Три орешка для золушки о чем
Романтическая тайна «Трех орешков для Золушки»: Что скрывали актеры знаменитой киносказки
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Этот фильм получился настоящей зимней сказкой, хотя изначально в сценарии этого не предполагалось. Зрители наверняка запомнили невероятно красивые сцены в зимнем лесу и на заснеженных полях, по которым Золушка и Принц ехали верхом на лошадях. На самом деле эти сцены должны были снимать на цветущих летних лугах, но неожиданно изменились сроки съемок, и режиссер был вынужден завершить работу зимой. Дело в том, что выделенных в Чехии средств на создание фильма оказалось недостаточно, и было принято решение сделать совместный проект с ГДР. И директор немецкой киностудии «ДЕФА» в октябре объявил о том, что может предоставить павильоны только на ближайшие 3 месяца. Он исходил из тех соображений, что зимой они обычно простаивают, а летние месяцы – самые востребованные для съемок, и собрать киногруппу в это время намного сложнее. Поэтому и декорации, и натурные съемки пришлось приспособить под новые условия. Нужно признать, фильм от этого только выиграл – вот уже почти 50 лет в нескольких странах его повторяют по телевидению во время зимних праздников, и у многих зрителей он ассоциируется с Новым годом и Рождеством.
Поиски актрисы на главную роль продолжались довольно долго. Режиссер Вацлав Ворличек рассмотрел кандидатуры десятков претенденток и остановил свой выбор на актрисе Яне Прейссовой. Но тут выяснилось, что она ждет ребенка и к моменту съемок сцен верховой езды будет уже на шестом месяце. Срочно пришлось искать другую актрису. И тут режиссер вспомнил о 19-летней Либуше Шафранковой: « Мы нашли ее после долгих поисков. Мои ассистенты объездили консерватории в Праге и Братиславе, побывали в драматических кружках в больших городах и отобрали множество девушек для просмотра. Разбив их на группы, мы уже начали снимать пробы, но тут я вспомнил, что пару лет назад по телевизору шел фильм «Бабушка», где Барунку сыграла очень красивая девушка ».
Актрису тут же пригласили на пробы. Позже режиссер вспоминал, что она, прочитав сценарий, долго сидела молча, опустив голову. Ворличек забеспокоился – неужели актриса разочарована сценарием и откажется от роли? Но когда она наконец подняла глаза, он увидел в них слезы – Либуше сразу поняла, какие перспективы открывает для нее эта роль, и от восторга не могла вымолвить ни слова. Заручившись ее согласием, режиссер выдвинул еще одной условие: до начала съемок она должна научиться ездить верхом. И тут выяснилось, что Шафранкова с детства отлично держится в седле, ведь она выросла в сельской местности, рядом со школой верховой езды, и была опытной наездницей. Ворличек понял: он наконец нашел идеальную героиню!
Актера на главную мужскую роль подбирали уже специально «под Шафранкову». Руководство решило, что рядом с такой красавицей должен быть партнер с внешностью Алена Делона. В списке претендентов было около 20 актеров. Ворличек тогда преподавал в киношколе и вспомнил, что в дипломной работе своего студента видел 23-летнего актера Павла Травничека. У него не было актерского опыта – до этого он снялся только в одной короткометражке, он не умел ездить верхом и говорил с сильным моравским акцентом, но режиссер признался, что его главным козырем стала «европейская внешность» – Травничек напоминал ему молодого Алена Делона. К тому же он был похож на принца современного образца – раскованного, дерзкого, бойкого, «хулиганистого». Такой принц ни в чем не уступал Золушке, которая в чешской интерпретации известного сказочного сюжета тоже была отнюдь не кроткой и покорной, а настоящей «эмансипе». Павел тут же начал брать уроки верховой езды и к началу съемок уже неплохо держался в седле. А вот избавиться от акцента ему не удалось, поэтому его героя озвучил другой актер.
Травничек был очень благодарен режиссеру за то, что предоставил ему шанс начать кинокарьеру с такой яркой роли. А когда он увидел свою партнершу, еще больше обрадовался выпавшей на его долю удаче. Позже он говорил, что тогда « все мужчины Чехословакии завидовали и ревновали, так как Либуше Шафранкова была невероятно красива ». Когда зрители увидели эту пару на экранах, многие решили, что актеров и за кадром связывали романтические отношения, ведь то, что отражалось в их глаза, по мнению многих, сыграть было невозможно. Либуше никогда не комментировала этих слухов и на вопросы об отношениях с Павлом отвечала уклончиво: « На этот вопрос я вам не отвечу. Все зрители очень хотели, чтобы это было так! ».
А вот Травничек спустя годы раскрыл их тайну. В одном из интервью актер признался: « Да! Мы влюбились. Пока съемочная группа занималась делами, мы пробирались в зимний лес и там целовались… Было очень холодно. Снимались практически в летней одежде. Я вообще был в тонких колготках при минус 20 градусов, но мы с Либуше согревали друг друга своими чувствами! ».
Костюмы героев действительно были слишком легкими, ведь съемки планировали проводить летом. А тут еще в Чехословакии ударили морозы до минус 20, страну завалило снегом, и даже камеру приходилось укутывать одеялами. Вот только Травничек и Шафранкова были так поглощены своими чувствами, что даже эти обстоятельства их не испугали. В фильме не было ни одной сцены с поцелуем героев – они только держались за руки и обменивались красноречивыми взглядами, а все настоящие поцелуи остались за кадром.
Многие поклонники актеров ожидали продолжения романтической сказки в реальной жизни, однако их роман завершился с окончанием съемок. Позже они снялись вместе еще в одной сказке – «Третий принц», где снова сыграли влюбленную пару. Однако их пути к этому времени уже разошлись. Либуше Шафранкова вскоре вышла замуж за чешского актера Йозефа Абргама, они прожили вместе уже около 40 лет и воспитали сына, который тоже связал свою жизнь с кино и стал режиссером-документалистом.
После премьеры «Трех орешков для Золушки» актриса стала настоящей звездой, она очень много снималась и блистала на театральной сцене. Так продолжалось до 2012 г., а потом у Шафранковой начались серьезные проблемы со здоровьем – у нее обнаружили опухоль в легком. С тех пор актриса мужественно борется со своим недугом, ведет уединенный образ жизни и редко появляется на публике. « Вера, семья, работа – главные составляющие моей жизни, которые держат меня на плаву и не позволяют впасть в отчаяние », – признается Либуше.
Судьба Павла Травничека сложилась счастливо. Хотя в кино он снимался мало и от случая к случаю, в театре у него было много работы. Помимо этого, он был руководителем музыкального театра, организовал собственное актерское агентство, работал на чешском телевидении. Он был женат 4 раза, у него есть двое взрослых сыновей, а 3 года назад четвертая жена, которая моложе него на 34 года, подарила ему еще одного сына. В 2018 г. актер снова появился в сказке «Три орешка для Золушки», но на этот раз в образе отца принца – короля, в мюзикле чешского театра.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Три орешка для Золушки
Три орешка для Золушки | |
чеш. Tři ořišky pro Popelku нем. Drei Haselnüsse für Aschenbrödel | |
Жанр | |
---|---|
«Три орешка для Золушки» — популярная киносказка производства Чехословакии и ГДР 1973 года. Для семейного просмотра.
Фильм снимался на чехословацкой киностудии «Баррандов» и немецкой киностудии «Бабельсберг». Натурные съемки проходили в живописном месте Шумава, находящейся в западной части Чехии на границе с Баварией. Резиденцию короля снимали в известном немецком замке Морицбург, дом мачехи — в небольшом замке чешского населенного пункта Швихов (Švihov) в районе Пльзеня.
Содержание
Сюжет
В основу была положена сказка Братьев Гримм, в адаптации Божены Немцовой — «Три сестры», отличающаяся от версии Шарля Перро тем, что у братьев Гримм Золушка обретает своё счастье не с участием феи-крёстной (как у Перро), а при помощи волшебного орешника (в фильме трёх волшебных орешков). [1]
В ролях
30 лет спустя
Интересные факты о фильме
В фильме играли чешские и немецкие актеры, и все говорили на своих языках. Потом их дублировали.
Исполнительница главной роли Либуше Шафранкова сегодня является одной из ведущих актрис Чехии.
Песню к кинофильму, являющуюся также и главной музыкальной темой, исполнил хорошо известный в СССР и знаменитый чехословацкий эстрадный певец Карел Готт. Автором музыки к фильму был известный чешский композитор Карел Свобода.
В немецкой версии фильма песня К.Готта не исполняется, звучит лишь музыкальная тема.
В Чехии был признан лучшим сказочным фильмом двадцатого века.
Во время съемок фильма ни один зверь не пострадал. «Убитая» лиса осталась здоровой и невредимой.
Исполнитель роли Камила Витезслав Яндак в 2005—2006 годах был министром культуры Чехии.
Реставрация
В России показали на телеканале Семёрка 31 декабря 2011 года перед началом вещания семейного эфирного канала Канал Disney (Россия).
Хит всей Европы. Как «Три орешка для Золушки» покорили Старый Свет
История о Золушке является одним из самых распространенных сказочных сюжетов, существующим в десятках различных вариаций. Далеко не каждая экранизация сказки оказывается удачной. Но «Три орешка для Золушки» — шедевр на десятилетия.
Не Перро, а братья Гримм
Изначально фильм, полюбившийся зрителям во многих странах, должен был выглядеть совершенно иначе. Режиссеру Вацлаву Ворличеку выделили стандартный для того времени на студии «Баррандов» бюджет — 3 миллиона крон. Но он мечтал создать по-настоящему красивую сказку с яркими декорациями и костюмами, и средств требовалось значительно больше. Выход нашелся: Ворличеку удалось заинтересовать немецкую киностудию ДЕФА, где согласились вложиться в фильм при условии, что часть съемок пройдет в ГДР.
Советская «Золушка» с неподражаемой Яниной Жеймо снималась на основе версии сказки Шарля Перро, а «Три орешка для Золушки» использовали в качестве первоосновы сказку братьев Гримм, где вместо феи-крестной волшебство бедной девушке приносит орешник, растущий на могиле ее матери. Авторы фильма сделали сюжет чуть светлее — волшебные орешки Золушке привозит конюх.
«Домом мачехи» стал замок Швигов, расположенный в Плзеньском крае Чехии. Королевский замок, в котором в фильме живет принц с родителями, — это замок Морицбург в Германии, бывшая резиденция короля Августа Сильного. Вот только теперь для туристов эти места связаны не с какими-то реальными деятелями прошлого, а с любимой картиной.
Запасной вариант
Удивительно, но зимней эта киноистория стала случайно. В оригинальном сценарии дело должно было происходить летом, под летние съемки готовили и роскошные костюмы. Но потом директор студии ДЕФА объявил, что «окно» под проект нашлось начиная с поздней осени, и Ворличек взялся снимать снежные пейзажи. Это, конечно, было красиво, но требовало от актеров мужества и стойкости, ибо в своих костюмах они страшно мерзли.
Уроженка Брно Либуше Шафранкова происходила из обычной семьи. Отец, правда, играл в самодеятельных спектаклях, но увлечение дочери театром считали детским и разговоры девочки о том, что она станет актрисой, всерьез не принимали. А к окончанию школы и вовсе стали переубеждать — нужно, мол, получить, нормальную профессию. Но Либуше проявила упрямство, поступив в театральное училище.
В кино девушка дебютировала в 17 лет в фильме «Бабушка», а на съемочной площадке «Трех орешков» она оказалась в возрасте 19 лет. И вот еще одна история, в которую сейчас трудно поверить: юная красавица, сводившая с ума зрителей по обе стороны «железного занавеса», вовсе не была первым кандидатом в Золушки.
Ворличек признавался: «Я просмотрел около 25 актрис на роль Золушки и уже почти остановился на Яне Прейссовой. Но, когда встретился с ней и мы оговаривали даты съемок, которые после переговоров с немцами перенеслись на зиму, Яна призналась, что уже будет на шестом месяце беременности. Вариант отпал. »
Золушка была отличной наездницей, а принц не мог справиться с конем
В отличие от советской Золушки, героиня чешско-немецкого фильма более решительная, дерзкая, постоянно оставляющая незадачливого принца и его приятелей в дураках. Золушка лучше скачет на коне и демонстрирует на охоте мастерство, заставляющее королевскую особу открыть рот.
Вся штука в том, что именно так дело обстояло и в действительности. Либуше была великолепной наездницей и практически весь фильм, за исключением одной сцены, не использовала помощь каскадеров. Актриса рассказывала, что в детстве жила неподалеку от школы верховой езды, где научилась ездить верхом как с седлом, так и без седла.
Принцу пришлось куда хуже: Травничек дела с лошадьми до этого не имел, и учиться ему приходилось по ходу съемок. Собственно, из этого родилась и последняя сцена, где Золушка скачет вдаль, а принц пытается ее догнать. По сценарию, пара должна была ехать рядом, но Травничек в очередной раз не справился с конем.
Беременная злодейка и пронизывающий холод
Как бы это ни странно звучало, но на съемках все старались оберегать Дору, злую дочь мачехи. Ларчик открывается просто: игравшая эту роль актриса Даниэла Главачова была беременна. Естественно, любых эксцессов старались избегать. К счастью, все прошло гладко, и после окончания работы над фильмом актриса благополучно родила девочку.
Все участники съемок вспоминали, что холод был самой главной проблемой. Травничек иронизировал, что его принц рисковал не понадобиться Золушке, ибо ходить в мороз в тонких колготках — не самый лучший вариант для мужчины. Впрочем, и барышням в шикарных нарядах мало не показалось. Спасала общая идея, ибо желание снять красивую ленту объединяло всю группу.
Но никто даже не мог представить, что успех будет настолько всеобъемлющим. Первой страной, в которой «Три орешка для Золушки», вышли в прокат, стал Советский Союз. Уже в первые дни проката Шафранкова стала предметом грез советской молодежи. А дальше эта история повторилась в ГДР, Чехословакии, во всех странах социалистического блока, а затем и в странах капитализма.
Либуше и Йозеф: кто стал настоящим избранником актрисы?
Все решили, что у актеров, сыгравших главные роли, должен был случиться роман. Травничек признавался — да, влюбленность была, но в серьезные отношения она не развилась. А вот на съемочной площадке с Шафранковой они снова встретились. Произошло это девять лет спустя, на картине «Третий Принц». На сей раз каждому досталось по две роли: Травничек играл принцев близнецов Яромира и Ярослава, а Шафранкова — принцессу Милену и принцессу Алмазных Скал. Новая сказка тоже оказалась популярной, хотя и не достигла сумасшедшего уровня успеха «Трех орешков для Золушки».
Своего принца в жизни Либуше встретила спустя три года после своей самой знаменитой роли. Актер Йозеф Абргам был на 13 лет старше девушки, и многим казалось, что эти отношения не будут долгими. Однако вместе они прожили без малого 45 лет, воспитав сына Йозефа, который тоже стал актером.
Либуше много снималась в кино, играла в театре, но при этом крайне мало общалась с прессой, стараясь вести закрытый образ жизни. Она считала, что все, что нужно донести до людей, демонстрирует своим искусством, а все остальное является ее частным делом, посвящать в которое окружающим не стоит.
Люди уходят. Сказка остается
В 1996 году она снялась в фильме «Коля», который был удостоен «Оскара» и «Золотого глобуса».
Вообще популярность Шафранковой в Чехии не исчезала никогда. Когда стало известно, что в 2013 году именно она зажжет огни на главной рождественской елке страны, на мероприятие в Праге собрались более 30 000 человек.
О серьезных проблемах со здоровьем, возникших еще в 2009 году и заставивших отказаться от многих проектов, актриса не любила много говорить. Впрочем, и тайны из этого не делала, сообщив, что страдает онкологическим заболеванием.
Либуше, по свидетельству родных, никогда не жаловалась, стойко перенося испытания, выпавшие на ее долю.
7 июня 2021 года ей исполнилось 68 лет. А через два дня Золушки не стало.
А на ступеньках замка Морицбург, где героиня сказки потеряла туфельку, сегодня молодые люди предлагают своим возлюбленным руку и сердце. Более романтичного места не найти.
Ведь сказка, в отличие от людей, никогда не уходит.
Как снимали фильм «Три орешка для Золушки»
В гостях у сказки
— Лицо грязное от золы, но не трубочист.
— Шляпа с пером, лук и камзол, но не охотник.
— Платье со шлейфом, шитое серебром, но не принцесса.
Если вас смутили эти загадки, значит, вы либо юный принц, либо никогда не были «В гостях у сказки», а стало быть, не видели или просто забыли удивительно красивый зимний фильм «Три орешка для Золушки».
Воскресное утро советского школьника на рубеже семидесятых-восьмидесятых было распланировано по программе телевидения. В 9.30 — подъем по «Будильнику», затем полтора часа на завтрак и срочные дела, пока идут передачи «Служу Советскому Союзу» и «Здоровье», потом музыкальный антракт с Юрием Николаевым — «Утренняя почта» и, наконец, встреча с тетей Валей в программе «В гостях у сказки». Ежедневный эфир не баловал развлечениями, и современной детворе даже сложно представить, как их папы, мамы, а у многих уже дедушки‑бабушки спешили под узнаваемую мелодию занять место у экрана телевизора, чтобы хоть раз в неделю увидеть сказку. Не бесконечные, как сегодня, приключения оживших героев комиксов, а один‑единственный оригинальный фильм про путешествие Садко, приключения Буратино или как Маша и Витя под Новый год спасают Снегурочку от Кощея Бессмертного. Лубочные картины режиссеров Александра Роу, Александра Птушко или Надежды Кошеверовой по мотивам народных сказок составляли основу репертуара, поэтому показ фильмов социалистических стран вызывал особый интерес. Они были совершенно другими: царей сменяли короли, добрых молодцев — принцы, а девушки‑красавицы не носили длинных плетеных кос под платком. Навсегда в детской памяти отложились сказки восточногерманских и чехословацких кинематографистов: «Король Дроздобород», «Госпожа Метелица», «Златовласка» и, конечно, «Три орешка для Золушки».
В отличие от известного советского фильма, где Золушку сыграла наша землячка Янина Жеймо, под свою экранизацию чехословацкие кинематографисты переработали классический сюжет, взяв за основу произведение не братьев Гримм или Шарля Перро, а своей землячки Божены Немцевой. В «Трех орешках» Золушка смело бросает снежками в принца, умело стреляет из арбалета и теряет туфельку совсем не потому, что боится, что в полночь ее карета превратится в тыкву. Уверенная в себе девушка, хотя и давно влюблена принца, заставляет вельможную особу не просто выбрать себе жену по первому горячему чувству, но и дождаться взаимности, ее согласия.
Это может быть только стечение обстоятельств, а может, все‑таки чудеса? Задумывая фильм, режиссер Вацлав Ворличек и не предполагал снимать зимнюю сказку. Находясь во многом под впечатлением популярной в конце шестидесятых итальянской экранизации «Ромео и Джульетты», он хотел сделать красивую костюмированную картину. Под это даже заказали и уже пошили средневековые платья. Понимая, что силами только студии «Баррандов» такой проект не потянуть, в Праге решили привлечь коллег из ГДР. Там ответили согласием, однако на весну‑лето все уже было расписано (видимо, на ДЕФА снимали очередную сагу про индейцев), и предложили помощь своих специалистов зимой. Как раз в этот момент Ворличеку в венском музее на глаза попалась картина Питера Брейгеля «Охотники на снегу», написанная в эпоху Возрождения, и решение пришло само собой: «Нет! Не весна! Зима! Снег, на котором коричневыми пятнами будут по‑брейгелевски живописно смотреться костюмы крестьян!»
Своя цепь случайностей привела на съемочную площадку и исполнительницу главной роли Либуше Шафранкову. «Я просмотрел около 25 актрис на роль Золушки и уже почти остановился на Яне Прейссовой, — вспоминал Вацлав Ворличек. — Но когда встретился с ней и мы оговаривали даты съемок, которые после переговоров с немцами перенеслись на зиму, Яна призналась, что уже будет на шестом месяце беременности. Вариант отпал. » К счастью, режиссер вспомнил про Шафранкову, которую недавно видел в ее дебютном фильме. «Я ехал на встречу с опозданием и мысленно говорил себе, что уже могу и не застать ее на месте, но она сидела там со сценарием в руках. Я подумал, может, она просто хочет вернуть его мне? Наоборот — Либушка была в восторге от роли Золушки!»
Наверное, в душе каждой девушки живет своя Золушка, романтично мечтающая встретить прекрасного принца. История старая и рассказанная тысячи раз, но сценарий именно этого фильма был словно написан под характер двадцатилетней Либуше Шафранковой. Она прекрасно скакала верхом: «В то время были популярными фильмы про ковбоев и индейцев, вроде Виннету и его «Сокровища Серебряного озера». Так что, даже когда мы ехали в школу на велосипедах, представляли себе, что скачем на лошадях. Я жила недалеко от школы верховой езды, собственно в сельской местности, а стало быть, проехаться конно не было проблемой. Лошади работали на полях, и, когда дело было закончено, можно было верхом вернуться в конюшню. Прямо так, без седла», — делилась воспоминаниями о своем детстве Либуше.
Найти принца казалось делом не столь сложным. Рассматривались несколько кандидатур, но в итоге Ворличек приметил Павла Травничека в выпускном фильме факультета кино и телевидения Пражской академии искусств: «В фильме был мальчик, который напомнил мне немного французского актера Алена Делона. На такое подобие зритель может купиться. » В отличие от Шафранковой Травничеку пришлось спешно брать уроки верховой езды, с чем он кое‑как справился, а вот избавиться от сильного моравского акцента так и не удалось. В итоге актера пришлось дублировать не только на немецкий и другие языки, но даже для родной чешской версии!
Натурные съемки прошли в окрестностях замка Морицбург, неподалеку от Дрездена, а также в Чехии. В замке Швигов, около Пльзеня, снимали двор мачехи. Так что если перевести в реальные километры, сколько пришлось бы принцу скакать с туфелькой за убежавшей Золушкой, он загнал бы не одну пару коней. Расстояние составляло более 200 километров! Эти километры, а в довершение всего и государственная граница стали серьезной помехой во время съемок. Из‑за разразившейся в Европе эпидемии ящура коням пришлось искать замену. «Когда мы отправлялись туда, автобус или автомобиль проезжал через ванны дезинфицирующего раствора, люди должны были выйти и очистить обувь, а вот транспортировка лошадей была категорически запрещена», — вспоминал о пограничных переездах Вацлав Ворличек.
Пошутила природа над создателями картины и погодой. Для сказочной зимы в Германии картинку пришлось заснеживать искусственно, зато в Чехии снега было столько, что в один из моментов конь под Травничеком глубоко провалился в сугроб. Просто чудо, что никто серьезно не пострадал. Зато постановочных киночудес в фильме фактически не было. «Самым большим волшебством в «Золушке» была сова. Чтобы она моргнула, Ворличек должен был шевелить палку, на которой она сидела», — делился впечатлениями Павел Травничек.
В широкий прокат фильм вышел 45 лет назад, в конце 1973 года, причем советские зрители увидели его даже раньше, чем в Чехословакии и ГДР. Это может показаться странным, но слава к молодым актерам Шафранковой и Травничеку пришла не сразу. Зато буквально в течение нескольких лет «Три орешка для Золушки» стал традиционным рождественским фильмом. В Чехословакии и немецкоязычных странах он превратился в такой же обязательный зимний атрибут, как в СССР новогодняя «Ирония судьбы. ». И даже сегодня ни одно Рождество в Германии не обходится без чудесных превращений волшебных орешков в наряды для Золушки.
После того как несколько лет назад фильм восстановили и сделали его цифровую копию, он словно обрел второе дыхание. «Три орешка для Золушки» вновь посмотрели его давние преданные почитатели, а также открыли для себя новые зрители. Среди них, конечно, есть и внуки Либуше Шафранковой, которым она уделяет свое время, и дети других далеких стран: «Когда людей с разных континентов может объединить простая история с положительным зарядом, который имеют настоящие чешские сказки, я чувствую, что на нашей планете еще не все потеряно. Когда мир проходит духовное развитие через сказку — это согревает меня. Я сразу наполняюсь надеждой. »
Либуше Шафранкова и Павел Травничек встретились еще в одной сказке — «Третий принц». Фильм получился довольно успешным, Либуше сыграла принцессу, Павел вновь предстал в образе принца. Причем не одного, а сразу двух — братьев‑близнецов. И хотя Павел не раз признавался, что на съемочной площадке, как и многие другие, был влюблен в Золушку, серьезных отношений между ними так и не сложилось. Да и личная жизнь пошла совершенно по‑разному. Либуше давно замужем за популярным чешским актером Йозефом Абргамом. Она по‑прежнему активно участвует во многих творческих проектах, при этом практически не дает интервью и тщательно оберегает семью от посторонних глаз и сплетен. В последние годы ей приходится бороться с непростой болезнью. Романтик и оптимист по жизни Павел Травничек женат уже в четвертый раз. Актер часто бывает на светских мероприятиях и с удовольствием общается с поклонниками. Ему удалось справиться с моравским акцентом, и теперь он активно участвует в дублировании фильмов. Причем не раз дублировал Алена Делона, благодаря некоему сходству с которым, собственно, и сам стал знаменитостью.
• Лестница замка Морицбург, на которой Золушка потеряла туфельку, давно стала популярным местом, где молодые люди предлагают своим любимым руку и сердце.
• Всего было изготовлено три туфельки. Две — с небольшим каблуком, чтобы актрисе было удобно бегать и запрыгивать на коня, а одну, более изящную, для «потери».
• Наряды в духе эпохи Ренессанса разработал Теодор Пиштек, спустя десяток лет награжденный «Оскаром» за костюмы к фильму Милоша Формана «Амадей».
• В феврале 2014 года платье, в котором Золушка танцевала на балу, украли прямо с выставки в замке Морицбург. По горячим следам преступление не раскрыли, но спустя три месяца воры сами инкогнито вернули пропажу.
• Фильм наполнен прекрасной музыкой Карела Свободы, а вот заключительная песня «Скажи мне, птичка, где живешь?» в исполнении Карела Готта звучит только в чехословацкой версии фильма. Ее как раз и показывали в нашем прокате, чем порадовали многочисленных советских поклонников «чешского соловья».