Труд услуги товар что объединяет
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Экономика 3.4 Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация.
3.4 Производство, производительность труда.
Разделение труда и специализация.
План.
Производство – процесс создания товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения личных и общественных потребностей.
Две сферы производства
Целью и результатом производства является продукт.
Продукт — результат экономической деятельности, воплощённый в вещах и услугах.
Продукт труда, произведённый для продажи, является товаром.
Два свойства товара:
В производство входит и предоставление услуг.
Услуга – это такая целесообразная деятельность людей, которая направлена на удовлетворение потребностей, но не связана с производством чего-либо (например, услуги парикмахера, переводчика и пр.)
Материальные услуги: транспорт, торговля, жилищно-бытовое обслуживание, связь и др.
Нематериальные услуги : просвещение, здравоохранение, наука, искусство, социальное обеспечение, страхование, кредитование и др.
Элементы производства.
Производительные силы общества – это всё, что задействовано в процессе производства, совокупность личностных и вещественных (материальных) факторов производства.
Производительные силы:
Средства производства = предметы труда (из чего производят материальные блага) + средства труда (чем, с помощью чего они производятся).
Производственные отношения.
Это отношения, которые складываются в процессе производства товаров и оказания услуг.
Виды производства:
Производительность труда.
Производительность труда – это результативность труда, которая измеряется количеством продукции, произведённой за единицу времени (за час, за с мену, за месяц и т.д.)
Факторы роста производительности труда.
Это те условия, благодаря которым производительность труда растёт:
Разделение труда.
Разделение труда — разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов. Разделение труда позволяет производить товар наиболее эффективно, с наименьшими затратами ресурсов.
Виды разделения труда:
Уровни разделения труда:
Специализация.
Специализация – это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции. Например, Узбекистан выращивает и перерабатывает хлопок, Турция славится организацией отдыха и туризма.
Уровни специализации:
Последствия специализации:
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Конспект занятия в старшей группе «Труд — товар, услуга»
«ТРУД – ТОВАР, УСЛУГА» в старшей группе.
Цель Ознакомление детей с понятиями: окружающий мир как результат труда. «труд, товар услуга».
1. Закрепить понятие Что такое товар.
2. Уточнить разницу между товаром и услугой.
3 Воспитание уважения к чужому труду, добросовестное отношение к посильному труду для себя и своих близких.
орг. игра «Кем мы были мы не скажем, а что делали покажем» (дети показывают движениями кем они были, водящий угадывает).
Незнайка сидит с горшочком меда.
— Незнайка, ты чего такой довольный сидишь?
— Да вот, душистый, ароматный мед купил у Мишки в магазине!
— Ох, Незнайка, хороший ты товар приобрел!
— да вот же товар!
— Да, не путайте вы меня! Мед я купил! Деньги я отдал за мед, у Мишки в магазине!
— У Мишки в магазине это и есть товар.
— Совсем вы меня запутали!
— Ну, что ж, придется тебе Незнайка объяснять. Раз Незнайка нас не понял, вот пойдем-ка мы тебе сказку расскажем и покажем, глядишь и поймешь.
Сказка про то, Как Мишка превратился в продавца.
Вед. Как-то раз,проснувшись вылез Миша из любимой берлоги и глазам своим не поверил:
Вед. Весь день Миша катался на санках, кувыркался в снегу,и вот результат: к вечеру у него заболело горло. Срочно нужны чай с малиновым вареньем и горячее молоко!
Вед. И решил он открыть свой магазин.
(Почесал Миша затылок, а ответить-то и нечего и торговать нечем. Расстроился Миша, чуть не плачет.)
Миша. отчего же у меня ничего не получается?
Миша. Что выложить на прилавок. Нашел дырявый резиновый мячик, хотел его на прилавок положить, кому же такое старье нужно? Подумал было свою шубу продать, да шуба самому пригодится.
Я вспомнил! В дальней кладовке у меня несколько бочонков меда припрятано. Что может быть вкуснее и полезнее меда для любого лесного жителя!
Вед. Выкатил Миша пять бочонков из кладовки, расставил их на прилавке и уселся ждать покупателей.
Ежонок. Здравствуй, дядя Миша. Хочу купить баночку меда для своего любимого старого дедушки. …. Спасибо. До свиданья.
Мудрый Филин: Здравствуй, Михаил Потапович. Я узнал от лесной сплетницы Сороки новость об открытии магазина и хочу подарить тебе книгу, которая поможет овладеть новыми знаниями по экономике.
Миша: Спасибо, Мудрый филин. учиться всегда пригодиться.
Вед. Так началась торговля в Мишином магазине. И скоро на прилавке этого магазина стояли не только бочонки с душистым медом, но и много других вкусных и полезных товаров. А где Миша раздобыл их? Об этом мы узнаем в следующей истории.
А теперь мы заглянем в книгу Филина.
3 часть. ЗАДАЧНИК МУДРОГО ФИЛИНА
Угадай, как то зовется,
Что за деньги продается.
Это не чудесный дар,
А просто-напросто. (Товар)
2. Какой товар купила Муха Цокатуха на базаре?
4. Внимательно посмотрите на картинки и скажите, что из этих предметов можно купить?
Подумай, почему не все можно купить и продать.
Как ты считаешь, что еще не продается и не покупается?.
динамическая пауза (разбить детей на пары)
Магазин «Канцтовары»
Магазин «Спорттовары»
Магазин «Музыкальные инструменты»
Магазин «Стройтовары»
Магазин «Техника в быту»
Как много людей трудились что бы создать такие необходимые нам товары.
Всех работников магазина приглашаю пройти и встать полукругом ко мне лицом. Здесь на складе остались еще товары, их никто не взял, давайте рассмотрим, какой товар остался. А здесь не товар. А что на них изображено?
Многие товары сделали люди, это результат их труда. А здесь на карточке я не могу определить результат.
3. Заключительная часть.
И услуга и товар это результат труда разных людей, чтобы нам счастливей жилось.
Сами вещи не растут,
сделать вещи нужен труд.
Песня «О труде«.
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Труд людей в природе. Сажаем деревья» Видео Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по рисованию «Труд людей в природе. Сажаем деревья».
Конспект занятия по познавательному развитию «Труд людей зимой» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.
Конспект занятия по теме «Труд взрослых. Пожарный» Программные задачи: Расширять представление детей о труде взрослых,работа пожарных. Показать значение и важность каждой специальности для.
Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства» Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства».Лариса Гацко. Блог. Цель: развивать.
НОД в старшей группе по ИЗО и ручной труд «Рыбки, ёлочки» Воспитатель: Ребята сегодня у нас с вами необычный день, на улице падает снег, скоро наступят новогодние праздники, будем встречать на.
Конспект занятия на тему «Труд людей весной» (старшая разновозрастная группа) Интеграция образовательных областей: познание, речевая, художественно-эстетическая, физическая, социально-коммуникативная. Цель: Уточнять.
Тема 2. Экономические системы
Тема 2. Экономические системы.
Часть1. Главные вопросы экономики. Разделение труда, специализация и обмен.
I. Изучение нового материала
1. Главные вопросы экономики.
Чтобы было легче понять, о чем идет речь, разберем пример. Допустим у вас есть сумма денег которой хватит на то, чтобы купить либо велосипед, либо костюм, либо модные туфли.
1. ЧТО И В КАКОМ КОЛИЧЕСТВЕ ПРОИЗВОДИТЬ, т е. какие товары и услуги должны быть предложены потребителям?
2. КАК ПРОИЗВОДИТЬ, т. е. какой из способов изготовления благ с помощью имеющихся ограниченных ресурсов следует применить?
3. ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬтовары и услуги, т. е. кто может претендовать на их получение в свою собственность?
Отвечая на вопрос, что и в каком количестве производить, люди в конечном счете распределяют ограниченные ресурсы между производителями различных благ. Скажем, если решили из имеющегося металла изготавливать холодильники то металл поступит на предприятия, которые производят холодильники, а не кухонные плиты, и плиты произведены не будут.
Решая, как производить, люди выбирают предпочтительные для них способы (технологии) изготовления того набора благ, который явился ответом на вопрос: «Что производить?» Например, любимый в России продукт питания — картофель — можно выращивать на подсобных участках, используя преимущественно ручной труд и природные удобрения. Но то же количество картофеля можно получить в крупных аграрных предприятиях с применением мощной сельхозтехники и минеральных удобрений, производимых химической промышленностью.
Каждый из возможных вариантов технологических решений предполагает свою комбинацию и масштабы использования ограниченных ресурсов (один более трудоемок, другой более энергоемок, третий требует большего капитала и т. д.).
Ограниченность экономических ресурсов, а также многовариантность их использования определяют, с одной стороны, диапазон, в котором человек, фирма или страна в целом могут принимать решения, а с другой — экономические последствия реализации выбранного решения. И потому выбор лучшего варианта — задача всегда непростая, требующая сопоставления, взвешивания ценности различных ресурсов. Для ее решения экономисты разработали специальные, иногда весьма изощренные методы, которым обучают в вузах и бизнес-школах.
Отвечая на вопрос, для кого производить товары и услуги, люди по сути дела решают, кому, сколько благ должно достаться в конечном счете. Должны ли все получить поровну или нет? А если не поровну, то кому и сколько? И если кому-то можно и нужно выделить благ больше, чем другим, то насколько больше? И как осуществить такое распределение, не вызывая в людях озлобления из-за несправедливости различий в комфортности жизни?
За свою историю человечество пробовало отвечать на этот экономический вопрос, опираясь на следующие способы решения экономических вопросов (типы экономических систем):
1. традиционный — распределение производится на основе традиций, существующих в обществе;
2. централизованный — распределение производится из центрального органа управления экономикой;
3. рыночный — распределение на основе рыночного механизма.
В подавляющем большинстве стран мира (и во всех богатейших странах) сегодня преобладает сложный механизм рыночного распределения. Здесь, с одной стороны, благо достается тому, кто готов уплатить цену, устраивающую продавца, а с другой — продавец получает за благо столько, сколько покупатель готов ему за это заплатить. Таким образом, смысл рыночного механизма в принципе прост, обмен происходит на основе согласования интересов продавца и покупателя. Им обоим выгодно договориться между собой, иначе покупатель останется без нужного ему блага, а продавец — без денег и с кучей непроданных товаров.
Подводя итог сказанному, мы можем сформулировать первый рецепт экономического благоразумия.
Необходимо всемерно поддерживать развитие специализации и торговли, а также постоянно совершенствовать методы и формы организации экономической деятельности.
2. Разделение труда, специализация и обмен.
Совершенствуя способы использования экономических ресурсов (факторов производства), человечество положило в основу своей хозяйственной деятельности два важнейших элемента: специализацию и обмен плодами своего специализированного труда.
Специализация труда основана на принципах, выработанных людьми за долгие века развития своего хозяйства. Важнейшими принципами специализации труда являются:
1. Сознательное разделение труда между людьми.
2. Обучение людей новым профессиям и навыкам.
3. Возможность кооперации, т. е. сотрудничества ради достижения общей цели (например, создания сложного изделия или строительства завода).
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ или РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА — сосредоточение определенного вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с ней лучше других.
Как полагают археологи и историки, специализация труда проявилась впервые примерно 12 тысяч лет назад. Именно тогда люди впервые обнаружили: возделывание сельскохозяйственных культур позволяет не умирать с голоду и при оседлой жизни. А значит, можно более не кочевать в поисках пищи и построить СВОЙ ДОМ.
Именно тогда произошло общественное разделение труда: одни люди стали охотниками, другие — скотоводами, третьи — земледельцами. Ныне же перечень профессий насчитывает многие тысячи названий. Подавляющее большинство профессий требует обучения (иногда многолетнего) особым навыкам и приемам труда.
В чем же состоит ценность специализации труда, почему она стала важнейшим камнем в фундаменте хозяйственной жизни общества? Тому есть несколько главных причин.
Причины ценности специализации труда:
Во-первых, все люди от природы разные, а проще говоря, наделены разными способностями. Поэтому они неодинаково приспособлены к выполнению тех или иных видов работ. Специализация позволяет каждому человеку находить ту сферу деятельности, тот вид работ, ту профессию, где его способности проявятся наиболее полно, а труд будет наименее тягостен.
Во-вторых, специализация позволяет людям добиваться все большей умелости в осуществлении избранной для себя деятельности. А это дает возможность изготавливать блага или оказывать услуги со все более высоким уровнем качества.
В-третьих, рост умелости позволяет людям тратить на изготовление благ все меньшее количество времени и избегать его потерь при переключении с одного вида работ на другой.
Иными словами, специализация оказалась главным способом повышения производительности всех ресурсов (факторов производства), которые люди используют для производства нужных им экономических благ, и прежде всего того ресурса, который мы называем трудом.
Говоря о производительности, мы понимаем под этим тот полезный результат, который удается получить от единицы экономического ресурса за определенный период. Например, производительность труда представляет собой то количество изделий, которое один работник изготовил в единицу времени (например, за день, за месяц, за год). А производительность земли будет измеряться массой урожая, полученного с 1 га пашни в год.
Как на деле происходит рост производительности за счет углубления специализации, можно проследить на примере сборочного конвейера, который широко использовал при налаживании поточного производства знаменитый американский инженер и предприниматель Генри Форд.
Именно благодаря специализации труда и росту на этой основе его производительности у людей появилась возможность производить больше благ определенного вида, чем было нужно для потребления им самим. А значит, у них появилась возможность для обмена излишками таких благ, причем обмена регулярного, а не время от времени. Надо сказать, что умение обмениваться благами — уникальная особенность людей, отличающая их от других обитателей Земли в не меньшей мере, чем прямохождение или способность мыслить. Как остроумно подметил великий шотландский экономист Адам Смит (1723—1790): «Никому никогда не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой. »
Регулярный обмен товарами и услугами лежит в основе важнейшей сферы деятельности людей — торговли, т. е. обмена благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги. Обменом (или перераспределением) называется процедура, состоящая в перемещении благ от одних владельцев к другим. Торговля соединяет людей и фирмы, специализирующиеся на производстве определенных товаров или оказании различных услуг, в единое целое хозяйство страны или планеты в целом. Без торговли развитие специализации оказалось бы невозможным, а значит, людям было бы труднее добиваться увеличения объема доступных им экономических благ.
ТОВАР — материальный предмет, производимый для обмена.
УСЛУГА нематериальное благо, имеющее форму полезной деятельности, которую люди готовы осуществлять в обмен на другие услуги или товары.
Более того, только сочетание специализации и торговли позволило разрешить противоречие между:
— стремлением людей получить в свое пользование огромное разнообразие различных благ и
— способностью каждого человека производить ограниченный ассортимент благ.
Действительно, даже в своей комнате вы обнаружите блага, созданные производителями, занятыми в разных видах специализированного труда: строителем, мебельщиком, стеклодувом, столяром, электриком, машиностроителем и т. д. Ни один человек не способен овладеть всем множеством профессий, необходимых для создания всего разнообразия благ, которыми мы сегодня пользуемся. Кроме того, создание каждого блага требует определенного времени, и если бы человек создавал все блага для себя самостоятельно, то многие свои потребности он смог бы — в лучшем случае — удовлетворить лишь на склоне дней.
Поэтому люди со временем поняли: сочетание специализации и регулярного обмена плодами специализированного труда дает возможность получать блага в большем объеме, в большем ассортименте и быстрее.
Если страна умело сцепляет между собой «шестеренки» специализации и торговли, то тогда:
1. специализация ведет к росту производительности труда;
2. рост производительности труда увеличивает объем доступных людям благ;
3. возросший объем благ предлагается к продаже и обеспечивает рост потребления этих благ людьми и рост соответственно доходов продавцов (производителей);
4. полученные в результате торговли доходы направляются на развитие производства и совершенствование специализации труда.
Символически эту связь специализации и торговли можно представить в виде часов, которые отмеряют ход экономического прогресса человечества (рис. 1-2). НАРИСОВАТЬ СХЕМАТИЧЕСКИ ЧАСЫ В ТЕТРАДИ, ОБЪЯСНЕНИЕ НЕ ПИСАТЬ!
Пока циферблат этих часов цел, а стрелки идут в нужном направлении — страна богатеет, а люди в ней живут все лучше и лучше. Но если в стране нарушается процесс развития специализации или падает производительность, если торговля развита слишком слабо или люди не вкладывают часть своих доходов в развитие производства благ, тогда в этой стране возникают экономические трудности. А перебои или остановка часов экономического прогресса всегда приводят к одному и тому же результату: жить людям становится хуже.
Это правило относится ко всем странам, даже к тем, гражданам которых, казалось бы, гарантировано зажиточное существование благодаря имеющимся в их распоряжении природным богатствам. Конечно, наличие таких богатств облегчает путь к высокому благосостоянию, но сами по себе богатства недр, пашен или лесов процветания не гарантируют.
Каждая семья в принципе может производить все необходимое своими силами: выращивать хлеб и скот, делать себе весь необходимый инвентарь, шить одежду из своего льна, развлекать себя собственным пением и т. д. Такой вид хозяйства, когда семья производит все, что ей нужно, своими силами и не зависит от других людей, называется натуральным хозяйством. Полностью натуральным может быть разве что хозяйство Робинзона Крузо на необитаемом острове. В условиях, очень близких к натуральному хозяйству, жили крестьяне средневековой Европы, Индии, Китая.
Конечно, делать все необходимое самому очень неудобно. Во-первых, ограничено время. Во-вторых, у всех людей разные способности и склонности. Например, всем жителям деревни было бы лучше, если бы изготовлением сельскохозяйственных орудий все время занимался один человек – кузнец, а стадо пас другой – пастух. Тогда другие жители могли бы не тратить на это время, а занялись бы выращиванием хлеба, овощей и иными делами, которые получаются у них лучше. Такая организация производства называется разделением труда. При разделении труда каждый специализируется в тех отраслях производства, где имеет какие-то преимущества.
Разделение труда и специализация могут быть не только между работниками одной фирмы, крестьянами одной деревни или ремесленниками одного города. Они существуют и между деревнями, и между городами, и между странами. Прежде всего, это вызывается различными природными условиями. Например, в России хорошо растет картофель, а в Узбекистане можно собирать хороший урожай винограда. При натуральном хозяйстве оба государства затрачивали бы массу сил и времени, других ресурсов на то, что у них плохо получается (какие-то сорта винограда можно выращивать и в средней полосе России, и даже за Полярным кругом, если построить там теплицы и расходовать очень много топлива для их обогрева). Специализация позволяет экономить все это и добиваться высокой производительности труда. Часто специализация того или иного района основана на традиционных, передающихся из поколения в поколение трудовых навыках, например, с давних пор славятся тульские оружейники, швейцарские часовщики, итальянские сапожники.
Разработка урока по обществознанию «Труд-основа жизни»
Конспект урока по обществознанию в 5 классе
Тип урока: УКИЗ (урок комплексного использования знаний)
УЗЗВУ (урок закрепления знаний и выработки умений)
Содержание образования: Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд- условие благополучия человека.
Понятия и персоналии: Труд, профессия, товары, услуги, заработная плата.
Предметные: Обучающиеся смогут характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.
регулятивные: обучающиеся смогут определять основные проблемы темы; планировать учебную деятельность для решения проблем.
коммуникативные: обучающиеся смогут уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; излагать свое мнение по проблеме: «Труд – источник всех богатств или основное условие человеческой жизни?», аргументируя его.
познавательные: обучающиеся смогут объяснять значение трудовой деятельности для личности и для общества; различать материальную и моральную оценку труда; точно выражать свои знания о том, что создается трудом человека.
Личностные: обучающиеся смогут определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде; содействовать развитию способностей к выбору будущей профессии.
1 Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы завершили изучать тему «Дружба». Мы говорили о важности дружбы, о том, кто такой друг, определяли, могут ли быть друзьями одноклассники, сверстники.
Прежде, чем мы начнем изучать новую тему, мне хотелось бы подвести некий итог и поиграть с вами в игру «Снежный ком».
Сейчас каждый из вас будет называть одно слово- качество, которым обладает настоящий друг. Вы слушаете очень внимательно, потому что каждый последующий участник повторяет предыдущие слова и добавляет свое. Начну я. Преданность…
Введение в тему урока. Определение целей и задач урока.
— Итак, у нас с вами получился огромный снежный ком с качествами, присущими настоящему другу и я от всей души каждому из вас желаю, чтобы у вас были именно такие друзья. Садитесь.
— Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: ДУРТ-АВОНСО ИНЗИЖ.
-Запишите её в тетрадь.
-Что это такое? Это тайный шифр. Кто догадается, какое предложение зашифровано? (труд- основа жизни)
-Вот теперь запишите тему урока в тетрадь.
-Как вы считаете, о чем мы обязательно должны сказать при рассмотрении этой темы? Давайте наметим план.
Что такое труд? Каким он бывает?
Что создаётся в результате труда?
Как труд оценивается?
Изучение новой темы.
— Итак, ребята, что же такое труд?
— Скажите, а какое из ваших определений точное?
— Какие существуют способы получения информации? Где взять точное определение труда? (спросить у взрослого, прочитать в словаре, найти в интернете)
— Используя эти способы, три ученика постараются найти нужную нам информацию.
Остальным ребятам я предлагаю поработать с таким заданием: используя разные источники информации, я выписала много определений труда. Они перед вами на карточках. Прочитайте внимательно все определения и запишите в свою тетрадь то, которые вы считаете наиболее полным.
Результат деятельности, работы, произведение.
Целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей.
Усилие, направленное на достижение чего-либо.
Проверка: Что выписали ребята. Какие определения получили три ученика.
Что создается трудом.
— Ребята, а зачем человеку трудиться? Что создается трудом?
Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю выполнить вам небольшое задание. У вас есть конверты, в которых лежат карточки. Задание: вы должны выбрать те карточки, которые, на ваш взгляд, являлись бы ответом на поставленный вопрос: что даёт человеку труд? Карточки нужно приклеить к основе и провести стрелки так, чтобы получилась схема. Работать будем по группам (по 4 человека) Время- 5 минут.
Пищу, одежду, возможность самореализации, новые знакомства, умение взаимодействовать, предметы быта, духовные ценности, жилище, богатство
Представление каждой группой своей схему.
Почему вы выбрали то или иное положение? Объясните.
-Конечно же, ребята, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище.
Давайте проанализируем некоторые профессии, приведем примеры разного рода труда. Для этого поработаем с таблицей:
На первой карточке у вас таблица с профессиями, на второй- характеристики- антонимы. Задание: подберите подходящую характеристику для каждой предложенной профессии и запишите в таблицу.
Постоянный- временный, простой- сложный, умственный- физический, оплачиваемый- безвозмездный, добровольный- принудительный, ручной- автоматизированный, творческий- традиционный, коллективный- индивидуальный.
«Я считаю, что для профессии шахтера подходят характеристики……..»
Великий английский экономист Адам Смит считал, что «Не на золото и серебро, а именно трудом были изначально приобретены все богатства мира».
— Ребята, а почему говорят, что труд является источником всякого богатства? Как вы думаете?
Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведенный на продажу, называется товаром. В товарах, которые вы приобретаете для своих нужд, заключен многообразный человеческий труд.
Рассмотрите рисунки, скажите, что является материальным изделием, а что- услугой (можно на слайде, либо ксерокопия стр. 71 из учебника)
-Давайте запишем в тетрадь определения:
Услуги- это бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь (С.И.Ожегов)
Товар- это продукт труда, изготовленный для обмена, продажи.
Физминутка. Игра «Товары и услуги»
Я называю слова, если это товар- нужно присесть, если услуга- встать, руки поднять вверх.
Стрижка в парикмахерской (у), татрадь в клетку (т), фотоальбом (т), велосипед (т), поездка в метро (у), книга (т), удаление зуба( у), ремонт сломанного замка на куртке (у), ремонт сломанного телевизора (у), мороженое (т)
Как оценивается труд.
— Ребята, а как оценивается труд работника?
Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Но как оценить труд ученого или воспитателя? Важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворенность результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение.
— Для того, чтобы вопрос с оцениванием был у нас с вами полным, предлагаю вам следующее задание.
Вы должны закончить предложения:
Вся названное выше составляет ________________________ семьи.
Проверка. 1-2 ребенка читают получившийся текст.
Подведение итогов урока.
— Наш урока подходит к концу. Давайте вернемся к тем вопросам, которые мы ставили перед собой в начале урока.
Ответили ли мы на них?
Нарисуйте лесенку из трех ступенек и отметьте галочкой, где находитесь вы по степени понимания пройденной темы: если поняли всё- то на самой высокой ступеньке, если остались вопросы- на средней, если ничего не понятно- на последней.
Поднимите руки, кто отметил себя на средней ступеньке? На высокой?
Объяснение домашнего задания.
— Ребята, успех любого дела во многом зависит от правильного поведения его участников. Чтобы труд помогал удовлетворить разнообразные потребности, был приятным занятием, а не обузой, радовал вас и окружающих результатами, нужно следовать правилам.
Домашнее задание у вас будет творческое. Ваша задача- составить правила хорошего, результативного труда, но не просто правила, а правила в пословицах.
Первое правила я уже сочинила, давайте запишем его:
«Поспешишь- людей насмешишь». Планируй свою работу, рассчитывай время и силы на её выполнение.
«Есть терпенье, будет и уменье». Будь настойчив и терпелив в достижении цели и результатов труда»
На следующем уроке мы выберем с вами 10 самых лучших правил, и разместим их на вашем классном уголке в кабинете.