Триз загадки что это

ТРИЗ для развития речи: как сочинять загадки?

Зачем загадывают и отгадывают загадки?

Потому что детям нравится раскрывать тайны. Это факт. А еще они любят запоминать услышанное и потом проверять друг друга.

Как обычно знакомятся с загадками? Взрослый прочитывает детям новую загадку. Как правило, самый сообразительный ребенок (наверное, путем озарения) догадывается, каков ответ (или в более сложных случаях сам загадавший подсказывает до тех пор, пока кого-то не осенит). Остальные дети слушают и запоминают. Когда эту же загадку повторяют через некоторое время тем же детям, то мы видим «лес рук».

Триз загадки что это. Смотреть фото Триз загадки что это. Смотреть картинку Триз загадки что это. Картинка про Триз загадки что это. Фото Триз загадки что это

Но если копнуть глубже, то такое «знание» загадок и, соответственно, умение вспомнить нужную отгадку – это просто навык запоминания. Мышление не работает, и творческое тоже. Да-да.

Сделать это совсем не трудно, даже самым маленьким (с небольшой помощью взрослого).

Почему? Потому что замечательные авторы (здесь и далее оды им на три страницы)) уже придумали для этого простые и действенные алгоритмы.

Простые модели сочинения загадок для самых маленьких

(от Т.А. Сидорчук и А.А. Нестеренко)

Загадки по этим моделям могут придумывать дети 3-4 лет.

1. Придумать, о чем будет загадка,

2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4),

3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.

Иными словами, записать схематично признаки, опираясь на таблицу. Пусть наша загадка будет про котенка.

Триз загадки что это. Смотреть фото Триз загадки что это. Смотреть картинку Триз загадки что это. Картинка про Триз загадки что это. Фото Триз загадки что это

Добавляем слова-связки и получаем загадку:

Ласковый, но не солнышко,

Теплый, но не свитер,

Триз загадки что это. Смотреть фото Триз загадки что это. Смотреть картинку Триз загадки что это. Картинка про Триз загадки что это. Фото Триз загадки что это

Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия, которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.

У меня снова про котенка.

Триз загадки что это. Смотреть фото Триз загадки что это. Смотреть картинку Триз загадки что это. Картинка про Триз загадки что это. Фото Триз загадки что это

Охотится, но не волк,

Умеет прыгать, но не мяч,

Триз загадки что это. Смотреть фото Триз загадки что это. Смотреть картинку Триз загадки что это. Картинка про Триз загадки что это. Фото Триз загадки что это

Здесь в таблицу нужно записать, на какой объект похожа наша отгадка и чем от него отличается. Еще раз про котенка:

Триз загадки что это. Смотреть фото Триз загадки что это. Смотреть картинку Триз загадки что это. Картинка про Триз загадки что это. Фото Триз загадки что это

Похож на игрушку, но живой,

Похож на льва, но без гривы,

Похож на сову, но не летает.

Триз загадки что это. Смотреть фото Триз загадки что это. Смотреть картинку Триз загадки что это. Картинка про Триз загадки что это. Фото Триз загадки что это

Рисовать таблички каждый раз совершенно не обязательно! Достаточно представлять себе мысленно нужную модель. А можно даже в одной загадке объединять две модели.

Если посмотреть на такой способ придумывать загадки шире, то можно применять его на более старших учениках для лучшего запоминания научных понятий из химии, физики, биологии. В этом помогает то, что в процессе сочинения задействуется образное мышление, а, значит, запоминание проходит эффективнее.

Способ сочинять загадку для детей от 7 лет

(от А.В. Кислова и Е.Л. Пчелкиной)

Шаги алгоритма отчасти похожи на уже описанные, но их чуть больше:

1. Выбрать объект;
2. Выбрать от 1 до 3 свойств объекта – видимых, слышимых, осязаемых, вкусовых, постоянных или изменчивых;
3. Каждое выделенное свойство дополнить образом, который возникает по ассоциации;
4. Представить себя на месте исходного объекта и описать связанное с этим впечатление;
5. Выделить из пунктов 3 и 4 наиболее яркие, интересные и оригинальные описания, объединить их в небольшой рассказ или стихотворение.

Мы с ребятами придумывали загадку про неисправную лампочку, которая мигала у нас над головой. Конечно, сам алгоритм я не записывала слово в слово, а просто обозначала шаги значками. Вот как это происходило.

Триз загадки что это. Смотреть фото Триз загадки что это. Смотреть картинку Триз загадки что это. Картинка про Триз загадки что это. Фото Триз загадки что это

Не беда, если загадка не складывается в стихотворение! Прозаические загадки-рассказы тоже очень интересны и необычны, а главное, побуждают к речевому творчеству.

Делитесь в комментариях своими авторскими загадками!

Источник

«Весёлые загадки» с использованием технологии Триз

1. Круглый, но не горошина.

Резиновый, но не сапоги.

Прыгает, но не кузнечик. (мяч)

2. Длинная, но не змея.

Есть ручки, но не двери.

На ней прыгают, но не батут. (скакалка)

3. Есть ноги, но не ходит.

Есть волосы, но не человек.

С ней играют девочки, но не сумочка. (кукла)

4. Деревянная, но не лестница.

Есть грива, но не лев.

Можно качаться, но не кресло. (лошадка)

1. Жёлтый, но не лимон.

Лёгкий, но не пёрышко.

Падает на землю, но не камень. (лист)

2. Белая, но не молоко.

Холодная, но не мороженное.

Плывёт по реке, но не лодка. (льдинка)

3. Круглое, но не блин.

Жёлтое, но не лимон.

Светит, но сейчас не греет. (солнце)

4. Живёт в лесу, но не «лесовичок».

Носит шляпу, но не человек.

Можно есть, но осторожно. (гриб).

1. Живу на грядке, но не свёкла.

Горький, но не перец.

Добавляют в суп, но не укроп. (лук)

2. Треугольная, но не крыша.

Оранжевая, но не апельсин.

Можно добавить в суп, но не капуста. (морковка)

3. Зелёный, но не трава.

Овальный, но не кабачок.

Люблю когда меня поливают, но не цветок. (огурец)

4. Красный, но не яблоко.

Вишу на ветке, но не огурец.

Из меня можно сделать сок, но не фрукт. (помидор)

1. Сочная, но не яблоко.

Висит, но не лампочка.

Варят компот, но не ягода. (груша)

2. Мягкий, но не вата.

С жёлтой кожурой, но не лимон.

Растёт на пальме, но не кокос. (банан)

3. Волосатый, но не голова.

Внутри сок, но не стакан.

Можно расколоть, но не фундук. (кокос)

4. Жёлтый, но не солнце.

Кислый, но не клюква.

Шероховатый, но не апельсин. (лимон)

1. Мягкие, но не вата.

Находятся на голове, но не уши.

Растут, но не цветы. (волосы)

Живут во рту, но не язык. (зубы)

3. Ходит, но не часы.

Разговаривает, но не радио.

Слышит, но не филин. (человек)

4. Голубые, но не небеса.

Закрываются, но двери. (глаза)

1. Длинный как верёвка.

Шерстяной как шапка.

Носят на шее как бусы. (шарф)

2. Резиновые, но не шины.

Разноцветные, но не радуга.

Есть подошва, но не тапки. (сапоги)

3. Пушистая как кошка.

Носят на голове, но не платок. (шапка)

4. Резиновый, но не колесо.

С капюшоном, но не куртка.

Защищает от дождя, но не зонтик. (плащ)

Металлический как лезвие.

Есть ручка, но не ковшик. (нож)

2. С носиком, но не человек.

Поёт, но не магнитофон.

Стоит на кухне, но не сковорода. (чайник)

3. Деревянная, но не лестница.

Прямоугольная, но не стол.

Предназначена для измельчения продуктов, но не тёрка. (разделочная доска)

4. Из металла, но не лезвие.

С зубчиками, но не расчёска.

Ей едят, но не ложка. (вилка)

1. Есть спинка, но не человек.

Стоит в комнате, но не телевизор.

На нём лежат, но не раскладушка. (диван)

2. Прямоугольная как стена.

Металлическая как замок.

Её открывают и закрывают, но не книга. (дверь)

3. Прямоугольный, но не комод.

С ручками, но не дверь.

В него вещи можно положить, но не сумка. (шкаф)

4. Это мебель, но не кресло.

Есть четыре ноги, но не лошадь.

На него можно поставить цветы, но не полка. (стол)

1. Летает, но не птица.

С носом, но не человек.

Перевозит пассажиров, но не автобус. (самолёт)

2. Плывёт по воде, но не льдинка.

Есть мотор, но не машина. (катер)

3. Большой, но не дом.

Есть гусеница, но не танк.

Роет яму, но не крот. (трактор)

4. Похожа на жука, но нет лапок.

Четыре колеса, но не трамвай.

Перевозит людей, но не автобус. (машина)

1. Рыжая, но не лиса.

Ловкая, но не ящерица.

Прыгает с ветки на ветку, но не птица. (белка)

2. Маленький, но не муравей.

С иголками, но не ёлка.

Зимой впадает в спячку, но не медведь. (ёж)

3. Дикая, но не рысь.

Рыжая, но не белка. (лиса)

4. Живёт в жарких странах, но не слон.

Мурлычет, но не кошка.

С гривой, но не лошадь. (лев)

Прыгает, но не заяц.

Есть сабля, но не солдат. (кузнечик)

2. Трудолюбивая, но не человек.

Собирает нектар, но не бабочка.

Может ужалить, но не оса. (пчела)

3. Есть хобот, но не слон.

Летает, но не птица.

Спать мешает, но не часы. (муха)

4. Красная как помидор.

С пятнами как жираф.

Коровка, но молока не даёт. (божья коровка)

Автор: Наталия Басова

Триз загадки что это. Смотреть фото Триз загадки что это. Смотреть картинку Триз загадки что это. Картинка про Триз загадки что это. Фото Триз загадки что этоФотоотчёт с занятия по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Муравьиная история» Мои любознательные дети всегда готовы прийти на помощь. Вот и в этот раз помощь понадобилась муравьишке, который оказался далеко от дома,.

Триз загадки что это. Смотреть фото Триз загадки что это. Смотреть картинку Триз загадки что это. Картинка про Триз загадки что это. Фото Триз загадки что этоКонспект интегрированного занятия с использованием технологии ТРИЗ «Спасти заколдованную Снегурочку» Тема: «Спаси заколдованную Снегурочку» Цель: Развитие творческих способностей малышей в процессе игровой деятельности с помощью ТРИЗ-РТВ.

Конспект итоговой НОД в старшей группе по познавательному развитию и математике с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Зима» с использованием технологии ТРИЗ, мнемотехники, здоровьесберегающих технологий. Цель: уточнить и систематизировать знания.

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» (подготовительная к школе.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж.

НОД по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Космическое приключение» Цель и основные задачи: Систематизировать знания о космосе; познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ. Закрепить виды.

Триз загадки что это. Смотреть фото Триз загадки что это. Смотреть картинку Триз загадки что это. Картинка про Триз загадки что это. Фото Триз загадки что этоРазвитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.

Источник

Примеры, задачи и загадки по ТРИЗ с ответами

Триз загадки что это. Смотреть фото Триз загадки что это. Смотреть картинку Триз загадки что это. Картинка про Триз загадки что это. Фото Триз загадки что это

Говоря о разработанном Г. С. Альтшуллером алгоритме, мы отмечаем не только стройность научной теории, но и её способность без перебора многочисленных вариантов приводить к сильному решению. В этом несомненное преимущество ТРИЗ, ведь она располагает большим количеством практических инструментов для решения творческих задач и производственных кейсов любой сложности.

Чтобы наглядно это продемонстрировать, мы собрали задачи и упражнения и объяснили их решение, применяя методику ТРИЗ. Несмотря на то, что теория предназначена для работы с техническими задачами, примеры подобраны так, что даже человек без специального образования сможет по достоинству оценить её эффективность.

На этой странице приведены некоторые задачи и упражнения, которые Г. Альтов (псевдоним, под которым Г. С. Альтшуллер писал научную фантастику) публиковал в газете «Пионерская правда» для юных изобретателей. И, как часто бывает в таких случаях, не каждый взрослый мог справиться с этими задачами, в чём вы сможете убедиться самостоятельно. Подобраны и кейсы – описания реальных ситуаций, когда возникшие противоречия были решены при помощи ТРИЗ. Они более сложные для решения, но позволяют завершить представление о теории, как практическом инструменте.

Содержание:

Марсоход

Условие. Во время научной экспедиции на Марс, космический корабль произвёл посадку в долине. Астронавты снарядили марсоход для лучшего изучения планеты, но как только покинули корабль, столкнулись с проблемой. Дело в том, что по поверхности было сложно передвигаться – этому мешали многочисленные холмы, ямы, большие камни. На первом же склоне колёсный вездеход с надувными шинами перевернулся на бок. С этой проблемой астронавты справились – они прицепили снизу груз, что усилило устойчивость машины, но стало причиной новой проблемы – груз задевал неровности, что усложняло движение. Итак, что нужно сделать, чтобы повысить проходимость марсохода? При этом у космонавтов нет возможности изменять его конструкцию.

Решение. Техническое противоречие сформулировано в условии задачи. Идеальный конечный результат – достичь абсолютной проходимости. При этом космонавты действуют в условиях Марса, у них нет возможности изменять конструкцию марсохода. Исходя из этого, ресурсом выступает груз. Не стоит также забывать и о законах развития технических систем, и следить за тем, чтобы изменение одной части не влияло на функционирование других элементов. Памятуя об этом, становится очевидным, что поднять груз в кабину или на крышу невозможно, так как произойдёт смещение центра тяжести и проблему решить не удастся. Спустить воздух из шин также нельзя – устойчивость немного повысится, но пострадает проходимость, усилится тряска.

Чтобы понять, как поступить с грузом, и получить сильное решение, нужно вспомнить, как мы обычно поступаем в условиях нехватки места? Стараемся разместить всё максимально компактно: объединить, сложить одно в другое. В ТРИЗ такой приём получил название «матрёшка». С её помощью задача про марсоход легко решаема: груз (металлические шарики, тяжёлая жидкость) нужно поместить внутрь шин. Этот способ имеет применение на практике, его предложил использовать японский изобретатель П. Шохо, для повышения устойчивости и проходимости кранов и погрузчиков.

Вода в трубе

Условие. Достаточно простая и известная задача. Есть металлическая труба, проложенная под землёй, по которой течёт вода. Для устранения неполадок в работе системы, часть трубы раскопали и столкнулись с необходимостью определить, в какую сторону движется вода. Попытки выяснить это путём простукивания, на слух, завершились неудачей. Вопрос: как понять в какую сторону течёт вода в трубе? Нарушать герметичность трубы (сверлить, резать) нельзя.

Решение. Эта задача решается очень просто. ТРИЗ предусматривает не только строгий алгоритм решения, но и чёткую проработку условий задания. Г. С. Альтшуллер всегда советовал перед началом работы попробовать сформулировать условия задачи другими словами. В нашем случае есть труба и вода, которая по ней движется. Воздействовать на трубу нельзя, значит нужно воздействовать на воду. Отсюда самое простое решение – нагреть трубу в одном месте, и по тому в какую сторону будет течь подогретая жидкость, нагревая и трубу, определить направление.

Безопасный бассейн

Условие. Это скорее не задача, а упражнение на способность находить эффективные творческие решения. Цель – предложить максимально безопасный бассейн для людей, которые не умеют плавать.

Решение. Используя метод системного анализа, можно найти ряд приемлемых решений, поскольку условия задачи не ограничивают нас в выборе средств. Так, можно построить бассейн уникальной конструкции (с небольшой глубиной, верёвочными ограждениями для каждой дорожки, выталкивающими фонтанами). Также можно снабжать пловцов вспомогательными плавсредствами, к примеру, спасательными жилетами. С точки зрения идеальности наиболее удачным вариантом можно считать предложение наполнить бассейн раствором концентрированной поваренной соли. В нём тело будет выталкиваться на поверхность без дополнительных усилий. Кстати, на эту тему существует загадка: «В каком море невозможно утонуть?». Поскольку физическую составляющую необходимого условия вы уже знаете, в качестве дополнения к упражнению подумайте над географической.

Лекарства для космонавтов

Условие. Не многим известно, что «морской болезнью» страдают не только моряки и путешествующие по морю, но и космонавты. Лекарства от данного недуга существуют, но есть оговорки по его применению в условиях космоса. Так, малые дозы нужно принимать часто, что неудобно, а большие – вредно. Как решить эту проблему?

Решение. Противоречие заключается в необходимости подачи в организм нужного количества лекарства без постоянного отвлечения на этот процесс космонавта. Для его решения был применён метод маленьких человечков. Лекарство представили как толпу людей, желающих попасть в нужное место. Очевидно, что для совершенствования этого процесса нужна определённая организация – очередь, постепенное продвижение. Эту идею реализовали в препарате, придя к выводу, что он должен усваиваться по частям, а не сразу. По этому принципу и были изобретены таблетки со скополамином, помогающие космонавтам справиться с «морской болезнью». Они имеют форму плоского диска, который, как пластырь, крепится за ухом. При этом активное вещество вследствие диффузии нормировано попадает в организм.

Одуванчики

Условие. Одуванчики имеют набор хромосом очень качественно близкий к человеческому. Как это можно использовать при контроле работы атомной электростанции?

Решение. Здесь, как видим, не совсем традиционная задача. Тем не менее, решается она достаточно просто, всё что нужно – применить один из законов развития ТС – закон согласования ритмики частей системы. И одуванчик, и человек – системы, а тот факт, что их хромосомы похожи, даёт возможность судить о достоверности результатов экспериментов на растениях и в случае с людьми. Но ритмика у одуванчика чаще (смена поколений раз в год), что за достаточно короткий период времени позволяет проследить генетические изменения экземпляров, растущих рядом с АЭС, и сделать соответствующие выводы и о влиянии на человека.

Корм для рыбок

Условие. У вас есть аквариум с рыбками, которые питаются циклопами. Вам нужно уехать на несколько дней и решить проблему с кормлением. Попросить помочь вы никого не можете. Запустить много циклопов за один раз нельзя – рыбки их съедят, и всё равно будут голодать. Как поступить в этом случае?

Решение. Бытовая ситуация, с которой (с возможными вариациями – кошки, попугаи и т.д. вместо рыбок) сталкивался каждый. По аналогии с предыдущей задачей становится очевидным, что приток корма в аквариум должен быть постоянным. Другими словами, в данном случае ИКР – независимое статическое поступление корма. Как это сделать? Знакомые с физикой, и в частности, с термодинамикой, должны найти решение достаточно быстро, используя описание мыслительного эксперимента Дж. Максвелла, известного как «Демон Максвелла». В переносе на наш случай решением может служить перегородка аквариума стенкой из органического стекла с небольшими отверстиями – достаточными для движения циклопов сквозь них и, в то же время, ограничивающие движения рыбок на «сторону циклопов».

Лёд на проводах

Условие. Напоследок сложная задача, с которой справляются очень немногие. В наших климатических условиях зимой существует опасность нарастания льда на проводах линии электропередач. Со временем образовавшаяся глыба может оборвать своей тяжестью провода, да ещё и повредить то, что находится на земле под ними. Какими методами бороться с обледенением?

Решение. Как и было анонсировано, решение данного кейса потребовало от изобретателей значительных усилий. Сначала высказывались предложения очищать провода внешними способами, например, с помощью человека. Но такие методы были откинуты в силу своей нецелесообразности. Появилась идея нагревать провода, пуская по них ток под сильным напряжением. Но это рождало новое противоречие, ведь в такое время пользователи не смогли бы пользоваться энергией. В данном случае сам ресурс (ток) был выбран правильно и учёные начали развивать идею нагрева проводов его посредством. Вскоре решение нашли – по всей линии на расстоянии в 5-6 м на провода надели специальные кольца из материала, обладающего магнитными свойствами – феррита. Под воздействием переменного тока магнит нагревался, что исключало обледенение.

Но и это решение не оказалось оптимальным. Дело в том, что провода продолжали греться и в тёплую пору, что было ненужным. Изобретение было усовершенствовано – кольца начали делать из магнита с точкой Кюри (П. Кюри первым заметил, что разные магниты сохраняют свои свойства до разных температур) равной нулю градусов. Такие магниты не грелись, когда температура воздуха поднималась выше 0°.

Больше интересных задач и кейсов по ТРИЗ ищите на официальном сайте фонда Г. С. Альтшуллера, на сайте «Креативный мир», в книге Н. и А. Нарбут «Учебник и сборник задач по ТРИЗ». Желаем вам успехов в практике решения изобретательских задач!

А также предлагаем сыграть в нашу игру на развитие нестандартного подхода в решении задач.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Далее вы найдете ссылки на полезные статьи и другие материалы, так или иначе относящиеся к теме.

Источник

Мастер-класс для воспитателей на тему «Составление загадок с использованием РТВ и ТРИЗ технологий»

Триз загадки что это. Смотреть фото Триз загадки что это. Смотреть картинку Триз загадки что это. Картинка про Триз загадки что это. Фото Триз загадки что это Ирина Азарскова
Мастер-класс для воспитателей на тему «Составление загадок с использованием РТВ и ТРИЗ технологий»

Мастер-класс для воспитателей

Тема: «Составление загадок с использованием РТВ и ТРИЗ технологий».

воспитатель 1кв. категории

Детский сад «Радуга», филиал МБДОУ детский сад «Солнышко» Моршанский район.

Цель: знакомство педагогов с алгоритмом составления загадок по методике ТРИЗ и РТВ технологий.

— познакомить с особенностями методики и алгоритмом составления загадок;

— показать на конкретных примерах способы составления загадок (электронная презентация и наглядные пособия) в работе по речевому развитию.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, а также родителям.

получение педагогами представления о методике составления загадокдетьми по опорным таблицам разными способами в работе по речевому развитию детей:

Поэтому сегодня мне хотелось бы показать и дать возможность практически опробовать методический приём, который я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.

Но прежде чем озвучить тему сегодняшнего мастер класса,я хотела бы вас спросить: о ком можно так сказать?

Воспитывает, но не родитель

Обучает, но не учитель

Учится, но не ученик

Играет, но не ребенок. (ВОСПИТАТЕЛЬ)

— Как вы считаете, к какому жанру литературы можно отнести данный текст? (ЗАГАДКА)

Итак, тема сегодняшнего мастер-класса «Составление загадок с использованием РТВ и ТРИЗ технологий»

Теоретически – демонстрационная часть.

Как обычно знакомятся с загадками? Взрослый прочитывает детям новую загадку. Как правило, самый сообразительный ребенок догадывается, каков ответ (или в более сложных случаях сам загадавший подсказывает до тех пор, пока кто – то не догадается). Остальные дети слушают и запоминают. Когда эту же загадку повторяют через некоторое время тем же детям, то мы видим «лес рук».

Но если копнуть глубже, то такое «знание» загадок и, соответственно, умение вспомнить нужную отгадку – это просто навык запоминания. Поэтому гораздо полезнее учиться сочинять загадки самому.

Учитывая то, что загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не только отгадывать их, а ещё их и придумывать. Для этого я использую ТРИЗ и РТВ технологию.

Объектами для составления загадок служат предметы,с которыми дети чаще всего сталкиваются и которые оказывают на них эмоциональное воздействие: игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные и т. д.

Детям предлагается назвать яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форму, величину, отметить те качества и свойства, которые дети хорошо знают.

При составлении загадок использую три основных модели и приёмы, которые вам сейчас покажу

Модель 1. Модель составления загадок с использованием сравнений (символическая аналогия) опора на сходство

Яблоко Какой? Какая? Что бывает таким же?

По цвету красное клубника

По форме круглое мяч

По вкусу сладкое конфета

2. Даем ему характеристики (по каким свойствам будем его характеризовать)

3. Далее определяем, какой но по цвету, по форме, по вкусу

4. Сравниваем, что бывает таким же? Красным – клубника и т. д.

5. Читаем загадку, используя между строк связку слов «а не»

Модель 2. Модель работы по прямой аналогии.

Что делает? Что делает так же?

светит (тусклая) лампочка

тает (небольшой) снег

капает (редкий) дождь

2. Описываем функции, которые он выполняет (рисуем)

3. Заполняем правую часть, что делает так же в прямом значении

4. Читаем составленную загадку, используя связки слов «как»

Используя «завышение» или «занижение», описание объекта становится более подробным, а загадка – содержательнее.

Модель 3. Объект сравнивается с другими предметами и при этом указывается на отличие.

На что похож? Чем отличается?

похож на гриб П (но не природный мир)

Ю напоминает юлу не умеет крутиться

похож на колокольчик Д но может укрыть от дождя

2. Подбираем схожий объект (Значение признака в левой и правой частях таблицы можно обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в другой части допустима зарисовка объекта.Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом).

3. Далее думаем, чем он может отличаться?

4. Читаем составленную загадку, используя связки слов «но не»

Сейчас я предлагаю вам попробовать самостоятельно с помощью этой методики и этих моделей составить загадки по опорным таблицам, используя те приёмы, которые вам понравились.

У вас на столах лежат модели составления загадок, можете взять фломастеры, а можете признаки записать ручкой.

Давайте посмотрим, какие загадки у вас получились и загадаем их жюри.

А теперь посмотрите видеоролик, как загадки составляют наши дети в с. р. и «Магазин».

Рефлексия участников мастер-класса.

А теперь я бы хотела узнать ваше мнение от проведенного мастер – класса.

Когда мы получаем много новой информации, у нас в голове «винегрет». Я предлагаю вам сейчас подумать

— каких компонентов вам показалось много?

-может чего – то не хватило?

Спасибо за внимание и сотрудничество!

Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.

С чего мы начинаем обучение составлению загадок?

Подготовительную работу начинаем уже в младшем возрасте: учим детей выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов;

В средней группе наши дети учатся составлять сравнение по двум – трём признакам.

А в старшей группе, где работаю я, мы уже самостоятельно сравниваем объекты по разным признакам, учимся выбирать наиболее удачно подобранные признаки, действия и самостоятельно составляем загадки по разным моделям.

У детей старшего дошкольного возраста значительно расширяется кругозор, следовательно, и тематика для составления загадок становится разнообразнее.

С детьми мы пробовали объединить в одной загадке две модели, использовали другие связки слов между строчками «как будто, «но без», «словно», эти загадки на мой взгляд даже интереснее по своему содержанию.

Составленные с детьми загадки мы к концу года оформим в «Книгу загадок», которая будет являться самостоятельным продуктом деятельности.

Применение ТРИЗ технологии по развитию творческого воображения позволяет активно развивать у детей все компоненты устной речи (обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи и связной речи).Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.

А еще она хороша тем, что не требует больших затрат в оформлении, карточки – объекты легко применить при составлении загадки и наоборот.

Но применяя на практике, заметила, что дети больше любят сами рисовать загадку, с картинками использую только сначала для обучения.

На улице, идем мыть руки.

Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Цель занятия: создать комплекс условий, способствующих.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж.

Консультация для воспитателей «ТРИЗ в детском саду» “ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих.

Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Комплекс гимнастики после сна с использованием нестандартного оборудования и самомассажа» Пробуждение — один из самых значимых моментов в распорядке дня любого человека. Особенно важен этот этап для детей. От того, как ребенок.

Триз загадки что это. Смотреть фото Триз загадки что это. Смотреть картинку Триз загадки что это. Картинка про Триз загадки что это. Фото Триз загадки что этоКартотека загадок на тему «Осень» Методическая разработка «Лукошко загадок для Осени» Давно не публиковала свои работы,но вот осень навеяла мне осеннее настроение и мои.

Триз загадки что это. Смотреть фото Триз загадки что это. Смотреть картинку Триз загадки что это. Картинка про Триз загадки что это. Фото Триз загадки что этоПедагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *