Тсо в доу что это
Использование технических средств на занятиях в ДОУ
Использование современных информационно-технических технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. Использования компьютера, интерактивной доски, мультимедиа и других технических средств в целях воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. Дети с удовольствием работают на таких занятиях, активно включаются в выполнение заданий, так как технические средства позволяют включать в процесс воспитания и звук, и действие, и мультипликацию, что повышает интерес и внимание детей. Вот почему взаимодействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено дошкольным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество требует знаний работы с компьютером. Предлагаем вашему вниманию комплексное занятие для старшей возрастной группы ДОУ с использованием технических средств воспитания.
Тема: «В гостях у фотографа»
Программные задачи:
Оборудование: мольберты, портреты людей, написанные художником, фотографии людей разного возраста и разного пола, «семейный альбом», фотографии детей с различным настроением, фотоаппарат, принтер, геометрические фигуры.
Ход занятия
Воспитатель вместе с детьми располагается на ковре. В руках у него фотоальбом.
Воспитатель:
В каждом доме, в каждой квартире,
Разные люди дружно живут,
Вечером, встретившись, время проводят
Дружно, а утром все вместе встают.
Есть среди них совсем молодые:
В садик и в школу ходят пока.
Есть, что постарше – они на работах
Трудятся разных в поте лица.
Есть среди них совсем пожилые,
Те, кому нужен покой и уют,
Все эти люди любят друг друга
Весело дружно вместе живут.
Может быть, вы уже догадались
Словом одним, как назвать их, друзья?
Слово простое, слово родное,
Что же такое – конечно: СЕМЬЯ!
— А как вы думаете, что у меня в руках? (Альбом.) Какой? (С фотографиями.) А, как вы считаете, почему я вам загадала загадку про семью? (Потому что альбом «семейный».) Что это значит? (В нем фотографии всех членов семьи.)
— Всё верно, давайте посмотрим альбом и познакомимся с семьей.
— Кто изображен на этой фотографии? (Семья.)
— Сколько членов семьи? Сколько детей? Сколько взрослых? Кого больше?
— Кто изображен на этой фотографии? (Девочка.) Как вы догадались, что это девочка?
— Найдите фотографии, где изображены женщины, которые могли бы быть этой девочке мамой и бабушкой. Кто из них старше: бабушка или мама? Мама или дочка? Чьей мамой является бабушка? Как одним словом можно назвать бабушку, маму и девочку? (Женщины.)
— Сколько всего женских портретов? (Воспитатель предлагает расположить женские портреты в ряд, начиная с самой старшей женщины.)
— А это фотографии? (Нет, это картины.) Кто создает картины? (Художник.) А фотографии? (Фотограф.) Какие материалы нужны художнику, чтобы написать картину? (Ответы детей.) А это фотографии? (Да.)
— Выберите только мужские портреты. Сколько всего мужчин? Сколько среди них мальчиков? Кого больше: мальчиков или дедушек? Расставьте портреты, начиная с самого младшего мужчины. Каких портретов больше: мужских или женских?
Воспитатель обращает внимание на портреты трех детей:
— Как вы думаете кто из них самый младший? А какой мальчик ходит в детский сад? Как одним словом можно назвать этого мальчика? (Школьник.)
Физкультминутка
В нашей семье всем найдется работа.
На выходных все в делах и заботах.
Дедушка красит стул на балконе.
Бабушка квасит капусту в баллоне.
Мама в тазу белье замочила.
В таз порошок она положила.
Папа из досок стол мастерит.
Куда ни посмотришь: работа кипит.
И я не стану долго ждать.
Возьмусь кому-то помогать.
А теперь будьте внимательны: девочки и мальчики у нас будут делать разные дела. Когда движения выполняют девочки – мальчики стоят, а когда мальчики – девочки просто стоят.
— А ну-ка, девчонки, помогаем маме, она у нас что делает? (Стирает.) Умнички!
Стираем, стираем,
Белье выжимаем,
В тазик кладем,
На балкон идем,
Вешаем, вешаем.
Устали, устали,
Отдохнуть присели,
Посидели – встали!
— А теперь, мальчишки, идем помогать папе!
Инструменты все достали,
Дружно мы работать стали.
Длину рулеткой отмеряем.
Электролобзиком срезаем.
Там молоточком постучали,
Углы нождачкой затирали.
Все помогли и результат каков?
Наш с папой стол уже готов.
— Молодцы! Вот мы с вами потрудились, а теперь у меня к вам вопрос: а у вас дома есть фотографии? Кто на них изображен? Как зовут ваших родителей? (Бабушку и дедушку.) А где хранятся фотографии вашей семьи? (В семейном альбоме.)
— А у меня есть детский альбом: это мои знакомые ребята. (Рассматривают фото и обращают внимание на выражение лиц: грустные – веселые, задумчивые – радостные, печальные, смеются, плачут.)
— Разложите фотографии на группы: веселые, грустные, задумчивые.
— На сколько групп вы разложили фотографии? По сколько фотографий в каждом ряду? В каком ряду фотографий больше? (Меньше?) Кто изображен на фотографиях первого ряда? Второго? Кого больше: девочек или мальчиков? (На сколько?)
— Как вы думаете, почему могут грустить дети? Веселиться? Плакать? Смеяться?
Мимическая гимнастика «Облака»
Цель: развитие воображения, выразительных движений. Выполняется под текстовое сопровождение (стихотворение Н.Екимовой):
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
(Наблюдение за воображаемыми облаками с выражением внимания и интереса на лице: лицевые мышцы слегка напряжены, глаза прищурены.)
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
— Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
(Мышцы лица расслабляются, на нем появляется улыбка.)
А вот, другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
(Выражение грусти на лице: уголки губ опущены, лоб сморщен, брови немного сдвинуты.)
И, вдруг, по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
и удивленно облачко
Приоткрывает рот:
(Выражение удивления: глаза и рот широко открыты.)
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
— А теперь поиграем в игру «Фотоателье». Но для этого нам нужно построить дом, в котором будет наше фотоателье расположено. А сделаем мы этот дом необычно: из геометрических фигур. Слушайте внимательно стихотворение:
Мы построим быстро дом,
Будет фотомастерская в нем:
Вот стена – квадрат берем,
Круг у нас будет окном,
Крыша треугольная,
Дверь прямоугольная.
И на крыше, детвора,
Прямоугольная труба!
— Замечательно! Теперь можно создавать фотографии. Кто фотографирует в фотоателье? (Фотограф.) Что для этого нужно фотографу? (Фотоаппарат.) У нас тоже есть фотоаппарат. У него есть объектив, через который мы будем получать изображение. Экран, на который надо смотреть, чтобы увидеть будущую фотографию, и спусковая кнопка, нажав которую мы получим изображение. Чтобы сделать фотографию, нужно правильно встать так, чтобы на экране фотоаппарата было хорошо видно того, кого вы фотографируете.
— А теперь представьте, что фотограф угостил вас вкусным персиком и решил сфотографировать. Покажите, какое у вас будет выражение лица? А фотограф Алина выберет самое выразительное лицо.
— А вот если он взял и посолил этот вкусный персик. Какое у вас будет выражение лица? Вы попробовали, какое у вас будет выражение лица? Оля фотографируй того, у кого самое выразительное лицо.
— А если вдруг посредине лета вы вдруг на улице увидели настоящего Деда Мороза с мешком, в валенках и шубе! Что вы сделаете? (Удивитесь.) Покажите, как, а Петя сфотографирует того, у кого лучше всех получилось.
(Кто-то поломал вашу любимую игрушку, мама сказала, что завтра поведет вас в цирк, клоун показал веселый фокус, вам больно.)
— Молодцы! Классно у вас получается. А что же теперь делать с фотографиями? Их нужно распечатать! Для этого у нас есть принтер – устройство, которое распечатает нам наши фотографии. (Наблюдаем, как принтер распечатывает 1 фотографию) А пока остальные фотографии печатаются, наши глазки должны отдохнуть:
Зрительная гимнастика
Смотрим вправо – никого,
Смотрим влево – никого.
Раз-два, раз-два – закружилась голова.
Глазки закрывали, глазки отдыхали.
Как откроем мы глаза,
Вверх посмотрим – да-да-да!
Вниз ты глазки опусти,
Вверх опять их подними.
Пальцами погладь глаза –
Отдыхать пора глазам!
— Молодцы, ребята, вы стали сегодня настоящими фотографами. Я дарю вам на память фотографии, которые вы сами сегодня сделали.
Мы фотографы теперь,
Нам по плечу портрет любой,
Для фотографии ты улыбнись,
Теплом души со всеми поделись!
— А эту фотографию я оставлю для своего фотоальбома, чтобы смотреть на нее и вспоминать, как мне было с вами интересно и весело.
Технические средства обучения (ТСО) – это носители учебной информации (дидактического материала) и устройства, с помощью которых данная информация преобразовывается в удобную для восприятия форму. К ТСО относится практически вся техника, используемая учителем во время урока.
Применение ТСО оказывает значительное влияние и на организацию деятельности обучаемых. Использование ТСО в виде обучающего комплекса позволяет достигать высокого уровня индивидуализации обучения, строить его в соответствии с возможностями каждого учащегося. ТСО можно применять для организации и коллективной, и групповой, и индивидуальной деятельности обучаемых.
Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные. К ним относятся: кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, графические и мультимедийные проекторы, интерактивные доски, аудиосистемы, телевизоры, видеопроигрыватели, персональные компьютеры и целые классы для изучения определенного предмета. Они постоянно совершенствуются; в школы систематически поступают новые, апробированные и рекомендованные ТСО как общего назначения, так и специализированные: лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков, комплексы для изучения физики, математики и других предметов.
По функциональному назначению ТСО обычно делят на три основных класса: информационные, контролирующие и обучающие.
Контролирующие ТСО предназначены для определения степени и качества усвоения учебного материала. Контролирующая группа ТСО позволяет получать сведения о степени и качестве усвоения учебной информации. Данные устройства могут быть использованы в любом отрезке учебного цикла. Контроль обеспечивает обратную связь между педагогом и учащимися и является неотъемлемой частью образовательного процесса. С помощью ТСО можно проводить текущий контроль усвоенного материала, а также итоговый – по завершению определенного этапа обучения. Контролирующие ТСО различны по сложности: от простейших систем до специальных контролирующих комплексов. Использовать такие средства можно как для индивидуального, так и группового контроля.
1. Выготский Л.С. Собр. соч. т.6, М., 1984.
2. Габай Т.Е. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
3. Громова О.А. Аудиовизуальный метод и практика его применения. – М., 1977.
4. Городилова Г.Г. Обучение речи и технические средства. – М., 1979.
5. Карпов Г. В., Романин В. А., Технические средства обучения и контроля, 2 изд., М., 1972.
Смирнов А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей: учебное пособие – Москва 2005. – 24с.
Реферат на тему «Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовательном учреждении»
Тема:
Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовательном учреждении.
Чистякова Дарья Владимировна
Место работы: ГБУЗ «Краевой детский санаторий для больных туберкулезом №4» Пермский край, г. Березники
Дата: 25 сентября 2018 год
2.Виды ТСО, используемые в работе ДОУ…………………………….4
3. Использование ИКТ в нашем саду…………………………………..10
Мы живем в веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры. Насущной потребностью в учебно-воспитательной работе современного образования стало применение технических средств обучения (ТСО). В наше время становится особо актуальной задача научного обоснования создания и использования ТСО.
Назовем некоторые причины, усилившие в последние годы интерес к экранно-звуковым средствам обучения:
которую ребёнок получает в процессе общения с природой, чтения, экспериментирования и т. п.
Перманентный характер образования. Научно-технический прогресс требует от каждого участника производства постоянного повышения общего культурного уровня и квалификации.
Наиболее массовым средством образования становятся телевидение, кино и радио, но методы и формы работы с теле- и радиоинформацией не идентичны тем, что веками культивировались в процессе самостоятельного чтения литературы[ 2].
2. Виды ТСО, используемые в работе ДОУ
В дошкольном образовании широко используются технические средства обучения.
Технические средства обучения — это устройства, помогающие воспитателю обеспечивать воспитанников учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.
Существуют следующие виды ТСО:
По функциональному назначению ТСО ДОУ подразделяются на:
— технические средства передачи информации (диапроекторы, магнитофоны);
-тренажёрные (для обучения и самообучения);
— вспомогательные (радиомикрофоны, усилители);
— музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, кинопроекторы (домашний кинотеатр) телевизоры, видеомагнитофоны, и т. п.;
— комбинированные технические средства (универсальные) компьютерные системы (локальная сеть).
Они должны постоянно совершенствоваться; в детские сады должны систематически поступать новые, апробированные и рекомендованные ТСО как общего назначения, так и специализированные: программно-аппаратные комплексы для лечения функциональных расстройств речи и регулирования важнейших физиологических параметров.
Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение
превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала.
Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у детей интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста детей, от рода деятельности и необходимости их использования.
Эффективность применения ТСО зависит также от этапа занятия. Использование ТСО не должно длиться на занятии подряд более 5 минут: дети устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Использование ТСО в начале занятия сокращает подготовительный период с трех до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступает на 5—10 минут позже обычного. Использование ТСО в интервалах между 15-й и 20-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание детей практически в течение всего занятия.
Технические устройства как средства обучения имеются практически в каждом групповом помещении, залах, студиях и кабинетах специалистов.
Использование экранных средств на занятиях
Каждый групповой блок детского сада имеет необходимые технические средства обучения. Почти в каждой группе имеется диапроектор с набором диафильмов с тематикой, рассчитанной на детей дошкольного возраста, Но организация работы с диапроектором трудоемкая, и не столь интересная для детей, так как изображение при пользовании проектором не очень четкое и статичное. Детям дошкольникам больше нравится динамичное изображение, поэтому воспитатели чаще всего используют видеомониторы, которые
расположены в группах на стене в соответствии с требованиями СанПиН, на расстоянии 1 метра от пола.
С помощью мониторов воспитатели легко могут использовать любую наглядность на занятиях познавательно-речевого цикла. Например, можно подготовить слайд-презентацию по нужной теме, подобрать необходимый материал и выстроить его в режиме слайд –шоу. На мониторы закачены картинки с заданиями из рабочих тетрадей по формированию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию, развитию речи и обучению грамоте.
Педагоги используют это техническое средство и для обучения правилам безопасности, и для ознакомления с правилами этикета. Дети с удовольствием анализируют мультситуации, которые предлагаются в специальных развивающих электронных изданиях для дошкольников «Кирилл и Мефодий», «Уроки тетушки Совы», «Уроки безопасности», находят ошибки в правилах поведения мультгероев. Это помогает им сделать выводы, умозаключения.
На мониторе дети могут просмотреть и мультфильмы во вторую половину дня. Педагоги предпочтение отдают отечественным мультфильмам с высокой нравственной основой. Воспитатели не злоупотребляют этим техническим средством и в течение дня более 15-20 минут не разрешают смотреть телевизор, что соответствует предъявляемым санитарным правилам и нормам.
В каждой возрастной группе имеется магнитофон, подборка аудиозаписей с песенками для детей данного возраста, с музыкальными сказками для
прослушивания. Эти записи используют для поднятия эмоционального настроения в группе, для празднования дней рождений детей.
Использование телепередачи на занятиях
Успешность применения телепередачи стоит в прямой зависимости от того, насколько ребенок сумел понять его содержание, проследить логику излагаемого, сделать самостоятельно выводы. Для того чтобы приучить детей к анализу и синтезу виденного, воспитатель своими вопросами
заставляет детей прежде всего выделить главное. Далее он ведет их к
выяснению связей главного с второстепенным.
Анализируя опыт воспитателей, можно выделить наиболее характерные методические приемы работы с телепередачей: вступительная беседа, задание, просмотр телепередачи, беседа после ее показа, зарисовки по теме, составление плана содержания телепередачи и пересказ по этому плану.
Сочетание таких приемов и значение каждого из них будут видоизменяться в зависимости от темы занятия, содержания и построения телепередачи, намеченного к демонстрации.
Специальные передачи для дошкольников, которые даются по центральному телевидению, условно можно отнести к нескольким видам: познавательные, развлекательные и учебные.
мультфильмов, концерты, цирковые представления призваны развлечь ребенка, заполнить его досуг шутками, смехом, песнями, играми.
Благодаря особенностям и возможностям телевизионного «языка» природа и ее эстетические качества находят в телевидении наиболее адекватное и наиболее полное отражение. Ребенок получает одновременно визуальную и слуховую информацию. Слово, изображение, музыка выступают в органическом синтезе. Телевидение имеет возможность использовать киносъемки, показ в замедленном или ускоренном темпе процессов и явлений. Которые протекают в природе длительное время или быстро,
недоступных наблюдению вблизи. Телевидение передает все богатство и разнообразие звуков.
Телевизионные передачи можно записывать на диск и организовывать повторное прослушивание или просмотр.
Мультимедийные презентации, как современный источник для развития детей.
В последнее время всё больше популярностью в работе воспитателей стало использование различных мультимедийных средств. Слово «презентация» в переводе с английского языка означает «представление», «показ», т.е. презентация – это красивый, наглядный показ какой-либо информации.
