Туроператор предлагает заменить отель что делать
У туриста в договоре указан один отель, а при приезде на отдых его поселили в другой. В договоре об оказании туристических услуг написано, что турфирма в исключительных случаях оставляет за собой право на замену отеля той же или более высокой категории.
Вопрос:
У туриста в договоре указан один отель, а при приезде на отдых его поселили в другой. В договоре об оказании туристических услуг написано, что турфирма в исключительных случаях оставляет за собой право на замену отеля той же или более высокой категории. Правомерны ли действия турфирмы?
Ответ:
Условие договора о том, что в исключительных случаях туристическая компания может заменить согласованный с туристом отель на другой (без описания требований, которым должен отвечать отель в случае замены) неправомерно, так как в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» относится к существенным условиям и не может быть изменено турфирмой в одностороннем порядке, даже если речь идет о замене отеля на другой, более высокого уровня.
Вместе с тем, если турист был уведомлен о такой замене и от поездки не отказался, то суд может отказать туристу в защите нарушенных прав. Отказ в иске в суде общей юрисдикции можно ожидать и в том случае, если турист (истец) не докажет, что в результате замены отеля существенно изменились обстоятельства: ухудшились условия путешествия, указанные в договоре и туристской путевке. Другими словами, если предложенный отель (гостиница) по классу не уступает замененному, оказывает те же услуги, в нём действуют те же цены и т. д., то оснований полагать, что отдых был испорчен, нет. Более того, турист, узнав, что условие об отеле изменено, всегда может отказаться от договора, но сделать это необходимо до поездки. В этом случае договор расторгается, деньги турагентство обязано будет вернуть.
Однако если турист узнаёт о замене отеля только по прибытии в место отдыха, то, полагаем, действия по замене отеля со стороны туроператора в любом случае незаконны, так как турист не имел возможности отказаться от договора в связи с изменением его существенных условий до выезда на отдых. Существует также позиция судов, в соответствии с которой, об изменении условий договора (замена отеля) турист должен быть не только уведомлен, но данные изменения договора должны быть согласованы, что предполагает внесение изменений в уже заключенный договор или лист бронирования.
Необходимо иметь в виду, что согласно статье 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» устанавливается полная ответственность туроператора перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристских услуг независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги. То есть, в случае предоставления туристу без его согласия средства размещения, не соответствующего условиям туристского договора, ответственность будет нести туроператор.
Разработка и продвижение сайта – FMF
Почтовый адрес:
428018, г. Чебоксары, Московский пр., 3Д
8-800-250-68-60
Предупреждение
JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 42
Замена отеля Турфирмой
Бывает так: выбрал отель, забронировал тур, оплатил все заранее, приехал и отдыхаешь. Хорошо отдыхаешь. Прост отлично. Но у туристов, которые обращаются к нам за юридической помощью, обычно случается иначе. Приехал на отдых, а селят тебя не в долгожданный отель, выбранный тобой еще год назад, а в какой-то совершенно другой, о котором ты знать не знал, а как узнал и отзывы в интернете почитал, так и отдыхать перехотел. Иными словами: замена отеля.
Замена отеля – она из наиболее частых категорий жалоб, с которыми к нам обращаются туристы.
Причины замены отеля могут быть абсолютно разными, вот некоторые из них:
— отель продал мест больше, чем может разместить гостей;
— туроператор продал мест больше, чем было выкуплено в отеле;
— туроператор изначально не планировал селить вас в выбраны отель, но продал Вас его потому, что этот отель лучше продается. А переселят Вас в тот отель, который продается хуже;
— турагент не успел забронировать выбранный Вами отель, и дабы не терять клиента, выпил что выкупил;
— турагент не мог забронировать выбранный Вами отель, потому что свободных мест там давно нет, но заработать хочется и …
— произошла ошибка: названия отелей похожи и Вы с турагентом не правильно друг друга поняли.
Что же делать в подобной ситуации?
Вариантов ваших действий при замене отеля может быть несколько, и прежде всего это зависит от того, когда вы узнали о замене.
