Турбулентная зона что это

Зона турбулентности в самолете: что это и чем опасно

Турбулентная зона что это. Смотреть фото Турбулентная зона что это. Смотреть картинку Турбулентная зона что это. Картинка про Турбулентная зона что это. Фото Турбулентная зона что это

Photo by Daniela Avila on Unsplash

Явление турбулентности

Для начала разберемся, что такое турбулентность. Это колебания самолета, которые вызваны вихревыми потоками ветра. Дело в том, что воздух находится в состоянии постоянного изменения — температур, давления, скорости и направлении ветра. В результате меняется плотность воздушных слоев, а на их стыках образуются своеобразные завихрения. Когда самолет попадает в такую зону, его начинает потряхивать.

Турбулентность может возникнуть при прохождении некоторых видов облаков, например, кучевых и грозовых. Из-за больших порывов ветра в них самолет начинает «болтать». Как правило, такие зоны просматриваются на локаторах, а лайнеры стараются обойти их стороной. Но движения облаков не всегда можно предугадать, тогда пилоты переходят в режим ручного управления и выходят из опасной зоны.

Зоны турбулентности могут встречаться не только в грозу, но и при ясной погоде в чистом небе. Как правило, они возникают на высоте выше пяти километров и чаще всего располагаются в гористой местности.

Довольно часто с таким явлением сталкиваются лайнеры, набирающие высоту или заходящие на посадку. Осложняется все тем, что самолет не может сменить эшелон полета (то есть воздушный путь). Однако и на такие случаи есть инструкции и нормативы. Пилот может зайти на второй круг или выбрать альтернативный аэропорт для посадки при проявлении неблагоприятных условий.

Что делать при турбулентности?

Здесь все действия простые и понятные. Во-первых, не отстегивайте ремень безопасности без необходимости во время перелета. Если вы не пристегнуты, то сделайте это сразу, как услышите команду бортпроводника. Одновременно на табло загорается лампочка «Пристегните ремни». Уберите гаджеты, они могут выпасть из рук и сломаться.

Если вдруг открылась дверца отделения салонного багажа, расположенного над вашим креслом, прикройте голову руками. Но ни в коем случае не отстегивайтесь и не вставайте в попытке ее закрыть.

В момент тряски постарайтесь расслабиться. Дышите глубоко и ровно, сконцентрируйтесь на вдохе и выдохе, такие действия позволят успокоиться и предупредить панику. И не спешите отстегиваться сразу после окончания тряски. Дождитесь разрешения экипажа.

Чем опасна турбулентность для пассажиров?

Почему мы несколько раз акцентировали внимание на ремнях безопасности? Потому что травма — самая распространенная опасность для пассажиров при «болтанке». Если вы не успели занять свое место, пренебрегаете правилами безопасности, вы можете упасть, удариться головой и получить серьезную травму, либо сломать руку или ногу.

Также бывали ситуации, когда в такие моменты путешественникам на голову падали вещи из отсека ручной клади. Был зафиксирован случай, когда чемодан стал причиной перелома шеи пассажира. Именно поэтому авиакомпании устанавливают ограничения для ручной клади по весу, а бортпроводники внимательно проверяют все отсеки перед взлетом.

Опасна турбулентность и паникой, которая способна быстро распространиться по салону. В приступе неконтролируемого страха некоторые пассажиры могут повести себя неадекватно, а у кого-то «прихватить» сердце. Здесь как раз и помогут дыхательные упражнения.

Может ли самолет упасть из-за турбулентности?

И в завершении, чтобы развеять окончательные сомнения, разберемся, может ли самолет упасть из-за турбулентности. Ответ на этот вопрос — нет, только турбулентность не может привести к авиакатастрофе. Самолеты сконструированы так, чтобы они могли выдерживать сверхнагрузки. Во время тестирования все его детали проходят испытания на прочность. Так что он не перевернется и не развалится даже при сильных порывах ветра. И статистика это подтверждает. За историю авиации был зафиксирован только один печальный инцидент — в 60-х годах в Японии. Но истинной причиной стала ошибка пилота — он сам свернул с проложенного маршрута и направился в опасную зону.

Конечно, предел прочности есть даже у самого крепкого воздушного судна. Шквальный ветер способен в момент взлета или посадки сместить самолет. Но и на эти случаи есть нормативы безопасности. И если есть какая-то угроза, самолету просто не дадут команды взлететь. Если же сложные погодные условия наблюдаются в аэропорту посадки — то лайнер отправится на другой аэродром.

Надеемся, мы убедили вас, что в явлении турбулентности нет ничего страшного. Главное — не расстегивайте просто так ремни безопасности, а при тряске неукоснительно следуйте инструкциям экипажа.

Источник

Зона турбулентности. Охота на слова

Слово турбулентность мне знакомо давно, но только в прошлом году я почувствовал, что оно поднято на небывалую высоту и теперь играет такую же роль, как осмотр-обыск в аэропортах. Я хочу подчеркнуть, что с понятием «зона турбулентности» у авиапассажиров сократился объём свобод. То есть элементарная болтанка превратилась в инструмент ограничения и без того ограниченных свобод воздушных пассажиров, превратившихся по сути в биомассу, то есть молча и безропотно выполняющую все указания.

Посмотрим, что врут наши толковые словари о турбулентности. ТУРБУЛЕНТНОСТЬ, устар. турбуленция (от лат. turbulentus — бурный, беспорядочный), турбулентное течение — явление, заключающееся в том, что, обычно, при увеличении скорости течения жидкости или газа в среде самопроизвольно образуются многочисленные нелинейные фрактальные волны и обычные, линейные различных размеров, без наличия внешних, случайных, возмущающих среду сил и/или при их присутствии.

Откуда в понятии турбулентность появилось значение «бурный, безпорядочный»? Явно, это придумано без всякого на то основания. Турбулентность и турбина – слова однокоренные, в них есть корневая связь со словами труба, туба, дуть, тужиться. В словаре Владимира Даля мы находим понятие ТУРБОВАТЬ, то есть безпокоить, обижать. Да и латинское turbo (tourbinis) указывает на вихрь, на поток или даже вращение, хотя это уже по сути приобретённое позднее качество действия.

