Туроператор занимается тем что формирует продвигает и реализует продукт
Правовой Консультант #61
Представляем 61 выпуск рубрики «Правовой Консультант». В этом выпуске: на что обратить внимание при приобретении путевки. Ответы подготовлены специалистами компании «Инженеры информации» с помощью справочной правовой системы КонсультантПлюс.
Вопрос: На что нужно обратить внимание при приобретении туристской путевки?
Ответ: Организацией путешествия занимаются компании, осуществляющие туристскую деятельность, на основании заключенного с туристом договора о реализации туристского продукта, то есть комплекса услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (ст. 1 Закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ).
Поскольку фактическое качество оказываемых туристических услуг не всегда отвечает заявленному, внимательно отнеситесь к выбору организации, осуществляющей туристскую деятельность, при приобретении туристского продукта (путевки).
О лицах, осуществляющих туристскую деятельность
Туристскую деятельность осуществляют туроператоры и турагенты.
Туроператор формирует туристский продукт (путевку) путем заключения и исполнения договоров с лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (услуги гостиниц, перевозчиков, экскурсоводов (гидов) и др.).
Таким образом, реализацией созданного туроператором туристического продукта занимается турагентство, которое непосредственно продает его потребителям. Кроме того, туроператор сам вправе реализовывать туристские продукты (путевки) туристам.
Перед заключением договора о реализации туристского продукта надо собрать необходимую информацию о туроператоре и/или турагенте.
О требованиях к туроператорам
Заниматься туристической деятельностью вправе только туроператоры, указанные в Едином федеральном реестре туроператоров РФ, который формирует и ведет Ростуризм (п. 1.1 Административного регламента, утв. Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 26.09.2011 N 1117).
Туроператор должен обладать финансовым обеспечением, то есть иметь договор страхования гражданской ответственности или банковскую гарантию на определенную сумму. Это требование к туроператору является обязательным. Оно означает, что туроператор заключил соответствующий договор со страховой компанией или банком, которые гарантируют это финансовое обеспечение.
В связи с этим перед покупкой туристского продукта (путевки) обязательно проверьте, с каким туроператором работает ваш турагент, внесен ли этот туроператор в Единый федеральный реестр туроператоров, а также каков размер его финансового обеспечения (ст. 4.1 Закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ).
Примечание. Получить эту информацию можно в Интернете на официальном сайте Ростуризма.
О содержании договора о реализации туристского продукта (путевки)
После выяснения и уточнения указанных выше обстоятельств можно приступать к оформлению договора на реализацию туристического продукта (путевки). При заключении договора внимательно ознакомьтесь с его содержанием, при малейших сомнениях обращайтесь к сотрудникам туристической компании за разъяснением.
Договор о реализации туристского продукта должен содержать следующие условия (ст. 10 Закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ):
— о продавце туристского продукта (турагенте или туроператоре), в том числе наименование, ОГРН, ИНН/КПП, адрес (место нахождения), почтовый адрес, банковские реквизиты;
— о туроператоре, в том числе адрес (место нахождения), почтовый адрес, реестровый номер;
— о размере финансового обеспечения туроператора, сведения о договоре страхования ответственности туроператора или банковской гарантии и сведения об организации, предоставившей финансовое обеспечение;
— о туристе (покупателе), включая сведения, необходимые для оформления туристского продукта (путевки);
— об общей цене туристского продукта (путевки) в рублях и порядке ее уплаты;
— о туристском продукте (путевке), включая сведения о программе пребывания, маршруте и условиях путешествия (условия проживания, питания, наличие экскурсовода и т.д.);
— о продолжительности путешествия, включая дату его начала и окончания;
— о порядке сопровождения туристов, включая встречи и проводы;
— о правах, обязанностях и ответственности сторон;
— о порядке изменения и расторжения договора, урегулирования споров или возмещения убытков;
— о порядке и сроках предъявления туристом претензий;
— о порядке, сроках и основаниях предъявления туристом требований о выплате по договору страхования ответственности туроператора или по банковской гарантии.
Примечание. По соглашению сторон могут быть определены иные условия договора (ст. 10 Закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ).
О страховании от невыезда за границу
Для въезда на территорию иностранного государства туристу до начала поездки может потребоваться получение визы. При этом существует риск отказа консульского учреждения в выдаче визы.
В связи с этим страховые компании предлагают страхование расходов, понесенных туристом, вследствие отмены поездки за границу, в том числе по причине решения консульского учреждения об отказе в визе.
Страховка от невыезда за границу оформляется туристом добровольно при заключении договора о реализации туристического продукта (путевки) либо после заключения этого договора в сроки, определенные договором страхования.
О выдаче документов
После заключения договора турист получает экземпляр договора, подписанный уполномоченным лицом туроператора или турагента и заверенный печатью организации.
В соответствии с условиями договора туроператор или турагент оформляют и передают туристу документ, подтверждающий оплату путевки (например, кассовый чек), туристский ваучер, проездные билеты, страховой полис медицинского страхования на период путешествия, загранпаспорт с визой (если требуется ее получение) и памятку туриста по стране.
Полезная информация по вопросу
• продажа и обслуживание справочной правовой системы КонсультантПлюс;
• подписка на журнал для бухгалтера «Главная книга»;
• семинары-тренинги по бухгалтерскому учету и налогообложению
Туроператорская и турагентская деятельность
7.2. Понятие и основные функции туроператора
Не менее значима присущая только туроператорам функция ценообразования на туристском рынке. Возможности каждого туроператора в сфере ценообразования различны и определяются рядом субъективных и объективных факторов. Прежде всего это объемы работы туроператора. Большое количество регулярно отправляемых туристов может позволить туроператору увеличивать размеры блоков мест в отелях и транспортных средствах, а в конечном счете даже открывать собственные представительства на популярных курортах. Крупные туроператоры становятся законодателями цен на туристских рынках. Другие факторы, влияющие на ценообразование: наличие у оператора крупной агентской сети, эксклюзивных договоров с поставщиками услуг, определенные связи и уникальные права на представительство, использование новейших технологий работы и др.
Информативная функция современных туроператоров заключается в том, что в ходе разработки, продвижения и реализации туров туроператор распространяет на рынке всевозможные данные (например, об отличительных чертах туров, туристском потенциале курортов и туристских центров, о культуре и традициях местного населения, процедуре оформления документации и др.), зачастую малоизвестные либо вообще неизвестные ранее, полученные в результате кропотливой работы с вторичными источниками информации или в ходе командировок и ознакомительных поездок.
Существует негласное правило, что новый турпродукт всегда должен быть направлен на удовлетворение потребностей определенного сегмента туристского рынка, имеющего тенденцию если не к динамичному росту, то как минимум к стабильности своей емкости. Также новый продукт должен иметь возможности для последующей своей модификации, поскольку именно это его качество позволит туроператору оставаться лидером по продажам этого направления в будущем в условиях конкурентной борьбы. В любом случае борьба туроператоров за клиентов, их коммерческие интересы только способствуют расширению (количество предлагаемых туристских направлений) и большей глубине (количество видов туров в одном туристском направлении) туристского ассортимента.
Будучи предприятиями с довольно крупным оборотом денежных средств, со значительным штатом работников, туроператоры не могут не выполнять бюджетообразующей функции. Операторы, занимающие лидирующее положение на региональном туристском рынке, обеспечивают солидные денежные поступления в бюджеты этих регионов или государств за счет налоговых сборов и валютных поступлений. Кроме того, туроператоры способствуют созданию огромного количества рабочих мест в гостиничной индустрии, ресторанном бизнесе, сфере досуга и развлечений, транспортных перевозок и др.
Интегрирующая функция туроперейтинга состоит в его способности прямо или косвенно определять принципы внешней политики стран, их приоритеты и курс на мировой внешнеполитической арене. Являясь не только формой внешнеэкономических связей, но и эффективным средством культурного, социального, научного обмена, международный туризм зачастую способен сделать больше, чем дипломатические переговоры на самом высоком уровне.
Из числа функций, приобретенных туроператорами совсем недавно, характерных в большей степени для постиндустриальных экономических систем, можно выделить операторское лобби. Его смысл имеет много общего с политическим толкованием этого термина. Туроператоры получили реальную возможность оказывать давление на прямо или косвенно зависящие от его функционирования предприятия других сфер экономики. Среди направлений туроператорского лобби прежде всего можно выделить поставщиков туристских услуг. Туроператор определяет направления деятельности отелей, авиакомпаний, предприятий питания, предоставления туристских услуг и работ. В свою очередь предприятия-поставщики туристских услуг, понимая свою зависимость от туроператоров, идут им на всяческие уступки-скидки, модернизацию и введение новых услуг и форм обслуживания и др.
Туроператорское лобби подстегивается также и ростом конкуренции между туристскими регионами, их стремлением завоевать симпатии и внимание со стороны крупных операторов, стать одним из направлений их работы. Власти многих регионов упрощают паспортно-визовые формальности, участвуют в совместных рекламных кампаниях, частично возмещают стоимость чартерных перевозок при условии их рентабельной загрузки, гарантируют полную безопасность и максимальный комфорт пребывания.
Таким образом, туроператор в современном мире стал гарантом предоставления потенциальных клиентов многим предприятиям инфраструктуры туристской индустрии, что вполне заслуженно позволило ему превратиться в реальную силу, оказывающую давление как на функционирование зависимых предприятий, так и на политику властей.
Вместе с тем туроперейтинг в определенной степени концентрирует и выполнение некоторых негативных функций, к коим следует отнести отмывание денег, легализацию переводов денег за рубеж, организацию незаконной эмиграции населения, нарушение потребительских прав туристов, элементарный обман и т. п. Вследствие этого во всем мире определен перечень условий, выполнение которых необходимо для осуществления туроперейтинга.
Прежде всего это признание его лицензируемым видом деятельности и определение государственного органа, имеющего разрешительные полномочия. Требования лицензирующего органа (а им могут быть министерства и ведомства, отделы и комитеты, лицензионные палаты, органы исполнительной власти) зависят от законодательства соответствующего государства или местности, но их условно можно разделить на три блока:
Следует сказать, что у нас туроперейтинг с недавнего момента относится к нелицензируемым видам деятельности
Учитывая также степень рискованности туроперейтинга, связанной с работой самого оператора, производителей и поставщиков туристских услуг, форс-мажорными обстоятельствами, и возможность нарушения прав туристов со стороны фирмы в ходе работы, нанесения туристам морального вреда, законодательством многих стран мира (а теперь и нашей страны) в качестве требований к туроперейтингу установлены размеры финансовых гарантий туроператоров. Это определенная денежная сумма, вносимая туроператором либо в качестве депозита в банк, либо в форме гарантий финансовых организаций, которая служит финансовым резервом для покрытия незапланированных расходов туроператора. Размер такой суммы составляет от 100 тыс. до 500 тыс. дол. Эта сумма производит отсев непрофессиональных и «подставных» туроператоров на рынке, тем самым снижая конкуренцию и риск обмана.
Туроператор | Турагент |
---|---|
Предлагает некоторый туристский продукт. Его прибыль формируется из разницы между ценой покупки и ценой продажи. Очень часто туроператор приобретает отдельные услуги, из которых затем формирует комплексный туристский продукт со своим механизмом ценообразования | Действует как розничный продавец, и его прибыль получается из комиссионных за продажу чужого туристского продукта. Турагент реализует туристский продукт по реальным ценам туроператоров или производителей услуг |
Всегда имеет запас турпродукта для продажи | Запрашивает определенный продукт или услугу только тогда, когда клиент выражает покупательский интерес |
В то же время туроператоры могут выполнять и функции турагентов, т. е. заниматься продажей туров других операторов |
Как считает Е.Н. Ильина, функции туроператора включают[Биржаков М.Б. Введение в туризм. М.; СПб.: Невский фонд; Герда, 2007.]:
7.3. Классификация и виды туроперейтинга и туроператоров
Поскольку туроперейтинг весьма разнообразный и разнонаправленный вид приложения человеческого труда, возникает потребность классифицировать как его самого, так и туроператоров по различным признакам.
Детальная классификация туроператоров и туроперейтинга приводится по работе Д.С. Ушакова[Арефьев В.Е. Введение в туризм. Барнаул: АлтГУ, 2002.] с некоторыми дополнениями и корректировкой. Прежде всего, основываясь на географии туроперейтинга, можно выделить аутгоинговых, инкаминговых и инсайд-туроператоров. Аутгоинговый туроператор (отправляющий, инициативный) специализируется на разработке, продвижении и реализации выездных международных туров, т. е. путешествий граждан своей страны за ее пределы ( рис. 7.5). Это наиболее сложный, требующий приложения наибольших усилий и капиталовложений вид туроперейтинга. Сложность аутгоинга заключается в необходимости детального изучения продаваемого направления и получении исчерпывающей информации о самых разных аспектах.
В зависимости от форм сотрудничества флайтеров с авиакомпаниями можно также выделить абсолютных и относительных флайтеров.
Организация въездного туризма также требует от туроператора определенного уровня профессионализма и опыта работы для эффективного преодоления следующих проблем.
Опять же в зависимости от направления работы профиль туроператора может быть:
Любой туроператор, выбирая профиль своей дальнейшей работы, руководствуется следующими факторами: собственная рыночная стратегия (стратегия поведения туроператора на рынке); ценовая стратегия на рынке; рыночные и финансовые возможности туроператора; конкурентная стратегия туроператора на рынке; факторы внешней среды туроперейтинга (законодательство, политическая, социально-экономическая и экологическая ситуация в дестинации).
В зависимости от профиля работы туроператоров можно условно разделить на монопрофильных («специалистов») и многопрофильных («универсалов»). Монопрофильные операторы специализируются на одном направлении или предлагают туры одного вида. Достоинства монопрофильности:
Монопрофильность туроператора может быть стартовой и эволюционной. В случае стартовой монопрофильности оператор еще до начала активной деятельности предполагал заниматься ограниченным числом направлений или видов туров. Это типичный пример открытия деятельности «под кого-то» (большого знатока направления или вида тура) или «подо что-то» (выгодный договор с поставщиками услуг). Стартовая монопрофильность также появляется, когда туроператор выходит на рынок с принципиально новым турпродуктом, пытаясь занять определенную рыночную нишу. Эволюционная монопрофильность подразумевает постепенный процесс формирования однопрофильности, переход от многопрофильности к однопрофильности и др.
Аналогичную классификацию туроператоров по видам деятельности предлагает Е.Н. Ильина[Гулиев Н.А., Кулагина Е.В. Введение в специальность: Туризм. Омск: ОГИС, 2002.]. Она так разделяет всех туроператоров:
операторы массового рынка, продающие турпакеты с использованием чартерных авиарейсов в места массового туризма;
Классифицируют также туроператоров и по размерам. Различаются крупные, средние и мелкие. К крупным туроператорам относятся предприятия, услугами которых пользуются более 100 тыс. человек в год, а их оборот составляет более 35 млн дол. В группу средних входят предприятия с клиентурой от 30 тыс. до 100 тыс. человек в год. К категории мелких относятся предприятия, обслуживающие за год менее 30 тыс. туристов.
Также туроператоры делятся на истинных и посредников. Туроператор «истинный» формирует тур путем заключения прямых договоров с производителями услуг за границей или в другом регионе своей страны. Как правило, он работает на туристов-индивидуалов (эксклюзив-туры). Туроператор-посредник имеет партнера за границей, т. е. рецептивного туроператора. Это удобнее в организационном и финансовом плане. Как правило, туроператор-посредник формирует турпродукт для массового потока туристов. Схема работы туроператоров представлена на рис. 7.6.
Участники туристского процесса
Простейшая схема туристской деятельностивыглядит так: туроператор → турагентство (несколько турагентств) → несколько контрагентов → потребитель (клиент).
Все участники туристской деятельности подразделяются на туроператоров, турагентов, контрагентов, дополнительные организации и непосредственно туристов и потребителе
— привлечение новых и удовлетворение спроса постоянных клиентов;
— поддержка постоянного функционирования уже разработанных туров;
— расчет цен на туристские продукты;
— профессиональная работа с турагентами по передаче им реализации туристского продукта;
— заключение договоров с гостиницами, ресторанами, транспортными бюро, гидами, принимающими туристскими организациями в других городах и странах.
Туроператоры играют ведущую роль в туризме, так как именно эти участники туристского процесса пакетируют различные услуги (например, бронируют номера в гостинице, места в самолете, формируют комплекс развлекательных услуг, организуют трансфер), а затем реализуют их турагентам для продажи туристам.
Туроператоры подразделяются на четыре типа:
1) туроператоры массового рынка реализуют туристские пакеты в известные туристские центры и курорты. Доставка клиентов к месту назначения осуществляется чартерными рейсами
или частным транспортом;
Среди них выделяют пять направлений:
— туроператоры, специализирующиеся на определенной категории клиентов (семейный, молодежный, деловой, научный или образовательный туризм);
— туроператоры, специализирующиеся на определенных направлениях (например, туры в Северную Европу, в Австралию или Южную Америку);
— туроператоры, предлагающие размещение и проживание в конкретных туристских центрах (например, курорты Анталии, города-курорты Кавказских Минеральных Вод, Французская Ривьера, горнолыжные курорты Швейцарии и т.д.);
— туроператоры, перевозящие туристов только на определенном виде транспорта (например, организующие чартерные авиарейсы или теплоходные круизы);
— туроператоры, занимающиеся организацией туров узких направлений (например, дайвинг на побережье Черного моря, сафари в Кении, автобусные экскурсии по странам Европы и т.п.);
— туроператоры внутреннего рынка, т.е. туроператоры, продающие путевки на путешествия только внутри страны; туроператоры внешнего рынка, создающие пакеты турпродукта и продающие их в разные страны, особенно в те, откуда приезжает большое число туристов. Одни из них организуют встречи и развлекательные программы для въезжающих туристов, другие специализируются на доставке из аэропорта или от железнодорожного вокзала до места размещения.
Туроператор выходит на рынок с туристским пакетом — главным туристским продуктом — и реализует его через турагентов или собственные салоны продаж и представительства в разных городах мира. Сегодня самой выгодной считается продажа туров через сеть турагентств, что позволяет туроператору не раздувать собственные штаты и продвигать продукт на новые рынки сбыта с малыми затратами.
В свою очередь турагенты, реализуя полученный от туроператора продукт, преследуют свои цели: получение прибыли без взятия на себя особой ответственности по созданию новых маршрутов, расширение деятельности за счет сотрудничества с несколькими туроператорами, действующими в разных направлениях туризма.
Крупные, известные на рынке туроператоры тщательно выбирают турагентов и заключают с ними договор о сотрудничестве (агентский договор). Деятельность туроператора схематически представлена на рис. 1
Рис. 1. Схема деятельности туроператора
Туроператоры организуют для турагентов специальные информационные туры (инфотуры), в ходе которых они знакомят турагентов с условиями размещения и обслуживания туристов по конкретной программе.
Основными направлениями в деятельности турагентства являются:
— продажа клиенту путевки с бронированием мест и билетов на транспорт;
— непосредственное общение склиентами, выбор туристских маршрутов и программ, включение в договор дополнительных услуг.
По степени зависимости от туроператоровтурагентства подразделяются на пять категорий:
По выполняемым функциямтурагенты подразделяются на
три типа:
В России в настоящее время многие турфирмы выполняют обязанности туроператора и турагента одновременно. Туроператор, разработав новый тур, внедряет его своими силами или отдает в работу турагентам.
Ежегодно выпускается специальный федеральный реестр туроператоров и турагентов, представляющий собой свод данных обо всех туроператорах и турагентах, получивших лицензии на осуществление туристской деятельности. С помощью такого реестра туристские фирмы находят партнеров, получают необходимую информацию в сфере организации туров.
Контрагентыпредоставляют туристам услуги по транспортным перевозкам, размещению, питанию, лечению, экскурсионному обслуживанию, развлечениям. Среди контрагентов особое место занимает гостиничная инфраструктура.
Дистрибьютер— независимый посредник, специализирующийся на закупке турпродукта или услуг, предлагаемых туроператором, и перепродаже их потребителям.
Дополнительные организациив механизме туристского бизнеса — это страховые, рекламные компании, городские и междугородные транспортные предприятия, банки, концертные коллективы, музеи, спортивные клубы и т.п., а также клубы отдыха. В конце XX в. в систему мирового клубного отдыха входило около 5 тыс. клубов, в которых состояло около 4 млн. членов. Клубы отдыха заключают договоры с гостиницами, транспортными предприятиями, предприятиями общественного питания, гидами и на этой основе предлагают своим членам туристские программы разных направлений и форм, включая элитные туры. Владение клубным отдыхом в режиме разделенного времени с целью совершения путешествия в течение определенного периода каждого года называется таймшером. Продолжительность таймшера не может быть менее одной недели.
От грамотного и слаженного взаимодействия всех этих участников напрямую зависит уровень развития и перспективность туризма в той или иной стране.
