Трудно вообразить что было бы на земле

Трудно вообразить что было бы на земле

Трудно вообразить, что было бы на Земле без рек. Наверное, наша планета представляла бы собой пустыню или каменистую местность. К счастью, природа наградила Землю реками, и человек издавна селился на их берегах, потому что где вода, там и жизнь.
Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая река начинается с родничка, с ключа, который бьет из-под земли. Маленькие ручейки сливаются в речки. Из малых речек образуются реки. Они вбирают в себя подземные воды и осадки. Начало реки называется истоком. То место, где река впадает в море, озеро или другую реку, — устьем.
Но есть реки, которые начинаются не с родничков. Например, Бия вытекает из Телецкого озера на Алтае и падает с каменной гряды шириной 400 м, она столь же велика и могуча у истока, как и в устье. Есть реки, у которых нет устья, например Мургаб и Теджен в Туркмении. Всю воду их разбирают на полив земли, и эти реки никуда не впадают.
Воды больших, полноводных рек, например нашей Волги, африканского Нила, американской Миссисипи, несут к морю много ила, песка. В устьях, в низинах их течение ослабевает, ил и песок оседают и возникают илистые или песчаные острова. Речной поток дробится на многочисленные рукава. Так образуется дельта реки. Из-за наносов город Новый Орлеан, расположенный в дельте Миссисипи, оказался в котловине, над которой возвышается русло Миссисипи.
Текут реки в берегах, по руслам. В половодье, когда тают снега или лед- ники, реки выходят из берегов и зали- вают земли в пойме — той части доли- ны, которая расположена по сторонам коренного русла реки. Там обычно бывают хорошие заливные луга. Трава с таких лугов — прекрасный корм для скота. Равнинные реки текут медленно, плавно. Только на крутых поворотах и перекатах их течение ускоряется. Но даже и эти реки иногда меняют свои русла в половодье, образуя старицы. Старицы — старые русла рек — вскоре зарастают камышом, кувшинками, телорезом. Так появляются озера и болота.
Горные реки текут стремительно, прорезают в скалах глубокие русла, низвергаются водопадами. Во время ливней и бурного таяния снегов и лед- ников они иногда несут тонны грязи и камней, а порой сносят на своем пути целые селения. Вспомним М. Ю. Лер- монтова:

По камням струится Терек, Плещет мутный вал.

В этих строках полная картина кав- казской горной реки: каменистое русло, быстрое течение, насыщенный наносами водный поток. Самая короткая и вместе с тем полная гидрологическая характеристика! Есть блуждающие реки, то есть те, которые год за годом размывают свои берега, изменяя русла. Особенно энер- гичны в этом горные реки Кавказа. Блуждают реки и в Средней Азии. Так, своенравная река Амударья за несколько лет может продвинуться в сторону от изначального русла на несколько километров. Размывает свои берега и Волга.
Знаете ли вы, что среднеазиатская река Амударья — одна из самых мутных рек в мире? В районе города Керки, в частности, ее воды ежегодно проносят 240 млн. тонн песчаных и илистых частиц. Если очистить речную воду и погрузить весь этот ил и песок на железнодорожные платформы, то понадобится состав длиной почти 100 000 км.
Значение рек в жизни человека огромно. С незапамятных времен они дают ему воду. Издавна служили путями сообщения. На реках были построены самые древние наши города: Владимир, Новгород, Псков, Москва, Ярославль и другие. Реки служили границей государства, верной защитой от нападения врагов. Очень важную роль в жизни людей играют реки и сейчас. Речная вода необходима селам и городам, фабрикам и заводам. На реках мы строим гидроэлектростанции, которые дают дешевую электрическую энергию. По водной глади рек плывут пассажирские и грузовые суда, сплавляется лес (см. Речной транспорт). Реки дают воду для орошения засушливых земель.
Реки — великое наше богатство. Их надо охранять от загрязнения нефтью, промышленными и бытовыми отходами. А чтобы они были полноводнее, нельзя вырубать на их берегах и водоразделах деревья и кустарники.
Прочтите: Пожарицкая Н. М. Как живешь, Озерёнка? М.: Дет. лит., 1989.

Источник

синтаксический разбор предложения: Трудно вообразить, что было бы на Земле без рек.

Трудно вообразить что было бы на земле. Смотреть фото Трудно вообразить что было бы на земле. Смотреть картинку Трудно вообразить что было бы на земле. Картинка про Трудно вообразить что было бы на земле. Фото Трудно вообразить что было бы на землеКак выполнить синтаксический разбор предложения? Вопрос прежде всего – задания в школах даются.

Несложно. Предложение сложное, поэтому:
● сначала даём общую его характеристику и указываем, из скольких простых предложений (частей) оно состоит;
● затем характеризуем каждую часть отдельно, называем в них главные и второстепенные члены предложения, одновременно подчёркивая их и надписывая над каждым, какой частью речи он выражен;
● в заключение составляем схему.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ

[Трудно вообразить], (что было бы на Земле без рек).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с придаточным изъяснительным, присоединяемым к главному при помощи союзного слова ЧТО.

ГЛАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – [Трудно вообразить] – предложение односоставное, безличное, нераспространённое.

Грамматическая основа – ТРУДНО ВООБРАЗИТЬ. Это составное глагольное сказуемое:
● вспомогательная часть – слово категории состояния ТРУДНО + нулевой глагол-связка, что говорит о настоящем времени сказуемого (выраженные связки БЫЛО и БУДЕТ свидетельствовали бы о прошедшем или будущем времени);
● основная часть – инфинитив ВООБРАЗИТЬ.

ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – (что было бы на Земле без рек) – предложение двусоставное, распространённое.

● Что? что – подлежащее, выраженное относительным местоимением;
● что что делало бы? было бы – простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в условном наклонении;
● было бы где? на Земле – обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом;
● было бы без чего? без рек – косвенное дополнение, выраженное существительным с предлогом.

Последний член предложения, правда, многозначный – дополнение с обстоятельственным значением, так как, кроме объектного значения, имеет значение условное, поэтому, помимо вопроса БЕЗ ЧЕГО?, к нему можно задать вопрос ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? Подчёркивается сначала как дополнение, а потом, ниже, – как обстоятельство. Если Вас этому учат, то последний пункт такой:

● было бы без чего? без рек; было бы при каком условии? без рек – косвенное дополнение со значением обстоятельства условия, выраженное существительным с предлогом.

[ ==== ], (что ====).
.
Трудно вообразить что было бы на земле. Смотреть фото Трудно вообразить что было бы на земле. Смотреть картинку Трудно вообразить что было бы на земле. Картинка про Трудно вообразить что было бы на земле. Фото Трудно вообразить что было бы на земле

Источник

Воспитательский час «Вода-друг- враг

Воспитательский час в 6 классе « Вода – друг – враг». Воспитатель Яценко Л.Н.

Цель: Формирование у детей представление о правилах безопасного поведения на воде в тёплое время года. Расширять представления о причинах несчастных случаев на воде, действиях в случае опасности.

Коррекция устойчивого внимания через умение сосредотачиваться. Коррекция образной памяти через запоминание и воспроизведение правил поведения на воде.

I .Организационный момент. «Отгадай загадку»

Она бежит, струится,

Над ней густые ивы. (Река.)

Он слегка затянут ряской,

На солнце серебрится.

Заколдован, будто в сказке,

Кто знает, где это бывает? (море)

Много рек, озер, морей

Ты подумай и ответь

Что за великан? (океан)

На лодке не переплывешь

И ногами не пройдешь. ( Болото)

Он без рук и без ног,

Из земли пробиться смог.

Нас он летом в сильный зной

Ледяной поит водой. ( Родник)

Ребята, как вы думаете, о чем у нас сегодня пойдет разговор на воспитательском часе?

Правильно сегодня мы поговорим о воде, о её пользе и вреде. Посмотрите на карту мира. Какой краски на ней больше всего? (Синей и голубой)

— Что на карте отмечают таким цветом? (Воду – реки, моря, озера, океаны).

Вода – одно из самых важных для живых организмов веществ. При недостатке воды жизнь организмов нарушается. Растения увядают и могут погибнуть. Животные, лишенные воды, быстро погибают.

Трудно вообразить что было бы на земле. Смотреть фото Трудно вообразить что было бы на земле. Смотреть картинку Трудно вообразить что было бы на земле. Картинка про Трудно вообразить что было бы на земле. Фото Трудно вообразить что было бы на земле

Почему внутри человека нарисован вопрос? (Как вам известно, внутри человека тоже есть вода. Где же она находится? (в крови, она помогает переваривать пищу, с ее помощью удаляются вредные вещества из организма)

Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человека. Но бывают ситуации, когда вода может стать для человека врагом.

— В каких случаях это может быть? ( Если произошло наводнение. Когда нас заливают соседи сверху.

Если мы купались и начали тонуть)

Трудно вообразить, что было бы на Земле без рек, прудов, озер, морей. Наверное, планета была бы похожа на пустыню или каменистую местность. К счастью, на Земле достаточно большие водные пространства, и человек издавна селился на их берегах, потому что где вода, там и жизнь.

-В какое время года вы чаще всего стремитесь к водоемам? (Летом и зимой)

-Почему летом? (Летом жарко и хочется искупаться, поплавать на чем-нибудь.)

-Для чего вы идете к водоему зимой? (Покататься на коньках).

-Сегодня мы подробно поговорим о поведении у воды летом. Как и на городской улице, на воде есть свои правила безопасного поведения. Ежегодно в нашей стране гибнет много людей на водоемах. А все это происходит из-за того, что люди не соблюдают правила поведения. Среди тонущих почти четверть составляют дети. На воде надо быть очень внимательным. Вода ошибок не прощает.

-Какие правила поведения на воде вы знаете? (ответы детей)

2.Давайте мы с вами договоримся: вы будите рассматривать рисунки и рассказывать, что их герои делают, правильно или неправильно, а потом проверим себя, посмотрев м/ф.

Источник

Трудно вообразить что было бы на земле

М.: Рольф, 2001. 240 с. 5000 экз.

Рецензенты: доктор философских наук проф. МГУ Н.Н. Кохтев; проф. М.А. Теленкова.

Учебное пособие составляет комплекс с теоретическим курсом «Стилистика современного русского языка» того же автора. В пособии представлены все разделы соответствующего курса: Лексическая стилистика; Фоника; Стилистика словообразования; Стилистика частей речи; Синтаксическая стилистика. Упражнения помогут студентам-филологам изучить типологию речевых ошибок, овладеть стилистической правкой текста, закрепить теоретические сведения по курсу стилистики. Задания строятся по принципу «от простого к сложному», что дает возможность работать с книгой самостоятельно, а также при заочном обучении.

Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Журналистика»

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может переиздаваться или распространяться в любой форме и любыми средствами, электронными или механическими, включая фотокопирование, звукозапись, любые запоминающие устройства и системы поиска информации без письменного разрешения Правообладателя.

Предлагаемое пособие дополняет наш учебник «Стилистика современного русского языка» (М., 1997). Сборник упражнений написан в полном соответствии с программой курса «Практическая стилистика русского языка», изучаемого в университетах, пединститутах, а также в Московском государственном университете печати.

В пособии ставится цель закрепить теоретические знания по курсу стилистики, научить студентов стилистическому анализу текста, определению речевых ошибок в словоупотреблении, словообразовании, формообразовании, использовании частей речи и синтаксических средств русского языка, а также в звуковой организации речи. При этом особое внимание уделяется выработке навыков стилистической правки текста и литературному редактированию. Во многих упражнениях предлагается сопоставить неотредактированный и отредактированный варианты текстов, сравнить их разные редакции, проанализировать поучительные примеры авторедактирования писателей-классиков.

«Сборник упражнений по стилистике современного русского языка» создавался и дополнялся автором в процессе многолетней педагогической работы со студентами МГУП и слушателями курсов повышения квалификации редакторов при Московском полиграфическом институте. Автор благодарен своим ученикам, собиравшим забавные примеры речевых ошибок, текстов для литературного редактирования и стилистической правки.

Автор несет ответственность за правильность цитируемых текстов.

1. ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

1.1. Смысловая точность речи

Источник

Трудно вообразить что было бы на земле

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«В первых двух предложениях текста использован такой троп, как (А)_____. Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведёт себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество — это болезнь планеты». (Б)_____ («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отравлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли»)передают негативные деяния человека. Употребление в тексте (В)_____ (предложения 8, 13, 14) подчёркивает, что всё сказанное автору далеко не безразлично. Употреблённый в 15-м предложении (Г)_____ «оригинальная» придаёт рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом».

3) вводные слова и вставные конструкции

5) развёрнутая метафора

7) вопросно-ответная форма изложения

9) однородные члены предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

(1)3емля — космическое тело, а мы — космонавты, совершающие очень длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.

(3)Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт. (4)Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5)Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7)Вопрос только размеров и времени.

(8)Человечество, по-моему, — это своеобразная болезнь планеты. (9)3авелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10)Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11)Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зелёную шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) — и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. (12)Снуют, размножаются, делают своё дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.

(13)К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14)С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.

(15)Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16)Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924—1997), поэт, прозаик. Размышляя о современном человеке, В.Солоухин освещал проблемы его взаимодействия с землей, природой, культурой, наследием прошлого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *