Трудовая теория ф энгельса гласит что
Трудовая теория Энгельса
Под трудом Энгельс понимал целесообразную деятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, кости и дерева. По мнению Энгельса, сознание сформировалось в результате труда. В процессе труда у людей возникла потребность что-то сказать друг другу. Так появилась речь как средство общения в совместной трудовой деятельности. В свою очередь, деятель-
4 Много позже их добыл сторонник дарвиновской теории Эжен Дюбуа. Он поверил в существование питекантропа и был твердо убежден, что подтверждение этой гипотезы послужит лучшим доказательством истинности эволюционного учения Дарвина. Так и случилось: в 1892 г. на Яве он обнаружил останки питекантропа.
10 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 486.
ность человека оказалась импульсом, приведшим к возникновению культуры и общества.
В своей работе Энгельс устанавливает последовательность основных этапов гоминизации с выделением прямохождения как решающего шага на пути очеловечения обезьяны; дает определение руки как органа и продукта труда; рассматривает возникновение звукового языка и членораздельной речи, человеческого мышления как следствия общественного развития; подчеркивает качественное своеобразие антропогенеза как процесса активного приспособления человека к среде, экологическое превосходство человека разумного над другими видами.
Современная наука добывает все новые сведения как в пользу теории Дарвина, так и против нее. Не все авторы соглашаются также с теорией антропогенеза Энгельса. Основное положение трудовой теории антропогенеза — о решающей роли изготовления орудий в процессах гоминизации — разделяется большинством антропологов мира, тем не менее в зарубежной антропологии получают распространение и другие, отличные от нее, концепции. Так, идеи «культурной адаптации» уже выходят за рамки трудовой теории, поскольку здесь речь идет об «ауто-каталитической реакции» или «кибернетическом механизме» обратной связи между развитием биологии (мозга) и культуры при ведущей роли генетических факторов. В других подходах роль труда как локомотива глобального процесса гоминизации вытесняют несоциальные факторы. Среди них: кратковременное повышение фона радиации, обусловленное тектоническими перемещениями, разломами земной коры и усиленным вулканизмом, инверсии геомагнитного поля Земли, иные стрессовые ситуации, изоляция, гетерозис, а также вызванные изменениями экологической обстановки перемены в поведенческих реакциях — от пищевого поведения и «стратегии размножения» до «предкультурного поведения».
Вслед за пересмотром трудового фактора иначе оценивается эволюция мозга. В современной науке предлагается несколько моделей: постепенного возрастания массы мозга с постоянной скоростью, аутокаталитического ускорения темпов по мере возрастания мозга и, наконец, «эпизодического увеличения», когда быстрые изменения чередуются с периодами замедленного развития. Для процесса эволюции гоминид в целом также разрабатываются модели в основном постепенного филетического развития («градуализм») и «прерывистого равновесия», со сменой длительных периодов относительной стабильности видов (стазисы) периодами очень быстрых изменений, приводящих к формированию новых видов.
Генетики и биохимики находят все больше оснований для объединения человека и человекообразных обезьян в одном семействе. Генетические коды человека и шимпанзе совпадают на 99%. В этом убеждает изучение произвольно взятых последовательностей ДНК, отвечающих за одни и те же наследственные признаки у людей и обезьян. И этот вывод подкрепляется изучением белков, состав и строение которых у человека и шимпанзе совпадает даже более чем на 99%. Биохимические и генетические различия между двумя близкими видами грызунов в пределах одного рода в 20—30 раз больше. Стало быть, теория Дарвина верна.
Через полвека начали сомневаться и в ней. Крупнейший американский палеонтолог Генри Осборн (1857-1935) является ярким представителем примирения науки с религией. Согласно его гипотезе аристогенеза, творение органического мира осуществляется путем целенаправленной эволюции. По Осборну, предки людей не были связаны с предками человекообразных обезьян, т.е. человек произошел не из круга обезьян; люди развились первоначально в Центральной Азии, и их предки вели наземный образ жизни. Эволюция совершается не столько под влиянием внешней среды, сколько благодаря заложенной в организмах способности к самопроизвольному прогрессивному развитию.
ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА Ф. ЭНГЕЛЬСА
Согласно современным научным данным палеонтологии в Эфиопии в 1997 г. был обнаружен австралопитек (Australopitbecus garbi), который пользовался каменными орудиями 2,5 млн. лет назад и ел мясо, в то время как деятельность человека умелого (Homo habilis) датируется 1,9 млн. лет назад). Также частными дисциплинами был сделан вывод о несоответствии между прямохождением (6-7 млн. лет назад) и производством первых орудий труда. Неверные интерпретации данных новых научных открытий приводят многих авторов к необоснованному выводу о ложности методологического положения Ф. Энгельса об определяющей роли труда в становлении человека. А.Е. Хомутов пишет, что «согласно широко известной трудовой концепции Ф. Энгельса и ее позднейшим вариантам, возникновение прямохождения тесно связано со специализацией руки обезьяны для трудовой деятельности – переноса предметов, детенышей, манипулирование пищей и изготовления орудий. В дальнейшем труд привел к возникновению языка и общества. Однако, по современным научным данным, прямохождение возникло намного раньше изготовления орудий» [2, с. 180]. Необходимо отметить, что возникновение и эволюция прямохождения это постепенный процесс освобождения передних конечностей формирующегося человека и специализация руки появляется также постепенно.
Согласно современным научным данным около 7 млн. лет назад из-за похолодания в Африке леса исчезли, их место заняли открытые саванны. «Человекообразные были вынуждены спуститься на землю и освоить новую среду, то есть тропическое редколесье и тропическую саванну» [3, с. 122]. Выжить в новых условиях можно было через переход к выпрямленному положению и использованию камней и палок (естественных орудий) для защиты, нападения, а также сплочению стад.
Посмотрим на текст работы Ф. Энгельса и зададим вопрос: выступала ли у него трудовая деятельность причиной возникновения прямохождения? Нет Ф. Энгельс в своей работе не утверждал первенство труда по отношению к прямохождению. Он пишет: «Под влиянием в первую очередь, надо думать, своего образа жизни, требующего, чтобы при лазании руки выполняли иные функции, чем ноги, эти обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более прямую походку» [1, с. 144]. Как следует из текста работы Ф. Энгельса, не труд определил прямохождение, а образ жизни формирующегося человека привел его к прямохождению. Это положение конкретизировано современной наукой.
В своей работе Ф. Энгельс отмечает, что рука является не только органом труда, но и его продуктом. Вместе с изменением руки изменение претерпевал организм антропоида в целом. Развитие труда способствовало более тесному сплочению членов общества, взаимной поддержки. Постепенно «формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу» [Там же, с. 147]. Ф. Энгельс делает вывод, что сначала «труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг» [Там же, с. 148]. Параллельно развивались органы чувств и сознание. Характерным признаком, отличающим человеческое общество от стада обезьян является труд. С чего начинается труд? С изготовления орудий. Орудия охоты и рыболовства привели от употребления растительной пищи к употреблению мяса, что положительно сказалось на развитии мозга. Употребление мясной пищи привело к использованию огня и к приручению животных. Эти достижения явились новыми средствами «эмансипации человека». Затем к охоте и скотоводству прибавилось земледелие, затем прядение, ткачество, обработка металлов, гончарное ремесло, судоходство. Появилось искусство и наука, развились нации и государства, право, политика религия [Там же, с.151].
Ф. Энгельс, показывая отличия человека от животного, пишет, что животное только «пользуется внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия; человек же вносимыми им изменениями заставляет ее служить своим целям, господствует над ней» [Там же, с. 153]. Однако предупреждает Ф. Энгельс (и эти слова оказались пророческими), не будем «слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит» [Там же]. Современный экологический кризис подтверждает правоту слов Энгельса.
Человек учится постигать законы природы и предвидеть более отдаленные последствия своей деятельности. Причем человек предвидит не только естественные последствия, но и общественные. Таким образом, труд человека, начинаясь с изготовления орудий, постепенно усложняется, превращается в труд по предвидению и прогнозированию общественного развития. Поэтому можно сделать вывод, что человека создал и создает труд.
Литература
1. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат., 1975. – С. 144-156.
2. Хомутов А.Е. Антропология: учебное пособие. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2007. – 378 с.
3. Алексеев В.П. Избранное: в 5 т. Т. 1. Антропогенез. М.: Наука, 2007. – 711 с.
Трудовая теория ф энгельса гласит что
Трудовая теория Ф. Энгельса о происхождении человека
Ч. Дарвин в своих знаменитых сочинениях «Происхождение видов» (1859) и «Происхождение человека» (1871) на огромном естественнонаучном материале неопровержимо доказал единство происхождения человека и животных, происхождение человека от каких-то вымерших человекоподобных обезьян.