Что такое турбулентность в самолете во время полёта? Обычная болтанка. Её вызывают природные воздушные потоки, которые могут быть как восходящими, так и нисходящими. Болтанку вызывают определенные виды облаков, через которые пролетает воздушное транспортное средство. Всегда считалось, что такой вид турбулентности не страшен самолету, его запланированный ресурс должен выдерживать перегрузки, которые возникают при таких болтанках. Да, пассажиру это создаёт некомфорт, неудобства, у кого-то возникает рвотный эффект, но для этого прежде в карманах впереди стоящего кресла лежали бумажные пакеты. Большинство же авиапассажиров не испытывали неудобств.

Теперь всё изменилось. По громкой связи объявляют о приближении к зонам турбулентности, пассажиров обязывают занять свои места и пристегнуться, не пользоваться туалетами. Объявляют, что туалеты на это время будут закрыты. Понятно, что неудобно ими пользоваться при тряске, которая не меньше, чем в скорых поездах Российских железных дорог. Но до прошлого года на это как-то и внимания не обращали… А тут при перелёте из Москвы в Дюссельдорф из-за зоны турбулентности всех пассажиров оставили ещё и без горячих напитков. Я, допустим, не собирался заказывать ни чай, ни кофе, но за соседей обидно.

Из Википедии можно узнать, что российская наука обычно пользовалась термином беспорядочное течение и только в 1938 году академик Капица ввёл понятие турбулентное течение в квантовых средах – сверхтекучем гелии. Звуки могут создавать волновую турбулентность на его поверхности.
В 1941 году А. Н. Колмогоров и A. М. Обухов (оба академики) создали теорию однородной турбулентности для несжимаемых течений при больших числах Re.
Затем в 1960-е годы было начато изучение нелинейных волн, солитонов.
В 1970-е годы в СССР В. Е. Захаров предложил изучать слабую или «волновую» турбулентность волн на поверхности воды (её называют вырожденной). Турбулентность внутри сред назвали сильной.
В 1975 году математиком Бенуа Мандельбротом введено понятие фрактал. А константа Фейгенбаума, используемая при описании фрактальной среды с детерминированным хаосом, была получена в 1978. Тогда же был открыт сценарий Фейгенбаума (или субгармонический каскад) — частный вид перехода к турбулентности.
Физикам было непонятно, почему при хаотическом движении, похожем на Броуновское, в жидкости или газе вдруг миллиарды молекул сворачиваются в кольцо. В начале 80-х годов Ю. Л. Климонтович, профессор МГУ им. Ломоносова, выдвинул гипотезу, что турбулентность — это не хаотичное, а высокоорганизованное, упорядоченное течение. И что энтропия при переходе от ламинарного к турбулентному течению уменьшается. Поэтому спонтанно образуются различные структуры. Он предложил свой критерий, на основе «S-теоремы», по которому можно было рассчитать степень упорядоченности сплошной среды, используя величину производства энтропии. Он не знал, что сценарий Фейгенбаума и другие их виды встречаются в реальных турбулентных средах и считал, что модели сплошной среды недостаточно для появления турбулентности и в уравнении Навье — Стокса нет турбулентности. Поэтому даже для простого движения воды он вводил в уравнения некие искусственные дополнительные флуктуационные члены, что было ошибкой. Аналогично вводил дополнительные члены в уравнения сохранения импульса или движения О. Рейнольдс.
Его «S-теорема» была очень плохо изложена для экспериментаторов и было непонятно, как её применять в эксперименте и чем она лучше понятия K-энтропии. Она противоречила многолетней практике инженеров. Они часто использовали подход, когда энтропия была постоянной для течения (модель изэнтропического газа).

В столь специфическую отрасль, в которой я не разбираюсь, я вмешиваться не намерен, я просто привёл отрывок из огромной публикации, полагая, что нынешние ограничения на передвижение авиапассажиров, пользование туалетом и отказ в горячих напитках как-то с этим связаны. Но как?

Вспомнить о зоне турбулентности меня побудила лавинообразная ложь о коронавирусе и атипичной китайской пневмонии. Для себя я сделал вывод, что её цель – это желание Дональда Трампа перенести рабочие места из Китая в США, а всё после случившееся – это дело техники.

Газета The New York Times первой сообщила, что в Сингапур из китайского Уханя прибыл больной с нетипичной пневмонией. И закрутилось. К 20 января об этом событии, унёсшем несколько человек на миллиард китайцев, стало известно всему миру.

Кстати, вы заметили, что все кадры, где китайцы в масках падают трупами на асфальт, сняты в основном американскими и английскими операторами? Наши безграмотные тележурналисты говорили, что они упали назвничь, а показывают, как человек снопом падает на дорогу вниз лицом. НАВЗНИЧЬ – это лицом к небу. Оговорки по Фрейду. Это были постановочные кадры. Всё как с «Белыми касками» в воюющей за свободу Сирии.

Лидеры Китая Си Цзиньпин и Ли Кэцян 20 января каждый по отдельности поздравили китайский народ с наступлением Нового года и выразили желание, что будут предприняты все меры для борьбы с коронавирусом и что армия, эта цементирующая структура китайского государства и китайского общества, не останется в стороне. 22 января власти Уханя блокируют многомиллионный мегаполис. И начинается волна блокировок и в Китае, и за его пределами. Отменяют авиарейсы. Закрываются пограничные пункты. Отменяются запланированные туристические поездки. Поезда и самолёты идут и летят пустыми в Китай, чтобы вывезти оттуда граждан разных стран. Поголовная проверка на тепловизорах. Вирус-шоу 24 часа в сутки почти на всех телеканалах мира. К середине марта обещают эту кампанию прекратить. Не исключено, что всё закончится раньше. А в результате – следите за руками манипуляторов – цены вырастут, показатели экономического развития упадут, какие-то предприятия разорятся, какие-то фирмы и банки разбогатеют, произойдёт смена или укрепление властных структур в ряде ведущих стран мира, а рядовые обыватели вдруг обнаружат, что их права вновь существенно урезаны, даже в пустяках.

Меня очень огорчило, что ответственной за борьбу с Китаем в российском правительстве назначили бухгалтера до мозга костей Татьяну Голикову. Она уже уничтожила бесплатную медицину не только на селе, но и в малых городах. Уверен, что теперь в отношениях с Китаем будет много зон турбулентности. Немало россиян попадёт под карантин при возвращении из других стран. В России наступает гриппозный сезон и действия убеждённых троцкистов во власти, не видящих людей, породят много бед.

