Тривиум и квадривиум что это

7 свободных искусств: от Античности до наших дней

Тривиум и квадривиум что это. Смотреть фото Тривиум и квадривиум что это. Смотреть картинку Тривиум и квадривиум что это. Картинка про Тривиум и квадривиум что это. Фото Тривиум и квадривиум что это

Как вы думаете, что должны знать и уметь все люди без исключения? «Читать, писать и считать», – скорее всего, ответите вы. И будете правы, даже если потом заходите добавить в список знание английского, умение работать на компьютере и нашу онлайн-программу «Самообразование». На самом деле, человечество с давних пор ищет некий универсальный перечень знаний «для всех». Примерно с тех самых, когда универсальными для выживания навыками были умение прятаться от хищников и охотиться на мамонта.

Исторический экскурс

Такая универсальность, предопределяющая выживание и, как следствие, потенциальную возможность дальнейшего развития, и легла в основу поиска. Действительно, а как выявить универсально необходимые знания, когда мамонты вымерли, а хищники остались лишь в лесу, куда люди без надобности больше не ходят? Люди достаточно быстро догадались, что это, конечно же, чтение, потому что тогда можно донести до сознания прочих сограждан любые другие знания.

Столь же логично к универсальным навыкам отнесли письмо, потому что, во-первых, книги до изобретения книгопечатанья переписывались от руки, а во-вторых, так каждый умеющий писать получал возможность сам поделиться своими знаниями и опытом. И навыки счета с момента возникновения товарного обмена и денег точно так же стали универсальной необходимостью, без которой даже сходить за хлебом либо продать излишек продукции на рынке было бы невозможно.

Вроде все логично, но почему тогда мы собираемся обсуждать 7 свободных искусств, а не всего 3? Тут самое время вспомнить, что вы ведь тоже, дай вам волю, не остановились бы на супертройке «чтение-письмо-счет», а добавили бы туда английский, компьютер, приемы оказания первой медицинской помощи и что-нибудь еще на свое усмотрение. Точно так же каждая историческая эпоха дополняла список необходимых базовых знаний. Если сейчас никуда без компьютера и английского языка, то в 19 веке никуда было без французского языка и изящных бальных танцев.

И еще одна ремарка: современное понимание искусства, как творческого переосмысления действительности и художественного выражения мысли, сформировалось по историческим меркам недавно. В период Античности к искусствам причислялась любая деятельность. Так, ремесла (ткачество, шитье, кулинария, земледелие, строительство, кузнечное дело и т.д.) считались прикладными искусствами. А занятия, не требующие физического труда, именовались свободными искусствами. Список этих занятий сформировался не в одночасье.

Считается, что у истоков универсализированной системы обучения, основанной на 7 свободных искусствах, находился древнегреческий философ и математик Гиппий Элидский (460-400), дававший «уроки мудрости» за деньги и искавший способ упорядочить подачу учебного материала. Его деятельности посвящены интересные научные исследования. В частности, Der Sophist Hippias von Elis («Софист Гиппий из Элиды») [J. Mähly, 1860].

К слову, Гиппий наглядно продемонстрировал пользу письменности для сохранения и передачи информации. Он составил список победителей всех прошедших к тому моменту Олимпийских игр, что оказало огромную помощь историкам будущего в восстановлении хронологии и нюансов событий. Это помогло понять, как формировалась программа Олимпийских игр, какими видами спорта дополнялась в разное время и т.д.

В дальнейшем над темой унификации базового образования размышляли древнегреческие философы Никомах (60-120), Секст Эмпирик (100-190), Августин Блаженный (354-430), древнеримские писатели и философы Марциан Капелла (360-428), Боэций (480-526), Кассиодор (490-585) и прочие. В частности, Марциан Капелла написал трактат De nuptiis Philologiae et Mercuri («О бракосочетании Филологии и Меркурия»), где представил каждую из наук в художественном образе [М. Капелла, 2019].

Свободным искусствам посвящено 88-е письмо Сенеки (4-65), где он предостерегает, что знание ни в коем случае не является заменой добродетели [Л. Сенека, 2010]. «Нравственные письма» Сенеки – это формат, в котором древний мыслитель делится своим жизненным опытом и своими взглядами на события, современником которых он был.

Тот факт, что 7 свободным искусствам посвящено отдельное творение философа, свидетельствует о большом резонансе обсуждаемых идей в научном сообществе. Проследить становление 7 свободных искусств можно, прочитав книгу «Свободные искусства и философия в античной мысли» [И. Адо, 2012].

Так или иначе, к эпохе Раннего Средневековья были выделены обязательные для желающего получить образование человека предметы, которые и получили название 7 свободных искусств. Предметы обязательного образовательного цикла были разделены на 2 части. Сначала изучали тривиум: грамматику, логику (диалектику) и риторику. Затем начинали изучать квадривиум: арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

Программа обучения и пояснения к материалу по каждому предмету расписана в книге древнеримского богослова Исидора Севильского (560-636) «Этимологии, или Начала. В XX книгах. Кн. I-III: Семь свободных искусств» [И. Севильский, 2006].

Программа обучения

Итак, что именно изучали в рамках тривиума и квадривиума по каждому предмету? Если мы посмотрим на оглавление книги Исидора Севильского, увидим, что она имеет много схожего с учебным планом, отображающим структуру курса.

Так, после первых двух вводных глав «О науке и искусстве» и «О семи свободных искусствах» идут главы «О греческих буквах» и «О латинских буквах». Другими словами, обучение начинается с алфавита, как и в современной школе. Далее идут разъяснения, что такое грамматика и части речи. Отметим, что в Средневековье имя существительное называлось просто «имя» (nomen).

Кроме того, мы видим, что в Средние века были известны такие части речи, как наречие, причастие, предлог, междометие и прочие, каждой из которых посвящена отдельная глава. Точно так же отдельные главы посвящены фонетике, слогам, ударениям, орфографии, пунктуации, фигурам речи, различным ошибкам.

Интересно вот что: в курсе грамматики отдельно изучались так называемые «юридические знаки», «воинские знаки», «тайнопись», «жестикуляция». В первых двух случаях шла речь об общепринятых в юриспруденции и военном деле сокращениях.

Под жестикуляцией понималась невербальная система передачи информации, а под тайнописью – система шифрования информации. Например, как вариант, часть слов в сообщениях шифровали путем замены буквы на следующую: В вместо А, С вместо В и т.д. Вместо последней Z писали две буквы А (АА). Считалось, что каждый образованный человек должен понимать и такую систему записи информации.

В части, посвященной риторике и диалектике, прослеживается прикладной характер учебной дисциплины. Так, ораторское мастерство было востребовано преимущественно в судах, чтобы доказать чью-либо вину или же, наоборот, отстоять невиновность подозреваемого. Помимо собственно риторических приемов в этом разделе содержатся пояснения терминов и понятий тогдашней юриспруденции.

И, наконец, в части, касающейся точных наук, обучение начинается с понятия, что такое число, что такое четные и нечетные числа. Тут стоит уточнить, что в Древнем Риме, когда произошло формирование 7 свободных искусств, как основы системы обучения, использовались для счета римские цифры: I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII и т.д. Поэтому и арифметика излагалась применительно к особенностям счета при помощи римских цифр.

Курс астрономии давал представление о небесной сфере, Солнце, Луне, звездах и созвездиях. Интересующиеся могут почитать о каждом из созвездий, названия которых сегодня фигурируют во всех гороскопах: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы и т.д. Из книги Исидора Севильского вы узнаете, как эти названия связаны не только с положением звезд, но и с климатическими особенностями разных сезонов года.

И, наконец, весьма интересно определение музыки в контексте 7 свободных искусств. Исидор Севильский считает, что музыка – это опытность в ритмах, состоящая из звука и пения. А само название «музыка» является производным от слова «муза». С точки зрения теории, в музыке различалась гармоника, ритмика и метрика.

Стоит отдельно остановиться на определении диеза. В тогдашнем понимании это некие интервалы и переводы ритмизирования, переходы из одного звука в другой. Уточним, что в современном понимании диез – это повышение звука на один полутон. Также уточним, что у Севильского еще нет понятия «бемоль», что означает понижение звука на один полутон.

Так в общем виде выглядела программа изучения 7 свободных искусств. В эпоху Средневековья их изучали в университетах на так называемом младшем факультете, который еще часто именовали артистическим (от art – «искусство»).

После окончания младшего факультета можно было выбрать один из трех факультетов для дальнейшего обучения: богословский, медицинский, юридический. Большинство университетов в эпоху Средневековья было устроено именно по такой схеме, о чем более подробно можно прочитать в книге «Средневековые университеты» [Н. Суворов, 2012].

Значение 7 свободных искусств для становления системы образования

7 свободных искусств являлись базовыми для университетского образования на протяжении нескольких столетий, и только в 13 веке зашла речь о том, что этих знаний явно недостаточно, чтобы продолжить обучение в университете. Во всяком случае именно так историки трактуют высказывание философа и теолога Фомы Аквинского «Septem artes liberales non sufficienter dividunt philosophiam theoricam» (7 гуманитарных наук не разделяют теоретическую философию должным образом).

Начиная с 16 века, система образования на основе 7 свободных искусств уступает место классическим гимназиям, а предметы, входившие в тривиум и квадривиум, выносятся за рамки университетской программы. Собственно, с формированием гимназий отпала и сама необходимость в так называемых младших факультетах университета, потому что подготовительные к обучению в университете функции взяла на себя гимназия. В университеты стали принимать лишь тех, кто успешно прошел курс гимназических наук.

Показательно, что при всех трансформациях системы образования предметы, входившие в 7 свободных искусств, сохранили свое значение и в гимназиях. В какой-то степени исключение составляла разве что музыка, потому что не везде этот предмет был обязательным, как, к примеру, грамматика и арифметика. Однако были гимназии, где обязательно изучали не только музыку, но и танцы, так что и исключение не совсем однозначно.

В любом случае вывод о недостаточности «комплекта» из 7 свободных искусств нашел свое отражение в расширении программы обучения. Правда, не в 13 веке, к которому историки относят первые упоминания о недостаточности 7 свободных искусств, а намного позже, уже в эпоху Нового времени.

Так, программа обучения в гимназии была расширена за счет предметов естественно-научного цикла (физика, химия, биология, география). Кроме того, в гимназиях стали изучать больше гуманитарных предметов (история, литература, немецкий, французский и другие языки). Во многих гимназиях на обязательной либо факультативной основе преподавали рисование и физкультуру.

Это общие тренды для образовательных учреждений Европы и России. Подробнее можно почитать, в частности, в книге «История средних учебных заведений в России» [Г. Шмид, 1878]. Об истории западного образования интересно написано в книге The history of education («История образования») [Е. Cubberley, 1920].

Разумеется, в разных странах и даже регионах страны были свои отличия и в выборе предметов преподавания, и в плане обязательности их изучения (обязательно или факультативно). Например, в Казани в гимназии в период с 1798 года изучались военные науки: фортификация, артиллерия, тактика. И только в 1804 году учебный план был приведен в общее соответствие с программой гимназий, а гимназия подчинена Министерству народного просвещения.

Так или иначе, значение 7 свободных искусств сложно переоценить. Во-первых, они были основой базового образования на протяжении нескольких веков. Во-вторых, они не утратили своего значения даже при смене парадигмы образования, лишь переместившись из университетов в гимназии.

Таким образом, можно констатировать, что еще в эпоху Древней Греции, в 5 веке до нашей эры, удалось достаточно точно наметить контуры грядущей системы образования на много веков вперед и достаточно адекватно оценить потребность общества в универсальных знаниях.

Собственно, и сейчас практически все предметы изучаются в рамках общеобразовательной школы во всех или почти во всех странах мира. Нет разве что предметов с названием «риторика» и «диалектика». Однако если мы вспомним, что в части, посвященной риторике и диалектике, прослеживался прикладной характер учебной дисциплины, и в этом разделе содержались пояснения терминов и понятий тогдашней юриспруденции, то мы без труда найдем аналог и в нынешней школьной программе. Сейчас этот предмет называется «Основы права». Нашлось место и диалектике. Так, в программу курса «Обществоведение» традиционно входят основы философских знаний, а значит, и диалектики.

Разумеется, невозможно ожидать, чтобы с течением времени и развитием науки наполнение учебных дисциплин оставалось прежним. Мы сразу начали с того, что и 7 искусств сложились в стройную четкую систему далеко не сразу. Даже чисто хронологически со времен Гиппия Элидского до эпохи Раннего Средневековья прошла примерно тысяча лет. Еще столько же прошло с момента, когда система обучения на основе 7 свободных искусств уступила место гимназическому образованию.

Такое долгожительство системы можно объяснить как гениальностью самой системы, так и относительно невысокими темпами развития науки и общества, которые не идут ни в какое сравнение с теперешними. Это предопределило актуальность разработанной системы обучения на долгие столетия. Хорошо это или плохо? И возможно ли сейчас изобрести нечто такое, что будет незыблемо следующую тысячу лет?

В принципе, любая стабильность для развития науки и общества – это хорошо, если только не превращается в стагнацию. Собственно, именно стагнация в значительной степени и предопределила упадок Средневековья и необходимость перехода на новый уровень в самых разных сферах, от строительства и производства до науки и искусства.

Возможно ли сейчас изобрести нечто такое, что будет незыблемо следующую тысячу лет? Скажем для примера, что такой предмет, как информатика, стали изучать в школе по историческим меркам сравнительно недавно, примерно 40 лет тому назад. Естественно, наполнение учебной дисциплины претерпело и будет претерпевать определенные изменения, однако оснований полагать, что необходимость базовых компьютерных знаний куда-то исчезнет, точно нет. Таким образом, на стыке тысячелетий человечество уже сделало рывок в образовании, необходимость которого каких-то 70-80 лет назад нельзя было даже представить.

И, наконец, хоть 7 свободных искусств и не были искусствами в нашем современном понимании, они служили источником вдохновения для творцов прошлых столетий. Причем к этой теме творцы обращались даже в эпоху, когда свободные искусства в качестве основы базового образования вроде как уже утратили свое первоначальное значение.

Так, художник эпохи Возрождения Джованни Баттиста Тьеполо написал картину «Меценат представляет Августу свободные искусства»:

Тривиум и квадривиум что это. Смотреть фото Тривиум и квадривиум что это. Смотреть картинку Тривиум и квадривиум что это. Картинка про Тривиум и квадривиум что это. Фото Тривиум и квадривиум что это

Уточним, что Гай Цильний Меценат – это друг и советник Октавиана Августа. Гай Цильний Меценат слыл большим поклонником искусства и покровителем поэтов, а словом «меценат» с тех пор называют всех, кто покровительствует искусству и помогает творческим людям в реализации их проектов.

Тема нашла отражение и в декоративно-прикладном искусстве. Специалистами обнаружен фламандский гобелен 17 столетия, эскиз для которого сделал нидерландский художник Корнелис Схют. Корнелис изобразил каждое из искусств в виде некоего персонажа, попытавшись передать характер искусства через характер героя:

Тривиум и квадривиум что это. Смотреть фото Тривиум и квадривиум что это. Смотреть картинку Тривиум и квадривиум что это. Картинка про Тривиум и квадривиум что это. Фото Тривиум и квадривиум что это

По некоторым данным, существовала разрозненная серия гобеленов, посвященных отдельно каждому из 7 свободных искусств, а вышеуказанный гобелен стал логическим завершением серии, где все 7 свободных искусств изображены вместе.

Стоит ли такой интерес к теме трактовать, как желание увековечить 7 свободных искусств для истории? Или дело в том, что свободные искусства в 17-18 веке не настолько утратили свое первоначальное значение? Сказать сложно, однако произведения искусства – и картина, и гобелен – весьма красивы и изящны, а глубина проработки сюжета показывает огромный объем приложенных усилий.

Такой огромный труд вкладывается лишь тогда, когда тема почему-либо актуальна, потому что вряд ли кто-то будет тратить время на вещи, которые заведомо не найдут отклика, если это только не личная прихоть или драма художника. Поскольку в основу произведений искусства положен элемент системы образования, вряд ли это можно отнести к личной прихоти или драме. Следовательно, существовал запрос общества или власти на популяризацию данной темы в таком контексте.

Это вкратце все, что мы хотели вам рассказать о 7 свободных искусствах. И о том, насколько образование и самообразование были актуальны для людей во все времена с тех самых пор, как человек осознал пользу знания. Сейчас все намного проще, и получить нужные навыки обучения вы сможете, не выходя из дома, если, к примеру, пройдете нашу программу «Самообразование». Мы желаем, чтобы все получаемые вами знания были интересны либо полезны, а лучше и то, и другое одновременно…

Источник

Семь свободных искусств

Тривиум и квадривиум что это. Смотреть фото Тривиум и квадривиум что это. Смотреть картинку Тривиум и квадривиум что это. Картинка про Тривиум и квадривиум что это. Фото Тривиум и квадривиум что это

Тривиум и квадривиум что это. Смотреть фото Тривиум и квадривиум что это. Смотреть картинку Тривиум и квадривиум что это. Картинка про Тривиум и квадривиум что это. Фото Тривиум и квадривиум что это

Семь свобо́дных иску́сств (septem artes liberales), свободные искусства или вольные искусства (artes liberales), или свободные науки (doctrinae liberales), или свободные занятия (liberalia studia), реже изящные искусства (artes ingenuae), хорошие искусства (artes bonae) — круг учебных наук, то есть дисциплин — в эллинистическую эпоху в Греции ( ἐλευθέριοι παιδεῖαι, ἐγκύκλια παιδεύματα ), Древнем Риме и средневековой Западной Европе.

Эти термины не нужно путать с терминами «свободное искусство», «свобода искусства».

Содержание

Античность

Ещё в античности начал вырабатываться список учебных дисциплин («наук»), позже названных свободными искусствами. Их совокупность рассматривалась как необходимый подготовительный этап для занятий философией.

В Древнем Риме так назывались занятия и упражнения, достойные свободного человека, в отличие от занятий, требующих физического труда (artes mechanicae, например, живопись и скульптура), которыми могли заниматься и рабы. Их обзору посвящено, например, знаменитое (88-е) письмо к Луцилию Сенеки. Понимание опредёленных учебных наук как обязательного образовательного цикла сформировалось постепенно в трудах Никомаха, Секста Эмпирика, Августина Блаженного (кн.2 трактата «De ordine»), Марциана Капеллы, Боэция, Кассиодора, Исидора Севильского и других писателей времён поздней античности и раннего Средневековья.

Учение о свободных искусствах было систематизировано в V веке Марцианом Капеллой в трактате «О бракосочетании Филологии и Меркурия», посвящённом обзору семи свободных искусств, которые представлены в аллегорических образах юных невест.

Слово «искусство» (лат. ars ) в данном контексте следует понимать не как «художественное мастерство» (такое, ныне господствующее, понимание искусства сложилось только в Новое время), а как практическую науку, то есть системный взгляд, выработанный в ходе практических наблюдений природы.

— Боэций. Основы арифметики I,1

Тривий оформился значительно позже, в раннем Средневековье. Совокупность семи учебных наук рассматривалась как необходимый подготовительный этап для получения философского знания о мире.

Список свободных искусств по Исидору Севильскому:

Свободные искусства
ТривиумКвадривиум
ГрамматикаДиалектика (логика) [источник не указан 87 дней]РиторикаАрифметикаГеометрияМузыкаАстрономия

Средние века

Христианские авторы приспосабливали античные науки к нуждам христианского образования. Пользу грамматики, например, они видели в знании Священного писания и других церковных книг, риторики — в искусстве проповеди, астрономии — в вычислении пасхалий, диалектики — в умении спорить с еретиками.

В средневековых университетах семь свободных искусств изучались на младшем, артистическом, факультете, окончание которого давало право поступления на один из старших факультетов — богословский, медицинский или юридический. Другие учебные дисциплины стали постепенно проникать в этот замкнутый ряд лишь с XII века, и то с большим трудом. Даже современная система титулатуры — магистр искусств и доктор философии (MA и PhD) отражает это древнее деление.

Гуманисты поставили свободные искусства в иерархии знаний выше медицины и юриспруденции, в особенности развивая риторику и грамматику.

Из людей, писавших о семи свободных искусствах в Средние века, можно упомянуть Теодульфа и Винсента из Бове.

Свободные искусства преподавались в средневековых средних учебных заведениях (монастырских и епископальных школах, коллегиумах монашеских орденов) и университетах.

Последовательность преподавания свободных искусств. Сначала преподавался тривиум (первая из дисциплин — грамматика, а также логика (диалектика) и риторика), потом квадривиум (базовая дисциплина — арифметика, а также геометрия, астрология и музыка (гармоника)). Тривиум преподавался отдельно в начальных школах, которые поэтому назывались элементарными или тривиальными.

В средневековых университетах свободные искусства составляли первую ступень высшего образования и преподавались на низшем, подготовительном факультете — факультете искусств (факультет свободных искусств, артистический факультет лат. facultas artium (liberalium) ). Помимо них на факультете искусств преподавались философия и другие науки. Окончившим факультет присваивалась учёная степень магистра искусств (магистр свободных искусств magister artium liberalium ). Эта степень присуждалась в Германии и присуждается в англоязычных странах (англ. master of arts ) по широкому кругу дисциплин, за исключением права, медицины и богословия.

Возрождение и Новое время

Тривиум и квадривиум что это. Смотреть фото Тривиум и квадривиум что это. Смотреть картинку Тривиум и квадривиум что это. Картинка про Тривиум и квадривиум что это. Фото Тривиум и квадривиум что это

Тривиум и квадривиум что это. Смотреть фото Тривиум и квадривиум что это. Смотреть картинку Тривиум и квадривиум что это. Картинка про Тривиум и квадривиум что это. Фото Тривиум и квадривиум что это

В эпоху Реформации факультет искусств был переименован в философский факультет. В раннее Новое время систему свободных искусств сменила система дисциплин классических гимназий.

Современность

В средние века обучение свободным искусствам воспринималось как подготовка к изучению более серьёзных дисциплин, таких как медицина или богословие. Позднее liberal arts стали рассматриваться как самостоятельные науки, став во многом синонимом гуманитарных наук. В наше время частью свободных искусств обычно рассматриваются искусство, гуманитарные и общественные науки, а нередко и другие научные дисциплины, например, математика. Считается, что изучение свободных искусств помогает научиться анализировать и интерпретировать информацию, а также умению формировать и выражать своё мнение.

Академические области, которые связывают с термином свободные искусства, включают:

Источник

Тривиум и квадривиум что это

Лекция 11:
Расцвет средневековья

(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)

К 1000 году нашей эры раннее средневековье, охарактеризованное состоянием постоянного хаоса, вторжений варваров и всестороннего упадка наконец было завершено.

Политические, общественные и экономические институты Западной Европы обрели определенную стабильность и цельность, продолжавшуюся на протяжении порядка пяти последующих веков.

В период между 1000 и концом 1200-х годов нашей эры, известный так же как «Высокое средневековье», средневековая цивилизация считается достигшей своей высшей точки развития.

Первое, что отличает Высокое средневековье от предыдущего периода это появление системы организованного высшего обучения, получивший название «университета».

Интерес к учебе и искусствам проявился в Европе еще ранее, в 800-е годы, в царствование Карла Великого. Именно при Карле в крупных городах стали открываться первые монастырские школы. Будущие университеты расцвели впоследствии именно на основе этих школ, хотя и в корне отличались от них по ряду признаков.

Университеты, от латинского universitas, означавшее «объединение группы людей в единое сообщество, компанию, корпорацию или гильдию», по сути своей являли характерную для того времени гильдию торговых или деловых людей, соединившихся с целью защиты собственных интересов. Так, в случае с университетами, группой людей оказывались студенты и их преподаватели, часто находившие наиболее удобным скопление в одном месте для взаимного обучения и проживания.

Одним из первых в Европе можно считать университет Парижа, именовавший себя universitas magistorum et scholarium – «объединение магистров и студентов», и возникший при объединении кафедральной школы Нотр-Дама, аббатства св. Виктора, и недавно созданных монашеских орденов Доминиканцев и Францисканцев.

В Оксфорде, где обучение в некоторой форме велось уже с 1090-х годов, студенты к началу 13 века также организовали universitas. В 13 веке такие «университас» имелись уже и в Болонье, Неаполе, Монтпелье, и Кембридже, куда убежала часть оксфордских студентов после конфликта с местными жителями.

Лекции в ранних университетах:
Тривиум и квадривиум что это. Смотреть фото Тривиум и квадривиум что это. Смотреть картинку Тривиум и квадривиум что это. Картинка про Тривиум и квадривиум что это. Фото Тривиум и квадривиум что это

Хотя по-прежнему основанные на принципах традиции и церковной доктрины, новые университеты делали упор на дебатах, аргументации, и подробном разборе различных тем методом диспутации, в результате чего стала возникать новая, уникальная академическая среда, все более открытая для новых идей и подходов.

Основной программой обучения являлялись т.н. либеральные искусства, разделенные на «тривиум» и «квадривиум»

Тривиум и квадривиум что это. Смотреть фото Тривиум и квадривиум что это. Смотреть картинку Тривиум и квадривиум что это. Картинка про Тривиум и квадривиум что это. Фото Тривиум и квадривиум что это

Все семь либеральных искусств:
Тривиум и квадривиум что это. Смотреть фото Тривиум и квадривиум что это. Смотреть картинку Тривиум и квадривиум что это. Картинка про Тривиум и квадривиум что это. Фото Тривиум и квадривиум что это

По окончании программы либеральных искусств студент получал степень бакалавра и мог продолжить обучение по одной из программ докторского уровня: либо права, либо медицины, либо теологии.

Изначально термин «схоластик» (школьник) относился ко всем ученикам монастырских школ Карла Великого. Однако постепенно термин «схоластика» приобрел особое значение, и стал применяться в отношении специализированного проекта по интеграции веры и разума. Целью схоластиков являлась гармонизация церковной доктрины с плодами философских размышлений.

В то же время не следует заблуждаться по поводу существовавшей меж ними иерархии: по словам Питера Дамиана (1007-1072 г.г.), теология была «королевой наук», а философия – ее служанкой. Учения церкви являли собой нерушимую структуру, внутри которой, однако, схоластический ум свободен был передвигаться и находить альтернативные объяснения, а так же делать на основании этого собственные выводы, по крайней мере по стольку, поскольку они не противоречили канонам.

Схоласты использовали диалектический метод рассуждения, заимствованный у Аристотеля.

1. Проблема формируется как вопрос, например «Является ли существование Бога самоочевидным?»
2. Приводятся аргументы как «за», так и «против» выдвинутого тезиса
3. Достигается разрешение проблемы, либо как нечто среднее между аргументами «за» и «против», либо как защита одной из этих позиций.

Авторитетами, на которых базировались суждения являлись:

Одним из наиболее существенных вопросов, волновавших средневековых схоластов, являлся вопрос об «универсалиях».

Универсалия – нечто общее, что можно найти между различными индивидуальными объектами. Так, например, «круглый» это универсалия, которой причастны планеты, мячи, надувные и биллиардные шары и т.д.

Проблема заключается в метафизическом статусе универсалий, конкретно – в вопросе «каковы взаимоотношения между универсалиями и реальностью?» Подробно она была поднята в переведенных Боэцием комментариях Порфирия к «Категориям» Аристотеля.

Порфирий, в частности, поднимает следующие вопросы:

1. Являются ли универсалии:
а) существующими в реальности независимо
или
б) существующими лишь в нашем сознании?

2. Если они существуют в реальности, то являются ли они:
а) нематериальными
или
б) материальными?

3. Являются ли они
а) чем-то отдельным от объектов
или
б) неотъемлемой частью самих объектов?

Как результат, в зависимости от ответов на эти вопросы, возможны следующие позиции:

Реализм: следуя за Платоном, можно сказать, что универсалии являют из себя реальные объекты, существующие в мире. Следовательно, даются варианты ответов 1 (а) и 2(а), а в наиболее экстремальной версии реализма – так же и 3 (а) – универсалии являются отдельными от объектов чувств существующими в реальности независимо от них нематериальными объектами. Такой позиции придерживался, например, Джон Скот Эриугена (Johannes Scot(t)us Eriugena; ок. 810—877)

Номинализм: следуя за Аристотелем, номиналисты (от латинского nomina, или «наименование») считали, что универсалии являют из себя лишь наименования, и единственной реальностью необходимо считать индивидуальные объекты, которые они объединяют. Наиболее экстремальной позиции в этом придерживался, например, Иоанн Росцелин (Johannes Roscelin) (ок. 1050 — ок. 1122), французский учитель логики

Концептуализм: компромисная позиция меж первыми двумя. Первым ее высказал Пьер (Пётр) Абеляр (фр. Pierre Abélard/Abailard, лат. Petrus Abaelardus; 1079 — 1142). С точки зрения Абеляра универсалия как слово это не более, чем звук, но ее сила заключается в том, что она указывает на универсальную концепцию. Концепция это логическое содержание слова, его значение, то, что оно обозначает. Соответственно, универсалии это объективные качества объектов (реальные концепции), но они не существуют от них независимо. Концептуализм можно считать, в зависимости от контекста, либо мягким реализмом, либо мягким номинализмом.

Мы еще увидим в дальнейшем, почему это оказалось важно, и как это повлияло на европейскую историю и культуру.
Еще один момент, который необходимо учесть:

Возрождение Аристотеля в Европе

Одним из наиважнейших событий, определивших ход европейской истории от средних веков и вплоть до наших дней, явилось появление утраченных работ Аристотеля в Европе в конце 12 века. Работы эти оказались сохранены в Персии и возвращены в результате крестовых походов. В период между 1210 и 1225 годом все они были переведены, в основном, с арабского, вместе с арабскими комментариями к ним, и распространились по всей Западной Европе. Церковь изначально встретила Аристотеля со значительным недоверием:

Так, в 1215 году правила Университета Парижа строго запрещали изучение работ Аристотеля по физике и метафизике (основным текстом до этого были Категории и зачатки Логики). Этот запрет оказался неэффективен, и уже к 1254 году Физика и Метафизика Аристотеля вошли в программу обучения парижского университета.

Именно с приходом Аристотеля изменилось само отношение к религиозной доктрине, в конечном итоге приведшее к расцвету научного подхода. Одним из важнейших мыслителей, принявшим Аристотеля и попытавшимся адаптировать его в рамках теологии был Фома Аквинский, о котором – в следующий раз.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *