Три кита в музыке 2 класс что это
Музыкальные жанры «Три кита»
Общее понятие «жанра».
Жанр (франц.) – тип, род, манера. Этим словом мы называем вид произведения, который имеет свои отличительные черты, своё содержание, форму и название.
«Три кита» — это основные жанры, типы музыки.
Впервые в своей книге для детей их описал композитор Д. Д. Кабалевский : « Как всякий дом стоит на фундаменте, так и эти «три кита» держат на своих плечах весь огромный мир музыки».
Марш Магс h е — французское слово, в переводе значит «ходьба». Поэтому пишутся они всегда в четком музыкальном размере 2/4 или 4/4, чтобы было удобно идти в строю.
И хотя марши отличаются друг от друга мелодией, характером и содержанием, их объединяет четкий и энергичный ритм. С маршами — бодрыми, веселыми, походными, праздничными, а порой печальными и даже траурными — связаны многие события в жизни человека.
Песня
отражает состояние человеческой души, поэтому они так разнообразны и многочисленны. Особенность песни — в гармоничном сочетании слов и музыки .
В широком понимании песня это всё то, что поётся, одновременно сочетая слова и напев. Может быть исполнена как одним человеком, так и целым хором, с музыкальным сопровождением либо без него. Встречается в повседневной жизни человека ежедневно – изо дня в день, наверное, с момента, когда человек начал внятно формировать свои мысли словами.
Танец — одно из древнейших проявлений народного творчества. В ритмическом или плавном движении люди стремились передать свои чувства, настроения и мысли. Так появились ритуальные танцы, которые стали непременным атрибутом каждого праздника. У многих народов они сохранились и до нашего времени.
Люди танцуют, иногда превращая свой танец в искусство — балет. Танцуют, участвуя в торжественных церемониях или веселясь в свободные вечера и на праздниках. У каждого народа сложились свои национальные традиции танца с характерной, присущей ему музыкой.
Конспект урока 2 класс на тему «Три кита в музыке».
Конспект открытого урока.
Тема: «Три кита в музыке – три музыкальных жанра».
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Цель: увлечь ребят музыкой, вызвать интерес к знаниям и пробудить веру в свои силы.
понимать музыку, рассуждать о ней.
Развивать музыкальный слух, ритмический, вокально-хоровые навыки и умения.
Воспитывать музыкальную культуру у учащихся, прививать интерес к музыке, потребность в общении с ней.
Формирование темы, целей урока
Работа по теме урока
Наглядно – методические пособия:
— иллюстрации к трём жанрам
Организационная часть урока.
Хорошо. Вы готовы к уроку? Ну, тогда приступим.
Чтобы хорошо учиться,
Надо очень много знать
Каждый день шкатулку знаний
Вся музыка – волшебная страна
Она красива, ласкова, нежна
Три королевства разных в ряд
В стране волшебной той стоят.
Из громких звуков он построен
А если кто к искусству глух-
Наверняка захватит дух.
И королевство танца есть,
Людей весёлых там не счесть.
Весь день резвятся и кружатся
И лишь под утро спать ложатся.
А в королевстве третьем – песня.
И грусть, и радость жили вместе
Когда они в одно слились,
По миру песни разнеслись
Поют их взрослые и дети,
Все люди, что живут на свете.
Вся музыка – волшебная страна
А – без неё и жизнь скучна.
В трёх королевствах побываем
И многое мы там узнаем.
О чём идёт речь в этом стихотворении?
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
— Как вы думаете, с какой целью мы проводим этот урок?
— Ребята. Раз мы уже знакомы с «Тремя китами» может, отправимся к ним в гости? В королевство «Трёх музыкальных жанров». Согласны?
Тогда давайте закроем глазки и в путь.
(звучит волшебная музыка)- «В гостях у сказки»
— Ой. Послушайте внимательно, кто – же нас встречает?
(звучит торжественный марш)- «Марш» из балета «Щелкунчик»
— Какой характер у марша?
— Что хотелось делать под эту музыку?
(учитель открывает карточку с изображением кита – марш).
— А какие марши вы знаете?
— Вы согласны быть войском кита?
— Класс «Равняйся», «Смирно», «На месте шагом марш»
(звучит музыка) – «Марш оловянных солдатиков» П. И. Чайковский
(дети маршируют вместе с учителем, учитель читает стихотворение)
Марша героизм и дух
Просто кровь застынет в жилах
Поразит ваш тонкий слух
Этих строгих нот слиянье,
Мужество солдат в звучанье,
Неотступность и борьба
Зов к победе и стрельба.
(дети вместе с учителем исполняют попевку «Барабан»).
(звучит музыка) – «Полька»
— Что мы будем делать под танец?
— Где можно услышать танцевальную музыку?, когда и почему люди танцуют?
(учитель открывает карточку с изображением кита – танец).
— Какие движения вам хотелось выполнять под этот танец?, какой характер?
— А какие танцы вы ещё знаете?
— Какой характер у вальса? Какие краски вы использовали – бы?
Кит – танец приглашает нас всех на бал.
Сейчас будет звучать «Вальс», а мы движениями своих рук постараемся передать плавность и кружение этой прекрасной музыки. (приём пластического интонирования).
(звучит музыка)- «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковский.(учитель под музыку читает стихотворение)
По паркету след ложится
От летящих лёгких пар.
Если ты ещё не стар,
То почувствуй наслажденье
От мелодии, движенья.
— Вам понравилось в гостях у кита – танец?
— Давайте отблагодарим его за гостеприимство русской плясовой.
Попляши, пустись в присядку,
По – молодецки встрепенись,
В танце быстром закружись
Всё без строгого порядку!
(исполнение русской народной песни «Я с комариком»).
У:- Молодцы! Вы не устали путешествовать?
— Тогда отправляемся дальше в путь, нас ждёт третье королевство.
Одно королевство осталось у нас
Мы побываем в нём прямо сейчас
Нас ПЕСНЯ (ДЕТИ ХОРОМ) весёлая вдаль увлечёт,
Подарит всем солнце и к звёздам полёт!
(учитель открывает последний жанр, КИТ – ПЕСНЯ )
— Какие они бывают по характеру?
(исполнение песни) – «Чему учат в школе» В. Шаинский
(звучит «Кукольная колыбельная»)- видео
— Какая песня прозвучала?
— Посмотрит, нас вышли провожать сразу – же все три кита.
— А в музыке мы сможем услышать сразу – же несколько музыкальных жанров?
(исполнение песни) – «Весёлый музыкант» Филлипенко
— Ребята, вам сегодня понравился наш урок?
— А кому – бы хотелось вам рассказать об этом уроке?
— Что – бы вы могли рассказать об этом уроке?
— есть много видом марша, но их объединяет одно, под все марши мы будем маршировать
— под танец мы будем танцевать
— а в жанре песня, мы можем встретить сразу – же всех «трёх китов».
— В завершении нашего урока, давайте подарим всем песню.
(исполнение песни) – «Дарите музыку»
— Вы сегодня большие молодцы!
— И я вам приготовила творческое задание, нарисуйте в альбомах «Путешествие в королевство трёх китов».
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1023286
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Три кита в музыке
Таких примеров существует бесчисленное количество, так что рассмотрим эти три кита в музыке более подробно.
Первый кит: Песня
Безусловно, песня является одной из древнейших форм искусства, где наряду со словами присутствует, не сложная и легко запоминающаяся мелодия, которая передаёт общее настроение слов. В широком понимании песня это всё то, что поётся, одновременно сочетая слова и напев. Может быть исполнена как одним человеком, так и целым хором, с музыкальным сопровождением либо без него. Встречается в повседневной жизни человека ежедневно – изо дня в день, наверное, с момента, когда человек начал внятно формировать свои мысли словами.
Второй кит: Танец
Также как и песня, танец относится к истокам зарождения искусства. Во все времена люди выражали свои чувства и эмоции посредством движений – танца. Естественно для этого требовалась музыка, чтобы лучше и чётче передавать в движениях суть происходящего. Первые упоминания о танцах и танцевальной музыке обнаружены во времена древнего мира, в основном это ритуальные танцы, выражающие уважение и почет различным божествам. Танцев на данный момент существует достаточно много: вальс, полька, краковяк, мазурка, чардаш и многие другие.
Третий кит: Марш
Автор – Станислав Колесник
И напоследок, посмотрите клип группы “Яхонт” на замечательную русскую народную песню “Чёрный ворон”:
Разработка урока на тему: «Страна певучих мелодий. Три кита в музыке»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
«Страна певучих мелодий.
Цель урока: Обобщить знания учащихся по теме «Три кита в музыке». Способствовать повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления. Создать условия для размышления – что такое счастье? Способствовать сплочению класса, создать положительный эмоциональный фон в конце урока.
здоровьесберегающая – сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, используя смену деятельности и применяя разнообразные формы ведения урока; снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус.
1. положительное отношение и интерес к уроку;
2. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.
1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.
2.Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
1. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
1.Участие в совместной деятельности
2.Умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Тип урока: обобщающий.
Вид урока: Урок-путешествие
Оборудование и материал ы:
— проектор для м/м слайдов,
— экран, фортепиано, ноты, цветная шифоновая ткань, цветы, экран для рисования, краски.
Ход урока:
(ссылка на доску с презентацией и музыкальным материалом к уроку)
1.Организационный момент.
1.1 Вход в класс под песню А. Ермолов «Мир волшебных мелодий».
1.2 Музыкальное приветствие, способствующее психологическому настрою.
Прозвенел звонок для нас,
Все вошли мы дружно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем,
И скорей урок начнем.
1.3. Постановка учебной задачи.
Звучат отрывки «Песня, танец и марш».
Учитель : рассмотрите картину.
— Кто на ней изображен? (Девушка, играющая на музыкальном инструменте)
— Как звучит ее мелодия? (три характера: грустно, напевно; танцевально, игриво; маршеобразно, торжественно)
Учитель: Что это за страна и как зовут чудесную Фею?
Дети : Это страна певучих мелодий. Правит этой волшебной страной – Королева Мелодия.
Учитель: с какими китами познакомила нас Мелодия?
Дети: песня, танец, марш
2.Сообщение темы, цели.
Учитель: Молодцы. Сформулируйте тему урока.
Дети: « Путешествие в страну певучих мелодий», «Три кита в музыке»
Учитель: Мы закрепим знания, полученные в 1 четверти.
Учитель: Добраться в страну Певучих Мелодий нам поможет Музыкальная карта. Внимательно её рассмотрите.
Учитель : В каких городах мы с вами побываем.
Учитель: Путь нам укажет музыкальный капитошка.
Дети следят за капитошкой. Рассказывают, какой город их ожидает впереди.
Учитель: Наш путь будет начинаться от станции волшебная. На музыкальной дорожке нам повстречались три кита.
Учитель: Послушайте, один из китов хочет открыть нам двери в город «Эмоций». Угадайте какой?
Слушание кита песня.
Учитель: вы узнали, какой кит хочет открыть нам двери в город «Эмоций»
В Волшебном городе Эмоций нашим помощником и другом будет музыка. Сейчас вы услышите удивительные звуки. Оживить их нам поможет волшебная ткань. Возьмите ее. Вы можете её на себя накинуть, каким-то образом завязать или просто взять в руки. Прислушайтесь к звукам и начинайте совершать различные движения. Пусть ткань вам в этом поможет».
Звучит «Итальянская песенка» П. Чайковского. Дети танцуют.
Учитель: Какие чувства возникли у вас во время удивительного танца в городе Эмоций?
Учитель: Какие эмоции испытали? Покажите мне лицом.
Дети показывают свои эмоции.
Учитель: Молодцы. Мы продолжаем наш путь в страну певучих Мелодий.
Капитошка покажи нам путь.
На музыкальной дорожке мы повстречали строение песни. Определите по цветовой гамме ее строение.
Дети определяют построение песни.
Учитель: Мы попали в город сказка.
Я хочу пригласить в одну волшебную, сказку – Счастья.
Для того чтобы оказаться в этой сказке, мы с вами должны выполнить одно условие. Нужно будет сейчас всем сесть по удобнее, закрыть глаза и не открывать до тех пор, пока не услышите звон волшебного колокольчика.
И так… реснички опускаются,
Мы в волшебную страну с вами отправляемся…
Звучит спокойная музыка «Волшебная» в центре кабинета на полу раскладываются большие “Волшебные цветы”.
Вот и лёгкий ветерок
Наших щёк касается,
Солнышко лучистое всем нам улыбается.
Здесь нам дышится легко,
Ровно, ровно, глубоко.
Вот поляна перед нами
С необычными цветами…
Здесь и бабочки кружатся,
На цветы они садятся.
Вот и ветер, наш дружок
Всем принёс он холодок.
Колокольчик он задел,
— Ребята, вот мы с вами и оказались в сказке Счастья на волшебной цветочной поляне. Здесь цветы умеют разговаривать между собой. А вы хотели бы, услышать, о чём разговаривают цветы, как живётся им на этой поляне?
Учитель: Для того чтобы немного побеседовать с ними – нужно представить себя такими же красивыми цветами.
Давайте все выйдем из-за парт и зайдём на волшебную поляну. Сейчас нам нужно будет присесть и представить что…
Мы маленькие семечки, семена волшебных цветов. Тёплый луч солнца упал на землю, на эту полянку. Он обогрел каждое семечко, а из семечек проклюнулись росточки, и под свою нежную волшебную музыку они начали расти.
Звучит П. Чайковский «Вальс цветов». Дети танцуют
Учитель: Они росли, росли (дети медленно встают) и выросли, и стали прекрасными Цветами. Какие чудесные сказочные цветы! Присаживайтесь.
Теперь, когда вы все превратились в цветы, можно услышать разговор волшебных цветов.
Не скучно ли вам, не грустно ли вот так всё время расти на полянке?
О нет. Нам никогда не бывает скучно. Мы умеем разговаривать и поэтому, часто рассказываем, друг другу, лесные новости, обожаем играть в мячик капельками росы, вместе радуемся солнышку и тёплому дождику. А если вдруг кому-то из цветочков становится грустно, это у нас бывает очень, очень редко, мы все вместе утешаем и успокаиваем цветочек, окружаем его своей заботой, любовью, нежностью, лаской и у цветочка сразу становится замечательное настроение, он становится рад от того, что его любят. Мы очень дружны между собой, и очень любим, дарить радость всем, кто оказывается рядом с нами.
Учитель: Спасибо цветочки за ваш рассказ. (Учитель звенит в колокольчик).
Сказка о счастье на волшебной поляне закончилось.
Ребята вам понравилось быть волшебными цветами?
Учитель: Что вам помогло почувствовать радость и счастье на станции «Сказочная».
Ответ детей: Нам помогла почувствовать счастье музыка?
Учитель: Какою она была?
Учитель: капитошка, укажи нам следующий город.
Дети: Следующая музыкальная тропинка приведет нас в город Релаксоград.
Учитель: на музыкальной дорожке нам повстречались типы голосов.
Вспомните и назовите типы голосов.
Дети называют типы голосов.
Учитель: Мы с вами оказались в городе Релаксоград. На необитаемом острове.
Релаксация «Тропический остров».
Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Вы видите прекрасный волшебный остров. Это может быть место, где вы однажды побывали или видели на картинке, или любое нарисованное вашим воображением.
Каждый из вас – единственный человек на этом острове. Кроме вас – только добрые звери, птицы и цветы. Какие звуки вы слышите? Послушайте их. Какие запахи вы чувствуете? Понюхайте их.
Вы видите чистый берег чистую прозрачную голубую воду. Поплавайте в море. Какое оно теплое. Ласковое. Светит ярко солнышко. Обогревает вас своими теплыми лучами.
Как вы себя чувствуете там? Ведь каждый из вас здесь совершенно один. Захватите это чувство с собой. Возвращайтесь назад в класс. Теперь вы можете представлять этот остров, когда захотите. Отправляйтесь в свой собственный райский уголок, на свой чудесный остров, когда захотите в любое время.
Мы с вами отдохнули. И продолжаем путь по музыкальной тропинке. Капитошка укажи нам дорогу.
Учитель : куда приведет нас последняя дорожка (ответы)
Учитель: на музыкальной тропинке нам повстречалась дыхательная гимнастика «Ладошки» и распевка.
Презентация слайд 28
Давайте ее исполним.
Дыхательная гимнастика. Распевка.
Учитель: Вот мы с вами и добрались до страны Певучих мелодий. Королева Мелодия любит петь разные песни. Давайте послушаем, какую песню сегодня поет Королева.
Звучит отрывок песни. «Воробьиная песенка». Дети отгадывают.
Учитель: Я предлагаю вам исполнить песню.
Исполнение песни «Воробьиная песенка»
Учитель: Наше путешествие закончилось. Я думаю, Королева Мелодия была довольна нами.
4. Подведение итога. Рефлексия.
Учитель: Какую цель мы с вами поставили в начале урока?
— Кто помог нам добраться до страны певучих мелодий.
Учитель: В каких городах мы побывали?
Учитель: Кого встретили на музыкальных дорожках?
Учитель: Какая музыка звучала на протяжении всего урока.
Предлагаю отобразить свой внутренний мир с помощью красок на экране, нарисуйте то, что вы почувствовали сегодня на уроке.
Дети самостоятельно подбирают краски и рисуют пальцами на фоне музыки.
Учитель : Давайте встанем. Вытянем наши ладошки. Они сберегли наш внутренний мир и скажем «Спасибо за урок».