Как возникают зоны турбулентности?
В грозовых тучах образуются завихрения, сильнейшие потоки воздушных масс взаимодействуют не только между собой, но и «дуют» на пролетающие мимо самолёты. Вслушайтесь в слово ТУРБУЛЕНТНОСТЬ, оно очень образное: трубы, турбины, трубочки выстроены как бы лентами, ленточками, по ним движутся воздушные течения в разных направлениях. Вот и возникает иногда опасная «болтанка». Специалисты утверждают, что эти завихрения могут привести и к катастрофическим последствиям, вплоть до необходимости сделать срочную посадку.

Опасна ли турбулентность для самолета? Конечно, опасна. Но ни один пилот не направит воздушный транспорт в такое страшное место. Обнаружить грозовые облака достаточно просто, ведь они четко отображаются на специальном приборе в кабине экипажа. Увидев впереди такую опасность, пилоты воздушного транспортного средства просто облетают ее. Почему же нам говорили о турбулентных зонах, когда самолёт летел высоко над облаками и воздушные завихрения ему не грозили? Не перестраховка ли это? Или это своекорыстный расчёт, смысл которого нам не известен?

Смотрим на события в Китае. Из него с помощью средств массовой ДЕЗИНФОРМАЦИИ сотворили особую турбулентную зону.

Подумалось, по краям грозовых облаков могут быть завихрения, которых не видят приборы. Но перед полётом все пилоты во время инструктажа получают информацию и о погодных условиях, они вправе выбрать более безопасный маршрут, чтобы не создавать пассажирам дополнительные неудобства. Почти 50 лет летал и не было зон турбулентности, которые не позволяли бы мне во время полёта в туалет сходить. Почему они появились?

Похоже, глобальное авиапилотное начальство решило перестраховаться и наложить на авиапассажиров ещё ряд ограничений. Зона турбулентности – просто повод.

А теперь из Китая делают прокажённого. Власти России уже приняли решение отказать всем китайцам в праве работать на территории России. Интересно, излечим ли геморрой головного мозга?

Источник

Всё, что вы хотели знать о турбулентности: рассказывает пилот

Алина Архипова

Очень многие пассажиры пугаются, когда самолёт в воздухе начинает трясти, то есть когда по тем или иным причинам появляется «болтанка» или турбулентность, если по-научному.

Турбулентность — это естественное явление в авиации, точно также, как качка в море, как тряска автомобиля на неровной или ухабистой дороге.

Если в море вы можете видеть волны, на дорогах — заплатки или ямы, то в небе часто этого ничего не видно, но на самом деле оно тоже совсем не однородно.

Что происходит в небе?

В воздухе постоянно происходит много различных процессов — движутся разные воздушные потоки и струйные течения, скорость которых иногда может достигать до 300 км/час, а то и больше. Образуются зоны разного атмосферного давления. Одни воздушные массы сменяются другими, возникают метеорологические фронты — от холодного, тёплого до смешанного.

Каждый день в атмосфере изменяется температура и давление. Обычно с ростом высоты и то, и другое должно уменьшаться, но бывает и наоборот. Сила и направление ветра тоже постоянно варьируются. Иногда можно видеть, как облака на разных высотах движутся в противоположные стороны.

Всё это в целом делает атмосферу либо стабильной, либо нестабильной, создавая условия для появления разных погодных явлений, в том числе и турбулентности.

Иногда пилоты заведомо могут знать о возможной турбулентности на своём маршруте из метеорологических карт и сводок погоды, которые они проверяют перед каждым полётом. А если в полёте появилась турбулентность там, где в картах она не была отмечена, то пилоты сообщают об этом диспетчеру, и он в свою очередь предупреждает потом другие борты, входящие в данный сектор.

Причины «болтанки»

1) Красивые пушистые облака, кучевые (cumulus) и особенно кучевые-дождевые (cumulunimbus CB) являются турбулентными за счёт восходящих и нисходящих потоков, образующихся в них. Во время гроз воздух переполнен грозовыми облаками CB.

Но не все облака турбулентны. В отличие от пушистых красивых облаков, внутри и рядом с которыми может «болтать», низкие слоистые сплошные облака обычно спокойные.

2) Но тряска не всегда рождается из-за одних только облаков. Есть ещё турбулентность ясного неба (clear air turbulence — CAT), когда в воздухе нет ни единого облачка, солнечно и красиво, а атмосфера нестабильная, и самолёт неожиданно начинает трясти.

3) Также турбулентность часто возникает в горной местности, и чем ближе к горам, тем сильнее.

4) Ещё есть термические потоки (восходящие потоки) в тёплое время года, образующиеся от нагрева поверхности земли. Поэтому тёплой весной и летом даже при хорошей ясной погоде самолёт на посадке может прилично «болтать» именно из-за них, особенно при пролёте разной поверхности (так как она по-разному прогревается). Например, когда лесистая местность сменяется полем или долиной, или при пролёте береговой линии с моря на сушу.

5) Есть искусственная турбулентность – это если самолёт попадёт случайно в спутную струю впереди летящего или взлетающего самолёта. Это достаточно опасно. Именно поэтому диспетчеры должны обеспечить, а лётчики соблюдать определённую дистанцию — интервал между бортами самолётов как при взлётах/посадках, так и на других этапах полёта.

Хотя случайности всё равно иногда бывают, например, по причине ветра, когда тот задерживает спутную струю пролетающего самолёта или сносит её прямо на идущий самолёт следом. В таких случаях самолёт может сильно мотнуть из стороны в сторону вплоть до самопроизвольного отключения автоматики, и среагировать надо очень быстро.

У меня было так несколько раз, ощущения не из приятных. Но чтобы пилоты были подготовлены к таким неожиданностям и знали, как действовать, подобные ситуации прорабатываются обязательно на тренажёрах.

6) А ещё, например, наш Boeing может трясти, когда мы летим с выпущенными спойлерами (интерцепторами), если срочно надо снизиться или быстро погасить скорость. Спойлеры — это пластины на верхней поверхности крыла, поднимающиеся вертикально вверх при выпуске.

То есть в полёте очень много естественных причин тряски самолёта.

Насколько опасна турбулентность?

