Тритмент что это такое
Что такое режиссерский тритмент и зачем нужен
Режиссерский тритмент — это первый и основной инструмент для демонстрации креатива в видео-, кино- и рекламном производстве, а также главное средство убеждения продюсера, Заказчика, инвестора.
Тритмент неотделим от “питчинга” — это “живая” презентация режиссерского видения, оценив которую, в голове слушателя должно щелкнуть “вот что нам нужно”. Заразить Клиента вашей идеей, концепцией, историей и сделать это быстро. Это и есть искусство режиссерского тритмента.
Кадр из фильма «Начало»
Оглавление:
Что такое режиссерский тритмент?
Само слово treatment — в дословном переводе с английского означает “обращение”, “подход”, “трактовка”, “метод”. А по сути, это статичная (иногда анимационная или с динамичными вставками) презентация для победы в тендере на рекламный ролик.
Как и большинство базовых концепций, режиссерский тритмент перешел в видеорекламу из большого кино.
Претендент на место режиссера проводит для инвесторов короткую аудиовизуальную презентацию будущей картины: каким будет сюжет фильма, где будут проходить съемки, кого взять на главную роль, какими будут костюмы, декорации, музыкальное сопровождение.
Это и есть режиссерский тритмент — демонстрация возможностей и план действий в одном флаконе.
Если взгляд режиссера и ожидания продюсера совпадают, а деньги найдены, стороны подписывают контракт и начинают работать.
Но это же творчество. Разве творец должен кому-то отчитываться?
В золотой век Голливуда, режиссер был царем на съемочной площадке, а его слово было законом. Все резко изменилось в начале 80-х, после одного из главных провалов в истории кинематографа.
В 1978 году тогда еще малоизвестный режиссер Майкл Чимино снял драму “Охотник на оленей”, после которой проснулся знаменитым. Фильм получил пять “Оскаров” (в том числе приз за лучшую режиссуру). Критики и публика были в восторге. Фильм считается культовым и по сей день, но тогда на волне успеха продюсеры выстраивались в очередь, чтобы дать денег гениальному режиссеру.
Кадр из фильма «Охотник на оленей»
Фильм обернулся полным фиаско, United Artists обанкротились, а продюсеры поняли, что ни звездный статус режиссера, ни его былые заслуги не гарантируют коммерческий успех картины.
Студии серьезно ограничили самостоятельность режиссеров и кино навсегда превратилось из искусства в бизнес. Не факт, что именно после провала “Врат Рая” появилась практика изучать тритмент, прежде чем пригласить режиссера на проект, но очевидно, что сегодня режиссер — это уже не вольный художник, а скорее наемный директор по производству.
Студия может уволить его прямо по ходу съемок, как за творческие разногласия, так и за неосторожный твит.
Если вы — Майкл Бэй или Дэвид Кэмерон, можете снимать на свои деньги и ни перед кем не отчитываться. Во всех остальных случаях — сначала покажи, что задумал.
Тритмент позволяет увидеть собственные огрехи, ошибки в логике сценария и их исправить, посмотреть на всю свою задумку как бы со стороны. Кроме того, этот инструмент иногда позволяет продакшену посчитать точную смету проекта и сразу озвучить ее Клиенту.
Режиссерский тритмент в видеорекламе
Если уж в волшебном мире кино все жестко подчинили бизнес-логике и интересам инвестора, то что говорить о рекламе? Создание и продвижение рекламного ролика обходится недешево. Компания заказывает его, чтобы заработать деньги, а не только получить восторги от дизайнеров на Behance.
Поэтому перед тем как подписать договор, видеопродакшн иногда представляет Заказчику режиссерский тритмент будущего ролика. Это гарантия, что стороны правильно понимают друг друга.
Идеальная формула режиссерского тритмента — show & tell. Заказчик смотрит слайды, представитель видеопродакшена комментирует их.
Пример режиссерского тритмента западного режиссера Ryan Hope, который снял рекламу для пивного ирландского бренда Guinness:
Ролик, который впоследствии сняли по данному тритменту:
А вот это уже образец тритмента отечественного режиссера Натальи Демидовой для рекламного ролика детского питания:
Что получилось в результате:
Кстати, для рекламных или презентационных видео в графике и анимации собирается обычно не столько (или не только) режиссерский тритмент, сколько концепты будущего проекта под контролем арт-директора. Выглядит по-другому, но смысл похожий. Недавно такие концепты мы собирали для американского финансового холдинга JP Morgan:
Чем тритмент отличается от сценария
Сценарий полностью сконцентрирован на истории: поворотах сюжета, репликах героев. По сути это самостоятельное литературное произведение, адаптированное для съемок.
В тритменте сюжет и история — это лишь один из блоков, другие блоки включают в себя и аудио-сопровождение, и съемочный процесс, и локации, где будут проходить съемки и каким именно образом, кто или какие типажи героев в главных ролях и т. п..
Прочитав сценарий, Заказчик может понять, о чем будет история. Прочитав тритмент, он примерно понимает, как режиссер видит воплощение истории в реальную жизнь.
И не путайте режиссерский тритмент с синопсисом. Синопсис — это сухое детализированное и полное описание истории, а в тритменте концентрироваться на деталях противопоказано.
Структура режиссерского тритмента для рекламного видео
Режиссерский тритмент — это демонстрация вашей оригинальности и креативности. Но даже у него есть общепринятые стандарты. Тритмент обязательно должен содержать следующие блоки:
Идейный блок
Cценарий: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. О чем будет наша история. Краткое описание сюжета, образов персонажей и их характера, общий месседж ролика.
Визуальный блок
Стиль дизайна, цветовая гамма, внешний вид героев, локации и декорации, композиция кадра и работа камеры, реалистичность и присутствие графики.
Звуковой блок
Музыка, стиль озвучивания, голос диктора. Парадокс, но иногда даже музыкальную тему ролика можно проиллюстрировать при помощи картинок.
Технический блок
Сколько дней займет производство ролика, какое оборудование, инженерный реквизит и софт понадобятся для производства.
Какие бывают виды режиссерского тритмента
Оригинальный. Документ исключительно для внутреннего пользования, его не показывают Заказчику. Над оригинальным тритментом работают режиссер и еще несколько участников процесса. По сути это рабочая тетрадь режиссера, в которой подробно расписаны ключевые для съемок детали и пояснения.
Презентационный. Это уже вариант для Заказчика. Пишется короткими хлесткими фразами, чтобы клиент понял суть и уловил настроение. В нем будет меньше производственных деталей и подробностей, но больше визуала и дизайна.
Несколько советов по созданию бронебойного тритмента
1. Мастера режиссерского тритмента рекомендуют меньше рассказывать и больше показывать. Тритмент тем и отличается от питчинга, что апеллирует скорее к чувствам и эмоциям. Вы здесь, чтобы удивлять! Однажды заказчик так нам и сказал: “Покажите чудесенку”.
И все же для каждого слайда у вас должно быть заготовлено рациональное объяснение:
— Почему выбрали такой цвет?
— Оранжевый цвет ассоциируется с дружелюбием и положительными эмоциями.
— Деревья какие-то угловатые, вам не кажется?
— Это низкополигональный дизайн, который сейчас в тренде. Лучшее решение в выбранной вами ценовой категории.
— Почему ролик решили делать с юмором?
— 60% россиян считают рекламу с юмором наиболее притягательной.
Помните? Фраза “Я художник, я так вижу” официально не котируется с 1980 года.
На гифке: режиссер самой плохой картины «The Room» за всю историю кинематографа. Мы как бы намекаем!
2. Будьте готовы ответить на любой вопрос по презентованной истории. Знайте досконально своих героев и логлайн. Помните, что выбирают не только по тритменту, но и по вашему предыдущему опыту. Вас могут спросить:
3. Оформляя тритмент для рекламы, позаботьтесь о том, чтобы иллюстрации были кинематографичны (можно использовать кадры из фильмов, только не злоупотребляйте известными заезженными сценами) и в едином визуальном ключе — это лучше передаст настроение и визуальное наполнение идеи.
Если вы пишете тритмент для кино по принятым в этой индустрии стандартам, пишите черными шрифтами Arial, Times New Roman или Calibri на белом фоне с полуторным интервалом между строками, при этом заголовки выделяют жирным цветом, а иллюстрации и другие цветы не используются вовсе.
4. Если есть “страх белого листа” перед написанием тритмента, попробуйте включить диктофон и записать свой голос. Так будет значительно легче с чего-то начать — аудио потом переведете в текстовый формат.
5. Лимита по объемам нет, разбег от 3 до 100 страниц. Достоверно известно, что Оскар получали картины и с тритментами по 7 страниц, и с тритментами по 90 страниц. Поэтому первостепенно качество вашей идеи и ее воплощение, а не объем.
Но не забывайте, что читатель или слушатель скорее всего — человек занятой, поэтому чем короче — тем лучше.
Коротким тритментом считается “дорожная карта” до 10 страниц, средним размером — 10-20, детализированным — 20-30 и более. Каждая история и идея индивидуальны, и чтобы рассказать их в каждом конкретном случае, понадобится свое количество страниц.
6. Все действия происходят в настоящем времени. Описывайте события, как будто зритель прямо сейчас уже смотрит ваш ролик на экране. Такое описание непривычно, но необходимо для лучшего погружения зрителя в идею.
7. Сделайте из питчинга тритмента перфоманс. Можете приодеться соответственно стилю в ролике. БУМ! Пугайте и смешите зрителя, рассказывайте захватывающую историю! Чем больше зритель втянется в просмотр — тем больше шансов, что вас выберут.
8. Сконцентрируйтесь на главных событиях и действиях героев, на развитии сюжета. Не отвлекайтесь на второстепенные детали. Не надо питчить каждый шот: “Камера спускается сверху. Мы видим небо. Ясный солнечный день. Летит стая птиц. Опускаемся еще ниже — верхние этажи Москвы-Сити…”.
9. Избегайте сложных выражений и профессиональных словосочетаний. Тритмент должен суметь прочитать и понять подросток.
10. Перед тем как писать тритмент, уточните у будущих получателей (или слушателей) их требования. Они сильно варьируются, а кто-то даже пришлет примеры тритментов, которые они обычно рассматривают.
Заключение
Несмотря на известные в индустрии стандарты написания режиссерского тритмента, у каждого творческого работника, специалиста кино и телевидения есть свое понимание этого документа, потому что каждый опирается в первую очередь на собственный опыт.
Поэтому только практика создания тритментов со временем перейдет в навык, сформирует ваше личное понимание и вы научитесь делать действительно крутые презентации своих идей.
Желаем будущим режиссерам запастись терпением, а видеостудиям и бизнесу — полного взаимопонимания на основе режиссерского тритмента и последующих успешных проектов!
Что такое тритмент сценария и как его написать?
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Тритмент – кинодокумент, о котором мало информации на русском языке. Даже в учебниках его обходят вниманием. Хотя на практике, студии часто просят его у начинающих сценаристов. Что же такое тритмент и как его написать?
Тритмент – это самый недооцененный в российском кинопроизводстве документ. А между тем – этот документ логичная часть поэтапной разработки сценария. И более того за рубежом много случаев, когда сценарий покупали на этапе тритмента. А в некоторых случаях (правда не всегда удачных) с тритментом выходили на съемку фильма.
Есть байка, что Балабанов получил одобрение на съемки фильма «Брат» прислав продюсеру Сергею Сельянову десятистраничный тритмент. Об этом Сельянов сам несколько раз рассказывал в интервью.
Да и первое что нужно учесть: тритмент – это инструмент именно для полнометражного кино. Из-за особенностей телепроизводства размеров эпизодов и отведенного времени в сериалах он не используется. Там есть другие документы помогающие работать на сценарием.
Что такое тритмент сценария?
В чем отличие тритмента от синопсиса?
Мы уже рассказывали, что такое синопсис и как его правильно писать. Основной чертой синопсиса было удаление всех второстепенных и эпизодических деталей. Чтобы история осталась понятной и влезла в 3-5 страниц, приходится оставлять в ней только самую суть.
В противовес синопсису, тритмент – это история, пересказанная со всеми необходимыми подробностями и нюансами. В тритменте можно подробно проследить весь сюжет, его линии поворотные точки, изменения героев, понять их характеры.
В чем отличие тритмента от поэпизодника?
Основное отличие тритмента от эпизодника (или поэпизодника, если угодно) в его внешней структуре.
Тритмент пишется в вольной форме, как синопсис. По своей сути он больше похож на рассказ. В нем возможны литературные вставки описывающие настроение сцены. В нем пока еще можно прописывать реакции, которые невозможно экранизировать без какого-то конкретного решения. Например: осознал или влюбился.
В свою очередь поэпизодник – это четко структурированный по формату текст. В начале у него обязательно идет описание места и времени действия: «ИНТ/НАТ. КОРИДОР УНИВЕРСИТЕТА. ДЕНЬ».
А затем идет краткий пересказ сцены с уже придуманными художественными решениями. Например, та же самая реакция осознания чего-либо героя в поэпизоднике описывается уже как: «Идет. Вдруг останавливается, глядя в пустоту. Пара секунд раздумывает. И злобно бьет кулаком в стену». Или что-то вроде этого.
Таких подробностей в тритменте либо совсем нет, либо они прописаны только в отдельных местах.
В чем отличие тритмента от сценария?
Если говорить о сценарии, написанном в американском формате, где одна страница подогнана под одну минуту экранного времени, то отличить его от тритмента не составляет труда. Эти документы просто выглядят по-разному. Сценарий в американке ближе к эпизоднику, чем к тритменту.
Сегодня запись в «американке» – это общепринятый стандарт для скрипта. Такая запись наиболее удобна для работы производственных цехов. Но все же, еще есть авторы, которые пишут литературные сценарии. Эта запись использовалась в советское время, и она во главу угла ставит не техническое удобство, а художественное погружение в историю. По сути, это повесть, по которой предлагается снять фильм.
И как раз литературный сценарий было бы очень легко спутать с тритментом, если бы не одно но. В тритменте нет прописанных диалогов. Максимум – отдельные фразы передающие суть разговора. А в «литературке» они должны быть. И это ключевое отличие.
Зачем нужен тритмент?
Тритмент может быть полезен, как автору так и продюсеру.
Мы уже неоднократно говорили, что в кинопродакшенах не любят тратить время на чтение полноценных сценариев от неизвестных авторов. Их почта обычно забита разными предложениями, большинство из которых либо недотягивают по качеству, либо просто не подходят данной компании.
Так что если автор хочет привлечь к себе внимание, ему нужно постепенно подогревать любопытство и внимание продюсеров. Если отборщика зацепил логлайн, он прочтет синопсис, если понравился синопсис, он может заглянуть дальше. И тритмент – это очередной способ сэкономить время продакшена. Раз есть возможность понять всю историю, прочитав 12 страниц, зачем читать 120?
Так что, наличие в вашем пакете документов тритмента при прочих равных хорошо увеличивают ваши шансы на внимание продюсера.
Что касается полезности тритмента самому автору – писать сценарий по тритменту гораздо легче и продуктивней, чем по синопсису.
По тритменту уже видно, в каком порядке должны идти события и сцены. Где должны быть ключевые точки. Как ведет себя герой в каждой сценой, и каким он должен прийти к следующей.
Опираться на тритмент можно дорабатывая или переписывая сценарий. Или проверяя: все ли необходимые детали были учтены в самом сценарии.
Виды тритментов
Конечно, любое деление очень условно, но если все-таки выделять категории, то в первую очередь тритменты стоит разделить на:
Понятно, что первые создаются для удобства работы. А вторые для презентации истории продюсерам.
Если тритмент заказал сам продакшен. И это обязательный этап работы – он обязательно должен быть оплачен.
В первом случае, размер и проработанность тритмента остается на усмотрение автора. А во втором регламент диктует заказчик.
Сколько страниц должно быть в тритменте?
По размеру классически тритмент делится на три категории
Уже по названию видно, что отличаются они только уровнем проработки деталей. В остальном же – это все тот же пересказ истории с нужными для понимания нюансов сюжета подробностями.
Самый распространенный вид, как у нас, так и за рубежом – это «сжатый» тритмент.
Так как в России все еще нет единых стандартов для кинотерминов, очень часто такой тритмент называют развернутым синопсисом. А иногда даже развернутой заявкой.
Понять, что речь идет именно о тритменте, можно увидев выделенный под этот документ объем. Если продюсер просит что-то на 10-12 страниц или 20-30 тысяч знаков, значит, речь идет именно об этом документе.
«Подробный» тритмент на 20 и более страниц сценаристы чаще пишут для себя. Он максимально полезен для работы, помогает структурировать всю историю и учитывать детали. Но далеко не каждый продюсер станет читать такой толстый файл. Проще уж дождаться самого сценария.
Ну а «развернутый» – это некий промежуточный вариант, который встречается гораздо реже «сжатого» и «подробного».
«Скриптмент» Джеймса Кэмерона
Есть еще одна интересная разновидность тритмента. Ее создал и популяризировал (и продолжает популяризировать) всем известный сценарист, режиссер и продюсер Джеймс Кэмерон. Он называет этот документ «скриптмент».
По сути это смесь, сценария в американской записи и тритмента и сценария. В скриптменте остались правила форматирования кинотекста, места действия и диалогов. От тритмента – литературные описания вместо продуманных деталей и решений сцен.
Размер скриптмента также не попадает ни под тритмент ни под сценарий.
Так скриптмент «Чужих» составляет 45 страниц. Скриптмент отмененной Кэмероновской версии «Человека-паука» — 49 страниц. А скриптмент «Аватара» по слухам был около 70 страниц. Но правда это или нет, сказать невозможно, потому что скриптменты «Чужих» и «Человека-паука» выложены в Интернет (загрузить на сайт и сделать ссылки), а у «Аватара» лежит только уже готовый сценарий.
Режиссерский тритмент
Чтобы еще больше вас запутать, расскажем про еще один документ который тоже иногда называют тритментом. (Мы же уже говорили, что в России нет единого стандарта для определения кинотерминов?). Этот вид тритмента не связан с работой сценариста, он входит в обязанности режиссера.
После того как автор напишет финальный драфт сценария, этот документ попадает в руки других участников продакшена, в технические цеха, продюсеру, помощниками и конечно режиссеру-постановщику.
Режиссер на основе драматургического сценария создает свой, более расширенный вариант – режиссерский сценарий. Или режиссерскую экспликацию. Это документ, в котором прописана вся концепция будущего фильма, все видение постановщика.
В нём он в каждую сцену прописывает всю необходимую для съемки информацию. Какая будет музыка, какие ракурсы нужны, какую атмосферу необходимо создать в кадре за счет декораций и костюмов. В этот же документ подшиваются раскадровки. В руках режиссера 120 страничный сценарий превращается в 300 или даже 500 страничный документ.
Но в ряде случаев, когда не студия нанимает постановщика под проект, а наоборот режиссер приходит со своей идеей к продюсеру, все происходит несколько иначе.
Постановщику нужно заинтересовать студию историей. Коротко пропитчить свое видение. И потому даже, если сценарий фильма уже написан, и на его основе создана экспликация, изучать 300-500 страничный документ никто не будет. И тогда в дело идет режиссерский тритмент. Это краткий пересказ истории с основным упором на концепцию будущего фильма.
В идеальном мире, этот документ назывался бы как-то иначе, во избежание путаницы. Но имеем, что имеем.
Как написать тритмент?
Первое что нужно знать: нельзя начинать работу над сценарием сразу с тритмента. Да, по сути, тритмент это рассказ или максимум небольшая повесть и литературные писатели вполне могут написать историю такого объема практически без подготовки. Вот только они в этот момент не думают, как их рассказ будет выглядеть на экране. А сценаристам об этом нужно думать всегда.
Если идти в порядке усложнения, то схема написания сценария выглядит так:
А значит еще до того как вы сядете за тритмент у вас уже должен быть готовы описание идеи и синопсис.
Но даже этого не достаточно, чтобы приступить к тритменту.
Как мы уже говорили выше, в тритменте должны быть учтены все сюжетные и драматургические особенности будущего сценария. Сюжетные повороты, ключевые точки, разбивка на акты, ярко выраженная кульминация и тд. А если ваша история завязана еще и на нелинейное повествование, то в тритменте придется расставить и все эти элементы.
Именно поэтому перед созданием тритмента нужно подготовить план будущего фильма. Это может быть это может быть список битов, карточки с описанием сцен или схема сюжета. Любой план, который поможет вам увидеть весь каркас истории.
Если же этого не проделать, то велика вероятность, что получившийся тритмент в итоге окажется нерабочим. И его все равно придется переписывать.
Тритмент, написанный автором для облегчения своей работы, может быть каким угодно. Главное чтобы сценаристу было удобно на него ориентироваться.
А вот тритмент для продюсеров должен выполнять некие общие условия.
Что должен включать в себя тритмент?
В первую очередь тритмент – это пересказ вашей истории. И это главное, что должно быть в этом документе: понятная история с подробностями, но без излишней детализации.
Если тритмент пишется по заказу продакшена, то разумеется в нем должен быть титульный лист с технической информацией. Эта часть должна содержать название проекта, имя автора, логлайн и контакты. Кроме того по необходимости в тритмент можно вставить краткую библию персонажей или описание основной концепции будущего фильма, если это важно для понимания сюжета.
Например, если в фильме какой-то сюжетообразующий мир, как в фильмах «Время» или «Эквилибриум», можно коротко рассказать правила этой вселенной. Или, например, если в сценарии используется нелинейное повествование («Помни», «Криминальное чтиво», «Мистер Никто») можно пояснить по какой логике расположены сцены.
Кроме того очень важно сделать его развлекательным и интересным. Читатель должен увлечься чтением, его нужно зацепить.
Также как и во всех современных фильмах, история в тритменте должна стартовать как можно быстрее. Не стоит тратить первую страницу на описание атмосферы и будничной жизни героев до приключений. Сегодня такие затянутые вступления не любят ни зрители, ни читатели.
Кроме того тритмент должен обращаться к той же эмоции читателя, что и будущий фильм. То есть если это комедия, то тритмент должен смешить. Если триллер – заставить читателя переживать. Ужасы – испугать. Ну, и дальше по списку.
Когда мы рассказывали про то, как писать логлайны, идею и заявку, мы говорили что все сюжетные повороты нужно показывать сразу. Но в тритменте есть смысл поступить наоборот. Мучащий читателя вопрос «кто на самом деле убийца?» – это ваша гарантия того, что тритмент дочитают до конца.
Традиционно, как и все документы в кино, тритмент пишется в настоящем времени. Хотя вряд ли хоть один адекватный продюсер откажется от круто прописанной истории из-за того что в документе используются прошлое время.
Язык тритмента должен делать упор на визуализацию истории. Пишите так, чтобы у читающего в голове возникала четкая картинка. Для этого используйте простые короткие предложения. Не используйте сложные и малопонятные глаголы и не злоупотребляйте прилагательными.
По этой же причине, текст лучше разделять на небольшие абзацы. По три, максимум – четыре, строчки. К тому же такое форматирование способствует комфортному чтению.
По оформлению текст должен соответсвовать стандартам сценария: никаких пестрых цветов, и вензельных шрифтов. Весь документ должен быть отформатирован под Courier New 12 размера с одиночным интервалом.
Что не нужно включать в тритмент?
Есть несколько вещей, которые только ухудшат ваш тритмент.
Во-первых, это диалоги. В тритменте можно использовать отдельные реплики, если они несут в себе ключевой смысл сцены, или если вдруг появилась формулировка, которую вы боитесь забыть. В остальных случаях, диалоги на данном этапе только занимают место и замедляют чтение.
Не смотря на то, что в тритменте разрешено использовать художественные описания, применять их нужно по строго определенным правилам. Все метафоры, эпитеты и аллегории можно использовать для создания атмосферы в сцене или описания персонажа. А при описании действий и эмоций все равно нужно использовать киноязык: конкретный и лаконичный. Длинные и общие описания, опять же, только снижают интерес.
Не пытайтесь показать через текст свою начитанность. Сложные и узкоспециализированные термины, редко используемые слова, витиеватые изречения – все это в итоге будет записано в минус вашей истории. Помните, главная задача, чтобы читающий текст человек быстро понял вашу мысль. Не заставляйте его отвлекаться от чтения и гуглить значение слова «флюктуация».
Точно также не стоит добавлять в тритмент визуальные подсказки: референсы, раскадровки, фотографии актеров из дримкаста. Для этого есть другие документы – презентация и библия проекта. А раскадровки вообще относятся к сфере компетенции режиссера, а не сценариста. Главный инструмент автора это слово. И если вы не можете что-то понятно описать без картинки, сразу возникает вопрос о вашем уровне владения словом.
В целом, за всеми этими долгими описаниями скрывается достаточно простой и понятный документ. А все перечисленные выше правила трудно учесть только в самый первый раз. Второй свой тритмент вы напишите гораздо легче. И возможно только тогда поймете, зачем даже матерые профессионалы тратят свое время на этот промежуточный документ.