Три богатыря о чем былина
Правда о трех богатырях
Пожалуй, нет человека, который бы не знал картины В.Васнецова, на которой изображена богатырская застава – три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Она экспонируется в Третьяковской галерее. Большинство воспринимает героев этого полотна, как сказочных персонажей, однако все они – вполне реальные лица.
Родители Ильи Муромца были крестьянами. В былине мы читаем: «Тридцать лет и три года сиднем сидел детище… Шли калики перехожие, он им дал воды напиться, а они ему сказали: «Встань и иди, богатырем земли русской будешь». Так Илья под влиянием их внушения избавился от паралича ног.
Илья Муромец был не просто богатырем, обладающим несокрушимой силой, но и христианином, сила духа которого еще выше его физической мощи. Не напрасно же бесстрашный защитник Руси Православной и Народа Христианского, на склоне лет принявший иноческий постриг, преподобный Илья Муромец причислен после смерти к лику святых, и его мощи поныне покоятся в Киево-Печерской Лавре.
У изголовья его гробницы есть надпись: «Илья из града Мурома». Тестирование останков показало: погребенный мужчина погиб в возрасте 40-45 лет. На грудной клетке – колото-резаные раны, как от копья или кинжала. Видимо они и стали причиной смерти. А каким образом монах Илья вновь оказался в сражении, остается только гадать. Современные исследователи установили, что рост у Ильи был 177 см. По сегодняшним меркам не богатырский, но для своего времени – выше среднего. Кстати, силу Ильи легенда не преувеличивала. Редкое заболевание привело к утолщению костей, увеличению мышечной массы и сделало его истинным богатырем.
За несколько лет до кончины, как явствует из церковных книг, святой Илья сподобился дара чудотворения. По сей день, его нетленные мощи являются источником неизвестной науке энергии, о чем свидетельствуют посетители Лавры.
Кем же был Добрыня? Кстати, ему посвящена еще одна картина Васнецова – «Бой Добрыни Никитича с семиголовым Змеем Горынычем», олицетворяющая борьбу православия с язычеством на Руси.
Добрыня был сыном князя Мала, восставшего против князя Игоря и сосланного за это в Любеч. Историк А.Членов пишет: «Десять лет сын узника проводит в рабстве за унизительной работой – скрести коней, мыть посуду, прислуживать в горнице и у ворот…» Но жестокая школа не сломила юношу. В 970 году князь Святослав направил его со своим малолетним сыном Владимиром княжить в Новгород.
В 988 году князь Владимир, прозванный в народе «Красным Солнышком» провозгласил христианство государственной религией на Руси. Не у всех это нашло понимание. В Новгороде массовым крещением горожан руководил Добрыня, за что сторонники язычества разрушили его дом и убили жену.
Полководец Добрыня совершил целый ряд победоносных походов, участвовал в формировании дружин русских богатырей, командовал флотом, создавал оборонительные рубежи, которых не знала средневековая Европа. Это и позволило ему навечно остаться в людской памяти.
Былины сборник «Русские богатыри и героические сказки»
Читательский дневник по сборнику «Русские богатыри и героические сказки»
Название произведения: «Русские богатыри. Былины и сказки»
Жанр: сказка, былина.
Главные герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко, Никита Кожемяка.
Характеристика главных героев сборника:
Илья Муромец — Самый сильный и добрый богатырь. Честный и прямой.
Решительный и смелый. Защищает народ, а не князя.
Добрыня Никитич — Могучий и находчивый богатырь.
Не теряется в сложных ситуациях, может драться даже шапкой с песком.
Алёша Попович — Самый хитрый богатырь. Находчивый, но трусоватый.
Никогда не лезет на более сильного соперника.
Садко — Богатырь и гусляр. Купец.
Хвалился своим богатством, но исправился и стал добрым и честным.
Никита Кожемяка — Очень сильный богатырь. Простой человек из народа.
Пожалел деток и женщин. Победил змея не только силой, но и хитростью.
Краткое содержание сборника «Русские богатыри»
Много великих богатырей родила русская Земля.
Тридцать три года лежал Илья, но встал на защиту Родины и много подвигов совершил.
Победил Добрыня Змея хитростью, а потом и силой своё взял.
Отправился Садко в подводное царство и спас от бури корабли.
Заступился за деток малых Никита Кожемяка и победил огромного змея.
Много других подвигов совершали русские богатыри во славу народа.
Краткое содержание отдельных былин и сказок сборника:
1. Вольга Всеславьевич.
С детства Вольгу учили понимать язык зверей, биться с мечом и прочим наукам.
Вскоре создал Вольга свою дружину и отправился в чистое поле.
Никто не мог сравниться с Вольгой силой и умением добывать зверя.
Узнал Вольга, что собирается на Русь Салтан Бекетович и отправился в его лагерь.
Испортил Вольга луки, мечи, подпруги у коней.
2. Микула Селянинович.
Встретил Вольга в поле оратаря, и никто из его дружины не смог поднять сохи пахаря.
Оказалось, что зовут пахаря Микула Селяниович, и одной рукой он соху выдёргивал.
Отправились Волга и Микула вместе в город Ореховец, подати собирать.
А лихие люди, купцы, мост через реку подломили.
Но перепрыгнули богатыри через реку и наказали строго купцов-лиходеев.