Персонал в сфере туризма. По статистике, в туризме работает только 20 % высококвалифицированных специалистов, остальные 80 % — это неквалифицированная рабочая сила, в том числе сезонные рабочие.
Как и во многих других сферах народного хозяйства, в туризме профессионально-квалификационные группы подразделяются по преобладанию умственного или физического труда по признакам организаторского и исполнительного, сложного и простого, самоорганизованного и регламентированного, творческого и стандартного труда.
По этим направлениям профессиональные работники сферы туризма условно разделяются на шесть групп, каждая из которых характеризуется аналогичными требованиями к уровню подготовки:
Персонал туристской организации подразделяют на четыре категории: высшее руководящее звено, среднее руководящее звено, работники обслуживания, работники технических служб
В сфере гостеприимства обслуживающий персонал гостиниц и отелей подразделяется на две категории:
— работники первой линии — персонал, общающийся с клиентами (портье, администраторы, горничные);
— работники второй линии, «невидимого фронта» — персонал, не вступающий в прямые контакты с клиентами (уборщицы, электрики, сантехники).
В 2011 г. в России действовало около 12 тыс. турфирм. Примерно 3 /4 из них — индивидуальные предприниматели, открывшие небольшие фирмы с персоналом не более 5 человек. Около 50 % туристских фирм в России занимается продвижением туристского продукта в течение всего года, остальные активно работают только в разгар сезона — летнее и раннее осеннее время. Во всей стране насчитывается приблизительно 230 крупных туроператоров, имеющих собственный бренд, под которым его хорошо знают постоянные клиенты, располагающих собственными агентствами, автомобильным транспортом, филиалами, представительствами в регионах и иногда за границей. Подавляющее большинство ведущих туроператоров находится в Москве и Санкт-Петербурге.
Популярные у потребителей направления туров давно поделены между российскими туристскими фирмами. Новые туроператоры, вступая на туристский рынок, должны разработать качественно новые, часто инновационные маршруты и соответственно осуществить крупные капиталовложения.
Туристская ассоциация представляет собой объединение нескольких равноправных организаций туризма и путешественников с сервисными сферами обслуживания в целях улучшения туристской деятельности.
К числу самых известных туристских организаций на начало XXI в. относятся Ассоциация британских турагентств, Европейская туристская комиссия, Международное бюро социального туризма, Туристская ассоциация стран Тихоокеанского региона, Арабская туристская ассоциация, Международный туристский альянс, Международная академия туризма, Ассоциация научных экспертов по туризму.
В России действуют такие крупные национальные организации туризма, как Российская ассоциация туристских агентств; Национальная курортная организация России; Ассоциация работников туристско-экскурсионных предприятий, отелей и ресторанов Санкт-Петербурга; АСТОР — объединение российских туристских фирм в целях обеспечения выездного туризма; Мостуротель — некоммерческая ассоциация гостиниц и туристских агентств в Москве.
Туристы являются активными участниками туристского процесса. По данным статистики, в 2011 г. по миру путешествовали около 900 млн. человек как индивидуально, так и в составе туристской группы.
Туристами считаются те, кто путешествует с целью развлечения и отдыха, по семейным причинам, по состоянию здоровья, с профессиональными целями, на круизном судне.
Не могут считаться туристами те, кто приезжает в страну на постоянное место жительства, по контракту на работу, для повышения квалификации или продолжения образования, а также транзитные пассажиры.
Для каждой туристской группы назначается руководитель — сопровождающий или инструктор, решающий все организационные вопросы во время путешествия. При необходимости группе выделяется гид-переводчик.
Турист имеет право на обеспечение личной безопасности и сохранности имущества, а также право:
—получать достоверную информацию о правилах въезда в страну временного пребывания, о местных законах и обычаях; об особенности культуры и религии; об основных памятниках природы и истории; об экологической и экономической обстановке на момент приобретения тура;
—перемещаться по стране пребывания с посещением природных и исторических памятников;
—получать возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения туристского договора;
—получать содействие органов власти страны временного пребывания при необходимости любой неотложной помощи;
—получать беспрепятственный доступ к средствам связи.
Турист обязан строго соблюдать законы страны пребывания; уважать государственный строй, обычаи, религию, сохранять окружающую среду, бережно относиться к природному и культурному наследию, соблюдать правила личной безопасности.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).