Тридцать целковых что символизирует
Число «три» в романе «Преступление и наказание»
В христианской культуре самым значимым числом является 3, а также кратные ему 30 и 33. Тройка признана символом Святой Троицы. Иисус Христос начал свое служение на земле в 30-летнем возрасте; погиб в возрасте тридцати трех лет, воскреснув через три дня; за тридцать серебренников Иуда предал Иисуса. Число три отображает божественную сущность явлений, и оно же символ надежды, которую несет Троица.
Не секрет, что роль евангельских чисел играет особую роль в мировоззрении Федора Михайловича Достоевского, о чем свидетельствуют пометки в личном Евангелие писателя. Число «три» ненавязчиво, но настойчиво присутствует на протяжении всего романа «Преступление и наказание»: Достоевский прибегает к нему при описании персонажей, объектов, интерьеров и т. д., и делает это настолько часто, а иногда и неуместно, что это нельзя списать на случайное совпадение. Вот лишь некоторые примеры употребления числа «три» в романе:
Число «тридцать» в романе
Пример с Соней подтверждает, что сумма в 30 целковых (целковый — монета достоинством в один рубль) была выбрана не случайно. Сумма в 30 рублей была довольно значительной, и девушка вряд ли смогла бы ее заработать даже за месяц. В 1865 году девушки зарабатывающие «непристойным ремеслом» получали от 10 до 50 копеек за ночь, а Соня получила 30 рублей всего за три часа. Скорее всего, 30 серебряных рублей — это 30 сребреников, за которые Соня продает и предает саму себя.
Символика чисел в романе «Преступление и наказание» и ее истоки
Содержание:
Главный герой романа – символ человеческого индивидуализма, эгоизма. Персонаж под давлением окружающей атмосферы, жизненных тягот отрицает все ценностные ориентиры человечества. Достоевский смог максимально точно проанализировать беднейшее общество Питера. Многие люди не стремились выбраться из нищеты, тоски, продолжая дальше опускаться. Мировой классик открыл город с другой стороны, описав удручающую, давящую обстановку.
Числовая символика в романе «Преступление и наказание»
Символика чисел в романе «Преступление и наказание» играет большую роль. С давних пор люди использовали цифры для передачи скрытой информации, описания понятий нравственности, морали. В христианской культуре самыми значимыми числами являются 3, 33. Тройка признана символом Святой Троицы. Иисус Христос погиб в возрасте тридцати трех лет, воскреснув через 3 дня. Для писателя символика цифр в романе «Преступление и наказание» – олицетворение божественного существа. Он использует 3, 33 во многих эпизодах:
Цифры в романе «Преступление и наказание» – число 11
Вера писателя в значение чисел прослеживается во всем произведении. Он часто упоминает цифру 11, которая является евангельским символом:
Для расшифровки значения числа 11 нужно изучить притчу. Один хозяин выходит на улицу, чтобы нанять работников. На часах – 3 часа. После он повторяет свои действия в 6, 9, 11 часов. Всем трудящимся он заплатил одинаковую сумму денег. Первым получил расчет последний нанятый работник, пришедший в 11 часов. Это показатель высшей божественной справедливости, в которую призывает веровать Достоевский.
Раскольников приходит в дом старухи в 11 часов, у него есть шанс раскаяться в своих помыслах.
Число 7 в романе «Преступление и наказание»
В романе часто описываются нюансы жизни героев – узкая лестница, грязная улица, маленькая комнатушка Раскольникова. При этом писатель постоянно упоминает семерку. По мнению теологов, это святое число, используемое для обозначения Святой Троицы.
Семь частей произведения включают вступление, шесть глав. Первая, вторая глава содержат семь эпизодов. Другие упоминания 7:
Нумерология в романе «Преступление и наказание»
МОУ Зуринская СОШ им.
Нумерология в романе
«Преступление и наказание»
2. Нумерология в романе Достоевского «Преступление и наказание»
2.3 Цифра одиннадцать 5
Что помогла мне понять нумерология в романе Достоевского
«Преступление и наказание» 7
4. Список литературы 8
Нумерология — это паранаука о числах. Её часто называют магией чисел
Нумерология уходит своими корнями в глубокую древность — числами пользовались ещё первобытные племена. Осознанно или неосознанно, люди подчиняются ей: нечётное число цветов в букете, особенно в Германии, где цветы чаще всего продают по 10 штук, сервиз на шесть или двенадцать персон, повторить три раза. Числовая магия отражена в суевериях: во многих странах нет самолётов с бортовым номером 13, нет этажа с номером «13», нет 13-го номера в гостиницах и т. д.
В нумерологии за каждым однозначным числом закреплены определённые свойства, понятия и образы. Нумерологией пользуются при анализе характера человека, чтобы определить характер, природные дарования, сильные и слабые стороны, предсказать будущее, выбрать лучшее место для жизни, открыть наиболее подходящее время для принятия решений и для действий. Некоторые люди также пользуются нумерологией, чтобы выбрать себе партнёров — в бизнесе, браке, а также в обществе.
Сейчас невозможно точно установить, когда именно зародилась нумерология, по той причине, что в древности (в Вавилоне, Индии, Египте, Греции и Риме) такой отдельной области знания не выделялось. В те времена философ и математик без труда понимали друг друга и не мыслили свои науки отделёнными друг от друга непроницаемыми барьерами. Поэтому одни и те же учёные изучали числа с точки зрения и философии, и математики. Платон, Аристотель требовали от своих учеников уверенного владения математикой, а большинство математиков древности были хорошо знакомы с философией своего времени.
Основные положения нынешнего варианта западной нумерологии были разработаны в VI веке до н. э. древнегреческим философом и математиком Пифагором, который объединил математические системы арабов, друидов, финикийцев и египтян с науками о природе человека
Сокращение чисел до цифр
Для сокращения больших чисел в элементарные разработаны разные системы. Самый простой и популярный метод получения из чисел этих цифр — сложить все десятичные разряды этого числа, затем, если образуется 10 или более, сложить и эти цифры, Этот процесс продолжают до тех пор, пока не получат элементарное число от 1 до 9 (в некоторых вариантах нумерологических расчётов двузначные числа 11 и 22, также называемые господствующими, не сокращаются до однозначных). Такому «анализу» могут быть подвергнуты любые числа: дата рождения, номер телефона, номер квартиры и т. д. Математически эта процедура эквивалентна замене исходного числа его остатком от целочисленного деления на 9.
С нумерологический точки зрения, время движется по нескончаемо повторяющимся циклам от 1 до 9. В рамках столетий и декад каждый новый год приносит с собой новое число. Дни и месяцы внутри года также могут быть разделены на циклы.
Связь нумерологии и Библии
В качестве одного из способов разрешения сложной жизненной ситуации, некоторые нумерологи рекомендуют запись проблемы на бумаге, расчёт по нумерологической таблице полного нумерологического числа, и дальнейший поиск подсказки из текста Библии. В качестве ярчайшего примера действенности данного метода используется совпадение, связанное с царём Соломоном: нумерологическое сложение фразы «Царь Соломон» дает результирующее число 11. И именно в 11 книге Библии (3-я книга царств), в первых 11 главах (не считая отдельных упоминаний во 2-й Царств), дано жизнеописание царя Соломона, а в главе 11 стихе 11 дана причина наказания Соломона Богом. Однако такие совпадения достаточно редки, и их приходится целенаправленно искать.
В сказках и мифах многих народов широко используются числа 3, 7, 12.
Пифагор говорил своим ученикам, что числа правят миром. Его нумерологическое учение было основано на аксиоме, что числа скрывают и содержат в себе тайну Вселенной. Платон, верный пифагорейской традиции, заключил, что математический код — неотъемлемое свойство мироздания — лежит в основе всех явлений. Выражаемые числами идеи абсолютны, неизменны и совершенны. Сокровенный ряд чисел невелик, их всего одиннадцать. Это 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11 и 22.
Нечетные числа говорят о процессах начала и созидания и считаются женскими, а четные — о процессах завершения и созревания и считаются мужскими. Каждое число олицетворяет какую-то идею, а какую именно и как можно использовать нумерологию чисел в нашей повседневной жизни — об этом и рассказывает наука нумерология. Каждый человек — тайна, а нумерология дает нам ключ к шифру, секретный код.
Как нам известно, Пифагор, его ученики и последователи сократили все числа до цифр от 1 до 9 включительно, поскольку они являются исходными числами, из которых могут быть получены все другие (именно эту систему и приняла современная нумерология).
Сумма 13 будет сокращена до 4 (1+3), также как и 31 (3+1). Ни одно из этих чисел не будет иметь другого вибрирующего значения, кроме того, что представлено окончательным числом 4.
Нумерология используется в современном мире в различных областях жизни.
В романе Достоевского «Преступление и наказание» меня заинтересовали цифры, которые там постоянно повторяются. Узнав о том, что Достоевский хорошо знал Евангелие и русский фольклор, я решила посмотреть на роман через призму нумерологии, понаблюдать за магией чисел, подвергнуть их анализу.
«. стало быть, в четвертом этаже, по этой лестнице и на этой площадке, остается, на некоторое время, только одна старухина квартира занятая».
Квартира жертвы находиться на четвертом этаже здания; Раскольников прячет украденные вещи во дворе, где строиться четырехэтажный дом; убогая комната Мармеладова находиться на четвертом этаже; полицейская контора находиться на 4-ом этаже этого здания, и Раскольников направляется к четвертой комнате. В каждом случае эта окружающая обстановка отмечает критический момент в психической эволюции Раскольникова: убийство, поиски тайника (укрывательство), первая встреча с Соней и окончательное признание. После преступления Раскольников четыре дня находиться в бредовом состоянии. В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону Раскольникову, Лазарь был мертв четыре дня. История эта помещена в 4-м евангелии (Евангелие от Иоанна). У Раскольникова есть четыре основных бреда. Таким образом, мы имеем восемь (дважды четыре) проявлений числа «4», все связанные с преступлением Раскольникова, виной его и признанием.
Число 4 имеет основопологающее значение. Есть 4 времени года, четыре направления, четырехклеточные стадии в эмбриональном развитии, четыре стадии человеческой жизни, четыре «мира», четыре «элемента».
Приведя многочисленные примеры «поразительно устойчивого образа» четырехэтажных домов и четвертого этажа в «Преступлении и наказании», делает вывод: «Эта четырехчленная вертикальная структура семантически приурочена к мотивам узости, ужаса, насилия, нищеты и тем самым противопоставлена четырехчленной горизонтальной структуре (на все четыре стороны), связываемой с идеей простора, доброй воли, спасения. Этот второй, сакральный аспект чисел, противопоставленных профаническим числам, годным лишь для «низкой жизни», снова возвращает нас к архаическим схемам мифомышления и, в частности, к практике ритуальных измерений основных параметров мира. И у Достоевского число введено в мир и определяет не только размеры, но и высшую суть его. Для приближения к ней, проникновения в нее необходима полнота жизни».
Вероятно, Достоевский был знаком также и с учением пифагорийцев, последователей древнегреческого философа Пифагора, приписывавших различным числам тайные значения. Пифагорийцы утверждали, что числа являются основным началом и сущностью вещей, и подробно определили качество и роды чисел, создав пифагорейский математический символизм и таинственную мистику чисел.
«…тридцать целковых молча выложила».
Фольклорно-евангельское число «три» (в фольклоре – три дороги, три встречи, три сына, три препятствия; в Евангелии – три отречения Петра, Иисус у Геннисаретского озера обратился к Петру с вопросом 3 раза, 3 года искал плодов на смоковнице хозяин) играет значительную роль в романе «Преступление и наказание». Марфа Петровна оставила Дуне три тысячи рублей по завещанию, Соня вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек, и он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для себя минуту не ощущать себя Иудой. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников, и он ее предал (покушался на ее жизнь), как некогда предал, по евангельскому рассказу, Иуда Христа за 30 сребреников; Свидригайлов хотел предложить Дуне «тысяч до тридцати». Раскольников три раза позвонило в колокольчик старухи, три раза ударил ее топором. «Три встречи» Раскольникова с Порфирием Петровичем конденсируют философское содержание романа. На третий день после убийства «объявляется вдруг самый неожиданный факт»; в трех шагах стреляет Дуня; три билета вручает Соне Свидригайлов; три часа дожидается Разумихин, когда Раскольников проснется; «три раза» приходила Марфа Петровна к Свидригайлову; у Сони три дороги, думает Раскольников, когда она стояла в трех шагах от стола; о трех тысячах рассуждает Свидригайлов; у Сони «большая комната с тремя окнами» и т. д.
В Государственной библиотеке СССР имени есть экземпляр Евангелия, подаренный Достоевскому в Тобольске женами декабристов перед отправкой петрашевцев на каторгу. Это Евангелие Достоевский хранил до конца своей жизни. Отдельные пометы свидетельствуют о том, что писатель выделял и евангельские числа.
«Было уже почти одиннадцать часов…»
После посещения Сони, «на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошел в дом – й части, в отделение пристава следственных дел, и попросил доложить о себе Порфирию Петровичу».
Число 11 здесь не случайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.
Эту же евангельскую притчу Достоевский мог слышать и в проповеди cв. Иоанна Златоуста, читаемой в православных церквях во время пасхальной заутрени.
Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову все еще не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться и стать из последнего, пришедших в одиннадцатом часу, первым. (Недаром для Сони был «весь исход» в том, что в момент прихода к ней Раскольникова у Капернаумовых пробило 11 часов.)
«Приходите-тко завтра, часу в седьмом-с».
И цифра 7 здесь, конечно, не случайна. Согласно учению пифагорийцев число 7 является символом святости, здоровья и разума. Теологи называют число 7 «истинно святым числом», так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенств, и числа 4, числа, числа мирового порядка; следовательно, само число 7 является символом «союза» бога с
человеком, символом общения между богом и его творением. В библии говориться о том, что в 7-й день, после шести дней творения, бог почил. «И всякого скота чистого… по семи мужского пола и женского» должен взять Ной в ковчег (Первая книга Моисеева. Бытие, гл. 7). Урожайных годов в Египте было 7 и неурожайных тоже 7. Каждый 7-й день и каждый 7-ой год – святы, и после 7х7 лет – юбилейный год и т. д. и т. п.
Можно предположить, что, «посылая» своего героя на убийство именно в 7 часов, Достоевский тем самым уже заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать «союз» бога с человеком. Вот почему, чтобы снова восстановить этот «союз», чтобы снова стать человеком, Раскольников должен снова пройти через это «истинно святое число». Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число: «Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней».
Двойник Раскольникова, Свидригайлов тоже прожил с Марфой Петровной семь лет, но для него они были не как семь дней счастья, а как семь лет каторги. Любопытно, что об этих семи годах Свидригайлов настойчиво упоминает в романе: «…во все наши семь лет…», «Семь лет из деревни не выезжал», «…все семь лет каждую неделю сам заводил…», «семь лет безвыездно проживал…» и т. д.
Можно отметить также семь детей портного Капернаумова, семилетний голосок, певший «Хуторок», сон Раскольникова, когда он представляет себя семилетним мальчиком, семьсот тридцать шагов до дома старухи, семьдесят тысяч долга Свидиригайлова и т. д.
В статье «Магическое число семь плюс или минус два» американский психолог Дж. Миллер на большом экспериментальном материале показал ограниченность оперативной памяти человека, могущей оперировать не более чем семью символами или объектами одновременно. Советский исследователь О. Рисс совершенно справедливо пишет, что к числу заинтриговавших Миллера семиричных сочетаний, известных в природе, быту, мифологии и т. д. (семь дней недели, семь основных цветов, семь тонов музыкальной шкалы, семь чудес света, семь дочерей Атланта и пр.) необходимо добавить перл народной мудрости – основательный совет семь раз отмерять или проверять перед тем, как хочешь сделать что то важное.
Таким образом, главная задача нумерологии – человеческая жизнь. И я убедилась в том, что Достоевский не случайно использует символику чисел. Он стремиться или усилить с помощью них мотивы узости, ужаса, насилия, нищеты, или акцентировать внимание на фольклорно-евангельском значении числа «три», «семь», «одиннадцать» и раскрыть мотивы предательства, возможности покаяться, обречения на поражение.
Мне кажется, что именно нумерология помогла мне более глубоко характеры героев, их поведение.
2. «Преступление и наказание». Комментарии. М. «Просвещение», 1980
5. «Изучение в школе романа Достоевского «Преступление и наказание». Иж., 1971
17. Символика чисел в «Преступлении и наказании» и их связь с библейскими мотивами (ЕГЭ по литературе)
В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» важную роль играет деталь. Так, символика чисел тесно связана с библейскими мотивами и играет важную роль в раскрытии идеи произведения.
Число «30» в романе связано с тридцатью сребрениками, за которые Иуда продал Христа. Именно такое число целковых выкладывает перед Катериной Ивановной Сонечка после того, как предала себя и стала жить по жёлтому билету.
Число «7» считается священным, поскольку объединяет цифру три, связанную со Святой Троицей, и четыре, олицетворяющую мировой порядок, то есть является соединением божественного и человеческого. Вначале оно является для Раскольникова роковым. Так, он идёт совершать убийство в 7 часов вечера. Тем самым автор предрекает крах теории Родиона, ведь герой попытался разорвать нерушимую связь межу Богом и человеком. Однако после своего раскаяния Раскольников вновь сталкивается со священным числом – ему предстоит ещё 7 лет каторги, но будущее видится герою как «бесконечное счастье». После духовного возрождения и восстановления разрушенной связи с Господом «7» становится для героя символом не гибели, а спасения.
Таким образом, числа в романе «Преступление и наказание» неслучайны. Они помогают раскрыть главную мысль произведения о бесчеловечности любого преступления и необходимости покаяния.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Тридцать целковых что символизирует
Показать роль библейских деталей, эпизодов, аллюзий в романе «Преступление и наказание»
Учить работе с источниками (Священное писание, дневники писателя)
Ход урока
В романе одним из главных является вопрос: есть ли для Раскольникова возможность спасения?
Автор романа через подробности преступления пытается доказать существование Божие, для этого он использует библейскую символику.
а) Первый аспект – это символика чисел.
— число Одиннадцать упоминается в романе неоднократно. Что оно означает?
В семь часов вечера Раскольников пошел на преступления, как бы разрывая союз Бога и человека: «. Как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественною силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать».
На последней странице романа вновь появляется число семь, означающее союз Бога с человеком: «Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет. »
б) символика образов:
– В сне Родиона Раскольникова представлена проблема адекватности восприятия действительности героем. Восприятие лошади как «бедной лошадки», пытающейся сдвинуть непосильный воз, лошадки, олицетворяющей все страдание и несчастие этого мира, его несправедливость и безжалостность – все это факт сна Раскольникова. Бедная савраска – это лишь представление Родиона о состоянии мира. Здесь впервые закладывается мысль, что вызов Богу бросается Раскольниковым на основании несуществующих несправедливостей, ибо всем дается ноша по силам и никому не дается более, чем он может снести. Аналогом лошади из сна является в романе Катерина Ивановна, падающая под грузом нереальных своих обид и забот ( которые очень велики, но сносимы, тем более, что Бог не отнимает Своей руки, и когда доходит до края, всегда находится помощник: Соня, Раскольников, Свидригайлов).
– На серебряных часах Раскольникова, которые он понес в заклад старухе-процентщице «изображен глобус». Эти часы достались ему от отца. Это своего рода «держава», знак власти и ответственности за мир. Не случайно он закладывает часы, прежде чем совершить убийство: он отдает истинную власть за самоволие.
– Встреча Раскольникова с Мармеладовым напоминает сцену Сретения (пророк Симеон встретил во храме младенца Христа), «..продолжал он восклонясь» – боле, чем странное описание позы Мармеладова, однако, «восклонясь» единственное слово, которое адекватно может описать положение Симеона на иконах Сретения.
– «. сыграть свадьбу сразу после госпожинок. » – Госпожинки – Успенский пост, заканчивающийся в день Успения Пресвятой Богородицы. Брак, заключенный после того, как Богородица покидает землю, вряд ли можно считать благословенным.
— На протяжении романа Родион Раскольников неоднократно помогает деньгами Мармеладовым, пьяненькой девочке. Все деньги, которыми он оказывает помощь, являются деньгами, которые достались ему от отца. (Пенсия, от заклада часов.) Таким образом, Достоевский решает проблему средств, которыми можно оказывать помощь. Деньги, украденные у старухи, становятся непригодными ни для жизни, ни для благодеяний.
г) символика родства душ:
В романе читаем: «А куда ж я иду? И каким образом мысль идти к Разумихину залетела мне именно теперь в голову? Это замечательно.»
е) символика предметов:
– Вместо серебряных часов отца Раскольников получает золотые часы. Золото связывается с кесарем и земным сокровищем, несовместимым с любовью и служением Господу.
– «На Николаевском мосту ему пришлось ещё раз вполне очнуться. подаче целого двугривенного он, наверно, обязан был удару кнута. »
– «Но тут случилось странное происшествие. » (стр.367) Господь как будто оберегает Раскольникова, избавляя его от вынужденного признания, к которому тот ещё не готов, но которое хочет вырвать у него следователь.
Вывод: Идейное преступление Раскольникова внушено ему извне:
– Раскольников говорит, что он написал статью по поводу одной книги. Возможно, речь идет о книге М.Штирнера «Единственный и его собственность» или о книге Наполеона III «История Юлия Цезаря».
Достоевский поступает со своим героем гуманно: 8 лет каторги за двойное (а может быть, и тройное) убийство – спасение. Но спасение ещё и в покаянии, оно ещё не пришло, но обязательно прийдёт, потому что в любви к Соне другого выхода не может быть. А то, что Родион полюбил Соню – безусловно, об этом свидетельствуют его слёзы. Возрождение возможно только с Богом!