Турецкий гамбит про что
Турецкий Гамбит (фильм)
Турецкий Гамбит (фильм)
Турецкий гамбит | |
Жанр | |
---|---|
Содержание
Сюжет
1877 год, русско-турецкая война. Принимавший участие в военных действиях в качестве сербского волонтёра титулярный советник Эраст Фандорин попадает в плен к туркам. Бежав из плена, Фандорин пробирается к русским войскам, чтобы передать командованию важные сведения, обладателем которых он стал случайно во время побега. По пути он знакомится с очаровательной барышней, Варварой Андреевной Суворовой, направляющейся в расположение русских войск, чтобы повидаться с женихом Петей Яблоковым — шифровальщиком Генерального штаба.
Добравшись до «своих», Фандорин сообщает генералу Скобелеву о хитром фланговом маневре, задуманном турками. Из него следует, что русским надо срочно занять Плевну, ибо туда движется корпус Османа-паши. У генерал-адъютанта Мизинова, бывшего шефа Фандорина, уже заготовлен на этот счёт приказ главнокомандующего, который Пётр Яблоков срочно шифрует и отправляет. К тому же у Мизинова есть для Фандорина ещё одна задачка не из простых. Речь идёт об Анваре, секретаре султана Абдул-Хамида II-го. Сей интересный турок — господин отчаянный, с авантюрной жилкой. Он вполне может сам появиться в русской ставке и сойти за «своего» благодаря европейской внешности и безупречному владению несколькими языками. Вечером того же дня становится известно, что русские войска заняли Никополь. А чуть позже арестовывают Петю Яблокова: в отправленной им шифровке вместо слова «Плевна» появилось слово «Никополь». Результатом этой дезинформации явилось взятие турецкими войсками незащищённой Плевны.
Потрясенная Варя умоляет Фандорина помочь жениху. Эраст Петрович уверен: вызволить Петю можно, лишь найдя истинного виновника случившегося. Похоже, это дело рук Анвара, беспрепятственно действующего в русской ставке. Необходимо срочно вычислить турка. Но как? Ведь подозреваются все…
В ролях
Съёмочная группа
Музыкальные композиции
Технические данные (DVD)
Знатоки исторических реалий нашли в фильме массу анахронизмов и просто несоответствий во внешнем виде, одежде, манере поведения героев, используемом оружии и так далее. Достаточно объёмные списки киноляпов можно найти в статьях, приведённых в разделе Ссылки. Вот некоторые характерные примеры:
«Это было очень сильное чувство»: закадровая история фильма «Турецкий гамбит»
10 августа замечательный российский актер Андрей Краско должен был отмечать свой 63-ий день рождения. Однако его жизнь трагически оборвалась еще 14 лет назад. И хотя его карьера была не самой простой, у актера есть много заметных и запоминающихся ролей. Одной из таких стала роль унтер-офицера в фильме «Турецкий гамбит», премьера которого состоялась 15 лет назад. Только недавно стали известны многие секреты съемок, которые оставались за кадром.
Сценарий
За основу сюжета был взят роман Бориса Акунина. В книге рассказывается о Русско-турецкой войне. Главным героем стал Эраст Фандорин, который появлялся в целой серии исторических детективов Акунина. Режиссером картины выступил Джаник Файзиев. За его плечами уже была работа над проектами «Пятый угол», «Остановка по требованию» и «Старые песни о главном-2».
«Турецкий гамбит» был не первой экранизацией серии детективов Акунина. Тремя годами ранее вышел фильм «Азазель». Продюсером картины был Файзиев, а роль Эраста исполнял Илья Носков. Егор Бероев, который сыграл этот образ в «Турецком гамбите», также пробовался на роль, но его не утвердили. В 2005 году был экранизирован еще один фильм о Фандорине – «Статский советник». Главная роль в этот раз досталась Олегу Меньшикову.
Главный персонаж
То, что в трех фильмах одного и того же персонажа играли разные актеры, вносило некоторую путаницу. Однако своя логика в этом была: Илья Носков сыграл молодого Фандорина – 26 лет, Егор Бероев изобразил его в уже более зрелом возрасте – 28 лет, а персонажу Меньшикова по книге уже 43 года. Согласно мнению режиссера Джаника Файзиева, логика в таком выборе актеров все же была. Юный актер смог бы сыграть этого же героя только через 10 и 20 лет. Кроме того, на долю Фандорина выпадает слишком много испытаний, в результате которых человек мог очень сильно меняться. Чего только стоит пережить гибель невесты в конце картины «Азазель».
Сотрудничество с автором
Во время работы над картиной «Турецкий гамбит» режиссер очень тесно сотрудничал с Борисом Акуниным. Автор не возражал против того, что фильм не будет точной экранизацией книги. Хотя он непосредственно не принимал решения относительно подбора актеров, утвердили на роль всех только после его одобрения. Кроме того, Акунин выбирал и декорации к съемкам. Так получилось, что когда-то давно Акунин снял на камеру старинные города в Болгарии, где разворачивались события романа. Приступая к съемкам, Джаник Файзиев попросил у писателя этот материал. В результате получилось так, что место съемок картины выбрал сам автор романа.
Главная роль
Не секрет, что Егор Бероев долгое время мечтал сыграть Эраста Фандорина. Он был очень рад тому, что его желание исполнилось. Его кинокарьера на тот момент длилась всего 4 года, но он успел сыграть в большом количестве фильмов и стать успешным актером. Громкую популярность Бероев получил именно после премьеры «Турецкого гамбита».
Актер на съемках старался все трюки выполнять самостоятельно. Позже в своих воспоминаниях о съемочном процессе актер говорил, что у них был очень напряженный рабочий график. Перед съемками Бероев даже специально прошел учебный курс в конном полку милиции. Он учился ездить без седла. Поэтому во всех сценах верховой езды зрители могут видеть самого Бероева. Снимали фильм в горах на высоте 250 метров над уровнем моря. Чтобы почувствовать на себе всю атмосферу места, Егор специально оставался ночевать в лагере, хотя всю съемочную группу разместили в отеле.
Главная женская роль в фильме досталась Ольге Красько. Эта работа стала одной из первых ее ярких ролей, благодаря которой она стала известна широкой публике. Сама Ольга признавалась, что процесс съемок был для нее настоящим удовольствием. Она даже не чувствовала себя на работе. Данная роль для актрисы стала судьбоносной.
Изначально ходили слухи, что у Ольги закрутился роман с режиссером, но точных подтверждений не было. Спустя время актриса дала интервью и рассказала, что у них действительно были отношения с Джаником, но до свадьбы так и не дошло. Но они до сих пор остаются родными людьми, так как воспитывают совместную дочь.
Краткое содержание Акунин Турецкий гамбит
События развиваются во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Эраст Фандорин тоже является участников военных действий. Воюет он как сербский волонтер. В один из дней он встречает в корчме девушку – Варвару Андреевну Суворову. Дело в том, что этой петербургской барышне пришла идея поехать на фронт, чтобы увидеться со своим мужем? Женихом? Да, впрочем, неважно! С этим она решила разобраться позже. Итак, Варя ехала на встречу к Пете Яблокову.
Сначала путешествие казалось молодой красавице забавным приключением: всю дорогу молодые военные добивались ее внимания, преподносили угощения и просто развлекали. Но в какой-то момент все изменилось. Варвара Андреевна оказалась в жуткой корчме, полной грубых недоброжелательных людей. Проводник, которого она там наняла, сбежал с вещами девушка, прихватив все ее деньги. Хозяин корчмы стал угрожать и требовать, чтобы Варя расплатилась с ним. Неизвестно, чем бы кончилось дело, но на выручку растерявшейся и напуганной барышне пришел Фандорин.
