Трилетствующая икона что означает
Икона «Трилетствующая»
Религия представляет собой динамичный общественный институт, то есть на протяжении времени меняются разнообразные детали и появляется какая-то «новизна». К этому относится икона Трилетствующая, которая представляет собой неканонический образ, относительно новый для церкви. Тут следует разобраться, в чем заключается особенность этого образа.
Какой имеет смысл «Трилетствущая» икона
Увидев икону «Трилетствующая», на которой изображается девочка с цветком может показаться что это лишь красивый рисунок, а не святой образ, который имеет смысл размещать у вас дома.
Что изображено и краткая история
Смысл данной иконы не всегда понятный, ведь для христианства изображение на святой картине маленькой миленькой девчонки, очень большая редкость. Точнее сказать, такой вариант является практически полностью нехарактерным для православия и возможным только для католической традиции. Первое что бросается в глаза, при взгляде на икону трехлетней Богородицы это большая лилия, которую держит девочка.
А белая лилия – символический образ Богородицы, ее чистоты и непорочности.
Многие кто изучают христианскую иконографию, предполагают, что икона Божией матери «Трилетствующая» это маленькая Богородица, которая с ранних лет была одарена духовными силами, и отвечала на молитвы и просьбы нуждающихся. Как вы знаете, согласно апокрифическим писаниям, Иоаким и Анна привели Деву Марию в храм в трехлетнем возрасте. После этого она Иоаким почил в течение довольно короткого времени, а Анна осталась с Марией. Девочка в свою очередь проживала в святая святых (то есть у самого алтаря, куда допускают только священников) и питалась дарами, которые приносил архангел Гавриил. После достижения 12 лет Дева Мария была отдана за Иосифа.
Таким образом, икона Богородицы «Трилетствующая» относится (условно) к иконописной традиции изображения Ведения во храм. Соответственно, девочка с цветком на иконе является именно той самой трехлетней Марией, которую привели родители в храм.
Само появление образа относится к открытке, доставленной из Иерусалима, в женский монастырь. Речь идет о Свято-Троицком Дерманском женском монастыре, который располагается на территории Украины. Там проживала матушка, которой настолько понравилась изображенная на открытке девочка, что та указала изобразить ее в иконографическом образе и освятить. И для того что бы она стала иконой, добавили надпись и нимб.
Конечно, в чем-то появление такого образа может казаться связанным с проявлением женской сентиментальности, но также в этом возможно и рассмотреть своеобразное провидение. Поэтому значение иконы «Трилетствующая» может рассматриваться как проявление искренней и чуткой веры.
Отличия от канона
Для православной традиции является нехарактерным давать художественные образы. Всегда используются только спокойные и вдохновенные выражения лица. Также используются особые художественные методы.
Поэтому подобный образ как этот не является каноническим, так как более имеет художественную ценность, хотя и указывает на Пречистую Деву
Тем не менее, для молитвы он может использоваться, если создает нужное настроение у верующего.
В чем помогает икона Божией Матери «Трилетствующая»
Многие подходят к иконе маленькой Богородицы, чтобы попросить о решении проблем, которые связаны с материнством. Когда некоторые теряют смысл жизни, то Богородица помогает им найти правильный путь в жизни.
В чем помогают и о чем молятся иконе «Трилетствующая»:
В христианстве икона является настоящим символом! Маленькая девочка помогала многим найти надежду. Многие из тех, кто молились находили ответы на проблемы воспитания детей.
Если резюмировать, то значение иконы Божией матери «Трилетствующая» во многом зависит от самого верующего. Многие священники не считают этот образ достойным внимания, но только по причине наличия других икон, которые созданы специальным образом, для того чтобы создавать особое молитвенное настроение.
Молитва перед иконой
Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице, зриши мою беду, зриши мою скорбь: помози ми яко немощну, окорми ми яко странна, обиду мою веси, разреши ту, яко волиши, яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.
Значение иконы Божией Матери Трилетствующая и в чем помогает образ, молитва
Православные верующие возносят свои молитвы перед иконами с изображениями святителей, чудотворцев, великомучеников, ангелов, Богоматери, Спасителя. Появление каждого образа не случайно. Почитание образов начинается после убедительных доказательств их чудотворной силы. О значении иконы «Трилетствующая», появившейся несколько лет назад, мнения духовенства и верующих расходятся.
Иконография
Появление новых иконописных образов вызывает интерес у верующих: что он означает, с какой молитвой можно обратиться. «Трилетствующая» – малораспространенный, а потому малоизвестный, святой образ. На иконе под этим названием верующие видят маленькую девочку с белой лилией в руках. Из одежды на ней голубого цвета туника. Длинные каштановые волосы распущены. Белоснежный цветок в детских руках символизирует чистоту. Голубой цвет одеяния – непорочность. О том, что это святой образ, свидетельствует нимб над головой и надпись «Трилетствующая».
На иконе изображена Божия Матерь в детстве. Название «Трилетствующая» взято из третьей песни второго канона, посвященного Введению в храм трехлетней Марии ее родителями Анной и Иоакимом.
История появления
Существует 2 версии появления нового образа Девы Марии. Согласно первой, икона была написана в 2000-х годах в женском монастыре ровненской епархии. Основой для изображения послужила старинная открытка (или фотография), привезенная из Иерусалима одной монахиней.
Настоятельница монастыря прониклась благоговением к изображению и решила на ее основе создать новый святой образ Богородицы в детстве. По ее благословению икона была списана с открытки с нимбом и надписью. По второй версии, изображение создано католическим иконописцем, так как соответствует стилю католической иконографии.
Значение в православии
В православной иконописи подобный стиль не применяется, хотя западная иконография оказала большое влияние на ее формирование. Приоритетом православной иконографии является духовная суть образа, через который видна его близость к Богу. Поэтому православные лики отличаются условностью изображения, со строгим соблюдением канонов по сюжету (соответствия библейским текстам), оформлению.
В католической иконописи присутствует художественный элемент, допускающий отклонения от Евангелия. Например, на иконе «Святое семейство» Иосиф Обручник изображается молодым человеком, в то время, как он был 80-летним старцем. Иосиф был хранителем чистоты и девственности Марии. Изображение молодого мужчины рядом с Богородицей искажает библейскую суть. Несведущий человек посчитает Обручника отцом младенца Иисуса.
Есть как сторонники, так и противники нового святого образа. Для доказательства святости образа приводят сведения, что он был, во-первых, написан по благословению, во-вторых, праздник Введения в храм отмечается в Русской Православной Церкви.
Из жизнеописания Пресвятой Девы известно, что она родилась у престарелых Анны и Иоакима по велению Господа, о чем их предуведомил ангел Божий. Мать дала зарок отдать ребенка (сына или дочь) в дар Господу для вечного служения. Когда Марии исполнилось 3 года, родители отвели ее в храм. Согласно апокрифу, будущую Богородицу у входа встретил первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя.
Анна поставила дочь на первую ступеньку лестницы, ведущей в храм. Мария, не оглядываясь, побежала наверх, к Захарии, быстро преодолев 15 ступеней. При храме она прожила до 12 (по другим сведениям – 14) лет. Здесь ее обучали Священному Писанию, рукоделию.
С ранних лет девочка отличалась отзывчивостью к людским страданиям и особой духовной силой. Ежедневные молитвы укрепляли ее дух и веру в Господа. В 12(14) лет, по повелению Господа, она была отдана замуж за Иосифа Обручника. Введение в храм Пресвятой Девы входит в перечень двадцати самых значимых православных праздников. В честь этого празднования в РПЦ имеются освященные храмы, называемые Введенскими.
Для противников новоявленного святого образа главными доводами является:
На канонических православных иконописных образах рядом с девочкой присутствуют родители, первосвященник, видны храм, лестница. Фигурка ребенка отличается от стоящих рядом взрослых только размером. На Марии традиционный наряд взрослой замужней женщины: покрывало, укрывающее ее с головы до земли (мафорий).
На основании таких отличий большинство православного духовенства считает, что это художественное изображение сюжета из Священного Писания, близкое к католическому стилю.
Католической иконографии присуще вольное толкование евангелистских историй. Лики святых, ангелов, Божьей Матери, Иисуса Христа похожи по исполнению на живописные произведения. По ним можно судить об эмоциональном настрое персонажей.
Картины на библейские темы западных художников сложно отличить от иконописных образов. Например, картину Тициана «Введение во храм Пресвятой Богородицы», хранящуюся в картинной галереи Венеции. Художник изобразил Марию на лестнице, одетую в голубое платье, с непокрытой головой.
Почитатели одухотворенного образа маленькой Девы Марии в качестве контраргументов напоминают, что у канонических изображений Богородицы «Взыскание погибших», «Ахтырская», «Помощница в родах» отсутствует омофор (головной платок). Цветовая гамма (бело-голубая-коричневая) иконы является традиционной для православной иконописи.
Значение иконы определяется отношением к ней верующего, наличием искренней веры. Молитвы перед святым образом «Трилетствующая» помогли многим людям обрести надежду, решить вопросы воспитания детей. Новизна изображения не умаляет его христианского значения.
Священнослужители относятся к детскому образу Девы Марии сдержанно. В РПЦ имеется около 800 святых ликов Небесной Царицы, созданных в православных традициях для создания молитвенного настроения. По мнению духовенства, эти изображения имеют историю появления, освящение. Вид маленькой девочки на иконе скорее вызывает умиление, не способствуя духовному общению с Богом.
Почитание
Икона не входит в перечень церковного календаря и не имеет официального признания, поэтому нет установленного дня почитания образа. Верующие обращаются к образу в дни поминовения других икон Пресвятой Матери, в праздник Введения в Храм Господня.
Запрет на ее использование и продажу в храмах наложен в одной епархии: Новокузнецкой. Причина запрета – католическая символика. В остальных епархиях он не принят.
Первообраз «Трилетствующая» находится в Свято-Троицком Дерманском женском монастыре города Ровно. Списки иконы распространены среди православных верующих и используются для келейных молитв.
О чем просят перед образом
Изображение Девы Марии излучает детскую чистоту и открытость миру в сочетании с внимательным, по-матерински всепонимающим и всепрощающим взглядом. Искреннее молитвенное обращение к иконе «Трилетствующая» не останется без ответа.
Чаще всего к «Трилетствующей» обращаются при проблемах с рождением ребенка, воспитанием детей. Молитвы к святому образу помогают обрести цель в жизни, укрепить веру в Бога
Текст молитвы
Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице, зриши мою беду, зриши мою скорбь: помози ми яко немощну, окорми ми яко странна, обиду мою веси, разреши ту, яко волиши, яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.
Что означает икона трилетствующая. Отличия от канона
Почитание Пресвятой Божьей матери, Богородицы, в католицизме, протестантстве и православии выражается в молитвах и создании образов Святой Девы Марии. Одним из таких образов является «Трилетствующая» икона.
Возникновение образа Девы Марии в христианстве связывают с мифом о непорочном зачатии Иисуса Христа. Девушка по имени Мария проживала в Назарете и была столь невинна, что именно ее выбрал Святой Дух в качестве матери Иисуса. Образ этой женщины является одним из популярнейших иконописных ликов, подтверждение чему — наличие более нескольких сотен иконописных изображений Девы Марии.
Большинство икон в одинаковой мере почитаются католиками, протестантами и православными, но имеются и такие, хранение которых, считается православными христианами неуместными. Именно такой иконой и является «Трилетствующая» икона Божией матери.
История написания
Об истории возникновения иконы «Трилетствующая» существуют две версии.
Однако какова бы ни была история создания иконы «Трилетствующая», важно одно — скольким людям, молящимся у образа, помогла Дева Мария.
Дева Мария и её земной путь
Пресвятая Богородица была девушкой из Назарета. История зачатия ею своего Сына удивительна. Без участия земного мужчины, посредством Святого Духа у неё во чреве зародилась новая жизнь.
Таким образом Пресвятая Дева стала матерью Иисуса Христа. Она является одной из самых почитаемых святых в христианской религии. Все верующие поклоняются образу Богородицы, запечатленному на иконах.
В христианских храмах их имеется не одна сотня. Одни из них являются более распространёнными, как, например, Казанская или Иверская, о других же мало кто слышал. К последним относится икона «Трилетствующая».
Описание иконы
Значение этого лика достаточно двойственно, так как для православной иконографии он не является традиционным. Этот образ скорее походит на красивую картину, на которой изображена маленькая миловидная девочка (что уже само по себе является большой редкостью) с большими карими глазами, распущенными волосами и, что немаловажно и нехарактерно для изображений такого типа, непокрытой головой.
На иконе «Трилетствующая» изображена Дева Мария в возрасте 3 лет. Она облачена в голубую тунику и держит в руках большой цветок белой лилии, как воплощение первозданной чистоты. Голову Марии венчает нимб, что и указывает на тот факт, что перед нами икона.
Известно, что изображенная на иконе Дева Мария не соответствует канонам иконописи по ряду моментов.
Глаза ребенка распахнуты, губы плотно сжаты. На девочке голубая туника, в правой руке она держит большую белую лилию как символ чистоты и непорочности. Над головой Богородицы имеется нимб, наличие которого позволяет судить о том, что перед зрителем действительно икона, а не картина. Над нимбом вязью нанесено наименование иконы — «Трилетствующая».
На традиционном образе «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» существует много других элементов и действующих лиц, без которых значение иконы «Трилетствующая» кажется не до конца выраженным.
Стоит еще раз отметить, что изображение не свойственно православным традициям, потому икону относят к католическим, хотя точного определения дать ее появлению никто не решается.
Фон для иконы выбран также не традиционный, а оранжево-желтый, что в еще большей мере разнит изображение с теми, что можно увидеть в церковных лавках. Чаще всего такую икону можно встретить вышитой бисером либо написанной обычными красками.
Еще один важный факт. Некоторые источники утверждают, что эта икона является “Введением во храм”, ибо ее название полностью созвучно с молитвой Пресвятой Богородице, в которой есть текст со словом “трилетствующая”.
Отличия от канона
Для православной традиции является нехарактерным давать художественные образы. Всегда используются только спокойные и вдохновенные выражения лица. Также используются особые художественные методы.
Поэтому подобный образ как этот не является каноническим, так как более имеет художественную ценность, хотя и указывает на Пречистую Деву
Тем не менее, для молитвы он может использоваться, если создает нужное настроение у верующего.
Божия Матерь Трилетствующая – неканонична!
rocknrollschild
Я сегодня пробежалась по группе “Православие” в контакте, заприметила необычную икону среди свежедобавленных, засомневалась и стала рыть информацию.
Выяснилось вот что:
присутствует массовое умиление (в основном в женской среде) новым образом Божией Матери Трилетствующей. Она появилась в православных лавках и даже монастырских магазинах..
Об этой иконе практически ничего не известно, но, тем не менее, типографии ее печатают, поставщики поставляют, а прихожане с умилением приобретают. Почему-то мало у кого возникают вопросы о каноничности этого образа.
Его история такова: “
Полазила по форумам и блогам, тенденция царит следующая: заявляют об очевидной неканоничности этой иконы в основном мужчины, а женщины даже не задумываются над этим и только умиляются “такой необычной иконочке”.
Это просто не может не навести на определенные мысли (изложенные постом ниже)…
И, наконец, комментарий священника (между прочим, настоятеля храма св. мц. Татианы при МГУ протоиерея Максима Козлова, известного борца за каноны). www.taday.
Вопрос:Расскажите об иконе Божией Матери “Трилетствующая”. Я знаю, что через разные Свои иконы Богородица помогает нам в различных ситуациях. Чем характерен этот образ?АннамузыкантМоскваОтвет:
“Уважаемая Анна, интересующее Вас изображение не является канонической православной иконой. В традиционной иконографии нашей Церкви нет иконы Божией Матери «Трилетствующая».
И с точки зрения самого иконографического типа она достаточно нетрадиционна, при этом совпадает с не православными каноническими образцами, а с искусством вовсе неправославным.
Это скорее картинка, изображающая миловидную маленькую девочку с большими карими глазами, распушенными волосами, с непокрытой головой, в голубой тунике, стоящую лицом к зрителю с гигантской белой лилией в правой руке.
Иконой это изображение делают нимб и надписание, без них его было бы немудрено принять за портрет Дюймовочки или иного сказочного персонажа.
Написана эта икона была недавно, иконографическим прототипом для нее послужила открытка, привезенная из Иерусалима.
Название иконы заимствовано из третьей песни второго канона праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм, где, в частности, поется: «Трилетствующая телом, и многолетствующая духом, ширшая небес, и горних сил превысшая, да восхвалится песньми Богоневестная».
Уже из этих простых слов видно, что даже в трехлетнем возрасте Пресвятая Богородица – это для православного человека не просто большеглазое дитя с открытки.
Иконография и песнопения праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм через богатую и сложную образную символику раскрывают величие и высоту подвига Матери Божией, перед духовной зрелостью которой в ее раннем детстве склонились умудренные годами иудеи-священнослужители.
Даже одеяния Богородицы на православных иконах символичны: она изображается в голубой тунике, символизирующей девственность, и, независимо от возраста, в красном мафории, символизирующем материнство, с покрытой головой (на иконах праздника Введения во Храм Ее изображают в чепчике).
Из всего символического арсенала иконографии Введения во Храм в иконе «Трилетствующая» взята лишь голубая туника.
А где же праведные Иоаким и Анна? Где девы со светильниками, сопровождающие святую отроковицу в Храм? Где встречающий Мариам священник Захария, который, по преданию Церкви стал впоследствии отцом св.
Иоанна Предтечи? Где лестница в пятнадцать высоких ступеней, которые маленькая Мариам так легко преодолела сама, без помощи взрослых взойдя на самый верх? Где вход в Святая Святых? Где Ангел, питавший юную подвижицу?
Можно чтить пресвятую Богородицу в любом образе, даже столь упрощенном и обедненном. Быть может, для кого-то этот образ связан с важными религиозными переживаниями или же просто дорогими для него воспоминаниями, затрагивает какие-то чувствительные струны души. В этом нет греха. Нет его и в желании поделиться дорогими переживаниями и воспоминаниями с другими.
Самыми разными путями люди приходят к вере. Главное, чтобы почитание Божией Матери, молитвенное обращение к Ней не сводилось лишь к умильному любованию и приобретению лубочных картинок в надежде на их чудодейственную силу. От дней Иоанна Крестителя доныне, как сказал Господь, Царство Небесное силою берется (Мф. 11: 12).
Чтобы достичь его, необходимо непрестанно прилагать усилия и сердца, и ума.
С другой стороны, — ну какая нам нужда в новых экзотических образцах, неосвященных традицией, когда у нас такая полнота благодати, данная как в древних иконах Пресвятой Богородицы, восходящих еще к апостолу и евангелисту Луке — «Владимирской», «Донской».
Из более поздних прославленных «Казанской», великой нашей святыне, до икон XX века, до «Державной» иконы Божией Матери, которая принята и прославлена всей православной Церковью. Думаю, Пресвятой Богородице лучше молиться перед этими иконами.”Я, собственно, пишу в просветительских целях. Просто достали уже всяческие лже-иконы и прелестные ереси их почитателей.
Стоит, в конце концов напомнить, что опора православия – в соборности, то есть в единстве! Философ-богослов Павел Флоренский пишет:
“Чем устойчивее канон, тем глубже и чище он выражает общечеловеческую духовную потребность: каноническое есть церковное, церковное – соборное, соборное же – всечеловеческое”.
Значение образа Пречистой Девы
Икона «Трилетствующая» называется так по строчкам из канона, посвященного празднику введения в Храм Пречистой Девы. Слово «трилетствующая» указывает в данном каноне на возраст, в котором Марию впервые привели в Храм.
Икона также указывает на духовность и благочестие Пресвятой Девы, что кроме того указывает на богоизбранность девочки.
В чем помогает икона Божией Матери «Трилетствующая»
Многие подходят к иконе маленькой Богородицы, чтобы попросить о решении проблем, которые связаны с материнством. Когда некоторые теряют смысл жизни, то Богородица помогает им найти правильный путь в жизни.
Наиболее часто к ней обращаются женщины, которые очень хотят забеременеть и родить ребенка, но по каким-то причинам у них это не получается. Именно эта икона затрагивает в их душе самые сокровенные чувства, и они верят, что при обращении к Пресвятой Богородице посредством этого образа их молитвы непременно будут услышаны.
Также это изображение пользуется популярностью у уже состоявшихся матерей, имеющих маленьких детей. В таком случае мамы просят для своих малышей здоровья, целомудрия и долгих лет жизни. Особенно они любят помещать «Трилетствующую» в изголовье детской кроватки, так как верят, что тогда их чада будут под покровительством Пресвятой Богородицы, и она защитит их от всех неприятностей.
В христианстве икона является настоящим символом! Маленькая девочка помогала многим найти надежду. Многие из тех, кто молились находили ответы на проблемы воспитания детей.
Если резюмировать, то значение иконы Божией матери «Трилетствующая» во многом зависит от самого верующего. Многие священники не считают этот образ достойным внимания, но только по причине наличия других икон, которые созданы специальным образом, для того чтобы создавать особое молитвенное настроение.
Но главное – этот лик с изображением маленькой девочки стал символом настоящего чуда, которое может произойти с каждым, и истинной веры, что даёт силы идти дорогой жизни, имея праведные помыслы и совершая благие дела.
Следует также отметить, что данный образ настолько чист и искренен, что молитва, обращенная к нему, обязательно должна быть такой же по свой сути и значению, ибо только тогда проявляется его истинная сила, способная открыть человеку весь смысл Божьего слова.
Молитва иконе
Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице, зриши мою беду, зриши мою скорбь: помози ми яко немощну, окорми ми яко странна, обиду мою веси, разреши ту, яко волиши, яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.
О чем молиться
К лику Божией матери «Трилетствующая» принято обращаться женщинам тогда, когда необходима помощь в деторождении: будь то зачатие или тяжелые роды. Изначально это иконописное изображение Пречистой Девы связывают именно с продолжением рода.
Ещё о материнской молитве:
Матери, имеющие дочек, молятся у этой иконы о благополучии своих девочек, ведь икона также считается покровительницей всех дочерей.
Так как основное значение иконы, благодаря изображению маленькой девочки, связывают с материнством, то чаще всего обращение к данному образу помогает в стремлении женщины стать матерью. Отсюда следует, что наиболее часто к иконе обращают свои молитвы женщины, особенно те, для кого беременность и вынашивание малыша является большой проблемой.
Совет! Существует мнение о том, что тем женщинам, которые мечтают забеременеть, следует хранить икону «Трилетствующую» в изголовье кровати либо под подушкой.
Но и тем женщинам, которые уже имеют детей, особенно в младенческом и маленьком возрасте, можно обращаться к этому изображению Богоматери с молитвой о заступничестве своего чада, о его здоровье и даровании мудрости.
Почему запрещена
Запрет на её использование и распространение связан с тем, что она не является православной иконой. Её рассматривают всего лишь как картинку, изображающую маленькую девочку.
С точки зрения иконописи она не совпадает с каноническими образцами и является совершенно нетрадиционной. Голубая туника на девочке – это единственный атрибут, взятый из иконографии.
Иконой как таковой «Трилетствующая» не является, потому приобрести ее в православном храме невозможно. Запрета на покупку изображения православными людьми не издано.
Церковь признает существование картины. Большинство священников полагает, что ничего плохого от молитвы перед такой «иконой» не случится, но рекомендует придерживаться канонов и возносить молитвы перед теми изображениями, которые уже давно почитаемы всеми христианами.
Аргументы «за» и «против»
Некоторым не нравится то, что Трилетствующая Икона Божией Матери написана в западном стиле. Но ведь в Православии много и других западных образов – например, «Спорительница хлебов», «Умиление«, «Взыскание погибших«. Особый случай с образом «Три радости» – изначально это была духовная живопись, портрет святого семейства. Первая такая икона не пользовалась особым почитанием, пока перед ней не произошло чудо. И вся русская иконопись в 18-19 вв. находилась под влиянием западных мастеров.
Сторонники почитания образа говорят, что значение «Трилетствующей» иконы Божией Матери в том, что она олицетворяет один из эпитетов из православного богослужения Введению во Храм Пресвятой Богородицы. Подобные эпитеты встречаются только в РПЦ, как и сам праздник. Поэтому считать данный образ католическим – неверно, хотя ничего плохого в этом нет.
Сомнения вызывают лишь распущенные волосы, непокрытая голова. Сейчас это запрещено – по крайней мере, у православных. Хотя существуют образы Богородицы, где она без омофора: «Взыскание погибших», «Помощница в родах», «Ахтырская».
Некоторые представители духовенства считают, что значение иконы «Трилетствующая» недостаточно глубоко: образ пухлой милой девочки не передает духовную высоту Божией Матери, которая присутствовала уже в детском возрасте. Если убрать нимб вокруг головы, а также традиционные надписи, это больше будет походить на открытку, а не на православную святыню.
В 2012 г. икону «Трилетствующая» было запрещено использовать и продавать в лавках Новокузнецкой епархии РПЦ. Правящий Епископ считает, что образ «неправославный». Поскольку икона не упоминается в церковном календаре, она не является официально признанной церковным руководством. Но и запрет есть пока только в одной епархии – он не распространяется на всю Православную церковь.
Мнения священнослужителей по поводу иконы «Трилетствующая»
Служители Церкви неоднозначно относятся к данному изображению. Ясно, что «Трилетствующая» отсутствует в иконографии и не может считаться православной иконой. Однако многие прихожане интересуются, как им относиться к данному образу, если он был им подарен, например, либо просто очень нравится. Стоит ли хранить у себя дома его или нет? Многие священники склоняются к мнению, что чего-то однозначно неправильного в этом образе нет, поэтому запрещать хранить дома икону «Трилетствующую» они не могут. Но они советуют относиться к ней соответствующе. Священнослужители предлагают рассматривать её как художественную иллюстрацию к событиям тех дней, и в этом они ничего плохого не видят. Однако молиться они всё же советуют перед иконами, которые приняты и распространены во всех православных церквях.
Андрей Рублев тоже писал свои иконы не по канонам, только через десятилетия люди смогли оценить весь масштаб его дарования. Пусть данный образ изначально был лишь открыткой, но если он вызывает святые чувства, побуждение к молитве – его вполне можно иметь в домашнем иконостасе.
Почитание иконы
Икона Трилетствующей Божией Матери находится в Свято-Троицком Дерманском женском монастыре Ровенской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Списки ее разошлись по всему миру.
У этой иконы нет дня празднования, но молятся ей в праздник Введения Богородицы во храм, а также каждый день старинной молитвой.
В это время христиане обращаются к образу со своими молитвами, дабы получить Божье благословение и исцелить свою душу от всего нечистого и злого.
Детская непосредственность и истинная материнская благодать – вот основа данного лика, и это уже говорит само за себя. Ребёнок – начало новой жизни и всего первоначального на земле, его чистая душа – самая настоящая и искренняя, а значит, имеет силу совершать великие события, что меняют жизнь человека и обращают его в веру.
Исходя из этого, можно заверить, что ответ на вопрос “О чем молится иконе “Трилествующая” — очень прост. Если человек имеет чистое сердце, искренние помыслы и открытую душу – его молитвы будут услышаны и поняты, а значит – он не только получит помощь, о которой просит, но и обретет надежду на настоящее чудо, что дарует праведная вера в Господа.