3. Святогор-богатырь.
По высоким горам скакал Святогор, с вершины на вершину перепрыгивал.
Увидел он странника с сумой, и долго догонял его.
А догнав, попытался суму поднять, да только сам по пояс в землю ушёл.
Был то Микула Селянинович, а в суме у него тяга земная лежала.
Предсказал Микула Святогору невесту и нашёл богатырь больную девушку.
Но выздоровела девушка чудесным образом и стала женой Святогора.
4. Алёша Попович и Тугарин Змеевич.
Отправился Алёша в Киев с посольством и увидел за столом Тугарина.
Плохо вёл себя Тугарин, богатырей оскорблял, с княжной рядом сидел.
Не стерпел Алёша, вызвал Тугарина на бой, а княжна ругала его.
Летал Тугарин на крыльях бумажных, но Алёша помолился, и дождь пошёл.
Упал Тугарин на землю, и срубил его голову Алёша Попович.
5. Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча.
Купался раз Добрыня в реке, и налетел на него Змей Горыныч.
Подобрал Добрыня шапку, песком наполнил и сшиб Змея Горыныча.
Обещал Змей Горыныч на Киев не летать, но княжну Забаву похитил.
Отправился Добрыня к Змею Горынычу и потоптал его змеёнышей.
Не хотела земля кровь змеиную принимать.
Но ударил Добрыня землю плёточкой, и ушла кровь.
6. Первый бой Ильи Муромца.
Наказал Илье отец всегда за правду стоять и родину защищать.
Отправился Илья в Киев, а по дороге гору каменную в реку скинул.
Увидел Илья под Черниговым полчища татарские, и схватил дуб столетний.
Стал Илья дубом недругов бить, и до царевичей татарских добрался.
Стали царевичи милости просить, и отпустил их Илья.
А благодарные черниговцы просили Илью воеводой стать, но спешил богатырь в Киев.
7. Илья Муромец и Соловей-разбойник.
Скакал Илья в Киев прямой дорогую, и встретился ему Соловей-разбойник.
Засвистел Соловей, но выстоял Илья и сшиб разбойника стрелой.
Привязал Илья Соловья к коню, и в Киев повёз.
Дочери разбойника хотели отца спасти, но запретил им Соловей вмешиваться.
Привёз Илья Соловья в Киев, а князь требует доказательств.
Засвистел Соловей, все попадали, а Илья ему голову отрубил.
8. На заставе богатырской.
Стояла в степи застава богатырская и сторожили воины границы Руси.
Увидел Добрыня след чужой, и стали богатыри думать, кого послать за нахвальщиком.
Поехал следом Добрыня, но увидел силу страшную и назад повернул.
Поехал Илья Муромец, удивился силе нахвальщика, но не отступил.
Долго дрались Илья и нахвальщик, и помогла богатырю родная земля.
Одолел Илья нахвальщика и отправил его восвояси.
9. Три поездки Ильи Муромца.
Ехал Илья Муромец по дороге, и на развилке камень-указатель увидел.
Поехал Илья туда, где убитым быть, и разбойников встретил.
Победил Илья разбойников, вернулся к камню и надпись исправил.
Поехал туда, где женатому быть, и девицу коварную встретил.
Победил Илья девицу, выпустил пленников, вернулся к камню и исправил надпись.
Поехал Илья, где богатому быть, нашёл золото и раздал бедным.
10. Садко в подводном царстве.
Понравился бедный гусляр Садко морскому царю, и помог он ему богатым стать.
Заносчивым стал Садко и всё своё богатство проспорил.
Одумался Садко, стал корабли по морю водить, а морской царь его к себе позвал.
Отправился Садко к морскому царю, играть стал, а на море буря поднялась.
Помог Садко советом святой Микола, и вернулся гусляр в Новгород.
11. Бой на Калиновом мосту.
Стало разорять землю русскую чудо-юдо, и три брата отправились на бой с чудищем.
Остановились они у Калинова моста и по очереди караулили.
Третье чудо-юдо одолевать стало, и разбудил Иван коня. Помог конь Ивану победить чудо-юдо.
Жёны чудовищ хотели отомстить богатырям, но Иван подслушал их замыслы.
В дороге изрубил Иван ковёр, колодец и яблоню, а потом и свинью победил, мать чудовищ.
11. Никита Кожемяка.
Повадился змей девиц в Киеве похищать, а однажды царскую дочь похитил.
Стал царь искать богатыря, что со змеем справиться сможет, и указали ему на Никиту Кожемяку.
Не хотел Никита в бой идти, ведь не богатырём он был, но пожалел детей и женщин.
Обмотался Никита верёвкой, придушил змея, а тот предлагает землю разделить.
Запряг Никита змея, стал землю делить, а потом и море.
12. Медное, серебряное и золотое царства.
Похищает колдовской вихрь царицу, а её сыновья отправляются на поиски.
Иван-царевич находит стеклянную гору, на которой расположены три царства.
Он находит Елену Прекрасную и свою мать, которая подсказывает, как справится с вихрем.
Иван побеждает Вихрь, но коварные братья бросают его на стеклянной горе.
Иван находит волшебную палочку и оказывается дома.
Елена Прекрасная узнаёт своего спасителя, Иван прощает братьев, и все женятся на царевнах.
Читательские дневники по каждому произведению сборника «Русские богатыри и героические сказки»:
Героические сказки:
Основная мысль сборника «Русские богатыри»
Главная мысль сказок и былин в том, что богата богатырями земля русская.
Основная идея сборника в том, что всегда есть кому защитить Родину в трудные годы.
Чему учит сборник
Былины и сказки этого сборника учат мужеству и решительности.
Учат любить свой народ и родную землю.
Учит защищать Родину и не отступать ни перед каким врагом.
Учит проявлять смекалку и хитрость в бою.
Учит быть честными, добрыми и отзывчивыми.
Краткий отзыв по произведению «Русские богатыри» для читательского дневника
Прочитав этот сборник, я поняла, что мне очень нравятся богатырские былины и сказки русского народа.
Их герои — настоящие богатыри, которые не думая встают на защиту простых людей, а честно выполняют свой долг и часто ссорятся с мелочным и завистливым князем.
Больше всего мне нравится могучий Илья Муромец, самый великий русский богатырь, для которого не было ничего не возможного.
Илья никогда не думал о себе, он служил не князю, а народу, и ради счастья простых людей совершал свои подвиги.
Я всем советую прочитать произведения этого сборника и подумать о том, что мало любить свою Родину, надо уметь её защищать.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Играл Садко сутки, играл и другие
Да играл ещё Садко и третии —
А всё пляшет царь морской во синем море.
Во синем море вода всколыбалася,
Со жёлтым песком вода смутилася,
Стало разбивать много кораблей на синем море,
Стало много гибнуть именьицев,
Стало много тонуть людей праведных.
Пословицы к сборнику:
Богатырская рука один раз бьёт.
Богатырь умрёт, а подвиг его в народе живёт.
Цикл «Три богатыря»: краткое содержание
Все, что нужно помнить перед походом в кино
28 декабря состоится самая долгожданная зимняя премьера — очередная часть «богатырской» анимационной серии с заголовком «Три богатыря и принцесса Египта». И пока ранние зрители делятся довольно противоречивыми впечатлениями, а билеты на сеансы сметаются быстрее мандаринов и рыбных консервов 30-го января, мы напомним, что творилось в предыдущих семи частях франшизы. Коротко, тезисно и равно в том объеме, который вам пригодится при просмотре очередных богатырских приключений.
Кстати, вы знаете, что на данный момент эта серия называется окталогия? Да-да, «Три богатыря и принцесса Египта» — это восьмая часть. Живите с этим.
«Алеша Попович и Тугарин Змей»
Что произошло: Тринадцать лет назад кинокомпания «Мельница» выпустила в прокат свое первое детище на тему русских народных сказок. С тех пор «Алеша Попович» за режиссерством Константина Бронзита крепко засел в умах зрителей, особенно повзрослевших: все помнят, что было свежо, весело, позитивно и очень-очень легко. Фильм эпично провалился в прокате, зато собрал букет наград и до сих пор считается одним из лучших современных российских полнометражных мультиков.
О чем: Непутевый богатырь Алеша в компании наставника Тихона противостоит ордынцам во главе с Тугарином. Эпизодически к Алеше присоединяется влюбленная в него Любава, ее бабуля и два непарнокопытных — ослик Моисей и конь Юлий, да, тот самый, что сейчас среди главных героев числится. Все вместе они умудрились одолеть злодея и вернуть большущий ком золота, которое сначала неблагоразумно использовали в качестве приманки.
«Добрыня Никитич и Змей Горыныч»
Что произошло: Второй богатырский «сольник» вышел не под Новый год, а аж в марте. Со сборами все было примерно так же, как и с первой частью, так что по плану третья должна была завершить эту славную историю. Но вернемся к Добрыне — он также получил достойную оценку от зрителей, длится совсем чуть-чуть больше часа и в целом считается уступающим «Алеше Поповичу», но минимально.
О чем: С этой части и насовсем киевский Князь выходит в роль заметного источника неприятностей. Ну, по крайней мере одного из. Здесь он оказывается нехорошим дядей, который чинит препоны браку своей племянницы Забавы по любви. Расчет — наше все, особенно если в женихах сам азартный гений Колыван, у которого среди должников и Змей Горыныч, и Баба-Яга, и даже крымский хан ходят. Причем тут Добрыня Никитич? Богатырь вместе с возлюбленным княжны Елисеем пытаются разобраться в этой каше с похищением и долгами, и у них это получается. Аферист Колыван наказан, злодеи побеждены, справедливость восстановлена, свадьба состоялась.
«Илья Муромец и Соловей-Разбойник»
Что произошло: Одним словом — прорыв. Созданный в сжатые рамки и при крайне скромном бюджете мультфильм сорвал куш в прокате, с лихвой окупил предыдущие части и стал весомым поводом рисовать все остальные продолжения. Деньги — великая сила. Ну и былинных сюжетов еще хватало.
О чем: Бенефис последнего богатыря из классического былинного трио, а также его невероятного коня Бурушки, из которого золото так и сыплется, и будущей жены Ильи — Аленушки. Вместе с хитрованным Князем эта компания оказывается в Царьграде. Казну туда занесло из-за похищения, Бурушку — благодаря обману, Князь с Ильей попытались все вернуть, Соловей-Разбойник и жадный император Василевс — им помешать, а главной победительницей выступила суровая бабуська с клюкой. Суеверные старушки — страшная сила, никакой свист их не остановит!
«Три богатыря и Шамаханская царица»
Что произошло: Три богатыря и их жены впервые объединились ради правого дела. Весело, эпично и с размахом — как и полагается. Но уже тогда что-то пошло немного не так: средняя оценка зрителей заметно снизилась, ну и среди отзывов все чаще начинали мелькать фразы вроде «сага себя исчерпала». Но довольных все-таки осталось заметно больше.
О чем: Коварная и наделенная магическим обаянием Шамаханская царица в поисках вечной молодости привораживает к себе киевского Князя и женит на себе. Цель — слезы красавиц, которых у себя на родине она неосмотрительно извела. На эту самую родину приезжают богатыри в полном составе — выручать непутевого коня Юлия, а заодно и Князя, чего уж там. Вот только царица активно против, стравливает богатырей и сбегает на свадьбу в Киев, где состоялся циничный финал мультика — добравшиеся трудными путями домой богатыри всех победили, а с молодостью царицы неувязочка вышла, причем дважды. Злобный смех в конце мультика добавляет особую изюминку происходящему.
«Три богатыря на дальних берегах»
Что произошло: На рубеже 2012 и 2013 выходит пятая часть франшизы, и здесь наблюдается перелом в зрительском восприятии — мультфильм про взаимоотношения богатырей с туземцами зрителям в основном понравился меньше, чем предыдущие. Но при этом окупил себя вдесятеро (!), так что не странно, что Алеша сотоварищи продолжают приключаться в разных странах и обстановках.
О чем: Злодеи из предыдущих частей, Колыван и Баба-Яга объединились и свершили государственный переворот. Богатырей дальновидно сплавили бочкой куда подальше, соорудив поддельные копии, прикинулись другими личностями и почти свершили задуманное, но тут богатырские жены раскусили заговор и собрали партизанское восстание. Супостатов победили, и все вроде бы нормально. Но почти весь мультфильм Алеша с Ильей и Добрыней провели на экзотическом острове, где им преклонялись туземцы. Вернулись главные герои только под конец, в самый решающий момент, злодеев прогнали, клонов править островитянами отправили, тишь, гладь да благодать.
«Три богатыря. Ход конем»
Что произошло: В начале 2015-го года Конь Юлий наконец-то стал главным героем, вот только пошла ли ему эта роль — вопрос открытый. Основной вопрос к мультфильму звучит как «почему при такой завязке было скучно» и «где же все шутки?». Впрочем, часть зрителей признает: это лучше, чем дальние берега, явно прогресс и рост в хорошую сторону.
О чем: Конь Юлий случайно узнает о заговоре против Князя. Но вот незадача — одновременно все государственные вооруженные силы оказались где-то далеко, включая богатырей, так что непутевый монарх с болтливой лошадью сбегают от греха подальше. И проигрывают в азартные игры все царство, и не кому-нибудь, а Дубу. Да-да, дереву, оно тут главный злодей, тот еще мухлер. Богатырей он тоже в играх провел, и пока Князь с горя отстраивал новый Киев, Алеша с компанией придумывают план с использованием древнегреческой уловки и побеждают живую деревяшку. Конец.
«Три богатыря и морской царь»
Что произошло: Мы уже совсем близко — крайняя, седьмая богатырская часть вышла в прошлый Новый Год. Фантазия создателей вновь закидывает героев куда-то далеко, а заодно погружает весь Киев под воду. Шуток и ассоциаций про «дно» прозвучало пруд пруди, ну и споры о том, хуже эта часть предыдущих или «Дальние берега» по-прежнему самые неудачные, длятся до сих пор.
О чем: Богатырей и их жен поглотила бытовая рутина, из-за которой и силушки молодецкой у парней поубавилось. Развеяться и раздобыть средство для повышения той силы герои отправились в Китай. В их отсутствие Князь и конем Юлием снова наломали дров, точнее, способствовали затоплению Киева морским царем, решающим свои матримониальные проблемы. Разумеется, самая приглядная невеста нашлась среди богатырских жен, и на предстоящую свадьбу работали все, сами не зная, на ком царя женят. Когда обман вскрылся, развернулось сражение и… свадьба. Вовремя вылитое приворотное зелье решило дело в сторону всеобщего удовлетворение. Мир, добро, «мечты сбываются» и восьмая часть уже совсем скоро!
Три богатыря. Начало пути
Кто первым приходит на ум когда мы говорим о Древней Руси, особенно если рассматривать её не в историческом, а в культурном плане? Конечно же разнообразные фольклорные герои, и произошло это не спроста. Как то так сложилось, что религия славян дошла до нас в крайне обрывочном виде. От большинства традиционных старославянских богов мы знаем лишь имена, да те функции которые они выполняли в пантеоне. О каких то интересных историях о них, похожих на греческие или скандинавские мифы, мы просто не знаем. Они конечно же должны были существовать, но к несчастью не были сохранены в надлежащем виде.