Почитайте информацию об отеле, который Вам предлагают в качестве альтернативы. Если замена достойная, то боятся нечего. Если же предложенная замена отеля Вас не устраивает, вы имеете право отказаться от исполнения договора и потребовать возврата денежных средств за тур. Возврат денег будет происходить без каких либо удержаний. Корме того, в случае, если Вы сможете купить аналогичный тур у другого туроператора, но по более высокой цене, Вы вправе требовать от турфирмы возмещения разницы в цене.
Если вы столкнулись с заменой отеля, то следует обратиться с претензией к туроператору. А в случае отказа удовлетворять ваши требования, необходимо обращаться в суд. О том, как писать претензию и исковое заявление, вы можете прочитать у нас на сайте.
В случае, если Вы столкнулись с подобной ситуацией, обращайтесь в Клуб защиты прав туриста. Мы имеем огромный опыт решения подобных проблем.
Туроператор изменил сроки путешествия. Что делать?
Что же делать туристам в настоящее время, когда туроператор изменяет сроки путешествия в связи с распространением вируса COVID-19 и ограничением/запретом авиасообщения между странами?
1. В случае путешествия в страну, где действует режим угрозы безопасности туристов: Турист вправе потребовать расторжения договора о реализации туристского продукта и возврата суммы в размере стоимости туристского продукта (до начала путешествия) (ст. 14 Закона №132- ФЗ).
2. В случае путешествия в страну, в отношении которой не введен режим угрозы безопасности туристов: Турист вправе потребовать расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с невозможностью совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (закрытие авиасообщения, запрет въезда в страну временного пребывания и пр.) либо существенное ухудшение условий путешествия (введение ограничительных мер, закрытие объектов туристической инфраструктуры и пр.). В случае, если туроператор изменил без согласования с туристом сроки путешествия, и данные сроки не устраивают туриста, необходимо предъявить претензию об изменении или расторжении договора с возвратом внесенных денежных средств. Согласно п.21 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 г. №452, требования потребителя по претензии подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня их предъявления (получения претензии туроператором). В случае, если стороны не договорились в рамках досудебного урегулирования, можно требовать расторжения/ изменения договора в судебном порядке. Необходимо учитывать, что при расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора (п. 3 ст. 451 ГК РФ).
Версия для печати | Версия для MS Word | Защита прав потребителей |
(c) Управление Федеральной службы по надзору Адрес: 414057, г. Астрахань, ул. Н. Островского, 138 План «Б» туроператора: стоит ли туристу соглашаться на замену отеляПо приезде в отель турист узнал, что в заказанной пятизвездочной гостинице нет мест. Туроператор предложил на замену другой отель такой же «звездности». Вместо этого клиент зашел на сайт Booking.com, где предлагались номера в изначально утвержденном месте, и заново оплатил пребывание. По возвращению он решил отсудить у туроператора потраченные деньги. Суды разрешили дело по-разному, а эксперт «Право.ru» дала совет туристам, которые оказались в аналогичной ситуации. Приехав на место отдыха, турист может узнать, что мест в оплаченной гостинице уже нет. Тогда ему предлагают заселиться в другое место. Но зачастую дело не в ошибке: таким образом туроператор может «принудительно» заполнять отели, которые не пользуются спросом, говорит Дмитрий Дробязко из национальной юркомпании «Митра». Возможно, именно в такой ситуации оказался Петр Даров*, который купил тур в новогодние праздники на китайский остров Хайнань за 152 000 руб. для себя и семьи (всего три человека). Туристов должны были поселить в гостинице Le Meridien Shimei Bay Beach Resort & Spa 5*. Но по приезду представители туроператора ООО «Русь-Тур» объявили, что в этом отеле не осталось мест: якобы под Новый год приехало много путешественников, в том числе китайских, о чем стало известно только после продажи путевки. Туристам предложили другой вариант – Four Points by Sheraton Shenzhou Peninsula 5*. Вместо этого Даров зашел на сайт Booking.com и проверил изначально выбранный отель. Оказалось, что свободные места есть, и семья решила разместиться там. Даров оплатил номер из своих денег, а по приезду домой подал в суд на туроператора «Русь-Тур» и турагента «Реал-Транс». Он потребовал взыскать полную стоимость тура (из-за существенного недостатка услуги), компенсировать 118 733 руб., потраченные на повторную оплату номера, и 100 000 руб. морального вреда. По мнению истца, туроператор нарушил договор, потому что клиент не давал согласия на замену отеля. Две инстанции отклонили иск к турагенту и требование о возврате полной стоимости путевки, но разделились во мнениях, должен ли «Русь-Тур» компенсировать повторную оплату того же отеля. Исключительный случайЗаельцовский райсуд Новосибирска решил отказать Дарову. Он пришел к выводу, что компания имела право заменить утвержденный отель на другой при сохранении категории обслуживания. Такое право было закреплено в туристическом договоре, а также агентском договоре между «Русь-Туром» и «Реал-Транс» «в исключительных случаях». Замена в случае Дарова оказалась не хуже изначального варианта (по крайней мере, истец не доказал обратного). Поэтому права туриста не были нарушены, объяснил райсуд (решение № 2-1347/2017). Поэтому истец оплатил номер в Le Meridien «на свой страх и риск, без объективных причин». Иного мнения оказался Новосибирский облсуд. По его решению Даров получил компенсацию оплаты отеля 118 733,17 руб., морального вреда 5000 руб. и «потребительский» штраф 61 866 руб. (50% от неисполненных требований клиента). Само по себе условие договора о возможности замены отеля не освобождает туроператора от ответственности за неисполнение своих обязанностей, объяснила апелляция. Соглашение предусматривает конкретный способ размещения заказчика – это существенное условие договора, которое нельзя изменить без его согласия. Поскольку туроператор его нарушил, он должен возместить убытки Дарова, оплатившего номер повторно. По мнению коллегии, права потребителя не пострадали бы в том случае, если в договоре был перечислен список отелей или категория, в пределах которой исполнитель мог выбрать другую гостиницу. Поставив свою подпись в документе, турист согласился бы с заменой, объяснила апелляция (определение № 33-10919/2017). Апелляция исправила первую инстанцию и в распределении бремени доказывания. Именно туроператор, а не потребитель должен обосновать, что отель на замену не хуже первоначального: имеет такое же расположение по отношению к пляжу, те же услуги и по качеству, и по количеству. Что еще важнее – туроператор обязан доказать, что не мог разместить истца с семьей в первоначально выбранной гостинице, то есть наступил «исключительный случай» по договору. Ничего из этого «Русь-Тур» не сделал. Позиции обеих инстанций звучат логично и оправданно, считает Екатерина Баглаева из КА «Юков и партнёры»: на одной чаше весов свобода договора (клиент согласился на замену отеля не ниже классом), а на другой – вопрос защиты прав клиента, который является слабой стороной. В этом случае, как и во многих других, – перевес на стороне принципа защиты прав потребителя, говорит Баглаева. А по мнению Дробязко, оба суда не стали глубоко вникать в подробности спора. В актах не указано, исследовались ли вопросы, как турист узнал о невозможности заселения, какие отличия имеют два отеля, были ли свободные места в Le Meridien на момент брони и, в конце концов, был ли номер в этой гостинице забронирован первоначально. Что делать туристу в подобной ситуации?Как поступить, если по прибытии на место отдыха турист получил предложение поселиться в другом отеле, но не согласен на замену? Советы дает Баглаева из КА «Юков и партнеры»: * имя и фамилия изменены редакцией Пандемийные путешествия: что делать, если оператор меняет условия тура Хороший туроператор объяснит пандемией любые изменения: рост цен на услуги, перенос вылета в аэропорт другого города, смену дат поездки. Часть изменений продавец может внести законно, и даже суд встанет на его сторону. Но бывают ситуации, когда операторы откровенно хитрят и меняют условия тура на выгодные для себя. Как оспорить незаконное решение оператора без суда и нельзя менять в туре без согласия путешественника? Менять – нельзя – оставитьНачнём с основ: изменения места пребывания, маршрута, условий путешествия, средств размещения и проживания, категории гостиницы и типа питания, услуг гида, экскурсовода и перевозчика, информация о дополнительных услугах – это существенные условия туристского договора. О любых переменах, связанных с этими пунктами, туроператор должен уведомить турагента или туриста напрямую, согласно ст. 10 ФЗ № 132 «Об основах туристской деятельности в РФ».