анимации, работать с любыми компьютерными программами. Также с помощью интерактивной доски педагоги представляют наглядно-дидактический игровой материал, такой например как музыкальный букварь для детей, игры Роот из серии «Три кита» и др. Интересными для детей являются и презентации к праздникам : Дню Победы, Дню Матери и др.
Работа с родителями – еще одно поле деятельности для педагога, и здесь компьютер может оказать неоценимую роль. Создание презентаций
« Моя семья» и дальнейший показ на родительских собраниях помогают ближе познакомиться с семьями воспитанников, узнать их интересы, увлечения, воспитывают гордость за сою семью.
Применение радио и звукозаписи в работе с детьми
Использование радио в учебной работе детских садов открывает широкие возможности повышения эффективности воспитания и обучения, всестороннего воздействия на личность дошкольника. Центральное радио ежедневно транслирует передачи для дошкольников, которые с успехом можно использовать в учебной работе.
В каждой возрастной группе имеется магнитофон, подборка аудиозаписей с песенками для детей данного возраста, с музыкальными сказками для прослушивания. Эти записи используют для поднятия эмоционального настроения в группе, для празднования дней рождений детей[1]
3.Использование ИКТ в нашем саду.
Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию. Если в школах все-таки появились компьютерные классы и интерактивные доски, для школ выпускаются определенные компьютерные программы и занятия – презентации, то в ДОУ эта работа еще только начинается и как правило на уровне энтузиазма и личного интереса педагога.
В нашем детском саду мы начали работу по направлению использования презентации MS Power Point в непосредственной образовательной деятельности при ознакомлении детей старшего возраста с окружающей действительностью. Так были созданы серии презентаций – бесед на темы: «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Профессии», «Домашние животные», «Северные олени» и прочие презентации по изучаемым лексическим темам. В презентациях широко используются загадки, красочные иллюстрации, познавательный материал, взятый из энциклопедий для детей и Интернета. Были разработаны серии развивающих игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста по разделам «Количество и счет», «Формирование пространственных представлений», «Форма» (Упражнения по формированию состава числа, игры: «Наш гараж», «Что изменилось»- несколько вариантов, «Опиши картинку», «Домик чисел»). Также создана очень интересная презентация для музыкального праздника по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с городом Березники, посвященная к юбилею города.
Сейчас мы плавно переходим к использованию компьютера в работе с родителями:
— на родительских собраниях, где можно показать в презентации фото различных видов деятельности детей, видеоматериалы и проводить
-различные консультации с наглядно
— консультации специалистов для родителей
— E-mail сообщения, дистанционное обучение для часто болеющих детей.
Можно выделить некоторые положительные стороны использования компьютера и определенные результаты этой деятельности.
— конечно самое главное, что использование технических средств позволило значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми, дало очень сильный положительный эмоциональный отклик со стороны детей. Внесло динамику (что позволило даже сократить длительность занятия). Детям стало просто интереснее воспринимать наглядный материал в хорошем, крупном, выразительном качестве. Тем более, что современным детям очень близко восприятие экранных образов.
— для педагогов использование ИКТ облегчило задачу подбора материала для работы с детьми и выявило несколько положительных моментов:
— использование качественного наглядного материала
— подбор дополнительного качественного разнообразного по содержанию познавательного и речевого материала.
— накопление продуманных, структурированных, уже с наглядным материалом и текстом занятий-презентаций, которые можно использовать не один год и при необходимости легко вносить коррективы.
-снижается время для подготовки к занятиям.
— происходит обмен опытом, появляется возможность использовать опыт своих коллег и опыт из Интернета.
-для родителей появляется дополнительная возможность в интересной, красочной форме познакомиться с жизнью своих детей в ДОУ.
Дидактические возможности ТСО:
-являются источником информации;
-рационализируют формы преподнесения информации;
-повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;
-организуют и направляют восприятие;
-обогащают круг представлений, удовлетворяют их любознательность;
-наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам;
-создают эмоциональное отношение к изучаемому материалу;
-делают доступным такой материал, который без ТСО недоступен;
-активизируют познавательную деятельность, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;
-являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
-создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического
процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);
-экономят время, энергию воспитателя за счет уплотнения познавательной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем взрослый.
Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ТСО:
а)информационная насыщенность; б)возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы; в)возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов; г)показ изучаемых явлений в развитии, динамике; д)реальность отображения действительности; е)выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.
3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы[Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
Планирование работы с применением ТСО в старшей группе на год.
Наблюдение осенних явлений. Повторение и разучивание стихотворений об осени. Фиксирование наблюдений в календаре природы.
Рисование на тему «Осень золотая»
Экскурсия в хлебный магазин
Беседа о хлебе. Просмотр презентации «Как получают хлеб» «Стихи о хлебе», «Хлеб — всему голова», «Дождик из семян»
Рисование на тему «Осень в деревне
Просмотр ролика «Будь вежлив»
Просмотр фильма «Волшебное слово». Беседа по нему
Создание игровых ситуаций, решение с детьми проблемных задач
Беседа на тему «Страна, где мы живем». Презентации к беседе «Наша Родина», «Детям о Москве», «Детям о городе в котором мы живем»
Рисование на тему «Наш город
Беседа о правилах дорожного движения презентации из серии «На улице»
Разыгрывание дорожных ситуа ций, составление безопасных маршрутов до школы, магазина, аптеки
Экскурсия о строительстве дома
Беседа о строительстве. Ролик «На строительной площадке»
Рисование на тему «Город строится». Оформление атрибутов для игры в строителей
Чтение рассказа Г. Скребицкого «Как звери к зиме готовятся»
Беседа на тему «Как звери к зиме готовятся». Презентация «Знакомимся с природой», «Дикие животные»
Рисование на тему «Осень в лесу»
Чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Пересказывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» по кадрам презентации
Рисование на тему «Моя любимая сказка»
Экскурсия в детское ателье
Беседа о труде взрослых. Презентация «Кто и где шьет одежду и обувь
Подготовка атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Ателье»
Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»
Пересказывание сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» по кадрам одноименного фильма
Проведение вечера-викторины по сказкам
Чтение рассказов Г. Скребицкого, Е. Чарушина
Беседа о домашних животных. Телепередача «Домашние животные» Беседа о зиме. Презентация «Природа в изображении русских художников», просмотр мультфильмов «Зима в лесу»; «Зимушка-зима»
Рисование на тему «Домашние животные»
Рисование на тему «Почему я люблю зиму
Просмотр мультфильма «Обыкновенные варежки» и беседа по нему
Просмотр м/фильма «Елка в Сокольниках» и беседа по нему
Пересказывание сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Фрагменты презентации из серии «Художник В. Васнецов»
Рисование на тему «По дорогам сказок»
Рассматривание альбома о Российской Армии, чтение стихотворения «Дозор» 3. Александровой. Экскурсия на почту. Чтение стихотворения «Почта» С. Маршака
Беседа на тему «Наша Армия». Презентация на тему «Праздник 23 февраля»
Беседа о почте. М/фильм «Как ребята на почте побывали».
Рисование на тему «Пограничники»
Написание письма сверстникам из другого детского сада.
Чтение стихотворения «А что у вас?» С. Михалкова. Наблюдение за трудом повара, продавца, врача,кастелянши.
Заучивание стихов ко Дню 8 марта.
Беседа на тему «Скоро праздник наших мам». Презентация «Дела женщин
Приготовление подарков мамам, бабушкам, сестрам
Наблюдение за весенними явлениями в природе
Беседа о весне. Просмотр презентации «Четыре времени года», «Природа в изображении русских художников», прослушивание муз.произведения «Весна-красна»
Рисование на тему «Весна идет
Прогулки по улице. Просмотр презентации «Праздник Первомая»
Беседа на тему «Наш праздник Первомай». Презентация «Наша Родина», «Детям о Москве»
Рисование на тему «Город, украшенный к празднику»
Чтение художественных произведений на тему «День победы»
-чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»;
-Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»;
-А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?»
-Л. Кассиль из книги «Твои защитники».
— загадывание загадок на военную тематику;
Беседа на тему «Почему мы празднуем День Победы Презентация «Кого называют героями»
Посещение могилы неизвестного солдата и возложение цветов
Экскурсия в библиотеку
Беседа о любимых книгах. Презентация «Как создается книга»
Ремонт книг из библиотеки. Экскурсия в книжный магазин, покупка книг
Наблюдение за природными явлениями, ростом и развитием растений
Беседа на тему «Лето красное пришло». Телепередача «Лето»