Эраст Петрович Решается заработать игрой в кости и выигрывает ослика. Он отдает его Варваре. Они отправляются в лагерь. Дорогу молодым людям преграждают воинственно настроенные башибузуки. На выручку им приходят казаки. Ими же был освобожден взятый в плен русский офицер Еремей Перепелкин. Всю троицу препровождают в русский военный лагерь.
Генерал Мизинов извещает Эраста Петровича о том, что турецкий шпион Анвар-эфенди проник в места боевых действий и, скорее всего, уже находится в расположении русских. Заслан он туда с целью подготовить секретную операцию. Перед Фандориным была поставлена задача выявить и обезвредить вражеского резидента.
Петр Яблоков, штабной шифровальщик, узнав о приезде Вари, прибежал ее встречать, позабыв о том, что находится на посту. Русские получают телеграмму, приказывающую взять Никополь. Командиры недоумевают – ведь раньше было указание оборонять Плевну. Однако подчиняются и захватывают Никополь. Оставшаяся без защиты Плевна достается туркам. Яблоков арестован.
Роман учит патриотизму, верности.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сейчас читают
Трудно определить, какая профессия является самой важной в театре. Интересная история, связанная с этим, произошла когда-то в одном из городов, расположенном недалеко от Туркестана. Там в местном театре трудился монтёром И.К. Мякишев
Рассказ о том, как французский клоун зашёл пообедать в московский ресторан. Он сделал заказ, и в ожидании блюда, принялся наблюдать за остальными посетителями ресторана
В Древнем греческом городе Афины живет известный мастер Дедал. Он славится своими прекрасными картинами и скульптурами, архитектурными сооружениями, а также на его счету множество изобретений
Сказка о царе Берендее, у которого была борода до колен. Жил он с женой несколько лет, но не было у них детей. Однажды пришлось царю отлучиться и осмотреть территорию государства. Простившись с женой, царь уехал на восемь месяцев.
Было летнее погожее утро. Солдат сидел на берегу и ждал переправы на другой берег. Совсем рядом бушевала война, но он не хотел обращать на это внимание, просто сидел и наслаждался хорошей погодой.
Фильмы и Сериалы 12+
Художественный фильм «Турецкий гамбит»
Код для встраивания видео
Настройки
Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице
Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9
Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео
«Турецкий гамбит» продолжает серию романов Бориса Акунина, объединенных в литературный проект «Приключения Эраста Фандорина» и начатых конспирологическим детективом «Азазель».
1877 год, русско-турецкая война. Титулярный советник Эраст Петрович Фандорин по просьбе генерал-адъютанта Мизинова пытается вычислить турецкого шпиона Анвара-эфенди, лично возглавляющего секретную операцию против русских. Хитрый враг, беспрепятственно действующий в русской ставке, имеет европейскую внешность и безупречно владеет несколькими языками. А значит, им может оказаться любой из окружающих…
Егор Бероев (Фандорин), Ольга Красько (Варя), Александр Лыков (Перепелкин), Марат Башаров (Гриднев), Владимир Ильин (Мизинов), Дмитрий Певцов (Зуров), Дидье Бьенэмэ (Д’Эврэ), Даниэль Ольбрыхский (Маклафлин), Виктор Вержбицкий (Лукан), Александр Балуев (Соболев), Алексей Гуськов (Казанзаки), Гоша Куценко (Исмаил-бей), Андрей Краско, Леонид Куравлев, Валдис Пельш, Евгений Лазарев, Виктор Бычков, Андрей Руденский, Анатолий Кузнецов, Сергей Газаров
Всеволод Саксонов, Андрей Феофанов, Горан Брегович
«Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова» по заказу Первого канала, Россия, 2005
«Турецкий гамбит», как это было, и как показали.
С некоторым, примерно пятилетним, опозданием сумел освоить фильм «Турецкий гамбит», снятый по мотивам одноименного романа Г. Чхартишвили. Фильм поразил чудовищным шквалом исторических неточностей, ляпов, ошибок и просто вранья. На фоне более чем приличной картинки, которой современное российское кино балует редко, исторический базис разочаровал. Это еще мягко сказано. Кино-то, все-таки, про историю, так уж хотелось бы, ну вы пониматете.
Речь кинокартины идет о событиях русско-турецкой войны 1877-1878 гг., что, конечно, всем известно. Не буду касаться многочисленных несуразностей кинематографического плана (их хватает), остановлюсь исключительно на любимом: шмотках и железках. Хотя я не великий эксперт в реалиях той эпохи, но явные косяки явны настолько, что великим экспертом быть не надо — все лежит на поверхности.
Итак, приступим к работе над ошибками с последующим разоблачением. Начнем со всякого наступательного. О сюжете — без подробностей сюжета трогать не буду, т.к. кино все, кроме меня, уже смотрели.
Фандорин бежит, бабхнув раза, выкидывает винтовку и тут же подбирает другую, из рук убитого добровольца. Винтовкой оказывается ни что иное, как Винчестер Джона Браунинга 1894 года. (Рис.1, 1а).
Рис. 1. Фандорин с Винчестером.
Рис. 2. Винчестер Мк. 94.
Мало того, что 1894 год несколько позже 1877, так и разрабатывался как охотничья винтовка, в кач-ве каковой выпускался до 2006 года U.S. Repeating Arms. Откуда такая штука у русского добровольца? Этакие маневры сознания будут сопровождать нас всю дорогу.
Рис 2. Фандорин с «Йелоу боем».
Рис. 2а. Винчестер Мк. 66.
Это уникальная пушка системы Бенджамина Тайлера Генри, основные «фишки» которой (трубчатый подствольный магазин и качающийся рычажная скоба затвора) он благородно позаимствовал у Горацио Смита и Данилы Вессона с их пистолета «Вулканик» (рис. 3).
Мало кто знает, что первые Винчестеры Генри были не слишком удобны, т.к. все 15 патронов приходилось набивать в магазин спереди через отверстие с крыжечкой. Инженер Нельсон Кинг придумал боковое окно с пружинной защелкой, превратив винтовку в того самого «Желтого парня», покорившего дикий Запад и режиссера Файзиева.
Так вот, о Винчестере 1866. Он вполне современник руско-турецкой войны, и даже состоял на вооружении турецкой регулярной кавалерии. Регулярной. Башибузуки никогда не получали амуницию с государственных складов, т.е., шанс получить сию винтовку для них стремился к нулю. Или купить, или украсть. Красть у своих военных себе дороже, а покупать — еще дороже. Винчестер стоил вполне весомых денег, тем более, в Турции. То есть, то, что Фандорину достались сразу два Винчестера за первые четверть часа кино — статистический нонсенс.
Рис. 4. Webley Mk 6.Рис. 4а. Анвар-Перепелкин с револьвером Веблей.Рис. 4б. Даже надпись видна MARK VI.
Револьверы фирмы Веблей и Скотт нравятся тренеру почти так же сильно, как Винчестер. Они еще не раз нас порадуют. Например, в позорной для русской армии сцене, где генерал Скобелев (Соболев) соревнуется с подчиненными за право вдуть Варваре Суворовой, кандидаты на… руку и сердце яростно палят по мишеням. Там вообще целая выставка и, в частности, лихой гусар граф Зуров выступает с Веблей № 5 Арми Экспресс. (Рис. 5, 5а-б).
Рис. 5. Зуров с Веблей № 5.
Рис. 5. Веблей №5 Арми Экспресс.Рис. 5б. Реклама пятого Веблея.
Все бы хорошо, но: Веблей №5 выпускался с 1878 года, т.е., на год позже описываемых событий (честная компания скучает под Плевной, т.е., точно в 1877-м). Кроме того, ни в 1878 г. ни в каком другом фирме Веблей не светило отхватить такой лакомый кусок, как тендер на вооружение русских офицеров. Тендер выиграли Смит и Вессон. До самого появления на сцене Нагана командиры у нас вооружались Смит Вессонами русской модели. В частности, сохранился Смит Вессон, принадлежавший генералу Скобелеву. Кстати, Смит Вессоны в фильме очень даже засветились (как водится — не к месту), так отчего бы их к месту не применить? Не применили. Ну полно. Сцена отвратительная, и жеребячьи бои с участием генерала описывать не стану. Пока взглянем на русский Смит Вессон образца 1869 года (принят на вооружение в 1871 году). (рис 6).
Сам «Белый генерал» вооружен револьвером Раст-Гассер, австрийского производства, образца 1898 года. Опять анахронизм! (Рис. 7).
Рис. 7. Револьвер Раст-Гассер 1898 г.Рис. 7а. Генерал Соболев (Скобелев) с Раст-Гассером.
Рис. 8. Раст-гассер в руках Вареньки.Рис. 8. Так не надо.Рис. 8. Надо так.
С экстракторами в «Гамбите» вообще беда. Например, на барабане Смит-Вессона 1871 г. полковника Лукана его просто нет. Кроме того, гнезда перегильзованы под какую-то мелкашку — категорически непонятно зачем… (Рис. 9).
Рис. 9. Загадочный барабан Смит-Вессона.
Завершая рассуждения о личном оружии, взглянем на пистолетик Вареньки Суворовой. Актриса Ольга Красько весьма талантливо сыграла тупую истеричную дуру, которая безостановочно косячит и жжот, как электродуговая сварка на протяжении всего кино. Но у нее оказался пистолетик. Что-то вроде диринджера с длинным стволом, что именно подразумевалось — не знаю. На первый взгляд… 22 калибр. Из этого чуда с роду не стрелявшая дура ухитрилась попасть во всадника с полусотни метров и выбить того из седла. Я аж подпрыгнул. Надо ли говорить, что для подобных игрушек и двадцать-то метров много, не говоря о пятидесяти, да под движущейся мишени. (Рис. 10).
Рис. 10. Стреляющая авторучка Вареньки.
Господь с ними, с револьверами. Там залежи авгиевы — не разгрести! Обратим наш взор, о зритель, еще раз на винтовки. Хитрый шпион Анвар эфенди вооружен хитро. Кстати, эфенди для такого полета птицы — маловато. Эфенди в Османской Империи примерно соответствовало лейтенанту. Матёрой разведовательной волчине, который накоротке чуть не с самим султаном и возраста не юношеского, быть бы беем. Или, даже, пашой. Но речь о хитростях оружейных. Вот, целится Анвар-Перепелкин в Фандорина, который гоняет по пещерке вольноопределяющихся гомосеков. Целится: рис. 11.
Рис. 11. Снайперская винтовка шпиона.
А потом заряжает патрон: рис 12.
Рис. 12. тылье загадочной винтовки.
Спереди — опять Винчестер Мк 66. Сзади — Маузер 98к, т.е., 1898 года. Вот он:
Подозрительная труба над винтовкой Винчестера-Маузера символизирует оптический прицел, что не вполне фантастика. Подобные приспособления использовались (страшно редко) со времен Крымской войны и Гражданской войны в США. В Эрмитаже лежит английская винтовка того периода с оптической трубой. Это далеко не ПСО-1 от СВД, но работает. А вот прицельная разметка, которая ловит оппонентов — это даже не прикол. Это я не знаю, как назвать. Даже не смеялся — не смешно.
Маузер засветился еще раз — в руках Куценко-бея. Видимо, единственная приличная винтовка, помимо Винчестеров. (Рис. 14).
Рис. 14. Куценко-бей с турецким Маузером.
Турецкая пехота вооружалась более чем прилично, но, все-таки, до Маузера 98-го года им было далеко. Двадцать один год. А к 1877-му на вооружении состояли винтовки: системы Венделя и Верндля, а так же Ремингтон и Пибоди-Мартини (последняя — самая распространенная). (Рис. 15).