В авиации турбулентность делят по интенсивности на три категории:

Но сразу скажу, что мы делаем всё, чтобы самолёт никогда не оказывался в зоне с сильной турбулентностью. Просто так сильная турбулентность сама по себе не бывает. В большинстве случаев она появляется в зоне действия гроз и большого скопления грозовых облаков. А это возможно предвидеть, изучив метеокарты и отследив по радару. Пилоты всегда обходят подобные зоны, если возможно. А если невозможно, то уходят на запасные аэродромы. Причём есть ограничения, на каком удалении безопасно обходить опасные сектора, как сбоку, так и по высоте.

Источник

Что такое турбулентность

Явление

Данный процесс сопровождается колебаниями самолета, которые возникают из-за смешивания воздушных потоков. Они бывают нисходящими и восходящими. Другие названия этого явления — болтанка или воздушная яма.

Чаще всего авиалайнеры попадают в зону слабой и умеренной болтанки. При слабой колебания незначительны, поэтому у пилотов не возникает проблем во время управления самолетом.

Сильная тряска может стать причиной авиакатастрофы. Это связано с ухудшением управляемости и устойчивости воздушного судна, выхода из строя бортовой навигации. Мощная вибрация может вызвать серьезные неполадки оборудования.

Такое возможно при попадании самолета в грозовые облака, но пилоты всегда стараются облетать подобные зоны. Однако завихрения воздушных потоков происходят и по краям грозового фронта. Они не отображаются на навигаторах, поэтому облететь зону тряски не всегда возможно. К тому же лайнер не может кардинально сменить направление полета, поскольку между суднами необходимо выдерживать безопасную дистанцию.

Некоторые пассажиры уверены, что при попадании лайнера в зону турбулентности, пилоты ничего не предпринимают. Но это не так. Для таких случаев существуют инструкции, к примеру, пилоты снижают скорость для уменьшения сопротивления.

Большинство также интересуется тем, может ли произойти падение самолета в такой ситуации. Переживать по этому поводу не стоит, поскольку конструкция современных суден выдерживает самые сильные порывы ветра. Но в теории такое возможно, поэтому системы безопасности авиалайнеров с каждым годом усовершенствуются.

Действия пилотов при попадании в зону турбулентности

По словам капитана Чесли Салленбрга, посадившего пассажирский самолет на Гудзон, при попадании в зону турбулентности в кабине пилотов принимается одно их двух решений: выйти за пределы неустойчивости, снизив высоту, или выйти в безоблачное пространство, набрав ее.

На случай, если самолет попал в турбулентность, разработан свод правил и рекомендаций для кабины пилотов и экипажа. Необходимо выполнить следующие команды:

Действия пилотов при турбулентности

В условиях невозможности избежания зоны сильной болванки командир экипажа обязан возвратить воздушное судно на исходный или ближайший аэродром.

Таким образом, явление турбулентности в небе для самолета не представляет сильной угрозы. Подобно несовершенствам на автомобильных трасах (кочки, камни), турбулентность в воздухе требует лишь излишнего внимания у командира воздушного судна.

Виноват пилот

Многие пассажиры думают, что турбулентность самолета возникает по неопытности пилотов, что, конечно, является неверным суждением. Современные воздушные авиалайнеры идут на так называемом «автопилоте», а ручной режим пилотирования включается лишь в экстренных ситуациях, к примеру, если «болтанка» ощущается очень сильно, а вывести воздушный транспорт из опасной зоны под силу только опытному пилоту.

Ощущение «болтанки» сильнее чувствуют пассажиры, которые летят на небольшом самолете. На мощном авиалайнере пересечение зоны турбулентности пассажиры практически не прочувствуют.

Что делать при турбулентности

Во-первых, не пренебрегайте техникой безопасности и предупреждениями стюардесс. Как бы вам не хотелось в туалет, лучше переждать зону турбулентности, а уже затем выходить туда.

Турбулентная зона что это. Смотреть фото Турбулентная зона что это. Смотреть картинку Турбулентная зона что это. Картинка про Турбулентная зона что это. Фото Турбулентная зона что это

Турбулентность — одна из причин аэрофобии.

Пристегните ремень и постарайтесь не нервничать.

Во-вторых, если увидите, что отделения для ручной клади начинают открываться, то прикрывайте голову, но не вставайте со своего места, чтобы их закрыть.

Если у вас начинается приступ паники, то постарайтесь глубоко и ровно дышать. Дыхательная гимнастика поможет вам привести в норму увеличивающиеся сердцебиение и хоть немного успокоиться.

Если вы боитесь летать или делаете это первый раз, то обязательно прочитайте рекомендации в этих случаях здесь и тут.

Модель швейцарского сыра

Турбулентная зона что это. Смотреть фото Турбулентная зона что это. Смотреть картинку Турбулентная зона что это. Картинка про Турбулентная зона что это. Фото Турбулентная зона что это

В соответствии с данной моделью, ломтики швейцарского сыра складываются друг на друга, и каждый из них представляет собой один из слоев защиты от происшествия. В каждом ломтике имеются дырки, которые представляют собой слабые места в защитном уровне. И если эти дырки складываются вместе, образуя сплошной канал, можно говорить о происшествии. Если использовать эту модель в случае с тем, как турбулентность стала бы причиной крушения самолета, понадобилось бы очень много дырок или полностью отсутствующих ломтиков сыра, чтобы сложились условия, необходимые для такого происшествия.

Опасность

Если небольшая тряская в основном проходит без каких-либо последствий, то сильная турбулентность может привести к серьезным травмам. Опасность состоит в том, что пассажиров может выбросить из кресел, а удары об углы салона приводят к ушибам и переломам. К тому же некоторых может тревожить воздушная болезнь.

Опасна ручная кладь, которая лежит на полках над пассажирами. Во время колебаний багажные отсеки могут открыться и сумки с чемоданами попросту выпадут на людей.

Также те, кто сидел не пристегнутым, был в туалете или шел по проходу могут упасть и удариться об кресла, пол, получив физическую травму.

Несет ли опасность зона турбулентности для авиалайнеров

По аналитическим данным можно понять, опасна ли турбулентность для самолета, пассажиров и экипажа. Согласно исследованиям, на протяжении 20-ти лет не было зафиксировано ни одной катастрофы, которая произошла по причине возникновения «болтанки». Несмотря на научно доказанные исследования, вопрос относительно падания воздушного транспорта в зону турбулентности по-прежнему не закрыт. Ведь по теории, такую опасность нельзя не принимать ко вниманию, учитывая, что любая конструкция имеет свою определенную силу мощности. Если авиалайнер будет взлетать или садиться в опасной зоне, то сильнейший порыв ветра способен поднять и резко бросить самолет, что неизбежно приведет к катастрофе. Однако о таких зонах пилоты узнают заранее или им сообщают об внезапно появившейся турбулентности по рации. Поэтому экипаж воздушного судна просто уведет самолет из опасной зоны и посадит самолет в благоприятных метеоусловиях.

Как не бояться турбулентности

Бывает так, что боязнь турбулентности в самолете становится причиной отказа от авиапутешествия. Однако прежде чем идти на поводу у своей фобии, возможно, лучшим решением будет от нее избавиться и в будущем наслаждаться перелетами. Всем, кто бояться зоны турбулентности, психологи рекомендуют:

Как пилоты воспринимают вхождение самолета в зону турбулентности

Их заботит две вещи: комфорт пассажиров и собственная безопасность.

Следует иметь в виду, что в воздухе пилоты разных самолетов общаются друг с другом “в режиме реального времени”. Они сообщают о наблюдаемых явлениях в атмосфере. Если кто-то попал в “болтанку”, то его соседи в небе тут же узнают об этом. Также эта информация передается диспетчерам на земле.

Пилоты могут слегка изменять свой маршрут, чтобы обойти зону турбулентности. Но это оборачивается дополнительными затратами топлива и времени. Поэтому некоторые из них не обращают особого внимания на турбулентность.

Ситуация становится по-настоящему угрожающей в случае так называемой “турбулентности чистого неба”. Внезапные и сильные удары воздушных масс подобны грому среди ясного неба. Именно они является источником большинства травм, связанных с турбулентностью. Пилоты не подозревают о поджидающей их угрозе.

Профессор Шерман утверждает, что турбулентность чистого неба чаще всего возникает над горными районами.

В прошлом году из-за внезапных и очень сильных ударов воздушных масс пострадало пять пассажиров рейса 1676 United Airlines. Самолет резко пошел вниз, а непристегнутые пассажиры “взмыли” со своих кресел вверх, ударившись головами об отсеки для ручной клади и проломав их дно. Один ребенок выскочил со своего кресла и приземлился на соседнем месте.

В новости попал еще один инцидент, связанный с рейсом American Airlines из Сеула в Даллас. Самолет сделал вынужденную посадку в Токио, чтобы отправить в больницу более десяти пассажиров, получивших травмы из-за попадания в зимний шторм. Турбулентность была такой сильной, что напитки и еда летали по салону, как птицы.

Такие случаи очень редки, но они имеют все шансы стать хитом YouTube, если кто-то из пассажиров успеет снять происходящее на камеру смартфона.

Чем опасна турбулентность для пассажиров

А вот чем действительно опасна сильная «болтанка», так это паникой пассажиров. Вестибулярный аппарат воспринимает небольшие крены и снижение высоты на пару метров, как перевороты машины вокруг своей оси и падение. Вкупе с непониманием причин, это вызывает у человека приступ панического страха.

Сильная тряска, в основном, опасна для пассажиров, пренебрегающих техникой безопасности во время полета. Перед прохождением зоны турбулентности всегда предупреждают о необходимости пристегнуться и не покидать своих мест. Эти правила необходимо четко соблюдать, иначе можно сильно покалечиться о передние сидения или полетать по проходу

Обратите внимание на стюардов, если они заняли свои места, то ожидается тряска. Лучше спрячьте телефоны и другие гаджеты, а то могут улететь

Как видите, у страха глаза велики. Следуя рекомендациям бортпроводников, вы безопасно переживете небольшой дискомфорт, который доставляет «болтанка». Надеемся, теперь полеты станут для вас более приятными.

Чтобы преодолеть приличное расстояние в комфорте и удобстве, чаще всего пассажиры выбирают самолеты – самый быстрый и удобный вид транспорта. Но к сожалению, многих страшат воздушные перелеты, вернее турбулентность самолета. В этой статье мы разберем понятие зона турбулентности в самолете, что это такое, и стоит ли ее бояться.

Существует несколько причин возникновения турбулентности в воздухе.

Во-первых, часто бывает так, что впереди летящий самолет из-за направления торцов крыльев вызывает завихрения в воздухе, образуя зону турбулентности.

Во-вторых, такие зоны появляются в местах, где воздух неравномерно прогрелся и имеет разную температуру – обычно это происходит на низких высотах, недалеко от поверхности земли.

И еще одна из наиболее частых причин возникновения турбулентности – встреча различных по плотности и другим характеристикам воздушных масс.

Виды зон турбулентности

Турбулентность страшна не так самолетам, как пассажирам, которые не придерживаются правил безопасного перелета. Составлена даже специальная измерительная система турбулентности:

— легкая турбулентность, почти не заметна. Понять, что вы находитесь в зоне турбулентности, поможет стакан с водой, в котором будет заметна вибрация.

— умеренная турбулентность, вибрация уже ощущается человеком. В этот момент желательно находится в своем кресле и с пристегнутым ремнем безопасности.

— сильная турбулентность, встречается редко. Характеризуется мощными вибрациями корпуса самолета, незакрепленных вещей и не пристегнутых пассажиров.

— крайне сильная турбулентность, самая страшная и опасная. Попадая в такую зону, самолет может просто рухнуть на землю в течение нескольких секунд, но только, если пилоты не справятся с управлением.

Пилот со стажем Рон Барч рассказал о своей встрече с крайне сильной турбулентностью: «Я летел на самолете в Сидней через Голубые Горы. Был шторм и над горами наблюдалась небольшая турбулентность. Самолёт шел относительно низко, около 3000 метров над землей. Уже не помню как, но мы будто врезались в воздушную стену. Нас начало отбрасывать на меньшую высоту, нос самолета смотрел постоянно вниз. Но мне удалось справиться с управлением. Я поднял самолет до 3700 метров. Это были непередаваемые впечатления, такого экстрима в жизни я больше никогда не испытывал. Слава Богу, все закончилось хорошо».

Должен ли я бояться

На этот вопрос можно ответить коротко: “нет”. Но если он вас не успокоил, то знайте, что цифры стоят на стороне вашей безопасности.

Профессор Шерман говорит, что вероятность попадания самолета в зону сильной турбулентности составляет один шанс на миллион. Реальная встречаемость таких опасных зон в атмосфере выше, но пилоты стараются обходить их.

Но не забывайте следовать рекомендациями бортпроводников. Застегивайте ремни, когда слышите соответствующую просьбу, и старайтесь не расстегивать их без необходимости. Так вы останетесь невредимым даже при попадании в турбулентность чистого неба.

Эксперты советуют не спешить отстегиваться и бежать в туалет сразу после выхода из зоны турбулентности или взлета.

Самое безопасное положение во время полета – расслабиться в кресле, пристегнувшись ремнем. Дышите ровно и глубоко. Помните: турбулентность – это нормально. Современные самолеты очень надежные. Вы в полной безопасности.

Очень тяжело сохранять спокойствие, когда вас начинает трясти и раскачивать в разные стороны. В памяти сразу возникают ужасные картинки с мест крушений, увиденные в новостях.

Необходимость пристегнуть ремни безопасности настораживает. Мы расскажем о причинах «болтанки» и о том, может ли самолет упасть из-за нее.

Что такое зона турбулентности

Чтобы ответить на вопрос, чем опасно это явление, важно понимать, каковы причины его возникновения. Турбулентность – это одно из сложных свойств атмосферы

В воздухе постоянно происходят изменения температуры, давления, направления и скорости ветра. Из-за этого меняется его плотность. Проходя через такую зону, самолет начинает вибрировать.

Считается, что такое случается во время прохождения через облако, но это абсолютно необязательно. Тряска возникает и в совершенно ясном небе. Чаще всего это происходит на небольшой высоте, в 500-600 метров или в полете под облаками.

Исключение составляют кучевые облака (снизу они похожи на шапки из кучек снега) и грозовые. В них всегда сильная тряска. Большая скорость ветра в состоянии хорошенько затормозить и раскачать самолет. Такие облака обычно облетают, они прекрасно просматриваются на локаторе.

Пилоты заранее выбирают более безопасный маршрут, который составляют, учитывая сводки синоптиков. Ошибки вероятны только при длительном перелете, когда метеопрогноз неточный. Тогда само облако пилот обойдет, но есть шанс попасть в завихрения воздуха по краям грозового фронта.

Причины турбулентности, ее наличие или отсутствие не зависят от опытности экипажа. Во время рейса борт управляется автопилотом. Только при очень сильной тряске пилот берет управление в свои руки, чтобы вывести летательный аппарат из опасной зоны. Кстати, то, как ощущают тряску пассажиры, зависит от самого самолета. Если он маленький и легкий, то ветер швыряет его сильнее. Большие и тяжелые машины более устойчивы.

Что делать, если самолет попал в зону турбулентности

Чтобы не получить травм самому и не доставить неприятностей соседям, следует четко придерживаться правил безопасности во время полета, которые обычно рекомендуют бортпроводники:

Турбулентная зона что это. Смотреть фото Турбулентная зона что это. Смотреть картинку Турбулентная зона что это. Картинка про Турбулентная зона что это. Фото Турбулентная зона что этоПо данным Федерального управления гражданской авиации в США за период с 1980 по 2008 год произошло 234 аварий, вызванных турбулентностью: в результате 298 пассажиров получили серьезные травмы, 3 человека погибли.

Количество жертв среди пассажиров в авиационных происшествиях является самым низким по сравнению с другими видами транспорта. А когда дело доходит до травм, наиболее частыми жертвами происшествий становятся стюардессы и экипаж, ведь они получают травмы, находясь в положении стоя или с не пристегнутыми ремнями безопасности.

Какие бы зоны турбулентности не встретились у вас на пути, не стоит паниковать. Успокоим вас, за всю историю авиации не произошло ни одной катастрофы, причиной которой стала турбулентность. Все потому, что пилоты прекрасно знают, как реагировать и вести себя в таких ситуациях. Кроме того, сегодня существует масса параметров, нормативов, техник, которые помогают избежать неблагоприятной ситуации при авиаперевозках.

Что происходит при турбулентности

Впервые рассказал, что такое турбулентность еще в конце XIX века англичанин Рейнольдс

Он обратил внимание на то, что при возрастании скорости потока в воздушной, либо водной среде возникают хаотические волновые или же вихревые образования. Это происходит по той причине, что расположенные в разных атмосферных слоях молекулы воздуха имеют разные размеры и плотность

При этом есть зоны с температурными перепадами и изменениями давления. Неоднородной в разных слоях является и скорость воздушного потока. Все эти перепады и становятся причинами возникновения такого явления как сильная турбулентность. Когда самолет попадает в турбулентное течение, он словно попадает в воздушную яму. При этом корпус начинает вибрировать, а внутри самого салона возникает так называемая «болтанка».

Турбулентная зона что это. Смотреть фото Турбулентная зона что это. Смотреть картинку Турбулентная зона что это. Картинка про Турбулентная зона что это. Фото Турбулентная зона что это

Чем опасна турбулентность для самолета

Прежде чем сесть в самолет, неопытные авиапутешественники часто задаются вопросом, что такое турбулентность и чем опасна турбулентность. Во время проектирования расчетных нагрузок учитывается данный параметр, потому закладывается больший запас прочности и надежности даже на самые непредсказуемые ситуации. Однако опытные пилоты всегда настоятельно рекомендуют при необходимости соблюдать технику безопасности. В противном случае можно пострадать:

Падают ли самолеты от турбулентности?

Страдающие аэрофобией перед новым путешествием на летательном аппарате хотят удостовериться насколько может быть опасной зона турбулентности и может ли она стать причиной падения самолета. Пилоты уверяют, что конструкция современных самолетов может выдержать даже самые сильные порывы ветра. При этом корпус и все части летательного аппарата останутся целыми.

Статистика говорит, что за последние двадцать пять лет не было ни одного случая авиакатастрофы по причине попадания самолета в зону турбулентности. Хотя теоретически такая опасность может быть, поскольку каждая конструкция имеет свой предел мощности, а сильный шквальный ветер во время посадки и взлета способен ударить самолет об землю. Однако есть специальные нормативы, по которым пилот должен будет уйти на запасной аэродром, чтобы не рисковать.

Может ли турбулентность разрушить самолет?

Избавиться от фобий можно, узнав, какими могут быть последствия турбулентности и способно ли такое явление разрушить самолет. Авиаконструкторы уверяют, что современные летательные аппараты настолько мощные, что, даже попадая в опасную зону турбулентности, способны остаться целыми. Неприятные последствия могут ожидать пассажиров самолета, если они в это время не будут находиться на своих местах и проигнорируют указания бортпроводников.

Турбулентная зона что это. Смотреть фото Турбулентная зона что это. Смотреть картинку Турбулентная зона что это. Картинка про Турбулентная зона что это. Фото Турбулентная зона что это

Что такое турбулентность

Один из самых безопасных видов транспорта — самолет. Однако, многие, очень многие люди боятся летать и считают это небезопасным. И когда пытаешься донести до таких людей, что автомобиль — гораздо более опасная штука, они только крутят пальцем у виска и никакие факты тут не помогут.

Турбулентность по-другому называют болтанка

Болтанка может быть опасной и безопасной. Обычную, «безопасную» болтанку вызывают определенные виды облаков, через которые пролетает воздушное транспортное средство. Такой вид турбулентности нестрашен самолету, так как по проекту воздушный транспорт должен выдерживать перегрузки, которые возникают при таких обстоятельствах.

Турбулентность самолета может возникнуть из-за течения воздуха, которое называется струйным. Под такими течениями принято считать воздушные массы, резко меняющие свою скорость как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Их протяженность достигает несколько тысяч километров, но опасности для воздушного транспортного средства они не несут.

Опасная болтанка возникает таким образом:

В облаках, которые называются грозовыми, образуются завихрения. Они могут перенаправить на воздушное транспортное средство сильнейшие потоки воздушных масс, что в дальнейшем приводит к катастрофическим последствиям, вплоть до необходимости сделать срочную посадку.

Опасна ли турбулентность для самолета, образовавшаяся в таких облаках? Конечно, опасна. Но ни один пилот не направит воздушный транспорт в такое страшное место.

Обнаружить грозовые облака достаточно просто, ведь они четко отображаются на специальном приборе в экипажной кабине. Увидев впереди такую опасность, пилоты воздушного транспортного средства просто облетают ее.

По краям грозовых облаков также могут образоваться завихрения, которые невозможно увидеть на приборах. Для получения дополнительной информации перед вылетом самолета, все пилоты проходят инструктаж, на котором они получают информацию о погодных условиях. Получив дополнительные данные, экипаж может намного проще выбрать более безопасный маршрут для перелета.

Что такое зона турбулентности

Чтобы ответить на вопрос, чем опасно это явление, важно понимать, каковы причины его возникновения. Турбулентность – это одно из сложных свойств атмосферы

В воздухе постоянно происходят изменения температуры, давления, направления и скорости ветра. Из-за этого меняется его плотность. Проходя через такую зону, самолет начинает вибрировать.

Считается, что такое случается во время прохождения через облако, но это абсолютно необязательно. Тряска возникает и в совершенно ясном небе. Чаще всего это происходит на небольшой высоте, в 500-600 метров или в полете под облаками.

Турбулентная зона что это. Смотреть фото Турбулентная зона что это. Смотреть картинку Турбулентная зона что это. Картинка про Турбулентная зона что это. Фото Турбулентная зона что это

Исключение составляют кучевые облака (снизу они похожи на шапки из кучек снега) и грозовые. В них всегда сильная тряска. Большая скорость ветра в состоянии хорошенько затормозить и раскачать самолет. Такие облака обычно облетают, они прекрасно просматриваются на локаторе.

Причины турбулентности, ее наличие или отсутствие не зависят от опытности экипажа. Во время рейса борт управляется автопилотом. Только при очень сильной тряске пилот берет управление в свои руки, чтобы вывести летательный аппарат из опасной зоны. Кстати, то, как ощущают тряску пассажиры, зависит от самого самолета. Если он маленький и легкий, то ветер швыряет его сильнее. Большие и тяжелые машины более устойчивы.

Что означает турбулентность

Каждый, кто только планирует лететь самолетом или уже так путешествовал не один раз, знает, что такое зона турбулентности. Под данным термином принято понимать такое физическое свойство атмосферы, при котором постоянно происходят изменения давления, температуры, направления и скорости ветра. По этой причине воздушные массы по составу и плотности становятся неоднородными. Когда самолет через них проходит на большой скорости, возникает вызывающая неприятные ощущения вибрация.

Иногда такое явление как турбулентность возникает при ясном небе, но чаще в условиях облачности, во время движения самолета через море. В основном ее легко спрогнозировать. Пилоты заранее сообщают о предстоящих вибрациях, советуя пассажирам занять свои места и пристегнуть ремни безопасности. Необходимо следовать всем указаниям, так как во время сильной тряски можно получить серьезные травмы.

Турбулентность ясного неба — что это такое?

Одним из основных видов атмосферной турбулентности в авиации считается зона турбулентности ясного неба. Она, в отличии от других видов, может возникать не при значительной облачности, а при ясном небе или же небольшом количестве облаков верхнего яруса. Отличительная характеристика заключается в отсутствии явных признаков турбулентности. По этой причине ее непросто обнаружить заранее не только визуально, а и даже с применением радара.

Почему возникает турбулентность в самолете

Причин, по которым возникает сильная турбулентность в самолете, много. Среди основных:

Турбулентность ясного неба — причины

Такое опасное явление может возникать не только при сильной облачности. Иногда наблюдается турбулентность чистого неба. Пилоты называют такие основные причины данного явления:

Турбулентная зона что это. Смотреть фото Турбулентная зона что это. Смотреть картинку Турбулентная зона что это. Картинка про Турбулентная зона что это. Фото Турбулентная зона что это

Может ли самолет упасть из-за турбулентности

При проектировании летательных аппаратов всегда учитывается тот факт, что они могут попасть в зону турбулентности. Поэтому конструкция спокойно выдерживат ветер в 30 м/с и даже больше. Корпус останется цел, у него ничего не отвалится и он не упадет.

Согласно статистическим данным, за последние четверть века не произошло ни одной авиакатастрофы по причине попадания в зону турбулентности. Хотя, теоретически такая опасность есть. У любой конструкции есть предел мощности. А шквальный ветер при посадке или взлете способен ударить самолет об землю. Правда, существуют специальные нормативы, согласно которым пилот просто уйдет на запасной аэродром по метеоусловиям, чтобы не рисковать.

Почему не стоит опасаться турбулентности при авиаперелетах

Чтобы понять, опасна турбулентность или нет, следует выяснить, каковы причины ее возникновения. Пролетая через такую зону, пассажиры самолета могут почувствовать себя беспомощными и испугаться. Чтобы успокоить людей, расскажем подробнее о зонах турбулентности и выясним, что же думают по этому поводу пилоты.

Турбулентность – одно из свойств земной атмосферы. Попав в нее, самолет испытывает достаточно сильную встряску. Такой эффект происходит из-за изменения температуры, давления, направления и скорости ветра. Иными словами, это нормальное, совершенно естественное явление в природе. И пугаться его не стоит.

Турбулентная зона что это. Смотреть фото Турбулентная зона что это. Смотреть картинку Турбулентная зона что это. Картинка про Турбулентная зона что это. Фото Турбулентная зона что это

Многим пассажирам в такой момент кажется, что в механизме самолета возникли какие-то неполадки, а пилоты не справляются с управлением. Уверяем вас, что еще на стадии проектирования самолетов учитываются все трудности, которые могут произойти во время полета, даже, например, летящая стая птиц, разряд молнии, экстремальные перепады температуры воздуха, сильные порывы ветра и, конечно, перелет через зоны турбулентности. Поэтому конструкция самолета позволяет легко справится с подобными трудностями. Корпус останется цел, у него ничего не отвалится и самолет не упадет.

Кроме того, пилоты готовы ко всему, а новейшие приборы, устанавливаемые на борту самолетов, помогают видеть впереди зону возможной турбулентности и избежать ее, немного отклонившись от курса.

Существует только один вид турбулентности, который нельзя предугадать. При полетах свыше 5 — 6 км встречается турбулентность и при ясном небе. Опасность ее состоит в неожиданном попадании самолета в такую зону, появляющуюся буквально из ниоткуда и практически незаметную на радаре. Это не дает возможности заранее предупредить пассажиров, чтоб те вернулись в свои кресла и пристегнули ремни безопасности. Единственное, что должно пугать пассажира в такой момент, так это получение травм, которые они могут получить, если будут не пристегнуты и во время тряски ударяться обо что-нибудь, или с верхней полки упадет плохо закрепленный багаж.

«Бояться турбулентности абсолютно не стоит, современные самолеты сконструированы таким образом, чтобы выдерживать самую сильную турбулентность. Кроме того, конструкцией предусмотрены специальные закрылки, повышающие устойчивость к атмосферной турбулентности», – говорит Кит Тонкин, бывший летчик и директор консалтинговой группы авиационных проектов.

Не спорим, бывают, конечно, и печальные случаи. Так, например, в 2001 году Авиалайнер авиакомпании American Airlines совершал рейс АА587 и разбился сразу после взлета в Нью-Йорке. Тогда погибло 260 пассажиров и 5 человек уже после приземления. Предположительная причина аварии – самолет попал в зону турбулентности. После трехлетнего расследования были выяснены новые причины катастрофы. Согласно отчёту, причинами катастрофы стал аэрослед от японского Boeing 747, взлетавшего ранее, и высокая чувствительность руля к действиям педали управления.

Несет ли опасность зона турбулентности для авиалайнеров

По аналитическим данным можно понять, опасна ли турбулентность для самолета, пассажиров и экипажа. Согласно исследованиям, на протяжении 20-ти лет не было зафиксировано ни одной катастрофы, которая произошла по причине возникновения «болтанки». Несмотря на научно доказанные исследования, вопрос относительно падания воздушного транспорта в зону турбулентности по-прежнему не закрыт. Ведь по теории, такую опасность нельзя не принимать ко вниманию, учитывая, что любая конструкция имеет свою определенную силу мощности. Если авиалайнер будет взлетать или садиться в опасной зоне, то сильнейший порыв ветра способен поднять и резко бросить самолет, что неизбежно приведет к катастрофе. Однако о таких зонах пилоты узнают заранее или им сообщают об внезапно появившейся турбулентности по рации. Поэтому экипаж воздушного судна просто уведет самолет из опасной зоны и посадит самолет в благоприятных метеоусловиях.

Может ли самолет потерять управление и упасть из-за турбулентности

Если коротко, то ответ: “нет”. И не закатывайте глаза, подыскивая убойные аргументы против такого ответа. Наверное, вы уже слышали, что самолет является самым безопасным средством передвижения. Это при том, что наземный транспорт, в отличие от самолетов, не может упасть по определению. Он кажется более надежным, чем перемещение в железной трубе, болтающейся в 10 километрах над землей.

Но, несмотря на очень неприятные субъективные ощущения, турбулентность сама по себе никогда не заставит самолет упасть на землю. Пилот Патрик Смит в AskThePilot.com пояснил, что даже самые жесткие перемещения воздушных масс не могут перевернуть самолет или разорвать его на несколько частей.

Турбулентность может стать причиной поломки. Но это происходит крайне редко. В этой связи часто цитируют инцидент 1966 года, когда сильная турбулентность разорвала Boeing 707 возле вулкана Фудзияма, к которому пилот захотел подлететь поближе, чтобы лучше рассмотреть японскую достопримечательность. Порывы ветра в том месте достигали 140 миль в час, что и погубило всех, кто был на борту.

Но с тех пор инженеры проделали серьезную работу. Конструкция самолетов стала более устойчивой к таким нагрузкам. Современные пассажирские лайнеры способны взлетать под углом 90 градусов к горизонту, поэтому никакие порывы ветра на Земле им не страшны. Dreamliner 787, например, оснащен специальными датчиками, позволяющими точно прогнозировать расположение зон турбулентности. Вместе с тем, сочетание неблагоприятных погодных условий и других факторов (например, ошибка пилота) могут привести к катастрофе.

Профессор Роберт Шерман из Национального центра исследований атмосферы (США) говорит, что история зафиксировала пару случаев, когда очень сильные порывы воздуха срывали двигатели с крыльев. Но даже в этих обстоятельствах самолет благополучно садился на аэродроме.

Если турбулентность очень сильная, то пилоты могут внести коррективы в маршрут или совершить посадку в другом месте. Но и по этому сценарию ситуация развивается очень редко. При этом условия могут быть не настолько ужасными, чтобы причинить вред самолету. Обычно экстренная посадка совершается из-за того, что кто-то из пассажиров пренебрег командой “Пристегните ремни” и теперь ему требуется срочная медицинская помощь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *