Триз в начальной школе что это такое

Приемы ТРИЗ в начальной школе с примерами

Если внимательно посмотреть на школьную программу обучения в настоящее время, то становится очевидным, что она несколько устарела. И не потому, что у доски стоят педагоги старой закалки, а потому, что вся система образования у нас построена на заучивании готовых фактов. Но всем известно, что факты имеют свойство устаревать, а их количество стремится к бесконечности. В итоге дети выходят во взрослую жизнь с багажом устаревшей информации, ни коем образом не применимой к современным условиям.

Что же дает решение задач ТРИЗ в школе? Дети учатся мыслить, анализировать, делать выводы. На уроках ребята проводят анализы, выделяют проблему и коллективно ищут решение.

Использование ТРИЗ в начальной школе дает более продуктивный результат, чем последующее введение элементов в среднем звене. Только попадая за парту, ребенок еще не знает, как правильно учиться, и это то самое время, когда стоит вводить ТРИЗ задачи для младших школьников. Дети легко подхватывают инициативу учителя и с радостью включаются в работу.

Упражнения ТРИЗ для школьников

Рассмотрим несколько приемов, которые можно использовать, как в начальной школе, так и на протяжении всего периода обучения.

Программа ТРИЗ для школьников разрабатывается таким образом, чтобы предметы пересекались между собой. Такой подход активизирует мозговую активность, заставляет детей сравнивать, анализировать, искать разницу и совпадения.

В итоге дети получают все те же необходимые общие знания, но совершенно иным, опытным путем. А значит и результат усвоения полученных знаний более продуктивный. И опыт применения их в реальной жизни также приобретен в период обучения.

Вступайте в международный бизнес-клуб ТРИЗ и получайте самую актуальную информацию раньше других. Изучайте ТРИЗ и решайте нерешаемые задачи!

Источник

Триз в начальной школе что это такое

Советский инженер и писатель, автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и теории развития творческой личности (ТРТЛ).

За последние сто лет учёные сделали на 90% больше научных открытий, чем за всю историю, и их задачи от этого становятся всё труднее. Привычный метод проб и ошибок перестал действовать. В середине XX века изобретатель Генрих Альтшуллер открыл новый научный метод, которым теперь пользуется весь мир.

Как появилась ТРИЗ

Изначально Альтшуллер разрабатывал методику для инженеров, чтобы помочь им решать технические задачи.

С 1946 по 1971 год Генрих Саулович исследовал более сорока тысяч патентов, чтобы понять логику изобретательства. В результате он выделил сорок приёмов, лежащих в основе любого изобретения. Так возникла теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Позже на её основе разработали универсальную систему обучения.

Теория получила признание в СССР, а затем и во всём мире. В 1989 году основана Международная ассоциация ТРИЗ. С тех пор метод используют такие компании, как IBM, Intel, Samsung, Boeing, Toyota, General Electric и NASA. Но в нашей стране во время перестройки ТРИЗ-педагогика практически перестала использоваться.

С начала XXI века обучение по ТРИЗ-педагогике в России возрождается: открываются центры для детей и взрослых, издаются методические пособия, методы ТРИЗ снова используют в продвинутых школах и вузах.

Принципы ТРИЗ-педагогики

ТРИЗ — это система мышления, которая помогает быстро находить решение нетривиальных задач. Ученикам даются реальные проблемы, с которыми сталкиваются учёные, инженеры и предприниматели.

Эксперт по ТРИЗ-педагогике Анатолий Гин выделяет пять принципов обучения:

Как решать задачи в ТРИЗ

Правильного ответа у задач в ТРИЗ-педагогике нет — вариантов может быть сколько угодно. Но есть определённый метод, которому нужно следовать.

Поиск решения задачи начинается с выбора ресурса. Для решения изобретательских задач важно использовать ресурсы, которые уже есть в условии, поскольку идеальное решение ничего не добавляет извне. В ТРИЗ ресурсы делятся на следующие категории:

Пример: Контейнеровоз не может проехать под мостом, поскольку контейнер на сантиметр выше нижней балки. Для решения этой задачи используем ресурс пространства. В шинах автомобиля находится воздух. Если немного спустить его — машина проедет под мостом.

Важно не только определить ресурсы, но и понять, что с ними делать. Использование ТРИЗ предполагает следующие принципы:

Пример: Разделение мебельной стенки на отдельные модули упрощает транспортировку и позволяет комбинировать мебель разными способами.

Пример: Чтобы пользователи «ВКонтакте» проводили на сайте больше времени, разработчики создали алгоритм, позволяющий персонализировать выдачу новостей.

Пример: Дети часто проглатывают детали конструктора «Лего», поэтому производитель добавляет в пластмассу сульфат бария, хорошо видный в рентгеновском излучении.

Пример: Губернатор Новочебоксарска в 1994 году перед выборами устроил лотерею, где номера выигрышных билетов совпадали с номерами избирательных участков и его номером в списке. Это позволило увеличить явку вдвое, а расходы на лотерею были в три раза ниже, чем обычно тратится на предвыборную кампанию.

Пример: Если корабль получил пробоину, и часть трюма заполняется водой, нужно заполнить водой противоположную часть трюма. Корабль осядет, но не будет крениться и останется на плаву.

Пример: Вместо того, чтобы распиливать упавшую поперёк дороги секвойю, администрация Калифорнийского национального парка решила прорубить в ней тоннель, который стал местной достопримечательностью.

Пример: Чтобы снизить количество аварий, на проблемных участках трасс ставят картонные копии сотрудников и машин ГИБДД. Водители на большой скорости принимают их за настоящих и действует осмотрительней.

Пример: Поскольку постояльцы немецких отелей часто воруют вещи, на всех предметах печатается логотип гостиницы, который потом служит рекламой, а такие предметы часто переходят другим людям.

Пример решения задачи методом ТРИЗ

Триз в начальной школе что это такое. Смотреть фото Триз в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Триз в начальной школе что это такое. Картинка про Триз в начальной школе что это такое. Фото Триз в начальной школе что это такое

Проблема: геологи на Аляске жаловались на лис, которые перегрызали кабели от измерительных приборов.

1. Формулируем противоречие и цель задачи

Противоречие: Лисы не должны грызть провода, так как наносят ущерб людям. Но всё же грызут их.

Цель задачи: Сделать так, чтобы лисы не грызли провода.

2. Исследуем ресурсы

Ресурсы — это всё, что может быть полезно для решения. Можно использовать то, что уже есть в ситуации, и то, что можно применить с минимальными затратами.

Ресурсы: провода и любопытство лис.

3. Выбираем принцип решения

Используем любой из сорока приёмов ТРИЗ-педагогики. Поскольку проблема связана с живыми существами, подойдёт принцип воздействия на каналы восприятия: сбиваем любопытство лис при помощи неприятных вкусовых ощущений.

Решение: в оболочку проводов добавляется жгучий кайенский перец, и нападения лис прекращаются.

4. Анализируем решение

Единого верного ответа в ТРИЗ нет, как и единого верного метода. Чтобы понять, что больше подходит, нужно пробовать: творить, воображать, представлять, анализировать… В этом и состоит задача ТРИЗ.
Ирина Миронова, наставник восьмого класса школы «Домашней школы Фоксфорда»

Теперь нужно ответить на вопросы:

Способы обучения ТРИЗ

Чтобы заниматься с ребёнком по ТРИЗ, необязательно иметь специальное образование. Достаточно понимать принципы системы и подходить к задачам творчески, допуская любые варианты решения.

Любую бытовую проблему можно превратить в ТРИЗ-задачу, например:

С помощью принципа противоречий можно развить смекалку и научиться видеть в проблемах новые возможности. Область применения ТРИЗ неограничена, а находить занимательные задачи и решать их можно где угодно.

Для начала нужно найти единомышленников, которые готовы развивать своё творческое и критическое мышление. Вместе устраивать мозговые штурмы. Читать не только специальную литературу по этой теме, но и художественную. В ней можно найти много примеров решения ситуаций по ТРИЗ.
Очень важно находить решения и ежедневно внедрять их в жизнь. Ведь ТРИЗ — это практическое изобретательство. Всё, что можно придумать с помощью ТРИЗ, должно работать здесь и сейчас.
Ирина Миронова, наставник восьмого класса школы «Домашней школы Фоксфорда»

Источник

ТРИЗ в начальной школе. Использование приёмов ТРИЗ на уроке.

Тема: ТРИЗ в начальной школе. Использование приёмов ТРИЗ на уроке.

В современных реалиях человек должен не только владеть знаниями и навыками, но и уметь добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески.

Современные программы для начальной школы содержат требование воспитывать у детей познавательную самостоятельность, познавательную активность, научить их учиться, иначе, ребенок теряет интерес к занятиям, начинает учится значительно ниже своих возможностей.

Если учителю не удаётся пробудить познавательную активность обучающихся, то весь процесс обучения может стать формальным. Исследователи (Ж.Н. Тельнова, Т.И. Шамова, Г.И., Щукина Г. И) выделяют следующие уровни развития познавательной активности младших школьников:

Репродуктивный или воспроизводящий уровень характеризуется подражательной активностью, направленной на усвоение образца.

Поисково-исполнительская, или интерпретирующая познавательная активность представляет собой более высокий уровень, т.к., здесь большая степень самостоятельности в поиске средств и решении задачи.

Творческий уровень представляет собой наивысший уровень, поскольку ученик сам может поставить перед собой задачу, а затем искать оригинальные пути её решения, что будет способствовать более глубокому проникновению ученика в сущность явлений.

О том, что у ученика развита познавательная самостоятельность мы можем судить по следующим признакам:

1. Желание понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания;

2.Стремление и умение самостоятельно мыслить;

3. Независимость собственных суждений;

4.Критический подход к суждению других;

5. Определение цели деятельности (целеполагание и целеопределение);

6. Способность ориентироваться в новой ситуации, найти новый подход к решению новой задачи;

7.Определение предмета деятельности и выбор средств деятельности.

Одной из эффективных технологий по развитию познавательной самостоятельности, познавательной активности и критического мышления является технология ТРИЗ.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) возникла в конце 40-х в начале 50-х годов в СССР. Её основоположником стал специалист инспекции по изобретательству Каспийской военной флотилии Генрих Альтшуллер.

Технология ТРИЗ – это эффективный метод личностно-ориентированного обучения, повышающий уровень самостоятельности учащихся, их творческой активности, а также является средством, способствующим существенной дифференциации и индивидуализации процесса обучения. Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у обучающихся «умения учиться». Технология ТРИЗ учит обучающихся нестандартно мыслить, то есть творчески.

Особенность ТРИЗ технологии заключается в том, что она предполагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления, тем самым активизируя познавательную активность.

Работать самостоятельно ученик сможет только тогда, когда приобретет нужные для выполнения данной работы навыки и умения.

В младшем школьном возрасте можно успешно формировать обозначенные выше качества, опираясь на характерные особенности психики младшего школьника. В таком возрасте дети обладают значительным потенциалом для развития.

Психологами отмечается активное стремление ребенка к самостоятельности, они хотят обо всем иметь свое собственное мнение, быть самостоятельными в делах и оценках. Особенность воображения младших школьников, проявляющаяся в учебной деятельности, изначально основана на восприятии (первичный образ), а не на представлении (вторичный образ).

В начале обучения проявляется большая неустойчивость внимания- преобладает непроизвольное внимание. Устойчивость произвольного внимания, ее концентрация и переключаемость к четвертому классу находятся примерно на одном и том же уровне, как и у взрослого человека.

Дети невольно запоминают материал, вызывающий их интерес, представленный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или изображениями и т. д. Но, в отличие от дошкольников, они могут целенаправленно, произвольно запоминать материал, который им не интересен. С каждым годом, обучение все больше строится, опираясь на произвольную память. Главенствующую роль в младшем школьном возрасте занимает мышление. В младшем школьном возрасте заканчивается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

Изменяется жизнь детей и в эмоциональном плане. Положительное отношение к учению закрепляет учитель, когда он заботится, чтобы чувство радости от учебного процесса возникало у детей как можно чаще.

ТРИЗ имеет большой спектр методов и приёмов, которые соответствуют психологическим особенностям возраста младших школьников. Внедрение ТРИЗ технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи:

1. Воспитательные: формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности; развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с любой задачей.

2. Образовательные: повышение уровня общей образованности обучающихся; формирование положительного отношения детей к учебному процессу; умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи.

3. Развивающие: развитие памяти, внимания и интеллекта в целом; развитие творческих способностей; развитие пространственного мышления; развитие речи; умение анализировать, систематизировать, комбинировать.

В процессе работы по ТРИЗ технологии у младшего школьника формируются следующие компетенции:

1. Учебные: самостоятельно решать учебные проблемы, использовать отдельные части знания и связывать их воедино.

2. Социально- личностные: видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение, справляться с неопределённостью и сложностью.

3. Коммуникативные: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать на публике.

4. Сотрудничество: принимать решения, сотрудничать и работать в команде.

5. Личностно-адаптивные: использовать новую информацию, придумывать новые нестандартные решения, проявлять гибкость, быть подготовленным к самообразованию и самореализации.

Приём «Нестандартный вход в урок» – это универсальный приём ТРИЗ, направленный на включение обучающихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе уже имеющихся знаний. Например, можно обратить внимание на тот факт, что ежики носят яблоки на колючках. В норе ежика тоже можно обнаружить уже подгнившие яблоки. Но ежи – хищники и яблоками не питаются. Так зачем же им яблоки?

Методов и приёмов много в ТРИЗ педагогике.

По данной технологии, возможно, проводить различные виды занятий: лекции, рассказы, беседы, самостоятельные работы, мини- проекты, ролевые игры, олимпиады и т.п.

В свою работу я стараюсь активно внедрять элементы технологии ТРИЗ, которые как универсальный инструмент используются в разных видах деятельности учеников в урочной и внеурочной.

Для реализации поставленных целей и получения результата используются такие методы исследовательского обучения как:

— «подумать» (предложить детям рассказать все о том, что они знают об изучаемом предмете, объекте и т.п.), все мысли и идеи детей зарисовываются схематически на листе бумаги;

— «спросить у другого человека» (в процессе такого опроса дети узнают что- то новое, неизвестное ранее, в то же время развивается умение задавать вопросы);

— «узнать из книг» (прочитать, рассмотреть иллюстрации);

— «понаблюдать» (в процессе целенаправленных наблюдений дети порой приходят к самостоятельным открытиям, путем сопоставления, выявления закономерностей, взаимосвязей);

— «провести эксперимент» (если это возможно с изучаемым явлением или предметом);

-«обратиться к специалисту» (если есть возможность получить информацию непосредственно от специалиста в области изучаемого явления, целесообразно обратиться к его опыту);

— «посмотреть в интеренете» (использовать интернет-ресурсы)

Методы ТРИЗ-технологии – это эвристические методы:

— метод проб и ошибок (или метод перебора вариантов). Его достоинство состоит в том, что этому методу не надо учиться, наблюдается методическая простота решения, удовлетворительно решаются простые задачи;

— метод фокальных объектов (это скорее метод тренировки фантазии детей), предполагает самые неожиданные, необычные высказывания и решения детей по изучаемому вопросу. Например, можно задать вопрос: «Как кинуть яйцо, чтобы оно не разбилось?»

— метод моделирования маленькими человечками.

Сущность метода маленьких человечков заключается в том, чтобы представить, что всё, что нас окружает, «состоит из множества маленьких человечков». Эти человечки совсем как мы, имеют разные характеры, могут действовать сообща или по одиночке, подчиняются или не подчиняются командам. Человечки могут быть из разного материала и потому обладать разными способностями. Человечки твердых тел крепко держаться друг за друга, а человечки, которые представляют жидкость (вода, молоко) не могут, или не хотят держаться друг за друга. Воздушные человечки постоянно в движении; они всё время куда-то бегут, летят.

Метод проблемного познавательного общения.

Детям очень понравился этот метод. В этом случае разворачивался диалог, в котором каждый ребенок был активным участником. Изначально дети отнеслись к этому методу осторожно, боялись высказывать свои мысли, не всегда получалось оформить их в смысловые фразы. Неконструктивная критика, критика, основанная на личностных взаимоотношениях, была запрещена. Критика по сути предположения, высказывания приветствовалась. Все предложенные детьми идеи записывались на доске, даже если они подвергались критике или сначала отвергались детьми. Практика показала, что инициатором общения может быть, как взрослый, так и ребёнок. Организовать познавательное проблемное общение на начальном этапе может быть нелегко, так как дети не всегда открыты этому способу работы. Однако по мере внедрения его, дети демонстрируют поразительную активность и этот метод становится любимым.

В познавательном общении используются такие приёмы как :

Диалогические ситуации определяют высокую познавательную мотивацию, превращает познание в подлинно – творческий процесс;

создание поисковых ситуаций. Используя этот приём, детям задавались такие вопросы, ответ на который как бы спрятан и не обнаруживается сразу. Например, упражнение: «Причины события». Учащимся переделается придумать как можно больше причин какого-то одного события (Зачем слону большие уши?) Учащиеся выдвигают гипотезы, фантазируют, анализируют ответы одноклассников, выбирают наиболее верную гипотезу, по их мнению.

Технология ТРИЗ является актуальной, так как, то она позволяет разрешить противоречие между требованиями программ начального общего образования и потребностями обучающихся в дополнительном материале, которым дети бы могли воспользоваться при решении любых жизненных ситуаций.

Межпредметные результаты обучения на курсе «ТРИЗ» могут быть следующими:

̶ принимать учебную задачу в готовом виде, а также определять цель деятельности на занятии с помощью учителя;

̶ работать по предложенному учителем плану;

̶ проговаривать алгоритм решения задачи;

̶ высказывать свое предположение;

̶ совместно давать оценку деятельности как своей, так и своих одноклассников;

̶ осуществлять анализ и синтез;

̶ устанавливать причинно-следственные связи;

̶ определять цель учебной деятельности.

Конечно, элементарная логика осваивается и на обычных уроках. Но обучение мыслительным операциям проводится стихийно, нецеленаправленно. Поэтому дети, часто не умеют пользоваться знаниями и навыками в нестандартной ситуации. Необходимы специальные занятия, на котором дети, как бы со стороны увидят процесс мышления, его алгоритмы, получат систематизированные знания.

1. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач: учеб. пособие. [Текст]/ Альтшуллер Г.С Новосибирск: Наука, 1991. 402 с.

2. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. для вузов. [Текст]/ Под ред. Гамезо М.В. Москва: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.

3. Гин А. А. Теория решения изобретательских задач. [Текст]/ А.А. Гин. Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2017. – 64 с.

4. Гин А. А. Мир загадок: учебно-методическое пособие для учителей начальных классов. [Текст]/ А.А. Гин. Москва: Вита-Пресс, 2008. – 112 с.

5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. [Текст]/ В.В.Давыдов. Москва: Академия, 2011. – 457 с.

6. Кислов А. В., Пчёлкина Е. Л. Сборник программ по ТРИЗ-РТВ Санкт-Петербургской школы ТРИЗ. учеб. пособие. [Текст]/ Под ред. А.В. Кислова. Санкт – Петербург, 2008. – 172 с.

7. Кислов А. В., Пчёлкина Е. Л. ТРИЗ: учебно-методический комплекс: в 2 ч. [Текст]/ Под ред. А.В. Кислова. Москва, 2009. – 1 ч. – 106 с.

8. Кравцова Е. Е. Психологические. Особенности детей младшего школьного возраста. [Текст] // Первое сентября. – 2004 – № 40. – С. 32.

9. Михеева Е. В. Современные технологии обучения дошкольников. [Текст]/ Е.В. Михеева Волгоград: Учитель. – 2013. – 222 с.

10. Мурашковский И. Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего школьного возраста. Учеб. пособие. [Текст]/ И.Н. Мурашковский. Москва, 2010. – 125 с.

11. Орлов М. А. Азбука ТРИЗ. Основы изобретательного мышления. [Текст]/ М.А. Орлов. Москва. СОЛОН – Пресс, 2014. – 208 с.

12. Платонова Л. А. Особенности использования ТРИЗ- технологии в начальной школе: начальная школа плюс до и после. [Текст]/ Л.А. Платонова. Москва: 2006. 126 с

13. Пчёлкина Е. Л. По ступенькам ТРИЗ. Первый год обучения. [Текст]/ Е. Л. Пчелкина. Москва: 2010. – 176 с.

14. Пчёлкина Е. Л. Детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ). В 3ч. [Текст]/ Е. Л. Пчелкина. Москва: 2010. – 3ч. – 78 с.

15. Садкина В. И. 101 педагогическая идея. Как создать урок: учеб. пособие. [Текст]/ В.И.Садкина. Москва: ООО Издательская Группа «Основа», 2013. – 87 с.

16. Хоменко Н. Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ. [Текст]/ Н.Н.Хоменко. Москва: 2005. – 315 с.

17. Шамова, Т. И. Проблема познавательного интереса. [Текст]/ Т.И.Шамова. Москва: Сфера, 2009. – 351 с.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

ТРИЗ-педагогика: как развить изобретательство и творческое мышление ребёнка

Это загадочное слово «ТРИЗ»

ТРИЗ — это теория решения изобретательских задач. Автором теории стал советский писатель и инженер Генрих Альтшуллер (1926-1998). Он рассчитывал вывести изобретательство в «ранг» науки и для этого самостоятельно вывел законы развития технической мысли.

Одним из таких законов стало утверждение, что «каждое изобретение — это разрешение противоречия». Например, обувь должна быть на шнурках, потому что шнурки отлично помогают фиксировать обувь на ногах и не теряют своих свойств, как липучки. Но обувь и не должна быть на шнурках, потому что утомительно каждый раз их завязывать, да и маленькие дети не в состоянии справиться со шнурками самостоятельно. Обычным людям приходится выбирать что-то одно: жертвовать либо надёжной фиксацией стоп, либо удобством. Изобретатель же видит проблему — и устраняет её. Как итог, появляется изобретение — силиконовые шнурки-клипсы. Такие клипсы сочетают в себе фиксацию обычных шнурков и удобство использования, так как их не нужно постоянно завязывать.

Но зачем вообще нужна ТРИЗ.

. ведь для учёных давно существуют проверенные опыты, теоретические и прикладные разделы наук?

Альтшуллер не был согласен со старыми методами, он полагал, что метод проб и ошибок не удовлетворителен. Учёные тратят десятки лет в ожидании удачной мысли, теории, а потом тратят ещё такое же количество лет на исследования и опыты. А если использовать правила изобретательности, то даже обычные школьники легко справятся с трудными техническими задачами.

Итак, ТРИЗ-педагогика помогает изучить принципы решения сложных творческих задач, используя законы и разработки Альтшуллера. Но зачем изучать какие-то дополнительные разработки, если в школе давным-давно учат детей решать задачи. Да, это так, только следует учесть одно важное «НО» — школьные задачи далеки от задач житейских. В жизненных дилеммах не всегда «дана» вся информация, ответы посмотреть негде, да и верных решений может быть больше одного. Сталкиваясь с нетипичной проблемой, бывшие школьные медалисты оказываются в тупике.

С 1946 по 1971 годы Г.С. Альтшуллер исследовал более сорока тысяч патентов, классифицируя при этом изобретательские решения по пяти уровням изобретательности. Было выделено сорок приёмов, которые помогают изобретателям оправдывать своё имя. Первые занятия по ТРИЗ начали проводиться в 1948 году, и до 1970 года преподавание проходило в основном на экспериментальных семинарах. В начале 70-х по всей стране начали открывать специальные инженерные школы, но в скором времени проект закрыли. Семинары по ТРИЗ продолжались, но уже не на уровне школ.

В 90-е годы ТРИЗ заинтересовались зарубежные учёные. В 1999 году была создана Международная ассоциация ТРИЗ, включающая организации из России, США, Израиля, Японии и Франции. Методиками и законами ТРИЗ пользуются NASA, Boeing, Samsung, General Electric.

Триз в начальной школе что это такое. Смотреть фото Триз в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Триз в начальной школе что это такое. Картинка про Триз в начальной школе что это такое. Фото Триз в начальной школе что это такое

Задачи по ТРИЗ

Задача построена интересно, нетривиально, стимулирует интерес школьника, а также заставляет искать необычный подход к решению. И подобные задачки можно подобрать для любого предмета, правда, для составления подобных условий требуется и креативный подход учителя.

Требуется найти «золотую середину» (с которой у нас в стране, почему-то, всегда проблемы) — стандартные задачи, закрепляющие пройденную тему, должны сочетаться с креативными заданиями, стимулирующими учеников искать различные подходы к поставленной проблеме.

Вот несколько задачек по ТРИЗ, попробуйте их решить.

Без окон, без дверей.

Вопрос: В какую сторону едет автобус?

Триз в начальной школе что это такое. Смотреть фото Триз в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Триз в начальной школе что это такое. Картинка про Триз в начальной школе что это такое. Фото Триз в начальной школе что это такое

Ответ: Двери расположены на той стороне, которую мы не видим. Следовательно, автобус едет влево. Для стран, где движение левостороннее, ответ противоположный.

Бежит, журчит, волнуется.

Условия: Для устранения неполадок с водоснабжением рабочие раскопали часть металлической трубы, проложенной под землёй, по которой течёт вода. Однако, для того, чтобы работать дальше, необходимо понять, в какую сторону движется водный поток. Определить направление движения не получилось, ни когда по трубе постучали, ни когда пытались определить что-то на слух.

Вопрос: как определить, в какую сторону течёт вода по трубе, не нарушая герметичность последней ( нельзя резать, сверлить и т.п.)?

Ответ: Воздействовать на трубу нельзя, однако воздействовать на воду разрешается. Следует нагреть воду в трубе в одном месте (труба металлическая!) и,отступив некоторое расстояние от этого места, следить, в какой стороне труба тоже потеплеет. Где окажется тёплый участок трубы — в том направлении вода и движется.

Тайная посылка

Вопрос: Как вам быть абсолютно уверенным, что ваша любимая получит подарок (и сможет открыть посылку)?

Ответ. Получив посылку без ключа, девушка не сможет открыть её, но сможет закрыть её на свой замок и вернуть. Получив посылку с двумя замками, вы снимаете свой замок и возвращаете её девушке. В результате девушка получает подарок, а ключи никуда не пересылаются.

Лодка, волк, коза, капуста

Популярная задача про перевозку крестьянином его имущества имеет больше одного решения. Найдите хотя бы одно.

Условия: Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но в лодке может поместиться только крестьянин, а с ним или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту.

Вопрос: Как перевез свой груз крестьянин?

Ответ 1: Начать перевозку следует с козы. Крестьянин перевозит козу и оставляет её на другом берегу. Возвращается и берет волка, которого также перевозит на другой берег, где его и оставляет, но зато берет и везет обратно на первый берег козу. Здесь он оставляет ее и перевозит к волку капусту. Затем, возвратившись, он перевозит козу, и переправа оканчивается благополучно.

Ответ 2: Вначале крестьянин перевозит козу. Однако в этот раз он берёт не волка, а капусту. Отвозит ее на другой берег, оставляет там и возвращает на первый берег козу. Затем перевозит на другой берег волка, возвращается за козой и снова отвозит ее на другой берег. В этом случае количество рейсов (семь) точно такое же, как и в первом решении.

ТРИЗ для всех и каждого

Задачи встречаются не только в образовательных учреждениях. Нас везде поджидают трудности и проблемы, которые необходимо решить. То нужно открыть дверь кабинета, когда ключи остались дома, то телефон не во время сел, а надо совершить очень важный звонок, то рабочие перекрыли дорогу к дому и приходится подбирать альтернативный путь возвращения в родные стены.

Люди, с увлечением практикующие решения проблем по ТРИЗ, в каждой неурядице видят не беду, а задачу. Они формулируют условия, устанавливают данные и противоречия, ставят цель и подбирают ресурсы для решения. Для человека, практикующего совершение определённых действий, срабатывает метод «инерции», «набитой руки». Так и для людей, которые часто привыкли анализировать данные и искать ресурсы, нужные способы открываются намного быстрее, чем для человека, привыкшего действовать «по накатанной».

Тренировать способ мышления по ТРИЗ можно уже с малых лет. Для маленьких детей следует ставить лёгкие задачи, требующие разного подхода, вместе разбирать решения, придумывать альтернативу. Например, для ребёнка до четырёх лет можно использовать приём из мультфильма «38 попугаев». Малыш только начал осваивать счёт и может ещё не знать всех цифр, из которых состоит его рост. Попробуйте измерить рост ребёнка в других предметах. Например, каков его рост будет в письменных ручках? А в куклах или в машинках?

С пяти-семи лет уже можно начинать искать решения на открытые задачи из книг и потихоньку знакомить с основными принципами ТРИЗ.

Классическая же ТРИЗ, хоть и разработана для инженеров,в состоянии заинтересовать старших школьников и взрослых.

Но где же научиться решать задачки по ТРИЗ?

Практиковать решения по ТРИЗ довольно легко. Существуют открытые сервисы по ТРИЗ, например, сервис 4BRAIN или бесплатный курс Точилка для ума. Можно использовать готовые открытые задачи из книг (например, Д. Чернышев «Чем заняться вечером с семьёй на даче без интернета» или Ю. Тамберг «Как научить ребёнка думать»). Также в качестве пособия для родителей отлично подойдёт книга А. Гина «Триз-педагогика. Учим креативно мыслить» с перечнем основным методик и задач для детей.

В общем, как говорится, было бы желание, а возможности найдутся. Помните, чем больше ваш ребёнок умеет и чем больше он развивается, тем счастливее и успешнее сложится его дальнейшая жизнь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *