Туман символ чего в литературе
ТУМАН (MIST)
Библейских упоминаний о тумане или паре насчитывается меньше десятка, и даже при этом слова в оригинале выглядят порой не очень убедительными. Туман в Палестине редко возникает на уровне моря (но регулярно в горах), и этим, возможно, объясняются редкие о нем упоминания.
На буквальном смысловом уровне в английском переводе RSV сказано, что в раю (см. САД) «туман поднимался с земли и орошал все лицо земли» ( Быт. 2:6 <«пар»>), но в более поздних переводах отражается истолкование, что здесь имеются в виду круглогодичные подземные потоки. В Книге Иова Елиуй, предваряя голос из бури, приводит туман, который Бог превращает в дождь, в качестве примера трансцендентной и таинственной власти Бога над природой ( Иов 36:27 ). Иеремия тоже дважды пишет о том, как Бог «возводит туман от краев земли» ( Иер. 10:13; 51:16 <в обоих случаях «облака»>).
В поэтическом воображении туман или дымка символизируют прежде всего мимолетность и иллюзорность, так как они быстро исчезают в лучах утреннего солнца. Исаия, например, говорит о Боге, рассеивающем «беззакония. как туман, и грехи. как облако» ( Ис. 44:22 ). В современных переводах на это не обращается достаточного внимания, но слово, встречающееся в Книге Екклесиаста более тридцати раз и переводимое обычно как «суета», с большими основаниями можно было бы перевести как «туман». В Притчах мимолетность и бессмысленность нажитого неправедным путем богатства сравнивается с быстро исчезающим туманом: «Приобретение сокровища лживым языком – мимолетное дуновение» ( Притч.21:6 ). Недолговечность самой жизни изображается Иаковом как «пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» ( Иак. 4:14 ). Неверность Израиля Осия представляет себе «как утренний туман и как росу, скоро исчезающую» ( Ос. 6:4 ). В другом месте Осия использует тот же образ при описании суда над Ефремом: «За то они будут – как утренний туман, как роса, скоро исчезающая» ( Ос. 13:3 ). Во всех этих случаях – прощение грехов, неправедно нажитые богатства, отход от любви к Богу, благополучие на краю погибели – туман символизирует нечто быстро преходящее.
В двух случаях имеются в виду затемняющие свойства тумана. Так, ослепление Елимы полуденным солнцем во время обращения проконсула изображается как падение на него тумана и тьмы ( Деян. 13:11 ), а одним из пророческих знамений, на которые указал Петр в проповеди на Пятидесятницу, было «курение дыма» и превращение солнца в тьму ( Деян. 2:19–20 ).
Последний случай – яростное обличение Петром лжепророков, которые характеризуются как «безводные источники, туманы, гонимые бурей» ( 2Пет. 2:17 RSV). В этом контексте туман символизирует не столько мимолетность, сколько пустоту и никчемность.
См. также: БРЕННОСТЬ, ДОЖДЬ, НЕИЗМЕННОСТЬ, РОСА.
ТУЧНЫЙ, ТУЧНОСТЬ. См. ТУК.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Туман
В народе о тумане известно поверье, что это полотно, которое прядут ведьмы и развешивают, чтобы сбить подорожных людей с дороги.
У южных славян туманами руководит многоглавый змей Хала. Когда Хала рассердится, он напускает на землю с гор густые туманы и вредит созреванию посевов.
В сказках Центральной Европы туман часто является следствием варки, кипячения, прядения или другой деятельности демонических существ (ведьм и им подобных). Он символизирует неуверенность человека перед будущим и потусторонним и может быть разрушен только светом (солнцем).
Вообще, туман вызывал у людей нерешительность в действиях, неизвестность того, что находится за невидимой пеленой, – что и отображено в народном сознании. Древние сонники поясняют: приснился туман – неизвестность день грядущий готовит.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Туман в мозгах
Туман в мозгах Дело в том, что мы почти всегда допускаем ошибку – мы на события тех дней смотрим сегодняшними глазами. Сегодня мы знаем, чем был СССР, мы знаем, что он почти один на один выдержал натиск всей Европы и победил. Но кто это знал тогда?Давайте вернёмся в 1939 год и
Туман в мозгах
Туман в мозгах Дело в том, что мы почти всегда допускаем ошибку – мы на события тех дней смотрим сегодняшними глазами. Сегодня мы знаем, чем был СССР, мы знаем, что он почти один на один выдержал натиск всей Европы и победил. Но кто это знал тогда – в 1939 г.?Давайте вернемся в
3. Туман подозрения
3. Туман подозрения Разумеется, такое активное проникновение стратагемной науки в различные сферы общественной жизни Китая приводит и к негативным последствиям, ибо стратагемы используются не только во благо, но и во вред людям. Например, Министерство общественной
14.14. Туман на плато 584
14.14. Туман на плато 584 Во время корейской войны соединение китайской армии получило приказ удерживать плато 584 на южной стороне Анцзябуна на реке Ханьган. В течение пяти дней было уничтожено более тысячи солдат противника. Недостаток снабжения и собственные высокие
Вглядываясь в туман грядущего
Вглядываясь в туман грядущего Будущее всегда нерезко и размыто. У него всегда несколько вариантов, отходящих от ствола текущей реальности, словно ветви древесной кроны. А особенно будущее неясно сейчас, когда человечество подходит к точке перехода между эпохами.Но
22. «Мрак и туман»
22. «Мрак и туман» Многолетняя и неоднозначная специфика советско-германских отношений в значительной мере проявилась и во время Великой Отечественной войны. Причем проявлялась она тоже неоднозначно, в нескольких направлениях. С одной стороны, в первые месяцы советское
Туман над Лондоном
Туман над Лондоном О природе лондонских туманов хорошо известно еще из школьных учебников географии. Особенно досаждали они жителям английской столицы в 1950-е годы, когда в стране повсеместно существовало печное отопление. Дымили трубы фабрик, заводов, жилых домов.И в
ТУМАН НАД ЛОНДОНОМ
ТУМАН НАД ЛОНДОНОМ О природе лондонских туманов хорошо известно еще из школьных учебников географии. Особенно досаждали они жителям английской столицы в 1950-е годы, когда в стране повсеместно существовало печное отопление. Дымили трубы фабрик, заводов, жилых домов. И в
«Синий туман»
«Синий туман» «Синий туман Похож на обман» Вячеслав Добрынин Как тогда, так и много лет спустя у плана операции «Вахт ам Рейн» было множество суровых критиков, утверждавших, как американский военный историк Джемс Лукас, что «предприятие, успех которого основывается на
Гуманистический Туман
Гуманистический Туман В1912 году, уже после смерти Льва Николаевича Толстого, в посмертном издании его художественных произведений была впервые напечатана повесть «Хаджи-Мурат». Толстой начал писать повесть в 1896 году, работа шла неравномерно, и лишь в конце января 1905
Глава двенадцатая Туман
Глава двенадцатая Туман Прошло всего дней десять после событий в Финляндии, а мы уже не вспоминали о них. Жили исключительно настоящим моментом, ведь в любую минуту могли услышать: «Сдать полетные карты, изучаем новый маршрут». Но тут пришлось, наоборот, вернуться к
«Мрак и туман»
«Мрак и туман» (Nacht und Nebel), секретный приказ Гитлера, изданный 7 декабря 1941, об аресте на территории Голландии, Бельгии и Франции «лиц, представляющих опасность для германской безопасности», которые хотя и не подлежали немедленному уничтожению, но должны были «бесследно
Туман в мозгах
Туман в мозгах Дело в том, что мы почти всегда допускаем ошибку – мы на события тех дней смотрим сегодняшними глазами. Сегодня мы знаем, чем был СССР, мы знаем, что он почти один на один выдержал натиск всей Европы и победил. Но кто это знал тогда – в 1939 г.?Давайте вернемся в
АГЛИЦКИЙ ТУМАН
АГЛИЦКИЙ ТУМАН На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре… А. С. Пушкин Как-то во время командировки в Вологду мне посчастливилось увидеть фрагменты северной сказки — вологодское кружево! О том, что есть такое кружено, прекрасно знают все; о том, что оно имеет
Гуманистический Туман
Гуманистический Туман В 1912 году, уже после смерти Льва Николаевича Толстого, в посмертном издании его художественных произведений была впервые напечатана повесть «Хаджи-Мурат». Толстой начал писать повесть в 1896 году, работа шла неравномерно, и лишь в конце января 1905 года
Образ тумана и его место в поэтике «таинственных повестей» И.С. Тургенева
Образ тумана – один из самых вариативных и многозначных образов, получивших развитие в «таинственных повестях» Тургенева.
Особенностью данного образа в рамках названного цикла, выступает его «способность широко варьироваться, обогащаться всё новыми ассоциациями и образовывать синонимический ряд: туман – дым – пар – чад (копоть) – прах – пыль» 1 – мгла – пелена.
Туман и дым буквально разлиты повсюду на страницах уже первой «таинственной повести» «Призраки».
Иными словами, где бы ни оказался герой, вокруг него – туман, лишающий видимое чётких очертаний, мешающий разобраться в том, что происходит вокруг.
Так образ тумана в немалой степени способствует воссозданию в «таинственных повестях» атмосферы тайны – ведущей атмосферы цикла.
Неясность, неопределённость окружающих героя картин, создаваемая за счёт их погружённости в туман, перекликается с шаткостью того состояния, в котором он видит эти картины, а именно, с неопределённостью состояния сна-яви – пограничного состояния между сном и бодрствованием, жизнью и смертью.
Сон и туман могут восприниматься героями «таинственных повестей» как тождественные друг другу явления.
Так г-н Х. («Странная история») оказавшись в одной комнате с «колдуном» чувствует, как «сонливость вдруг начала находить» на него (III, 16). Он словно засыпает, но не погружается в сон окончательно, ибо сонливость не есть сон. Сонливость – это состояние, когда человек ещё не спит, но уже не бодрствует, т.е. состояние сна-яви.
Вслед за тем, как г-н Х. почувствовал сонливость, «колдун» начинает ему видеться через пелену набежавшего тумана, а чуть позже «из тумана стала вырисовываться голова старика Дессера» (III, 16).
Сонливость породила туман, поскольку по своей природе состояние сна-яви – состояние «туманной» неопределённости. Не случайно герой повести «Стук. Стук. Стук. », блуждая в тумане, замечает: «Туман до того сбивал нас с толку, что мы бродили, как во сне» (III, 112).
Также сквозь туман видится всё происходящее во сне герою повести «Сон». Комната, в которой он встречает своего «сонного» отца, «расширяется и пропадает в тумане» (III, 336).
Как «страшный туман» (III, 341) определяет мать героя «Сна» своё состояние при ночной роковой встрече с офицером. В ту ночь ей казалось, что она спит особым сном, в котором всё происходящее с ней случается наяву. Однако полное осознание того, что же она увидела в сне-яви, происходит, когда рассеивается «тот страшный туман» (III, 341), тот ужасный сон и героиня, по её собственным словам, «приходит в себя» (III, 341).
Так образ тумана, благодаря глубокой связи с состоянием сна-яви, включается в семантическое «поле» мотива сна.
Однако среди повестей цикла есть произведение, в котором образ тумана функционирует вне связи с состоянием сна-яви. Это повесть «Стук. Стук. Стук. ». Её герои оказываются в тумане ночью. И в непроглядной мгле, в «онемении сна» (III, 103), царящих повсюду, они теряют друг друга. Оставшись же один, Александр Васильевич испытывает страх оттого, что всё пропадает в тумане.
Стало быть, образ тумана в данном случае помогает Тургеневу создать атмосферу напряжённости, нервного ожидания того, что вот-вот что-то случится.
Предчувствуя, что Илья задумал покончить с собой, Александр Васильевич хочет его остановить, но попытки товарища тщетны, ибо Ридель охвачен туманом «со всех сторон. На пять, на шесть шагов он [туман. – Е.Н.] ещё сквозил немного, а дальше так и громоздился стеною, рыхлый и белый, как вата» (III, 108). В эту «дурацкую ночь» кругом была лишь белая мгла, которую «нисколько не разгоняли» даже фонари (III, 112). И найти Теглева, сокрытого туманом, было невозможно.
Иными словами, герои оказались во власти той таинственной, зловещей силы, которая не считается с волей человека, пугает его своей мощью, смеётся над ним и его попытками разгадать её секреты. Силой этой в «таинственных повестях» Тургенева выступает Природа. Именно она водит Риделя по своим туманным лабиринтам, а Теглева оставляет наедине с самим собой, и со стороны наблюдает, как плутает в её недрах первый, и как «тонет» в своём «внутреннем тумане» второй.
Всё вышесказанное подтверждает ранее означенную мысль об отсутствии в рассматриваемой повести связи между образом тумана и состоянием сна-яви (герои повести не переживают означенного состояния). И всё же, образ тумана в повести «Стук. Стук. Стук. » оказывается включённым в семантическое «поле» мотива сна.
Отправной точкой в развитии названного мотива в повести становится описание внешности главного героя, а именно, описание его глаз. «Во всём его лице не совсем обыкновенными были только глаза. на левом глазу века поднималась меньше, чем на правом, что придавало его лицу какую-то разность, и странность, и сонливость» (III, 94).
Его жизнь – сон начинается с того момента, когда он одевает маску героя «a la Марлинский» (III, 93). Он подменяет себя «фатальным» (III, 94) человеком и проживает не свою собственную жизнь, а свой сон, в котором он действует в соответствии с возложенной на него ролью.
Специфика сна-жизни Теглева заключается в том, что те события, которые с ним случаются, герой склонен объяснять, опираясь на голос своего болезненного воображения, который звучит с наибольшей силой в момент сна, когда разум человека замолкает. Именно сон-туман, которым подменяет Теглев реальную жизнь, всё больше расшатывает и до того подвижное воображение подпоручика, что позволяет герою видеть в бытовых ситуациях тайну и мистические знаки.
В «таинственных повестях» Тургенева тайна часто скрывается от взора героев за пеленой тумана.
В «Истории лейтенанта Ергунова» странные и загадочные события происходят с Кузьмой Васильевичем в тот момент его нахождения в комнатке Колибри, когда «сизый дымок бежал тонкою струйкою с верхушки крупной курительной свечки» (II, 488).
С Валерией («Песнь торжествующей любви»), пребывающей в состоянии сна-яви, таинственные события случаются в комнате с восточным убранством, в которой «по углам едва заметно дымятся высокие курильницы» (III, 406).
Герой «Призраков» наблюдает за удивительной незнакомкой, поющей итальянскую арию, «сквозь тонкий дым, поднимавшийся с бронзовой курильницы на древнем треножнике». Раздающиеся из окна дворца «чистые звуки молодого голоса» (II, 430) влекут его «неотразимо».
Ночной путешественник очарован «звуками, красотою, блеском и благовонием ночи» (II, 430). Дым, разлитый вокруг, не пугает его, а завораживает, ибо именно сквозь дым видит он тот идеал красоты, гармонии, искусства, по которому томится его душа в повседневной жизни, и который оказывается достижим только в потустороннем, сонном, погруженном в туман мире. Эта жизнь в искусстве, как и само искусство, туманна для непосвященных, а потому таинственна. И дым есть стихия этой загадочной и хрупкой жизни. Одно неверное движение и она, как видение, исчезнет, растворится, как туман.
Так разрушает её резко произнесённое Эллис: «Прочь!» (II, 430). И вот уж «нет волшебной сказки» (II, 418). «И снова вихрь, и мрак, и головокружение» (II, 430), и снова тот странный белый туман, в который погружает героя его ночная спутница, царствует вокруг.
«Какая-то белая мгла с снотворным запахом мака» (II, 435) неизменно охватывает героя в тот момент, когда Эллис «накидывает» на его голову «конец своего длинного висячего рукава», тем самым, погружая его в состояние сна-яви. Но даже, когда пелена, падающая на глаза героя вместе с рукавом Эллис, рассеивается, он продолжает пребывать в состоянии сна-яви. Поскольку туман, проникая в его сознание, усыпляя его разум, делает человека подобным ночной спутнице-призраку, которая сама «как бы» соткана «из полупрозрачного, молочного тумана» (II, 420). Она является перед героем, «сквозя как туман» (II, 418) и исчезает, «легко волнуясь, как дым» (II, 419).
Так образ тумана оказывается в «таинственных повестях» связанным с образом смерти. Наконец, в «Призраках» (и в примыкающей к ним повести «Довольно») дым становится метафорой бессмысленной, пустой, пошлой жизни, из века в век повторяющейся людской суеты во имя денег, славы, почестей. Именно так оценивает герой повести столичную парижскую жизнь. Наблюдая за тем, как снуют из стороны в сторону «толпы народа, молодые и старые щёголи, блузники, женщины в пышных платьях», как они теснятся, бегут куда-то, снуют из стороны в сторону в поисках приключений и наслаждений, герой осознаёт, что ему не хочется покидать ту «чистую, тёмную, воздушную высь», на которую подняла его Эллис, не хочется приближаться «к этому человеческому муравейнику» (II, 436).
Жизнь людей, их пустая суета видятся герою «чадом», в котором ему «душно» и «тяжело» (II, 436), бессмысленной и глупой беготнёй, вызывающей в нём лишь «чувство омерзения» (II, 436). И он просит Эллис унести его прочь.
Из всего вышесказанного следует, что образ тумана является важной и многозначной составляющей поэтики «таинственных повестей» Тургенева.
1 Барсукова О.М. Роль символических мотивов в прозе И.С. Тургенева: Автореферат диссертации на соискание учён. степ. канд. филол. наук. М., 1997. С. 18–19.
2 Тургенев И.С. Собрание сочинений: В 5-и томах. Т. 2. М., 1994. С. 423. Далее цитаты даются по этому изданию с указанием тома (римскими цифрами) и страницы (арабскими цифрами) в тексте статьи.
ТУМАН
Смотреть больше слов в « Словаре символов »
Смотреть что такое ТУМАН в других словарях:
ТУМАН
IТума́н скопление мелких водяных капель или ледяных кристаллов, или тех и других в приземном слое атмосферы (См. Приземный слой атмосферы). (ино. смотреть
ТУМАН
ТУМАН
туман 1. м. 1) а) Непрозрачное состояние воздуха в нижних слоях атмосферы вследствие скопления в нем водяных паров. б) Скопление пара, дыма, пыли и т.п., делающее воздух непрозрачным. 2) Употр. как символ чего-л. неясного, запутанного, непонятного. 2. м. Иранская золотая монета, имевшая хождение до 1932 г.
ТУМАН
туман м.(прям. и перен.) mist; (густой) for; (дымка) haze на дворе, на улице туман — it is misty / foggy, there is a fog сегодня густой туман — there i. смотреть
ТУМАН
ТУМАН
ТУМАН
ДУ́РЕНЬ (розумово обмежений чоловік; лайливе слово), ДУРНИ́Й, ТУПИ́ЦЯ розм., ТУПА́К розм., НЕДОТЕ́ПА розм., НЕТЯ́МА розм., НЕДО́У́МОК розм., НЕДО́У́М р. смотреть
ТУМАН
туман: Скопление продуктов конденсации в виде капель или кристаллов, взвешенных в воздухе непосредственно над поверхностью земли, сопровождающееся зн. смотреть
ТУМАН
ТУМАН
туман безумный (Белый); бледно-белый (Белый); белесоватый (Гумилев, Чириков); беловатый (Арцыбашев); белый (Короленко); влажный (Бальмонт, Чюмина); во. смотреть
ТУМАН
тума́н сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? тума́на и тума́ну, чему? тума́ну, (вижу) что? тума́н, чем? тума́ном, о чём? о тума́не; мн. что. смотреть
ТУМАН
наво́дити / навести́ тума́н на кого. Позбавляти можливості правильно сприймати дійсність, навколишній світ. Земляче! Бог з тобою! На тебе десь туман у Литві навели (Є. Гребінка). напуска́ти / напусти́ти тума́ну́ на кого і без додатка. 1. Робити що-небудь незрозумілим, заплутаним і т. ін. Чому ж автори раптом “напускають туману”? (З журналу); Щось багато цей молодий колега напустив туману (М. Стельмах). 2. на кого. Обманювати, зваблювати когось. При світлі такого вогника (гордості) важко “напустити туману” на дівчину пошляку, гульвісі, любителеві скороминущих насолод (З газети). о́чі тума́ном захо́дять, перев. чиї. Хтось стає зажуреним, смутним. Семенові очі туманом заходять (Леся Українка). пуска́ти / пусти́ти тума́н (туману́) (у ві́чі) кому. Навмисне заплутувати, перебільшувати, перебріхувати що-небудь. Андрій знав, що вони лише ради нього пускають туману, до начальства ж вони про цей випадок не донесуть (І. Багряний);— Не доберу я толку в твоїх речах,— каже Петро,— Що за охота тобі мене морочити? То заговоривши буцім щиро, то знов туман у вічі пустиш (П. Куліш); — Тут щось таки добре наплутано. Видно, він пустив туману не тільки мені, а й вам (М. Стельмах). пе́рти тумана́ в о́чі. — Ну, не пріть же мені тумана в очі, а говоріть по правді,— сказав Густав (І. Франко). ту́ман вісімна́дцятий. Нерозумна і вперта людина. Блискучі надії батька на Грицеву будущину давно розвіялись. Професор просто казав йому, що Гриць “туман вісімнадцятий”, що ліпше зробить, коли відбере його додому і назад заставить гуси пасти (І. Франко). безпросві́тний ту́ман. Де зберуться два-три дурні, безпросвітні тумани, зараз кажуть, що на світі наймудріші — то вони (А. Кримський). тума́н в (на) оча́х перев. у кого. 1. Хто-небудь погано почуває себе (від утоми, хвороби, хвилювання і т. ін.). І жарко й душно. Я от-от впаду. В очах пливе туман. (В. Сосюра); Козаки давно грозою стогнуть, в них од злості на очах туман (В. Сосюра). 2. У кого-небудь замріяний, невиразний погляд. (Демко:) Придивись мені в вічі гарненько і вгадай, про віщо я думаю? (Вареник:) Туман, туман в очах, не зрозумію ваших дум! (М. Кропивницький); Дивився в визір’я (у дзеркало): обличчя, як у заплаканого барана, в очах — солодкий туман. Брала лють на себе (С. Васильченко); Твої губи пахнуть матіолою, а в очах туман, такий туман (В. Сосюра). тума́н застила́є / застели́в о́чі чиї, кому і без додатка. Хто-небудь втрачає здатність нормально бачити через хвилювання, сильний біль, потьмарення свідомості і т. ін. Маруся почула, як крутиться у неї голова, як туман застилає очі (Г. Хоткевич); Очі мої застилає туман, але я бачу її — мою рану і чую уразливий біль (Ю. Яновський); Спогади зникли, якийсь туман застелив очі, Софія низько похилилась і затулила очі хусточкою (Леся Українка). тума́н у голові́ чиїй, у кого і без додатка. 1. Хто-небудь не може ясно, чітко, реально усвідомлювати що-небудь через утому, недугу і т. ін. — Шия вже болить, в голові туман, думати важко (М. Коцюбинський); На превелику печаль, у голові критика сьогодні стояв якийсь туман, а тому вигляд у нього, незважаючи на ясний день, був хмурий (Л. Гроха). 2. Нездатність мислити, займатися розумовою працею через хворобу, перевтому тощо. Політ думки не відбувся через туман у голові (З журналу). як (мов, ні́би і т. ін.) у тума́ні. 1. зі сл. ба́чити, пам’ята́ти, уявля́тися і т. ін. Нечітко, невиразно. З висоти прожитих літ своє дитинство бачу як в тумані (З журналу); Мигається мені та Орлиха мов у тумані — висока, у червоному очіпку, все чорні брови здвигає (Марко Вовчок); 2. зі сл. жи́ти, бу́ти і т. ін. Невиразно сприймаючи, погано розуміючи те, що відбувається. Ми (учні) жили весь час, мов у тумані (І. Франко); Думаючи лише про Карпа й про те, що їм доведеться жити під одним дахом, Прохор мов у тумані підійшов до невисокого паркана (А. Шиян); Ще не затихла в голові моїй музика моїх школярських років, а проте в мене — думок-думок… Ходжу, як у тумані. Дійсність — як сон, і сни — як дійсність (С. Васильченко). смотреть