Триггеры что это в бизнесе
Триггеры в маркетинге: как стимулировать аудиторию на целевое действие
Trigger в переводе с английского означает «спусковой крючок». В маркетинге триггеры продаж влияют на человеческие эмоции и отражают причину, по которой пользователь должен совершить конверсию. Триггеры окружают нас везде: в интернете, на рекламных баннерах, в магазине, поликлинике, на работе, в общении с коллегами и друзьями. В этой статье мы рассмотрим триггеры в маркетинге, их виды и применение на практике с примерами.
Содержание
Что такое триггер в маркетинге
Триггер в маркетинге — это психологический прием воздействия на подсознание человека, который мотивирует выполнить целевое действие. Триггеры встречаются в тексте, изображениях, видео, аудио или графических элементах.
Продающие триггеры — это стимулы, которые побуждают выполнить действие, вызывая эмоции у человека, такие как жадность, гнев, радость, страх, удивление, желание и так далее. Вспомните, как вы спонтанно принимали решение только потому, что испытывали чувство радости или страха. То есть неосознанно ответили на предложение или купили «эксклюзивную» вещь.
Психологические приемы влияют на подсознание: рождают в голове ассоциации, помогают вспомнить приятные или негативные моменты, побуждают к неконтролируемому стремлению выполнить действие здесь и сейчас.
Маркетинг активно использует триггеры. Их применяют на сегмент ЦА или направляют на конкретные потребности, страхи и опасения аудитории.
Зачем используют триггеры в маркетинге
Триггеры для продаж используют для достижения нескольких целей:
Виды триггеров в маркетинге
В этом разделе мы разберем виды триггеров, которые чаще всего встречаются в маркетинге. Триггеры можно комбинировать, но главное правило при этом — не использовать их слишком часто. Это отпугнет клиента: он подумает, что вы пытаетесь впарить ему товар или навязать, не задумываясь о проблеме пользователя.
Дефицит
Искусственно созданный дефицит продукта — это прием в триггер-маркетинге, который заставляет пользователей быстрее приобрести товар. Люди боятся что-то потерять, тем более, если человеку нравится продукт или бренд. Например, «осталось всего 3 костюма от известного бренда», «успейте записаться в группу по изучению английского языка: свободно 1 место», «ограниченное количество товаров».
Акция интернет-магазина по продаже товаров для активного отдыха. На скриншоте показана распродажа ограниченного количества продукции FXR со скидкой до 53%. Это сезонная акция — зимний период заканчивается и компании распродают остатки товара со своего склада.
Пример дефицита в ecommerce
Ограничение по времени
Еще один триггер в маркетинге — ограниченное время продажи. В данном случае триггер работает на установку: успей сейчас, так как завтра доступ будет закрыт. Например, «только сегодня скидка 15% на все товары», установленный таймер на сайте с временем до конца или начала акции, уникальное предложение, актуальное только в указанные сроки — больше такого не будет.
Пример работы таймера на сайте. На скриншоте показана главная страница распродажи года «Черная пятница»: таймер начала продаж, дата, когда акция закончивается и все товары будут распроданы, и информация о том, что скидки будут длиться только три дня. В данном случае еще действует триггер страха — не купишь товар в дни «Черной пятницы», не сможешь сэкономить.
Пример использования таймера на сайте
Страх как триггер в маркетинге
Страх — это потребность в безопасности: за себя, за свою жизнь, за близких и родных, за сохранность дома или личных данных. С другой стороны, этот триггер можно рассматривать как боязнь одиночества или потери.
Пример рекламы медицинской страховки: «Один вирус может стоить вам машины или даже дома. Основная медицинская страховка защищает вас от высоких медицинских расходов». Баннер запустили в США после новостей о коронавирусе. В Америке медицинские услуги обходятся дорого, если не приобрести годовую страховку. Реклама играет на страхе за жизнь и свое имущество. Отсюда могут следовать переживания за семью и будущее детей.
Пример использования триггера страха в рекламном баннере
Быть частью большего
Этот триггер в маркетинге используют, чтобы привлечь пользователей к решению одной проблемы. Например, защита леса или океана, спасение животных, решение вопросов расизма и отношения к меньшинствам.
Пример социальной рекламы: «Лесная служба Кении: Защитите наши леса. Защитите наше наследие». Восточная часть Африки страдает от проблем незаконной вырубки леса и торговли древесным углем. Это, в свою очередь, разрушает среду обитания животных. Реклама вызывает сильные эмоции сострадания и желание помочь. В данном случае работает визуальный эффект.
Пример привлечения внимания к общей проблеме — уничтожение редких видов животных и незаконная вырубка леса
Эксклюзив
По-другому этот триггер в маркетинге называют индивидуальностью. Триггер играет на желании отличаться, не быть как все, выделяться из толпы и привлекать к себе внимание. Маркетологи акцентируют на том, что продукт сделает покупателя особенным.
Например, роскошный автомобиль — изготовлено всего 8 моделей, одежда от известного модельера, индивидуальное изготовление аксессуаров и украшений. Либо это подписка для VIP клиентов, эксклюзивное предложение для постоянных пользователей, закрытый доступ к сообществу или группе.
Рассылка для студентов и преподавателей от Adobe Creative Cloud. В письме предлагают эксклюзивную стоимость на годовую подписку Cloud: доступ к более 20 приложениям для работы и творчества.
Пример использования эксклюзивности как триггера в маркетинге
Автоматизация email рассылок
Отправляйте цепочки триггерных сообщений приветствия, брошенной корзины, реактивации, совмещая внутри одной цепочки email, SMS и web push.
Взаимность или благодарность
Триггер заставляет пользователя быть обязанным. Вы предлагаете клиенту подарок, бесплатную подписку или образец продукции. Он, в свою очередь, начинает испытывать потребность отблагодарить вас: вернуться на сайт и приобрести ваш продукт.
На примере ниже представлен подарок и бонус от компании, которая занимается покупкой автомобилей с аукциона. Клиент, оставивший свои контактные данные, получает подборку машин, отвечающую его запросам.
Пример использования в маркетинге триггера благодарности
Жадность
Самый популярный триггер в маркетинге, который используется для акций, скидок и распродаж. У пользователя появляется ощущение, что он платит меньше за товар. Например, низкие цены во время Черной Пятницы, распродажа товара с 50% скидкой, акция «2 по цене 1».
Пример работы триггера жадности
Интрига
Этот триггер в маркетинге завязан на любопытстве. Вы начинаете рассказывать о своем новом и таинственном проекте, который перевернет мир, но обрываете рассказ на фразах: «В следующем посте я расскажу, что это за проект», «Продолжение в следующем выпуске».
В примере показан пост из сообщества «Яндекс». Заголовок и текст поста мотивируют узнать о новых фишках «Яндекс.Почта». Чтобы прочитать статью, нужно перейти по ссылке.
Пример использования триггера интриги в маркетинге
Социальное доказательство
Триггер в маркетинге, который означает стадное чувство. Когда вы размещаете информацию о том, что продукт купили 1000 человек, а 900 из них рекомендуют его приобрести, скорее всего, пользователь заинтересуется вашим предложением. Так работает социальное доказательство.
Например, «300 000 человек уже оценили качество матрасов», «50 000 клиентов каждый день пользуются нашими услугами», «250 семей уже получили ключи от новой квартиры».
Популярный отзыв в карточке товара на сайте DNS: описание достоинств и недостатков. Слева показано количество обсуждений о продукте и обзоры экшн-камеры. Таким образом, пользователь может оценить все мнения и решиться на покупку.
Пример работы социального доказательства как триггера в маркетинге
Новинка
Триггер работает на желании обладать чем-то новым или узнать первым последние новости. Люди испытывают чувство радости и удовлетворения от новых вещей. Например, покупка последней модели iPhone или видеоигры, получение новой информации или услуги.
На примере показана новая модель мобильного телефона Samsung. В обзоре отражены возможности смартфона-раскладушки: шарнирный механизм позволяет использовать Galaxy Z Fold2 в двух форматах — планшет (7’6 дюймов) и телефон (6’2 дюйма).
Пример триггера новинки
Гарантии
Этот триггер в маркетинге формирует доверие к бренду или продукту. Гарантиями могут быть сертификаты качества, услуги бесплатного сервиса, возможность вернуть деньги за товар.
Ниже представлена страница интернет-магазина одежды. Основные преимущества отражены в шапке сайта. На скриншоте показана информация о возврате товара в течение 90 дней, а не 14, как установлено в стандартных требованиях.
Пример триггера гарантий
Экспертность
Триггер работает на повышение доверия к компании или бренду. Экспертность подтверждают грамотами, дипломами, иными наградами, достижениями и опытом. Например, ведение судебных дел — 10 лет.
Маркетологи сети «Булкер» на главной странице сайта показывают, что кафе работает на рынке уже 15 лет.
Пример триггера в маркетинге
Сторителлинг
Рассказ о компании, бренде, продукте или о достижениях. Суть триггера — вовлечь пользователя в историю и поиграть на ассоциациях: детские воспоминания, вкус еды, знакомая мелодия.
На примере ниже — история-интервью, которая вовлекает в мир гастрономических изысков в Одессе. Вы погружаетесь в этот мир, сопоставляете что-то со своими собственными воспоминаниями и представляете себя в Одессе. Статья рекламирует деликатес-маркет, но она также отлично подойдет для сайтов, которые организуют путешествия по миру.
Пример сторителлинга как триггера в маркетинге
Простота
Этот прием помогает создать простой путь для клиента: «купи в один клик», «заполни форму в 3 шага», «используй приложение для быстрого заказа такси».
На примере показан сайт по продаже мягкой мебели. В карточках товара, помимо стандартного призыва к действию «В корзину», есть еще и кнопка «заказ в 1 клик», выделенная красным для привлечения внимания.
Пример использования простоты заказа как триггера в маркетинге
Удовольствие
Триггер срабатывает, когда вы решаете проблему пользователя. Ему не нужно для этого ничего делать, вы берете все на себя. Например, услуги организатора мероприятия, моющий пылесос для экономии времени и сил, приложение для сохранения паролей, чтобы не восстанавливать каждый раз доступ.
На примере показана видеореклама робота-пылесоса, который сам себя чистит. Удовольствие в том, что вам не нужно все время беспокоиться об уборке — iRobot все сделает за вас.
Пример триггера удовольствия
Стереотипность
Другими словами — предубеждения. Например, что в Китае производят дешевые и плохие вещи, а в Европе наоборот — качественно, хоть и дорого.
Вспомните упаковки на продуктах: ГОСТ, экологически чистая упаковка, оригинальная рецептура от итальянского шеф-повара — все это относится к стереотипам.
Завод «Экипаж» использует в своей рекламе триггер стереотипности: компания производит продукт на немецком оборудовании по немецким же технологиям. У покупателя появляется мысль о надежности таких окон и их долговечности.
Пример триггера стереотипности в баннерной рекламе
Триггер противоречий
В маркетинге триггер противоречий работает так: реклама пытается убедить пользователя не совершать какие-то действия, и это вызывает у него злость и желание сделать по-своему.
Например, «закройте страницу немедленно», «не заказывайте», «не открывайте это письмо, если…».
Такой триггер в маркетинге используют на сайте о бизнесе в одной из статей. В заголовке автор предупреждает, по какой причине не стоит читать текст: «Если вы любите свою работу, не читайте эту статью». Во вступлении этот же прием продолжается: автор говорит, что раскроет важные истины, которые читатели, вероятно, не захотят слышать, поэтому нужно немедленно прекратить чтение.
Пример триггера противоречий
Триггеры в маркетинге: примеры
Интернет-магазин myToys в своей привественной email рассылке благодарит за подписку и дарит 500 рублей на следующую покупку. Это триггер благодарности.
После бонуса идет краткий рассказ о бренде: на сайте представлено более 25 000 товаров, акции проводятся каждый день. Добавили триггер доверия.
В заключении представлена информация о том, сколько клиентов готовы покупать снова, — 91% по мнению «Яндекс.Маркет». Здесь используется триггер социального доказательства.
Пример, как использовать триггеры в email рассылке
Пример триггеров в маркетинге для сайта застройщика. В обзоре представлен комплекс элитных квартир в Москве.
В первом блоке компания-застройщик спекулирует на эмоциях: для влюбленных в Москву. Также используется триггер благодарности и ограничение по времени в виде скидки 14% до конца августа.
В следующих блоках добавили триггер эксклюзива: статусность комплекса, сады на крыше.
В блоке о парковке и городском стиле использован триггер удовольствия: «двор без машин» — у каждого жителя есть свое парковочное место, комплекс расположен в центральной части Москвы, рядом находятся бизнес-центры, музеи, парки и театры. Человеку не нужно переживать, куда поставить машину и как провести выходные.
Навигация на сайте простая: для каждого блока есть кнопка, кликая по которой, можно узнать подробности всех преимуществ жилого комплекса.
Пример, как использовать триггеры в маркетинге на сайте застройщика
Триггер-маркетинг — советы
Заключение
В этой статье мы затронули тему триггеров в маркетинге и рассмотрели возможные варианты, где и как их использовать.
Триггер-маркетинг — это использование психологии человека и воздействие на его эмоции. С триггерами нужно быть осторожными, но это отличный способ стимулировать аудиторию к выполнению целевых действий.
Мотиваторы используются по-разному: для каждого сегмента ЦА существует свой стимул совершить покупку, заказать доставку, использовать приложение или оставить контактные данные.
К примеру, кому будут интересны уроки по изучению японского языка? Студентам, туристам, гражданам, планирующим переезд, или тем, кто собирается в длительную командировку. Возможно, это будут аниматоры, историки или люди, которые увлечены японской культурой и хотят выучить язык, чтобы смотреть кино и читать литературу в оригинале. Вы можете рассказать свою историю, как начали изучение языка, что вы чувствовали, когда впервые заговорили с японцем, чего боялись и как сможете помочь справиться с трудностями. В данном случае хорошо работает сторителлинг.
Регистрируйтесь в SendPulse, чтобы использовать триггеры во всех маркетинговых каналах на единой платформе: email, web push, SMS, Viber рассылки и чат-боты в Telegram, Facebook Messenger и ВКонтакте.
Триггеры: что это и как их используют в психологии и маркетинге
Почему триггер называют спусковым крючком
Слово «триггер» (англ. trigger) дословно переводится как «спусковой крючок». Оно появилось как производное от голландского trekken (тянуть) и с 1650-х годов звучало как «трикер», а уже позже перешло в разговорную форму «триггер».
Представьте, что мужчина идет по улице и спешит в офис. Вдруг он видит толпу. Ему становится любопытно, из-за чего собрались эти люди. Это подталкивает его сменить курс: остановиться и узнать, в чем дело. В данном случае толпа — триггер.
Сегодня понятие «триггер» используют в разных областях. В психологии так называют стимулы, которые вызывают яркие, чаще негативные эмоции и реакции. В маркетинге — приемы, которые заставляют покупать. В медицине триггеры — это факторы, которые провоцируют приступ или приводят к заболеванию. Например, изменение погоды может стать триггером головной боли. В соцсетях встречается выражение triggered или «триггерит», что обычно означает «вызывает гнев».
Как работают триггеры
Триггеры часто формируются именно в стрессовых условиях. Если человек находится в угрожающей жизни или здоровью ситуации, его мозг запускает механизм, который включает одну из трех реакций: бежать, нападать или замереть. Но когда опасность миновала и жизни ничего не угрожает, нервная система все равно может оставаться в режиме повышенной боеготовности.
Елена Барабанова, клинический психолог, преподаватель психологии, специалист платформы «Ясно»:
Допустим, человека укусила собака. Событие прошло, но психологическая травма осталась. Каждый раз, проходя злополучное место, он сжимается и не чувствует тело, ему становится нечем дышать. Психика делает это только с одной целью — уберечь человека. Ведь если собака снова нападет, он сможет быстро среагировать в стрессовой ситуации и спастись. Как мы видим, происходят серьезные биохимические изменения, часто приводящие к хроническому стрессу и вторичным реакциям — бессоннице, паническим атакам, повышенной тревожности».
Триггеры также часто запускают воспоминания, которые, в свою очередь, приводят к эмоциям и действиям. Но механизмы работы человеческого мозга, в том числе процесс формирования памяти, еще не до конца изучены. Нейробиологи считают, что запоминание — это кодирование информации в нейронах. Мозг получает информацию из внешнего мира с помощью пяти чувств — зрения, обоняния, осязания, вкуса и слуха, — а затем обрабатывает ее, сортирует и записывает, словно компьютер на жесткий диск.
Когда мы впервые встречаем человека, зрительная система регистрирует цвет его глаз, волос и другие физические особенности. Органы слуха улавливают тембр его голоса. Органы дыхания воспринимают запах его парфюма. Взаимодействуя с этим человеком, мы испытываем определенные эмоции. Каждое из ощущений и переживаний поступает в гиппокамп — отдел головного мозга, который участвует в формировании памяти. Мозг связывает биты новой информации между собой и закрепляет ее в разных группах нейронов. А когда возникает внешний стимул, мозг ассоциирует его с записанными данными и воспроизводит воспоминания. Так, через несколько лет, вдохнув запах знакомого парфюма, мы вспоминаем конкретного человека, связанные с ним переживания и эмоции. Возможно, у нас появляется желание ему позвонить. В данном случае запах выступает триггером.
Елена Барабанова:
«Триггер запускается определенным стимулом извне: запахом, звуком, вкусом, образом. Органы посылают мозгу сигнал, который запускает автоматическую реакцию. Но сперва состоится работа анализаторов головного мозга: зрительного, двигательного и т. д. После того как сигналы из головного мозга поступают обратно к органам и системам организма, мы видим реакцию: человек пугается, убегает, вступает в драку, плачет и т. д.
Опираясь на учения Ивана Павлова, мы знаем, что в коре головного мозга сосредоточено большое количество анализаторов и каждый из них автономен, но при этом также взаимозависим. Это [анализаторы] связанное между собой функциональное объединение. Функциональная система коры головного мозга — сложная иерархическая структура. Говоря простым языком, одновременно и поочередно все анализаторы коры головного мозга задействованы в формировании реакции на триггер».
Триггером может стать что угодно: звуки, образы или ситуации, которые в прошлом спровоцировали яркую реакцию. Но именно запахи способны вызвать больше эмоциональных воспоминаний по сравнению с вербальными или визуальными стимулами. Эту особенность назвали феноменом Пруста в честь французского писателя, который описал подобные переживания в своем романе «По направлению к Свану»: запах печенья «Мадлен» мгновенно перенес его в яркий насыщенный эпизод воспоминания из детства.
Триггеры в психологии
В психологии понятие «триггер» чаще используется в негативном ключе. Так называют любой внешний фактор, который заставляет человека вспомнить, как правило, травматичный опыт из прошлого.
Елена Барабанова:
«Сам по себе триггер запускает определенную, как правило, эмоциональную реакцию боли, страха, вины, стыда и т. д. Вот вы пришли в регистратуру поликлиники, на вас неодобрительным взглядом посмотрел регистратор и задал несколько вопросов громким и жестким голосом. И вы чувствуете, как голос дрожит, ноги становятся ватными, вам сложно вздохнуть и дать адекватный ответ. Что произошло? Да ничего особенного. Но вот эти — взгляд, тон голоса, уровень громкости голоса — триггеры, которые запустили эмоциональный ответ. Эмоциональная реакция была закреплена много лет назад: все пять лет в детском саду у вас была строгая воспитательница, которая общалась с вами именно в таком тоне».
Негативные триггеры
Негативные триггеры вызывают у людей бессознательную, часто даже деструктивную реакцию. Контролировать эмоции и действия в подобной ситуации становится практически невозможно.
Елена Барабанова:
«Триггеры есть у каждого из нас, но у всех разные. Один может прийти в ужас от замечания со стороны начальника, а другой впадет в панику при виде соседской крупной собаки.
Триггеры могут мешать. Представим, что вы мечтаете реализовать себя в социальной или политической деятельности. Вам предстоит вести переговоры, доказывать свою точку зрения, проявлять требовательность и настойчивость, выдвигать собственные инициативы. Но как только вы попадаете в кабинет руководящего лица, начинает «крутить» живот, подступает тошнота, и вы сразу прекращаете диалог. Вряд ли подобные реакции будут способствовать продвижению по службе».
Определенные запахи, фразы, звуки или ситуации могут стать триггерами для тех, кто пережил:
Например, человек попал в аварию, на некоторое время застрял в замкнутом пространстве салона и испытал сильный стресс. Пару лет спустя он уже не вспоминает тот несчастный случай и не боится поездок в авто. Но однажды на выходе из кабинки уборной в торговом центре он не может открыть заевшую щеколду. Это напоминает ему ситуацию во время аварии и вызывает приступ паники и страх.
Елена Барабанова:
«В психике закрепляются все события. Часть из них выходит в так называемую зону осознавания, а часть так и остается в бессознательном. Нам известно, что закрепиться в памяти могут события, оказавшие на нас сильное эмоциональное воздействие. Это могут быть как приятные, так и трагические события. А может быть наоборот. Неприятные воспоминания вытесняются в бессознательное, и человек их «забывает».
Память «рандомно» выдает нам воспоминания. Например, человек, проходя по улицам своего детства, предается приятным воспоминаниям. Картинки прошлого всплывают в сознании, появляется чувство радости и спокойствия. Что повлияло на это? Определенная обстановка, которая уже была знакомой и родной. А еще — его собственная нужда в этих воспоминаниях. Нелегким был этот год для человека, вот он и решил поехать на родину. То есть воспоминания всегда есть и будут, но «пользоваться» ими человек сможет только при определенных обстоятельствах. Если бы мы помнили все, то мы давно бы запутались в жизни».
Просмотр сцен, напоминающих о травме или несчастном случае, тоже может вызвать негативную реакцию. Поэтому в фильмах и роликах в интернете часто встречается предупреждение о потенциально неприятном контенте. Правда, последние исследования показали, что такое информирование не помогает избежать болезненных воспоминаний и люди с психологическими травмами все равно испытывают стресс во время просмотра.
Позитивные триггеры
Триггеры могут быть позитивными и даже полезными для человека. Существует ряд внешних стимулов, которые могут вызвать автономную сенсорную меридиональную реакцию (АСМР). Это явление, при котором человек испытывает приятное покалывание по всей коже головы, задней части шеи и в других областях в ответ на звуковые и визуальные триггеры. Ощущение сопровождается чувством расслабления и хорошего самочувствия. Британские психологи-исследователи определили несколько подобных триггеров.
Популярные триггеры в маркетинге
В маркетинге продающий триггер — это прием, который мотивирует человека совершить определенное действие: перейти на сайт, подписаться на рассылку, оставить комментарий или номер телефона, купить продукт. Обычно триггеры становятся катализатором, который вызывает эмоции: страх, радость, гнев, жадность, зависть, вожделение и так далее.
Мы собрали несколько популярных триггеров, которые часто используют маркетологи.
Дефицит
Люди склонны больше ценить то, что менее доступно. Поэтому маркетологи часто создают искусственный дефицит, используя ограничение по времени или по количеству товара. Фразы вроде «осталось всего пять штук», «акция действует для первых 20 покупателей» и прочие триггеры встречаются практически везде — от супермаркетов с продуктами до сайтов с образовательными курсами.
Юлия Сяглова, доцент кафедры маркетинга и рекламы факультета рыночных отношений ИОМ РАНХиГС:
«Сейчас мы живем в цифровом мире, где получить информацию — дело нескольких минут. Многие покупатели (в некоторых сегментах до 50% от общего числа) этим пользуются и действуют по определенной модели ответственного поведения. Например, человек бежит в торговом центре мимо магазина, видит какой-то товар с супервыгодным предложением, но он не покупает его сразу. Сперва он дома в спокойной обстановке изучает товар, сравнивает цены, читает характеристики. Оценивает, нужно ему делать покупку или нет. И только потом принимает решение».
Жадность
Чаще всего этот триггер встречается во время распродаж, например «черной пятницы». Онлайн- и офлайн-магазины пестрят баннерами и вывесками, которые обещают выгоду: «Скидки до 90%», «Три товара по цене двух», «Купи продукт и получи подарок» и так далее. Желание заплатить меньше и получить больше движет человеком. Он совершает необдуманные покупки и приобретает вещи, которые, возможно, никогда не использует.
Юлия Сяглова:
«На самом деле сейчас покупатели склонны четко планировать покупки, особенно онлайн. Прежде чем оплатить корзину, человек смотрит на сумму и думает, точно ли ему это нужно. Импульсных продаж сейчас меньше, чем в доковидную эпоху. Поэтому в онлайн-сегменте объемы розничного товарооборота, конечно, растут, но восстанавливаются достаточно проблемно.
В офлайне история немного другая. Мы ходим по магазину, набираем себе в тележку какие-то товары и уже потом на кассе начинаем смотреть на увеличивающуюся сумму. И тут нас начинает тревожить, сколько мы заплатим. Многим покупателям сложно и неудобно отказаться, сказать: «Я вот это не хочу покупать». В итоге человек оплачивает эту покупку, но выходит при этом полностью расстроенный, потому что деньги потрачены».
Страх
Безопасность — одна из базовых потребностей человека, чем умело манипулируют маркетологи. Например, в рекламных роликах Volkswagen автомобиль попадает в аварию. Так создатели демонстрируют надежность авто, ведь никто из пассажиров не пострадал и не получил травм. Рекламный ход помог увеличить продажи марки автомобиля на 17%.
Еще один пример триггера страха — использование темы коронавируса в рекламе противовирусных препаратов. Ролики и баннеры прямо рекомендуют определенные препараты как средства для профилактики и лечения вируса. По мнению пресс-секретаря комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований Петра Талантова, такая реклама — дезинформация с целью наживы на панике населения.
Радость и любовь
Крупные бренды детского питания часто используют подобные триггеры. Например, рисуют иллюстрацию медведицы и медвежонка на упаковке. Картинка вызывает нежные чувства и ассоциируется с материнской любовью. Так бренд реализовывает потребность мамы проявлять нежность и заботу даже через упаковку.
Взаимный обмен
В процессе социальной эволюции между людьми возникло негласное правило взаимного обмена. Оно предполагает, что, получив услугу или подарок, человек отдает что-то взамен из чувства признательности. Поэтому в сфере продаж так часто встречаются бесплатные пробники или неожиданные подарки.
Контраст
Суть триггера заключается в том, чтобы продемонстрировать человеку ощутимую разницу между двумя вещами. Если мы сначала поднимем легкую сумку, а затем тяжелую, вторая покажется тяжелее, чем есть на самом деле, из-за контраста ощущений. Этот принцип используют, к примеру, автомобильные дилеры. Сначала они дожидаются согласия покупателя на покупку машины за несколько сотен тысяч рублей. И только потом начинают предлагать аксессуары, которые обойдутся в десятки тысяч. При заключении сделки на покупку авто стоимость чехлов, ковриков и прочих атрибутов кажется незначительной. Поэтому покупатель с легкостью на них соглашается, чем значительно увеличивает итоговый чек.
Визуальные триггеры
В природе существует большое количество сенсорных триггеров, которые сообщают нам информацию. Один из таких — яркий цвет. Сотрудники маркетинговой компании Elmwood использовали подобный визуальный триггер при создании упаковки чая. Они окрасили ее в предупреждающие цвета природы, которые ассоциируются с пчелами и осами, — черный и желтый. Таким образом они пытались привлечь внимание покупателей к конкретной марке чая на полке. Результаты говорят сами за себя: за первый год было продано 20 млн упаковок без какой-либо дополнительной маркетинговой поддержки.
Юлия Сяглова:
«Визуальные триггеры постоянно используются в офлайн-мерчандайзинге. Например, можно придать товару сильный визуальный отклик, положив его в определенное место на полке: на уровень рук покупателя или на уровень глаз. А дешевый товар размещают, как правило, на уровне колен. Так покупатель психологически понимает — раз товара много, он дешевый, за ним нужно нагнуться, значит, ничего особенного в нем нет.
Если говорить про онлайн-маркетинг, то речь идет про формирование визуальных страниц. Это может быть сам каталог товаров и определенные карточки внутри него: кликабельные баннеры или дополнительные маячки, которые привлекают внимание человека и заставляют посмотреть, что там под ними кроется».
Как отследить и контролировать триггеры
Некоторые триггеры можно предвидеть, но многие из них часто застают человека врасплох. Психологи, психотерапевты и психиатры помогают установить связь между сильными эмоциональными реакциями и триггерами. В процессе работы с пациентом они разрабатывают стратегии преодоления, которые помогут управлять эмоциями, когда человек столкнется с триггерами.
Елена Барабанова:
«Говорить о наличии негативных триггеров можно, когда вы замечаете за собой сложную эмоциональную реакцию при вполне благоприятных обстоятельствах. Например, ваша мама пригласила вас на семейный ужин, вы приезжаете к ней в гости и физически чувствуете, как «скукоживаетесь». Вам сложно рассказывать о себе, вы тревожитесь, что на ваш рассказ ответит мама. Или вы получаете СМС от начальника с просьбой в начале рабочего дня зайти к нему в кабинет. Эту ночь вы плохо спите, часто встаете, прокручиваете ваш диалог в голове. И главное в этих ситуациях — неспособность прекратить происходящее.
Для того чтобы отследить триггер, нужно взять за привычку задавать себе вопросы. «Что я чувствую?», «Что происходит с моим телом, как оно реагирует?», «Что я делаю в ответ на ситуацию (боюсь, убегаю, стыжусь, теряю веру в себя, кричу и т. д.)?», «Что именно вызвало во мне такую реакцию (голос начальника, тон маминого разговора)?» Эти вопросы помогут определить, как запускается триггер.
Если триггер повлек за собой эмоциональную реакцию, важно вернуть себе опору. Первая наша опора — наше собственное тело. Почувствуйте свое тело — ноги, руки, спину, — почувствуйте свое дыхание — оно должно быть диафрагмальным, т. е. брюшным, — найдите в пространстве предметы, привлекающие ваше внимание. Например, при панических атаках можно найти десять красных предметов, десять предметов интерьера и т. д. Ну, а освободиться от влияния триггеров можно, обратившись к психологу».