Турандот принцесса спектакль про что
Принцесса Турандот (1922)
Этот легендарный спектакль, поставленный Евгением Вахтанговым в 1922 году, стал на долгие годы символом театра. Изящная художественная форма, стремительная динамика действия, богатство актерских талантов определили безусловный успех спектакля, ставшего визитной карточкой театра. «Принцесса Турандот» определила основные черты искусства театра: стремление сочетать правду чувств с острой зрелищной формой, внимание к средствам внешней выразительности — ритму, пластике, жесту. Именно эта постановка во многом определила импровизационный стиль театра. В спектакле были заняты лучшие ученики Вахтангова: Ц. Л. Мансурова, Ю. А. Завадский, А. А. Орочко, О. Н. Басов, Б. Е. Захава, Б. В. Щукин, Р. Н. Симонов и другие. Когда «Принцессу Турандот» показали перед труппой МХАТа, К. С. Станиславский восхитился: «За 23 года существования Художественного театра таких достижений, как этот спектакль, было немного».
Заслуженный деятель искусств РСФСР В.В. Шверубович в своей книге «О старом Художественном театре» с восторгом пишет о спектакле: «В восьмом ряду (МХТ) были оставлены места для всех нас. Это был первый спектакль, виденный нами в Москве после трехлетнего отсутствия. Какое счастье, что наше восприятие новой для нас Москвы, нового советского театра началось с этого изумительного спектакля! В нем была вся свежесть, вся бесконечная талантливость, тонкость и чистота, присущие русскому искусству. Чистота мысли, чистота чувств… Это бескорыстная, искренняя игра в театр, игра детей, в которой каждый ребенок неповторимо гениален.
И в то же время это был самый «европейский» спектакль из всех, виденных в Европе. Как изумительно изящен и элегантен был Завадский, с какой утонченно мужественной грацией носил он фрак! Куда венским и берлинским театральным «фатам» и «героям-любовникам». А прелестная женственность Мансуровой, а платья Ламановой, ведь они были не то что модны, они были впереди европейской моды. Могли ли мы думать, что юноши здесь умеют так благородно носить фраки, а девушки — «туалеты»? А милая, полудетская прелесть дзанни… До чего же это было хорошо!»
Загадки «Принцессы Турандот». Вспоминаем главный спектакль Евгения Вахтангова
«Принцесса Турандот» по сказке Карло Гоцци стала последним спектаклем Евгения Вахтангова и одним из самых ярких событий культурной жизни Москвы 1922 года. Постановка была сделана на манер площадной комедии дель арте. Такого советская публика еще не видела. Рукоплескал на премьере в Третьей студии МХАТ, позже ставшей Театром Вахтангова, сам Константин Станиславский.
Этот спектакль разделил русский театр на до и после: его отголоски позже будут звучать в работах многих режиссеров и драматургов. Из тональности вахтанговской «Принцессы Турандот» выросли пьесы Евгения Шварца — «Дракон», «Золушка», «Тень». А легендарный советский режиссер Георгий Товстоногов, посмотрев однажды спектакль, назвал Евгения Вахтангова, к тому времени уже покойного, своим учителем.
От комедии до трагедии
Турандот, дочь китайского императора, не желает выходить замуж. Она развлекается тем, что велит казнить незадачливых женихов, которые не проходят проверку. Она загадывает им три сложные загадки, кто не угадает — может прощаться с жизнью. Однажды в городе появляется находчивый принц Калаф, которому удается растопить сердце жестокой красавицы. Театральную сказку «Турандот», в которой ужасное соединяется со смешным, Карло Гоцци написал в 1762 году. Пьеса, созданная в простом стиле комедии дель арте, стала важным ходом его борьбы с буржуазным реалистическим театром Карло Гольдони и Пьетро Кьяри. Как позже записал в своих воспоминаниях Гоцци, вскоре после венецианской премьеры «Турандот» враги потеряли былую популярность в Италии. Гольдони в поисках лучшей доли переместился в Париж, а Кьяри и вовсе перестал писать.
Немецкий поэт и драматург Фридрих Шиллер спустя полвека сделал из «Турандот» драму. Его версией вдохновился композитор Джакомо Пуччини, создавший трагическую оперу «Турандот». Он работал над ней последние четыре года своей жизни, но закончить так и не успел: его друг и коллега Франко Альфано дописал за него последний дуэт Турандот с Калафом и заключительную сцену III акта. Премьера состоялась в апреле 1926 года.
В халате и с юмором
Самой яркой постановкой «Турандот» на русской сцене стал спектакль Евгения Вахтангова. Спектакль на очень долгое время стал символом театра — на нашумевшую «Принцессу Турандот» идут, например, герои «Двух капитанов» Вениамина Каверина. Писатель даже не называет театр, в который отправляет своих персонажей: нет нужды. Даже в 1945 году, когда вышел роман, читатель-театрал понимал, о чем речь.
Однако история постановки с самого начала была сопряжена с серьезными трудностями.
Во-первых, работал над «Принцессой Турандот» Вахтангов очень больным: у него обострилась давняя язва. Постепенно он перестал вставать с постели, делая исключение лишь для репетиций. На генеральном прогоне ему было так нехорошо, что он не стал снимать с себя шубу, а голову обвязал мокрым полотенцем. Константин Станиславский после одной из первых репетиций, зная о болезни своего любимого ученика, сказал ему: «Вы можете засыпать победителем». Евгений Вахтангов не дожил до премьеры своего главного спектакля несколько недель.
Во-вторых, непросто дался режиссеру поиск формы спектакля. Изначально Вахтангов хотел поставить пьесу Фридриха Шиллера. Стали репетировать отдельные отрывки — и они решительно не понравились режиссеру: «Все не то!» Дошло даже до того, что он заявил, что ставить пьесу передумал. Актеры — в растерянности, Вахтангов — в отчаянии. Как сыграть всерьез пьесу, созданную на основе легкой полушутливой сказки, он не представлял. Однако над материалом нужно было работать, потому что замены не было.
Идея возникла словно яркая вспышка: спектакль нужно ставить в духе веселой комедии дель арте — итальянского народного театра, построенного на импровизации площадных представлений с масками, предшественника пантомимы и стендапа, появившегося в середине XVI века. Про пьесу Шиллера Вахтангов тут же забыл. Сразу же приступили к репетициям.
Сюжет — дело второстепенное, главное — подача. Артисты перевоплотились не в героев сказки, а в актеров театральной труппы, разыгрывающих свой спектакль про Турандот. Вахтангов разрешил им импровизировать прямо на сцене. Они могли высказывать свое мнение и комментировать действия коварной принцессы, которая загадывала хитроумные загадки, чтобы казнить потенциальных женихов. Да и зрителям тоже не возбранялось выкрикнуть с места — у актеров всегда находилась парочка остроумных реплик в ответ.
В своих героев артисты превращались прямо на глазах у публики, надевая какой-нибудь роскошный расшитый халат поверх современного костюма, — в лучших традициях дель арте. В диалогах персонажи обсуждали не только действие на сцене, но и актуальную повестку — все, что происходило на тот момент в стране. Это было прогрессивно: Вахтангов был уверен, что после 1917 года искусство, театральное в том числе, не может оставаться прежним, элитарным, оторванным от реальной жизни. Декорации были самые простые — тоже одновременно оммаж старинным уличным постановкам и дань новой эстетике. Привычные бытовые предметы, правильный свет и драпировка — вот и готов сказочный город.
С особым подходом
В постановке были заняты лучшие ученики Вахтангова. Роль капризной принцессы исполнила Цецилия Мансурова, а принца Калафа, безнадежно влюбленного в нее, — Юрий Завадский. Также были задействованы Осип Басов, Борис Захава, Борис Щукин, Рубен Симонов, Анна Орочко, Иван Кудрявцев. Многие из них тогда только начинали свою карьеру, а впоследствии получили звания народных артистов СССР.
Их неопытность режиссера не пугала, скорее, подстегивала — ему было очень интересно, что из всего этого выйдет. Для спектакля они прошли специальную подготовку. Приглашенные преподаватели занимались с ними речью, декламацией, пением, постановкой голоса. Комедия дель арте требовала особого подхода, гротескного поведения.
Вахтангов решил сделать характеры персонажей ярче, добавив одну интересную деталь. По сюжету явно прослеживается соперничество Турандот и ее невольницы Адельмы за внимание принца Калафа, и Вахтангов подсказал, что эти же чувства могут испытывать и актрисы, изображающие их. Правда, этот прием со временем исчез из спектакля.
Постановка пережила несколько редакций с новыми актерскими составами. В 1963 году ее возобновил когда-то игравший в спектакле Вахтангова Рубен Симонов — с Василием Лановым и Юлией Борисовой в главных ролях. В 1991-м новую версию «Принцессы Турандот» создал Гарий Черняховский. Художественный совет приостановил спектакль в 2006 году.
«Фантастический реализм» Евгения Вахтангова
Вахтангов был убежден, что каждая пьеса требует собственной формы театрального воплощения и задача режиссера — найти ее. Этот принцип сложился благодаря его работе с Константином Станиславским.
В 1911 году Вахтангов поступил в Школу драмы Александра Адашева. После ее окончания он попал в труппу Московского художественного театра. Талантливого актера заметил сам Станиславский, который какое-то время наблюдал за ним. А потом, когда Константину Сергеевичу понадобился помощник, чтобы тот мог вести практические занятия по методике актерского мастерства в Первой студии МХТ, первым претендентом стал Вахтангов. Тот согласился, не раздумывая.
Однако потом Евгений начал сомневаться в методах Станиславского. Снова и снова он задавался вопросом: не слишком ли Константин Сергеевич ограничивает актеров на сцене? Безусловно, актер — главный в спектакле, но необходимо, считал Вахтангов, отделить его от того образа, который он исполняет. Так постепенно у Вахтангова сформировалось собственное понимание театра, и сформулировал он его коротко — фантастический реализм. Однако заслуг Станиславского в своем становлении он ничуть не умалял и всегда называл его своим учителем. Можно сказать, что учение Константина Сергеевича стало тем камнем, на котором Вахтангов выстроил собственный театр.
Долгое время «Принцесса Турандот» была больше, чем просто визитной карточкой театра — постановка стала символом театральной школы Вахтангова. В память о спектакле около театра установлен фонтан «Принцесса Турандот», созданный скульптором Александром Бургановым.
Опера «Турандот»: краткое содержание, авторы, действующие лица
Астраханскому царю вместе с семьей пришлось сбежать со своего королевства. На их земли ворвался жестокий султан Хорезма и велел казнить царскую семью. Царь Артур, его жена Эльмаза и их сын Калаф очень долго прятались на соседних землях. Жизнь их была очень тяжелая, Калаф брался за любую предложенную работу.
Принц Калаф пришел в Пекин поступить на службу и встретил там бывшего своего воспитателя. Барах живет под чужим именем Хассан, он женат на вдове, а его падчерица в невольницах у местной принцессы Турандот. Принц интересуется у Бараха, что за праздник готовиться в городе, но оказывается это не праздник, а казнь. По приказу Турандот казнят всех претендентов на её сердце, если они не отгадают три загадки.
Калаф хочет попытать счастья и хочет посостязаться с принцессой в остроумии. Принц с легкостью отгадывает все три загадки Турандот, но она не торопиться за него замуж. Турандот предлагает еще три загадки, но Калаф взамен предлагает ей отгадать его загадку. Она состоит в том, что бы отгадать, как зовут отца и сына которые имели все, а сейчас все потеряли. Турандот догадывается, что нужно разузнать, как зовут принца и его отца. Пока Калафа устраивают в опочивальню, принцесса находит Бараха его жену, и еще какого- то старика, который оказался царем Артуром пришедшим искать сына в Пекин. Хассан говорит, что ни при каких обстоятельствах не стоит раскрывать своего имени.
Ночью под разными предлогами к Калафу приходят невольницы принцессы и пытаются узнать имена, но принц не так глуп и не поддается на их уловки. Последней к нему пришла Адельма, которая была тайно влюблена в Калафа еще со времен, когда он служил у ее отца Хорасана. Она ему рассказывает, что Турандот очень жестока и хладнокровна, и все равно его убьет. Калаф расстраивается от таких новостей и рассказывает ей, как зовут его и отца.
Утром Калаф приходит в зал, где все ждут принцессу и ее свиту. Турандот долго не выходит, а когда появляется, то с высокомерием озвучивает ответ. Все понимают, что стоит готовиться к казни принца, но Турандот говорит, что все же выйдет замуж за Калафа. Любовь растопила ее сердце, и она сожалеет, что была такой жестокой и высокомерной.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Граф Карло Гоцци
Родился будущий автор «Турандот» в 1720 году, в Венеции. Писать начал с небольших поэм и эссе, где критически разбирал все то, что ставилось на сценах Италии того времени. Именно эти критические очерки принесли Гоцци первую известность не только среди специалистов, но и среди широкой публики.
По легенде, первую пьесу Гоцци написал, поспорив с одним из самых известных драматургов своего времени — Карло Гольдони. Суть спора заключалась в том, что пьесу необходимо было написать на самый незамысловатый сюжет и добиться с ней максимально возможного признания. Вскоре после этого спора у Гоцце из-под пера вышла «Любовь к трем апельсинам», с которой драматург не только очень громко заявляет о себе, но и зачинает новый жанр — фьябу, или трагикомическую сказку для театра. Кстати, С. Прокофьев для своей одноименной оперы использовал именно эту пьесу Гоцце.
Помимо Прокофьева, фьябы Гоцце высоко оценивали Гофман, Гете, Островский и многие другие.
Пьеса «Принцесса Турандот» написана в 1762 году и по праву относится к числу лучших творений мастера. В данном произведении нет магических превращений, как было в ранних работах Гоцце, мотив «Принцессы» более реален. За основу автор взял мотивы «Китайской принцессы» Лесажа. С самых первых постановок «Принцесса Турандот» вызвала шквал эмоций и восторженных отзывов критиков той эпохи.
Судьбоносная принцесса
Удивительно, но эта сказка оказалась лебединой песней не только итальянского композитора. Спектакль «Принцесса Турандот» стал последним, поставленным при жизни великого театрального режиссера Е. Вахтангова. Произошло это в 1922 году в Третьей студии МХТ.
По праву он считается лучшим в репертуаре театра. В разные времена в нем играли такие звезды, как Цециилия Мансурова, Марианна Вертинская, Людмила Максакова, Борис Захава, Алексей Жильцов и многие другие. Первыми исполнителями стали Цецилия Мансурова (Турандот) и Юрий Завадский (Калаф). Спектакль «Принцесса Турандот» стал визитной карточкой театра Вахтангова и определил все его дальнейшее развитие. Можно сказать, что эта постановка дала жизнь новой театральной школе, основанной на вахтанговской концепции «театра-праздника».
Смотреть галерею
Джакомо Пуччини
Джакомо Пуччини называют вторым по величине и значимости в мире оперы, после Джузеппе Верди. Родилась будущая легенда 22 декабря 1858 года в городе Лукке. Попав в Миланскую консерваторию, он пишет оперу «Виллисы», которая привлекла внимание будущих клиентов и покровителей Пуччини.
Опера «Манон Леско», которая была написана в 1893 году, имела просто оглушительный успех. Последующая опера «Богема» принесла автору славу не просто хорошего оперного композитора, но и лучшего. Пуччини творил до самого последнего дня своей жизни, и венцом его творчества стала, к сожалению, незаконченная опера «Турандот».
Это интересно[править]
• Ребекка
Опера «Турандот»: история создания
Впервые идея о создании этой оперы зародилась у Пуччини в 1919 году. Посмотрев драматический спектакль в театре Макса Рейнгардта, композитор решил создать что-то свое. Выбор пал на сказку Гоцца «Принцесса Турандот».
Работа над оперой продолжалась с лета 1920 до ноября 1924 года, когда Пуччини скончался, так и не закончив произведение. Доделывал работу после смерти старшего товарища его коллега Франко Альфано.
Опера «Турандот» отличается от всего того, что писал композитор раньше. Если ранние работы Пуччини отличались камерностью, то здесь, как отмечали критики позже, композитор ввел массивный звук хоров. Также не исключено, что данное нововведение могло появиться под влиянием еще одного известного композитора — М. Мусоргского.
Лебединая песня итальянского маэстро
«Принцесса Турандот» — опера, которая стоит особняком в творчестве признанного мастера этого жанра. Пуччини в ней отошел от камерности, присущей всем его предшествующим сочинениям. Это его последнее творение, и композитор очень торопился, боясь, что не успеет его закончить. Так оно и получилось — дописывал «Турандот» самый талантливый ученик маэстро Ф. Альфано. До сих пор опера ставится именно в его редакции.
Пуччини несколько видоизменил сюжет сказки Гоцци. Например, совсем иную трактовку получил образ Адельмы. Ею стала преданная и любящая Лиу, готовая отдать жизнь ради настоящей любви. Пуччини саккумулировал весь свой композиторский гений, чтобы написать потрясающую по своей красоте музыку. «Пусть никто не спит» — самый яркий ее образец и самая востребованная в репертуаре многих певцов ария.
«Турандот» сегодня ставится на ведущих мировых сценах, и можно с уверенностью сказать, что это лучшее произведение Пуччини.
Смотреть галерею
Авторы либретто к опере
Пока писалась сама опера «Турандот», либретто для нее сочиняли люди, приглашенные и уже известные в музыкальных кругах, — Адами и Симони. Чуть подробнее о каждом:
Свадебный королевский кортеж
Принцесса Турандот в отчаянии. Как ей узнать имя загадочного человека и выйти победительницей из ловушки, которую она сама себе и расставила? Коварная Адельма обещает ей помочь. Она приходит к принцу ночью и обманом вынуждает его раскрыть свое имя.
Краткое содержание оперы
События первого действия разворачиваются в Пекине. Толпа окружает императорский дворец. Люди взволнованно слушают указ, который объявляет в том, что дочь императора выйдет замуж за того, кто сможет отгадать три загадки. Неудачника же ждет казнь. Уже множество голов украшают колья, что высятся вокруг дворца, но нет конца смельчакам. Одних притягивает красота императорской дочери, других — несметные богатства, которые пойдут как приданное.
В толпе сбивают с ног немощного слепца, которого сопровождает одна служанка. Ее крики с просьбой о помощи привлекают внимание юного принца одной арабской страны, и он приходит на выручку. В слепце юноша узнает своего отца, которого много лет назад свергли противники власти и выгнали из страны.
На глазах толпы, юноши и его отца еще один претендент вновь не справился с задачей. Его казнят. На балконе стоит принцесса Турандот и наблюдает за всеми событиями свысока. Оный арабский принц бросает на нее взгляд и тут же влюбляется. Он желает участвовать в испытаниях, и никакие отговорки отца не влияют на его мнение. Он влюблен, поэтому будет добиваться руки принцессы. Звучит гонг и нового претендента провожают во дворец.
Во втором действии рассказывается о придворных людях: советнике Пинге, прорицателе Панге и поваре Понге. Все трое мечтают удалиться от дел, уехать из дворца и жить где-нибудь на лоне природы. Но они вынуждены участвовать в кровавых играх своей госпожи.
Показан дворец императора. На троне — принцесса Турандот. Калафа (именно так зовут арабского принца) вводят в зал, и он готов выслушать загадку.
Ненависть и жестокость Турандот объясняется тем, что когда-то давно принцессу из ее рода обесчестил чужеземный завоеватель. Теперь она своим долго считает мстить за позор и больше всего любит наблюдать, как мужчин казнят. На две загадки дает ответ Калаф. Над третьей же думает долго и глубоко. Турандот уже предвкушает очередную казнь, но арабский принц находит ответ и на последнюю загадку.
Все замерли в испуге — что же будет? Турандот умоляет отца отменить уговор — она не желает выходить замуж за чужеземца. Но воля отца-императора непреклонна: Калаф победил, он должен получить награду. И тут сам арабский принц отказывается от победы, объясняя это тем, что не желает неволить принцессу. А взамен загадывает свою загадку и дает время до восхода солнца.
В начале третьего действия под страхом смерти все жителя города стараются найти ответ на загадку незнакомого всем арабского принца. А загадка эта — отгадать его имя, ведь его никто не знает, кроме слепого отца и невольницы. Сам Калаф бродит по садам, что окружают дворец, и мечтает о браке с Турандот, когда она наконец усмирит свой пыл.
А тем временем люди находят служанку слепого отца и начинают выпытывать имя юноши. Служанка была влюблена в Калафа и не желает его выдавать. Выхватывая кинжал у одного из приближенных принцессы, она закалывает себя. Пораженная таким поступком, Турандот не может понять, отчего же девушка так поступила.
Близится утро, Калаф и Турандот остаются одни. Неожиданно, принц заключает принцессу в свои объятия, а Турандот, желая вырваться, отвечает на его поцелуй. Сердце девушки растоплено. Калаф на ухо раскрывает свое имя принцессе.
Все заканчивается свадьбой и ликованием народа в честь того, что их жестокая принцесса наконец обрела любовь.
Гордая красавица
Китайский император Альтоум решает выдать замуж свою дочь — Турандот. О ее красоте ходят легенды, но еще более известна она своим недоверием к сильному полу. Уверенная, что мужчины лживы и неспособны любить по-настоящему, она втайне поклялась никогда не связывать себя узами брака.
Чтобы не огорчать отца прямым отказом, она соглашается оповестить весь свет о том, что ищет жениха. Но претендент на ее руку и сердце должен пройти испытание — на заседании Дивана мудрецов принцесса загадает три загадки. Тому, кто не сможет их отгадать, отрубят голову. И только тот, кто даст три верных ответа, сможет повести ее под венец. Несмотря на очевидную жестокость испытания, ко дворцу императора потекли толпы принцев, обуянных жгучей любовью к Турандот. Каждый, кто видел ее портрет, навеки оказывался пронзенным стрелой Амура.
Смотреть галерею
Турандот
Дочка императора, а значит — второе лицо в стране. Очень умна и прекрасна лицом, но черства и не знает, что такое любовь. Всегда с удовольствием наблюдает, как происходят казни ее женихов.
Образ девушки очень ярок, тем более нужно учитывать то, что главными героями обычно были мужчины. Время равноправия (в том числе и духовного) было далеко впереди, поэтому решение автора выдвинуть на первый план девушку считалось очень смелым поступком.
Еще задолго до Гоцци имя Турандот мелькало в легендах и сказаниях. На основе именно исторических, а иногда и откровенно легендарных данных, драматург и писал свое произведение. Произведения у Гоцци и у Пуччини значительно отличаются. Если пьеса получилась более исторически точной, стремящейся показать нам эпоху в деталях, то в опере главное внимание направлено исключительно на девушку.
Цитаты
«Я не могу себе представить, что могу я стать рабой мужчины!»
«Первая загадочка будет очень простенькая: почему верблюд не ест ваты? Она простенькая, но никто не догадается».
«Мужчины женятся — женщины мужаются».
«Женщина всегда должна быть жидкой, как вода, чтобы принять любую форму, не сгореть от страсти, просочиться в самый малюсенький капилляр, утечь куда глаза глядят в нужный момент, растворить все неприятности, не соединяться никогда с жиром, не быть раздавленной, быть всегда необходимой, добивать, по капле капая на мозги, быть подобной водопаду в любви, иногда быть нудной, как осенний дождь, и нужной, как летний ливень, быть радостной, как фонтан и неотвратимой, как цунами».
«Чем бы дитя не тешилось, лишь бы в спальню не врывалось!»
«Не меряй, Барах, нежную любовь аршином интереса!»
«Для того, чтобы избавиться от мышей, нужно их всех загнать под шкаф, а потом быстро-быстро отпилить ножки! И все».
Калаф
Образ юноши, который и смел, и благороден, и умен, далеко не нов. Если рассматривать такое произведение, как опера «Турандот», краткое содержание которого было дано выше, можно заметить, насколько юноша противопоставляется всем остальным. И принцессе, и народу, и дворцовому окружению. Особенно это заметно, когда весь город старается узнать его имя — люди даже доводят до самоубийства служанку.
Калаф — это арабский принц, который вернул престол своему роду. Отца его, как это известно по тексту, выгнали из страны, когда герой был еще взрослеющим юношей, и он ничего не смог сделать. Когда Калаф вырос, он забрал себе престол, но отец пропал без вести. Совершенно случайно, спустя годы, отца с сыном сводит судьба.
Принц-изгнанник
Преследуемым удается спрятаться во владениях Альтоума, но жизнь вести им приходится отнюдь не королевскую. Принц Калаф берется за любую черную работу, чтобы прокормить себя и родителей. У ворот Пекина он случайно встречает своего бывшего воспитателя и рассказывает ему эту грустную историю. Когда они проходят мимо дворца императора, Калаф спрашивает у проходящего мимо человека, что за празднество готовится за его стенами. Но тот ответил, что это совсем не радостное событие. Это подготовка к казни очередного принца, не ответившего на вопросы Турандот.
Одного взгляда на портрет принцессы Калафу было достаточно, чтобы воспылать к ней жгучей любовью, и он решает тоже попробовать свои силы в этом кровавом состязании.
Смотреть галерею
Опера на родине и в Европе
Премьера оперы состоялась двадцать пятого апреля 1926 года, на сцене миланского театра «Ла Скала». На премьере дирижер Артуро Тосканини, неожиданно прервав оперу, объявил залу, что «перо выпало из рук мастера» — именно на этом моменте обрывалась опера, которую писал Пуччини.
Все дальнейшие постановки оперы завершались дуэтом и финалом, которые написал по черновикам Пуччини его товарищ Франко Альфано. Хотя эта версия продолжения не является единственной — свой вариант представил в 2002 году Лучано Берио, а также Хао Вейя в 2008.
Начиная с 1927 году, оперу ставят практически во всех крупных городах мира. Например, постановку показывали в Каире, Будапеште, а в 2006 году — в Буэнос-Айресе. Это все указывает на то, что опера Пуччини «Турандот» — одна из самых знаковых в истории оперного искусства.
Сказки XX века
«Принцесса Турандот» (театр Вахтангова) открыла окно не только в новые театральные отношения. В этой постановке режиссер применил принципы иронической сказки, без которых было бы невозможно появление нового жанра литературной сказки и ее истинного адепта Е. Шварца.
В постановке Вахтангова актеры играли не самих персонажей, а актеров венецианской труппы. Получалась своеобразная матрешка. Соперничество между Турандот и Адельмой было одновременно и борьбой двух примадонн за сердце героя-любовника, Калафа. К сожалению, постепенно такая трактовка была утрачена и позднейшие поколения зрителей видели совсем другой спектакль под названием «Принцесса Турандот».
Театр Вахтангова был самым посещаемым местом театральной Москвы, свидетели писали, что зрители от восторга забирались на спинки кресел. Ироничные насмешливые тексты интермедий, нарочитая игра с использованием нехитрого реквизита — все это создавало карнавальный праздник на сцене.
Опера в России
Опера «Турандот», краткое содержание которой было дано в статье, очень часто ставится и в России. Премьерный показ оперы состоялся в 1928 году, в Бакинском оперном театре. Постановщиком выступил А. Ридель.
С 1931 года пьесу ставят в Большом театре. Она выдержала тридцать девять представлений и была снята с репертуара спустя три года — в 1934.
Вновь оперу ставили в 2002 году, опять же — в Большом театре. Двадцать восьмого января 2020 года состоялась премьера произведения в новом прочтении, в московской «Геликон-опере».