В одностороннем порядке без уведомления путешественника условия тура менять нельзя. А если в договоре сказано, что оператор вправе менять порядок тура по своему усмотрению, такой документ противоречит закону о туризме и ст. 310 Гражданского кодекса РФ. Поэтому оператор обязан любые изменения согласовать с путешественником. А вот принимать новые условия или нет – решение туриста. Правда, обычно изменение условий означает следующее: покупатель тура даёт письменное согласие на новые условия, доплачивает по необходимости или расторгает договор с оператором и ждёт возврат денег. А это уже более весёлая история в условиях пандемийных путешествий. Разные даты – разные правилаВ начале 2020 года никто не ждал глобальной эпидемии нового коронавируса и закрытия границ. Поэтому люди спокойно покупали туры на год вперёд. Когда ВОЗ объявил пандемию, стало понятно – теперь не до путешествий. Российское правительство приняло 20 июля 2020 постановление № 1073. Согласно документу, туроператор должен вернуть деньги за путёвку или предложить соразмерные условия тура на другие даты до 31 декабря 2021 года. Но это правило распространяется только на туры, частично или полностью оплаченные до 31 марта 2020. Если тур был куплен до пандемииОператор должен выполнить тур до 31 декабря 2021, заключив дополнительное соглашение с туристом. Организатор либо выполняет с точностью условия тура, прописанные в первоначальном договоре, либо предлагает равнозначный. Программа пребывания, туристический маршрут, условия поездки и перевозки, категория гостиницы, формат питания, дополнительные услуги должны совпадать. Например, турист купил путёвку в Таиланд в трёхзвёздочный отель на Пхукете. Варианта два: либо выполнить тур до 31 декабря 2021 года, либо предложить путёвку с похожими условиями. Требовать доплату запрещено.
Изменение условий поездки на равнозначные туроператоры должны были разослать клиентам до 22 сентября 2020. Если подобрать аналогичный тур не удалось – турист расторгает договор, а оператор – возвращает деньги. С этим случилась заминка: многие люди «пролетели» с путёвками в страны, которые не открылись для туристов, или ввели жёсткие условия въезда. С Турцией снова произошёл коллапс – российские власти ограничили авиасообщения весной 2021. Придётся снова ждать переноса тура или всё-таки расторгать договор. На возврат денег у оператора есть 1,5 года. Исключения предусмотрены для льготных категорий. В течение 90 дней деньги вернут: Многие туристы давно расторгли договоры, но операторы продолжают обещать возврат денег. Поэтому премьер-министр Михаил Мишустин распорядился до 31 декабря 2021 в обязательном порядке вернуть деньги по путёвкам, купленным по 31 марта 2020. Приём с даты расторжения договора на стоимость поездки начисляется неустойка – 1/365 ставки ЦБ. За год – 5%, практически банковский вклад. Если тур был куплен во время пандемииПоездки по миру в 2021 году – игра в русскую рулетку. Некоторые страны открыли въезд для туристов при условии карантина и отрицательных ПЦР-тестов. Другие пускают к себе только при наличии сертификата о вакцинации. Но главная беда – непредсказуемость. Сегодня границы одного государства открыты, а завтра – уже нет, как это было с Турцией и Танзанией в апреле. В пандемию сложно спланировать поездку заранее, так как условия тура могут поменяться за день до выезда. Поэтому выгоднее самостоятельно организовать тур и купить возвратные билеты на рейс, чтобы не зависеть от оператора. Правила для путешественников, которые купили путёвки до 31 марта 2020 года, на новые туры не действуют. Правительственных распоряжений на случай отмены поездок тоже нет. Ситуации с аннулированием путёвки решаются на основе законов «О защите прав потребителей», «О туристской деятельности» и ст. 451 Гражданского кодекса. Когда поездка отменилась, оператор должен вернуть стоимость тура вычетом фактически понесённых расходов. Если же продавец не выполнил условия договора или оказал некачественные услуги, он должен вернуть деньги полностью. Есть несколько универсальных советов, которые помогут либо вернуть деньги, либо снизить потери. Какое бы направление для поездки вы не выбрали, уточните, какие ограничения действуют в стране, когда нужно сдать ПЦР-тесты при въезде, нужно ли предоставлять сертификат о вакцинации. Не забудьте по возвращению в Россию сделать ПЦР и отправить результаты исследования через Госулсуги. Список стран, открытых для путешествия, и условия въезда мы приводили в отдельном материале.
|