Титульный лист второго издания (Лейпциг, Германия, 1880)
Жанр:
«Отцы́ и де́ти» (рус. дореф. Отцы и Дѣти ) — роман русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883), написанный в 60-е годы XIX века.
Роман стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят молодёжью как пример для подражания. Такие идеалы, как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова. [1]
Содержание
Сюжет
Действия в романе происходят летом 1859 года, то есть накануне крестьянской реформы 1861 года.
Величие Базарова Тургенев показал во время его болезни, перед лицом смерти. В речи умирающего боль от сознания близкого неминуемого конца. Каждая реплика, обращенная к Одинцовой, — сгусток духовных страданий: “Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант. Я нужен России. Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?” Зная, что умрет, он утешает родителей, проявляет чуткость к матери, скрывая от нее грозящую ему опасность, обращается с предсмертной просьбой к Одинцовой — позаботиться о стариках: “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать. ” Мужество и стойкость его материалистических и атеистических взглядов проявились в отказе от исповеди, когда он, уступая мольбам родителей, согласился принять причастие, но только в бессознательном состоянии, когда человек не отвечает за свои поступки. Писарев отмечал, что перед лицом смерти “Базаров становится лучше, человечнее, что является доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры”. Не успевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о ней. В этом заключается главный смысл финала. Об этом же писал сам Тургенев:
“Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — все-таки обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего”.
Цитата:«Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть».
История создания
Поводом для создания романа «Отцы и дети» послужило знакомство Ивана Сергеевича Тургенева с молодым врачом. В этом человеке Тургенев увидел воплощение того самого зарождавшегося течения, которое впоследствии получит название «нигилизм». В романе он постарался выразить принципы нигилистов и описать их.
Роман посвящён «неистовому отрицателю» — литературному критику Виссариону Григорьевичу Белинскому.
Проблематика:
Смысл названия: В названии романа отражено противоборство старого и нового — мира либерально настроенного дворянства и мира нигилистической прагматичной молодёжи. В то же время Тургенев указывает на вечную актуальность этой темы: всегда были и будут отцы и дети; одни идеи сменяются другими, а старшее и младшее поколения всегда противостоят друг другу.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: роман.
Жанровые особенности: социально-психологический роман.
Время и место действия: Действие происходит в 1859-1860 гг. в усадьбах Марьино (имение Кирсановых) и Никольское (имение Одинцовой), а также в деревне, где живут родители Базарова.
Действующие лица
Евгений Васильевич Базаров — студент-медик, по убеждениям — нигилист (то есть отрицает общепринятые нормы, мораль, этику и вообще любые устоявшиеся представления).
Аркадий Николаевич Кирсанов — друг Евгения Базарова. Сначала разделяет нигилистические убеждения Евгения, потом отказывается от них.
Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия, помещик. По убеждениям — либерал. Интересуется искусством и прогрессивными инновациями. Живёт в гражданском браке с женщиной из крестьян — Фенечкой, чего поначалу очень стесняется.
Павел Петрович Кирсанов — дядя Аркадия Кирсанова, старший брат Николая Павловича. По убеждениям — ярый либерал. Аристократ. Яростный оппонент Евгения Базарова. Не женат.
Василий Иванович Базаров — отец Евгения Базарова. В прошлом хирург, во время действия романа — управляющий в имении жены. По убеждениям консерватор, за современными новшествами не следит. Религиозен.
Арина Власьевна Базарова — мать Евгения Базарова. Очень суеверная и религиозная.
Анна Сергеевна Одинцова — молодая женщина, вдова. Разделяет идеи нигилистов, но превыше всего ставит собственное спокойствие.
Екатерина Сергеевна Локтева — сестра Анны Одинцовой, тихая юная девушка.
Виктор Ситников — приятель Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. По убеждениям — нигилист, но его нигилизм скорее дань моде. Базаров крайне презрительно относится к Ситникову.
Евдокия Кукшина — приятельница Ситникова, также рьяная нигилистка в силу моды.
Фенечка (Федосья Николаевна) — дочь экономки Николая Кирсанова, его гражданская (а впоследствии и законная) жена.
Краткое содержание
Весна 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, помещик, на постоялом дворе ожидает приезда своего сына Аркадия, студента. Сын приезжает с другом — Евгением Базаровым.
Домой Аркадий едет с отцом в коляске, а Базаров — отдельно, в тарантасе. Николай Петрович очень рад сыну, всё время обнимает его. Аркадий несколько смущён и всё оглядывается на Базарова.
Николай Петрович рассказывает сыну о жизни имения, осторожно сообщает, что с ним живёт девушка Феня, но если Аркадий против, то она уедет. Кирсанов-младший не протестует против Фени и размышляет про себя о необходимости преобразований в русской деревне. Николай Петрович пытается декламировать Пушкина, но его прерывает Базаров (просит у Аркадия закурить). Кирсанов-старший замолкает и по дороге больше ничего не говорит.
В имении гостей встречает Павел Петрович Кирсанов, красивый и очень ухоженный мужчина (резкий контраст с Базаровым — неопрятным и равнодушным к собственной внешности). После знакомства студенты отправляются привести себя в порядок с дороги. Павел Петрович расспрашивает младшего брата о Базарове (заметно, что Евгений ему не понравился).
За обедом говорили мало. Потом все сразу же разошлись по своим комнатам. Базаров достаточно резко изложил Аркадию впечатления о семействе Кирсановых. Кирсановы-старшие долго не спали: Павел Петрович размышлял о жизни, глядя в огонь, а Николай Петрович думал об Аркадии.
На следующий день раньше всех проснулся Базаров. Он пошёл гулять, а потом с компанией мальчишек отправился ловить лягушек. Аркадий навещает заболевшую Фенечку и выясняет, что у него есть маленький брат. Он радостно воспринимает эту новость и корит отца за то, что скрывал это от него. Николай Петрович и Павел Петрович расспрашивают Аркадия о Базарове. Младший Кирсанов рассказывает, что Евгений — нигилист, не принимает в жизни ничего, не проверив это на собственном опыте. Тут возвращается Базаров. Он несёт лягушек, наловленных для опытов.
После утреннего чая препирательства между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым становятся совсем уж серьёзными. Николай Петрович хочет как-то снять напряжение и просит Евгения помочь ему собрать удобрения (Николай Кирсанов увлечён инновациями в сельском хозяйстве).
Аркадий пытается устранить неприязнь Базарова к Павлу Петровичу и рассказывает другу историю его жизни. Павел Кирсанов подавал огромные надежды: красавец, военный, молодой — по нему сохли женщины, а мужчины ему завидовали. Но Павел Петрович влюбился в замужнюю княгиню. Княгиня была лёгкого нрава: легко сошлась с Кирсановым, легко его бросила. А Павел Петрович страдал и в течение четырёх лет ездил за ней по всему свету. Потом вернулся на родину. Пытался жить по-прежнему, но его настигла весть о смерти любимой. Тогда он бросил всё и уехал в деревню к овдовевшему брату.
Николай Петрович навещает Фенечку и их ребёнка — маленького Митю. Рассказывается история их отношений: Феня и её мама жили очень бедно, и Николай Петрович забрал их в своё поместье. Он полюбил Фенечку, и после смерти её матери они стали жить как муж и жена.
Базаров также познакомился с Феней и ребёнком, сообщив, что он врач, и если его услуги нужны, то он всегда готов помочь. Евгений случайно слышит, как Николай Петрович играет на виолончели. Базаров смеётся (что сердит и раздражает Аркадия).
Крепостные любят Базарова, Павел Петрович испытывает к нему глубокую неприязнь, а Николай Петрович волнуется, как Евгений повлияет на Аркадия. Услышав, что Базаров называет его «отставным человеком», Николай Кирсанов обижается и даже обсуждает это с братом. Павел Кирсанов хочет утереть нос молодому наглецу.
Во время вечернего чаепития происходит скандал: Базаров говорит о «бессмысленности» аристократии, а Павел Петрович утверждает, что нигилизм только ухудшает и без того нестойкое положение в стране. В результате Евгений уходит, назвав этот разговор бессмысленным. Николай Петрович вспоминает, как в юности ссорился с матерью, утверждая, что она его не понимает. Теперь такое же непонимание — между ним и его сыном.
Перед сном Николай Петрович вспоминает покойную жену, Павел Петрович размышляет о своём, а Евгений Базаров предлагает Аркадию съездить в город и навестить давнего знакомого.
Молодые люди едут в город, навещают друга Базарова Ильина, встречают Ситникова — ещё одного знакомого Базарова. Виктор Ситников приглашает их в гости к Кукшиной.
У Кукшиной друзьям решительно не понравилось: неопрятная хозяйка и глупые разговоры ни о чём. В разговорах между прочим упоминается Анна Одинцова.
На балу Базаров и Кирсанов знакомятся с Анной Сергеевной Одинцовой — очень милой и приятной женщиной. Она приглашает друзей в гости. Базаров впечатлён тем, насколько Одинцова не похожа на других женщин.
Рассказывается история Одинцовой: её отец проигрался и оставил дочерям только долги. Анна стала решать проблемы сама. Она вышла замуж, прожила с мужем шесть лет и овдовела. С тех пор живёт замкнуто.
В гостях у Анны Сергеевны Базаров ведёт себя неожиданно: много говорит, с охотой рассказывает о медицине. Анна Одинцова проявляет знание предмета и живой интерес. Они с Базаровым много времени проводят вместе, гуляют в саду. Сестра Анны Сергеевны, Катя, несколько стесняется: позволяет себе лишь играть на фортепиано.
Тем временем Базаров понимает, что влюбился. Его это раздражает, так как он всегда считал любовь ерундой, обманом. Евгений встречает управляющего из их родового поместья, и тот говорит, что родители ждут сына, волнуются. Вечером того же дня Базаров решает объясниться. Он признаётся Одинцовой в любви, но та отвечает: «Вы меня не поняли». Анна Сергеевна не хочет нарушать своего спокойствия. Измучившись, Базаров уезжает к родителям, Аркадий сопровождает друга.
Родители очень радуются приезду Евгения, стараются во всём ему угождать, не демонстрировать своих чувств, чтобы его не раздражать.
У родителей Базаров побыл совсем недолго: Евгений сказал, что из-за их чрезмерного внимания он не может работать. Они почти поссорились с Аркадием: младший Кирсанов пытался доказать другу, что нельзя так относиться к семье. Родители ужасно огорчились, что Евгений уезжает, но стараются скрыть свои чувства.
По пути друзья решают навестить Анну Сергеевну. Одинцова холодно их встречает и даёт понять, что визиту не рада. Евгений и Аркадий возвращаются к Кирсановым.
Проходит время. Аркадия всё же тянет к Одинцовым. Он находит повод и отправляется к ним снова. Базаров занимается только опытами, ни с кем не бывает дружелюбен — только с Фенечкой. Однажды он, чтобы проверить свои догадки, целует Фенечку в губы. Это видит Павел Петрович. Старший Кирсанов уходит, не говоря ни слова, и Базарову совестно.
После этого Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль. Оба молчат о Фенечке: для всех причина их дуэли — в политических разногласиях. Евгений ранит Павла Петровича в ногу.
После этого оставаться у Кирсановых, конечно, нельзя, и Базаров едет к своим родителям, но по дороге заезжает к Одинцовой. Он беседует с Анной Сергеевной, признаёт свою неправоту и просит остаться другом.
За прошедшее время Аркадий и Катя успели полюбить друг друга, и младший Кирсанов сделал девушке предложение. Базаров недоволен: он говорит, что Аркадий не годится для настоящих дел. Кирсанов возвращается домой.
Базаров же не знает, чем заняться у родителей. Он начинает лечить больных крестьян, но, вскрывая труп тифозного больного, ранит руку и заражается тифом.
Перед смертью он хочет увидеть Одинцову. Анна Сергеевна приезжает. Измученный болезнью Евгений говорит о своих чувствах к ней, а после умирает.
Спустя полгода прогремели две свадьбы: Аркадий женился на Кате, а Николай Петрович — на Фенечке. Анна Сергеевна также вышла замуж, но не по любви, а по общности мыслей. Павел Петрович уехал за границу. И только старички Базаровы неизменно ходят на кладбище на могилу сына.
Экранизации
«Отцы и дети» (Россия, 1915, немой фильм); «Отцы и дети» (СССР, 1958, режиссёры Адольф Бергункер и Наталья Рашевская); «Отцы и дети» (СССР, 1974, фильм-спектакль); «Отцы и дети» (СССР, 1983); «Отцы и дети» (Россия, 2008).
Обозначьте основной конфликт романа «Отцы и дети».
Ответ. Основным конфликтом романа «Отцы и дети» является конфликт поколений. На это указывает даже название романа. Тема взаимопонимания между старшим и младшим поколениями всегда была актуальна. В романе противоречия эпох воплотились в образах Павла Кирсанова (представитель либерального дворянства) и Евгения Базарова (нигилист).
Середина XIX века — начало больших перемен в истории Российской империи. От старинного патриархального уклада страна стремительно неслась к развитию промышленности, торговли, разлитию науки и техники. Промышленная революция не могла не отразиться на социальных отношениях — старое поколение, привычное к традиционному образу жизни, столкнулось с новым.
Этот конфликт и описал И. Тургенев в своем произведении «Отцы и дети», краткое содержание и идеи романа будут описаны в данной статье.
Очень короткий пересказ романа
После учебы в университете Аркадий приезжает в отчий дом, привозя своего друга Евгения Базарова, человека другого поколения с новыми взглядами на жизнь. Нигилист Базаров не принимает взгляды и философию старшего поколения Кирсановых и часто спорит с ними на различные жизненные темы. Каждая из сторон чувствует себя правой.
Базаров расходится с Аркадием, которому мировоззрение приятеля стало чуждым. Базаров как всякая недюжинная натура остался в трагическом одиночестве. Он умирает от случайного пореза пальца.
Время и место сюжета
События романа происходят летом. На дворе — 1859 год. Место развития сюжета — российская провинция. Сначала события разворачиваются на постоялом дворе, где Николай Петрович Кирсанов ожидает возвращения сына, потом действие происходит в семейном поместье.
Автор поместил главных героев в атмосферу российской глубинки не случайно. Именно там противоречия между старым и новым жизненным укладом видны особенно ясно. Примечательно, что практически все главные герои проживали в столице, поэтому достаточно ясно представляют себе перемены в стране, но не принимают их, предпочитая жить так, как жили поколения их предков.
Герои романа «Отцы и дети» и их краткая характеристика
Главные герои романа представлены уже в первых главах произведения. Постараемся представить краткую характеристику каждого из действующих лиц.
Базаров сын полкового лекаря, он подчёркивает своё плебейское происхождение, хотя мать его — столбовая дворянка. Евгений небрежен в одежде, не блещет манерами (эти пустяки не для него), он внешне холоден, не любит излияний чувств. Вместе с тем в Базарове много симпатичного: его лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», он труженик, сам зарабатывает себе на жизнь, учится на медицинском факультете, его думы заняты просвещением невежественного народа и будущим России. Трудовая жизнь закалила его, он суров. Базаров отрицает романтику, не признаёт стихов, но в груди его «страстное бунтующее сердце».
Герой не представляет, как строить будущее, считает, что задача нигилистов — сломать, разрушить устои, этим он и ограничивается. Жизнь показывает Базарову несостоятельность его теории отрицания нематериальных ценностей, когда он оказывается во власти любви. В конце романа Евгений скептически относится к мужикам, к будущему России, умирает от трупного заражения, порезав палец на вскрытии. Его последние слова: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен».
Он не выдающийся мыслитель или учёный-естествоиспытатель, молодой человек желает обычного семейного счастья, к чему Базаров относится с презрением. Но ничего недостойного в желании Аркадия нет. Он полюбил девушку, женился, стал рьяным хозяином в имении.Таким образом, Аркадий, примкнувший было к нигилистам — новым людям, остался в лагере отцов — дворян-либералов.
Человек с сильным характером, способный на сильное чувство. В молодости он пережил любовную драму, из-за которой отказался от блестящей карьеры. Так и не оправившись от несчастной любви, он стал вести уединённую жизнь в деревне у брата. Базаров относительно Павла Петровича высказал мнение, что мужчина, поставивший свою жизнь на карту женской любви, — не мужчина.
Герой так и не сумел найти смысл жизни. Он уехал за границу, считался там славянофилом, но ничего русского не читал. Вся его приверженность к народу сводилась к пепельнице в виде серебряного мужицкого лаптя.
Второстепенные герои
Второстепенные герои служат обрамлением основных действующих лиц, дополняют и раскрывают характеры главных персонажей романа.
Анна Сергеевна не обращает внимания на кривотолки, которые ходят вокруг её имени. У неё независимый сильный характер. Больше всего в жизни она ценит стабильность и комфорт. Бывать в свете Одинцова не любит, предпочитает уединённый образ жизни. Ум её любознательный и одновременно равнодушный, душа жаждет чего-то, но при малейшей угрозе её спокойствию все порывы глохнут.
С главным героем она схожа независимостью суждений, отсутствием сентиментальности и романтичности. В ней зарождалось чувство к Базарову, но она побоялась себе в этом признаться и отвергла его. Однако проявляет великодушие при известии о скорой кончине Евгения Васильевича.
В дальнейшем она вышла замуж, не по любви, но по убеждению, за умного человека со многими достоинствами, будущего русского деятеля.
Краткое содержание романа «Отцы и дети» по главам
Рассмотрим более подробно содержание романа и раскроем краткое содержание каждой его главы.
Глава 1
Весна 1859 года. Помещик Николай Кирсанов лет сорока с небольшим, владеющий хорошим имением в двести душ, ждет возвращения своего сына из университета. Автор кратко описывает жизнь Николая и его семьи, его прошлое. Николай из-за травмы ноги стал негоден к военной службе, окончил университет, женился по любви, но через десять лет счастливой семейной жизни овдовел.
С десятилетнего возраста Николай воспитывает сына один. Когда Аркадий поступил в университет, Николай жил с ним три года в стоице, но в последнюю зиму выехать не смог. И теперь поджидает сына, ставшего кандидатом, уже совсем седой, пухленький и немного сгорбленный. Взволнованный отец увидел, как показался тарантас, различил дорогое лицо сына и поспешил навстречу.
Глава 2
Встреча отца и сына состоялась. Аркадий приехал не один, а со своим хорошим приятелем Евгением Базаровым. Николай горячо любит своего сына, и готов оказать его университетскому другу теплый прием. Он крепко пожал руку Базарова, которую тот не сразу подал.
Аркадий рекомендует отцу Евгения, как человека простого, которого можно не стесняться. Базаров решает ехать отдельно от Кирсановых и усаживается в тарантас. Николай и Аркадий Кирсановы уезжают в коляске с постоялого двора в Марьино.
Глава 3
Во время поездки домой отец старается рассказать сыну о делах, происходящих в имении, заинтересовать текущими хлопотами. Он очень соскучился по Аркадию, старается вовлечь его в разговор, обнять. Младший Кирсанов стесняется проявляться свои чувства, ведет себя развязно, игнорирует чувства отца.
В этой главе мы впервые узнаем о Фенечке — возлюбленной Николая Кирсанова. Отец говорит, что если сыну неприятно ее присутствие, то Фенечка может уехать. Сын отвечает, что отсылать её необязательно, и оба меняют тему разговора.
Подъезжая к имению, Аркадий видит следы запустения — все требует преобразований и хозяйских рук. Но как изменить жизнь в поместье к лучшему, младший Кирсанов не знает.
Восторгаясь красотами природы, Николай Кирсанов пытается продекламировать пушкинское стихотворение. Базаров, беспардонно прерывая Николая, просит Аркадия закурить. Отец умолкает и больше за всю дорогу не произносит ни слова.
Глава 4
Встречать путешественников вышел только старый слуга и двенадцатилетняя девочка, показавшаяся на миг. Николай Кирсанов ведет гостей в дом и наказывает подать обед. Здесь читателям предстоит знакомство с еще одним героем романа — Павлом Петровичем Кирсановым. С ним гости сталкиваются в дверях.
Дядя Аркадия — статный, ухоженный и очень привлекательный мужчина. Его выправка и безупречный вид сильно выделяются на фоне небрежно одетого и развязного Базарова. Знакомство состоялось, и гости пошли привести себя в порядок перед обедом. Старшие Кирсановы обменивается впечатлениями о новом госте. Павлу Петровичу Базаров не понравился.
Во время обеда напряжение в романе возрастает. Все попытки поддержать разговор потерпели провал. После еды все расходятся по комнатам, и Евгений делится своими впечатлениями о братьях Кирсановых: Павел Петрович смешон в деревне со своими розовыми ногтями и воротничками, точно каменными, а Николай Петрович — славный малый, только стихи зря читает и в хозяйстве не смыслит. Павел и Николай не спали. Отец думал о сыне, а Павел Петрович глядел в огонь. В соседних покоях Фенечка смотрела на Митеньку — незаконнорожденного маленького сына Николая Петровича.
Глава 5
Евгений Базаров встал рано и вышел на прогулку. Он оценил вид имения и вступил в разговор с мальчишками, которые за ним увязались. После этого все вместе они отправились на болото ловить лягушек.
Кирсановы собираются на веранде пить чай. Аркадий навещает Фенечку и узнает о существовании своего маленького брата. Он радуется и попрекает отца в том, что тот раньше не сказал ему о Фенечке. Николай растроган и теряется с ответом.
Братья Кирсановы интересуются Базаровым и причиной его отсутствия. Аркадий представляет своего друга как нигилиста — человека, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением этот принцип не пользовался. Тем временем возвратился Базаров с мешком лягушек. На язвительный вопрос Павла Кирсанова «едите или разводите?» он равнодушно ответил: «Для опытов».
Глава 6
В этой главе разворачивается первый нешуточный спор между Базаровым и Павлом Петровичем. Оба настаивают на своей точке зрения и уже не пытаются скрыть неприязнь друг к другу. Николай Кирсанов старается увести разговор в другую сторону и просит Базарова помочь с выбором удобрений. Они уходят.
Аркадий не хочет, чтобы его новый друг стал причиной раздора в семье. Для этого он просит Евгения понять Павла Петровича и рассказывает Базарову историю жизни своего дяди.
Глава 7
Павлу Петровичу прочили блестящую карьеру военного. Он пользовался успехом у женщин, мужчины завидовали ему, он был смел, ловок, блистал на всех на светских приемах. В 28 лет его карьера достигла своего рассвета. Но тут Павел Кирсанов влюбился. Его избранницей стала княгиня Р., которая изредка появлялась в свете. Муж княгини был глуповат, детей не было, она вела странную жизнь: то внезано уезжала за границу, то возвращалась в Россию, ночи проводила в слезах и молитвах, днями становилась светской дамой и не упускала развлечений.
Самым привлекательным в её лице был загадочный взгляд. Павел Петрович протацевал с княгиней Р. одну мазурку и потерял голову. Лёгкая победа, обычная для светского льва, не охладила, а, напротив, ещё крепче привязала его к этой женщине. Их отношения стали для него мучительной чередой её любви и охлаждения. Герой не мог прожить и дня, не увидев предмет своей страсти, поэтому бросил службу и следовал за княгиней по всем европейским столицам. Наконец, она оставила его совсем. Павел Кирсанов вернулся в Россию, где никак не мог войти в прежнюю колею.
Глава 8
Павел Петрович не принимает участия в жизни поместья и не знает, чем себя занять. Он присутствует при разговоре брата с управляющим, но не пытается вникнуть в проблемы хозяйства. После этого Павел Кирсанов заходит к Фенечке, чтобы проведать Митю.
В этой главе автор раскрывает читателю историю знакомства Николая Кирсанова и крестьянской девушки Фенечки. Когда-то мать привела Фенечку к барину, чтобы он помог девочке, и обработал ей глазки, в которые попала зола. Лицо девочки очень понравилось Николаю, и он часто наблюдал за ней. После смерти матери Николай Кирсанов поселил девушку в собственном доме. Он смог разжечь в Фенечке ответное чувство; в результате их любви на свет появился Митя.
Глава 9
Базаров видит хорошенькую Фенечку с ребёнком в беседке и решает познакомиться с ней. Аркадий предварительно рассказал Евгению историю появления на свет Мити, Базаров одобряет поведение Николая Кирсанова. Базаров возится с ребёнком, в разговоре соообщает, что доктор, и предлагает обращаться к нему, если что случится. По пути к дому Евгений рассказал Аркадию, почему ему не нравится поместье, и что в нем нужно исправить. Напоследок Евгений высмеял игру Николая на виолончели, но Аркадия его слова уже не рассмешили.
Глава 10
Базаров уже освоился в Марьино. Он пользуется любовью простых людей. Аркадий Евгению поклоняется, отец относится к гостю с опаской. Павел Петрович испытывает к нему ненависть. Накануне Николай пожаловался брату, что в невольно подслушанном им разговоре Базаров назвал его отставным человеком. Николай Петрович обеспокоен влиянием Базарова на Аркадия, которое может привести к отчуждению сына. Павел Кирсанов решил дать отпор нигилисту.
За вечерним чаем состоялся неприятный разговор. Базаров назвал одного из соседей «дрянь аристократишка», чем возмутил Павла Петровича. Зашёл спор, кто полезнее обществу: аристократ, руководствующийся в жизни принципами, или нигилист, всё отрицающий и готовый разрушить? Евгений обвинил старшего Кирсанова в бессмысленной, как у других аристократов, жизни. Павел Петрович на это ответил, что нигилисты в своём отрицании только ухудшают ситуацию в России.
Спор в итоге Базаров назвал бессмысленным и ушёл вместе с Аркадием. Николай Павлович вспоминает, как сам когда-то в молодости поссорился с матерью, так как она его не понимала. Теперь это непонимание повторяется между ним и сыном.
Глава 11
Вечером все остывают от спора, и каждый занят своими мыслями. Николай вспоминает свою жизнь, Павел же грустит о несбывшемся. Друзья решают съездить в город, чтобы развеяться.
Глава 12
В городе Базаров встречает своего знакомого Ситникова. Неумный и вздорный Ситников поклоняется Базарову и всему, что считается «современным». Новый знакомый приглашает друзей съездить в гости к Авдотье Кукшиной, принимая ее за умную и образованную современницу.
Глава 13
Встреча с Кукшиной. Друзья знакомятся со вздорной, пустой, неухоженной женщиной, склонной к выпивке. Здесь они встречаются с другими нигилистами. Вести беседу хозяйка не умеет, постоянно перебивает собеседника, рассуждения ее нелепы и поверхностны. Кукшина перебирает своих знакомых и вспоминает об Анне Одинцовой, с которой обещает познакомить своих новых приятелей.
Глава 14
На балу друзья знакомятся с Анной Одинцовой — богатой вдовой 28 лет. Она сражает их своей холодностью и великолепием. Аркадий увлекся вдовой. Друзья получают приглашение погостить в поместье Одинцовой.
Базаров не верит в то, что женщина может быть умна и цинично отзывается об Анне, утверждая, что, по мнению окружающих, у нее двусмысленная репутация.
Глава 15
Друзья направляются в номер, который занимает Анна Сергеевна. Здесь они выслушивают краткую историю ее жизни. В беседе они затронули тему естественных наук, Анна показала себя понимающим и чутким собеседником. Одинцова производит впечатление на Базарова. Позднее он признается Аркадию, что Анна ему понравилась.
Глава 16
Приняв приглашение Одинцовой, друзья отправляются в ее имение. Анна окружила себя роскошью. В беседе она показала себя спокойной и холодной, хотя и отзывалась о себе, как о неутомимой спорщице. В этой главе появляется Катерина — сестра Анны. Аркадию она показалась милой, но он увлечён Одинцовой. Анна Сергеевна просит Аркадия пройти вместе с сестрой за рояль, а сама остается с Базаровым.
Позднее друзья обменялись впечатлениями — оба хвалили хозяйку. Аркадий отмечал, насколько она хороша, а Евгений восхищался ее мозгами. Базарову понравилась Катя, и он отметил ее неопытность и невинность.
Глава 17
Две недели друзья живут в поместье у Одинцовой. В доме все подчинено строгому порядку, которому должны следовать и новые знакомые хозяйки. Базарову это не нравится, но он вынужден подчиниться. Аркадий больше времени проводит с Катей, Анна Сергеевна же уделяет внимание Базарову.
Аркадий отмечает, что его друг меняется, не догадываясь о том, что тот захвачен любовью. В поместье появляется слуга Базаровых с просьбой к Евгению навестить родных. Базаров в разговоре с Одинцовой сообщает, что скоро уедет к отцу. Это известие отозвалось бледностью в её лице и уколом в сердце.
Глава 18
Базаров признаётся Анне Сергеевне, что любит её «глупо, безумно». Весь вид его изобличал сильную и тяжёлую страсть, которая страшила женщину и одновременно вызывала сострадание. С невольной нежностью она проговорила его имя, и он привлёк её к себе. Анна не сразу освободилась от его объятий, но Евгений услышал испуганный шёпот: «Вы меня не поняли». Пребывая некоторое время в смятении, Одинцова утверждается в том, что «спокойствие лучше всего на свете».
Глава 19
Друзья прощаются с Анной Одинцовой и отправляются к Базаровым. Хозяйка испытывает неловкость при расставании с гостями — Евгений по-прежнему пугает ее. В доме внезапно появляется Ситников. Он собирается отправиться с молодыми людьми в поместье Базаровых, но друзья оставляют его на постоялом дворе.
Глава 20
Друзей встречают родители Евгения. Отец — простой уездный лекарь, а мать — уютная пухленькая пожилая дама, двряночка старого покроя. Евгением они гордятся, но и побаиваются его. Отец прочит молодому нигилисту великое будущее. Василий Иванович смущается своей бедности. Он устраивает Аркадия в недавно отстроенном флигеле.
Глава 21
Отец Базарова старается сблизиться с Евгением — консультируется у него и восхищается его знаниями. Между тем друзья снова поспорили: Евгений с неприкрытой грубостью и презрением говорит о Павле Петровиче. Аркадий вступается за дядю. Друзья чуть было не подрались, и лишь появление Василия Базарова не дает разгореться конфликту.
Дома Базарову скучно, и молодые люди решают вернуться в Марьино.
Глава 22
По дороге домой друзья решают снова заехать к Одинцовой, но Анна Сергеевна встречает их холодно. Они возвращаются в Марьино. Николай Кирсанов занят имением и хозяйскими делами, Павел Петрович его поддерживает. Базаров снова препарирует лягушек. Аркадий находит письма матери Анны к его матери. Воспользовавшись письмами как поводом Аркадий отправляется навестить Одинцову.
Глава 23
Базаров понимает, что причиной отъезда Аркадия стали его чувства к Анне. Он полностью погружается в свои изыскания, не тратя время на споры с братьями Кирсановыми. Ко всем, кроме Фенечки, он относится скверно.
Фенечка доверяет Базарову и часто советуется с ним по поводу сына Митеньки. Но Базаров, пользуясь двусмысленным положением молодой матери в доме, начинает за ней ухаживать и целует ее в губы. Это увидел Павел Петрович.
Глава 24
Павел Кирсанов возмущен поведением Евгения и вызывает его на дуэль. Признаваться домочадцам в истинных причинах ссоры они не хотят, ссылаются на политические разногласия. Базаров ранил Павла в ногу. пребывание в доме Кирсановых становится невозможным. Базаров, простившись с обоими братьями, отправился в отчий дом, но по пути свернул в Никольское к Одинцовой.
Глава 25
Аркадий в это время все чаще думает о Кате. Девушка убеждает его, что без Евгения Аркадий стал добрым и милым. Их сближают общие интересы, они любят одно и то же. Аркадий пытается объясниться в любви, но, словно испугавшись, убегает к себе в комнату. Здесь он видит Базарова. Тот рассказывает ему о происшествии в Марьино. Евгений встречается с Анной и признается ей в своих ошибках, они договариваются остаться приятелями.
Глава 26
Аркадий делает Кате предложение. Он говорит о своих чувствах настолько искренне, что девушка отвечает согласием. Анна советуется с Евгением насчет сватовства Аркадия. Базаров рекомендует ей благословить молодых людей. От Анны он не принимает приглашения остаться. В ответ на её жалость и участие он говорит: «Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал».
Евгений прощается с другом, высказывая ему, что тот не пригоден для решающих дел, и отбывает в родное гнездо. Анна убеждает себя, что к Базарову ее влекло всего лишь любопытство, и успокаивается.
Глава 27
Приехав в родное село, Базаров оставался безутешным. Он был грустен и медлителен, его вера в народ пошатнулась, и он не находил места в жизни. От тоски он начал лечить людей, помогать отцу. Вскрывая труп, Базаров по неосторожности порезал себе палец, что вызвало заражение крови. Герою ясно, что он обречён, хотя его отец, обманывая себя, говорит, что его вылечат. Родители потрясены случившимся, им остаётся только молиться.
Базаров страдает, что его мощный ум и замыслы умирают вместе с ним в расцвете лет. Собираясь прощаться с жизнью, он просит отца послать нарочного к Одинцовой Анне Сергеевне и объявить ей, что Базаров умирает и приказал ей кланяться. Она приезжает. «Это по-царски», — говорит герой. Перед смертью он говорит с Одинцовой ласково, спокойно, с лёгкой грустью. Он любуется ею: «… какая вы славная!». Потом просит у неё последнего поцелуя и впадает в беспамятство.
Когда священник соборовал умирающего, один глаз Евгения открылся, в помертвелом лице его на мгновение отразилось нечто похожее на содрогание ужаса. Дыхание прекратилось, дом наполнился стенанием: Василий Иванович в ропоте грозил кулаками небу, но плачущая Арина Власьевна повисла на его шее, и оба пали ниц.
Глава 28 (Эпилог)
В последней главе автор коротко рассказывает, как сложились судьбы героев. Аркадий женится на Катерине, а Николай Петрович — на Фенечке. Их доходы стали расти: Аркадий всерьез занялся имением. Анна Сергеевна второй раз выходит замуж за человека молодого, доброго, очень умного, со многими достоинствами, но холодного как лёд. Они живут в ладу, и, быть может, доживут до любви и счастья. Павел Петрович навсегда уехал за границу.
На могилу Базарова приходят лишь его родители, двое одряхлевших стариков. Они, поддерживая друг друга, подходят к оградке, долго и горько плачут, глядя на камень, под которым покоится их сын.
Экранизации
История написания произведения
И. С. Тургенев задумал написать роман в 1860 году. Идея возникла на железнодорожном вокзале в Англии, где волею случая писатель встретился и всю ночь проговорил с молодым врачом. Именно идеи этого безымянного собеседника легли в основу произведения.
И. С. Тургенев начал писать свой роман в Париже, а заканчивал и окончательно редактировал уже в России. Через два года произведение было напечатано и вышло в свет. Обсуждение романа велось на страницах таких периодических изданий, как «Современник», «Русская речь». Роман упоминается в записках Ф. Достоевского, Д. Писарева. А. Герцена.
Сначала действие романа начиналось, по задумке автора, 25 мая 1859 года — в этот день встретились в Лондоне Тургенев и Герцен. Позднее автор перенес дату в первой главе на 20 мая, чтобы аналогии были не такими явными.
Анализ произведения
Главные темы
Композиция
Композиция романа кольцевая. Всё произведение — это две поездки Базарова и Аркадия Кирсанова по одному маршруту: поместье Кирсановых — поместье Одинцовой — небольшое имение Базаровых. В первом путешествии у Базарова в каждом имении новые встречи и знакомства, во втором — расставания, горькие разрывы, прощания, последнее целование. Так роман делится на две части с разной эмоциональной окраской: Базаров-победитель и Базаров-побеждённый.
Жанр этого классического произведения — роман, содержащий достоверное и точное изображение быта и реалий, современных И. С. Тургеневу. Правдивое и точное описание чувств персонажей помогают читателю разделить переживания героев. В спорах между Евгением Базаровым и Павлом Кирсановым отображается социально-идеологическое противостояние двух миров — аристократа-либерала и разночинца-нигилиста.
Критика
Современники крайне неоднозначно восприняли роман И. С. Тургенева, называя его холодным и назидательным.
По мнению Л. Толстого, ни одна из строк романа не отражает талант автора, и нет в романе ни одной страницы, которая брала бы за душу.
С ним в целом согласились такие критики, как Антонович и Анненков. Ф. Достоевский отметил, что при поиске персонажей и характеров, автор имел полное право отказаться от проверенных временем идеалов и вывести на сцену новое лицо («Зимние заметки о летних впечатлениях»).
Особенно примечательна статья «Асмодей нашего времени», написанная критиком Антоновичем. Так, раскрывая замысел автора, он выделил главную мысль произведения: критика и споры, а также разрешение прежнего порядка вещей не приводят ни к чему новому. Базаров критикует природу — с ним никто не спорит, только автор описывает прелести российской глубинки так, как художник пишет картину. Базаров отрицает любовь — перед нами сцены любви отца и сына Кирсановых, родителей Базарова к Евгению, и так далее.
Нельзя не отметить, что роман произвел громадное впечатление на критиков и современников. Темы, поднимаемые автором, вечны. Именно поэтому роман «Отцы и дети» занял достойное место в списке классической русской литературы.