (колыбель), над которой перед этим изгоняли плохую энергию огнем. К самому бесіку прикрепляли тұмар (талисман). Спустя 40 дней от рождения ребенка проводят обряд «қырқынан шығару», во время которого малыша купают в соленой воде, а после поливают 40-ка ложками воды. В чашу помещают серебряные монеты. После «қырқынан шығару» стригут волосы и ногти. После молитвы аксакалы и мулла произносят имя новорожденного. А собравшиеся женщины, родственницы, соседки и подруги роженицы, отмечают событие за щедро накрытым дастарханом.
В следующий раз родители приглашают гостей на первый день рождения ребенка. К году малыш обычно пробует делать свои первые шаги. И здесь обязательно проводили обряд тұсау кесу (разрезание пут).
Почему он так важен? Скорее всего, одна из причин – это бытовавшая ранее высокая младенческая смертность. Ребенок благополучно пережил свой первый год и вся родня, конечно же, радовалась этому. А первые шаги были символом того, что он пришел в наш мир всерьез и надолго. Символическое перерезание пут на ногах поможет ему идти по жизни уверенно, верили предки.
Считается, что у казахов этот ритуал существовал еще со времен тенгрианства. Наши предки были уверены, что, если его не провести, то ребенок будет часто спотыкаться, будет неуверенным и неуклюжим.
Для проведения ритуала малышу завязывают ножки с помощью этих нитей восьмеркой, символом бесконечности. После разрезания нитей малыш идет по белой дорожке, а за обе ручки его поддерживает и ведет кесушi – заранее избранный семьей человек с положительными качествами, которому доверяют перерезать путы. Считается, что дальнейший жизненный путь малыша будет не менее успешным, чем у этого уважаемого людьми человека.
Путы перерезаются с добрыми пожеланиями «жүйрік бол», «шауып кет» (будь резвым, скачи быстрее). После, кесуши снимает калта (украшенный мешок с подарками) и разбрасывает на пути карапуза традиционное шашу – конфеты и монеты, чтобы его жизнь была сладкой, в достатке. Родителей поздравляют специальной фразой «қадамы құтты болсын», что переводится как «пусть будут благословенны его первые шаги».
После проведения обряда белое полотно дарится молодой паре, у которых еще нет своих детей. А приглашенные гости маленького именинника садятся праздновать светлое и замечательное событие за дастархан.
Казахский обряд «Тусау Кесер»
Эту тему я подняла не случайно, нас скоро ожидает это счастливое событие. Хотелось бы рассказать о нем немного.
Обычно ребенок начинает уверенно ходить около года, некоторые дети раньше, некоторые позже, но я заметила, что все родители делают этот обряд к первому дню рождению, одним выстрелом двух зайцев, и обряд, и день рождения. Мы не исключение.
Наши предки были уверены, если не провести этот ритуал, то ребенок будет часто спотыкаться, будет неуверенным и неуклюжим.
Для проведения «тусау кесу» готовят пестрый жгутик – «ала жiп», переплетенный из нескольких шерстяных ниток разных ярких цветов, имеющий размер приблизительно 50-60 см. Этот жгутик называют «тусау» – путы. Цвет ниток состоит из трех цветов: белый – символ чистоты, зеленый – здоровье и долголетие и красный – символ достатка. В старину «ала жiп» делали из нитей белого и черного цветов, символизирующих философию и реальности мира – добро и зло, свет и тьму, тепло и холод.
Среди приглашенных гостей выбирается самый почетный – молодой, здоровый, красивый, энергичный и уважаемый человек, которому доверяется перерезать путы новыми ножницами. Малыш делает первые шаги, и взрослые осыпают всех праздничным «шашу» из сладостей и монет.
Считается, что темперамент перерезавшего путы человека передается малышу, поэтому мы выбрали нашего друга, который послужит примером нашего малыша. А дальше родители вручают подарок для человека, перерезавшего пути.
При проведении ритуала около ножек ребенка кладут какие-нибудь предметы – глобус, книгу, деньги, музыкальные инструменты и тд на фантазию родителей. Это своеобразный «тест» для малыша – что он возьмет в руки, с тем предметом будет связана его профессия.
Вышеописанная информация частично взята с просторов Интернета.
После проведения нашего обряда я расскажу все более подробнее.
Единственное, что мы уже подготовили это дорожка, путы, выбрали человека, который будет перерезать путы, приготовили малышу национальный костюм и пока все на этом.
Расскажите, кто уже сталкивался с таким обрядом? Что как проходит? Что мы еще упустили? Какие предметы вы дали на выбор малышу?
Тұсау кесу (тусау кесу)
Почему обряд “тусау кесу” важен для ребенка?
Когда ребенок только-только начинает делать первые шаги или просто удерживает равновесие в вертикальном положении, принято проводить ритуал “тусау кесер” – разрезание пут на ногах, символизирующее начало нового этапа в жизни ребенка – умение ходить, познавать мир.
Обычно это происходит в возрасте около года, но некоторые дети начинают ходить раньше, поэтому “тусау кесу” проводят в возрасте от десяти месяцев до года с небольшим. Возможно, в этом обычае есть какой-то необъяснимый смысл, так как действительно ребенок, только начавший делать первые шаги, начинает ходить уверенно и даже бегать. У нашего народа этот обычай соблюдается обязательно и по сегодняшний день, хотя претерпел некоторые изменения и трактуется по-разному в разных регионах.
Наши предки были уверены, если не провести этот ритуал, то ребенок будет неуверенным, неуклюжим и часто спотыкаться.
Действительно, ведь ребенок, начиная ходить, начинает “новую жизнь”, меняется поведение, он требует особого внимания и терпения родителей, становится более любопытным, начинает проводить “ревизии” всех шкафчиков и комодов… Это значимое событие для родителей обязательно отмечают как веселый праздник, собирают родных и друзей, варится бешбармак, накрывается праздничный стол, придумываются многозначительные “тесты” для ребенка.
Для проведения “тусау кесу” готовят пестрый жгутик – “ала жiп”, переплетенный из нескольких шерстяных ниток разных ярких цветов, имеющий размер приблизительно 50-60 см. Этот жгутик называется “тусау” – путы. Цвет ниток состоит из трех цветов: белый – символ чистоты, зеленый – здоровье и долголетие и красный – символ достатка. В старину путы делали из зеленой травы или из очищенной тонкой кишки домашнего скота. Сами путы “ала жiп” имеют важное значение у казахов – есть притча “ала жiптi аттама” – “не переступай черту”, остерегающий человека от неправильных поступков. В старину “ала жiп” делали из нитей белого и черного цветов, символизирующих философию и реальности мира – добро и зло, свет и тьму, тепло и холод. Перевязывание такими путами символично означало запрет на неверный шаг в жизни – не кради, не обмани, не переступай за черту дозволенного.
Ритуал торжественно начинают обычно бабушки – малыша отвлекают, придерживая его в положении стоя и слегка перевязывают ноги в форме “восьмерки” так, чтобы малыш мог сделать несколько шагов. Иногда перевязывают просто концы жгута к каждой ноге и ненадолго оставляют на лодыжке малыша в виде “браслетиков”.
Старейшины рода дают “бата” – благословение на начало хорошей, достойной жизни у ребенка с первых шагов и начинается самое интересное.
Среди приглашенных гостей выбирается самый почетный – молодой, здоровый, красивый, энергичный и уважаемый человек, или молодая и быстрая мама семейства, которым доверяется перерезать путы острым ножом. Важно, чтобы поступь у этого человека была легкая, быстрая, поэтому обычно путы перерезают не старики, а молодые люди.
Малыш делает первые шаги и бабушки – әже или тетушки – апа осыпают его и гостей праздничным “шашу” из сладостей и монет.
Считается, что темперамент перерезавшего путы человека передается малышу, поэтому родители выбирают быстрого на подъем, живого и жизнерадостного человека. При проведении ритуала около ножек ребенка кладут какие-нибудь предметы – книгу, монету и др. Это своеобразный “тест” для малыша – что он возьмет в руки, с тем предметом будет связана его профессия. Этот процесс бывает особенно веселым, особенно веселые комментарии присутствующих и недоумение малыша, наблюдающего неожиданный смех взрослых. Веселое празднование новой вехи в жизни ребенка завершается вручением подарка перерезавшему путы гостю.
Надеемся, вам все понравилось и статья была полезна.
Тусаукесер (тусау кесу) – казахская традиция разрезания пут
Одним из важнейших обрядов у казахов считается тусау кесу. Это разрезание пут на ногах ребенку, чтобы его дальнейшая дорога в жизни была легкой и светлой.
С самых давних пор и до сегодняшнего дня казахский народ уделял много времени воспитанию детей. Рождение ребенка было огромной радостью, и сопровождалось различными обычаями и традициями.
Тусаукесер (каз.: тұсаукесер – разрезание пут) – одна из самых старинных казахских традиций, которая соблюдается до сих пор. Обряд посвящен малышу, и делают его для того, чтобы он быстро встал на ноги.
Считается, что обычай тусау кесу существует у казахов еще со времен тенгрианства. Как правило, его проводят как только ребенок начинает делать первые шаги. Чаще всего это происходит, когда малышу исполняется год.
Наши предки были уверены, что если не провести обряд разрезания пут, то будущее ребенка будет несчастливым, он будет часто спотыкаться на своем жизненном пути. А если обычай будет проведен, то малыша ожидает светлая и удачная судьба.
Тусаукесер является важным днем для родителей ребенка и представляет собой пышное торжество. Для гостей накрывается дастархан, и весь праздник сопровождается весельем.
Правила проведения тусаукесер
Традиционно для проведения тусау кесу берется специальная белая ткань, которая символизирует светлую дорогу (ак жол) и пестрые разноцветные веревки. Зачастую они бывают трехцветными: красного, белого и зеленого цветов. Белый считается символом чистоты, зеленый – здоровья и долголетия, а красный – достатка.
Во время проведения обряда тусау кесу ребенку завязывают ножки с помощью этих веревок восьмеркой – символом бесконечности. Разрезает путы заранее выбранный семьей человек – энергичный, добрый, с самыми положительными качествами и большими жизненными достижениями. Считается, что дальнейший путь малыша будет таким же успешным, как и у человека, который разрезал ему путы.
Этот же человек после разрезания нитей ведет ребенка за обе ручки по белой дорожке, где в конце его ждет несколько предметов. Обычно это яблоко, книга, деньги и домбра. Казахский народ издревле считал: какой предмет выберет ребенка, такой и будет его дальнейшая судьба.
Если яблоко – то он будет всегда сытым, если книгу – умным и любознательным, если деньги – богатым, а если домбру – творческим.