Трикстер что это значит в психологии
Хаософия
Архетип Трикстера (по К.Г.Юнгу)
Данный документ любезно предоставлен Александрой 30.07.2000
К.Г. Юнг, основатель аналитической психологии, утверждал, что существуют психические структуры (архетипы), присутствующие в каждом из нас. Т.е. так же как гены определяют наше физиологическое развитие, так архетипы определяют характер нашего психологического развития.
Остановимся подробнее на архетипе «трикстера». Этот архетип довольно редко упоминается исследователями этой области, но по своей сути является очень ярким и характерным образом.
Образ трикстера взят Юнгом из мифологии американских индейцев племени Виннебагос, в которой этот образ ярко выведен в отдельного персонажа.
Он настолько бессознателен к самому себе, что его тело не является единым целым, две его руки бьются одна с другой. Даже нельзя определить его пол этого существа : не смотря на фаллические признаки, он может стать женщиной и выносить ребенка.
Дух трикстера обнаруживается и в средневековье, главным образом выражаясь в празднике «Пир дураков», во время которого, как сообщается в хронике 1198 года, было совершено «столь много мерзостей и постыдных действий», что святое место было осквернено «не только непристойными шутками, но даже пролитием крови». Спустя 250 лет в хрониках можно прочитать, что во время этого праздника «даже священники и духовные лица выбирали архиепископ, епископа или папу и называли его Папой дураков». «В самой середине церковной службы маски с нелепыми лицами, переодетые женщинами, львами и фиглярами, плясали, пели хором непристойные песни, ели жирную пищу с угла алтаря возле священника, правящего мессу, играли в кости, бегали и прыгали по всей церкви». В некоторых местах, по-видимому, сами священники были приверженцами «Пира дураков». Юнг указывает, что этот праздник или «счастливый случай» давал волю более древнему слою сознания со свойственными язычеству необузданностью, распутством и безоответностью.
Совершенно очевидно, что трикстер является «психологемой», черезвычайно древней архетипической психологической структурой. «В своих наиболее отчетливых проявлениях он предстает как верное отражение абсолютно недифференцированного человеческого сознания, соответствующего душе, которая едва поднялась над уровнем животного».
Юнг определяет еще один компонент этого образа, этот компонент Юнг называет тенью. Он говорит, что мы не осознаем того факта, что в карнавальных обычаях и им подобных присутствуют пережитки коллективного образа тени. Под воздействием цивилизации этот коллективный образ постепенно разрушается, оставляя трудно распознаваемые следы в фольклоре. Но его главная часть внедряется в личность и становится предметом личной ответственности.
Кто такие Трикстеры? И как их распознать?!
Приветствую вас, господа и дамы! С вами снова Volfgert. Сегодня я решил посвятить вас в тему «трикстерства», скажем так.
Кто такой трикстер? Это вид персонажей (хотя, не только персонажи ибо и обычный человек может быть им). Трикстер, в основном — плут, ловкач, обманщик. Редко бывает однозначным антагонистом, но даже будучи им, наделён чертами, способными вызвать у людей неимоверную симпатию. Трикстер переполнен энтузиазмом, вносит в действие оживление (проще говоря, учиняет хаос и беспорядки). Он может открыто издеваться над другими персонажами, за это ему редко что бывает, но даже если заслуженная кара настигнет трикстера, то он всё равно не прекратит своей бурной деятельности благодаря своему неукротимому весёлому духу (или в редких случаях — столь же неукротимой тупости).
В фантастических произведениях трикстер часто не только хитрец и манипулятор, но и обладатель каких-нибудь магических сил. Особенно «ценится» у этих героев способность перевоплощаться и исчезать в самый подходящий момент.
Трикстер отличается от мошенника тем, что действует не ради собственного обогащения как такового, а по-приколу. Этим он похож на благородного разбойника. Зачастую трикстер обманывает просто так, чтобы доказать, что он способен на это.
Основные черты трикстера.
Трикстер появляется для нарушения сложившихся устоев и традиций, он привносит элемент хаоса в существующий порядок, способствует деидеализации, превращению мира идеального в мир реальный. В основном, но и не только!
Трикстер — не подконтрольная никому фундаментальная Сила, результат действия которой даже для самого Трикстера непредсказуем, благодаря его неустойчивой психике. Трикстер — это провокатор и инициатор социально-культурного действия!
Он делает неявное явным, первым вторгаясь в область неизведанного.
Трикстер — господин многих искусств, мастер на все руки, иногда он — спутник культурного героя (главного или не очень персонажа в каком-нибудь произведении), его проводник или его Тень, а то и сам культурный герой. Трикстер — добытчик знаний через нарушение социального запрета, инициатор архетипического действия.
С точки зрения существующей этической системы культурного героя Трикстер аморален. Он стоит на грани мира людей и первобытного мира Дикой Природы, поэтому с точки зрения человека как общественного существа смешон, нерассудителен или бессознателен. Зачастую обладает ярко выраженными чертами соблазнителя-гиперсексуала и обжоры. Склонен к перемене пола.
Трикстер — иллюзионист, мистификатор, оборотень, перевёртыш, игрок, для него не существует привычного представления о жизни и смерти, ибо игра всякий раз может быть начата сначала и в любой момент прекращена. Он не всегда выходит победителем из затеянной игры и может попасть впросак, став жертвой собственной хитрости, если созданная им иллюзия (например, Силы или Правды) не убедительна.
Трикстер выступает как Старый мудрец, с одной стороны, и как юнец — с другой (в зависимости от того, каков находящийся рядом с ним культурный герой, чьё чувство значимости Трикстер умаляет).
А сейчас я приведу примеры Трикстеров.
А)Мифология и фольклор:
1)Эрида, Гермес и Дионис у греков.
3)Локи и Один у скандинавов.
Чеширский кот у Кэрролла.
Остап Бендер у Ильфа и Петрова.
Тирион Ланнистер у Джорджа Мартина в «Песни Льда и Пламени».
«Стальная крыса» Гарри Гаррисона.
И стоит особо отметить «трикстера поневоле» (налицо деконструкция архетипа) — мистера Бильбо Бэггинса у Толкина в «Хоббите».
Назёмникус Флетчер в книгах о Гарри Поттере — трикстер-неудачник (всё время попадается).
Частично под троп подходит и полтергейст Пивз, но чаще он просто мучитель и разрушитель. Иногда выполняет секретные приказы Дамблдора.
Явные трикстеры — близнецы Уизли.
Да и группировка «Мародёры» — тоже из той же оперы
«Пираты Карибского моря» — капитан Джек Воробей.
«Чёрные паруса» — в команде Флинта их аж два: Джон Сильвер (некоторые фанаты отмечают его сходство с Джеком Воробьём) и полусумасшедший кок Рендал.
Г)Мультфильмы и мультсериалы:
Кселлос из вселенной Slayers.
Профессор Нова, стоящий вне принципов морали, из Gunnm (в интервью мангака пояснил, что это не главгад, впоследствии совершивший поворот в другую сторону, а трикстер).
Локи в комиксах Marvel.
Также трикстерами (злыми трикстерами) уже во вселенной DC можно назвать Риддлера и с натяжкой — Джокера.
Шеогорат и Сангвин из The Elder Scrolls.
Шен Скупец из Diablo 3 — по игровой функции крафтер, а вот по историям как бы не аватара лукавого божества Зея.
Darkstalkers: Морриган Аэнсланд — весёлая и оптимистичная суккуба.
Как достать соседа — Вуди.
Warhammer 40000 — Цегорах, Смеющийся Бог Эльдар. Единственный, кто остался цел и невредим при рождении Слаанеш, а ныне прячется от Той-Что-Жаждет в эльдарской Паутине. Ему поклоняются Арлекины — и они тоже те ещё трикстеры.
На этом думаю, можно и окончить мой ролик. А в следующем я обещаю сделать вам топ 10 самых известных трикстеров из жанра фэнтези и фантастики!
Трикстер
Творческое содружество Карла Юнга с мифологом Карлом Кереньи оказало ощутимое влияние на юнговскую мысль, и ряд важных работ Юнга по психологии архетипических фигур создавался параллельно с мифологическими штудиями Кереньи в этом же направлении. И точно так же, как Мать, Кора и Божественный Ребенок получили психологическую жизнь у Юнга благодаря посредничеству Кереньи, Трикстер американских индейцев (Пол Радин), греческая и средневековая алхимическая мифология появились на страницах собрания сочинений Юнга в результате тесного сотрудничества этих двух ученых.
Ряд специалистов и рядовых читателей, склонных к логическому и прямолинейному мышлению, считают юнгов-ский метод изложения материала запутанным, сбивающим с толку, нечетким и порождающим беспричинное беспокойство, поскольку архетипические паттерны психического не постигаются на стезе добродетельной аргументации, а прежде всего осознаются путем импрессионистического комплектования аспектов и характерных черт до тех пор, пока не возникнет соответствующая фигура с определенной формой и функцией. Таким специфическим путем Юнг разрабатывал и тему Трикстера, использовав последнего против его же противника — могущественного карточного Джокера, источника перестановок и перемен и, следовательно, источника изменения и трансформации. Тесно связанный с воровством, ссорами и скандалами, дурацкими поступками, глупостью и пустотой любых разновидностей и оттенков, Трикстер мифологии американских индейцев имеет свое архетипическое соответствие в Гермесе из греческой мифологии, воре, сладкоречивом краснобае, известном также своей быстроногостью. Эта мифологическая связь Гермеса с Трикстером, обнаруженная Юнгом, была выявлена им и в дальнейших исследованиях текстов средневековых алхимиков. Поиск путей трансформации неблагородных металлов в благородные привел последних к наделению фигуры Меркурия качествами ртути — живости, подвижности, способности быстро менять свою форму, быть источником изменений и превращений. Эта связь оказалась воплощенной в самом представлении об алхимических трудах как целом, в термине corpushermeticum.
Все архетипы имеют темный и светлый аспекты, имеет их и Трикстер. Изучая его как еще один архетип, воплощающий маскулинность, Юнг не мог не узреть в образе этого архетипического Дурака бога Яхве, каким тот изображен в Ветхом Завете: капризного, властного, способного принимать различные формовоплощения, непостижимого в своем непостоянстве, причудах и прихотях. Юнг отметил также, что сама тень имеет много общего с психологией Трикстера в способе его существования и непрерывно нарушает равновесие сознания доминируемого Эго, задавая тем самым то или иное направление нашим сознательным намерениям, разыгрывая болезненные шутки и проказы с нашим высокомерным самомнением и таким образом обеспечивая побудительный импульс к преобразованию и изменению. Карты Таро, как и обычные игральные карты, содержат и поддерживают фигуру Трикстера в карте Дурака или Джокера, — необузданной, безрассудной карте человеческого существования, способной играть любую роль от самой высокой до самой низкой, с энергией поворота в обратную сторону и изменения направления нашего путешествия. Таким образом, эту фигуру встречают с восторгом и с энтузиазмом (пусть и с определенным беспокойством), когда она выступает на нашей стороне, и с озадачивающей неприязнью, когда видят, что это сторона противника. Она хотя и не заслуживает доверия, но все же является неотъемлемой частью нашего человеческого существования.
У Юнга есть две работы, посвященные архетипу Трик-стера: «О психологии фигуры Трикстера» и «Дух Меркурий». Это небольшие статьи, но они глубоко связаны с другими исследованиями Юнга и с другими архетипиче-скими фигурами, группирующимися вокруг Трикстера. Поскольку Юнг связал друг с другом тень, Трикстера, Яхве, Сатану и Иова архетипическими узами, то «Ответ Иову» дает интересную разработку образа Трикстера через психологическое исследование Юнгом проблемы зла в Ветхом Завете.
Хотя много внимания было уделено и Гермесу-Меркурию и между Трикстером и Гермесом есть много общего, эти фигуры все же не идентичны. Тем не менее можно порекомендовать (к сожалению, только на английском языке) превосходную работу Карла Кереньи «Гермес — проводник душ».
Радин П. Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев. Героические циклы Виннебаго. — СПб., 1999.
Хендерсон Дж. Древние мифы и современный человек // Человек и его символы / К. Г. Юнг и др. — СПб., 1996. С. 128–141.
Юнг К. Г. О психологии фигуры Трикстера // Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. — Киев, 1996. С. 338–356.
Юнг К. Г. Дух Меркурий // Юнг К. Г. Дух Меркурий. — М., 1996. С. 7–70.
ЮнгК. Г. Ответ Иову//Юиг К Г. Ответ Иову.-М., 1995. С. 109–234.
КегёпугК. Hermes Guide of Souls. — SpringPublications, 1987.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Трикстер: кто это такой
Слово «трикстер» переводится с английского как «трюкач», «шалун». В мифологии, фольклоре и религии так называли волшебное существо, странного человека или мифическое животное, не подчиняющееся общим правилам поведения.
Кто такие трикстеры? Это — хитрые персонажи, плуты, ловкачи и обманщики, которые при этом очень симпатичны людям. Трикстер всегда полон энтузиазма, он привносит в жизнь мощное оживление, учиняет хаос и беспорядки, может открыто издеваться над людьми и другими персонажами. Но за это ему ничего бывает — все сходит этому ловкачу с рук благодаря его неукротимому весёлому духу или же глуповатому характеру. Но даже если возмездие настигнет трикстера, то он все равно не остановится и не прекратит своей бурной деятельности.
В фантастических произведениях, фильмах, комиксах трикстер встречается очень часто. При этом он не только хитрец и манипулятор, но и обладатель каких-нибудь магических, сверхъестественных сил. Например, трикстеры обладают суперспособностью перевоплощаться и исчезать в самый подходящий момент.
Трикстер — не мошенник, он действует не ради собственного обогащения, а забавы ради. Иногда ему присущи черты благородного разбойника. Очень часто трикстер обманывает и водит за нос окружающих просто так, чтобы доказать, что просто способен на это.
Трикстер появляется для нарушения сложившихся устоев и традиций, он приносит хаос в существующий порядок, нарушает идеальное устройство мира. Он обладает неподконтрольной никому фундаментальной силой, результат действия которой непредсказуем даже для самого трикстера. Психика его также неустойчива, он —провокатор и инициатор беспорядков и абсурда. Часто он делает неявное явным, вторгаясь волшебным образом в область неизведанного.
В художественных произведениях и фильмах часто трикстер представлен как спутник главного героя, его проводник или его тень. Он приоткрывает дверь к тайным знаниям, но через нарушение запрета. Трикстер часто аморален, его характер и действия идут вразрез с человеческой этикой. Зачастую он обладает ярко выраженными чертами соблазнителя-гиперсексуала и гедониста, и даже может менять пол.
Трикстер — иллюзионист, мистификатор, оборотень, игрок, для него не существует привычного представления о жизни и смерти, его игра всякий раз может быть начата сначала и в любой момент прекращена. Он может быть как победителем, так и жертвой собственной хитрости, способен умереть и воскреснуть, проходить сквозь время и быть связующим звеном между разными эпохами. У него особое чувство юмора, а шутки могут быть довольно специфическими, язвительными и обидными. Обманывает и запутывает трикстер просто так, потому что по-другому не может.
Трикстеры в мифологии — Эрида, Гермес и Дионис у греков, Сет у египтян, Локи и Один у скандинавов. В литературе самые известные трикстеры — это Чеширский кот у Кэрролла и Остап Бендер у Ильфа и Петрова. Трикстер поневоле — мистер Бильбо Бэггинс у Толкина в «Хоббите». Наземникус Флетчер в книгах о Гарри Поттере — классический трикстер-неудачник.
Харизматичный и обаятельный, самый настоящий трикстер — капитан Джек Воробей в фильме «Пираты Карибского моря». Вы никогда не знаете, что выкинет Джек Воробей в следующую минуту. А что выкинет правильный герой, всегда заранее известно. Трикстерами являются и Локи в комиксах Марвел, и Дэдпул, и Звездный лорд из «Стражей Галактики». Много персонажей-трикстеров встречается в видеоиграх.
Несмотря на то, что трикстеры преимущественно мужского пола, встречаются и трикстеры-женщины. Например, такой персонаж, как Мэри Поппинс — няня-волшебница, которая становится носителем некоего знания, которое передает детям. От классического учителя ее отличает умение появляться и исчезать, когда ей захочется. Также у Мэри Поппинс отличное чувство юмора, и она ловко высмеивает остальных.
Трикстеры меняют мир вокруг себя, устоявшийся порядок, и заставляют меняться окружающих. Обаятельные и яркие, они не заставят никого скучать, а наблюдать за их выходками — весело и захватывающе. Хаос, который они создают, эффектно контрастирует с серыми буднями повседневности. Вот такие они — герои-трикстеры. Как вы думаете, есть ли такие среди нас?
Трикстер
«У него нет сознательных желаний. Его поведение всегда диктуется импульсами, над которыми он сам не властен. Он не знает ни добра, ни зла. Для него не существует ни моральных, ни социальных ценностей; он руководствуется лишь собственными страстями и аппетитами, и, несмотря на это, только благодаря его деяниям все ценности обретают свое настоящее значение».
Пол Радин.
Побывав под землей, ощущаешь себя паршивой овцой человечества. Навстречу к тебе выходит Джим Моррисон. Он же Локис, косолапый мишка, Ворон, Лиса, плут и клоун, актер театра одного актера и Кролик из журнала «Playboy»; он же Василиск, Нарцисс, Иванушка-дурак из русских народных сказок; он же американский киногерой Форрест Гамп, он же — Сталкер. Это далеко не полный список имен, но даже если тебя преследует лишь смутное представление о каждом из этих существ, ощущение приблизившегося Хаоса вполне осмысленно. Мифы несут эти имена сквозь годы и века, и будут, наверняка, и далее хранить память о них — до конца времен.
Трикстер — это черная дыра туннеля «Туда». «Куда» — не известно, хотя обычно умный вид проводника в поезде производит успокаивающее действие на пассажиров. Трикстер — это узаконенная мифом дисгармоничность, указующая на прореху в Космосе, это первый Вызов, запустивший когда-то в движение мир.
«Что значит не грешить? Ответ искать не долго: тебе его дадут безмолвные цветы».
Иоганн Шефлер, носивший также имя Ангела Силезского, ХVII век.
1. ЛОКИС
____________________
Образ Трикстера зарождается в ранних мифологиях. В наше время Трикстер скорее имя нарицательное, объединяющее множество персонажей фольклора, литературы, искусства, что говорит о хаосе, присущем нынешней культуре в целом, а на заре человеческой истории каждая культура знала своего Трикстера, с которого, собственно, и брал начало Миф народа, этноса.
Древнейший образ Трикстера в Европе носит имя Локи. Язычество, хорошо сохранившееся на землях Великого Княжества Литовского вплоть до начала ХХ века, доносит нам это имя в литовской (жмудской) пословице: «Miszka su Lokiu abu du lokiu», которая дословно переводится как «Мишка и Локис — одно и то же».
Медведь, надо заметить, до сих пор и для литовцев, и для белорусов и для жителей Московии — больше чем просто зверь. Он существо, занимающее промежуточное место между дикой природой и человеком, существо опасное, но мудрое (Маша и Медведь), сильное, но в конечном итоге доброе (Косолапый Мишка).
Главный скандинавский бог Один берет на службу проказника Локи, и тот выстраивает для скандинавских богов их обитель Асгард. В то же время Локи не гнушается вероломством, воровством и грабежом. Он — зачинщик распрей между асами, цвергами и великанами. Он — «паршивая овца» в стаде богов.
Дж. Фрезер в «Золотой ветви» описывает древние римские Сатурналии, которые происходили в течение недели до зимнего солнцеворота. Это были массовые народные гуляния, в которых все и вся становилось с ног на голову, когда рабы играли роль господ, а господа безропотно им прислуживали. В те дни избирали царя Сатурналии, который одевался в шутовскую корону и мантию, и пользовался огромными привилегиями и почестями. В конце Сатурналии он либо должен был покончить самоубийством, либо его убивали.
. Наглядным примером трикстера является змей из Книги Бытия, пробуждающий сексуальность у прародительской четы. Здесь трикстер выступает в «умеренной» форме, так как он создан верховным творцом».
Но почему этот «человеческий или животный персонаж» существует в мифах всех народов и континентов? Словарь не дает этому никакого объяснения.
Прежде, чем мы постараемся ответить на этот вопрос, вспомним исследования Карла Юнга, который впервые вывел понятие о Трикстере в сферу психологического исследования.
Юнг раскрывал любой архетип как врожденный, унаследованный паттерн психологических проявлений, связанный с инстинктами и воплощающийся при достаточной активации в поведении или эмоциях. Исходя из этого понимания архетипов становится очевидно, что архетип Трикстера является одним из ключевых.
Система архетипов утвердилась в современной аналитической психологии. Вслед за Юнгом, данную область разрабатывали таких представители психоанализа, как Штеке, Холл, Адлер, Якоби, Уитмонт, Лайярд, Лакан, Гутейл, Эриксон, Монегетти.
Где же место Триксткера в коллективном бессознательном?
Существуют четыре основных аспекта женской и мужской самости, и каждый относится к одной из четырех функций сознания. К женским аспектам относятся: Мать (аффект); Принцесса (эмоции); Амазонка (интеллект); Жрица (интуиция). Женские аспекты представляют архетип земного и эротического. Существуют также четыре аспекта мужской самости — они является воплощением логики, интеллекта, духа сознания: Отец (аффект); Вечный Юноша (эмоции); Герой (интеллект); Маг (интуиция).
Нас будет интересовать последний аспект: Маг.
Этот мужской аспект разделен на две области. Школа современного мифологического и структурно-антропологического анализа именует их как Мудрый Старец и Черный волшебник, или Трикстер. Мудрый старец — общий архетип для целостной Самости мужчины. Мудрый Старец часто появляется, когда индивид или герой сновидений находятся в безнадежной, отчаянной ситуации, из которой может вывести его только дух. Он часто является источником вдохновения и энтузиазма, проницательности и понимания окружающих. Что же касается Черного волшебника — фигура его столь же неуловима как и интуиция. Для этого архетипа характерно некое высшее понимание ценностей на уровне неразделенности добра и зла. Идеология злого волшебника, который, тем не менее, заставляет зло обратиться в мир добра.
Юнг полагал, что в качестве мифического образа трикстер соответствует кроме всего прочего человеческим внутренним переживаниям. Когда бы ни появлялся он в жизни человека, не смотря на свой страшный и порой уродливый вид, трикстер обладает способностью превращать то, что казалось ранее бессмысленным, в явление, наделенное смыслом.
В своих наиболее ярких проявлениях трикстер является, как пишет Юнг «верным отображением человеческого сознания, еще ни в чем не дифференцировавшегося и потому соответствующего психике, вряд ли вышедшей за пределы уровня животного».
В эссе «О психологии образа трикстера» Юнг отмечает сходство некоторых черт Дьявола и Трикстера, хотя и не отождествляет их: «Что-то от этого противоречивого духа можно уловить и в средневековом обозначении Дьявола «sumia dei» (обезьяна бога), и в его фольклорной характеристике «простака», которого «надувают», «обводят вокруг пальца».
Как уже говорилось, архетип – это структура, и отличие должно быть в системе, а не в списке ее элементов. Главным системным отличием архетипа Трикстера от архтипа Сатаны является то, что Трикстер может лгать. Трикстер лжет когда угодно и как угодно, однако он не лукавит. Сатана лукав, но ни в коем случае не лжив.
Можно привести и другое существенное отличие: Трикстер устремлен в бессознательное, а Сатана – к знанию и интеллекту. Трикстеру свойственна любовь к коварным розыгрышам и злым выходкам, способность изменять облик и подверженность всякого рода мучениям. И при этом он — странник, медитатор, герменевтик. Нарушитель границ, и тем самым — убедительное доказательство того, что границы между добром и злом существуют.
На этом мы закончим с Юнгом и психоаналитиками, чтобы отправиться дальше.
Для начала, выделим три условные подгруппы людей, которые демонстрируют собой трикстерную природу:
— юродивые;
— шуты, скоморохи;
— изгои.
Эти три группы различаются психологически, нравственно и духовно, однако имеют одни и те же внешние проявления. Их поступки имеют скандально-вызывающий характер и постоянно провоцируют изменения.
Однако, главное отличие Трикстера – это отсутствие стратегического расчета. Согласимся, что это животная (неразумная) природа. Ведь только животное не спрашивает «Зачем?» и не отвечает на вопросы «Кто я?» и «Кем я хочу быть».
И тем не менее, среди животных Трикстер обречен на поражение, так как он зависит не только от инстинктов. Трикстеру ведома жажда Света.
У создателя незабвенного образа Кармен, французского мастера новеллы П. Мериме есть одна менее знаменитая новелла — «Локис», герой которой граф-оборотень Михаил Шемет, живущий в Литве, способен пить человеческую кровь, а ночью (чтобы избавиться от мигрени) лазает по деревьям. Так вот этот граф, обладатель редчайшей библиотеки, единственный, кто знает в своем диком, необразованном Краю несколько языков, Граф-медведь мучается над тем, что пытается постичь дуализм или двойственность природы. Как ни странно, он является единственным, кто способен оказать помощь профессору из Лондона в переводе Священного Писания на литовский язык.
Пример графа примечателен тем, что одновременно демонстрировал черты изгоя и шута. Было в нем нечто и от юродивого.
Далее мы рассмотрим по отдельности эти три феномена.
«Истинные христиане в этом мире живут, как путники, странники и пришельцы; и всегда на Небесное отечество верой и душевными очами взирают и того достигнуть стремятся».
Святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский Чудотворец.
2. БЛАЖЕННЫЙ
____________________
Случайно это или нет, что первым текстом, который был переведен на Руси, стало житие Андрея Юродивого?
Этот святой был родом из Скифии, правда в русском переводе жития слово «скиф» было передано как «словенин». Так возникло предание о происхождении Андрея Юродивого из Новгорода.
Житие сообщает, как одетый в рубище, он терпел поругания и побои, пил из луж, воровал еду на рынке, спал на навозной куче среди бездомных собак, собранную милостыню раздавал нищим. День он проводил в скитаниях, а ночью подолгу молился в церкви. Однажды, в ночь под субботу, накануне праздника в честь Божией Матери, когда во Влахернской церкви, где находилась риза Божией Матери, совершалось всенощное бдение, юродивый сподобился видения: Богородица шла от входа к амвону в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. Это видел также Епифаний, присутствовавший в церкви с одним из своих рабов. После многочасовой молитвы Пресвятая Богородица вошла в алтарь и, сняв с головы омофор, распростерла его над собравшимися в храме.
Впоследствии это предание нашло свое отражение в празднике Покров Пресвятой Богородицы, широко отмечаемом всеми православными и католиками восточного обряда.
Юродивый (по-древнеславянски — уродивый или просто урод) — это по первому своему смыслу тот, кто «родился неправильно». Так могли называть и калеку, и безумца (включая того, кто симулирует помешательство из религиозных соображений,— его звали «юродивый Христа ради»). В XVII в. значения разделились.
В «Алфавите духовном» сказано: «Урод есть, иже естеством уродится что каково. а юрод наречется буй и несмыслен». Постепенно именно за притворным безумцем закрепляется обозначение «юродивый». Словосочетание «творяще ся юрод», часто встречающееся в русских житиях, является калькой с греческого и обозначает «прикидывающийся безумным». Это же значение имели и другие слова, например «похаб», «блаженный», «буй»; все они существуют и сейчас, но семантика их сдвинулась. Теперь «буйный» означает «сумасшедший, опасный для окружающих»; «блаженный» имеет два разных значения: это или одна из степеней святости (блаженный применительно, скажем, к Августину — это перевод латинского beatus), или тихое помешательство: «блаженненький» — тот, кто глупо улыбается и совершенно оторван от мира; наконец, слово «похабный» значит сейчас «скабрезный», «непристойный» и никак уже не связано с сумасшествием. Теперь все перечисленные слова различаются по смыслу, но если мы попробуем найти точку, где бы их значения пересеклись, то ею как раз окажется многозначное слово «юродивый», самая суть которого в том, что он то ли безумен, то ли нет, то ли тихий, то ли буйный, то ли святой, то ли похабный, а вернее — и то, и другое, и третье вместе.
Среди вопросов, заданных известному праведнику VI в. Иоанну, есть и такой: «Каким образом должно исправлять ближних, и когда следует прикинуться глупым, то есть представить себя как бы не понимающим дела?» Ответ старца гласит: «Что касается до разыгрывания глупости, то соображайся с прегрешением брата. Если оно не велико, сделай вид, что не понял его. Если же велико, ты не должен изображать не понимающего». Подобное поведение не назовешь юродским, потому что оно направлено на свертывание конфликта — истинный же юродивый всегда раздувает тлеющие очаги напряжения. И тем не менее в этом ответе старец не просто допускает ложь во благо, но возводит ее в фундамент общения с грешниками.
Связующим звеном мироощущения в обычном человеке является его душа. Человек без души становиться зверем. Однако, по определениям православных духовных отцов, и «Человек животной природы», и «Человек душевный» является еще «Ветхим человеком». Только «Человек духовный» и есть «Новый», то есть рожденный для Царствия Небесного.
Провокацию Трикстера вполне допустимо уподобить повелению Бога Аврааму принести в жертву родного сына. Можно пойти еще дальше и утверждать, что элемент провокации содержался уже в самом акте Творения, попустившем существование в мире зла.
В тысячелетней истории русской святости юродству принадлежит особое место. Этот вид подвижничества, благодаря добровольному самоуничижению и отказу от социального статуса, неожиданным образом освобождал человека от тисков невыносимой реальности, от необходимости жить по лжи. В легенде о Николе Псковском говорится о том, как этот юродивый противостоял Ивану Грозному и защитил город от разорения. Сначала он юродским жестом предложил царю кусок сырого мяса, так говоря о его зверствах. Потом он пригрозил, что, если Грозный тотчас же не уведет свое войско из города, то ему не на чем будет бежать. Грозный решил пренебречь угрозой, тогда пал его конь. Необходимо отметить, что почти все из них обладали даром ясновидения. Пророческая функция не типична для византийского юродивого, тогда как является наиважнейшей чертой русского.
В качестве примеров приведем отдельно некоторые другие описания юродивых, известных на Руси:
Василий Блаженный, по прозвищу Нагой — см. http://proza.ru/2009/04/11/965
Если так называемое «лубочное православие», православие «Маслениц» и всевозможных «Спасов» без сомнения отнесет дар провидения, как и другие магические способности к «божьему» (при условии, что провидец «служит богу, а не черту») богословие здесь делает паузу. Известны случаи, когда некоторые православные святые, почитаемые широко за их способности исцелять и прочие чудеса, молили Бога лишить (!) их этого дара, потому как ясно осознавали, что любой магический дар «от черта».
Магия, как «добрая, белая», так и «злая, черная» — порождение трикстера. И все же не случайно о людях «не от мира сего» мы одновременно можем сказать, что они как раз-таки больше всего любят этот мир. Потому и стремились всегда простые люди со своими грехами, болезнями к разным нищим, странным, юродствующим личностям. Ибо получали от них исцеление.
Удивительно ли, что юродивых так ценила легендарная русская монахиня Мария (Скобцова)? Подвижница, оставившая яркий след в духовной жизни Западной Европы 20-30-х гг., эта христианская мученица ХХ века, канонизированная 16 января 2004 года Священным Синодом Вселенского Патриархата в Константинополе, к сожалению, до сих пор находится в «духовном изгнании» на родине. Быть может именно потому, что она призывала искать не «образа» жизни, а ее «безобразия», а точнее — «юродского безобразия жизни». Мать Мария указывает на это в своей мистерии «Анна», в статье «Под знаком гибели» и других дошедших до нас публикациях. Ее духовное наследие еще ждет своего часа, исследования, понимания.
Мученица, погибшая в 1945 году в фашистском концлагере, будучи настоящей Русской Святой Марией, выделяла Василия Блаженного как «единственного хозяина, которого я принимаю с радостью».
«Мой удел — хранить молчанье, ибо двойственности след заставляет в час признанья молвить «да», а думать «нет».
Лилиан Вутерс, белгийская поэтесса, ХХ век.
3. ДУРАК
____________________
Вплоть до XVIII века полчищами ходили по всей Руси скоморохи, неся предания мудрой старины. Государственная религия после реформ Никона уже не могла увидеть в юродстве ничего другого, кроме бесовского наваждения и крамолы. Скоморохи были оттеснены постепенно на север и восток, в южные степи, где приобрели в противовес отношению государства почетное положение у крестьян окраины. Здесь их любили слушать, здесь к ним относились вплоть до революционного начала ХХ века, как к духовно высоким людям, даже как к святым. В бескрайних русских степях рождались последние былины, такие как записанная гениальным русским писателем Романом Кумовым баллада под названием «Бессмертники».
Это были осколки Святой Руси — особого мира, который готовился только к одному, но самому важному деянию — к битве с антихристом, к спасению от него. Более того, древние православные Руси стремились побороть антихриста еще до его прихода на Землю, а, если и не побороть, то максимально ослабить его воинство и отсрочить время его воцарения на Земле. Важно отметить, что в русской культуре юродивый традиционно исполнял роль вожакa, ведущего нацию и задающего направление. Так, например, он изображен на известном полотне Нестерова «На Руси» (1916).
Что такое древнерусский дурак? — спрашивал академик Д. Лихачев, и отвечал: «Это часто человек очень умный, но делающий то, что не положено, нарушающий обычай, приличие, принятое поведение, обнажающий себя и мир от всех церемониальных форм, показывающий свою наготу и наготу мира, — разоблачитель и разоблачающийся одновременно, нарушитель знаковой системы, человек, ошибочно ею пользующийся».
Во всех своих образах-проявлениях Трикстер внутренне конфликтен. Его тело нецелостно: руки враждуют друг с другом; пол (сексуальные желания) неопределимы. В качестве примера здесь можно привести монолог графа из новеллы П. Мериме «Локис»:
«Вы, может быть, подумали, что я влюблен в нее? Доктор, дурак, уверен в этом. Нет, я никогда не любил ее. Меня занимало ее смеющееся личико… Я любовался ее белой кожей… Вот и все, что есть в ней хорошего… особенно кожа… Ума — никакого. Я никогда не видел в ней ничего, кроме красивой куколки, на которую приятно смотреть, когда скучно и нет под рукой новой книги… Конечно, ее можно назвать красавицей… Кожа у нее чудесная… А скажите, профессор, кровь, что течет под этой кожей, наверно, будет получше лошадиной крови? Как вы думаете. »
. Естественно, что профессор ничего не ответил. Из гуманизма.
Однако гуманизм, ставший грезой человечества в прошлом веке, потерпел сокрушительный крах. Тоталитарно-идеологический характер отделения агнцев от козлищ, а зерен от плевел привел к закономерному, хоть и не ожидаемому энтузиастами результату, лишив культуру развития и породив своего рода летаргию. Эффект обнаружил столь же столь же удручающую бесплодность и безысходность, как и поиски «единого» смысла и торжество «общечеловеческих» ценностей.
Страх зла не принесет ничего, кроме самого зла. А ведь трикстер — это ребенок, точнее, тот, о котором мы можем сказать: «Его душа есть душа ребенка, его дух есть дух философа». Это ребенок, еще не отделяющий тела от мира, трогающий собственную кожу, враждующий и играющий с частями тела, и первоначально познающий их как нечто отстраненное, чуждое.
Безусловно, это мудрый ребенок. Мудрость не имеет отношения к интеллекту. Это – обладание богатым и разносторонним ситуационным опытом в сочетании со способностью этим опытом воспользоваться. Воспользоваться в актуальной, новой ситуации, причем воспользоваться вполне конкретным образом.
Этот философствующий ребенок, как и все дети, прекрасен. Алиса из Страны чудес — тоже трикстер. Вспомним, как она падала в колодец (нору)! Как пишет А. Генис, «единственный способ перебраться из одной действительности в другую — измениться самому, претерпеть метаморфозу… Собственно, граница — это провокация, вызывающая метаморфозу…». При этом сексуальность подростка, как и совмещение мужского и женского начал несет характер Высшего, Неземного, Прекрасного.
Трикстер олицетворяет смеховое начало. «Мы смеемся, для того, чтобы жить!» — говорил Чарли Чаплин, который положительной серьезности добропорядочной Англии отчетливо противопоставил лукавство, зловредность, самозабвение, разрушительно-созидательное обаяние трикстера. А трикстерный Дионис Ницше? — он явился предтечей множества трикстеров. Трикстеры латиноамериканцев (Г. Г. Маркес, Ж. Амаду, Х. К. Онетти), трикстеры мировой фантастики, трикстеры Венедикта Ерофеева. Детскость, амбивалентность, смеховое начало, оборотничество отличают Трикстеров всех времен и народов — от мифологического демиурга Ворона до плутовки Лисы из народной сказки; от Локи и до булгаковского Бегемота.
В культуре разных эпох важен момент противопоставления упорядоченной размеренности Космоса и животной силы хаоса. С представлением о хаосе как об источнике жизненности неразрывно связано мифологическое отношение к нему как к порождающему началу. Еще греки утверждали связь хаоса с эросом: так, в «Птицах» Аристофана хаос есть одна из первопотенций. Недаром и самих птиц как метафорическое выражение «жизненного мира» Эрос рождает именно от Хаоса. Одновременно, как уже говорили, хаос — это гибель. Все начала и все концы заключены в нем. Хаос — это водоворот постоянных изменений, которые никогда не утверждаются. Ведь для утверждения и стабилизации необходим Космос, Высший Разум.
Одним из олицетворений хаоса является двуликий Янус, по Овидию, символизирующий творчество как разнонаправленность, нелинейность. Но зачем вырываться из упокоенности Высшего Порядка в жерло хаоса? Представляется, что основание для такого геройства — заведомая недостаточность Космоса. Ибо там, в Космосе обнаруживаются зияния, черные дыры, которое невозможно преодолеть, не выходя за пределы собственной знаковой системы.
Черные дыры — смутное, но все усугубляющееся ощущение наличия проблемы, с которой правило, норма, закон совладать не могут. Это разрыв, когда старые добрые порядки не срабатывают, ибо не охватывают нового образа действительности. Говоря языком синергетики, в этот момент Космос-система оказывается в «буфере», откуда открывается бесчисленное количество путей в будущее. Но кто может заглянуть в эту черную дыру?
Именно Трикстер, который, как уже отмечалось ранее, сам не является «существом хаоса», способен погрузиться и понять хаос. Косвенными свидетельствами этого являются его характеристики. В первую очередь, это его «междумирность»: для Трикстера разверзается граница между потусторонним и «посюсторонним», замкнутая для обычных смертных.
Трикстер жертвует, ибо он безумен, но «через безумие, — как пишет М. Фуко, — правда выходит на свет… оно обладает способностью обнажать реально существующую проблему, которая тем самым может наконец получить подлинное разрешение. За ошибкой безумия кроется истина, прокладывающая себе путь».
Сталкер, вступающий в запретную зону и извлекающий оттуда альтернативные возможности для обустройства ослабевшего, уставшего Космоса, тем самым преодолевает основную культурную дихотомию «Гармония (космос) – Хаос».
«Свобода нас призвала юродствовать».
Мать Мария (Скобцова), святая, канонизированная в ХХI веке.
4. СВОБОДА (ИЗГОЙ)
____________________
В одной из средневековых притч рассказывается о жонглере, который не умел иначе славить Богородицу, как только показывать фокусы пред ее образом. И Богородица поняла искреннюю преданность трюкача и снизошла к нему. Эта притча, кроме всего прочего подчеркивает необходимость несерьезного для сверх серьезного. Необходимость и продуктивность самой границы между ними, которая иногда преодолевается Чудом.
Прислушаться к трикстеру, посмеяться с ним и над ним, задуматься — значит, постоять на границе допустимого-недопустимого, прошлого-будущего, реальности-чуда. Там, где заканчивается ирония, начинается небо. Не потому ли даже такая мощная и всеобъемлющая сила, как церковь средневековья, не упраздняла карнавала: напротив, карнавальный цикл был назван христианскими терминами?
В «Книге смеха и забвения» Милан Кундера пишет: «Как известно, дьяволы и ангелы делят между собой власть над миром. Добро мира, однако, не требует, чтобы ангелы обладали превосходством над дьяволами (как думал я ребенком), а чтобы власть одних и других была приблизительно уравновешена». Если в мире слишком много неопровержимого смысла (власть ангелов), человек изнемогает под его тяжестью. Ежели мир полностью теряет свой смысл (власть дьяволов), жить также невозможно. Каждая культура зиждется на той или иной степени баланса между инновацией и традицией, революционностью и эволюционностью, свободой и каноном. Если преобладает последнее, культура приобретает тоталитарный характер, ее смыслы утрачивают элемент открытия, застывают.
Мать Мария, о которой мы вспоминали выше, собиралась вернуться в Россию после второй мировой войны.
В 20-е годы в Париже ей пришлось «спуститься» в самый ад русской эмиграции.
Искала я таинственное племя
Тех, что средь ночи остаются зрячи,
Что в жизни отменили срок и время,
Умеют радоваться в плаче.
Искала я мечтателей, пророков,
Всегда стоящих у небесных лестниц
И зрящих знаки недоступных сроков,
Поющих недоступные нам песни.
И находила нищих, буйных, сирых,
Упившихся, унылых, непотребных,
Заблудшихся на всех дорогах мира,
Бездомных, голых и бесхлебных.
Необъяснимым образом полное христианское смирение и любовь совмещались в этой удивительной женщине со свободолюбивым бунтарским духом. Даже в страшные дни пребывания в концлагере она пыталась оживить стиснутую жесткими рамками церковную жизнь. «Подлинная Христова истина всегда связана со свободой /. / а наш путь, наше призвание, наш подвиг и крест — пронести свободную Христову истину через все испытания».
Не раз монахиня готова была покинуть своих «благочестивых» сестер. Ей хотелось бродить по земле и взывать: «покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное».
Тот, кто одинок — страдает. Вот аксиома этого обманчивого мира. Но вместе с тем одиночество — это некое условие, некий жест доброй воли тому, кто еще жив, кому есть еще надежда. Это ощущение огромной вины неизвестно за что, видение грехов своих «бесчисленных, как песок морской» необходимо пережить, преодолеть отчаяние полного одиночества, чтобы в один прекрасный миг глаза раскрылись и увидели Иное.
И тогда — нет одиночества, есть только миг вечности, и он полон настолько, насколько способен ты вобрать в себя этот миг. «Чтобы видеть мир в песчинке, небеса — в диком цветке, сожми бесконечность в ладони и вечность — в часе» (У. Блейк). Когда нет ни стен, ни потолка — ЧТО есть время.
Трикстер дает импульс непредсказуемого изменения действительности, ибо вечность возможна лишь при условии «взрывной» проверки того, что возведено падшим человеком «в ранг вечного».
В повседневной жизни человек слеп. Чтобы реальность стала зримой, необходимы некие исключительные обстоятельства, необходимо творчество. Но это не простое творчество, а творчество, не имеющее никакой ценности с точки зрения социума, творчество, не созидающее, но разрушающее мир.
«. мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне». (1 Кор 4:9-13)
«Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1 Кор 1:20)
«Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом». (1 Кор 3:19)