Рис. 15. Винтовка Венцеля.Рис. 15а. Винтовка ВерндляРис. 15б. Винтовка Ремингтон.Рис. 15в. Винтовка Пибоди-Мартини.
Куценко-бей, сыгравший настоящего нинзя (Плевну оборонял, за линию фронта в диверсионные рейды ходил, даже набросился на русского генерала прямо в штабе), при строевой форме ходит с бельгийской кавалерийской саблей. (Рис. 16а-б).
Анвара эфенди в виде интенданта Перепелкина подбросили лично генералу Соболеву (Скобелеву). И он, хоть и полный разгвоздяй по фильму, но человек военный — всю жизнь в армии, должен был немедленно брать интенданта за задницу. За полное незнание униформы противника и полный же кретинизм. (Рис. 17).
Рис. 17. Странная форма интенданта.
Обратите внимание на аксельбант, никак не положенный интенданту, ведь он не из гвардии. Воротник должен быть со скошенными краями. а не скругленными. Петлицы должны быть шитыми, а не галунными. Зеленая выпушка по краю ворота отсутствует. Красный просвет на погонах имеется, а темнозеленой выпушки — нет.
Во что одеты вольноопределяющиеся… (Рис. 18).
Рис 18. Вольнопер Петенька.
Пехотный погон должен быть с бело-черно-желтой окантовкой. Все-таки, польноопределяющийся — не простой солдат. Кстати, фельдфебель обращается к ним уж как-то совсем не по уставу: «Вольноопределяющийся Лунц!» Тогда как положено: «Господин вольноопределяющийся». Видимо, фельдфебель не любил гомосексуалистов (ведь лунц из этих, да-да!).
Сцена обыска палатки пропавшего контрразведчика Казанзаки происходит при факелах. При факелах в 1877 году! Не 1377, а 1877! (Рис. 19).
Это, видимо, для накала пожарной бдительности.
Сцена побудки вызвала у меня приступ дикого хохота. Выползают из палаток солдаты в исподнем. Выползает одинокий пехотинец в пехотной же форме. В руках у него труба, видимо, уведенная по большой пьянке у полковых музыкантов. И он принимается отчаянно дудеть кавалерийскую атаку! И на все это смотрят офицеры. Наверное, так охренели от борзоты личного состава, что даже не прописали козлу в ухо. А стоило бы и — на гауптвахту. Побудка производилась штатными музыкантами полка, всем оркестром. В специальной униформе. А тут… эхххх.
Граф Зуров является в пресс-клуб. Кстати, напялив солдатский кушак. И что он отмочил? он проходит мимо генерала (!), как мимо мебели! Повернулся жопой и принялся представляться всем подряд, а на Соболева (Скобелева) ноль внимания. После этого генерал хвалит его лихим молодцом и приглашает служить. Это вместо порядочного пистона от земли до неба и губы на всю жизнь. (Рис. 20).
Рис. 20. Генерал Скобелев грустно смотрит в задницу охамевшему Зурову.
Можно сей список длить и длить, но устал — больше не могу.
Отсюда вопрос: какого же черта(!) нельзя сделать все по уму, при том, что лишних денег не потребуется. Вот те же самые денежки и правильная реконструкция! Неужто сложно? Почему так наплевать на историю? А на нее именно наплевать. Неужто формула «пипл схавает» так здорово завладела мозгами?
Фильм ИСТОРИЧЕСКИЙ! И, вроде как, патриотический. Что показали вместо этого? Дикую кашу в форме красивой картинки. Например, взятие Никополя вперед Плевны подают как катастрофу. Тогда как штурм Плевны до падения Никополя в реальной истории был попросту невозможен. Насчет материальной культуры — смотрите выше.
Рис. 21. Ликвидация вольноопределяющегося гомосека.