Отчасти это случилось из-за отсутствия централизованной религии, отчасти из-за очень масштабного и резкого перехода в православие. Но при этом российский фольклор не просто пережил христианизацию, но и до сих пор является частью массовой культуры. Условные Баба-Яга и Кощей Бессмертный без проблем перебрались в детские сказки и ими по-прежнему, как и многие столетия назад, пугают детей. Да и былины о богатырях можно без проблем найти в любой библиотеке, а их образ активно используются в массовой культуре. О них мы сегодня и поговорим, точнее об их одном конкретном, и наверное самом популярном среди современных детей их воплощении.
Как вы уже догадались речь у нас пойдёт о серии мультипликационных фильмов «Три богатыря». Эта линейка анимационных лент созданная отечественной студией «Мельница», наверное самым крупным и известным создателем полнометражных мультфильмов в России. И «Три богатыря» их самая успешная и долгоиграющая франшиза, прожившая уже девять номерных частей и один спин-офф. Вот только качество самих мультфильмов постепенно падает, и по всей видимости, это не только моё мнение. И нет, дело не в том, что я вырос. Даже сейчас пересматривая ранние части, особенно сольные, я испытывал огромное удовольствие от увиденного.
Поэтому я предлагаю кратко пройтись по этой огромной и самобытной серией и понять, что же именно поменялось в самих фильмах. Ведь над ними работало немало людей наделённых своим уникальным видением и каждый привносил во франшизу что-то своё. Но перед этим предлагаю совсем кратко поговорить о самой студии.
Учитывая ситуацию на рынке отечественной анимации, «Мельница» может считаться настоящим ветераном индустрии. Ведь компания была основана в 1999 году, правда поначалу занималась она короткометражными мультфильмами и так и не вышедшим целиком мультсериалом. Первым полнометражным мультфильмом стал не слишком известный «Карлик Нос». А вот со второго полного метра началась уже история богатырей. С тех пор прошло много лет, и среди активов студии есть несколько успешных франшиз таких как: «Три богатыря», «Иван Царевич и Серый волк» и «Урфин Джус». Так же студия по-прежнему создаёт самостоятельные полнометражные мультфильмы и работает над несколькими крупными мультсериалами.
Алёша Попович и Тугарин Змей
Ну что тут можно сказать, именно с «Алёшы Поповича» по сути и начинается реальная история студии. Да что уж там, именно с него отчасти стартует возврат зрительского интереса к российской анимации. Всё же несмотря на наличие отдельных хитов, наподобие «Незнайки на Луне» и «Братьев Пилотов» мультипликация в девяностые переживала очень непростые времена. Качественные проекты выходили невероятно редко, и ещё реже они попадали в кинотеатры. Основные просмотры сосредотачивались на телевидении и видеокассетах.
Поэтому выпуск мультфильма на большие экраны в 2004 году был шагом смелым, если не сказать отчаянным. При этом наивно считать, что показ «Алёшы Поповича» в кинотеатрах стал каким то невероятным успехом. Если быть совсем честным, он даже свой бюджет не отбил. Но при этом сборы были достаточными, чтобы продюсеры увидели потенциал как этого конкретного фильма, так и российской полнометражной анимации в целом. Тем более авторы не ограничились одним показом в кинотеатрах, но и выпустили мультфильм на видеокассетах и продали права на телевизионную трансляцию сразу нескольким каналам. Так что свой бюджет лента, пускай и не сразу, но отбила.
Режиссёром ленты выступил Константин Бронзит. Известный всем как автор двух короткометражных мультфильмов номинированных на Оскар, я говорю конечно про «Уборная история-любовная история» и «Мы не можем жить без космоса». Впрочем, в 2004 году до этих успехов было ещё далеко. Но Константин уже тогда был опытным и самобытным режиссёром имеющим послужной список из более чем десятка короткометражных мультфильмов, часть из которых была снята на легендарной студии «Пилот». Так же он занимался рекламными роликами и заставками для телешоу, и имел чёткое понимание, того, какие именно визуальные образы могут зацепить зрителя. Ну и конечно же он был невероятно заинтересован в успехе своего творения, ведь помимо режиссёрского кресла, занимал ещё и место художественного руководителя всей студии.
Мультфильм берёт за основу реальную былину «Алёша Попович и Тугарин Змей», но от души разбавляет её юмором, как словесным, так и визуальным. Как и в былине Алёша растёт не по годам боевитым, вот только в мультфильме он во всём руководствуется принципом «сила есть, ума не надо». Поэтому Алёша здесь насколько силён, настолько и простодушен. Что сильно отличает его от былинного, неоднозначного образа. Впрочем, несмотря на расхождения, персонаж получился настолько трогательным в своей наивности, что не умилятся ему просто не возможно.
Вообще персонажи сильнейшая часть всех фильмов о богатырях, особенно те из них что являются сквозными героями. И именно в «Алёше Поповиче» появилось немало постоянных героев, которые впоследствии будут кочевать из фильма в фильм. И речь тут не только о главном герое и его возлюбленной Любаве, невероятно скучный и бесящий персонаж кстати. Я говорю скорее о коне Юлии и князе Владимире, хотя Князь тут и появляется буквально в паре сцен, но этим появлением он заслужил своё место во всех последующих частях франшизы.
Юлий же наверное персонаж вызывающий самые противоречивые эмоции из всех героев серии, в принципе. Я понимаю, что авторы хотели создать наш ответ Ослу из «Шрека», но на мой вкус они перестарались. Хотя тут стоит признать, что как раз в «Алёше Поповиче и Тугарине Змее» он раздражает меньше всего. То ли из-за того, что это первое появление героя, то ли потому что здесь у него заметно меньше экранного времени, чем в будущих частях. Хотя мне из всего второстепенного состава, больше всего запомнился Тихон. А его взаимоотношения с Алёшей пускай и не идеальны, но очень душевны. И какой же Тихон шикарный стёб над самой концепцией наставника главного героя.
Вот только увлёкшись прописыванием положительных героев, авторы совсем забыли создать истории интересного антагониста. Нет Тугарин Змей шикарно выглядит, без шуток его дизайн просто восхитителен, и ещё круче звучит. Вот только нам его почти не представляют, он большой, злой и любит грабить русских, маловато для центрального злодея истории. На его фоне даже парочка дуболомов с дубинами охраняющих дерево-казино, смотрится невероятно мотивированными личностями. Кто они такие кстати? Я раньше считал, что так авторы представляют двоих из ларца, но нет те будут фигурировать в одном из более поздних фильмов.
«Алёша Попович и Тугарин Змей» прекрасный мультфильм для всей семьи имеющий приятный визуальный стиль, харизматичных персонажей и нормальный сюжет. О котором мы кстати не говорили, но это было сделано осознано. История предельно проста и бесхитростна, но при этом не вызывает раздражения какой-то тупостью. Так что у студии Мельница вышло создать интересный и запоминающийся мультфильм и тем самым заложить крепкое основание для всей франшизы.
Добрыня Никитич и Змей Горыныч
Учитывая успех «Алёши Поповича» выход продолжения был неизбежен, но студия «Мельница» сумела пойти по неожиданному пути и сделала историю об совершенно другом богатыре. И на мой взгляд это было смелое решение, которое себя полностью оправдало. Ведь авторы подарили нам не только новую историю со своими самостоятельными персонажами, но и новый взгляд на образ богатыря. Алёша Попович и Добрыня Никитич персонажи по-настоящему разные, как характером, так и своим положением. И если в первом фильме мы видели наивного юношу, то сейчас пришло время посмотреть на закалённого в боях ветерана.
Режиссёром выступил Илья Максимов, большинство людей вряд ли слышало его имя, но поверьте для «Мельницы» тех лет, он был ключевой фигурой. Он был одним из режиссёров их первого мультсериала «Приключений в Изумрудном городе». Так же дебют студии в полнометражной анимации «Карлик Нос», во многом именно его детище. По крайней мере визуальный ряд мультфильма точно его заслуга. В производстве «Добрыни Никитича» же он и вовсе успел поучаствовать на всех этапах. Даже грустно, что такой талантливый режиссер позже ушёл делать анимацию для детей, и работал почти над одними «Смешариками».
Сам образ Добрыни Никитича, в мультфильм перенесён без особых вольностей. Нет интеллекта ему конечно сильно поубавили, но основные черты характера авторы всё-таки сохранили. Ведь, что в былинах, что в фильме, Добрыня в первую очередь служилый человек приближённый к киевскому князю. Доверенное лицо последнего, невероятно сильный, но спокойный и очень рассудительный человек, которого можно отправить на сложное и деликатное задание. При этом в обоих произведениях подчёркивается ответственное отношение Добрыни к своей службе, он всегда старается оставаться верным своему слову и ждёт того же от других людей.
И авторы мультфильма будто бы понимали, что такой персонаж не будет интересен зрителям сам по себе. Поэтому перед нами разворачивается полноценное старорусское бадди-муви. В котором Добрыня и его напарник гонец по имени Елисей спасают наследницу князя — Забаву. И вся динамика ленты строится на разнице характеров этих героев. В какой-то степени это история о зарождении дружбы, но по мне ключевой момент в их взаимоотношениях это наставничество. Ведь Добрыня пускай и по началу нехотя, пытается научить Елисея быть настоящим воином.
Ещё несомненная часть успеха картины принадлежит ярким антагонистам, и нет я не про Змея Горыныча вынесенного в название лента. Хотя сюжетный поворот связанный с ним прекрасный пример деконструкции фольклора. Даже крымский хан Бекет являющийся третьестепенным антагонистом имеет свои счёты с Добрыней, а их встречу нам показываются ещё в самом начале ленты.
Что уж говорить о Колыване, не имеющем никаких реальных сил, но держащем в страхе целое княжество. Вообще через него авторы отлично показали, какой властью может обладать обычный человек имеющий богатство. И как он с молчаливого попустительства власти, которая у него в долгу может творить всё что ему заблагорассудиться. Единственная кто почему-то совсем не запоминается это Баба-Яга, её образ здесь слишком привычный и простой. К тому же её избушка, видимо знающая боевые искусства, перетягивает внимание с самого персонажа.
Визуально мультфильм стал выглядеть ещё краше, ну за исключением тех сцен, где авторы использовали компьютерную анимацию. Эти ужасные трёхмерные деревья нельзя простить даже учитывая год выхода мультфильма и его бюджет. Что же касается сцен выполненных в классической анимации, то к ним нет особых претензий, даже частота кадров будто выросла по сравнению с «Алёшей Поповичем». А ещё работа с лицевой экспрессией стала более аккуратной что ли, и гримасы теперь используются действительно по назначению.
На мой взгляд «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» самое цельное и прописанное произведение во всей серии фильмов. В нём есть почти всё, что делает мультфильмы столь любимыми зрителями. Разве, что количество визуального юмора стало меньше, чем в предыдущем фильме. Да сам титульный персонаж может показаться слишком простым и нераскрытым. Но тут как раз тот случай, когда характер героя раскрывается через его отношения с другими персонажами.
Илья Муромец и Соловей — Разбойник
Учитывая, что уже были выпущены картины об Алёше Поповиче и Добрыне Никитиче, вопрос о выходе сольного фильма об Илье Муромце даже не стоял. Единственное, что интересовало зрителей, так это дата его выхода. Премьера состоялась на следующий же год после выхода «Добрыни Никитича». И это был первый по-настоящему успешный в коммерческом плане мультфильм студии. Он не только принёс прибыль, но и сумел разом закрыть все долги оставшиеся с предыдущих лент. И это несмотря на то, что большинство зрителей считает его самым слабым сольным фильмом серии. Впрочем, в случае успешных франшиз, само имя уже начинает приносить прибыль.
Режиссёром мультфильма на этот раз выступил Владимир Торопчин. Ветеран студии являющийся аниматором почти всех их предыдущих работ. «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» стал его режиссёрским дебютом. И это если честно заметно, ведь несмотря на общее довольно высокое качество картины, ей не хватает какой-то самостоятельности. Как будто фильм делался с оглядкой на предыдущие две ленты серии и боялся хотя бы слегка отступить от их стиля. Впрочем, такая несамостоятельность была с режиссёром только в этом фильме, ведь впоследствии он начал довольно успешную серию «Иван Царевич и Серый волк». А вслед за ним поработал и над франшизой про Урфина Джуса. Также Владимир Торопчин участвует в производстве детских мультсериалов студии, но этим похоже заняты почти все режиссёры работающие в «Мельнице».
Сказать, что-то о характере Ильи Муромца довольно сложно, так как былинный образ описывал просто сильного и честного воина без каких то особо выраженных личностных качеств. Считать особо сильную степень патриотизма за черту характера богатыря довольно сложно, как впрочем и мужество. Так как мультфильм показывает нам Илью уже действующим богатырём, самая известная история о нём проходит мимом нас, в качестве отсылки к ней осталось только то, что в своём возрасте Илья Муромец по-прежнему живёт с матерью. Вся былина о Соловье-Разбойнике, вынесенная в название мультфильма и вовсе уместилась во вступление мультфильма.
Для меня одной из основных проблем мультфильма стал как раз таки скучный главный герой, которого на этот раз было некому оттенять. Образ Добрыни работал благодаря взаимодействию с Елисеем, у Ильи же постоянный равноценный спутник на протяжении фильма отсутствует. Есть конечно богатырский конь Бурушка, но он к счастью не разговаривает. Да, это первый фильм серии в котором киевский Князь получил нормальное количество экранного времени. И да авторы прекрасно раскрывают все черты характера этого героя. Вот только приличную часть хронометража они с Ильёй действуют независимо.
Ну и конечно же в этом фильме есть Алёнушка, первый удачный женский образ во всей серии. В отличие от других жён богатырей Алёнушка, человек со своими целями и стремлениями, самодостаточная личность выражаясь современным языком. Тогда как Любава и Настасья были стереотипными жёнами, одна заботливой, а вторая вечно пилящей. Конечно в серии была ещё и племянница Князя — Забава, но она своё экранное время получит ой как нескоро.
На этот раз с антагонистами всё вышло довольно занятно. С одной стороны есть харизматичный Соловей-Разбойник, обладающий занятной суперспособностью. Экшен сцен с ним не слишком много, но они, как правило, забавны. По мотивации же он типичный разбойник просто желающий как следует подзаработать грабежами. Но помимо него в истории есть ещё и Василевс. И по сути это чуть более властолюбивая и беспринципная копия киевского Князя. При этом забавно наблюдать как по мере развития сюжета он отдаёт приказы всё истеричнее и истеричнее. В экшен сценах за него конечно отдувается византийская армия, но поединки с ней какие-то скучные.
Авторы решили не менять, то что и так работает, по этому внешняя эстетика серии осталась нетронутой. Да в мультфильме почему-то стало больше экшен сцен, но сами по себе они не способны предложить ничего свежего. Разве что разозлившийся слон радует глаз, но по моему, мощность этого зверя авторы всё-таки недооценили. Ну и Царьград по стилю сильно отличается от древнерусских городов, что в общем то логично. Занятно правда, что византийцы ведут себя то ли как современные турки, то ли как египтяне. Хотя это наверное был самый простой способ сделать шутки понятными наибольшему количеству зрителей.
«Илья Муромец и Соловей-Разбойник» выглядит самым слабым сольным фильмом в линейке. Уж не знаю виноваты ли сжатые сроки разработки, или у авторов просто не было идей как сделать интересную историю об этом герое. Нет вы не подумайте ничего плохого, это всё ещё неплохой семейный мультфильм. Вот только во время его просмотра постоянно ловишь себя на мысли, что предыдущие мультфильмы уже делали всё это раньше.
Три богатыря и Шамаханская царица
Изначально планировалось, что история о богатырях будет законченной трилогией, в которой каждому из персонажей будет посвящён отдельный фильм. Но небывалый коммерческий успех «Ильи Муромца» изменил все планы студии. Учитывая, что на тот момент других успешных франшиз у «Мельницы» не было, идея продолжить своё самое прибыльное творение была более чем логичной. Я даже удивлён, что между лентами промежуток в целых три года. Скорее всего на момент выхода «Ильи Муромца» не было даже черновиков будущего продолжения, и после его выхода разработку только начали. И уже оглушительный финансовый успех этого фильма породил текущее положение вещей, когда новые фильмы о богатырях выходят через год.
Режиссёром проекта на этот раз выступил Сергей Глезин являющийся одним из основателей студии. Он кстати принимал и до сих пор принимает участие практически во всех проектах компании. Судя по списку его работ, возникает ощущение, что он единственный режиссёр монтажа во всей компании. А ведь на некоторых проектах он ещё и продюсером успевает быть. Видимо у человека какая-то феноменальная работоспособность, ничем иным я такие темпы производства объяснить не могу. «Три богатыря и Шамаханская царица» стал для него первой и на сегодняшний день последней режиссёрской работой. И да по сравнению с первыми лентами это довольно слабая и проходная картина. Но сейчас оглядываясь на все вышедшие о богатырях фильмы, приходит осознание того, что для дебютанта Сергей Глезин справился со своей работой в общем то хорошо.
Сама по себе идея свести всех трёх богатырей в рамках одной истории конечно была здравой. Ведь можно было бы показать разницу их характеров, тот же раздолбай Алёша явно бы не сразу принял серьёзный и даже фанатичный подход к службе, которого придерживается Добрыня. Да и в целом фильм по неведомой мне причине упускает самую важную часть всех подобных кроссоверов, а именно момент знакомства героев. Здесь же они видимо давно уже знакомы и являются если не друзьями, то по крайней мере близкими приятелями. А ведь даже в рамках текущего основного сюжета можно было показать, как разные герои объединяются в команду ради победы над особо хитроумным врагом. И мне кажется, что если бы я отвлёкся от экрана хотя бы на минуту, то на слух никогда бы не понял, какая реплика принадлежит Илье Муромцу, а какая Добрыне Никитичу.
Уже в этом фильме наметилась довольно странная тенденция, основными движителями сюжета в фильме про богатырей почему-то оказываются киевский Князь и конь Юлий. И я не хочу сказать, что это плохие персонажи, вовсе нет. Просто это ненормально, когда сюжет как минимум четырёх лент о богатырях, происходит из-за глупых решений кого-то из этой неугомонной парочки. Хотя в этом фильме завязка истории даже выглядит логично. Мне почему-то верится, что Князь мог захотеть жениться на женщине которую увидел только на картине. Особенно если она могущественная ведьма, способная одним взглядом подчинить себе любого мужчину.
Кстати о самой Шамаханской царице, я очень долго ломал голову откуда же авторы вытащили этого персонажа. Думал даже, что это такой оммаж на царицу Савскую, но ларчик открывался значительно проще. И простой поиск информации в гугле напомнил мне о том, что именно такой титул носила одна из героинь «Сказки о золотом петушке» Александра Пушкина. И образ её перенесли на экраны довольно интересно. Да конечно Пушкин не акцентировал внимание на её внешности, и тут шутка авторов сыграла в полную силу. Но вот властолюбивый и коварный характер этой злодейки мультфильм показал просто отлично. Да и её навыки соблазнения пускай и получили магическую природу были переданы в полной мере.
Но у мультфильма были и определённые проблемы. Из-за смещения акцентов повествования, богатыри перестали быть полноценными персонажами. Теперь они нужны только для того, что-бы бить морды противникам. Вместо того, что-бы развивать их характеры, авторы как будто бы уровняли всю троицу, лишив их индивидуальных черт. Разве, что Алёше Поповичу оставили идиотские шутки в качестве отличительной черты. И даже так это всё ещё могла бы быть история о богатырях, если бы экшен сцен было много. Но их на самом деле мало и сосредоточенны они в основном в финале.
Ну хоть юмор в этот раз оказался довольно уместным. Шутки идут от образов персонажей, а не персонажи совершают поступки ради появления шутки. На мой взгляд это правильный подход к построению юмора в подобных картинах. К тому же финал истории с Шамаханской царицей вышел по-настоящему остроумным и забавным. Жаль, только что именно в этой картине стало окончательно понятно, что авторы не желают изменять визуальный стиль серии. Он конечно приятный и запоминающийся, но поверьте если вы посмотрите все девять частей подряд, то начнёте замечать как много в них похожих сцен.
«Три Богатыря и Шамаханская царица» это всё ещё неплохой, хотя и не раскрывшийся в полной мере фильм. У него был огромный потенциал, но мы получили довольно скучную историю, который решительно не хватает каких то индивидуальных черт.
На этом нормальном, но ничем не выделяющемся фильме мы временно расстаёмся с богатырями. Я долго думал где именно проходит та грань, отделяющие неплохие части серии от совсем уж проходных. На мой взгляд уже «Три Богатыря на дальних берегах» пошли в каком-то странном направлении, но это уже совсем другая история…