Трость для саксофона что это
Справочник по тростям для кларнета и саксофона
Трость – это один из основных расходных материалов, в котором нуждаются исполнители на язычковых инструментах из группы деревянных духовых. Если гобоисты и фаготисты пользуются в основном мастеровыми тростями либо делают их сами, то исполнители на кларнете и саксофоне играют преимущественно на тростях заводского изготовления.
Трость – это один из основных расходных материалов, в котором нуждаются исполнители на язычковых инструментах из группы деревянных духовых. Если гобоисты и фаготисты пользуются в основном мастеровыми тростями либо делают их сами, то исполнители на кларнете и саксофоне играют преимущественно на тростях заводского изготовления.
Производителей тростей сегодня известно великое множество, и подбор подходящей трости оказывается делом непростым. Как правило, у каждого производителя есть несколько серий. Кроме того, нужно также правильно выбрать трость по тяжести – в каждой серии обычно представлено от трех до семи вариантов жесткости трости. Вопрос этот сугубо индивидуальный, причем со временем предпочтения музыканта могут изменяться, как часто и бывает.
Однако, мы убедились, что при существующем разнообразии тростей есть еще и другая проблема – не только выбрать, но и купить трости нужной серии и номера бывает проблематично. Понятно, что находясь в одном из наших магазинов непосредственно, Вы можете обратиться за помощью к сотруднику, который направит Ваши поиски в нужном направлении. А как быть тому, кто делает заказ на сайте?
Чтобы помочь любому музыканту с легкостью найти и заказать нужную коробку тростей, мы составили справочник, который содержит артикулы тростей для кларнета и саксофона двух наиболее популярных производителей – Vandoren и Rico. Введя этот артикул в поисковую систему на нашем сайте (специальное окошко отображается в верхней части экрана на любой странице), Вы можете с легкостью получить выход либо на страницу конкретного товара, либо подборку тростей разных номеров какой-либо серии.
Трости Vandoren
Кларнет | ||||
Traditional | V12 | 56 Rue Lepic | V21 | |
Кларнет Eb | CR11. | CR61. | — | — |
Кларнет Bb | CR10. | CR19. | CR50. | CR80. |
Бас-кларнет | CR12. | CR62. | — | — |
Саксофон | |||||||
Traditional | Java | Java Red | V16 | ZZ | V12 | V21 | |
Сопрано | SR20. | SR30. | SR30. R | SR71. | SR40. | SR60. | — |
Альт | SR21. | SR26. | SR26. R | SR70. | SR41. | SR61. | SR81. |
Тенор | SR22. | SR27. | SR27. R | SR72. | SR42. | SR62. | SR82. |
Баритон | SR24. | SR34. | SR34. R | — | SR44. | — | — |
Трости Rico
Кларнет | Grand concert select | ||||||||||
Rico | Rico Royal | Reserve | Reserve Classic | Traditional | Thick Blanc | Evolution | Mitchell Lurie Premium | Mitchell Lurie | La Voz | Plasticover | |
Bb | RCA10… | RCB10… | DCR10… | DCT10… | RGC10BCL… | RGT10BCL… | RGE10BCL… | RMLP5BCL… | RML10BCL… | RCC10… | RRP05BCL… |
Бас | REA10… | REB10… | RER05… | — | RGB05SCL… | — | — | — | — | REC10… | — |
Саксофон | Select Jazz | ||||||||
Rico | Rico Royal | Grand concert | Hemke | Reserve | PlastiCover | La Voz | Filed | Unfiled | |
Сопрано | RIA10… | RIB10… | RGC10SSX… | RHKP5SSX… | RIR05… | RRP05SSX… | RIC10… | RSF10SSX… | RRS10SSX… |
Альт | RJA10… | RJB10… | RGC10ASX… | RHKP5ASX… | DJR10… | RRP05ASX… | RJC10… | RSF10ASX… | RRS10ASX… |
Тенор | RKA10… | RKB10… | RGC05TSX… | RHKP5TSX… | DKR05… | RRP05TSX… | RKC10… | RSF05TSX… | RRS05TSX… |
Баритон | RLA10… | RLB10… | RGC05BSX… | RHKP5BSX… | RLR05… | RRP05BSX… | RLC10… | RSF05BSX… | RRS05BSX. |
К указанным в таблицах буквенно-цифровым значениям нужно добавить обозначение жесткости тростей. Vandoren для всех серий использует следующее обозначение жесткости: 15, 2, 25, 3, 35 и т.д. Rico для большинства серий обозначает номера так: 15, 20, 25, 30, 35 и т.д. Исключение составляют серии Select Jazz и LaVoz. Трости Rico Select Jazz имеют более мелкое деление жесткостей, каждый номер делится на Soft, Medium и Hard, что в артикуле обозначается как 2S, 2M, 2H, 3S, 3M, 3H и т.д. Трости Rico LaVoz имеют всего 5 обозначений жесткости: Soft (в артикуле SF), Medium Soft (MS), Medium (MD), Medium Hard (MH) и Hard (HD).
Выбор и обыгрывание трости для саксофона
Трость играет важную роль в звукообразовании на саксофоне. Она должна прежде всего соответствовать индивидуальным особенностям амбушюра саксофониста, легкости звукоизвлечения во всех регистрах инструмента, а также обеспечивать оптимальную атаку звука, интонационную и динамическую устойчивость и отвечать желаемой окраске тона.
Правильный выбор новой трости для саксофона
Первостепенное значение имеет правильный выбор новой трости, когда саксофонист определяет для себя ее основные характеристики – упругость, реакцию на атаку звука, тембр. Перед опробованием новой трости сначала необходимо ее немного увлажнить, затем прижать трость большим пальцем правой руки к площадке мундштука, а свободными пальцами левой руки нажать клавиши Си, Ля или Соль и воспроизвести один из этих звуков в двух октавах. Если трость будет удовлетворять своими качествами, то ее следует зафиксировать с помощью зажима на мундштуке и опробовать в игре во всех регистрах и в различной динамике. Устойчивость звуков верхнего регистра хорошо поддается проверке на нотах до – фа третьей октавы.
Новая трость может быстро намокнуть, из-за чего представление о ее качестве может быть искажено. В этом случае трость нужно немного подсушить, а затем возобновить ее оценку.
Для занятий на саксофоне рекомендуется отобрать три-четыре хороших трости, чтобы в дальнейшем играть на них поочередно. Это даст возможность продлить срок эксплуатации тростей.
Установка трости на мундштуке саксофоне
Прежде чем приступить к обыгрыванию трости, очень важно правильно установить ее на мундштуке. Для этого необходимо сначала плавно вставить трость ее тупым концом под зажим. При этом нужно обратить внимание на то, чтобы кончик трости совпадал с верхней кромкой мундштука. Слишком легкую трость можно зафиксировать (с целью увеличения ее упругости) на мундштуке так, чтобы она немного выступала над верхней его кромкой.
Рекомендуется также не очень сильно сдавливать трость зажимом. А для обеспечения большей свободы вибрации трости следует немного уменьшить давление первого крепежного винта зажима.
Обыгрывание трости на саксофоне
Во время обыгрывания трости происходит постепенное приспособление мышц амбушюра саксофониста к особенностям вибрирования и к силе ее пружины.
В процессе обыгрывания трость претерпевает химико-физические изменения: поверхность игрового среза покрывается тонким жировым слоем, который защищает его от пересыхания, несколько уменьшается упругость рабочей части, стабилизируется микродеформация волокон тростника, улучшается сцепление трости с площадкой мундштука. В период обыгрывания можно посоветовать не снимать 3-4 дня трость с мундштука, что ускорит процесс их смыкания.
Хранение трости для саксофона
Обыгранная трость нуждается в правильном хранении. После игры следует тщательно удалить с поверхности трости влагу, затем поместить ее в хорошо закрывающуюся коробочку или прижать пружинкой к стеклу, кусочку зеркальца и т. п. Хранить же при себе, например, в кармане, не рекомендуется. Длительное неиспользование трости после обыгрывания является нецелесообразным. Необыгранные трости, находящиеся у исполнителя в запасе, без эксплуатации довольно быстро пересыхают, теряя, таким образом, свои первоначальные физические качества. Отыгравшую трость необходимо своевременно заменить, чтобы не нарушать игровую стабильность амбушюра.
Советы по подгонке трости для саксофона
Вы можете по мере необходимости самостоятельно сделать подгонку трости под свой мундштук и амбушюр. Вот некоторые практические советы:
Выбираем трости для саксофона и кларнета
Духовые инструменты, вроде кларнета и саксофона, имеют так называемый язычковый тип звукоизвлечения. Звук инструмента зарождается в мундштуке, когда воздушный поток, создаваемый музыкантом, заставляет вибрировать специальную пластинку, именуемую тростью.
Такая пластинка не имеет ничего общего с тросточкой для ходьбы. Она получила свое название от материала, из которого её изготавливают – обыкновенного тростника. Обрезки стебля этого растения специальным образом обрабатывают, срезая с него тонкие слои древесины, из которых и получаются музыкальные трости для саксофона и кларнета.
Трость является расходным материалом – со временем она изнашивается, и требует замены. Как правило, одна деревянная трость прослужит вам около месяца регулярной игры. Помимо деревянных тростей, существуют пластиковые и пластифицированные, которые служат намного дольше, но имеют несколько иной оттенок звучания. Срок службы пластиковых тростей – около трёх месяцев.
Трости отличаются между собой толщиной и размером. Размер трости совпадает с размером инструмента, для которого её изготавливают, поэтому, к примеру, для саксофона размера сопрано не подойдет трость для саксофона альт.
Жесткость и толщина трости
Вопреки расхожему мнению, толщина трости не влияет на громкость звука. Каждый музыкант подбирает толщину исключительно из соображений удобства и субъективных ощущений. Люди, имеющие сильные легкие, часто выбирают трости потолще, таким образом добиваясь большего контроля над инструментом.
Для детей хорошо подойдут трости №1 и №1.5. Для начинающих взрослых музыкантов подойдет трость №2 и №3, однако эти рекомендации работают только на начальном этапе выбора, и в дальнейшем музыкант должен сам для себя определить оптимальную толщину.
Имейте в виду, что дерево – живой материал, и все что из него изготовлено не может быть абсолютно идентично друг другу. Деревянные трости из одной упаковки могут звучать по-разному, и причина здесь не только в индивидуальности каждой из них. При несоблюдении условий хранения, некоторые трости могут пересыхать и звучать неправильно, поэтому не храните их у источников тепла даже в упаковке.
На что обратить внимание при выборе трости для духовых инструментов
Трости бывают пластиковыми и деревянными. Пластиковые служат дольше, но у деревянных более аутентичное звучание;
Трости отличаются по размеру, поэтому, к примеру, трость для саксофона альт не подойдет для саксофона тенор;
Джазовый метод заточки подойдет для игры в разных музыкальных стилях, а классический – только для симфонической музыки. Однако, никто не запрещает вам экспериментировать;
Деревянные трости может испортить нагрев и сухость. Не храните их подолгу рядом с источником тепла.
Толщина трости для саксофона или кларнета у разных производителей может варьироваться. Поэтому, привыкнув к определенному номеру и подыскивая его аналог у других брендов, вы можете не получить ожидаемого ощущения от игры. Воспользуйтесь консультацией продавца музыкального магазина, чтобы сделать правильный выбор. Кроме того, примерное соотношение размеров тростей у разных производителей можно увидеть в таблице ниже.
Как выбрать трость для саксофона и кларнета
Чтобы духовой инструмент звучал правильно, красиво и индивидуально, для него требуется подобрать определенные части, благодаря которым в нем и создается звук. Но если для большинства духовых требуется лишь выбрать только мундштук, то для саксофона и кларнета необходимо тщательно выбрать такой элемент, как «трость».
Трость является одной из главных частей саксофона или кларнета. Благодаря ее колебаниям под воздействием проходящего воздуха эти духовые инструменты «звучат», а от материала и конструкции (заточки) звук приобретает свою неповторимую индивидуальность и красоту. Строй инструмента напрямую зависит от ее состояния и качества.
Необходимо учитывать еще и тот факт, что, как правило, данный элемент изготавливается из растения, поэтому его приходится довольно часто менять, поэтому музыканту приходится всегда иметь под рукой определенный запас. В этой связи выбор трости для духовых инструментов является делом весьма ответственным, так как неправильный подход приведет не только к плохому звуку и проблемам при его извлечении, но еще и к бесполезным финансовым затратам.
При выборе трости следует всегда учитывать два очень важных фактора: она должна точно подходить к мундштуку вашего инструмента и соответствовать определенной жесткости вне зависимости от материала, из которого она изготовлена. Жесткость маркируется номерами: 1- самая маленькая, 5 – самая высокая. Очень редко встречаются трости, имеющие номер жесткости выше «5».
Жесткость трости – почему это очень важно?
Следует четко понимать принцип звукоизвлечения в духовых инструментах, чтобы разобраться с тем, какую трость для саксофона купить вам будет необходимо. Дело в том, что при прохождении воздуха через мундштук в духовой инструмент в нем (благодаря его конструкции) всегда будет возникать определенное воздушное давление. Воздух проходит через зазор между мундштуком и тростью, отгибая последнюю. Под действием окружающего давления воздуха создавшегося в инструменте и силы упругости самой трости она возвращается в исходное состояние, издавая в тандеме с мундштуком характерный для инструмента звук. Таким образом, использовать будет комфортно такую трость, которая будет соответствовать по жесткости давлению вашего, естественного воздушного напора. Тем, кто постоянно дует с сильным напором и чувствует в этом определенную потребность, нужна более жесткая трость, чем тем, у кого такой напор слабее. То есть, если вам комфортнее играть с более мягкой тростью – следует выбирать именно такую в нашем магазине «БитКом». В противном случае, будучи, например, начинающим музыкантом и выбрав данный элемент не той жесткости, вы можете вообще бросить данное занятие, так как оно не принесет вам никакого удовольствия.
Существует ошибочное мнение, что «чем выше жесткость трости, тем сильнее звук». Данный момент уже неоднократно опровергался знаменитыми музыкантами и специалистами по духовым инструментам. Подбирать трость необходимо таким образом, чтобы при свободном, расслабленном продувании без напряжения – звука не было, но если дуть с небольшим напором, то инструмент должен его издавать. Таким методом достигается идеальный баланс сопротивления воздушного потока в инструменте, который даст наилучший контроль при игре.
На практике довольно часто встречаются и другие случаи, когда используя ранее трости определенной фирмы, вы приобрели данное изделие от другого производителя. Но хорошо, когда музыкант уже имеет определенный опыт и ему сразу станет понятно, в чем дело. Но когда дело касается, например, ребенка, которому вы купили трости с тем же самым номером, но от другой фирмы – в этом случае вам может показаться, что он просто начал «капризничать» жалуясь на то, что стало «трудно играть», или вы можете и сами заметить, что напряжение при игре стало намного больше. В последнем случае причина очень проста. Дело в том, что из-за разницы в используемом материале, конструкции (заточки) и технологий изготовления жесткость тростей с одинаковыми номерами у разных производителей, как правило, не совпадает. Отсюда и возникают подобные проблемы. Для того, чтобы иметь возможность ориентироваться в относительной жесткости тростей, выпускаемых разными производителями можно воспользоваться специальной таблицей, полученной опытным путем. Следует правда иметь в виду, что это не абсолютно точное совпадение в жесткости, поэтому всегда следует «попробовать» трость, что называется «в деле», а уже потом принимать решение о закупке необходимого количества.
Таблица соответствия жесткости тростей разных производителей для кларнета
Gonzales RC | 1.5 | 1.75 | 2 | 2.25 | 2.5 | 2.75 | 3 | 3.25 | 3.5 | 3.75 | 4 | 4.25 | 4.5 | 4.75 | 5 |
Gonzales FOF | 2 | 2.25 | 2.5 | 2.75 | 3 | 3.25 | 3.5 | 3.75 | 4 | 4.25 | 4.5 | ||||
Vandoren Traditional | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | ||||||
Vandoren V.12 | 2.25 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | 5+ | ||||||||
Vandoren 56 R Lepic | 2.5 | 3 | 3.5 | 3.5+ | 4 | 4.5 | 5 | ||||||||
La Voz | S | MS | M | MH | H | ||||||||||
Rico | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | |||||||||
Rico Royal | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 5 | |||||||
Rico Reserve | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | ||||||||||
Plasticover | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 5 | |||||||
Rico Grand Concert Select | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 |
Таблица соответствия жесткости тростей разных производителей для кларнета немецкой системы
Gonzales Deutscher Schnitt | 1.5 | 1.75 | 2 | 2.25 | 2.5 | 2.75 | 3 | 3.25 | 3.5 | 3.75 | 4 | 4.25 | 4.5 | 4.75 | 5 |
Vandoren White Master | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | ||||||
Steuer Solo White Master | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | ||||||
Steuer Blue Line S100 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | |||||||||
Rico Grand Concert Select | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 |
Таблица соответствия жесткости тростей разных производителей для саксофона
Vandoren Traditional | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | |||
Vandoren Java | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | |||||
Vandoren V16 | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 5 | ||||
Vandoren ZZ | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | ||||||
Rico Orange Box | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | ||||||
Rico Royal | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 5 | ||||
Rico Select Jazz | 2S | 2M | 2H | 3S | 3M | 3H | 4S | 4M | 4H | |||
Rico La Voz | S | MS | M | MH | H | |||||||
Rico Frederick L. Hemke | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 5 | ||||
Fibracell | Soft | Med. Soft | Medium | Med. Hard | Hard | |||||||
Glotin | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 5 | ||||||
Guardala | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 5 | |||||
Guardala Brecker | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 5 | |||||
Mitchell Lurie | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | 5.5 | ||
Legere Alto | 1.75 | 2 | 2.25 | 2.5 | 2.75 | 3 | 3.25 | 3.5 | 3.75 | 4 | 4.25 | 4.5 |
Legere Alto/Tenor Studio | 1.75 | 2 | 2.25 | 2.5 | 2.75 | 3 | 3.25 | 3.5 | ||||
Legere Tenor | 1.75 | 2 | 2.25 | 2.5 | 2.75 | 3 | 3.25 | 3.5 | 3.75 | 4 | 4.25 | 4.5 |
Zonda | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | |||||
Oliveri | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | ||||
Alexander Superial | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | |||||||
Vintage Australia | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 |
Таблица соответствия жесткости тростей разных производителей для саксофона, изготовленных из синтетических материалов (пластиков)
Hahn Reeds | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | |||
Fibracell | MS | M | MH | H | |||||
Fibracell Premier | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | 5.5 |
Legere Alto Sax | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | ||||
Legere Tenor Sax | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | |||
Legere Studio Cut | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | ||||
Legere Clarinet | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | |||
Bari | S | M | H | ||||||
Rico | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | |||
Vandoren | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 |
Начинающие музыканты, в особенности дети и те, кто в силу природных особенностей не имеет «сильного» дыхания используют при игре трости наименьшей жесткости с номерами «1.5» и «2», боле опытные музыканты, как правило, с номерами – «2.5» и «3». Следует иметь ввиду, что в случае с тростями, изготавливаемыми из натуральных материалов, каждая трость имеет свои индивидуальные особенность и отличается от других даже в рамках одной «жесткости». Поэтому не следует ожидать того, что при замене этих элементов «из одной коробки» звук и усилия при игре будут на 100% одинаковыми.