Доказав происхождение человека от обезьяноподобного предка, Дарвин решил проблему антропогенеза лишь на основе биологических доказательств, а следовательно, односторонне; он не вскрыл решающих факторов, обусловивших превращение этого предка в человека. Ф. Энгельс в своем знаменитом произведении «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» показал, что основным фактором становления человека был труд. Труд, по Энгельсу, создал самого человека. Сущность созданной Энгельсом «трудовой теории происхождения человека» сводится к следующему: много сотен тысяч лет тому назад, в третичном периоде, в жарком поясе жила необычайно высокоразвитая порода человекоподобных обезьян, которые были покрыты волосами, имели бороды и остроконечные уши и обитали стадами на деревьях. Способ передвижения по деревьям (лазание, карабкание) обусловил появление особой функции передних конечностей, которые приобрели способность хвататься за ветви и перебрасывать тело с дерева на дерево (брахиация) и таким образом стали руками. Затем эти обезьяны при хождении по земле перестали пользоваться руками и стали усваивать прямую походку (прямохождение).
Этим был сделан решительный шаг для перехода от обезьяны к человеку. Рука стала свободной и постепенно «достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, т. 20, с. 488).
* ( На основании новейших экспериментальных исследований человекообразных обезьян некоторые считают, что обезьяны тоже могут спорадически изготовлять примитивные орудия труда. Поэтому человек отличается от обезьян способностью не просто изготовлять орудия, а систематически их делать и пользоваться ими (VII Международный конгресс антропологов, 1964).)
Рука же человека благодаря постепенному развитию мускулов, связок, а позднее и костей, а также вследствие развития нервной системы и прояснявшегося сознания приобрела способность изготовлять орудия труда и позволила человеку приспосабливать с их помощью окружающую природу сообразно своим потребностям. Находясь под постоянным воздействием трудовой деятельности человека, рука его приобрела иное строение, чем рука обезьяны, и, таким образом, стала «не только органом труда, но и его продуктом».
В частности, чувство осязания, которым обезьяна обладает в грубой форме, развилось у человека вместе с развитием самой руки при посредстве труда, способствовавшего развитию мозга. Вместе с тем имело место и обратное влияние развивающегося и все более и более проясняющегося сознания на дальнейшее развитие труда и речи человека.
Этот процесс взаимовлияния труда и речи на телесную организацию человека длился сотни тысяч лет, и в результате из стада обезьян возникло общество людей. «И в чем же опять мы находим характерный признак человеческого общества, отличающий его от стада обезьян? В труде» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, т. 20, с. 491).
Дальнейшее развитие трудовой деятельности человека, усовершенствование техники и технического вооружения стимулировали развитие человеческого общества и меняли его социальную структуру. А меняющиеся социальные условия отражались и на биологических свойствах человека.
Характерными признаками, отличающими человека от человекоподобных обезьян, являются:
2) рука как орган труда;
3) членораздельная речь;
5) положение внутренностей, соответствующее вертикальному положению тела;
6) кожа, почти лишенная волосяного покрова.
Исходя из этого, человек имеет ряд специфических особенностей строения всех органов и систем, о которых будет упоминаться в соответствующих местах изложения анатомического материала.
Трудовая теория ф энгельса гласит что
Трудовая теория Ф. Энгельса о происхождении человека
Ч. Дарвин в своих знаменитых сочинениях «Происхождение видов» (1859) и «Происхождение человека» (1871) на огромном естественнонаучном материале неопровержимо доказал единство происхождения человека и животных, происхождение человека от каких-то вымерших человекоподобных обезьян.
Доказав происхождение человека от обезьяноподобного предка, Дарвин решил проблему антропогенеза лишь на основе биологических доказательств, а следовательно, односторонне; он не вскрыл решающих факторов, обусловивших превращение этого предка в человека. Ф. Энгельс в своем знаменитом произведении «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» показал, что основным фактором становления человека был труд. Труд, по Энгельсу, создал самого человека. Сущность созданной Энгельсом «трудовой теории происхождения человека» сводится к следующему: много сотен тысяч лет тому назад, в третичном периоде, в жарком поясе жила необычайно высокоразвитая порода человекоподобных обезьян, которые были покрыты волосами, имели бороды и остроконечные уши и обитали стадами на деревьях. Способ передвижения по деревьям (лазание, карабкание) обусловил появление особой функции передних конечностей, которые приобрели способность хвататься за ветви и перебрасывать тело с дерева на дерево (брахиация) и таким образом стали руками. Затем эти обезьяны при хождении по земле перестали пользоваться руками и стали усваивать прямую походку (прямохождение).
Этим был сделан решительный шаг для перехода от обезьяны к человеку. Рука стала свободной и постепенно «достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, т. 20, с. 488).
* ( На основании новейших экспериментальных исследований человекообразных обезьян некоторые считают, что обезьяны тоже могут спорадически изготовлять примитивные орудия труда. Поэтому человек отличается от обезьян способностью не просто изготовлять орудия, а систематически их делать и пользоваться ими (VII Международный конгресс антропологов, 1964).)
Рука же человека благодаря постепенному развитию мускулов, связок, а позднее и костей, а также вследствие развития нервной системы и прояснявшегося сознания приобрела способность изготовлять орудия труда и позволила человеку приспосабливать с их помощью окружающую природу сообразно своим потребностям. Находясь под постоянным воздействием трудовой деятельности человека, рука его приобрела иное строение, чем рука обезьяны, и, таким образом, стала «не только органом труда, но и его продуктом».
В частности, чувство осязания, которым обезьяна обладает в грубой форме, развилось у человека вместе с развитием самой руки при посредстве труда, способствовавшего развитию мозга. Вместе с тем имело место и обратное влияние развивающегося и все более и более проясняющегося сознания на дальнейшее развитие труда и речи человека.
Этот процесс взаимовлияния труда и речи на телесную организацию человека длился сотни тысяч лет, и в результате из стада обезьян возникло общество людей. «И в чем же опять мы находим характерный признак человеческого общества, отличающий его от стада обезьян? В труде» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, т. 20, с. 491).
Дальнейшее развитие трудовой деятельности человека, усовершенствование техники и технического вооружения стимулировали развитие человеческого общества и меняли его социальную структуру. А меняющиеся социальные условия отражались и на биологических свойствах человека.
Характерными признаками, отличающими человека от человекоподобных обезьян, являются:
2) рука как орган труда;
3) членораздельная речь;
5) положение внутренностей, соответствующее вертикальному положению тела;
6) кожа, почти лишенная волосяного покрова.
Исходя из этого, человек имеет ряд специфических особенностей строения всех органов и систем, о которых будет упоминаться в соответствующих местах изложения анатомического материала.
Трудовая теория» Ф. Энгельса
Этапы становления человека, по Энгельсу:
1. Прямождение (бипедия). «Много сотен тысячелетий тому назад … жила необычайно высокоразвитая порода человекообразных обезьян. Дарвин дал нам приблизительное описание наших предков. Они были сплошь покрыты волосами, имели бороды и остроконечные уши и жили стадами на деревьях. Под влиянием в первую очередь, надо думать, своего образа жизни, требующего, чтобы при лазании руки выполняли иные функции, чем ноги, эти обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать всё более и более прямую походку. Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяные к человеку» (с. 134).
3. Познавательная деятельность. «Начинавшееся вместе с развитием руки, вместе с трудом господство над природой расширяло с каждым новым шагом вперед кругозор человека. В предметах природы он постоянно открывал новые, до того неизвестные свойства» (с. 136).
4. Сплочение коллектива. «С другой стороны, развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества… Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу» (с. 136).
5. Гортань. «Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для всё более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим» (с. 136).
6. Мозг. «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг» (с. 137); «Мясная пища содержала в почти готовом виде наиболее важные вещества, в которых нуждается организм… Но наиболее существенное влияние мясная пища оказала на мозг…» (с. 139).
7. Общество. «…С появлением готового человека возник вдобавок новый элемент – общество» (с. 138).
8. Огонь и доместикация животных. «Употребеление мясной пищи привело к двум новым достижениям, имеющим решающее значение: к пользованию огнем и к приручению животных» (с. 140).
Скачок от животного сообщества к обществу людей остается необъяснимым. Факторы, которые обычно называют в качестве решающих условий этого скачка, – общество, труд и мышление. Однако, используя данные понятия, оказываемся в логическом круге, впадаем в противоречие или ограничиваемся постулированием:
1. Логический круг. Без общества нет языка, но общество – это люди, значит, у них уже должен быть язык.
2. Противоречие. Труда в природе нет, а значит, он не может быть предпосылкой происхождения человека.
3. Постулирование. Язык, общество, труд появляются одновременно в результате качественного скачка в биологической организации, мышлении и образе жизни гоминидов. Ни доказать, ни опровергнуть данное положение невозможно.
§ 4. «Божественное» происхождение языка (В. Гумбольдт)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет