Тройки в начальной школе что делать
Почему дети «скатываются на тройки» и как это победить
Ребёнок перешёл из начальной школы в среднюю и скатился на тройки? Наш блогер, учитель Евгений Ланге, знает, в чём причина. Он рассказывает, почему не стоит уделять излишнее внимание оценкам и как замотивировать ребёнка учиться.
К сожалению, для большинства родителей показателем успешности ребёнка до сих пор являются хорошие отметки. Так ли это на самом деле и может ли ребёнок, получающий не только пятёрки и четвёрки, быть успешным в учёбе?
Отметка — это не показатель успешности, а только уровня знаний по конкретному предмету. В начальной школе оценки в виде зайчиков и солнышек, а позже и отметки имеют несколько другой принцип и другую значимость, чем в средней и старшей школе, так как в первых четырёх классах формируется базис, который ребёнок должен освоить для дальнейшего успешного обучения в старшей школе. К пятому классу многие родители начинают жаловаться, что мотивация у ребёнка снизилась и он «скатился на тройки». Причиной снижения успеваемости могут быть несколько связанных друг с другом факторов.
1. Пубертат
Из-за физиологических и психологических изменений у ребёнка может снижаться познавательная активность, а академические интересы заменяются социальными. На первый план выходит общение со сверстниками и принадлежность к группе. Также в этот период снижается связь с родителями. Если инициатива хорошо учиться исходила прежде всего от них, а не от самого ребёнка, то задача «хорошо учиться» больше не будет входить в зону его интересов.
2. Изменение требований к ребёнку со стороны школы
Средняя школа сильно отличается по требованиям от начальной. Где-то в начальной школе и вовсе может не быть отметок, поэтому у ребёнка к пятому классу не сформировано адекватное отношение к оцениванию. Это выражается в том, что он думает, что отметка ставится ему как человеку в целом, а не за конкретную работу. Если ребёнку вовремя это не объяснить, то внутренняя мотивация сильно падает. Также общие требования к ученикам в среднем звене жёстче, и ребёнку может быть сложно к этому привыкнуть.
3. Отношение родителей к успеваемости ребёнка
Это, пожалуй, основополагающий пункт, влияющий на успеваемость. Если для родителей успеваемость ограничивается лишь оценками, то для ребёнка, вне зависимости от его успеваемости, оценивание является постоянным стрессом. В этом случае ребёнок получает от родителей сигнал, что, хороший он или плохой, определяют исключительно его оценки, а не качества его личности. Основным методом воспитания в такой семье становится метод кнута и пряника, который даёт ребёнку понять, что любят его только за хорошие оценки. Если же для родителей более важны эмоции от обучения и познавательная активность в целом, то стресса от учёбы такой ребёнок практически не испытывает и учится адекватно относиться к своим академическим поражениям и успехам.
Как уменьшить риск снижения учебной мотивации?
1. Определить зону интересов
Интересы и увлечения ребёнка складываются практически с рождения и зависят от множества факторов. На первые же предрасположенности главным образом влияет развитие мозговых функций. На ранних этапах развития ребёнок легко и с удовольствием делает то, что у него легче всего получается, а тех задач, которые вызывают затруднения, он старается избегать. То, что ребёнок делает хорошо и что впоследствии одобряется родителями, а затем и обществом, становится частью его личности — его интересом.
Например, в первом классе ребёнку легче даётся решать задачи по математике, чем рассказывать на уроке русского и литературы, как он провёл лето. Это значит, что логическое мышление развито лучше, чем образное. У любого человека есть сильные и слабые стороны. Важно поддерживать и поощрять развитие сильных сторон и следить, чтобы слабые находились в границе возрастной нормы.
2. Снизить требования к предметам, не входящим в зону интересов
Не требуйте от ребёнка высоких достижений по тем предметам, которые не вызывают у него интереса, но объясните ему, почему он не может игнорировать эти предметы. Задайте вопрос: «Как ты думаешь, зачем взрослому человеку знания о физике, географии, биологии, даже если он не собирается связывать с этими науками свою жизнь?» Определите вместе с ним, сколько времени и ресурса он может потратить для достижения минимального результата.
Минимальный результат определяется очень легко: это выполнение всех домашних заданий и включённая работа на уроке. Даже если все эти действия выполнены формально, но качественно, этого будет вполне достаточно для освоения предмета на минимальном уровне.
Постепенно ребёнок понимает, что родители не оказывают на него давление. В этом случае изучение нелюбимого предмета больше не вызывает у него трудностей, и он легко может стать любимым. Этот феномен называется «переход от внешней мотивации к внутренней» и является самым мягким и действенным способом расширить зону интересов ребёнка.
3. Переключить внимание с оценок на личностные достижения
Не сравнивайте ребёнка с одноклассниками, не упрекайте в лени или нежелании хорошо учиться — это никак не исправит положение. Самое эффективное в этой ситуации — на время вообще забыть про отметки и научить ребёнка оценивать себя исходя из собственных достижений без опоры на окружение:
Даже если за свои старания ребёнок всё равно получает тройки, он видит, что с каждым днём растёт над собой и получает вашу поддержку.
4. Дать больше самостоятельности
Дети очень не любят, когда у них «стоят над душой», это вызывает негативизм и тревогу и не приводит к положительному результату. Вместе с ребёнком договоритесь о желаемом результате (помните, что он не должен быть привязан к отметке) и сроке его достижения. Например, выполнять все домашние задания в течение недели, или «не забывать» написать условие в задаче, или не делать больше семи ошибок в одном предложении. Скажите, что вы доверяете ребёнку и уверены, что он сможет справиться с этой задачей самостоятельно.
Если же ребёнок не выполнит обещание, вернитесь к этому разговору и спокойно объясните, что ещё какое-то время вы не можете полностью оставить его без контроля. Через несколько дней повторите эксперимент. Важно, чтобы ребёнок понимал, что вы доверяете ему и готовы с ним договариваться. Постепенно он научится справляться с возложенной на него ответственностью, и даже если поначалу он будет справляться с задачей не полностью, обратите его внимание на то, чего он уже смог достичь.
Что делать, если у ребёнка нет академической зоны успеха в школе?
Если с первого класса учителя жалуются, что ребёнок неусидчив, невнимателен и плохо запоминает и воспроизводит информацию, это может значить, что какие-то его мозговые функции развиты недостаточно. В этом случае нужно обратиться к нейропсихологу. Он определит общий уровень развития ребёнка, его сильные и слабые стороны, разработает план коррекции, а также поможет адаптироваться к школьным требованиям.
Если же вначале ребёнок был успешен, а затем учебная мотивация резко сошла на нет, обратите внимание на другие его проявления: хорошо ли он питается, как часто находится в подавленном состоянии, остались ли у него интересы вне школы.
Если вы наблюдаете все эти симптомы у вашего ребёнка, то, возможно, имеете дело с подростковой депрессией и нужно обратиться сначала к неврологу, а затем к психиатру. Одновременно с этим попытайтесь пересмотреть ваши с ребёнком взаимоотношения. Возможно, вы что-то делаете не так.
Хорошист или троечник, без сомнения, может быть успешен и счастлив в школе, если у него есть дело, которым он увлечён! У нас, взрослых, дела обстоят точно так же: что-то мы делаем отлично, потому что нам это нравится, а что-то просто потому, что надо. Только нам повезло чуть больше: нас за это не оценивают по пятибалльной системе.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock (Akane1988)
Тройки в начальной школе что делать
Они есть в любом классе: уверены в себе, равнодушны к оценкам и нотациям учителей, спокойны и невозмутимы… Как ни странно, речь идет не об отличниках, а о троечниках. Многие из них отнюдь не глупы, просто они рано научились отделять важное от второстепенного. И если в дневнике вашего отпрыска все чаще проскальзывают «тройки», не спешите расстраиваться.
Многие известные бизнесмены, достигшие больших успехов в жизни, в школе учились на «тройки». Они целыми днями играли в футбол или катались на велосипедах с друзьями, а домашнее задание списывали у соседа по парте. В будущем они стали более успешными тех, у кого списывали, хотя в школьные годы ставили в пример не их, так как их знаний хватало только на привычное «удовлетворительно». Список известных личностей, которые в школе были троечниками, а во взрослой жизни добились больших успехов довольно большой, среди них А.П.Чехов, Н.В.Гоголь, Чарльз Дарвин, Альберт Эйнштейн, Билл Гейтс, Сильвестр Столлоне, Квентин Тарантино и Роман Абрамович.
Отличники очень зависят от чужого мнения, а чтобы продвигаться по карьерной лестнице или сделать рывок в бизнесе нужно быть гибким и обладать креативным мышлением. Отличник же грызет гранит науки, когда троечник играет в футбол, а потому он не обладает волей к победе. Отличники, как правило, перфекционисты. Они не мобильны и не умеют адаптироваться к поворотам судьбы. Если они получают по какому-то предмету «тройку», для них эта уже большая трагедия. Поэтому и не торопятся многие работодатели брать на работу человека с красным дипломом, особенно если он принесет с собой еще и вкладыш к нему, чтобы демонстрировать свои «отлично». Они думают, что сегодня уже нет людей, которым как Ломоносову были бы интересны все предметы в равной степени.
Типичный троечник прекрасно знает себе цену. Он умеет подлаживаться под любую ситуацию. То есть знает, когда можно валять дурака, а когда нужно любой ценой одержать победу. Троечники мобильны и способны к нестандартным действиям, когда требуется найти выход из сложных ситуаций.
И если родители заставят такого подростка учиться только на отлично, наказывая его ремнем или наложив табу на игры в футбол или катание на роликах, то это значит, они лишают ребенка определенной свободы выбора. В таких семьях и вырастают дети, не способные принимать решения. Кроме того, степень знаний очень часто зависит от уровня преподавания в школе. И всегда нужно оценивать реальный уровень, который обеспечивает выбранная школа. Троечник, учившийся у хорошего педагога, может знать больше отличника, окончившего школу, ориентированную на престиж, а не на качество знаний.
И напоследок, главный совет родителям: не ругайте подростка за то, что он получает «тройки», если он кроме учебы увлекается спортом, программированием, автомобилями или каким-то другим занятием. Ведь троечники тоже бывают разными. Приглядитесь к своему ребенку: если у него горят глаза и он высокого мнения о себе, то отстаньте от него с отметками и нравоучениями. Пусть занимается тем, что ему действительно нравится, он обязательно догонит в учебе, когда почувствует потребность. Но если ребенок учится на тройки потому, что он ленив, ничем не увлекается и ему все скучно, то ему надо обязательно найти занятие по душе.
Родителей особенно беспокоят «тройки» ребенка, который учится в старших классах и которому скоро предстоит сдавать ЕГЭ. Даже в этом случае не стоит волноваться, если ваш ребенок, получая одни тройки по биологии, не собирается становиться медиком, особенно если оценки по профильным предметам вас устраивают.
«Не ставьте двойку, меня мама убьет». Почему дети боятся плохих оценок
Учителя и психологи призвали не ругать детей за плохие отметки
«Проверить отметки — это святое»
Для одних родителей цифровой дневник – не более чем удобный способ узнать расписание и посмотреть домашние задания. Для других – постоянный мониторинг успеваемости ребенка и стресс из-за плохих оценок. Как рассказала «Газете.Ru» москвичка Надежда К., она постоянно заходит в электронный дневник, особенно если в этот день у ребенка контрольные. «Я слежу за успеваемостью, и всегда расстраиваюсь из-за плохих оценок. Самое сложное – сдержаться вечером, и не высказать ребенку свое «фи» по поводу тройки по математике», — признается она.
Анна М., мама ученицы третьего класса, заходит в МЭШ (Московский электронный дневник) несколько раз в день.
«Проверить отметки – это святое. Я понимаю, что видя там хорошие оценки, я удовлетворяю свое эго, — говорит она. — Но я не ругаю ребенка за плохие отметки, если поставлена тройка, значит тройка. Мне скорее не нравится отметка «4» – обычно это невнимательность, неаккуратность».
По мнению москвички, в электронных дневниках есть существенный минус. «Частенько «висит» система, а потом детям снижают отметки за сбой в прохождении теста – это неприятно. Недавно был тест, в котором участвовала вся семья: были споры и догадки, как правильно… Но в тест были заложены определенные ответы, которые не вязались с жизненными рассуждениями ребенка, это минус тестов и невозможность давать ребенку рассуждать», — говорит Анна.
Ираида Чайкина, бабушка ученицы начальной школы, заходит в электронный дневник, чтобы посмотреть домашние задания, а если видит плохие оценки – никогда не ругает внучку. «Я вырастила дочь, и понимаю, сколько ошибок сделала тогда, болезненно реагируя на плохие отметки. Поэтому с внучкой веду себя иначе», — признается она. Женщина призывает родителей не ругать детей за отметки, чтобы избежать обид в будущем. «Я умоляю мам – не реагируйте остро. Контроль нужен, но без истерик. Можно все проговорить и понять, где и что было упущено», — заключает Ираида Чайкина.
А что думают учителя?
За плохие оценки достается не только детям, но и учителям: общаться с родителями из-за «несправедливых» оценок им приходится практически каждый день.
«У меня была одна ученица, мама которой делала скрины с оценками, которые казались ей несправедливыми, и отправляла завучу школы. Мне приходилось объясняться за каждую отметку ребенка», — рассказывается Татьяна Лошманова, магистр педагогики, учитель начальной школы.
По словам педагога, сегодня очень строгие нормы выставления оценок, и учитель при всем желании не может поставить высокий балл, если в работе есть ошибки, недочеты или помарки. «Например, в начальной школе есть понятие «оформление задачи». И если ученик пропустил один из обязательных пунктов, оценка будет снижена». Но родители этого не понимают, и учителям часто приходится объяснять, почему у ребенка «4», а не «5», — объясняет она.
При этом школьник может пойти на хитрость, чтобы показать родителям, будто к нему отнеслись предвзято.
По словам преподавателя, сегодня практически все ученики начальных классов пишут ручками со стирающимися чернилами, и в ее практике часто бывают случаи, когда ребенок «стирает» ошибки и показывает родителям исправленную работу.
«Но оценка-то уже выставлена, и это не пятерка. В итоге родители думают, что учитель необъективен», — говорит Татьяна Лошманова.
Дети идут на такие уловки из-за давления родителей, считает педагог. Она отмечает, что всегда старается донести до детей, что они учатся ради знаний, а не ради отметок. Но за годы работы в школе через нее прошло немало родителей, остро реагирующих на плохие отметки детей. «Была одна девочка, которая так и говорила: «Не ставьте плохую отметку, меня мама убьет», — вспоминает Татьяна Лошманова. — По ее словам, и сегодня есть дети, которые сами вырывают страницы из тетрадок, чтобы переписать без ошибок. «Но делают они это не потому, что им это надо, а то потому, что боятся гнева родителей», — объясняет она.
Все это сказывается на успеваемости детей. Педагог признается, что ей часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда родители перекладывают на детей свои амбиции. Ребенку с детства внушают, что он лучший, а значит, должен лучше всех отвечать и писать контрольные. Такие дети, получив плохую отметку, начинают рыдать и просят переписать работу.
«Ребенок не хочет ничего переписывать, но ужасно боится, что из-за плохой отметки перестанет быть лучшим для мамы», — рассказывает педагог.
Учительница московской школы Анастасия Шалаева считает, что давление на детей из-за успеваемости может нанести серьезный вред детской психике. «Получается, что на ребенка нападают с двух сторон. С одной – школа, куда он приходит и ему говорят – учись, с другой – родители, которые вместо поддержки ругают и критикуют. Ребенок страдает, ему плохо, и кажется, что никто его не любит», — объясняет она.
При этом оценки далеко не всегда являются показателем уровня знаний ребенка, уверена Шалаева — она знает на практике, что есть дети, которые стабильно плохо пишут диктанты, но при этом отдельные упражнения делают хорошо, так что в пятибалльной системе оценка, не более, чем условность.
«Очень сложно показать оценками, стал ученик лучше разбираться в предмете или нет. Может, он всегда писал диктанты и делал 20 ошибок. А очередной диктант написал с 10 ошибками. Это все равно двойка, но это абсолютно разные двойки», — объясняет Шалаева.
В такой ситуации она советует поговорить с ребенком и похвалить его за старания. «Да, у него все равно плохая оценка, но ошибок гораздо меньше, а это уже успех. Жаль, что родители не замечают улучшения, а видят только двойку», — сетует Анастасия Шалаева.
Родителям она советует перестать дергать детей из-за отметок, тогда ребенок не будет нервничать, и вероятно, станет лучше учиться. «Когда он нервничает и думает об отметке, у него мысли заняты не темой, на которую он должен ответить, а тем, что он должен получить хорошую отметку для мамы», — объясняет она.
Что советуют психологи?
«Давление из-за оценок со стороны родителей формирует в детях ненависть к школе и отбивает желание учиться в будущем, уверена Наталия Дербенева, практикующий психолог и со-основательница детского сада Infant School. «Получается, что родители на протяжении десяти лет общаются с ребенком через призму оценок, и это общение часто носит негативный характер», — объясняет она.
К тому же, ребенок может перестать верить родителям. «Если тебя так ругают из-за оценки, то все красивые слова, что «мы учимся не за оценку, а за знания» ничего не стоят», — заключает она.
По мнению врача-психотерапевта Артема Толоконина, за «борьбой» за хорошие отметки часто скрывается желание взрослых быть родителями исключительного, выдающегося и успешного ребенка. Он уверен: своим неврозом родители развивают невроз и у детей, загоняя их в рамки идеальной учебы и поведения.
«Во главу угла ставится сверхценная идея, что «ребенок должен быть лучше всех». Зачастую — любой ценой. И разменной монетой, как правило, становится счастье ребенка. У меня на приемах часто бывают «отличники», которых в детстве физически наказывали за «четверки». Это имеет печальные последствия для психики, которые влияют уже на жизнь взрослого человека», — рассказывает врач.
Психотерапевт объясняет: ругая за плохие оценки по точным предметам, родители совершенно не думают об индивидуальных особенностях ребенка. Он подразумевает, что у ребенка могут быть совсем другие задатки и склад характера.
«Требовать хорошей успеваемости по точным предметам от творческого и склонного к гуманитарным наукам ребенка — значит повышать риск его нереализованности в будущем. Не развивая свое творческое начало, он просто пойдет не по тому пути и не сможет стать счастливым в полном понимании этого слова», — объясняет он.
Наталия Дербенева рекомендует особенно нервным родителям обратиться к профессиональной помощи психолога и прописать для себя правила, как общаться с ребенком об оценках.
«Никогда нельзя самому выносить вердикт о ситуации. Нужно дать возможность ребенку выстроить причинно-следственную связь с помощью вопросов: как тебе оценка, почему балл низкий, что ты планируешь делать? И, таким образом, сместить фокус со своего восприятия на то, как ребенок оценивает каждую полученную оценку», — объясняет она.
Психолог уверена, в вопросах учебы родители должны быть «менеджерами», которые вовремя подключают необходимые ресурсы и следят за тем, кто и что должен делать. «Это и разговоры, и план действий. Не всегда дети могут сами справиться, иногда нужна помощь репетиторов», — объясняет она.
Обучение — это самостоятельный процесс, которому родители должны помогать и способствовать. Но не гиперконтролем, а содействием, помощью и внушением того, что вне зависимости от оценок ребенка любят и поддерживают, уверен Артем Толоконин. «Главное в детстве — это ощущение счастья, и к отметкам оно не имеет отношения», — заключает он.
Формы работы с учащимися, имеющими одну «3» или одну «4» по результатам промежуточной или итоговой аттестации в условиях предметного обучения
Современные условия жизни предъявляют принципиально новые требования к образованию подрастающего поколения.
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентирован на развитие творческих возможностей ребенка. Теперь это должна быть не “школа навыка”, а первый этап ребенка в образовании, место пробы своих сил, пространство раскрытия его личностного потенциала. В такой начальной школе возрастает потребность в учителе с новым уровнем личностных и профессиональных компетентностей, готовым к работе в новых условиях. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учащихся.
А значит, необходимы новые педагогические технологии, позволяющие иначе организовать учебный процесс. Учащиеся ждут от учителя знаний для жизни. Это значит, что нужны формы и методы обучения, направленные на развитие личности ребенка:
В последние годы внимание учителей все чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми они связывают возможность принципиальных изменений в школе.
Под развивающим обучением понимают способ организации обучения, содержание, методы и формы организации которого, прямо ориентированы на всестороннее развитие ребенка.
Поэтому в нашем Центре образования начальные классы обучаются по учебному плану, включающему раннее изучение иностранных языков, информационных технологий, интегрированные уроки, проектную деятельность, совместную работу двух преподавателей.
С 2008 года преподавание в начальной школе осуществляется на основе единой системы предметного обучения в соответствии с принципами преемственности между всеми ступенями обучения. Это позволяет педагогическому коллективу:
Предметное обучение способствует сотрудничеству учителя и ученика в процессе совместной познавательной и практической деятельности.
При переходе на предметное обучение в начальных классах увеличилось количество учащихся, имеющих одну “4” и одну “3”. Возможность понять истинные причины и наметить пути решения проблем стало принципиально важным моментом работы всего педагогического коллектива и психолого-педагогической службы Центра образования № 1485.
Сделав тщательный анализ сложившейся ситуации, мы пришли к следующим выводам:
Неуспешность ребенка даже по одному предмету – многофакторное явление, можно сказать, синдром, и касается оно не только результативности ученика, но и затрагивает его личность. Это очень опасно! Если представление о собственной неуспешности “встроится” в личность ребенка, то оно будет преследовать его долгие годы, возможно, всю жизнь.
Своевременное выявление причин, приводящих к неуспешности, и соответствующая коррекционная работа позволят уменьшить вероятность перерастания временных неудач в обучении в хроническую неуспеваемость.
В чем конкретно проявляется синдром школьной неуспешности, помогают нам выявить специалисты психолого-педагогической службы нашего Центра образования: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог. Проведение диагностических мероприятий: наблюдений, исследований, тестирований, бесед, позволяют получить индивидуальную характеристику всех интеллектуальных, личностных и нейродинамических особенностей учащихся, их творческого потенциала, что является особенно актуальным для решения этой проблемы и позволяет выделить ряд причин, которые индивидуальны для каждого учащегося:
Непременным условием эффективной работы с этой категорией детей является совместная работа классного руководителя, учителей-предметников и специалистов психолого-педагогической службы.
Начиная с дошкольной ступени образования, в нашем Центре осуществляется психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса
Причины, которые были выявлены педагогическим коллективом и специалистами ППС позволили нам выделить пути создания успеха:
Во внеурочное время:
В течение года администрацией школы и председателями методических объединений отслеживается работа с этой категорией учащихся:
В отчетах за четверть и учебный год классные руководители и учителя-предметники указывают учащихся, имеющих одну “4” и одну “3”, предмет, по усвоению которого имеются проблемы, темы в программном материале и формы работы с этими учащимися.
Если работа учителя не дает результатов, то приглашаются родители, которым разъясняются проблемы, намечаются совместные пути их устранения.
Проведение мониторинга учебных достижений учащихся позволяет нам отследить результативность нашей работы по данной проблеме. Выяснение причин и использование форм и методов работы по их устранению в учебном процессе и во внеурочное время, позволило нам добиться снижения численности учащихся, имеющих одну “4” и одну “3”.
Воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить, преодолевать сложные ситуации.
Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников. Проследить успехи каждого ученика позволяет нам работа в программе “Портфолио”.
Чтобы помочь ребенку встать на путь успеха, необходимо обеспечить ему ощущение этого успеха, снизить ценностное значение школьных отметок (но не знаний!), хвалить не за результат, а за любую попытку его достижения, обязательно найти сферу, в которой ребенок успешно реализует себя.
Для нашего педагогического коллектива формулой успешности является: развитый ум, стремление учиться, способность применять знания на практике.