Триместры или четверти в школе что лучше
Четверти, триместры, биместры: плюсы и минусы
Выходите на работу после отпуска, и директор сообщает, что теперь все по-новому: вместо четвертей — триместры, а в субботу теперь нет занятий. Вроде бы ничего особенно не изменилось, но все равно тревожно, вдруг вам будет неудобно и результаты обучения ухудшатся. В этой статье мы рассмотрим плюсы и минусы разных способов деления учебного года: четверти, триместры, биместры.
Триместровое деление
Год делится на три части по три месяца каждая. Пять недель проходит обучение, а на шестой неделе ученики отдыхают. Только новогодние праздники продлевают каникулы до двух недель. Оценки выставляются в конце триместра.
Плюсы триместров:
Минусы триместров:
Семестровая системы обучения (четвертная)
Год делится на четыре четверти разной продолжительности, каникулы проводятся четыре раза.
Плюсы четвертей:
Минусы четвертей:
Биместровая система обучения
Учебный год делится на пять отрезков по семь недель с двумя неделями каникул. При такой системе обучение длится дольше десяти месяцев с сентября по июнь. Плюсом и минусом можно считать удлиненный учебный год и отсутствие трехмесячных летних каникул.
Плюсы биместров:
Минусы биместров:
Теперь вы знаете плюсы и минусы каждой системы и можете выбрать, если администрация вашей школы предложит голосование. Также учтете отрицательные стороны, составляя годовой учебный план.
Что такое триместр в школе
Триместры в школе — это разделение учебного года не на привычные четверти, а на шесть учебных периодов с каникулами между ними, равными одной неделе, и стандартными летними каникулами в три месяца.
Любое из школьных учреждений выбирает самостоятельно, по какой системе обучения строить образовательный процесс: в формате четвертей или в формате триместров.
Как строится обучение по триместрам
В учебном году вся учебная нагрузка делится равномерно на три триместра по три месяца. Каждый триместр дополнительно разделяют на 2 части, между которыми у учеников есть промежуточные каникулы (таким образом учебную нагрузку распределяют равномерно на весь период обучения).
Промежуточная аттестация проходит в конце ноября, февраля, мая. В конце учебного года выставляются годовые оценки. Например, первая часть второго триместра оканчивается недельными каникулами. После них ученики продолжают обучение, начинают писать проверочные и контрольные работы для проведения аттестации к концу второй части второго триместра. Когда заканчивается второй триместр в школе (в середине февраля), ученикам выставляют оценки и снова отпускают на каникулы.
Каждый год за шесть месяцев до начала учебного года Министерство образования корректирует дату начала и окончания триместров, прописывает, какого числа заканчивается триместр в школе на первое и второе полугодия. Даются указания в отношении определения каникул в школах. Дата начала каникул может изменяться школами, но образовательные учреждения должны учитывать следующие рекомендации Минобразования:
В первом полугодии деление учебных модулей идет по пять недель, а в втором — по шесть недель.
Когда начинаются и заканчиваются школьные триместры в 2020-2020 учебном году
График обучения на первый триместр 2020-2020 учебный год (для шестидневки).
Первая половина | 02.09.2019 – 05.10.2019 (промежуточные каникулы с 7 по 13 октября) |
Вторая половина | 14.10.2019 – 16.11.2019 (осенние каникулы с 18 по 24 ноября |
Календарь ученика на первый триместр 2020-2020 учебный год
График обучения на второй триместр 2020-2020 учебный год (для шестидневки).
Первая половина | 25.11.2019 – 28.12.2019 (промежуточные каникулы с 30 декабря по 8 января) |
Вторая половина | 09.01.2020 – 15.02.2020 (зимние каникулы с 17 февраля по 24 февраля) |
Календарь ученика на второй триместр 2020-2020 учебного года
График обучения на третий триместр 2020-2020 учебный год (для шестидневки).
Учебные четверти, триместры, модули, биместры
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» каждая школа самостоятельно определяет режим работы: пятидневка или шестидневка, четверти, триместры и т. д., самостоятельно устанавливает и каникулы. Как видим, сегодня школам предоставлены достаточно широкие возможности выбора в этом вопросе. Другое дело — что выбирают школы и почему?
По мнению специалистов, проблема выбора системы обучения в том, как сделать учебный процесс здоровьесберегающим, ибо за последние десять лет в России распространённость функциональных отклонений в здоровье среди учащихся младшей школы повысилась на 85 процентов, а у старшеклассников почти на 74, показатель по хроническим заболеваниям у младшеклассников вырос на 84 процента, у школьников старшего звена — на 40.
Например, в Москве есть три варианта: традиционные четверти, триместры и модульная система. В Павловской гимназии в Подмосковье и в Университетской школе МГПУ используется биместровая система обучения, разработанная доктором психологических наук, профессором Московского института открытого образования Сергеем Юрьевичем Степановым.
Каждая из этих систем имеет как преимущества, так и недостатки.
В настоящее время российские школьники обучаются либо по четвертям: учебный год делится на 4 четверти, после каждой из которых наступают каникулы, из них самые продолжительные летние 3 месяца; либо по триместрам, когда учебный год делится на 3 части — триместры, после каждой из которых каникулы.
Понятие школьного года с его делением на учебные четверти установил чешский гуманист, педагог, писатель XVII века Ян Амос Коменский. Он ввёл каникулы, определил организацию учебного дня, разработал классно-урочную систему учебных занятий и практически применил её.
Если школа выбрала четверти, каникулы совпадают с государственными праздниками, что удобно для планирования семейного отдыха. Среди недостатков — третья четверть получается очень длинной.
При триместровом графике обучения школьников учебный год делится на 3 периода (триместра) каждый продолжительностью 10 – 12 недель; каникулы — две недели осенью и три недели весной. Летние каникулы длятся три месяца.
Модульная система: пять недель учебы — одна неделя отдыха. Летние каникулы длятся также три месяца.
Биместровая система предполагает: 5 равноценных периодов обучения примерно по семь недель (биместры); 5 каникулярных периодов по 2 недели между модулями, в основном совпадающие с традиционными; учебный год длится 10 месяцев с сентября по июнь; летние каникулы – 2 месяца (шестой биместр).
Разработчики биместровой системы полагают, что обучение по биместрам лучше, чем существующие на сегодня системы обучения по триместрам и четвертям, что при биместровой системе организм ребенка восстанавливается четырежды в учебном году почти на 90%, в 2 летних месяца – на 100% с большим запасом, а объем остаточных знаний к новому учебному году утраивается.
В последнее время идея биместров получила широкое обсуждение в педагогическом сообществе. Её сторонники считают, что детям лучше учиться по биместрам, а не по четвертям, ибо биместры способствуют переходу от «здоровьеподрывающего к здоровьесозидающему образованию». Противники приводят свои аргументы. Например, что образовательный график зависит от многих факторов: климата, местных традиций, истории, образовательных программ и др., что для того, чтобы ввести биместры, необходимо провести исследования по всей стране, что нужно будет переломить ментальность учеников и др.
Декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета священник Петр Коломейцев считает, что существующая система обучения хорошо себя зарекомендовала, что биместровая система, предполагающая сокращение летнего отдыха с трех месяцев до двух, будет не очень удобна не только школьникам, но и учителям, триместр очень длинный и школьники устанут учиться, а «модульная система вообще какая-то несерьезная — ни отдохнуть толком, ни втянуться в учебный процесс». (http://рпу.рф/index.php/publikatsii/1455541575.html)
«Вообще, ситуация с внедрением триместров, биместров, новых программ и так далее очень напоминает мне знаменитую басню Крылова «Квартет». От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Мы должны задуматься не о перестановке четвертей и триместров, а о содержательной подготовке учителя. Если у нас есть какие-то лишние средства, то лучше потратить их на обучение учителей, а не на придумку нового графика учебного года», — считает Екатерина Белоцерковская, доверенное лицо Президента России, завуч начальной школы № 69 Екатеринбурга. (http://доверенныелица.рф/sverdlovskaya-oblast/person/ekaterina-belotserkovskaya-gennadievna/ekaterina-belocerkovskaya-1)
При подготовке использованы материалы из:
P.S. 1. У чебный год при обучении по триместрам :
2. Учебный год Университетской школы МГПУ 2-8, 10 классы (5-ти дневная учебная неделя ):
1 биместр: учеба — 8 недель + каникулы — 16 дней;
2 биместр: учеба — 7 недель + каникулы — 16 дней;
3 биместр учеба — 7 недель + каникулы — 11 дней;
4 биместр: учеба — 7 недель + каникулы — 17 дней;
5 биместр: учеба — 6 недель + летние каникулы с 18 июня по 31 августа.
Дом и Семья
Новые школьные стандарты: четверти или триместры?
Формат школьных каникул давно стоит под вопросом. Какие-то школы уже перевели на триместровые каникулы, какие-то остались на четвертях. На 27 октября запланирован электронный референдум, на котором общим голосованием будет-таки выбран единый формат каникул. Правда, пока только в рамках Москвы.
Многих волнует даже не сам формат (триместр или четверть), а то, чтобы он был общим. На портале «Активный гражданин» в июне уже проходил электронный референдум по организации учебного процесса. Тогда 70% участвующих в нем проголосовали как раз на введение единого графика. 27 октября москвичи смогут выбрать сам график.
Какие есть варианты?
Осенние каникулы: с 01.11. по 09.11. (9 дней).
Зимние каникулы: с 27.12. по 11.01. (16 дней).
Весенние каникулы: с 21.03. по 29.03. (9 дней).
Осенние каникулы: с 17.11. по 30.11. (14 дней).
Весенние каникулы: с 16.03. по 08.04. (21 день).
С 06.10. по 12.10. (7 дней)
С 17.11. по 23.11. (7 дней)
С 01.01. по 07.01. (7 дней)
С 16.02. по 22.02. (7 дней)
С 30.03. по 05.04. (7 дней)
Целое лето отдыха остается во всех вариантах неизменным.
Какой формат каникул в вашей школе? Какой формат устраивает вас? Хотели бы вы изменений или нет? Почему?
Триместры или четверти в школе что лучше
Учёные предлагают перевести школьников на обучение по биместрам. Педагоги, врачи и психологи высказывают свои «за» и «против».
Российские учёные пришли к выводу, что школьникам лучше учиться по биместрам, чем по четвертям. В такой системе учебный год длится десять месяцев с сентября по июнь и состоит из пяти периодов примерно по семь недель вместо четвертей и триместров. Между биместрами должны быть каникулы продолжительностью не менее двух недель.
Согласно исследованию сотрудников Научного центра здоровья детей и университетской школы Московского городского педагогического университета, при традиционном обучении по четвертям у детей на 41% чаще бывают хронические заболевания, чем при биместровой системе, пишут «Известия». Учёные пришли к выводу, что биместровая система даёт больше возможностей для профилактики переутомления, предотвращения развития психосоматических расстройств и укрепления иммунитета.
Опрошенные НСН эксперты так и не пришли к единой точке зрения на этот счёт.
Заслуженный учитель России Ефим Рачевский не считает, что школьники в нашей стране утомляются больше своих зарубежных сверстников. По мнению эксперта, для получения хорошего образования ребёнку «нужно вкалывать».
«У меня вызывает сомнения степень переутомляемости наших школьников. Потому что так долго отдыхать, как у нас — 30 дней среди учебного года и 90 дней летом — не отдыхает никто. Значительная часть школ в России перешли на другую систему, которая просчитывается не по месяцам, а по неделям: пять недель — на учёбу и одна — на отдых. В итоге получаются те же 120 дней отдыха, что и при классической системе, доставшей нам от Советского Союза», — обрисовал ситуацию педагог.
По его словам, при любой организации учебного процесса школьникам необходимо трудиться и об этом не стоит забывать их родителям.
«Что раскопали учёные про биоритмы, я не в курсе. Но я знаю другое — хорошо учиться легко не бывает. Поскольку большинство родителей связывает будущее своих детей с качеством их образования, то подчеркну — вкалывать надо! А все эти соображения об утомляемости, недосыпе и недоедании связаны с плохой организацией учебного труда», — заключил Рачевский.
Эксперт по образованию, глава благотворительного фонда «Система» Елена Чернышкова также высказалась против радикальных изменений в организации учебного процесса в школах.
«В СССР была создана отличная система школьной подготовки, плодами которой мы пользуемся до сих пор… Не стоит рушить то, что уже и так неплохо работает», — отметила собеседница НСН.
Главный педиатр Росздравнадзора Борис Блохин выразил диаметрально противоположную точку зрения.
«Абсолютно согласен и полностью поддерживаю! Предложенный режим учитывает физиологию школьников. При нынешней системе ещё с детского сада дети отстают в росте, их психика перегружается из-за стрессовых ситуаций. Если увеличить каникулярное время, мы получим возможность адаптировать ребёнка к современным условиям и в итоге получить здорового члена нашего общества», — отметил в интервью НСН представитель медицинского сообщества.
Также он призвал ввести такую организацию учёбы, если та докажет свою пригодность.
«Если есть возможность так реорганизовать режим обучения, это стоит сделать. Ведь во взрослой жизни человеку уже не будут давать никаких поблажек!» — резюмировал Блохин.
Сейчас школы могут самостоятельно определять график учёбы и каникул. В Москве есть три варианта: четверти, триместры и модульная система. Если школа выбрала четверти, каникулы совпадают с государственными праздниками, что удобно для планирования семейного отдыха. Среди недостатков — третья четверть получается очень длинной, а дети устают. При триместровом графике обучения школьники отдыхают две недели осенью и три недели весной. Модульная система — пять недель учебы плюс одна неделя отдыха. Во всех трёх системах летние каникулы длятся три месяца.